Два Дерева Валинора
В Дж. Р. Р. Толкина Два легендариуме Дерева Валинора — Тельперион и Лорелин , Серебряное Дерево и Золотое Дерево, которые приносят свет в Валинор , райское царство, где живут ангельские существа. Два Дерева имеют огромный рост и источают росу, представляющую собой чистый волшебный свет в жидкой форме. Мастер эльф Феанор создает непревзойденные драгоценности — Сильмарили своим светом . Два Дерева уничтожены злыми существами Унголиантом и Мелькором , но их последний цветок и плод превращены в Луну и Солнце . Мелькор, теперь известный как Моргот, крадет Сильмарили, провоцируя катастрофическую Войну Драгоценностей. Потомки Тельпериона выживают, произрастая в Нуменоре , а после его разрушения — в Гондоре ; в обоих случаях деревья являются символами этих королевств. Уже много лет, пока в Гондоре нет короля, Белое Древо Гондора стоит мертвым в цитадели Минас Тирит. Когда Арагорн восстанавливает линию королей в Гондоре, он находит саженец, произошедший от Тельпериона, и сажает его в своей цитадели.
Комментаторы видели мифическую и христианскую символику в Двух Деревах ; их называют самыми важными символами во всем легендариуме. Их происхождение восходит к средневековым Деревам Солнца и Луны. Также были выявлены параллели с кельтской мифологией , где фигурирует несколько пар деревьев. Белое Древо Гондора также восходит к средневековому Сухому Дереву , символу воскресения . Верлин Флигер описала постепенное расщепление света Двух Древ в беспокойной истории Средиземья, отметив, что свет представляет христианский Логос . Том Шиппи связывает разделение эльфов на различные группы с «Двумя деревьями» и с «Прозаической Эддой», в которой говорится о светлых и темных эльфах ; Толкин рассматривает разницу между ними так, будто они совершили путешествие в Валинор и увидели свет Двух Древ.
Повествование
[ редактировать ]Прелюдия
[ редактировать ]Первыми источниками света для всего воображаемого мира Толкина, Арды , являются две огромные Лампы на центральном континенте, Средиземье : Иллуин, серебряный на севере, и Ормал, золотой на юге. Они созданы Валар , могущественными духовными существами, но свергнуты и уничтожены Темным Лордом Мелькором . [ Т 1 ]
Создание
[ редактировать ]Валар отступают в Валинор, чтобы поселиться на западном континенте, и там одна из них, Йаванна, Вала живых существ, вызывает к жизни Два Дерева, чтобы обеспечить новую пару источников света. Из них двоих Тельперион — мужчина и серебро, а другой, Лорелин, — женщина и золотой. Деревья стоят на холме Эзеллохар, за пределами Валимара, города Валар. Они растут в присутствии всех Валар, орошаемые слезами Валар жалости и скорби, Ниэнны . [ Т 1 ] Листья Тельпериона темно-зеленые сверху и серебристые снизу. [ Т 1 ] Его цветы белые, как вишневый цвет, [ Т 2 ] и его серебристая роса собирается как источник воды и света. Варда использовал росу, чтобы сформировать звезды на небе, готовясь к прибытию эльфов. У Лорелин листья молодой зелени, словно только что раскрывшиеся листья бука, отделанные золотом, а росу ее собирает Вала света Варда . [ Т 1 ]
Каждое Дерево, в свою очередь, излучает свет в течение семи часов (нарастая до полной яркости, а затем снова медленно убывая), при этом концы их циклов перекрываются, так что по одному часу каждый из «рассвета» и «сумерков» состоит из мягкого золота и серебра. свет излучается вместе. Каждый «день» сначала серебряного, а затем золотого света длится двенадцать часов. [ Т 1 ]
-
Арда в годы деревьев
-
Толкин заявил, что свет от Двух Деревьев Валинора попеременно то усиливался, то ослабевал, перекрываясь на час. [ Т 1 ]
Разрушение
[ редактировать ]Проходит бесчисленное количество «дней», пока Мелькор не появляется снова. Он заручается поддержкой гигантского паука Унголианта, чтобы уничтожить Два Дерева. Скрытый в облаке тьмы, Мелькор поражает каждое Дерево, и ненасытный Унголиант пожирает всю жизнь и свет, остающиеся в нем. [ Т 3 ]
Последствия
[ редактировать ]Яванна и Ниэнна пытаются исцелиться, но им удается только возродить последний цветок Тельпериона (стать Луной ) и последний плод Лорелин (стать Солнцем ). Они превращаются в летающие корабли, пересекающие небо, и каждым управляют духи того же «пола», что и сами Деревья: мужчина Тилион и женщина Ариен. Вот почему во «Властелине колец » Солнце называется «она», а Луна — «он». [ Т 4 ] Истинный свет Древ теперь обитает только в трёх Сильмарилях , драгоценностях, созданных эльфом Феанором с помощью света Двух Древ перед их уничтожением . [ Т 5 ]

Поскольку эльфы, впервые пришедшие в Валинор, особенно любят Тельперион, Йаванна берет черенок дерева и делает такое же дерево, чтобы стоять в их городе Тирионе. Это дерево, названное Галатилион , идентично Тельпериону, за исключением того, что оно не излучает свет. У него много сеянцев, один из которых называется Келеборн , и растет на острове Тол Эрессеа . [ Т 6 ] Во Второй Эпохе саженец Келеборна приносят в дар людям, живущим на острове Нуменор . Это Нимлот, Белое Древо Нуменора. Когда темный лорд Саурон берет под свой контроль остров, он заставляет короля Ар-Фаразона срубить его. [ Т 7 ] Герой Исилдур спасает единственный плод Нимлота и сажает саженцы в Средиземье. Во времена правления Наместников Гондора Белое Древо Гондора , потомок Нимлота, стоит мертвым в цитадели Минас Тирита. По возвращении Арагорна в качестве короля в конце Третьей Эпохи он находит саженец в снегу на горе за городом и приносит его обратно в цитадель, где он процветает. [ Т 8 ]
Толкин никогда не упоминал ни одного дерева, сделанного по подобию Лорелин, написав, что «от Лорелин Золотой не осталось ни одного подобия в Средиземье». [ Т 9 ] Однако в Первую Эпоху эльфийский король Тургон из города Гондолина создает неживой образ Лорелин по имени Глингал , «Висящее Пламя», который стоит при его дворе. [ Т 10 ]
Происхождение
[ редактировать ]Ученый-толкин Джон Гарт прослеживает мифологию и символику Двух Деревьев до средневековых Деревьев Солнца и Луны. Толкин заявил в интервью [ а ] что Два Дерева произошли от них «в великих историях Александра». [ 1 ] а не из Мирового Древа Иггдрасиль из скандинавского мифа. Гарт отмечает, что « Чудеса Востока» , древнеанглийская рукопись в том же Кодексе, что и «Беовульф» , рассказывает, что Александр Великий путешествовал за пределы Индии в рай , где он увидел два волшебных дерева. Они источают чудесный бальзам и обладают даром речи. Они говорят Александру, что он умрет в Вавилоне . Гарт пишет, что деревья Толкина излучают свет, а не бальзам; и вместо того, чтобы предсказывать смерть, их собственная смерть завершает эпоху бессмертия Арды. [ 1 ]
Мари Барнфилд, пишущая на Мэллорне , утверждает, что пара деревьев мужского и женского пола имеет многочисленные параллели в кельтской мифологии , включая сосны Дейдры и Наойза , а также парный розовый куст Эсиллта и виноградную лозу Тристана . Далее, холм Эзеллохар перед западными воротами Валимара соответствует «священному центру Ирландии», холму Уиснеах «к западу от Тары». Два Дерева Валинора в этом контексте соответствуют «женскому» ясеню Уиснеха и «мужскому» Лиа Файл , стоящему камню на холме Тара. Наконец, роса Тельпериона и дожди Лорелин, служившие «источниками воды и света», совпадают, по мнению Барнфилда, с колодцем Коннлы и колодцем Сегайса . [ 2 ]
Толкин внимательно прочитал финскую «Калевалу» . Его центральным символом является волшебное Сампо , устройство, которое приносило богатство и удачу своему владельцу, но механизм которого описан лишь туманно. Джонатан Хаймс, писавший в Mythlore , предположил, что Толкин нашел комплекс Сампо и решил разделить части Сампо на желанные объекты. Его столпом стали Два Древа Валинора с их аспектом Древа жизни, освещающим мир. Его украшенная крышка превратилась в блестящие Сильмарили, воплотившие в себе все, что осталось от света Двух Древ, таким образом связав символы воедино. [ 3 ] [ 4 ]
-
Александр Великий и его последователи преклоняют колени в молитве у Деревьев Солнца и Луны под руководством первосвященника. Англия 1333-ок. 1340
-
Лиа Файл на холме Тара
-
«Кража Сампо » , Аксели Галлен-Каллела , 1897 г.
Значение
[ редактировать ]Старшие дни
[ редактировать ]Мэтью Дикерсон пишет в Энциклопедии Толкина JRR , что Два Дерева являются «самыми важными мифическими символами во всем легендариуме». [ 5 ] Он цитирует слова Толкина в «Сильмариллионе» о том, что «об их судьбе сотканы все сказания Древних дней». [ 5 ] Они занимают это центральное место, потому что они являются источником света для мира Арды, пока они живы, и являются предками различных деревьев, которые символизируют Королевства Нуменора, а затем и Гондора. Кроме того, они содержат «мысль о вещах, растущих на земле», заложенную в них Вала Яванной, когда она воспевала их в жизнь. [ 5 ] Анжелика Варандас также комментирует, что Два Дерева являются «наиболее важными символами мира, процветания и порядка» в легендариуме, и называет их деревьями оси мира , такими как деревья в Эдемском саду или скандинавское мировое дерево Иггдрасиль . [ 6 ]
Синтия Коэн пишет в «Исследованиях Толкина» , что Белое Древо Гондора во «Властелине колец» означает «более глубокую историю людей во вторичном мире Толкина , восходящую к [его предкам] Двух Древам Валинора». [ 7 ] На протяжении большей части действия романа дерево мертво уже более века, но тем не менее оно служит символом силы Гондора и национальной идентичности, а также надежды на обновление Королевства. Она предполагает, что Белое Дерево соответствует Сухому Дереву, упомянутому в тексте XIV века « Путешествия Мандевиля» . Сухое Дерево было живо во времена Христа , и было предсказано, что оно снова оживет, когда «великий лорд из западной части мира» вернется в Святую Землю , точно так же, как Арагорн возвращает линию королей обратно в Гондор. . Коэн комментирует, что замена мертвого Белого Дерева живым саженцем «поддерживает метафору воскресения и позволяет Толкину провести неявную связь между Арагорном и Христом». [ 7 ] Наконец, она отмечает стих, который читает Арагорн, когда видит Белые горы Гондора: «Там дул Западный Ветер; свет на Серебряном Древе / Падал, как яркий дождь, в садах древних королей», который, по ее словам, связывает Тельпериона. , Серебряное Древо Валинора, Белому Древу. Поскольку Толкин оставил неясным, находится ли Серебряное Дерево из стиха, место, где дул Западный Ветер или где падал «яркий дождь», в давнем Валиноре или в современном Гондоре , происхождение дерева и Родословная королей сливается в континуум. [ 7 ]
Патрик Карри в «Энциклопедии Толкина» JRR пишет, что то значение, которое Толкин придает «Двум деревьям», показывает « культовый статус деревьев как в его работе, так и в его жизни». [ 8 ] Ричард Гетч добавляет, что Два Дерева «занимают центральное место во многих важнейших сюжетных событиях всей саги, от начала Первой Эпохи до конца Третьей Эпохи», и что они «функционируют как окончательное выражение мир природы в мифах Толкина». [ 9 ]
Свет
[ редактировать ]Толкин, как католик , знал значение света в христианской символике ; он приравнивал его к христианскому Логосу , Божественному Слову. [ 10 ] Ученый Лиза Коутрас утверждает, что трансцендентный свет является важным элементом его субсотворенного мира. В нем Два Дерева олицетворяют свет творения, который, в свою очередь, отражает свет Божий. [ 11 ]
Верлин Флигер описывает постепенное расщепление первого сотворенного света в результате последовательных катастроф. После разрушения двух ламп Арды Яванна воссоздает все, что может, из света Двух Деревьев; Варда улавливает часть света, а Феанор создает Сильмарили, наполненные светом. Это непревзойденные драгоценности, которые дали «Сильмариллиону» название и служат центральным элементом его повествования. [ 12 ] [ 8 ] На всю историю « Первой эпохи » Толкина сильно повлияло желание многих персонажей, включая темного лорда Моргота (как теперь известен Мелькор), завладеть Сильмарилями, содержащими единственный оставшийся незапятнанный свет Древ. Моргот желает их себе, и ему удается украсть их, провоцируя изменяющую мир Войну Драгоценностей. [ 8 ] [ 13 ] Одна из Сильмарилей сохранилась, и Варда помещает ее на небо, чтобы символизировать надежду: это Венера , Утренняя и Вечерняя Звезда. [ 8 ]
Том Шиппи , как и Толкин- филолог , анализирует трактовку Толкином светлых и темных эльфов, упомянутых в Прозаической Эдде XIII века : на древнескандинавском языке Ljósálfar и Dökkálfar . Толкин проводит различие между этими двумя группами независимо от того, видели ли эльфы свет Двух Древ Валинора или нет. Чтобы это сработало, Толкин создает историю, в которой эльфы пробуждаются в Средиземье и призваны предпринять долгое путешествие в Валинор. Эльфы Света, Калакенди Толкина, — это те, кто успешно завершает путешествие, тогда как Эльфы Тьмы, Морикенди, — это те Эльфы, которые по каким-либо причинам не прибывают в Валинор . [ 14 ] [ Т 11 ] [ 15 ]

Эльфы и люди
[ редактировать ]Мэтью Дикерсон пишет, что во Второй и Третьей эпохах Белые Деревья Нуменора и Гондора , сходство которых происходит от Тельпериона, имеют в основном символическое значение, обозначая как рассматриваемые королевства, так и напоминая о союзе предков. между людьми, жившими на Нуменоре , и эльфами. Уничтожение одного из этих деревьев предшествует неприятностям для каждого рассматриваемого королевства. [ 5 ]
Мартин Симонсон описывает разрушение Двух Древ как создание «мифического прецедента» передачи управления Ардой (Землей) от Валар эльфам и людям. По его мнению, это управление является центральным в моральной битве, поскольку Два Древа, подобно людям и эльфам, состоят как из материи, так и из духа. [ 16 ] Дикерсон и Джонатан Эванс отмечают, что Толкин называет эльфов «распорядителями и хранителями красоты [Средиземья]»; они постоянно озабочены сохранением красоты природы, что они унаследовали от создания Яванной Двух Деревьев. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Толкин 1977 , «Квента Сильмариллион», гл. 1 «О начале дней»
- ^ Толкин 1987 , с. 209
- ↑ Толкин 1977 , «Квента Сильмариллион», гл. 8 «О тьме Валинора»
- ↑ Толкин 1977 , «Квента Сильмариллион», гл. 11 «О Солнце и Луне и сокрытии Валинора»
- ↑ Толкин 1977 , «Квента Сильмариллион», гл. 9 «О бегстве нолдор»
- ^ Толкин 1977 , «Квента Сильмариллион», гл. 5 «Об Эльдамаре и принцах Эльдалиэ»
- ^ Толкин 1977 , «Акаллабет: Падение Нуменора»
- ^ Толкин 1977 , «О кольцах власти и третьей эпохе»
- ^ Толкин 1955 , Приложение A, I (i) Нуменор
- ^ Толкин 1977 , гл. 15 «О нолдорах в Белерианде»
- ^ Толкин 1994 , «Квенди и Эльдар»
вторичный
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Гарт, Джон (2020). «Четыре ветра» . Миры Дж. Р. Р. Толкина: места, вдохновившие Средиземье . Издательство Фрэнсис Линкольн и издательство Принстонского университета . стр. 40–41. ISBN 978-0-7112-4127-5 .
...озера солнца и луны из древнеанглийских чудес Востока .
- ^ Барнфилд, Мари (1991). «Кельтские влияния на историю первой эпохи». Мэллорн (28): 2–6. JSTOR 45321637 .
- ^ Хаймс, Джонатан Б. (2000). «Что на самом деле сделал Дж.Р.Р. Толкин с Сампо?» . Мифлор . 22 (4). Статья 7.
- ^ Лённрот, Элиас ; Кроуфорд, Джон Мартин (пер.) (1888). «Руна Х». Калевала .
- ^ Перейти обратно: а б с д Дикерсон, Мэтью (2013) [2007]. «Деревья» . В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Тейлор и Фрэнсис . стр. 678–679. ISBN 978-0-415-96942-0 .
- ^ Варандас, Анжелика (2015). «Древо и миф о творении у Дж. Р. Р. Толкина» . В Фернандесе, Ана (ред.). Сила формы . Издательство Кембриджских ученых. стр. 197–212. ISBN 978-1-4438-7594-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Коэн, Синтия М. (2009). «Уникальное изображение деревьев во «Властелине колец» ». Толкиенские исследования . 6 (1). Проект МУЗА: 99–102. дои : 10.1353/tks.0.0041 . hdl : 10211.3/157628 . ISSN 1547-3163 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Карри, Патрик (2013) [2007]. «Два дерева» . В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Тейлор и Фрэнсис. п. 682. ИСБН 978-0-415-86511-1 .
- ^ Гетч, Ричард А. «Охрана окружающей среды в творчестве Дж. Р. Р. Толкина» . Евангелическая богословская школа Троицы . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Флигер 1983 , стр. 44–49.
- ^ Кутрас, Лиза (2016). «Свет бытия» . Теология красоты Толкина . Пэлгрейв Макмиллан . стр. 47–64. дои : 10.1057/978-1-137-55345-4_4 . ISBN 978-1-137-55344-7 .
- ^ Флигер 1983 , стр. 60–63.
- ^ Фишер, Джейсон (2013) [2007]. «Сильмарили» . В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Тейлор и Фрэнсис. стр. 612–613. ISBN 978-0-415-96942-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Шиппи, Том (2001). « Сильмариллион : Дело его сердца» . Дж. Р. Р. Толкин: Автор века . ХарперКоллинз . стр. 228–231. ISBN 978-0261-10401-3 .
- ^ Дикерсон, Мэтью (2013) [2007]. «Эльфы: Сородичи и миграции» . В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 152–154. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- ^ Симонсон, Мартин (2018). «Древесные основы управления в «Сильмариллионе» Дж. Р. Р. Толкина». Изучение английского языка в Африке . 60 (2): 12–22. дои : 10.1080/00138398.2017.1406735 . S2CID 165620730 .
- ^ Дикерсон, Мэтью Т .; Эванс, Джонатан Дуэйн (2006). Энты, эльфы и Эриадор: экологическое видение Дж. Р. Р. Толкина . Университетское издательство Кентукки . п. 99 и след. ISBN 978-0-8131-2418-6 .
Источники
[ редактировать ]- Флигер, Верлин (1983). Расщепленный свет: логотипы и язык в мире Толкина . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 0-8028-1955-9 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1955). Возвращение короля . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 519647821 .
- Толкин, JRR (1977). Кристофер Толкин (ред.). Сильмариллион . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-25730-2 .
- Толкин, JRR (1987). Кристофер Толкин (ред.). Затерянная дорога и другие сочинения . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 0-395-45519-7 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1994). Кристофер Толкин (ред.). Война драгоценностей . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 0-395-71041-3 .