Jump to content

Джери и Фреки

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Бог Один на троне и в окружении волков Гери и Фреки, а также воронов Хугинна и Мунинна, как показано (1882 г.) Карлом Эмилем Доплером.

В скандинавской мифологии Гери и Фреки два волка , которые, как говорят, сопровождают бога Одина . Они засвидетельствованы в « Поэтической Эдде» , сборнике эпической поэзии, составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, в « Прозаической Эдде» , написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном , и в поэзии скальдов . Эту пару сравнивают с аналогичными фигурами из греческой , римской и ведической мифологии , а также могут быть связаны с верованиями, окружающими германские «отряды воинов-волков», Ульфхеднар .

Этимология

[ редактировать ]

Имя Джери интерпретируется как означающее либо «жадный», либо «хищный». [ 1 ] Имя Гери можно проследить до протогерманского прилагательного * geraz , засвидетельствованного в бургундском girs , древнескандинавском gerr , древневерхненемецком ger или giri и древнеголландском gir , все из которых означают «жадный». [ 2 ]

Имя Фреки можно проследить от протогерманского прилагательного * frekaz , засвидетельствованного в готском 𐍆𐌰𐌹𐌷𐌿𐍆𐍂𐌹𐌺𐍃 ( faihufriks ) «жадный, скупой», древнескандинавском frekr «жадный», древнеанглийском frec «желательный, жадный, прожорливый, дерзкий» Старый Верхненемецкое . freh «жадный» [ 3 ] Джон Линдоу интерпретирует оба древнескандинавских имени как номинальные прилагательные. [ 4 ] Брюс Линкольн далее прослеживает происхождение Гери до протоиндоевропейской основы * gher- , которая совпадает с найденной в Гармре , имени, относящемся к собаке, тесно связанной с событиями Рагнарёка . [ 5 ]

Сертификаты

[ редактировать ]

В » Поэтической Эдды поэме «Гримнисмал бог Один (замаскированный под Гримнира ) предоставляет юному Агнарру информацию о спутниках Одина. Агнарру рассказывают, что Один кормит Гери и Фреки, а сам бог пьет только вино:

Бенджамина Торпа : Перевод
Гери и Фреки, избалованные войной люди,
торжествующий отец воинств;
но на вине только знаменитый в оружии,
Один, вечно жив. [ 6 ]
Генри Адамса Беллоуза : Перевод
Фреки и Гери кормят Heerfather,
Знаменитый боец ​​прошлого:
Но только на вине бог, украшенный оружием,
Отин, живи вечно. [ 7 ]

Эта пара также упоминается в кеннинге « Гончие Видрира (Одина)» в Helgakviða Hundingsbana I , стих 13, где рассказывается, что они бродят по полю, «жадные трупов тех, кто пал в бою». [ 8 ]

Бенджамина Торпа : Перевод
Воины пошли к месту свидания мечей,
который они назначили в Логафиёлле.
Нарушился мир Фроди между врагами:
Гончие Видрира бродили по острову, жадные до резни. [ 9 ]
Генри Адамса Беллоуза : Перевод
В бой пошли воины,
Поле они выбрали в Логафьоле;
Мир Фроти среди врагов они нарушили,
По острову жадно ходили гончие Витрира. [ 10 ]

В Прозаической Эдды книге «Gylfaginning» (глава 38) восседающая на троне фигура Хай объясняет, что Один отдает всю еду на своем столе своим волкам Гери и Фреки и что Одину не нужна еда, поскольку вино для него и мясо, и питье. Затем Хай в поддержку цитирует вышеупомянутую строфу из стихотворения Grímnismál . [ 11 ] В главе 75 «Прозаическая Эдда» книги Skáldskaparmál список имен варгов и волков , в который входят как Гери, так и Фреки. приводится [ 12 ]

В скальдической поэзии Гери и Фреки используются как нарицательные существительные для слова «волк» в главе 58 « Скальдскапармал» (цитируется в произведениях скальдов Йодольфа из Хвинира и Эгилла Скаллагримссона ), а Гери снова используется как нарицательное существительное для слова «волк» в главе 64. « Прозаическая Эдда» книги «Хаттаталь» . [ 13 ] Гери упоминается в кеннингах, обозначающих «кровь» в главе 58 « Скальдскапармала» («Эли Гери» в произведении скальда Торда Сьярекссона ) и в значении «падаль» в главе 60 («Кусок Гери» в произведении скальда Эйнарра Скуласона) . ). [ 14 ] Фреки также используется в кеннинге «падаль» («еда Фреки») в произведении Торда Сьярекссона в главе 58 Skáldskaparmál . [ 15 ]

Археологические данные

[ редактировать ]

Если всадник на лошади на изображении на руническом камне Бёкста правильно идентифицирован как Один, то Гери и Фреки изображены участвующими в охоте на лося . [ 16 ]

Бронзовая пластина эпохи Венделя , найденная на острове Эланд , Швеция, изображающая воина в волчьей шкуре, вытаскивающего меч рядом с танцующей фигурой.

Фреки — это также имя, применяемое к чудовищному волку Фенриру в «Поэтическая Эдда» поэме «Вёлуспа» . Фольклорист Джон Линдоу видит иронию в том, что Один кормит одну Фреки за своим обеденным столом, а другую — Фенрира — своей плотью во время событий Рагнарёка . [ 17 ]

Историк Михаэль Шпидель связывает Гери и Фреки с археологическими находками, изображающими фигуры в волчьих шкурах, и часто встречающимися именами, связанными с волками, среди германских народов , в том числе Wulfhroc («Волчье платье»), Wolfhetan («Волчья шкура»), Isangrim («Волчья шкура»), Isangrim («Волчья шкура»). Серая Маска»), Скрутольф («Волк в одежде»), Вольфрам («Волк (и) Ворон »), Вольфганг («Волчья походка»), Вольфдрегиль («Бегущий волк») и Вульфолаик («Волк- Танцор») и мифы о воинах-волках из скандинавской мифологии (такие как Ульфхеднар ). Майкл Шпайдель считает, что это указывает на пангерманский культ банды волков-воинов, сосредоточенный на Одине, который ослаб после христианизации . [ 18 ]

Ученые также отметили индоевропейские параллели с волками Гери и Фреки как спутниками божества. Ученый XIX века Якоб Гримм заметил связь между этим аспектом характера Одина и греческим Аполлоном , для которого и волк, и ворон священны. [ 19 ] Филолог Морис Блумфилд далее связал эту пару с двумя собаками Ямы . в ведической мифологии и увидел в них германский аналог более общей и широко распространенной индоевропейской темы « Цербера » [ 20 ] Шпайдель находит подобные параллели в ведическом Рудре и римском Марсе . Развивая связь между волками и фигурами великой силы, он пишет: «Вот почему Гери и Фреки, волки на стороне Одина, также хмурились на троне англосаксонских королей. Воины-волки, такие как Гери и Фреки, были не просто животными, а мифическими существами: как последователи Водена, они воплощали его мощь, как и воины-волки». [ 18 ]

Бернд Генрих предполагает, что Гери и Фреки, а также Один и его вороны Хугинн и Мунинн отражают симбиоз, наблюдаемый в естественном мире среди воронов, волков и людей на охоте:

В биологическом симбиозе один организм обычно компенсирует некоторую слабость или недостаток другого(их). Как и в таком симбиозе, Один был отцом всех людей и богов, хотя в человеческом облике сам по себе был несовершенен. Как отдельному существу, ему не хватало восприятия глубины (из-за одноглазости), а также он, по-видимому, был неосведомлен и забывчив. Но его слабости компенсировались его воронами Хугином (разумом) и Мунином (памятью), которые были его частью. Они сидели у него на плечах и каждый день отправлялись на разведку на край земли, чтобы вернуться вечером и сообщить ему новости. Рядом с ним также было два волка, и ассоциация человек/бог-ворон-волк была похожа на один единый организм, в котором вороны были глазами, разумом и памятью, а волки – поставщиками мяса и пищи. Как бог, Один был эфирной частью — он пил только вино и говорил только стихами. Я задавался вопросом, является ли миф об Одине метафорой, которая в шутливой и поэтической форме воплощает древние знания о нашем доисторическом прошлом как охотников в сотрудничестве с двумя союзниками для создания мощного охотничьего союза. Это будет отражать прошлое, которое мы давно забыли и значение которого было затемнено и сильно изношено, поскольку мы отказались от нашей охотничьей культуры и стали пастухами и земледельцами, для которых вороны выступают в качестве конкурентов. [ 21 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Симек (2007:90; 106); Линдоу (2001:120; 139).
  2. ^ Orel (2003:132).
  3. ^ Orel (2003:113).
  4. ^ Линдоу (2001: 120 и 139).
  5. ^ Линкольн (1991:99).
  6. ^ Торп (1907:21).
  7. ^ Беллоуз (1923:92).
  8. Линкольн рассматривает эту деятельность как причину своего прозвища «хищный» или «жадный». См. Линкольн (1991:99).
  9. ^ Торп (1907:138).
  10. ^ Беллоуз (1936: 295–296).
  11. ^ Фолкс (1995:33).
  12. ^ Фолкс (1995:64).
  13. ^ Фолкс (1995: 135 и 204).
  14. ^ Фолкс (1995: 136 и 138).
  15. ^ Фолкс (1995:136).
  16. ^ Силен (1993:88-91).
  17. ^ Линдоу (2001:120).
  18. ^ Jump up to: а б Шпайдель (2004:24–28).
  19. ^ Гримм (1882:147).
  20. Блумфилд также упоминает в этой связи еще одну нордическую пару: Гери «Жадный» и Гифр «Жестокий» — две собаки, которые охраняют девушку Менглёд в Фьёльсвиннсмале . См. Блумфельд (1908:316–318).
  21. ^ Генрих (2006 [1999]: 355). Обсуждение симбиоза волка и ворона см., например, у Heinrich (2006 [1999]: 226–235). Обсуждение симбиоза волка и человека см., например, у Henrich (2006 [1999]: 236–244).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8733c0b1668746ec7e16787cf6169bb1__1716088680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/b1/8733c0b1668746ec7e16787cf6169bb1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Geri and Freki - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)