Джери и Фреки
В скандинавской мифологии Гери и Фреки — два волка , которые, как говорят, сопровождают бога Одина . Они засвидетельствованы в « Поэтической Эдде» , сборнике эпической поэзии, составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, в « Прозаической Эдде» , написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном , и в поэзии скальдов . Эту пару сравнивают с аналогичными фигурами из греческой , римской и ведической мифологии , а также могут быть связаны с верованиями, окружающими германские «отряды воинов-волков», Ульфхеднар .
Этимология
[ редактировать ]Имя Джери интерпретируется как означающее либо «жадный», либо «хищный». [ 1 ] Имя Гери можно проследить до протогерманского прилагательного * geraz , засвидетельствованного в бургундском girs , древнескандинавском gerr , древневерхненемецком ger или giri и древнеголландском gir , все из которых означают «жадный». [ 2 ]
Имя Фреки можно проследить от протогерманского прилагательного * frekaz , засвидетельствованного в готском 𐍆𐌰𐌹𐌷𐌿𐍆𐍂𐌹𐌺𐍃 ( faihufriks ) «жадный, скупой», древнескандинавском frekr «жадный», древнеанглийском frec «желательный, жадный, прожорливый, дерзкий» Старый Верхненемецкое . freh «жадный» [ 3 ] Джон Линдоу интерпретирует оба древнескандинавских имени как номинальные прилагательные. [ 4 ] Брюс Линкольн далее прослеживает происхождение Гери до протоиндоевропейской основы * gher- , которая совпадает с найденной в Гармре , имени, относящемся к собаке, тесно связанной с событиями Рагнарёка . [ 5 ]
Сертификаты
[ редактировать ]В » Поэтической Эдды поэме «Гримнисмал бог Один (замаскированный под Гримнира ) предоставляет юному Агнарру информацию о спутниках Одина. Агнарру рассказывают, что Один кормит Гери и Фреки, а сам бог пьет только вино:
- Бенджамина Торпа : Перевод
- Гери и Фреки, избалованные войной люди,
- торжествующий отец воинств;
- но на вине только знаменитый в оружии,
- Один, вечно жив. [ 6 ]
- Генри Адамса Беллоуза : Перевод
- Фреки и Гери кормят Heerfather,
- Знаменитый боец прошлого:
- Но только на вине бог, украшенный оружием,
- Отин, живи вечно. [ 7 ]
Эта пара также упоминается в кеннинге « Гончие Видрира (Одина)» в Helgakviða Hundingsbana I , стих 13, где рассказывается, что они бродят по полю, «жадные трупов тех, кто пал в бою». [ 8 ]
- Бенджамина Торпа : Перевод
- Воины пошли к месту свидания мечей,
- который они назначили в Логафиёлле.
- Нарушился мир Фроди между врагами:
- Гончие Видрира бродили по острову, жадные до резни. [ 9 ]
- Генри Адамса Беллоуза : Перевод
- В бой пошли воины,
- Поле они выбрали в Логафьоле;
- Мир Фроти среди врагов они нарушили,
- По острову жадно ходили гончие Витрира. [ 10 ]
В Прозаической Эдды книге «Gylfaginning» (глава 38) восседающая на троне фигура Хай объясняет, что Один отдает всю еду на своем столе своим волкам Гери и Фреки и что Одину не нужна еда, поскольку вино для него и мясо, и питье. Затем Хай в поддержку цитирует вышеупомянутую строфу из стихотворения Grímnismál . [ 11 ] В главе 75 «Прозаическая Эдда» книги Skáldskaparmál список имен варгов и волков , в который входят как Гери, так и Фреки. приводится [ 12 ]
В скальдической поэзии Гери и Фреки используются как нарицательные существительные для слова «волк» в главе 58 « Скальдскапармал» (цитируется в произведениях скальдов Йодольфа из Хвинира и Эгилла Скаллагримссона ), а Гери снова используется как нарицательное существительное для слова «волк» в главе 64. « Прозаическая Эдда» книги «Хаттаталь» . [ 13 ] Гери упоминается в кеннингах, обозначающих «кровь» в главе 58 « Скальдскапармала» («Эли Гери» в произведении скальда Торда Сьярекссона ) и в значении «падаль» в главе 60 («Кусок Гери» в произведении скальда Эйнарра Скуласона) . ). [ 14 ] Фреки также используется в кеннинге «падаль» («еда Фреки») в произведении Торда Сьярекссона в главе 58 Skáldskaparmál . [ 15 ]
Археологические данные
[ редактировать ]Если всадник на лошади на изображении на руническом камне Бёкста правильно идентифицирован как Один, то Гери и Фреки изображены участвующими в охоте на лося . [ 16 ]
Теории
[ редактировать ]Фреки — это также имя, применяемое к чудовищному волку Фенриру в «Поэтическая Эдда» поэме «Вёлуспа» . Фольклорист Джон Линдоу видит иронию в том, что Один кормит одну Фреки за своим обеденным столом, а другую — Фенрира — своей плотью во время событий Рагнарёка . [ 17 ]
Историк Михаэль Шпидель связывает Гери и Фреки с археологическими находками, изображающими фигуры в волчьих шкурах, и часто встречающимися именами, связанными с волками, среди германских народов , в том числе Wulfhroc («Волчье платье»), Wolfhetan («Волчья шкура»), Isangrim («Волчья шкура»), Isangrim («Волчья шкура»). Серая Маска»), Скрутольф («Волк в одежде»), Вольфрам («Волк (и) Ворон »), Вольфганг («Волчья походка»), Вольфдрегиль («Бегущий волк») и Вульфолаик («Волк- Танцор») и мифы о воинах-волках из скандинавской мифологии (такие как Ульфхеднар ). Майкл Шпайдель считает, что это указывает на пангерманский культ банды волков-воинов, сосредоточенный на Одине, который ослаб после христианизации . [ 18 ]
Ученые также отметили индоевропейские параллели с волками Гери и Фреки как спутниками божества. Ученый XIX века Якоб Гримм заметил связь между этим аспектом характера Одина и греческим Аполлоном , для которого и волк, и ворон священны. [ 19 ] Филолог Морис Блумфилд далее связал эту пару с двумя собаками Ямы . в ведической мифологии и увидел в них германский аналог более общей и широко распространенной индоевропейской темы « Цербера » [ 20 ] Шпайдель находит подобные параллели в ведическом Рудре и римском Марсе . Развивая связь между волками и фигурами великой силы, он пишет: «Вот почему Гери и Фреки, волки на стороне Одина, также хмурились на троне англосаксонских королей. Воины-волки, такие как Гери и Фреки, были не просто животными, а мифическими существами: как последователи Водена, они воплощали его мощь, как и воины-волки». [ 18 ]
Бернд Генрих предполагает, что Гери и Фреки, а также Один и его вороны Хугинн и Мунинн отражают симбиоз, наблюдаемый в естественном мире среди воронов, волков и людей на охоте:
- В биологическом симбиозе один организм обычно компенсирует некоторую слабость или недостаток другого(их). Как и в таком симбиозе, Один был отцом всех людей и богов, хотя в человеческом облике сам по себе был несовершенен. Как отдельному существу, ему не хватало восприятия глубины (из-за одноглазости), а также он, по-видимому, был неосведомлен и забывчив. Но его слабости компенсировались его воронами Хугином (разумом) и Мунином (памятью), которые были его частью. Они сидели у него на плечах и каждый день отправлялись на разведку на край земли, чтобы вернуться вечером и сообщить ему новости. Рядом с ним также было два волка, и ассоциация человек/бог-ворон-волк была похожа на один единый организм, в котором вороны были глазами, разумом и памятью, а волки – поставщиками мяса и пищи. Как бог, Один был эфирной частью — он пил только вино и говорил только стихами. Я задавался вопросом, является ли миф об Одине метафорой, которая в шутливой и поэтической форме воплощает древние знания о нашем доисторическом прошлом как охотников в сотрудничестве с двумя союзниками для создания мощного охотничьего союза. Это будет отражать прошлое, которое мы давно забыли и значение которого было затемнено и сильно изношено, поскольку мы отказались от нашей охотничьей культуры и стали пастухами и земледельцами, для которых вороны выступают в качестве конкурентов. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Симек (2007:90; 106); Линдоу (2001:120; 139).
- ^ Orel (2003:132).
- ^ Orel (2003:113).
- ^ Линдоу (2001: 120 и 139).
- ^ Линкольн (1991:99).
- ^ Торп (1907:21).
- ^ Беллоуз (1923:92).
- ↑ Линкольн рассматривает эту деятельность как причину своего прозвища «хищный» или «жадный». См. Линкольн (1991:99).
- ^ Торп (1907:138).
- ^ Беллоуз (1936: 295–296).
- ^ Фолкс (1995:33).
- ^ Фолкс (1995:64).
- ^ Фолкс (1995: 135 и 204).
- ^ Фолкс (1995: 136 и 138).
- ^ Фолкс (1995:136).
- ^ Силен (1993:88-91).
- ^ Линдоу (2001:120).
- ^ Jump up to: а б Шпайдель (2004:24–28).
- ^ Гримм (1882:147).
- ↑ Блумфилд также упоминает в этой связи еще одну нордическую пару: Гери «Жадный» и Гифр «Жестокий» — две собаки, которые охраняют девушку Менглёд в Фьёльсвиннсмале . См. Блумфельд (1908:316–318).
- ^ Генрих (2006 [1999]: 355). Обсуждение симбиоза волка и ворона см., например, у Heinrich (2006 [1999]: 226–235). Обсуждение симбиоза волка и человека см., например, у Henrich (2006 [1999]: 236–244).
Ссылки
[ редактировать ]- Беллоуз, Генри Адамс (1923). Поэтическая Эдда . Американо-скандинавский фонд.
- Беллоуз, Генри Адамс (1936). Поэтическая Эдда . Принстон: Издательство Принстонского университета.
- Блумфилд, Морис (1908) «Цербер» в: Гастингс, Джеймс (ред.) Энциклопедия религии и этики , Vol. 5. Эдинбург: Т. и Т. Кларк.
- Фолкс, Энтони (Пер.) (1995). прошлом В Обыватель . ISBN 0-460-87616-3 .
- Гримм, Джейкоб (1882). Тевтонская мифология , Vol. Я, перевод 4-го издания Джеймса Стивена Сталлибрасса. Лондон: Джордж Белл и сыновья.
- Генрих, Бернд (2006 [1999]). Разум Ворона . Многолетник Харпер . ISBN 978-0-06-113605-4
- Линкольн, Брюс (1991). Смерть, война и жертвоприношение: исследования идеологии и практики . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-48199-9 .
- Линдоу, Джон (2001). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-515382-0 .
- Orel, Vladimir (2003). A Handbook of Germanic Etymology . Leiden: Brill. ISBN 90-04-12875-1 .
- Симек, Рудольф (2007) в переводе Анжелы Холл. Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр . ISBN 0-85991-513-1
- Силен, Ларс (1983). «Некоторые размышления об изображениях на камне Балингста в Уппланде» (PDF) . Старый друг . 78 . Шведский совет национального наследия: 88–91. Архивировано (PDF) из оригинала 18 июля 2011 г. Проверено 28 января 2010 г.
- Шпидель, Майкл (2004). Древние германские воины: стили воинов от колонны Траяна до исландских саг . Рутледж . ISBN 0-415-31199-3
- Торп, Бенджамин (Транс) (1907). Эдда Сэмундар Хиннс Фрода Эдда Сэмундара Учёного . Часть I. Лондон Трюбнер и Ко
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Джери и Фреки, на Викискладе?
- MyNDIR (My Norse Digital Image Repository) Иллюстрации Гери и Фреки из рукописей и старопечатных книг.