Jump to content

Одр

Ор вновь покидает скорбящую Фрейю в Одуре, вновь покидает скорбящую жену (1882), Карл Эмиль Доплер «Старший».

В скандинавской мифологии Óðr ( [ ˈoːðz̠] ; древнескандинавское слово означает «Божественное безумие, неистовый, яростный, неистовый, нетерпеливый», как существительное «разум, чувство», а также «песня, поэзия»; Orchard (1997) дает « бешеный" [ 1 ] ) или Óð , иногда англоязычное как Odr или Od , — это фигура, связанная с главной богиней Фрейей . В «Прозаической Эдде» и «Хеймскрингле» , написанных в 13 веке Снорри Стурлусоном , Одр описывается как муж Фрейи и отец ее дочери Хносс . Хеймскрингла добавляет, что у пары родилась еще одна дочь, Герсеми . Об Одре было предложено несколько теорий, в основном, что он является ипостасью божества Одина из-за их сходства.

Этимология

[ редактировать ]

Древнескандинавский протогерманского теоним Óðr происходит от идентичного существительного, означающего «ум, остроумие, душа, чувство», а также от «песни, поэзии», которое, в свою очередь, происходит от * wōðaz , существительного прилагательного , означающего «одержимый, вдохновленный». , в бреду, в ярости». Оно родственно другим существительным из средневековых германских языков, таким как древнеанглийское wōð («звук, шум; голос, песня»), древневерхненемецкое wuot («трепет, сильное волнение») и среднеголландское woet («ярость, безумие»). ). Óðr также этимологически связан с древнескандинавским теонимом Óðinn , который сам происходит от основы * wōđa-, присоединенной к суффиксу *- naz («повелитель»). [ 2 ] [ 3 ]

Филолог Ян де Врис утверждал, что древнескандинавские божества Один и Ор, вероятно, изначально были связаны (как в дуплете Улл-Уллинн ), причем Ор (* wōđaz ) был старшей формой и основным источником имени Один ( *wōđa- наз ). Далее он предположил, что бог ярости Ор-Один противостоял богу славного величия Уллу-Уллинну, аналогично ведическому контрасту между Варуной и Митрой . [ 4 ]

Прилагательное *wōđaz в конечном итоге происходит от догерманской формы *uoh₂-tós , которая связана с протокельтскими терминами * wātis , означающими «провидец, прорицатель» (ср. галльское wāteis , древнеирландское слово «пророк»). и * wātus , что означает «пророчество, поэтическое вдохновение» (ср. древнеирландское fáth «пророческое мудрость, максимы», древневаллийское guaut «пророческий стих, панегирик»). [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] По мнению некоторых ученых, латинский термин vātēs («пророк, провидец»), вероятно, является кельтским заимствованием из галльского языка, что делает *uoh₂-tós ~ *ueh₂-tus («боговдохновенный») общим религиозным термином, общим для германских языков. и кельтский, а не унаследованное слово более раннего протоиндоевропейского (PIE) происхождения. [ 3 ] [ 5 ] В случае, если сценарий заимствования исключен, этимон PIE *(H)ueh₂-tis («пророк, провидец») также может считаться общим предком засвидетельствованных германских, кельтских и латинских форм. [ 7 ]

Сертификаты

[ редактировать ]

Óðr засвидетельствован в следующих источниках:

Поэтическая Эдда

[ редактировать ]

Óðr упоминается в 25-й строфе «Поэтическая Эдда» поэмы «Völuspá» . Это имя появляется в кеннинге главной богини Фрейи ; «Девушка Óð» ( древнескандинавское Óðs mey gefna ), указывающее на связь с богиней. [ 8 ]

В 47-й строфе стихотворения Hyndluljóð упоминается фигура по имени Оди . Там Хиндла насмехается над Фрейей, заявляя, что Фрейя сбежала к Эди, «всегда полная желания». Ученый Кэролайн Ларрингтон говорит, что личность Эди неизвестна; Было высказано предположение, что это может быть просто Ор или что эта фигура может быть еще одним любовником Фрейи. [ 9 ] Ученый Джон Линдоу описывает эту ссылку как «загадочную», поскольку никакой другой информации относительно ситуации, о которой говорит Хиндла, не предоставлено. [ 10 ] Ученый Бритт-Мари Нэсстрем говорит, что эта ссылка, скорее всего, не относится к Ору, а скорее является продуктом поправок Софуса Бугге , и что эта строка просто указывает на похоть Фрейи. Нэсстрем комментирует, что «возможно, филологи девятнадцатого века были введены в заблуждение своими романтическими намерениями». [ 11 ]

Проза Эдда

[ редактировать ]

В главе 35 «Прозаическая Эдда книги Gylfaginning » восседающая на троне фигура Хай говорит, что богиня Фрейя «была замужем за кем-то по имени» Одр. Подробные сведения о том, что у них родилась дочь Хносс, и что эта дочь была настолько прекрасна, что термин хносир (означающий «сокровища») происходит от ее имени и применяется ко всему «красивому и драгоценному». Хай добавляет, что Ор уходил в путешествие на продолжительное время, а Фрейя все время оставалась позади, плача слезами из красного золота . Однако в поисках Ора Фрейя путешествовала «среди странных народов», и поэтому у нее было много имен. [ 12 ] В главе 36 Gylfaginning строфа Völuspá, в которой упоминается Ор. цитируется [ 13 ]

В главе 20 «Прозаическая Эдда» книги Skáldskaparmál перечислены поэтические имена богини Фрейи, в том числе «жена Ора». [ 14 ] В главе 36 прозаическое повествование указывает на то, что в отрывке из произведения скальда Эйнара Скуласона Фрейя упоминается как жена Ора («соратник Ора»). [ 15 ] Тот же отрывок встречается в главе 49. [ 16 ] В главе 75 Ор упоминается в последний раз в Прозаической Эдде , где Фрейя упоминается как «плачущая золото» по Ору. [ 17 ]

Мировые крендели с солью

[ редактировать ]

В главе 1 Хеймскринглы книги «Сага об Инглингах » Снорри Стурлусон упоминает этих двоих в эвгемеризованном отчете, заявляя, что у Фрейи был муж по имени Ор, две дочери по имени Хносс и Герсеми, и что они были настолько красивы, что их имена использовались для « наше самое драгоценное имущество» (оба их имени буквально означают «драгоценность»). [ 18 ]

Имя Óðr, обозначающее мужа Фрейи, часто встречается в Völuspá 25, где говорится, что «Óðs mey» было дано гигантам. Больше ничего о нем под этим именем в эддических поэмах не говорится. В «Gylfaginning» Снорри кратко заявляет, что Од путешествовал по многим народам и что Фрейя всерьез искала его, плача на ходу. Часто предполагают, что Од каким-то образом связан с Одином (древнескандинавский: Ódinn ), главой асов в скандинавской мифологии, из-за этимологического сходства между двумя именами (Линдоу утверждает, что лингвистические отношения идентичны отношениям Улля и Уллина — часто рассматриваются как варианты имени одного бога), а также тот факт, что оба описываются как отправляющиеся в дальние путешествия, хотя Линдоу отмечает, что Снорри осторожен. чтобы держать их отдельно. [ 10 ] Все теории относительно него должны оставаться спекулятивными из-за ограниченности сведений, содержащихся в источниках.

Ученый Виктор Ридберг предположил, что муж Фрейи Одр идентичен герою Свипдагу из эддических поэм Гругалдр и Фьёлсвинсмал. Якоб Гримм и другие уже давно отождествили Менглада («любителя шейных шнурков»), любовного увлечения Свипдага в этом стихотворении, с Фрейей, владелицей Брисингамена . [ 19 ]

Ученый Хильда Эллис Дэвидсон предполагает, что культ ванов, возможно, повлиял на культ асов в последние дни скандинавского язычества во время христианизации Скандинавии , что потенциально привело к появлению фигуры Ода в скандинавской мифологии, которую она называет « странный двойник Одина». [ 20 ]

Ученый Рудольф Симек говорит, что, поскольку ðr появляется в кеннинге, использованном скальдом XI века Эйнарром Скуласоном Skáldskaparmál ) и в Поэтической Эдды поэмах Völuspá и Hyndluljód , Óðr не является изобретением позднего времени. Симек говорит, что «наиболее очевидное объяснение состоит в том, чтобы отождествить Ора с Одином», отмечая сходство между их именами (и соглашаясь с параллелью Улл/Уллин), долгое отсутствие (сравнивая их с изгнанием Одина в Gesta Danorum ) и женитьбу Эда. с Фрейей. [ 21 ]

Симек добавляет, что, хотя это сходство существует, есть вещи, которые говорят против него, например, что «слезы Фрейи по Одину и ее поиски немотивированы» и что «упоминание Хносса как их единственного ребенка удивительно - почему, например, не следует ли Бальдра упомянуть ?» Симек отмечает, что эти проблемы иногда приводили к совершенно разным объяснениям; Софус Бугге и Ялмар Фальк видели отражение греческого бога Адониса в Оре, Рудольф Мач видел отражение в боге Аттисе , а Ли Холландер теоретизирует отражение народной сказки об Аморе и Психее в рассказе Снорри в Прозе Эдде об Эде и Фрейе. [ 21 ]

Симек соглашается, что, если бы два бога были идентичны, Снорри не держал бы их так отдельно; тем не менее, имена Одина и Ода настолько близки, что отсутствие связи между двумя богами невозможно. Некоторые ученые исследовали взаимосвязь между ними, пытаясь найти «старшие» и «младшие» слои в фигурах Ора и Одина, но Симек говорит, что этот подход еще не дал каких-либо убедительных результатов из-за немногочисленности изображений. источники, в которых упоминается Óðr. [ 21 ]

Ученый Стефан Гранди комментирует, что, хотя вполне возможно, что Ор мог быть изобретен как отдельная фигура от Одина после христианизации, это предположение неправдоподобно, поскольку отдельная, независимая фигура по имени Вод сохранилась в фольклоре, связанном с Дикой Охотой , в самых отдаленных районах. к югу от Скандинавии, как Швейцария . Гранди отмечает, что Од, судя по всему, датируется по крайней мере до эпохи викингов . Гранди полагает, что «как отметили Ян де Врис и другие, нет никаких сомнений», что Ор и Один когда-то были одной и той же фигурой. Гранди говорит, что Один — это прилагательная форма от Óðr , и что Óðr может быть старшей формой из двух. [ 22 ]

Гранди предполагает, что богини Фригг и Фрейя не произошли от одной богини. Если они этого не сделают, говорит Гранди, вопрос объяснения отношений между Фрейей и Одом станет центральным, что было одним из самых сильных аргументов в пользу происхождения Фригг и Фрейи от общей богини. Гранди отмечает, что редко упоминается о том, что германские народы иногда практиковали полигамию , и цитирует главу 18 работы Тацита », написанной в первом веке нашей эры « Германия , где Тацит отмечает, что, хотя моногамия имеет очень мало исключений в германском обществе, есть те, кто активно ищет полигамии. брак «ради высокого происхождения». Гранди противопоставляет это сообщениям о полигинных браках среди Меровингов и Каролингов , указывает, что единственный германский свод законов , который прямо запрещает такие отношения, - это кодекс вестготов , и отмечает, что, хотя полигинные браки редко засвидетельствованы в скандинавских источниках, Харальд I из Норвегия была замужем одновременно за семью женами. Гранди заключает, что, поскольку «боги склонны отражать социальные нормы своих поклонников», вполне возможно, что Один/Ор изначально «мог радоваться Фригг и Фрейе одновременно». Гранди утверждает, что со временем количество полигинных браков сократилось в эпоху викингов и в результате христианизации северогерманских территорий, и, как следствие, такие отношения труднее отражались в божествах людей. [ 23 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Орчард (1997:121).
  2. ^ Orel 2003 , p. 469.
  3. ^ Jump up to: а б с Кроонен 2013 , с. 592.
  4. ^ де Врис 1970b , с. 104.
  5. ^ Jump up to: а б Кох 2020 , стр. 140.
  6. ^ Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. стр. 404–405. ISBN  978-90-04-17336-1 .
  7. ^ де Ваан, Мишель (2018). Этимологический словарь латыни и других курсивных языков . Брилл. п. 656. ИСБН  978-90-04-16797-1 .
  8. ^ Ларрингтон (1996:7).
  9. ^ Ларрингтон (1999:297).
  10. ^ Jump up to: а б Линдоу (2001:246–247).
  11. ^ Нэсстрем (1998:69).
  12. ^ Фолкс 1987 , стр. 29–30.
  13. ^ Фолкс 1987 , с. 36.
  14. ^ Фолкс 1987 , с. 86.
  15. ^ Фолкс 1987 , с. 98.
  16. ^ Фолкс 1987 , с. 119.
  17. ^ Фолкс 1987 , с. 157.
  18. ^ Холландер (1964:14).
  19. ^ Ридберг, Исследования по германской мифологии, т. 1, 1886.
  20. ^ Дэвидсон (1965:154).
  21. ^ Jump up to: а б с Симек (2007: 250).
  22. ^ Гранди (1998:56 и 58-59).
  23. ^ Гранди (1998:66).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b20a1cd3c648f05fae1fb8073e545edd__1713626580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/dd/b20a1cd3c648f05fae1fb8073e545edd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Óðr - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)