Детский сад

В скандинавской мифологии Барнстоккр ( древнескандинавское , буквально «ребёнок- хобот »). [ 1 ] ) — дерево, стоящее в центре зала короля Вёльсунга . Барнстоккр засвидетельствован во 2 и 3 главах саги о Вёльсунгах , написанной в 13 веке по более ранней традиции, частично основанной на событиях 5 и 6 веков, где во время банкета одноглазый, очень высокий человек. появляется и вонзает в дерево меч, который только Зигмунд может вырвать . Были выдвинуты научные теории о значении Барнстоккра и его отношении к другим деревьям в германском язычестве .
Сага о Вёлсунге
[ редактировать ]
Барнстоккр представлен во второй главе «Саги о Вёльсунгах» , где король Вёльсунг описывается как «построивший превосходный дворец таким образом: огромное дерево стояло своим стволом в зале, а его ветви с прекрасными цветами простирались через крышу. Они назвали дерево Барнстокк[р]». [ 2 ]
В главе 3 король Вёльсунг устраивает брачный пир для своей дочери Сигни и короля Сиггейра в зале короля Вёльсунга. В зале в длинных очагах, идущих по всей длине зала, разжигаются большие костры, а посередине зала стоит большое дерево Барнстоккр. В тот вечер, когда присутствующие на пиру сидят у пылающих очагов, их посещает одноглазый , очень высокий человек , которого они не узнают. Незнакомец одет в пеструю накидку с капюшоном, льняные бриджи, подвязанные вокруг ног, и бос. С мечом в руке мужчина идет к Барнстоккру, и его капюшон свисает низко над головой, поседевший от старости. Мужчина размахивает мечом и вонзает его в ствол дерева, и лезвие погружается по самую рукоять. Слова приветствия не дают покоя толпе. [ 3 ]
Высокий незнакомец говорит, что тот, кто вытащит меч из сундука, получит его в подарок, а тот, кто сможет вытащить меч, никогда не будет иметь лучшего меча, чем он. Старик выходит из зала, и никто не знает, кем он был и куда он пошел. Все стоят, пытаясь вытащить меч из ствола Барнстоккра. Сначала самая благородная попытка высвободить меч, а затем те, кто стоит за ними. Зигмунд, сын короля Вёльсунга, приходит в свою очередь и — как будто меч лежал у него на свободе — вытаскивает его из сундука. Затем сага продолжается. [ 3 ]
Теории
[ редактировать ]
Хильда Эллис Дэвидсон связывает меч, помещенный в Барнстоккре, с брачными клятвами, исполняемыми с мечом в дохристианских германских обществах, отмечая потенциальную связь между ношением меча молодым человеком перед невестой на свадьбе как фаллического символа, что указывает на связь с рождаемостью. Дэвидсон цитирует записи о свадебных церемониях и играх в сельских районах Швеции с участием деревьев или «палок» еще в 17 веке и ссылается на норвежский обычай, «сохранившийся до недавнего времени», когда «жених вонзал свой меч в балку крыши». , чтобы проверить «удачу» брака по глубине шрама, который он оставил». [ 4 ]
Дэвидсон указывает на потенциальную связь между дескриптором apaldr (древнескандинавское « яблоня ») и рождением короля Вёльсунга, которое ранее описано в саге о Вёльсунгах как произошедшее после того, как отец Вёльсунга Рерир сидел на вершине кургана и молился о сыне. , после чего богиня Фригг отправляет Рериру яблоко. Рерир делит яблоко со своей женой, в результате чего его жена забеременела. Дэвидсон утверждает, что этот курган предположительно является семейным курганом, и предполагает связь между деревом, фруктами, курганом и рождением ребенка. [ 5 ]
Дэвидсон полагает, что гнев Сиггейра из-за его неспособности получить меч, который Один вонзил в Барнстокр, на первый взгляд кажется чрезмерным, и заявляет, что может быть основная причина страстного желания Сиггейра заполучить меч. Дэвидсон отмечает, что меч был подарен на свадебном пиру, и утверждает, что Барнстоккр, вероятно, представляет собой « дерево-хранитель », «например, то, что раньше стояло рядом со многими домами в Швеции и Дании и которое было связано с «удача» семьи», и что «дерево-хранитель» также имело связь с рождением детей. Дэвидсон цитирует Яна де Фриза , утверждающего, что имя barnstokkr , «использованное в этой истории, было названием, данным стволу такого дерева, потому что женщины семьи к нему призывали и даже сжимали его во время родов». [ 6 ]
Приводя примеры исторических построек, построенных вокруг деревьев или с «деревьями-хранителями» вокруг или внутри построек в германских регионах, Дэвидсон утверждает, что «удача» семьи должна во многом зависеть от успешного рождения и воспитания сыновей, и существует распространено мнение, что если дерево-хранитель будет уничтожено, семья вымрет». В связи с этим Дэвидсон предполагает, что на свадебном пиру именно Сиггейр, жених, должен был вытащить меч из дерева, «и что обладание им символизировало бы «удачу», которая пришла к нему вместе с его невестой. и успешное продолжение своей линии в сыновьях, родившихся от брака». Поскольку ему отказали в мече, Дэвидсон предполагает, что это вполне могло быть задумано как смертельное оскорбление, и что это придает трагический вид сцене в зале. [ 7 ]

Джесси Байок (1990) утверждает, что название Barnstokkr не может быть оригинальным названием дерева, и вместо этого возможно, что первоначально оно могло быть bran(d)stokkr' , причем первая часть соединения потенциально могла быть Brandr. (означает клеймо или головня ), слово иногда является синонимом слова «очаг» и указывает на потенциальную связь с огнем, горящим в зале. Бьок отмечает, что дерево называется эйк (древнескандинавский « дуб »), что имеет неясное значение, поскольку исландцы часто использовали это слово как общее слово для обозначения «дерева», а дерево также называют апалдр , что означает « дерево». также общий термин для деревьев. Бьок предполагает, что последняя ссылка на яблоню может подразумевать дальнейшее символическое значение, указывающее на яблоню богини Идунн , и что Барнстоккр может быть далее отождествлен с мировым деревом Иггдрасиль . [ 1 ]
Энди Орчард (1997) утверждает, что роль и расположение Барнстоккра как «могучего дерева, поддерживающего и прорастающего через крышу зала Вёльсунга», имеет явные параллели в скандинавской мифологии с мировым деревом Иггдрасиль, особенно в отношении положения Иггдрасиля в зале. из Валгаллы . Орчард далее указывает на параллели между способностью Зигмунда самостоятельно вынимать меч из сундука и рисунком короля Артура меча Экскалибур . [ 8 ]
Современное влияние
[ редактировать ]В оперном цикле Рихарда Вагнера « Кольцо Нибелунгов» дерево появляется как Барнсток , когда герой Зигмунд сильным рывком вытаскивает из него меч, который он называет Нотунг . Однако дерево находится в доме Хундинга , который занимает место Сиггейра как мужа Зиглинды и врага Зигмунда. [ 9 ] Предполагается, что Барнстоккр был непосредственным источником английского писателя и филолога Дж. Р. Р. Толкина для сцены из его работы 1954 года «Властелин колец», изображающей вымышленного персонажа Фродо Бэггинса и его принятие оружия Стинга после того, как оно было воткнуто «глубоко в деревянная балка». [ 10 ] Некоторые из структур, описанных в « Властелине колец» Толкина , были описаны как «напоминающие» положение и размещение Барнстоккра в саге о Вёльсунгах , с которой Толкин был хорошо знаком. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]- Гласир , золотое дерево, стоящее перед Валгаллой.
- Лэрад — дерево, растущее на вершине Валгаллы, на котором пасутся коза и олень.
- Священное дерево в Уппсале , вечно зеленое дерево перед храмом Уппсалы.
- Рама ломает лук Шивы Пинака на свадьбе с Ситой
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Бьок, Джесси Л. (Пер.) (1990). Сага о Вольсунгах: скандинавский эпос о Сигурде Убийце Драконов . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-23285-2
- Кларк, Джордж. Тиммонс, Дэниел (2000). Дж. Р. Р. Толкин и его литературные резонансы . Издательская группа Гринвуд . ISBN 0-313-30845-4
- Дэвидсон, HR (1960). «Меч на свадьбе» в сборнике «Фольклор » , Том. 71, № 1 (март 1960 г.).
- Кёлер, Иоахим. Спенсер, Стюарт (2004). Рихард Вагнер: Последний из титанов . Издательство Йельского университета . ISBN 0-300-10422-7
- Флигер, Верлин (2005). Прерванная музыка: создание мифологии Толкина . Издательство Кентского государственного университета . ISBN 0-87338-824-0
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл . ISBN 0-304-34520-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]