Jump to content

Прана

В йоге , Аюрведе и индийских боевых искусствах прана ( प्राण , prāṇa ; санскритское слово , обозначающее дыхание, « жизненную силу » или «жизненный принцип»). [1] пронизывает реальность на всех уровнях, включая неодушевленные объекты. [2] В индуистской литературе прана иногда описывается как исходящая от Солнца и соединяющая элементы . [3]

пять типов праны, известные под общим названием пять вайю В индуистских текстах описаны («ветров»). Аюрведа , тантра и тибетская медицина описывают прана-вайю как основную вайю, из которой возникают другие вайю.

Прана разделена на десять основных функций: пять пран – Прана, Апана, Удана, Вьяна и Самана – и пять Упа-Пран – Нага, Курма, Девадатта, Крикала и Дхананджая.

Пранаяма , одна из восьми ступеней йоги , предназначена для расширения праны.

Этимология

[ редактировать ]

В.С. Апте дает четырнадцать различных значений санскритского слова прана ( प्राण ), включая дыхание или дыхание ; [4] дыхание жизни, жизненный воздух, принцип жизни (обычно во множественном числе в этом смысле, обычно предполагается, что таких жизненных потоков пять, но говорят также о трех, шести, семи, девяти и даже десяти); [4] [5] энергия или сила; [4] дух или душа. [4]

Из этих значений концепция «жизненного воздуха» используется Бхаттачарьей для описания концепции, используемой в санскритских текстах, касающихся пранаямы , управления дыханием. [6] Томас МакЭвилли переводит прану как «духовную энергию». [7] Дыхание крови считается его наиболее тонкой материальной формой, но также считается, что оно присутствует в и наиболее сконцентрировано в сперме и вагинальных выделениях . [8]

Ученые расходятся во мнениях относительно первоначальных значений праны и апаны . Некоторые, например Бётлингк , утверждают, что первоначально прана означала вдох, а апана — выдох. Другие, как Деуссен, утверждают обратное, заявляя, что прана означает выдох, а апана — вдох. Однако они сходятся во мнении, что в более поздние времена эти два термина стали обозначать воздух, расположенный в разных частях тела, при этом прана ассоциировалась с верхними частями, а апана — с нижними частями. [9]

Ранние ссылки

[ редактировать ]

Древняя концепция праны описана во многих индуистских текстах, включая Упанишады и Веды . Прана обычно делится на составные части, особенно когда речь идет о человеческом теле . Хотя не все ранние источники согласны с названиями или количеством этих подразделений, наиболее распространенный список из Махабхараты , Упанишад, аюрведических и йогических источников включает пять классификаций, часто подразделяемых. [10] [ нужна страница ] В этот список входят прана (энергия, движущаяся внутрь), апана (энергия, движущаяся наружу), вьяна (циркуляция энергии), удана (энергия головы и горла) и самана (пищеварение и усвоение).

Ранние упоминания конкретных пран часто подчеркивали прану, апану и вьяну как «три дыхания». Это можно увидеть, среди прочего, в протойогических традициях Вратьев. [11] В таких текстах, как « Вайканасасмарта», пять пран используются как интериоризация пяти жертвенных огней церемонии панчагни хома . [12]

Веды и Упанишады

[ редактировать ]

Одно из самых ранних упоминаний о пране содержится в 3000-летней Чандогья-упанишаде , но эта концепция используется во многих других упанишадах, включая Катха , Мундака и Прашна-упанишады . Эта концепция очень подробно разработана в литературе по хатха-йоге . [13] Тантра и Аюрведа .

Атхарваведа описывает прану : «Когда их полили Праной, растения заговорили дружно: «Ты, воистину, продлил нашу жизнь, ты сделал нас всех благоухающими». (11.4–6) «Святые (атарвана) растения, волшебные (ангираса) растения, божественные растения и растения, созданные людьми, прорастают, когда ты, о Прана, оживляешь их (11.4–16). «Когда Прана орошает великую землю дождем, тогда появляются растения, а также все виды трав». (11.4–17) «О Прана, не отворачивайся от меня, ты не будешь кем-то другим, кроме меня самого!» Как зародыш вод (огня), ты, о Прана, привяжи меня, чтобы я мог жить». (11,4) [ нужна ссылка ]

Упанишады, особенно Йога-упанишады, обсуждают различные дыхания с конкретными названиями и функциями. Прана неизменно считается основным дыханием, сродни дыханию в английском языке, тогда как апана связана с выведением экскрементов. Прашна Упанишада впервые описала прану , управляющую функциями верхней части тела, и апану, контролирующую функции нижних частей тела, основываясь на концепции отдельных потоков воздуха или газов, управляющих функциями тела. Айтарейя Упанишада также поддерживает это разделение дыхания, связывая прану с носовой областью, а апану с брюшной областью. [9]

Бхагавад Гита

[ редактировать ]

Стих 4.27 Бхагавад -гиты описывает йогу самоконтроля как принесение в жертву действий чувств и праны огню, зажженному знанием. [14] В более общем смысле, победа над чувствами, умом и праной рассматривается как важный шаг на пути йогина к самадхи или даже как цель йоги. [15] Так, например, Малинивиджайоттаратантра 12.5–7 направляет искателя, «который победил позу, ум, прану, чувства, сон, гнев, страх и беспокойство». [16] практиковать йогу в красивой, нетронутой пещере. [16]

Пять вайю – Прана, Апана, Удана, Самана, Вьяна.

Один из способов классификации праны – это вайю. Ваю означает «ветер» или «воздух» на санскрите, и этот термин используется в различных контекстах индуистской философии . Прана считается основным вайю, из которого возникают другие вайю, а также одним из пяти основных вайю. Таким образом, Прана — это общее название всех дыханий, включая пять основных вайю: прана, апана, удана, самана и вьяна. [17] « Нишвасаттвасамхита Наясутра» описывает пять малых ветров, называя три из них нагой, дханамджайей и курмой; [18] два других названы в «Скандапуране» (181.46) и «Шивапуране Ваявьясамхите» (37.36) как девадатта и критака. [19]

Ваюс, согласно Нишвасаттвасамхита Наясутре (6–10 века)
Слабый Расположение Ответственность [20]
Прана Голова, легкие, сердце Движение внутрь и вверх, это жизненная сила. Сбалансированная прана приводит к уравновешенному и спокойному уму и эмоциям.
Апана Нижняя часть живота Движение направлено наружу и вниз, оно связано с процессами выведения, размножения и здоровья скелета (поглощение питательных веществ). Сбалансированная апана приводит к здоровой пищеварительной и репродуктивной системе.
Удана Диафрагма, горло Движение вверх, оно связано с функциями дыхания, речи и работы головного мозга. Сбалансированная удана приводит к здоровой дыхательной системе, ясности речи, здоровому разуму, хорошей памяти, творческим способностям и т. д.
Саман Пупок Движение спиральное, сосредоточено вокруг пупка и похоже на взбалтывание; оно связано с пищеварением на всех уровнях. Сбалансированный самана приводит к здоровому обмену веществ.
Вена Идет от сердца, распространяется повсюду. Движение направлено наружу, как и процесс кровообращения. Это связано с системой кровообращения, нервной системой и сердечной системой. Сбалансированная вьяна ведет к здоровому сердцу, кровообращению и уравновешенным нервам.
Упрощенный взгляд на тонкое тело индийской философии, показывающий три основных нади или канала: Ида (B), Сушумна (C) и Пингала (D), которые проходят в теле вертикально. [21]

Индийская философия описывает движение праны по нади (каналам), хотя детали различаются. [21] Брихадараньяка -упанишада (2.I.19) упоминает 72 000 нади в человеческом теле, исходящих из сердца, тогда как Катха-упанишада (6.16) говорит, что от сердца исходит 101 канал. [21] Винашихатантра (140–146) объясняет наиболее распространенную модель, а именно, что три наиболее важных нади — это Ида слева, Пингала справа и Сушумна в центре, соединяющая базовую чакру с коронной чакрой , обеспечивая возможность праны. течь по тонкому телу . [21]

Когда разум волнуется из-за нашего взаимодействия с миром в целом, физическое тело также следует за ним. Эти волнения вызывают резкие колебания потока праны в нади. [22]

Пранаяма

[ редактировать ]

Пранаяма — общий термин для обозначения различных техник накопления, расширения и работы с праной. Пранаяма — одна из восьми ступеней йоги и практика особых и зачастую сложных техник контроля дыхания. Динамика и законы Праны были поняты посредством систематической практики Пранаямы с целью достижения господства над Праной. [23]

Многие техники пранаямы предназначены для очищения нади , обеспечивая большее движение праны. Другие техники могут использоваться для остановки дыхания для самадхи или для привлечения внимания к определенным областям тонкого или физического тела практикующего. В тибетском буддизме он используется для генерации внутреннего тепла в практике туммо . [24] [25]

В Аюрведе и терапевтической йоге пранаяма используется для решения многих задач, в том числе для улучшения настроения и улучшения пищеварения. А.Г. Мохан заявил, что физическими целями пранаямы могут быть выздоровление от болезни или поддержание здоровья, тогда как ее умственными целями являются: «устранить психические нарушения и сосредоточить ум для медитации». [26]

По словам Теоса Бернарда , конечной целью пранаямы является остановка дыхания, «вызывающая обморок». [27] Свами Йогананда пишет: «Истинный смысл пранаямы, по мнению Патанджали, основателя философии йоги, заключается в постепенном прекращении дыхания, прекращении вдоха и выдоха». [28]

Похожие концепции

[ редактировать ]

Подобные концепции существуют в различных культурах, включая латинское анима («дыхание», «жизненная сила», «животворящий принцип»), исламский и суфийский рух , греческую пневму , китайскую ци , полинезийскую мана , индейскую оренду , немецкую. од и еврейское руах . [29] Прану также называют тонкой энергией. [30] или жизненная сила. [31]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Прана» . Словарь.com . Проверено 22 апреля 2015 г.
  2. ^ Рама, Свами (2002). Священное путешествие: жить целенаправленно и умереть достойно . Индия: Больничный фонд Гималайского института. ISBN  978-8188157006 . OCLC   61240413 .
  3. ^ Свами Сатьянанда Сарасвати (сентябрь 1981 г.). «Прана: универсальная жизненная сила» . Журнал йоги . Бихарская школа йоги . Проверено 31 июля 2015 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Апте, Ваман Шиврам (1965), Практический санскритский словарь (4-е изд.), Дели: Motilal Banarsidass Publishers, стр. 679, ISBN  81-208-0567-4
  5. О том, что жизненных потоков обычно считается пять, с указанием других чисел, см.: Macdonell, p. 185.
  6. ^ Бхаттачарья, с. 311.
  7. ^ МакЭвилли, Томас . «Хребтовой змей», в: Харпер и Браун, с. 94.
  8. ^ Ричард Кинг, Индийская философия: введение в индуистскую и буддийскую мысль . Издательство Эдинбургского университета, 1999, с. 70.
  9. ^ Перейти обратно: а б Браун 1919 год .
  10. ^ Шивананда, Шри Свами (2008). Наука Пранаямы . Издательство БН. ISBN  978-9650060206 .
  11. ^ Элиаде, Траск и Уайт 2009 , с. 104.
  12. ^ Элиаде, Траск и Уайт 2009 , стр. 111–112.
  13. ^ Мэллинсон, Джеймс (2007). Шива-самхита: критическое издание и английский перевод (1-е изд.). Вудсток, Нью-Йорк: YogaVidya.com. ISBN  978-0971646650 .
  14. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. 25.
  15. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. 47.
  16. ^ Перейти обратно: а б Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. 60.
  17. ^ Мэллинсон и Синглтон, 2017 , стр. 128, 173–174, 191–192.
  18. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 191–192.
  19. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. 174.
  20. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. 191.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Мэллинсон и Синглтон, 2017 , стр. 172–173.
  22. ^ Шридхар, МК (2015). «Концепция джняны, виджняны и праджняны согласно философии Веданты» . Международный журнал йоги: философия, психология и парапсихология . 3 (1): 5. дои : 10.4103/2347-5633.161024 . S2CID   147000303 .
  23. ^ Нагендра, HR (1998). Пранаяма, Искусство и наука . Бангалор, Индия: Свами Вивекананда Йога Пракашана.
  24. ^ Ра Еше Сенге (2015). Всепроникающий мелодичный барабанный бой: Жизнь Ра Лоцавы . Пингвин. стр. 242 см. статью о Туммо. ISBN  978-0-698-19216-4 .
  25. ^ Дхармакирти (2002). Махаянская тантра: введение . Книги о пингвинах. стр. 126–127. ISBN  9780143028536 .
  26. ^ Мохан, АГ ; Мохан, Индра (2004). Йогатерапия: Руководство по терапевтическому использованию йоги и аюрведы для здоровья и фитнеса (1-е изд.). Бостон: Публикации Шамбалы. п. 135. ИСБН  978-1590301319 .
  27. ^ Бернард, Теос (2007). Хатха-йога: отчет о личном опыте . Гармония. п. 57. ИСБН  978-0-9552412-2-2 . OCLC   230987898 .
  28. ^ Йогананда, Парамаханса (2005). Сущность крия йоги (1-е изд.). Светлые публикации. п. часть 10 (онлайн). ISBN  978-1931833189 .
  29. ^ Фейерштейн, Джордж (2013) [1998]. Традиция йоги: ее история, литература, философия и практика . Хом Пресс. ISBN  978-1935387589 .
  30. ^ Шринивасан, ТМ (2017). «Биофотоны как тонкие носители энергии» . Международный журнал йоги . 10 (2): 57–58. дои : 10.4103/ijoy.IJOY_18_17 . ПМЦ   5433113 . ПМИД   28546674 .
  31. ^ Роуолд, Йенс (август 2016 г.). «Действительность формы оценки биополя (BAF)». Европейский журнал интегративной медицины . 8 (4): 446–452. дои : 10.1016/j.eujim.2016.02.007 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3b9093532153385097f068429ecdee87__1716092220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/87/3b9093532153385097f068429ecdee87.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Prana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)