Прана
В йоге , Аюрведе и индийских боевых искусствах прана ( प्राण , prāṇa ; санскритское слово , обозначающее дыхание, « жизненную силу » или «жизненный принцип»). [1] пронизывает реальность на всех уровнях, включая неодушевленные объекты. [2] В индуистской литературе прана иногда описывается как исходящая от Солнца и соединяющая элементы . [3]
пять типов праны, известные под общим названием пять вайю В индуистских текстах описаны («ветров»). Аюрведа , тантра и тибетская медицина описывают прана-вайю как основную вайю, из которой возникают другие вайю.
Прана разделена на десять основных функций: пять пран – Прана, Апана, Удана, Вьяна и Самана – и пять Упа-Пран – Нага, Курма, Девадатта, Крикала и Дхананджая.
Пранаяма , одна из восьми ступеней йоги , предназначена для расширения праны.
Этимология
[ редактировать ]В.С. Апте дает четырнадцать различных значений санскритского слова прана ( प्राण ), включая дыхание или дыхание ; [4] дыхание жизни, жизненный воздух, принцип жизни (обычно во множественном числе в этом смысле, обычно предполагается, что таких жизненных потоков пять, но говорят также о трех, шести, семи, девяти и даже десяти); [4] [5] энергия или сила; [4] дух или душа. [4]
Из этих значений концепция «жизненного воздуха» используется Бхаттачарьей для описания концепции, используемой в санскритских текстах, касающихся пранаямы , управления дыханием. [6] Томас МакЭвилли переводит прану как «духовную энергию». [7] Дыхание крови считается его наиболее тонкой материальной формой, но также считается, что оно присутствует в и наиболее сконцентрировано в сперме и вагинальных выделениях . [8]
Ученые расходятся во мнениях относительно первоначальных значений праны и апаны . Некоторые, например Бётлингк , утверждают, что первоначально прана означала вдох, а апана — выдох. Другие, как Деуссен, утверждают обратное, заявляя, что прана означает выдох, а апана — вдох. Однако они сходятся во мнении, что в более поздние времена эти два термина стали обозначать воздух, расположенный в разных частях тела, при этом прана ассоциировалась с верхними частями, а апана — с нижними частями. [9]
Ранние ссылки
[ редактировать ]Древняя концепция праны описана во многих индуистских текстах, включая Упанишады и Веды . Прана обычно делится на составные части, особенно когда речь идет о человеческом теле . Хотя не все ранние источники согласны с названиями или количеством этих подразделений, наиболее распространенный список из Махабхараты , Упанишад, аюрведических и йогических источников включает пять классификаций, часто подразделяемых. [10] [ нужна страница ] В этот список входят прана (энергия, движущаяся внутрь), апана (энергия, движущаяся наружу), вьяна (циркуляция энергии), удана (энергия головы и горла) и самана (пищеварение и усвоение).
Ранние упоминания конкретных пран часто подчеркивали прану, апану и вьяну как «три дыхания». Это можно увидеть, среди прочего, в протойогических традициях Вратьев. [11] В таких текстах, как « Вайканасасмарта», пять пран используются как интериоризация пяти жертвенных огней церемонии панчагни хома . [12]
Веды и Упанишады
[ редактировать ]Одно из самых ранних упоминаний о пране содержится в 3000-летней Чандогья-упанишаде , но эта концепция используется во многих других упанишадах, включая Катха , Мундака и Прашна-упанишады . Эта концепция очень подробно разработана в литературе по хатха-йоге . [13] Тантра и Аюрведа .
Атхарваведа описывает прану : «Когда их полили Праной, растения заговорили дружно: «Ты, воистину, продлил нашу жизнь, ты сделал нас всех благоухающими». (11.4–6) «Святые (атарвана) растения, волшебные (ангираса) растения, божественные растения и растения, созданные людьми, прорастают, когда ты, о Прана, оживляешь их (11.4–16). «Когда Прана орошает великую землю дождем, тогда появляются растения, а также все виды трав». (11.4–17) «О Прана, не отворачивайся от меня, ты не будешь кем-то другим, кроме меня самого!» Как зародыш вод (огня), ты, о Прана, привяжи меня, чтобы я мог жить». (11,4) [ нужна ссылка ]
Упанишады, особенно Йога-упанишады, обсуждают различные дыхания с конкретными названиями и функциями. Прана неизменно считается основным дыханием, сродни дыханию в английском языке, тогда как апана связана с выведением экскрементов. Прашна Упанишада впервые описала прану , управляющую функциями верхней части тела, и апану, контролирующую функции нижних частей тела, основываясь на концепции отдельных потоков воздуха или газов, управляющих функциями тела. Айтарейя Упанишада также поддерживает это разделение дыхания, связывая прану с носовой областью, а апану с брюшной областью. [9]
Бхагавад Гита
[ редактировать ]Стих 4.27 Бхагавад -гиты описывает йогу самоконтроля как принесение в жертву действий чувств и праны огню, зажженному знанием. [14] В более общем смысле, победа над чувствами, умом и праной рассматривается как важный шаг на пути йогина к самадхи или даже как цель йоги. [15] Так, например, Малинивиджайоттаратантра 12.5–7 направляет искателя, «который победил позу, ум, прану, чувства, сон, гнев, страх и беспокойство». [16] практиковать йогу в красивой, нетронутой пещере. [16]
Слабый
[ редактировать ]
Один из способов классификации праны – это вайю. Ваю означает «ветер» или «воздух» на санскрите, и этот термин используется в различных контекстах индуистской философии . Прана считается основным вайю, из которого возникают другие вайю, а также одним из пяти основных вайю. Таким образом, Прана — это общее название всех дыханий, включая пять основных вайю: прана, апана, удана, самана и вьяна. [17] « Нишвасаттвасамхита Наясутра» описывает пять малых ветров, называя три из них нагой, дханамджайей и курмой; [18] два других названы в «Скандапуране» (181.46) и «Шивапуране Ваявьясамхите» (37.36) как девадатта и критака. [19]
Слабый | Расположение | Ответственность [20] |
---|---|---|
Прана | Голова, легкие, сердце | Движение внутрь и вверх, это жизненная сила. Сбалансированная прана приводит к уравновешенному и спокойному уму и эмоциям. |
Апана | Нижняя часть живота | Движение направлено наружу и вниз, оно связано с процессами выведения, размножения и здоровья скелета (поглощение питательных веществ). Сбалансированная апана приводит к здоровой пищеварительной и репродуктивной системе. |
Удана | Диафрагма, горло | Движение вверх, оно связано с функциями дыхания, речи и работы головного мозга. Сбалансированная удана приводит к здоровой дыхательной системе, ясности речи, здоровому разуму, хорошей памяти, творческим способностям и т. д. |
Саман | Пупок | Движение спиральное, сосредоточено вокруг пупка и похоже на взбалтывание; оно связано с пищеварением на всех уровнях. Сбалансированный самана приводит к здоровому обмену веществ. |
Вена | Идет от сердца, распространяется повсюду. | Движение направлено наружу, как и процесс кровообращения. Это связано с системой кровообращения, нервной системой и сердечной системой. Сбалансированная вьяна ведет к здоровому сердцу, кровообращению и уравновешенным нервам. |
Надис
[ редактировать ]
Индийская философия описывает движение праны по нади (каналам), хотя детали различаются. [21] Брихадараньяка -упанишада (2.I.19) упоминает 72 000 нади в человеческом теле, исходящих из сердца, тогда как Катха-упанишада (6.16) говорит, что от сердца исходит 101 канал. [21] Винашихатантра (140–146) объясняет наиболее распространенную модель, а именно, что три наиболее важных нади — это Ида слева, Пингала справа и Сушумна в центре, соединяющая базовую чакру с коронной чакрой , обеспечивая возможность праны. течь по тонкому телу . [21]
Когда разум волнуется из-за нашего взаимодействия с миром в целом, физическое тело также следует за ним. Эти волнения вызывают резкие колебания потока праны в нади. [22]
Пранаяма
[ редактировать ]Пранаяма — общий термин для обозначения различных техник накопления, расширения и работы с праной. Пранаяма — одна из восьми ступеней йоги и практика особых и зачастую сложных техник контроля дыхания. Динамика и законы Праны были поняты посредством систематической практики Пранаямы с целью достижения господства над Праной. [23]
Многие техники пранаямы предназначены для очищения нади , обеспечивая большее движение праны. Другие техники могут использоваться для остановки дыхания для самадхи или для привлечения внимания к определенным областям тонкого или физического тела практикующего. В тибетском буддизме он используется для генерации внутреннего тепла в практике туммо . [24] [25]
В Аюрведе и терапевтической йоге пранаяма используется для решения многих задач, в том числе для улучшения настроения и улучшения пищеварения. А.Г. Мохан заявил, что физическими целями пранаямы могут быть выздоровление от болезни или поддержание здоровья, тогда как ее умственными целями являются: «устранить психические нарушения и сосредоточить ум для медитации». [26]
По словам Теоса Бернарда , конечной целью пранаямы является остановка дыхания, «вызывающая обморок». [27] Свами Йогананда пишет: «Истинный смысл пранаямы, по мнению Патанджали, основателя философии йоги, заключается в постепенном прекращении дыхания, прекращении вдоха и выдоха». [28]
Похожие концепции
[ редактировать ]Подобные концепции существуют в различных культурах, включая латинское анима («дыхание», «жизненная сила», «животворящий принцип»), исламский и суфийский рух , греческую пневму , китайскую ци , полинезийскую мана , индейскую оренду , немецкую. од и еврейское руах . [29] Прану также называют тонкой энергией. [30] или жизненная сила. [31]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Прана» . Словарь.com . Проверено 22 апреля 2015 г.
- ^ Рама, Свами (2002). Священное путешествие: жить целенаправленно и умереть достойно . Индия: Больничный фонд Гималайского института. ISBN 978-8188157006 . OCLC 61240413 .
- ^ Свами Сатьянанда Сарасвати (сентябрь 1981 г.). «Прана: универсальная жизненная сила» . Журнал йоги . Бихарская школа йоги . Проверено 31 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Апте, Ваман Шиврам (1965), Практический санскритский словарь (4-е изд.), Дели: Motilal Banarsidass Publishers, стр. 679, ISBN 81-208-0567-4
- ↑ О том, что жизненных потоков обычно считается пять, с указанием других чисел, см.: Macdonell, p. 185.
- ^ Бхаттачарья, с. 311.
- ^ МакЭвилли, Томас . «Хребтовой змей», в: Харпер и Браун, с. 94.
- ^ Ричард Кинг, Индийская философия: введение в индуистскую и буддийскую мысль . Издательство Эдинбургского университета, 1999, с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б Браун 1919 год .
- ^ Шивананда, Шри Свами (2008). Наука Пранаямы . Издательство БН. ISBN 978-9650060206 .
- ^ Элиаде, Траск и Уайт 2009 , с. 104.
- ^ Элиаде, Траск и Уайт 2009 , стр. 111–112.
- ^ Мэллинсон, Джеймс (2007). Шива-самхита: критическое издание и английский перевод (1-е изд.). Вудсток, Нью-Йорк: YogaVidya.com. ISBN 978-0971646650 .
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. 25.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. 60.
- ^ Мэллинсон и Синглтон, 2017 , стр. 128, 173–174, 191–192.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 191–192.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. 174.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. 191.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мэллинсон и Синглтон, 2017 , стр. 172–173.
- ^ Шридхар, МК (2015). «Концепция джняны, виджняны и праджняны согласно философии Веданты» . Международный журнал йоги: философия, психология и парапсихология . 3 (1): 5. дои : 10.4103/2347-5633.161024 . S2CID 147000303 .
- ^ Нагендра, HR (1998). Пранаяма, Искусство и наука . Бангалор, Индия: Свами Вивекананда Йога Пракашана.
- ^ Ра Еше Сенге (2015). Всепроникающий мелодичный барабанный бой: Жизнь Ра Лоцавы . Пингвин. стр. 242 см. статью о Туммо. ISBN 978-0-698-19216-4 .
- ^ Дхармакирти (2002). Махаянская тантра: введение . Книги о пингвинах. стр. 126–127. ISBN 9780143028536 .
- ^ Мохан, АГ ; Мохан, Индра (2004). Йогатерапия: Руководство по терапевтическому использованию йоги и аюрведы для здоровья и фитнеса (1-е изд.). Бостон: Публикации Шамбалы. п. 135. ИСБН 978-1590301319 .
- ^ Бернард, Теос (2007). Хатха-йога: отчет о личном опыте . Гармония. п. 57. ИСБН 978-0-9552412-2-2 . OCLC 230987898 .
- ^ Йогананда, Парамаханса (2005). Сущность крия йоги (1-е изд.). Светлые публикации. п. часть 10 (онлайн). ISBN 978-1931833189 .
- ^ Фейерштейн, Джордж (2013) [1998]. Традиция йоги: ее история, литература, философия и практика . Хом Пресс. ISBN 978-1935387589 .
- ^ Шринивасан, ТМ (2017). «Биофотоны как тонкие носители энергии» . Международный журнал йоги . 10 (2): 57–58. дои : 10.4103/ijoy.IJOY_18_17 . ПМЦ 5433113 . ПМИД 28546674 .
- ^ Роуолд, Йенс (август 2016 г.). «Действительность формы оценки биополя (BAF)». Европейский журнал интегративной медицины . 8 (4): 446–452. дои : 10.1016/j.eujim.2016.02.007 .
Источники
[ редактировать ]- Браун, Джордж Уильям (1919). «Прана и Апана» . Журнал Американского восточного общества . 39 : 104–112. дои : 10.2307/592721 . ISSN 0003-0279 .
- Элиаде, Мирча ; Траск, Уиллард Р.; Уайт, Дэвид Гордон (2009). Йога: бессмертие и свобода . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691142036 .
- Мэллинсон, Джеймс ; Синглтон, Марк (2017). Корни йоги . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-241-25304-5 . OCLC 928480104 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
