Иггдрасиль

Иггдрасиль (от древнескандинавского Yggdrasil ) — огромное и центральное священное дерево в скандинавской космологии . Вокруг него существует все остальное, включая Девять Миров .
Иггдрасиль засвидетельствован в «Поэтической Эдде», составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, и в « Прозаической Эдде», составленной в 13 веке Снорри Стурлусоном . В обоих источниках Иггдрасиль — это огромный ясень , занимающий центральное место в космосе и считающийся очень священным. Боги ежедневно отправляются в Иггдрасиль , чтобы собраться на свои традиционные правящие собрания . Ветви Иггдрасиля простираются далеко до небес, а дерево поддерживается тремя корнями, уходящими далеко в другие места; один к источнику Урдарбрунн на небесах, один к источнику Хвергельмир , а другой к источнику Мимисбрунн . В Иггдрасиле живут существа, в том числе дракон Нидхёггр , безымянный орел и олени Даинн, Двалинн, Дунейрр и Дуратор .
Ученые обычно считают Ходдмимис Холт , Мимамейд и Лэрад другими названиями дерева. Дерево является примером священных деревьев и рощ в германском язычестве и мифологии , и ученые в области германской филологии уже давно обсуждают его значение.
Этимология
[ редактировать ]
Общепринятое значение древнескандинавского слова « Иггдрасиль » — «конь Одина», что означает « виселица ». Такая интерпретация возникает потому, что drasill означает «лошадь», а Ygg(r) — одно из многих имен Одина . Поэма «Поэтическая Эдда» описывает , «Хавамал» как Один принес себя в жертву, повесившись на дереве, сделав это дерево виселицей Одина. Возможно, этим деревом был Иггдрасиль. «Лошадь повешенного» — это кеннинг виселицы, и поэтому виселица Одина, возможно, превратилась в выражение «лошадь Одина», которое затем стало названием дерева. [1]
Тем не менее, мнения ученых относительно точного значения имени Иггдрасиль различаются, особенно по вопросу о том, является ли Иггдрасиль именем самого дерева или только полный термин аскр Иггдрасиль (где древнескандинавский аскр означает «ясень») относится конкретно к дерево. Согласно этой интерпретации, аскр Иггдрасильс будет означать мировое дерево , к которому «привязан конь [лошадь Одина] высшего бога [Одина]». Обе этимологии основаны на предполагаемом, но не подтвержденном *Yggsdrasill . [1]
Третья интерпретация, представленная Ф. Деттером, заключается в том, что имя Иггдрасиль относится к слову yggr («ужас»), но не относится к имени Одина, и поэтому Иггдрасиль тогда будет означать «дерево ужаса, виселица». Ф. Р. Шредер предложил четвертую этимологию, согласно которой yggdrasill означает «тисовый столб», производя yggia от *igwja (что означает « тисовое дерево »), а drasill от *dher- (что означает «опора»). [1]
Сертификаты
[ редактировать ]Поэтическая Эдда
[ редактировать ]В «Поэтической Эдде » дерево упоминается в трёх поэмах «Völuspá» , «Hávamál» и «Grímnismál» .
Выбор прогноза
[ редактировать ]
Во второй строфе Поэтической Эдды стихотворения « Вёлуспа » вёльва (шаманская провидица), читающая стихотворение богу Одину, говорит, что она помнит далёкие «ранние времена», будучи воспитанной йотнаром , вспоминает девять миров и девять идидиур (переведенных переводчики по-разному - например, Дронке представляет «девять лесных людоедов»), а когда Иггдрасиль был семенем («славное дерево хорошей меры, под землей»). [2] В 19 строфе вёльва говорит:
Я знаю, что пепел там стоит,
Иггдрасиль - это его имя,
высокое дерево, осыпанное
с блестящими суглинками .
Отсюда идет роса
это падение в долинах.
Он стоит вечно зеленый над
Урд в порядке . [3]
В строфе 20 вёльва говорит, что из озера под деревом выходят три «глубокие в знании девушки» по имени Урд , Верданди и Скульд . Девы «прорезали бревна», «устанавливали законы» и «выбирали жизни» детей человечества и судьбы ( ørl?g ) людей. [4] В строфе 27 вёльва уточняет, что она знает, что « слух Хеймдалля сокрыт под светлым святым деревом». [5] В строфе 45 Иггдрасиль получает последнее упоминание в стихотворении. Вёльва описывает, как часть начала Рагнарёка, что Хеймдалль трубит в Гьяллархорн , что Один говорит с : головой Мимира, а затем
Иггдрасиль дрожит,
пепел, как он есть.
Старое дерево стонет,
и великан выскальзывает на свободу. [6]
Шум
[ редактировать ]
В строфе 138 поэмы «Хавамал » Один описывает, как однажды он принес себя в жертву самому себе, повесившись на дереве. В строфе говорится:
В следующей строфе Один описывает, что у него там не было ни еды, ни питья, что он смотрел вниз и что «Я поднял руны , крича, что взял их, а затем упал оттуда». [7] Позже Один использовал «знание священных рун» как магический инструмент, который можно было передать человечеству для повышения человеческих навыков в магии и поэзии. [8]
Хотя Иггдрасиль не упоминается по имени в стихотворении, и в скандинавской мифологии существуют другие деревья, ученые почти повсеместно принимают это дерево как Иггдрасиль, и если это дерево - Иггдрасиль, то имя Иггдрасиль напрямую связано с этой историей. [9]
Юмористическое дело
[ редактировать ]В поэме «Grímnismál» Один (замаскированный под Гримнира ) даёт юному Агнару космологические знания. Иггдрасиль впервые упоминается в стихотворении в строфе 29, где Один говорит, что, поскольку « мост асов горит» и « кипят священные воды », Тор должен перейти вброд реки Кормт и Ормт , а также две реки под названием Керлаугар , чтобы идти». сядь судьей над пеплом Иггдрасиля». В следующей строфе список имен лошадей , на которых асы едут, чтобы «сидеть судьями» в Иггдрасиле. дается [10]
В строфе 31 Один говорит, что ясень Иггдрасиль имеет три корня, которые растут в трёх направлениях. Он подробно описывает, что под первым живет Хель , под вторым – живой морозный йотнар, а под третьим – человечество. В строфе 32 подробно рассказывается, что белка по имени Рататоск должна пробежать через Иггдрасиль и принести «слово орла» сверху Нидхёггру внизу. В строфе 33 описывается, что четыре оленя по имени Даинн, Двалинн, Дунейрр и Дуратор поедают «самые высокие ветви» Иггдрасиля. [10]
В строфе 34 Один говорит, что под Иггдрасилем лежит больше змей, «чем может себе представить любой дурак», и перечисляет их как Гойн и Мойн (возможно, имеется в виду древнескандинавское «наземное животное»). [11] ), которых он описывает как сыновей Графвитнира (древнескандинавский, возможно, «ровный волк»). [12] ), Грабакр (древнескандинавское «Седой» [11] ), Grafvölluðr (древнескандинавский, возможно, «тот, кто копает под равниной» или, возможно, исправлено как «тот, кто правит в канаве» [12] ), Офнир (древнескандинавское «извилистый, извилистый» [13] ) и Свафнир (древнескандинавский, возможно, «тот, кто усыпляет = смерть» [14] ), который Один добавляет, что, по его мнению, он будет вечно грызть ветви дерева. [10]
В строфе 35 Один говорит, что Иггдрасиль «страдает больше, чем люди думают», поскольку сердце кусает его сверху, он разлагается по бокам, а Нидхёгг кусает его снизу. [15] В строфе 44 Один приводит список вещей, которые он называет «самыми благородными» в своем роде. В списке Один первым упоминает Иггдрасиль и заявляет, что это «самое благородное из деревьев». [16]
Проза Эдда
[ редактировать ]

Иггдрасиль упоминается в двух книгах « Прозаической Эдды» ; Gylfaginning и Skáldskaparmál . В «Gylfaginning » Иггдрасиль представлен в главе 15. В главе 15 Ганглери (описанный как замаскированный король Гюльфи ) спрашивает, где находится главное или самое святое место богов. Высокий отвечает: «Это ясень Иггдрасиль. Там боги должны проводить свои дворы каждый день». Ганглери спрашивает, что можно рассказать об Иггдрасиле. Just-As-High говорит, что Иггдрасиль — самое большое и лучшее из всех деревьев, что его ветви простираются над всем миром и достигают неба. Три корня дерева поддерживают его, и эти три корня также простираются чрезвычайно далеко: один «находится среди асов , второй среди морозных йотнаров, а третий над Нифльхеймом . Корень над Нифльхеймом грызет змей Нидхёггр , а под этим корнем находится источник Хвергельмир . Под корнем, достигающим морозного йотнара, находится колодец Мимисбруннр , «в котором заключена мудрость и разум, и хозяина колодца зовут Мимир. «. Just-As-High подробно описывает Мимисбруннр, а затем описывает, что третий корень колодца «тянется до небес» и что под корнем находится «очень священный» колодец Урдарбруннр . В Урдарбруннре держат свой двор боги, и каждый День поездки асов в Урдарбрунн по мосту Биврёст . Далее в главе строфа из Гримнисмала, в которой упоминается Иггдрасиль. в поддержку цитируется [17]
В главе 16 Ганглери спрашивает: «Что еще особенно примечательного можно рассказать о пепле?» Хай говорит, что есть о чем рассказать. Хай продолжает, что орел сидит на ветвях Иггдрасиля и что у него много знаний. Между глазами орла сидит ястреб по имени Ведрфёльнир . Белка по имени Рататоск носится вверх и вниз по ясеню Иггдрасиля, перенося «злонамеренные послания» между орлом и Нидхёггром. Четыре оленя по имени Даинн, Двалинн, Дунейрр и Дуратор бегают между ветвями Иггдрасиля и поедают его листву. Весной в Хвергельмире вместе с Нидхёггром появляется столько змей, «что ни один язык не может их перечислить». две строфы из «Гримнисмала» Затем в поддержку цитируются . Хай продолжает, что норны, живущие у священного колодца Урдарбрунн, каждый день берут воду из колодца и грязь вокруг него и выливают ее на Иггдрасиль, чтобы ветви ясеня не сгнили и не разложились. Хай предоставляет дополнительную информацию об Урдарбрунне, в поддержку цитирует строфу из Вёлуспа и добавляет, что роса падает с Иггдрасиля на землю, объясняя это тем, что «это то, что люди называют медвяной росой , и ею кормятся пчелы». [18]
В главе 41 цитируется строфа из «Гримнисмала» , в которой упоминается, что Иггдрасиль — главное из деревьев. [19] В главе 54, в рамках событий Рагнарёка , Хай описывает, что Один поедет к колодцу Мимисбрунн и посоветуется с Мимиром от имени себя и своего народа. После этого «ясень Иггдрасиль содрогнется, и ничто не будет бесстрашным ни на небесах, ни на земле», а затем асы и Эйнхерия облачатся в свое боевое снаряжение и выступят на поле Вигрида . Далее в главе строфа из «Völuspá», подробно описывающая эту последовательность. цитируется [20]
В «Прозаическая Эдда» книге Skáldskaparmál Иггдрасиль упоминается лишь однажды, хотя и не по имени. имена королей и герцогов В главе 64 даны . «Прославленный» приводится в качестве примера, появившегося в написанном под влиянием христианства произведении скальда Халльварда Харексблеси : «Нет под полюсом земли [Иггдрасиль] прославленного человека, который был бы ближе к господину монахов [Богу], чем ты ." [21]
Теории
[ редактировать ]Шаманское происхождение
[ редактировать ]Хильда Эллис Дэвидсон комментирует, что существование девяти миров вокруг Иггдрасиля неоднократно упоминается в древнескандинавских источниках, но идентичность миров никогда не указывается прямо, хотя ее можно вывести из различных источников. Дэвидсон комментирует, что «без сомнения, личности девяти время от времени менялись по мере того, как менялись акценты или появлялись новые образы». Дэвидсон говорит, что неясно, где расположены девять миров по отношению к дереву; они могли либо существовать один над другим, либо, возможно, группироваться вокруг дерева, но есть упоминания о мирах, существующих под деревом, тогда как боги изображаются как на небе, радужном мосту ( Биврёст ), соединяющем дерево с другими мирами. Дэвидсон полагает, что «те, кто пытался создать убедительную схему скандинавского космоса на основе того, что нам сообщается в источниках, только усугубили путаницу». [22]
Дэвидсон отмечает параллели между Иггдрасилем и шаманскими преданиями Северной Евразии:
Представление о дереве, растущем через ряд миров, встречается в Северной Евразии и является частью шаманских преданий, разделяемых многими народами этого региона. Кажется, это очень древняя концепция, возможно, основанная на Полярной звезде , центре неба, и образ центрального дерева в Скандинавии, возможно, находился под ее влиянием... Среди сибирских шаманов центральное дерево может быть использовался как лестница для восхождения на небеса. [22]
Дэвидсон говорит, что представление об орле на вершине дерева и мировой змее, обвивающей корни дерева, имеет параллели в других космологиях Азии . Далее она говорит, что скандинавская космология, возможно, находилась под влиянием этих азиатских космологий из северных регионов. Дэвидсон, с другой стороны, добавляет, что засвидетельствовано, что германские народы поклонялись своим божествам на открытых лесных полянах и что бог неба был особенно связан с дубом , и поэтому «центральное дерево также было для них естественным символом». . [22]
Мимамейд, Ходдмимис Холт и Рагнарек
[ редактировать ]
Были предложены связи между лесным холмом Ходдмимис ( древнескандинавское «Клад- Мимир »). [23] holt ) и дерево Mímameiðr («дерево Мимира»), которое, как обычно полагают, относится к мировому дереву Иггдрасиль и источнику Mímisbrunnr . [23] Джон Линдоу соглашается с тем, что Мимейдр может быть другим именем Иггдрасиля и что если Клад-Мимир имени Ходдмимис Холт — это та же самая фигура, что и Мимир (связанный с источником, названным в его честь, Мимисбрунн), то Холт Мимира — Иггдрасиль — и Мимир весна может быть в такой же близости. [24]
Кэролайн Ларрингтон отмечает, что нигде прямо не указано, что произойдет с Иггдрасилем во время событий Рагнарёка . Ларрингтон указывает на связь между изначальной фигурой Мимира и Иггдрасиля в поэме «Вёлюспа» и предполагает, что «возможно, что Ходдмимир — это другое имя Мимира, и что двое выживших прячутся в Иггдрасиле». [25]
Рудольф Симек предполагает, что выживание Лифа и Лифрасира благодаря Рагнареку, спрятавшихся в холте Ходдмимис, является «случаем дублирования антропогенеза, понятным из циклической природы эддической эсхатологии». Симек говорит, что Hoddmímis holt «не следует понимать буквально как лес или даже лес, в котором они оба прячутся, а скорее как альтернативное название мирового дерева Иггдрасиль. Таким образом, создание человечества из стволов деревьев (Аскр) , Эмбла) повторяется и после Рагнарёка». Симек говорит, что в германских регионах представление о происхождении человечества от деревьев является древним. Симек дополнительно указывает на легендарные параллели в баварской легенде о пастухе , живущем внутри дерева, чьи потомки вновь заселяют землю после того, как жизнь там была уничтожена чумой (цитируя пересказ Ф. Р. Шредера). Вдобавок Симек указывает на древнескандинавскую параллель в фигуре Орвара-Оддра , «который помолодел после того, как жил человеком-деревом ( сага об Эрвар-Одде 24–27)». [26]
Деревья-хранители, Ирминсул и священные деревья
[ редактировать ]
северного бронзового века Курган в Роскилле , Дания.
Еще в 19 веке деревья-хранители почитались в некоторых районах Германии и Скандинавии, считались хранителями и приносящими удачу, и иногда им приносили подношения. Зафиксировано, что массивная береза , стоящая на вершине кургана рядом с фермой в западной Норвегии , во время фестивалей обливалась элем. Дерево было срублено в 1874 году. [27]
Дэвидсон комментирует, что «положение дерева в центре как источника удачи и защиты для богов и людей подтверждается» этими ритуалами, обращенными к Стражам Деревьев. Дэвидсон отмечает, что боги описываются как встречающиеся под Иггдрасилем, чтобы держать свои вещи , а родственный Ирминсул , который, возможно, был столбом, также был символом центра мира. Дэвидсон уточняет, что было бы трудно определить, было ли дерево или столб первым, и что это, вероятно, будет зависеть от того, находилось ли святое место в густом лесу или нет. Дэвидсон отмечает, что нет никаких упоминаний о священном дереве в Тингвеллире в Исландии , но Адам Бременский описывает огромное дерево, стоящее рядом с храмом в Уппсале в Швеции , которое оставалось зеленым летом и зимой, и что никто не знал, какого типа это было. Дэвидсон комментирует, что, хотя неясно, действительно ли информатор Адама был свидетелем этого дерева, существование священных деревьев в дохристианской германской Европе дополнительно подтверждается записями об их уничтожении раннехристианскими миссионерами, такими как Дуб Тора работы Святого Бонифация . [27]
Кен Дауден комментирует, что за Ирминсулом, Дубом Тора в Гейсмаре и священным деревом в Уппсале «вырисовывается мифический прототип, Иггдрасиль, мировой пепел скандинавов » . [28]
Современное влияние
[ редактировать ]Томас Карлейль принял «Игдрасиль» как любимый символ; он присутствует как в книгах «О героях, поклонении героям и героике в истории» (1841 г.), так и в «Прошлом и настоящем» (1843 г.). Джон Раскин упомянул об этом в заключении «Законов Фезоле» (1877–1878). Неопубликованная рукопись Карлейля под названием «Игдрасиль. С скандинавского языка». [29] вдохновил редактора журнала «Ruskin Reading Guild Journal» добавить «Игдрасил» к своему названию в 1890 году. [30]
К современным произведениям искусства, изображающим Иггдрасиль, относятся «Норнен» (картина, 1888) К. Эренберга; «Иггдрасиль» ( фреска , 1933) работы Акселя Револьда , расположенная в аудитории библиотеки Университета Осло в Осло , Норвегия ; Hjortene beiter i løvet på Yggdrasil asken ( резьба по дереву , 1938) на мэрии Осло работы Дагфина Веренскиолда ; и бронзовый рельеф на дверях Шведского музея национальных древностей (около 1950 г.) работы Б. Марклунда в Стокгольме , Швеция.
Стихи, в которых упоминается Иггдрасиль, включают «Вордтредет» Виктора Рюдберга и «Иггдрасиль» Дж. Линке. [31]
В Оверлорд японской серии ранобэ « », написанной Кугане Маруямой, Иггдрасиль — это название популярной DMMORPG , в которой главный герой оказался в ловушке после ее закрытия. [32]
Иггдрасиль — распространенный мотив в кинематографической вселенной Marvel , появляющийся в фильмах «Тор» , «Первый мститель» , «Тор: Мир тьмы» и «Локи» . [33] [34]
См. также
[ редактировать ]- Axis mundi — мифологическая концепция, представляющая «связь между высшим и низшим мирами».
- Иггдрасиль Linux/GNU/X
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Симек 2007 , с. 375.
- ^ Дронке 1997 , с. 7.
- ^ Дронке 1997 , с. 11–12.
- ^ Дронке 1997 , с. 12.
- ^ Дронке 1997 , с. 14.
- ^ Дронке 1997 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б Ларрингтон 1999 , с. 34
- ^ Карлсон, Кэти; Фланагин, Майкл Н.; Мартин, Кэтлин; Мартин, Мэри Э.; Мендельсон, Джон; Роджерс, Присцилла Янг; Роннберг, Ами; Салман, Шерри; Уэсли, Дебора А. (2010). Арм, Карен; Уэда, Како; Тулин, Энн; Лангерак, Эллисон; Кили, Тимоти Гас; Вольф, Мэри (ред.). Книга символов: размышления об архетипических образах . Кёльн: Ташен . п. 494. ИСБН 978-3-8365-1448-4 .
- ^ Линдоу 2001 , с. 321.
- ^ Перейти обратно: а б с Ларрингтон 1999 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б Симек 2007 , с. 115.
- ^ Перейти обратно: а б Симек 2007 , с. 116.
- ^ Симек 2007 , с. 252.
- ^ Симек 2007 , с. 305.
- ^ Ларрингтон 1999 , с. 57.
- ^ Ларрингтон 1999 , с. 58
- ^ Фолкс 1995 , с. 17.
- ^ Фолкс 1995 , с. 18–19.
- ^ Фолкс 1995 , с. 34.
- ^ Фолкс 1995 , с. 54.
- ^ Фолкс 1995 , с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б с Дэвидсон 1993 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б Симек 2007 , с. 154.
- ^ Линдоу 2001 , с. 179.
- ^ Ларрингтон 1999 , с. 269
- ^ Симек 2007 , с. 189; Шредер 1931 год .
- ^ Перейти обратно: а б Дэвидсон 1993 , с. 170.
- ^ Дауден 2000 , с. 72.
- ^ Карлайл, Томас (2009). «Приложение: Игдрасил. С норвежского». Ежегодник Карлайлских исследований (25): 59–60. ISSN 1074-2670 . JSTOR 26593166 .
- ^ Никсон, Джуд В. (2009). «Игдрасиль Томаса Карлайла». Ежегодник Карлайлских исследований (25). Издательство Университета Святого Иосифа: 49–58. ISSN 1074-2670 . JSTOR 26593165 .
- ^ Симек 2007 , с. 376.
- ^ «Руководство по предварительному просмотру аниме лета 2015 — Overlord» . Сеть новостей аниме . 7 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 6 мая 2019 г. . Проверено 17 июня 2019 г.
- ^ «Иггдрасиль, Мировое Древо» . Зимбио . 12 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 25 апреля 2023 года . Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ Лаксон, Тереза (10 ноября 2023 г.). « Краткий обзор финала второго сезона «Локи»: славная цель в конце времен» . Коллайдер . Проверено 14 ноября 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Дэвидсон, Хильда Эллис (1993). Утраченные верования Северной Европы . Рутледж . ISBN 0-203-40850-0 .
- Дауден, Кен (2000). Европейское язычество: реалии культа от античности до средневековья . Рутледж . ISBN 0-415-12034-9 .
- Дронке, Урсула (1997). Поэтическая Эдда: Том II: Мифологические стихи . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-811181-9 .
- Ларрингтон, Кэролайн (Пер.) (1999). Поэтическая Эдда . Оксфордская мировая классика . ISBN 0-19-283946-2 .
- Линдоу, Джон (2001). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-515382-0 .
- Фолкс, Энтони (Пер.) (1995). Эдда . Обыватель . ISBN 0-4608-7616-3 .
- Шен, Эббе (2004). Молот Аса-Тора, Боги и великаны в вере и традициях . Fält & Hässler, Вернамо. ISBN 91-89660-41-2 .
- Шредер, Франц Рольф (1931). «Германские мифы о творении». Германо-римский ежемесячный журнал . 19 :1–26.
- Симек, Рудольф (2007). Словарь северной мифологии . Перевод Анжелы Холл. Д.С. Брюэр . ISBN 978-0-85991-513-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
