Священные деревья и рощи в германском язычестве и мифологии

Деревья играют особую роль в германском язычестве и германской мифологии как по отдельности ( священные деревья ), так и группами ( священные рощи ). Центральная роль деревьев в германской религии отмечена в самых ранних письменных отчетах о германских народах : римский историк Тацит утверждает, что германские культовые практики имели место исключительно в рощах, а не в храмах . Ученые считают, что почитание отдельных деревьев и обряды, совершаемые над ними, происходят от мифологической роли мирового дерева Иггдрасиль ; ономастические и некоторые исторические свидетельства также связывают отдельных божеств как с рощами, так и с отдельными деревьями. После христианизации деревья продолжают играть значительную роль в народных верованиях германских народов.
Терминология
[ редактировать ]Языческие германские народы называли святые места множеством терминов, и многие из этих терминов по-разному относились к камням, рощам и храмовым сооружениям. От протогерманского * harugaz , существительного мужского рода, произошло древнескандинавское слово h? rgr , означающее «алтарь», древнеанглийское « herg» «алтарь», и древневерхненемецкое harug , означающее «священная роща, святой камень». По мнению филолога Владимира Орла , термин был заимствован из континентального кельтского * karrikā или, наоборот, того же неиндоевропейского источника, что и кельтский источник. [1] Более общий термин для священного места был * wīhą, отраженный в древнескандинавском vé . [2]
Протогерманское существительное мужского рода * nemedaz , которое развилось в древнефранкское нимид «святость» , либо каким-либо иным образом связано с ними («священная роща»), аналогичным образом либо произошло от галльского неметона , латинского sacellum и древнеирландского немеда . [3] [4]
Другое протогерманское существительное мужского рода * lauhaz дало начало словам с множеством значений в различных германских языках, включая англосаксонский lēah , «луг», средненижненемецкий lo , «куст» и древневерхненемецкий laoh , löh. , 'роща, роща, куст'; оно родственно латинскому lucus , «священная роща». [5] [6] [7]
Скандинавские топонимы происходят от имени божества, составленного из слов lundr — «роща» или viðr — «лес». [5]
Свидетельства и археологические данные
[ редактировать ]Священные деревья и рощи широко встречаются в записях древних германских народов. Некоторые ученые предполагают, что они даже предшествовали развитию храмов (по словам Рудольфа Симека , «священные леса существовали задолго до того, как появились храмы и алтари»). [8] ).
В своей «Германии» Тацит говорит, что германские народы «освящают леса и рощи и называют именем богов то таинственное присутствие, которое они видят только глазами преданности». [9] Тацит описывает рощу Семнонов и ссылается на castum nemus образ богини Нерт («целомудренная роща»), в которой освящался , а в других сообщениях римского периода также упоминаются обряды, проводимые континентальными германскими народами в рощах, в том числе жертвоприношения на лесных полянах выживших херусков после их победы в битве в Тевтобургском лесу , рассказанные Тацитом в его «Анналах» на основе отчета Германика. [10] Такие рощи иногда посвящались определенному божеству: помимо Нертуса, находился silva Herculi Sacra («дерево, посвященное Геркулесу», интерпретация романа рядом с рекой Везер ) , и, как сообщается, семноны проводили свои ритуалы в честь regnator omnium deus («бог-правитель всего»). Исследователь германской религии Ян де Врис отметил, что такие топонимы, как Фрёлунд (Дания), Уллунда, Фрёсви и Мьярдеви (Швеция), в которых имя божества составлено из слов, означающих «роща» или «лес», предполагают продолжение той же практики, но встречается почти исключительно в восточной Скандинавии; однако есть Кэйл Томайр, записанный недалеко от Дублина , дубового леса, очевидно, священного для Тора . [11]
Почтение к отдельным деревьям среди германских народов является распространенной темой в средневековых христианских обвинениях в отступлении в язычество. [12] [13] В некоторых случаях, таких как Дуб Донара (согласно легенде, срубленный христианским миссионером Святым Бонифацием ), они были связаны с определенными богами, и ассоциация отдельных деревьев со святыми может рассматриваться как продолжение традиции в наше время. [13]
В «Ланднамабуке» , описывающем заселение Исландии и датируемом 13 веком, рассказывается о скальде по имени Торир Снепилль Кетильссон, который после того, как его команда столкнулась с набегами викингов и отразила их, прибыл в Исландию и основал там священную рощу:
- ...Торир завладел всем Фньоскадале , вплоть до Одейлы. Он поселился в Лунде [древнескандинавская «роща»] и считал рощу священной. [14]
Священные деревья и рощи оставляют мало археологических следов, но, возможно, были идентифицированы два таких места, оба в Швеции. Разлагающийся березовый пень, окруженный костями животных, особенно бурого медведя и свиньи, был обнаружен под церковью на Фрёсоне в Емтланде в 1984 году. Находки были датированы углеродным методом поздней эпохой викингов. [15] Возможные всесожжения были найдены на холме в Лунде недалеко от Стренгнеса в Сёдерманланде ; археолог Гуннар Андерссон утверждал, что сочетание находок и топонима, который может означать «роща», указывает на то, что это остатки жертвенной рощи. [16] Ученые предположили, что публично почитаемые деревья, такие как дерево в храме в Уппсале, считались аналогами мифического мирового дерева Иггдрасиль. [12] [13]
Яркие примеры
[ редактировать ]В настоящем разделе особо примечательные примеры разбиты на тексты, в которых обсуждается религиозная деятельность древних германских народов с участием деревьев и рощ ( германское язычество ) и их появление в мифах германских народов, особенно северогерманских народов ( германская мифология ).
Германское язычество
[ редактировать ]Священные деревья и рощи упоминаются на протяжении всей истории древнегерманского народа, от самых ранних свидетельств римских писцов до упоминаний средневековых христианских монахов. Яркие примеры священных деревьев и рощ в исторических записях древних германских народов включают следующее:
Имя | Расположение | Описание | Сертификаты |
---|---|---|---|
Роща Бадуэнны | Древний фризский | По словам римского сенатора Тацита в его работе « Анналы » первого века нашей эры , фризы расчленили 900 римских солдат в роще, посвященной богине, в 28 году нашей эры. | Анналы |
Роща Нертус | На «острове в океане», часто называемом Зеландией , Дания. | В своей этнографии германских народов первого века нашей эры римский сенатор Тацит описывает священную рощу, посвященную богине Нертус. | Германия |
Роща Семнонов | Возможно, северная Германия. | По словам Тацита, семноны, многочисленный и могущественный германский народ, никому не позволяли входить в рощу, не будучи скованными и завязанными на глазах. Если слепые упадут, им придется выползти из рощи. Там они почитали то, что Тацит называет « regnator omnium deus », и регулярно собирались для принесения человеческих жертвоприношений. (См. Рощу оков .) [17] | Германия |
Дуб Донара | Рядом с Гессеном , Германия | Дуб Донара был священным деревом, расположенным в неясном месте вокруг того, что сейчас является регионом Гессен , Германия . Согласно Vita Bonifatii, автору Виллибальди , написанному в VIII веке , англосаксонский миссионер Святой Бонифаций и его свита срубили дерево в начале того же века. Сообщается, что древесина дуба затем была использована для строительства церкви на месте, посвященной Святому Петру . | Жизнь Бонифация автора Виллибальд |
Ирминсул | Рядом с Обермарсбергом , Германия | Священные предметы, похожие на столбы, возможно, пни деревьев, священные для язычников-саксов. | Королевские франкские анналы , О чудесах святого Александра , Кайзерхроник |
Священное дерево в Уппсале | Старая Уппсала , Швеция | По словам Адама Бременского стояло огромное вечнозеленое дерево , у храма Уппсалы . Согласно саге о Хервараре , его испачкали кровью после совершения жертвоприношения коня. | Деяния папской церкви Гаммабурга , Сага о Хервараре |
Потерять Томаира | Рядом с ирландско-норвежским Дублином | Разрушен ирландскими войсками под предводительством Брайана Бору в начале 1000 г. после битвы при Гленмаме ( староирландская «Роща Тора»). | Анналы Инисфоллена |
Германская мифология
[ редактировать ]В скандинавской мифологии , самом северном продолжении германской мифологии , упоминается несколько священных деревьев. Самым выдающимся из этих деревьев является священное дерево, центральное в космосе, Иггдрасиль . В число выдающихся деревьев, упомянутых в германской мифологии, входят следующие:
Имя | Расположение | Описание | Сертификаты |
---|---|---|---|
Детский сад | Центр короля Вёльсунга зала . | Зал Вельсунга построен вокруг дерева, оно цветет «прекрасно» и простирается через крышу сооружения. С обеих сторон дерево окружено большими очагами. | Сага о Вельсунге |
Глазурь | Перед дверями Валгаллы (стих без указания, Прозаическая Эдда ) | Особенно красивое дерево с красно-золотой листвой. | Поэтическая Эдда , Прозаическая Эдда |
Ходдмимис мертв | Не указано | Обычно считается другим названием Иггдрасиля. Будущее убежище Лиф и Лифрасир во время катастрофических событий Рагнарёка. | Поэтическая Эдда , Прозаическая Эдда |
узнал | На вершине Валгаллы | Обычно считается другим названием Иггдрасиля. Пасутся олень Эйктюрнир и коза Хейдрун | Поэтическая Эдда , Прозаическая Эдда |
Мима Мейдр | См. описание | Обычно считается другим названием Иггдрасиля. Не повреждается ни огнем, ни железом, приносит плоды, полезные для беременных, петух Видопнир. на нем сидит | Проблема многозадачности |
Иггдрасиль | Космологический, центральный для всех вещей | Огромный ясень, центральный элемент космоса и считающийся священным. Его ветви и корни простираются далеко в девять миров , а у его трех корней находятся три колодца: Урдарбруннр , где боги ежедневно собираются в чем-то , а три норны ухаживают за деревом, Хвергельмир и Мимисбруннр . В Иггдрасиле живут существа, в том числе дракон Нидхёггр , белка Рататоск , безымянный орел и олени Даинн, Двалинн, Дунейрр и Дуратор . | Поэтическая Эдда , Прозаическая Эдда |
Постхристианизация
[ редактировать ]После номинальной христианизации англосаксов и саксов в VII и VIII веках многие языческие обычаи, связанные с деревьями, такие как поклонение и дарение подарков, стали наказуемыми преступлениями. [18] [19] Несмотря на это, в отчетах XI века описывается продолжение возложения вотивных приношений на деревья в Англии и богослужений в рощах Саксонии. [20] [21] Английские пенитенциарные законы, принятые в 11 веке, прямо запрещают использование friðplott или friðgeard — мирной зоны вокруг камней, деревьев или источников. [19]
В более позднем фольклоре подношения делаются древесным духам, таким как Аскафроа в Скандинавии и Германии и Женщинам Холма Одного Дерева в Англии. В последнем случае подарки деревьям явно связаны с возвращением повышенного плодородия земли. [22] Существует также скандинавская народная традиция, согласно которой фермеры делают небольшие подношения «дереву-хранителю» , которое считается выполняющим защитную функцию над семьей и землей. [13]
См. также
[ редактировать ]- Антропоморфные деревянные культовые фигурки Центральной и Северной Европы , деревянные культовые изображения, созданные германскими народами.
- Аск и Эмбла , первые люди в скандинавской мифологии, созданные из деревьев, чьи имена могут означать «ясень» и «вяз».
- «Сон о Руде» — древнеанглийское стихотворение, описывающее распятие Иисуса с точки зрения разумного дерева.
- Хлин , скандинавская богиня, чье имя, по мнению некоторых ученых, может означать «клен».
- Ильмр , древнескандинавская богиня, чье имя может означать «вяз».
Примечания
[ редактировать ]- ^ Orel (2003:164).
- ^ Симек (2004:355).
- ^ Orel (2003:284).
- ^ Де Врис (1970:137, 352).
- ^ Перейти обратно: а б Де Врис (1970:352).
- ^ Orel (2003:238).
- ^ Ринге (2006:90).
- ^ Симек (2007:310).
- ^ Бирли (1999:42).
- ^ Де Врис (1970:351–52).
- ^ Де Врис (1970:352–353).
- ^ Перейти обратно: а б Симек (2007:335).
- ^ Перейти обратно: а б с д Де Врис (1970:350–51).
- ^ Герман Палссон (2006 [1972]: 103).
- ^ Магнелл и Ирегрен (2010: 223-250).
- ^ Андерссон (2006: 195-199).
- ^ Симек (2007:280).
- ^ «Капитуляция частей Саксонии» . Ясса Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мини А.Л. (2004) «И мы запрещаем eornostlice ælcne hæðencipe»: Вульфстан и поздний англосаксонский и норвежский «язычество». В исследованиях раннего средневековья, стр. 461–500. Доступно по адресу: https://www.brepolsonline.net/doi/abs/10.1484/M.SEM-EB.3.3720 [Проверено 28 мая 2021 г.]
- ^ Шуршевски, DE (1997). De falsis diis Э.Эльфрика: Источнико-аналоговое исследование с изданиями и переводами ПроКвест 304376044
- ^ Каррас, Рут Мазо (1986). «Языческие пережитки и синкретизм в обращении Саксонии» . Католический исторический обзор . 72 (4): 553–572. JSTOR 25022405 . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Язык, Рут Л. (2015). Забытые народные сказки английских графств . Лондон. ISBN 978-1138842953 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Ссылки
[ редактировать ]- Андерссон, Гуннар. 2006. « Среди деревьев, костей и камней: Священная роща в Лунде » Андрена, Андерса, Кристины Дженнберт и Катарины Раудвере. Древнескандинавская религия в долгосрочной перспективе: истоки, изменения и взаимодействия . Северная академическая пресса. ISBN 978-91-89116-81-8
- Бирли, Арканзас, 1999. Пер. Тацит , Германия . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-283300-6
- Хакен, Ричард. 2022. Поклонение немецкому лесу: исторический обзор. Письма академических кругов.
- Герман Палссон. 2006 [1972]. Книга расчетов . Издательство Университета Манитобы. ISBN 9780887553707
- Магнелл, Ола; Ирегрен, Элизабет. 2010. « Вейтсту Хве Блота Скал: Древнескандинавское пятно в свете остеологических останков из церкви Фрёсё, Ямтланд, Швеция ». Современная шведская археология . 18 . Северная академическая пресса. ISSN 1102-7355
- Орел, Владимир . 2003. Справочник по германской этимологии . Брилл. ISBN 9004128751
- Ринге, Дональд. 2006. От протоиндоевропейского к протогерманскому: лингвистическая история английского языка , 1. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199284139
- Симек, Рудольф . 2007. Перевод Анджелы Холл. Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр . ISBN 0-85991-513-1
- Де Врис, Ян. 1970. Древнегерманская религиозная история . Том 1. Очерк германской филологии 12/I. 3-е изд. (повтор. 2-е изд. [1956]). Де Грютер. OCLC 634541207 . (на немецком языке)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пальма, Теде (1948). Культ дерева: исследования по истории германской религии . Сочинения, опубликованные Научным обществом в Лунде, 33. Глируп. OCLC 60865210 . (на шведском языке)