Одическая сила

Одическая сила (также называемая Od / oʊ d / , Odyle , Önd , Odes , Odylic , Odyllic или Odems ) была гипотетической жизненной энергией или жизненной силой, в которую некоторые верили в середине 19 века. Название было придумано бароном Карлом фон Райхенбахом в 1845 году в честь германского бога Одина . [1] [2]
История
[ редактировать ]Когда фон Райхенбах исследовал, каким образом различные вещества могут воздействовать на нервную систему человека , он предположил существование новой силы, родственной электричеству , магнетизму и теплу , силы, которая, как он думал, излучается большинством веществ, и к влиянию которых разные люди по-разному чувствительны . [3] Он назвал эту виталистскую концепцию Одической силой . Сторонники говорят, что одическая сила пронизывает все растения, животных и людей. [4]
Верующие в одическую силу говорили, что ее можно было увидеть в полной темноте в виде цветных аур , окружающих живые существа, кристаллы и магниты, но для ее просмотра требовались часы, проведенные в полной темноте, и только очень чувствительные люди могли ее увидеть. [5] Они также сказали, что это напоминает азиатские концепции праны и ци . Однако они считали, что одическая сила связана не с дыханием (как индийская прана и ци в китайских боевых искусствах), а главным образом с биологическими электромагнитными полями . [6]
Фон Райхенбах не связывал одическую силу с другими виталистскими теориями. Барон фон Райхенбах подробно изложил концепцию одической силы в статье длиной в книгу « Исследования магнетизма , электричества , тепла и света в их отношении к жизненным силам» , которая появилась в специальном выпуске уважаемого научного журнала Annalen der Chemie und Физик . Он сказал, что (1) одическая сила имеет положительный и отрицательный поток , а также светлую и темную стороны; (2) люди могли насильно «испускать» его, особенно из рук, рта и лба; и (3) одическая сила имела множество возможных применений.
Предполагалось, что одическая сила объясняет феномен гипноза . В Великобритании толчок такому взгляду на предмет был дан после перевода « Исследований , Райхенбаха» Уильямом Грегори профессором химии университета Эдинбургского . Эти более поздние исследования пытались показать, что многие из одических явлений имеют ту же природу, что и описанные ранее Францем Месмером и даже задолго до Месмера Сведенборгом . [7] [8]
Французские парапсихологи Ипполит Барадук и Альбер де Роша находились под влиянием концепции одической силы. [9]
Фон Райхенбах надеялся разработать научные доказательства универсальной жизненной силы; однако его эксперименты основывались на представлениях людей, которые утверждали, что они «чувствительны», поскольку сам он не мог наблюдать ни одного из описанных явлений. «Сенситивам» приходилось работать в полной или почти полной темноте, чтобы иметь возможность наблюдать явления. Райхенбах заявил, что благодаря экспериментам, возможно, одна треть населения сможет увидеть это явление, но гораздо меньше в противном случае.
Научный прием
[ редактировать ]Концепция одической силы подверглась критике со стороны научного сообщества , поскольку не было надежных или воспроизводимых данных о ее существовании. Критики назвали это шарлатанством , а сегодня считают примером лженауки . [10] [11] [12]
Писатель-научный писатель Мартин Гарднер в своей книге «Причуды и заблуждения во имя науки» (1957) отметил, что «ученые не смогли повторить эксперименты барона». [13]
Роберт Тодд Кэрролл в «Словаре скептика» написал:
Барон не имел никакого образования в области психологии или психопатологии, а также не имел подготовки к проведению экспериментов с участием людей. Он применил множество стандартных научных методов и следовал стандартным практикам сбора и записи данных, включая графики и диаграммы. Но он, похоже, понятия не имел, как проводить контролируемый эксперимент с так называемыми «сенситивными людьми», людьми, которых лучше было бы назвать невротиками или бредовыми людьми. ( Ястроу говорит, что по большей части его объектами были «невротичные молодые женщины».) Учитывая тот факт, что он так тщательно обманывал себя в течение столь длительного периода времени, кажется разумным предположить, что он (по крайней мере) был бессознательно предлагая поведение своим субъектам. Его энтузиазм по поводу проекта, несомненно, повлиял на его субъективные наблюдения. То, что он пришел к мысли, что одическая сила может объяснить десятки разрозненных явлений, будучи не в состоянии убедить других ученых в том, что он что-либо открыл, означает патологический характер его исследований. Стремление Райхенбаха к одической силе является классическим примером патологическая наука . [14]
Ученые отказались от таких понятий, как одическая сила. В западной популярной культуре это имя используется аналогично ци или пране для обозначения духовных энергий или жизненной силы, связанной с живыми существами. В Европе одическая сила упоминается в книгах по биолокации . , например, [15]
См. также
[ редактировать ]- Эфир (классический элемент)
- Теории эфира
- Энергия (эзотерика)
- Кирлиан фотография
- Где
- Оргон
- Од , также известный как Од, скандинавский бог
- Являются
- Врил
- Вильгельм Райх — «оргонная» энергия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уильямс, Уильям Ф. (2000). Энциклопедия лженауки: от похищений инопланетянами до зональной терапии . Факты о File Inc., с. 299. ISBN 1-57958-207-9
- ^ Левитт, Тереза. (2009). Тень Просвещения: оптическая и политическая прозрачность во Франции, 1789-1848 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 113. ISBN 978-0-19-954470-7
- ^ Серж Кахили Кинг, Серж Кинг Энергии Земли: поиск скрытой силы планеты 1992, Глава 3 «Одическая сила и Райхенбах», стр. 38-60
- ^ Мэри Коддингтон Искатели целительной энергии: Райх, Кейси, Кахуна и другие мастера жизненной силы 1991, стр. 67
- ^ Питер Йоханнес Тиль Диагностика заболеваний путем наблюдения за глазами, чтобы врачи, целители, учителя, родители могли читать по глазам Переиздание Кессинджера, 2004, стр. 52
- ^ Марк Вудхаус Войны парадигм: мировоззрения нового века 1996, стр. 191-192
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Одилическая сила ». Британская энциклопедия . Том. 20 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 10–11. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Чарльз Р. Келли Жизненная сила... творческий процесс в человеке и природе 2004, стр. 286-287
- ^ Брюс Кларк, Линда Дэлримпл Хендерсон От энергии к информации: представительство в науке и технологиях, искусстве и литературе 2002, стр. 140-141
- ^ Стивенсон, Уильям Эдвард. (1884). Электричество и способ его действия при лечении болезней . Лондон: Дж. И А. Черчилль. п. 8
- ^ Ястроу, Джозеф . (1935). Желание и мудрость: эпизоды капризов веры . Компания Д. Эпплтон-Сентьюри. стр. 341-349. (Опубликовано в 1962 году издательством Dover Books под названием «Ошибки и эксцентричность в человеческих убеждениях »).
- ^ Рэднер, Дейзи; Раднер, Майкл. (1982). Наука и безумие . Уодсворт. стр. 24-29. ISBN 0-534-01153-5
- ^ Гарднер, Мартин . (издание 2012 г., первоначально опубликовано в 1957 г.). Причуды и заблуждения во имя науки . Дуврские публикации. п. 345. ISBN 0-486-20394-8
- ^ "Одическая сила Райхенбаха" . Словарь скептика. Проверено 18 апреля 2016 г.
- ^ Шписбергер, Карл (1989) [1962]. Успешный практик маятника: секрет звездного маятника - поперечное сечение всего поля маятников [ Раскройте силу маятника: секреты звездного маятника, полный обзор маятниковой биолокации ]. ISBN 978-0-572-01419-3 .