Jump to content

Священные деревья и рощи в германском язычестве и мифологии

Стилизованное изображение космологического дерева Иггдрасиль, выполненное У. Г. Коллингвудом Олив Брей. в английском переводе «Поэтической Эдды»

Деревья играют особую роль в германском язычестве и германской мифологии как по отдельности ( священные деревья ), так и группами ( священные рощи ). Центральная роль деревьев в германской религии отмечена в самых ранних письменных отчетах о германских народах : римский историк Тацит утверждает, что германские культовые практики имели место исключительно в рощах, а не в храмах . Ученые считают, что почитание отдельных деревьев и обряды, совершаемые над ними, происходят от мифологической роли мирового дерева Иггдрасиль ; ономастические и некоторые исторические свидетельства также связывают отдельных божеств как с рощами, так и с отдельными деревьями. После христианизации деревья продолжают играть значительную роль в народных верованиях германских народов.

Терминология

[ редактировать ]

Языческие германские народы называли святые места множеством терминов, и многие из этих терминов по-разному относились к камням, рощам и храмовым сооружениям. От протогерманского * harugaz , существительного мужского рода, произошло древнескандинавское слово h? rgr , означающее «алтарь», древнеанглийское « herg» «алтарь», и древневерхненемецкое harug , означающее «священная роща, святой камень». По мнению филолога Владимира Орла , термин был заимствован из континентального кельтского * karrikā или, наоборот, того же неиндоевропейского источника, что и кельтский источник. [1] Более общий термин для священного места был * wīhą, отраженный в древнескандинавском . [2]

Протогерманское существительное мужского рода * nemedaz , которое развилось в древнефранкское нимид «святость» , либо каким-либо иным образом связано с ними («священная роща»), аналогичным образом либо произошло от галльского неметона , латинского sacellum и древнеирландского немеда . [3] [4]

Другое протогерманское существительное мужского рода * lauhaz дало начало словам с множеством значений в различных германских языках, включая англосаксонский lēah , «луг», средненижненемецкий lo , «куст» и древневерхненемецкий laoh , löh. , 'роща, роща, куст'; оно родственно латинскому lucus , «священная роща». [5] [6] [7]

Скандинавские топонимы происходят от имени божества, составленного из слов lundr — «роща» или viðr — «лес». [5]

Свидетельства и археологические данные

[ редактировать ]

Священные деревья и рощи широко встречаются в записях древних германских народов. Некоторые ученые предполагают, что они даже предшествовали развитию храмов (по словам Рудольфа Симека , «священные леса существовали задолго до того, как появились храмы и алтари»). [8] ).

В своей «Германии» Тацит говорит, что германские народы «освящают леса и рощи и называют именем богов то таинственное присутствие, которое они видят только глазами преданности». [9] Тацит описывает рощу Семнонов и ссылается на castum nemus образ богини Нерт («целомудренная роща»), в которой освящался , а в других сообщениях римского периода также упоминаются обряды, проводимые континентальными германскими народами в рощах, в том числе жертвоприношения на лесных полянах выживших херусков после их победы в битве в Тевтобургском лесу , рассказанные Тацитом в его «Анналах» на основе отчета Германика. [10] Такие рощи иногда посвящались определенному божеству: помимо Нертуса, находился silva Herculi Sacra («дерево, посвященное Геркулесу», интерпретация романа рядом с рекой Везер ) , и, как сообщается, семноны проводили свои ритуалы в честь regnator omnium deus («бог-правитель всего»). Исследователь германской религии Ян де Врис отметил, что такие топонимы, как Фрёлунд (Дания), Уллунда, Фрёсви и Мьярдеви (Швеция), в которых имя божества составлено из слов, означающих «роща» или «лес», предполагают продолжение той же практики, но встречается почти исключительно в восточной Скандинавии; однако есть Кэйл Томайр, записанный недалеко от Дублина , дубового леса, очевидно, священного для Тора . [11]

Почтение к отдельным деревьям среди германских народов является распространенной темой в средневековых христианских обвинениях в отступлении в язычество. [12] [13] В некоторых случаях, таких как Дуб Донара (согласно легенде, срубленный христианским миссионером Святым Бонифацием ), они были связаны с определенными богами, и ассоциация отдельных деревьев со святыми может рассматриваться как продолжение традиции в наше время. [13]

В «Ланднамабуке» , описывающем заселение Исландии и датируемом 13 веком, рассказывается о скальде по имени Торир Снепилль Кетильссон, который после того, как его команда столкнулась с набегами викингов и отразила их, прибыл в Исландию и основал там священную рощу:

...Торир завладел всем Фньоскадале , вплоть до Одейлы. Он поселился в Лунде [древнескандинавская «роща»] и считал рощу священной. [14]

Священные деревья и рощи оставляют мало археологических следов, но, возможно, были идентифицированы два таких места, оба в Швеции. Разлагающийся березовый пень, окруженный костями животных, особенно бурого медведя и свиньи, был обнаружен под церковью на Фрёсоне в Емтланде в 1984 году. Находки были датированы углеродным методом поздней эпохой викингов. [15] Возможные всесожжения были найдены на холме в Лунде недалеко от Стренгнеса в Сёдерманланде ; археолог Гуннар Андерссон утверждал, что сочетание находок и топонима, который может означать «роща», указывает на то, что это остатки жертвенной рощи. [16] Ученые предположили, что публично почитаемые деревья, такие как дерево в храме в Уппсале, считались аналогами мифического мирового дерева Иггдрасиль. [12] [13]

Яркие примеры

[ редактировать ]

В настоящем разделе особо примечательные примеры разбиты на тексты, в которых обсуждается религиозная деятельность древних германских народов с участием деревьев и рощ ( германское язычество ) и их появление в мифах германских народов, особенно северогерманских народов ( германская мифология ).

Германское язычество

[ редактировать ]

Священные деревья и рощи упоминаются на протяжении всей истории древнегерманского народа, от самых ранних свидетельств римских писцов до упоминаний средневековых христианских монахов. Яркие примеры священных деревьев и рощ в исторических записях древних германских народов включают следующее:

Имя Расположение Описание Сертификаты
Роща Бадуэнны Древний фризский По словам римского сенатора Тацита в его работе « Анналы » первого века нашей эры , фризы расчленили 900 римских солдат в роще, посвященной богине, в 28 году нашей эры. Анналы
Роща Нертус На «острове в океане», часто называемом Зеландией , Дания. В своей этнографии германских народов первого века нашей эры римский сенатор Тацит описывает священную рощу, посвященную богине Нертус. Германия
Роща Семнонов Возможно, северная Германия. По словам Тацита, семноны, многочисленный и могущественный германский народ, никому не позволяли входить в рощу, не будучи скованными и завязанными на глазах. Если слепые упадут, им придется выползти из рощи. Там они почитали то, что Тацит называет « regnator omnium deus », и регулярно собирались для принесения человеческих жертвоприношений. (См. Рощу оков .) [17] Германия
Дуб Донара Рядом с Гессеном , Германия Дуб Донара был священным деревом, расположенным в неясном месте вокруг того, что сейчас является регионом Гессен , Германия . Согласно Vita Bonifatii, автору Виллибальди , написанному в VIII веке , англосаксонский миссионер Святой Бонифаций и его свита срубили дерево в начале того же века. Сообщается, что древесина дуба затем была использована для строительства церкви на месте, посвященной Святому Петру . Жизнь Бонифация автора Виллибальд
Ирминсул Рядом с Обермарсбергом , Германия Священные предметы, похожие на столбы, возможно, пни деревьев, священные для язычников-саксов. Королевские франкские анналы , О чудесах святого Александра , Кайзерхроник
Священное дерево в Уппсале Старая Уппсала , Швеция По словам Адама Бременского стояло огромное вечнозеленое дерево , у храма Уппсалы . Согласно саге о Хервараре , его испачкали кровью после совершения жертвоприношения коня. Деяния папской церкви Гаммабурга , Сага о Хервараре
Потерять Томаира Рядом с ирландско-норвежским Дублином Разрушен ирландскими войсками под предводительством Брайана Бору в начале 1000 г. после битвы при Гленмаме ( староирландская «Роща Тора»). Анналы Инисфоллена

Германская мифология

[ редактировать ]

В скандинавской мифологии , самом северном продолжении германской мифологии , упоминается несколько священных деревьев. Самым выдающимся из этих деревьев является священное дерево, центральное в космосе, Иггдрасиль . В число выдающихся деревьев, упомянутых в германской мифологии, входят следующие:

Имя Расположение Описание Сертификаты
Детский сад Центр короля Вёльсунга зала . Зал Вельсунга построен вокруг дерева, оно цветет «прекрасно» и простирается через крышу сооружения. С обеих сторон дерево окружено большими очагами. Сага о Вельсунге
Глазурь Перед дверями Валгаллы (стих без указания, Прозаическая Эдда ) Особенно красивое дерево с красно-золотой листвой. Поэтическая Эдда , Прозаическая Эдда
Ходдмимис мертв Не указано Обычно считается другим названием Иггдрасиля. Будущее убежище Лиф и Лифрасир во время катастрофических событий Рагнарёка. Поэтическая Эдда , Прозаическая Эдда
узнал На вершине Валгаллы Обычно считается другим названием Иггдрасиля. Пасутся олень Эйктюрнир и коза Хейдрун Поэтическая Эдда , Прозаическая Эдда
Мима Мейдр См. описание Обычно считается другим названием Иггдрасиля. Не повреждается ни огнем, ни железом, приносит плоды, полезные для беременных, петух Видопнир. на нем сидит Проблема многозадачности
Иггдрасиль Космологический, центральный для всех вещей Огромный ясень, центральный элемент космоса и считающийся священным. Его ветви и корни простираются далеко в девять миров , а у его трех корней находятся три колодца: Урдарбруннр , где боги ежедневно собираются в чем-то , а три норны ухаживают за деревом, Хвергельмир и Мимисбруннр . В Иггдрасиле живут существа, в том числе дракон Нидхёггр , белка Рататоск , безымянный орел и олени Даинн, Двалинн, Дунейрр и Дуратор . Поэтическая Эдда , Прозаическая Эдда

Постхристианизация

[ редактировать ]

После номинальной христианизации англосаксов и саксов в VII и VIII веках многие языческие обычаи, связанные с деревьями, такие как поклонение и дарение подарков, стали наказуемыми преступлениями. [18] [19] Несмотря на это, в отчетах XI века описывается продолжение возложения вотивных приношений на деревья в Англии и богослужений в рощах Саксонии. [20] [21] Английские пенитенциарные законы, принятые в 11 веке, прямо запрещают использование friðplott или friðgeard — мирной зоны вокруг камней, деревьев или источников. [19]

В более позднем фольклоре подношения делаются древесным духам, таким как Аскафроа в Скандинавии и Германии и Женщинам Холма Одного Дерева в Англии. В последнем случае подарки деревьям явно связаны с возвращением повышенного плодородия земли. [22] Существует также скандинавская народная традиция, согласно которой фермеры делают небольшие подношения «дереву-хранителю» , которое считается выполняющим защитную функцию над семьей и землей. [13]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Orel (2003:164).
  2. ^ Симек (2004:355).
  3. ^ Orel (2003:284).
  4. ^ Де Врис (1970:137, 352).
  5. ^ Перейти обратно: а б Де Врис (1970:352).
  6. ^ Orel (2003:238).
  7. ^ Ринге (2006:90).
  8. ^ Симек (2007:310).
  9. ^ Бирли (1999:42).
  10. ^ Де Врис (1970:351–52).
  11. ^ Де Врис (1970:352–353).
  12. ^ Перейти обратно: а б Симек (2007:335).
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Де Врис (1970:350–51).
  14. ^ Герман Палссон (2006 [1972]: 103).
  15. ^ Магнелл и Ирегрен (2010: 223-250).
  16. ^ Андерссон (2006: 195-199).
  17. ^ Симек (2007:280).
  18. ^ «Капитуляция частей Саксонии» . Ясса Проверено 3 января 2022 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Мини А.Л. (2004) «И мы запрещаем eornostlice ælcne hæðencipe»: Вульфстан и поздний англосаксонский и норвежский «язычество». В исследованиях раннего средневековья, стр. 461–500. Доступно по адресу: https://www.brepolsonline.net/doi/abs/10.1484/M.SEM-EB.3.3720 [Проверено 28 мая 2021 г.]
  20. ^ Шуршевски, DE (1997). De falsis diis Э.Эльфрика: Источнико-аналоговое исследование с изданиями и переводами ПроКвест   304376044
  21. ^ Каррас, Рут Мазо (1986). «Языческие пережитки и синкретизм в обращении Саксонии» . Католический исторический обзор . 72 (4): 553–572. JSTOR   25022405 . Проверено 3 января 2022 г.
  22. ^ Язык, Рут Л. (2015). Забытые народные сказки английских графств . Лондон. ISBN  978-1138842953 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Пальма, Теде (1948). Культ дерева: исследования по истории германской религии . Сочинения, опубликованные Научным обществом в Лунде, 33. Глируп. OCLC   60865210 . (на шведском языке)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a5853a789b237e4db97054f8bf677870__1714640220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/70/a5853a789b237e4db97054f8bf677870.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sacred trees and groves in Germanic paganism and mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)