Вили и Ве

В мифологии скандинавской Вили ( / ˈ v ɪ l i / VILL -ee ; древнескандинавский : [ˈwile] ) и Ве ( / ˈ v eɪ / VAY ; ON: [ˈweː] ) — братья бога Одина (от древнескандинавского скандинавский Один ), сыновья Бестлы , дочери Бёльторна ; и Борр , сын Бури .
Имя
[ редактировать ]Древнескандинавский . теоним Vé (или Véi ) родственен готскому weiha (« священник »), оба происходят от протогерманского * wīhōn , которое происходит от прилагательного * wīhaz , означающего «святой» (ср. гот. weihs , древневерхненемецкий теоним) с ) . [ 1 ] Родственное существительное * wīhan («святилище») также может быть реконструировано на основе древнескандинавского vé («святилище»), древнеанглийского wēoh («идол») и древнесаксонского wīh («храм»). [ 2 ] [ 3 ]
Вили явно означает «воля» на древнескандинавском языке. Оно происходит от протогерманского существительного * weljōn ~ * weljan («воля, желание»; ср. готское wilja , древнеанглийское willa и древневерхненемецкое willo ). [ 4 ] [ 5 ]
Сертификаты
[ редактировать ]![]() | В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
На прото-норвежском имена трех братьев были аллитерирующими : * Wōdinaz , Wiljô , Wihaz , [ 6 ] [ не удалось пройти проверку ] так что их можно рассматривать как образующие триаду: wōdaz , wiljô, wīhą , приблизительно вдохновение (трансцендентное, мантическое или пророческое знание), познание (воля, желание, внутренняя мысль, ведущая к действию) и нумен (духовная сила, пребывающая в внешний мир, в священных предметах). [ нужна ссылка ]
Сравните с этой аллитерацией в стихе, найденном в Эксетерской книге , Wôden worhte weos «Воден создал святилища » - по сравнению с «триадой» выше, только средний этимон воли был заменен этимоном работы . Название таких святилищ Водена, Wôdenes weohas (саксонское Wôdanes wih , древнескандинавское Óðins vé ) сохранилось в топонимике как Odinsvi , Wodeneswegs .
Вили и Ве вместе с Одином изображаются как три брата, убившие Имира , положив конец первобытному правлению расы гигантов , и являются первыми из асов . Из троих Один — старший, Вили — средний, а Ве — младший. Первой человеческой паре, Аску и Эмбле , Один дал душу и жизнь; Вили ( Хёнир ) дал остроумие (интеллект) и чувство осязания; а Ве ( Лодурр ) давал лицо (внешний вид, выражение лица), речь , слух и зрение.
Хотя Вили и Ве, как свидетельствуют свидетельства, не имеют большого значения в скандинавской мифологии; их брат Один играет более знаменитую роль главы скандинавского пантеона. Один остается во главе триады самых могущественных богов: Одина, Тора и Фрейра . В Gylfaginning , первой книге прозаической Эдды , Один также именуется Триди «третьим», и в этом случае он появляется рядом с Харром и Яфнхарром («высоким» и «равновысоким» или «равным "), как "Третья школа". В других случаях он Твегги «второй». По отношению к триаде Один-Вили-Ве Гримм сравнивает древневерхненемецкую willa , которая выражала не только voluntas , но также votum, impetus, Spiritus и олицетворение Воли, с Wela в древнеанглийских источниках. [ 7 ] Кейзер интерпретирует триаду как «Дух, Воля и Святость», постулируя своего рода германскую Троицу в Вили и Ве, которая «снова сливается во всеобъемлющем Мировом духе – в Одине. [...] он один есть Ал -отец, от которого произошли все остальные высшие, управляющие миром существа, асы». [ 8 ]
По словам Локи , в Локасенне у Вили и Ве был роман с женой Одина, Фригг . Гримм считает, что это отражает фундаментальную идентичность трех братьев, так что Фригг можно считать женой любого из них. Согласно этой истории, Один долгое время находился за границей и в его отсутствие за него действовали братья. Примечательно, что Саксон Грамматик также заставляет Одина (лат. Othinus ) путешествовать в чужие земли и Митоодина. [ 9 ] (Латинское: Mithothyn ) занять его место, [ 10 ] и поэтому положение Митодина проливает свет на положение Вили и Ве. [ нужна ссылка ] Но Саксон снова представляет Одина как изгнанника и ставит Улля (лат. Оллерус ) на его место. [ 11 ]
В третьей главе «Хеймскринглы» говорится, что у Одина было два брата, Вили и Ве. Пока Одина не было, его царством управляли его братья. После того, как Один отсутствовал так долго, что асы поверили, что он не вернется, его братья начали делить наследство Одина, «а жену Фригг они поделили между собой. Однако впоследствии [Один] вернулся и завладел его женой снова". [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Orel 2003 , p. 466.
- ^ Orel 2003 , p. 465.
- ^ Кроонен 2013 , стр. 85–86.
- ^ Orel 2003 , p. 453.
- ^ Кроонен 2013 , стр. 578–579.
- ^ Симек, Рудольф (1996). Словарь северной мифологии (иллюстрированный, переиздание, исправленное изд.). Д.С. Брюэр. п. 362. ИСБН 9780859915137 . Проверено 29 июня 2015 г.
- ^ Гримм, гл.7, 19.
- ^ Р. Кейзер (1847). «гл. 8». Религия северян (Nordmændenes Religionsforfatning I hedendommen) . Архивировано из оригинала 23 июля 2008 года . Проверено 27 июня 2009 г.
- ^ Фингало [в Wikisource] . «Пояснения к первым девяти книгам Датской истории Саксона Грамматика, часть I, приложение» . de.wikisource.org (на немецком языке) . Проверено 2 июля 2010 г.
- ^ «Саксон Грамматик, Деяния датчан, книга 1, глава 7» . www2.kb.dk (на латинице). Архивировано из оригинала 29 мая 2010 года . Проверено 8 июля 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Саксон Грамматик, Деяния датчан, книга 3, глава 4» . www2.kb.dk (на латинице). Архивировано из оригинала 29 мая 2010 года . Проверено 8 июля 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Холландер (1964) , с. 7.
Ссылки
[ редактировать ]- Холландер, Ли Милтон (Пер.) (1964). Хеймскрингла: История королей Норвегии . Издательство Техасского университета . ISBN 0-292-73061-6 .
- Кроонен, Гус (2013). Этимологический словарь прагерманского языка . Брилл. ISBN 9789004183407 .
- Орел, Владимир Евгеньевич (2003). Справочник по германской этимологии . Брилл. ISBN 978-90-04-12875-0 .
- Симек, Рудольф (1984). Лексикон германской мифологии . А. Кренер. ISBN 3-520-36801-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гримм, Тевтонская мифология (1835), гл. 7 , гл. 19 .
- Э.А. Филиппсон, Генеалогия богов в германской религии, мифологии и теологии , исследования языка и литературы штата Иллинойс, том. 37, Урбана, Иллинойс (1953), 44–52.