Дуб Донара
Дуб Донара (также Дуб Тора или, согласно интерпретации Romana , Дуб Юпитера ) был священным деревом германских язычников , расположенным в неясном месте вокруг того, что сейчас является регионом Гессен , Германия . Согласно Vita Bonifatii, автору Виллибальдо , написанному в VIII веке , англосаксонский миссионер Святой Бонифаций и его свита срубили дерево ранее в том же веке. [ нужны разъяснения ] Сообщается, что древесина дуба затем была использована для строительства церкви на месте, посвященной Святому Петру . Священные деревья и священные рощи широко почитались у германских народов .
Виллибальда Житие святого Бонифация
[ редактировать ]Согласно Виллибальда 8-го века «Жизни святого Бонифация» , вырубка дерева произошла во время жизни Бонифация в начале того же века в месте, известном в то время как Гесмир (подробности см. В обсуждении ниже). [ 1 ]
Хотя дата не указана, вырубка могла произойти примерно в 723 или 724 году. [ 2 ] Отчет Виллибальда таков (обратите внимание, что Робинсон перевел robor Iobis , «дерево Юпитера », как «дуб Юпитера»):
Однако, когда многие гессенцы, уже подвластные католической вере и укрепленные благодатью семеричного духа, получили возложение рук, да еще и не окрепшие духом, они отказались вполне принять бесконечные документы вера; другие, напротив, практиковали гадание и гадание, колдовство и заклинания тайно, а иные открыто; другие, действительно, стремились к предсказаниям и благоприятности и вводили различные обряды жертвоприношений; и другие, которым был присущ более здравый ум, отвергнув всякую профанацию язычников, не совершили ничего из этого. По их совету и совету он попытался сразить некоего могучего человека чудесных размеров, которого называют древним языческим именем могучий Иов, на месте, называемом Гесмире, стоявшие с ним рабы Божии. И когда, укрепленный постоянством своего духа, он срубил дерево, - ибо там было множество язычников, которые также весьма усердно поклонялись врагу своих богов внутри себя, - если бы не маленькое дерево, которое было срублено, тут же огромная сила, гонимая божественным дыханием сверху, сломала верхушку ладони, и упала как по небесному кивку, утешение тоже разбилось на четыре части, и четыре огромных ствола одинаковой длины появился без труда стоящих братьев. Увидев это, язычники, бывшие прежде набожными, повернули назад и благословили Господа, предварительно сняв проклятие, и возвратили верующих. Тогда старейшины высочайшей святости, вступив в замысел с братией, построили из названного дерева и металла деревянную молельню и посвятили ее в честь святого апостола Петра. [ 3 ]
В то время многие гессенцы, приведенные под католическую веру и утвержденные благодатью семичастного духа, получили возложение рук; другие же, еще не окрепшие душой, отказались принять во всей полноте уроки нерушимой веры. Более того, некоторые имели обыкновение тайно, некоторые открыто приносить жертвы деревьям и источникам; одни тайно, другие открыто практиковали осмотры жертв и гадания, легердеманы и заклинания; некоторые обратили свое внимание на предсказания, покровительства и различные жертвенные обряды; в то время как другие, обладая более здравым умом, оставили все профанации язычества и не совершали ничего из этого. По совету и совету этих последних святой попытался в месте под названием Гесмир, в то время как слуги Божии стояли рядом с ним, срубить некий дуб необычайных размеров, который по старинному языческому названию назывался Дуб Юпитера. И когда в силе своего стойкого сердца он вырезал нижнюю выемку, там присутствовало великое множество язычников, которые в душе своей искренне проклинали врага своих богов. Но когда передняя часть дерева была лишь немного надрезана, внезапно огромная масса дуба, подгоняемая порывом ветра сверху, рухнула на землю, сотрясая крону ветвей при падении; и, словно по милостивому воздаянию Всевышнего, он тоже раскололся на четыре части, и виднелись четыре ствола огромной величины, одинаковой длины, необработанные стоявшими рядом братьями. При этом виде язычники, прежде проклинавшие, теперь, напротив, уверовали и благословили Господа, и отложили прежнее злословие. Тогда святейший епископ, посоветовавшись с братией, построил из дерева деревянную часовню и посвятил ее в честь святого апостола Петра. [ 4 ]
Германское почитание деревьев и рощ
[ редактировать ]Священные рощи и священные деревья почитались на протяжении всей истории германских народов и подвергались уничтожению христианскими миссионерами во время христианизации германских народов . Кен Дауден отмечает, что за этим огромным дубом, посвященным Донару, Ирминсулу (также срубленному христианскими миссионерами в 8 веке) и Священным деревом в Уппсале (описанным Адамом Бременским в 11 веке), стоит мифический прототип огромное мировое дерево, описанное в скандинавской мифологии как Иггдрасиль . [ 5 ]
Расположение Гесмира
[ редактировать ]К девятнадцатому веку Гесмир был идентифицирован как Гейсмар в районе Швальм-Эдер , например, Августом Неандером . [ 6 ] Есть несколько несогласных: в своем переводе « Vita Bonifacii» Виллибальда в 1916 году Джордж Робинсон говорит: «Местоположение [дерева] неизвестно. В Гессене есть несколько мест под названием Гейсмар». [ 1 ] Историк Томас Ф.К. Ноубл (2000) описывает место вырубки дерева как «пока неустановленное». [ 2 ] В конце 19 века фольклорист и филолог Фрэнсис Бартон Гаммер идентифицировал Геземере , указанный в свидетельстве, как Гейсмар, район Франкенберга, расположенный в Гессене. [ 7 ]
Однако большинство ученых сходятся во мнении, что место, упомянутое Виллибальдом, — это Гейсмар недалеко от Фрицлара. В 1897 году историк К. Нойбер назвал Донарский дуб «im Kreise Fritzlar». [ 8 ] Хотя Грегор Рихтер в 1906 году отметил, что один ученый рассматривал Хофгейсмар как возможное место, он сам отмечает, что большинство людей считают Гейсмар возле Фритцлара подходящим местом. [ 9 ] Однозначное определение Гейсмара возле Фритцлара как места расположения Донарского дуба встречается в Католической энциклопедии . [ 10 ] в учебных материалах для занятий религиоведением в Германии, [ 11 ] в творчестве Александра Демандта , [ 12 ] в истории Каролингов, [ 13 ] и в работе Лутца фон Падберга . [ 14 ] [ 15 ] Reallexikon der Germanischen Altertumskunde отмечает, что Виллибальду, вероятно, не было необходимости дополнительно указывать местонахождение, поскольку он предполагал, что оно широко известно. [ 16 ] Этот Гейсмар находился недалеко от Бюрабурга , тогдашнего замка на холме и франкской крепости. [ 17 ]
Роль в бонифатианской агиографии и образах
[ редактировать ]Эта сцена, одна из центральных в жизни Бонифация, часто повторяется, иллюстрируется и переосмысливается. Роберто Мюллер, например, в пересказе биографии Бонифация для молодежи, четыре части дерева падают на землю и образуют крест. [ 18 ] В вымышленном расширении переписки Бонифация Хубертом Луттербахом Бонифаций описывает все это событие в длинном письме Папе Григорию II , комментируя, что на то, чтобы срубить дерево, потребовались часы, и что любое сообщение, в котором говорится, что дерево упало чудесным образом, является фальсификацией история. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]- Список отдельных деревьев
- Capitulatio de partibus Saxoniae — свод законов, введенный Карлом Великим в 785 году и предписывающий смерть саксонским язычникам, отказывающимся принять христианство.
- Резня в Вердене — резня 4500 пленных язычников-саксов по приказу Карла Великого в 782 году.
- Кэйл Томайр , роща, посвященная Тору, разрушенная войсками Брайана Бору в начале 1000 года.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Робинсон 63.
- ^ Jump up to: а б Эмертон xiv.
- ^ Левисон 30–32.
- ^ Робинсон 62–64.
- ^ Дауден 72.
- ^ Неандер 51.
- ^ Гаммерс 388.
- ^ Нойбер 253-55.
- ^ Рихтер 52.
- ^ Мершман.
- ^ Плотина 13.
- ^ Требование 424.
- ^ Рич 40.
- ^ Фон Падберг, Бонифатий 41.
- ^ Фон Падберг, Винфрет-Бонифас 74.
- ^ Удольф и Генсен 586.
- ^ Шиффер 148.
- ^ Мюллер 76–77.
- ^ Луттербах 47-58.
Ссылки
[ редактировать ]- Плотина, Хармьян (2013). История Церкви в религиозном образовании: базовые знания и строительные блоки для 5–10 классов . Ванденхук и Рупрехт. ISBN 9783525776414 .
Разрушение донарского дуба в Гейсмаре близ Фритцлара (Северный Гессен)
- Демандт, Александр (2008). История поздней античности: Римская империя от Диоклетиана до Юстиниана, 284–565 гг . Мюнхен: CH Бек. ISBN 9783406572418 .
Бонифаций построил первую церковь Святого Петра на месте, которое позже стало городом Фрицлар, из древесины донарского дуба.
- Дауден, Кен (2000). Европейское язычество: реальность культа от античности до средневековья . Рутледж . ISBN 0415120349
- Эмертон, Ефрем (2000). Письма святого Бонифация . Издательство Колумбийского университета . ISBN 0231120923
- Гаммере, Фрэнсис Б. (1892). Германское происхождение: исследование первобытной культуры . Сыновья Чарльза Скрибнера.
- Левисон, Вильгельм (1905). Житие святого Бонифация, архиепископа Могунтского . Исторические памятники Германии: писатели германского мира, изданные отдельно для использования школами . Ганновер и Лейпциг: Хан. OCLC 2116528 (латиница)
- Луттербах, Хубертус (2004). Бонифаций - с топором и Евангелием: биография в письмах (на немецком языке). Гердер. ISBN 9783451285097 .
- Мершман, Фрэнсис (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Мюллер, Роберто (1967). Принеси мне топор! . Нотр-Дам: Дюжари.
- Неандер, август; Шнайдер, К. Ф. (1850). Общая история христианской религии и церкви . Крокер и Брюстер. п. 51 .
- Нойбер, К. (1897). «Старая история Фритцлара» . Гесселанд: Журнал сохранения культуры окружной ассоциации Гессена : 253–55 . Проверено 26 сентября 2016 г.
- Падберг, Лутц фон (1989). Винфрет-Бонифас . Вупперталь: Брокгауз. ISBN 3417211042 .
- Падберг, Лутц фон (2003). Бонифаций: миссионер и реформатор . Мюнхен: CH Бек. ISBN 9783406480195 .
...в непосредственной близости находится франконская база в Бюрабург-Фритцларе.
- Риш, Пьер (1993). Каролинги: семья, которая создала Европу . Университет Пенсильвании P. ISBN 9780812213423 .
Под защитой франкских войск Бонифаций основал первый монастырь в Амонебурге, а затем, после разрушения священного дуба Донар в Гейсмаре, второй в соседнем Фрицларе.
- Рихтер, Грегор (1906). «Бонифатиана III» . Листы истории Фульды . 5 (5): 49–62 . Проверено 26 сентября 2016 г.
- Робинсон, Джордж В. (пер.) (1916). «Житие святого Бонифация» Виллибальда . Издательство Гарвардского университета .
- Шиффер, Теодор (1972). Винфрид Бонифаций и Христианский фонд Европы (на немецком языке). Дармштадт: Висс. книжный закон ISBN 9783534060658 .
- Удольф, Дж; Генсен, Р. (1978). «Бонифаций» . В обручах, Йоханнес (ред.). Настоящий лексикон германской древности . Вальтер де Грюйтер. стр. 584–89. ISBN 9783110065121 .