Бандха (йога)
Бандха санскрит ( описываемая как : बंध ) — это крия в хатха-йоге , разновидность внутренней мудры, «замок тела». [1] [2] чтобы зафиксировать жизненную энергию в теле. Бандха буквально означает связь, оковы или «схватывание». [3] [4] [5]
Маха Бандха
[ редактировать ]Махабандха («великий замок») сочетает в себе все остальные три бандхи, а именно: [6]
- Мула Бандха, сокращение промежности.
- Уддияна бандха, сокращение живота до грудной клетки.
- Джаландхара Бандха, прижимая подбородок к груди.
В Аштанга Виньяса йоге эти три бандхи считаются одним из трёх ключевых принципов практики йоги. [7]
Мула Бандха
[ редактировать ]Мула бандха — основная бандха в традиционной йоге . Самое раннее текстовое упоминание о мула-бандхе XII века Шайва- натхи содержится в тексте Горакшашатака , который определяет ее как йогическую технику, позволяющую достичь мастерства дыхания и пробудить богиню Кундалини . [8]
Этимология
[ редактировать ]Мула Бандха ( санскрит : Мула Бандха) происходит от Мула , что означает по-разному корень, основу, [9] начало, основа, [10] происхождение или причина. [3]
Описание
[ редактировать ]Горакшашатака определяет мула бандху как:
[Йог] заставляет идущее вниз дыхание апаны двигаться вверх посредством сокращения. Йоги называют эту мула-бандху «корневым замком». Когда апана повернулась вверх и достигла огненного шара, тогда пламя, раздуваемое ветром, поднимается высоко. В результате огонь и апана достигают праны , которая по своей природе горячая. Перегретая прана создает пламя в теле, которое нагревает спящую Кундалини и будит ее. Как змея, пораженная палкой, она шипит и выпрямляется. Словно входя в змеиную нору, она входит в Брахма нади . Поэтому йоги должны регулярно практиковать мула-бандху . Горакшашатака [11]
Айенгар определяет Мула Бандху как «позу, при которой тело от ануса до пупка сокращается и поднимается вверх и к позвоночнику». [4] Это обусловлено тем, что в действительности сокращается не мышца сфинктера и не мышца, прекращающая мочеиспускание, а мышца, находящаяся на равном расстоянии между ними .
Мэле определяет это как «корневую блокировку» и далее уточняет, что: [12]
Корень, о котором здесь идет речь, — это корень позвоночника, тазовое дно или, точнее, центр тазового дна, промежность . Промежность — это мышечное тело между анусом и половыми органами. Слегка сокращая лобково-копчиковую мышцу (ЛК) , идущую от лобковой кости к копчику (копчику), мы создаем энергетическую печать, которая удерживает прану в теле и таким образом предотвращает ее утечку у основания позвоночника. . Мула Бандха Говорят, что перемещает прану в центральный канал, называемый сушумна , который является тонким эквивалентом позвоночника.
— [12]
Мула Бандха – это основная Бандха в традиционной йоге . [13] Айенгар сравнивает функциональность Бандхи и особенно Мула Бандхи с «предохранительными клапанами, которые следует держать закрытыми во время практики кумбхаки». [3] Он определяет энергетические праны Вайю , задействованные посредством Мула Бандхи, так: «...Апана Ваю (прана в нижней части живота), чья направленность направлена вниз, заставляет течь вверх, чтобы соединиться с Праной Ваю, местонахождение которой находится внутри область груди». [3] Он предупреждает, что «мула-бандху следует сначала попытаться выполнить в антара кумбхаке (задержке после вдоха). Область нижней части живота между пупком и анусом сжимается по направлению к позвоночнику и подтягивается к диафрагме. Далее он утверждает, что «во время практики Мула Бандха, йог пытается достичь истинного источника или мулы творения». [3]
Уддияна бандха
[ редактировать ]Удияна бандха ( санскрит : उड्डीयन बन्ध), также называемая брюшным замком или замком подъема вверх , представляет собой брюшную бандху , описанную и используемую в хатха-йоге , в частности, при очищении наули . Он включает в себя после выдоха всего воздуха втягивание живота под грудную клетку путем ложного вдоха при задержке дыхания, а затем после паузы отпускание живота. Процесс повторяется много раз, прежде чем воздух попадет в легкие, возобновляя нормальное дыхание. [14] [15]
Джаландхара Бандха
[ редактировать ]Джаландхара бандха ( санскрит : джагаландхар) [16] Бандха , IAST : Джаландхара бандха. [17] [5] ) — чин- бандха , описанная и используемая в хатха-йоге .
Этимология
[ редактировать ]Джаландхара бандха происходит от санскрита : जाल Jāla , web. [18] или сеть [19] и ( санскрит : дхар ) дхара , «удержание». [20]
Описание
[ редактировать ]Эта бандха выполняется путем вытягивания шеи и поднятия грудины (грудины) перед тем, как опустить голову так, чтобы подбородок мог лежать на груди. При этом язык прижимается к нёбу во рту. [21]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэллинсон, Джеймс ; Синглтон, Марк (2017). Корни йоги . Книги о пингвинах. стр. 230–231, 237–242. ISBN 978-0-241-25304-5 . OCLC 928480104 .
- ^ Санскритский текст и английский перевод издания Панчам Синха на сайте Holy-texts.com ( archive.org ), стр. 95-127.
- ^ Jump up to: а б с д и Айенгар, 1976: стр. 435–437.
- ^ Jump up to: а б Айенгар, 1976: стр.525.
- ^ Jump up to: а б Монье-Вильямс 1964 , с. 720 .
- ^ Махешварананда, Парамханс Свами (2000). «Маха Бандха» . Йога в повседневной жизни - Система . Ибера Верлаг - Издательство Европейского университета. п. 429. ИСБН 3-85052-000-5 .
- ^ «Аштанга Йога Шала Нью-Йорк - О пранаяме, бандхе и дришти» . Ashtangayogashala.net . Архивировано из оригинала 26 ноября 2018 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ Мэллинсон 2012, стр.261
- ^ Айенгар, 1976: стр.515.
- ^ Айенгар, 1976: стр.459.
- ^ Мэллинсон 2012 , с. 269.
- ^ Jump up to: а б Мэле, Грегор (2007). Аштанга-йога: практика и философия (мягкая обложка). Новая Всемирная библиотека. ISBN 1-57731-606-1 и ISBN 978-1-57731-606-0 , стр.11
- ^ Айенгар, 1976: стр.435.
- ↑ Уддияна Бандха. Архивировано 6 февраля 2020 г. в Wayback Machine доктором Карлом Неспором, в журнале Yoga Magazine , публикации Бихарской школы йоги.
- ^ Как выполнять Уддияна Бандху. От Гая Повицкого из традиции Свами Кувалаянанды.
- ^ «Интернет-страница Монье Уильямса: 420» . Проверено 21 января 2020 г.
- ^ Белый 2011 , с. 261.
- ^ «SpokenSanskrit.de Запись: जाल» . Проверено 24 марта 2012 г.
- ^ Макдонелл 2005 , с. 99.
- ^ «SpokenSanskrit.de Запись: धर» . Проверено 24 марта 2012 г.
- ^ Рамасвами 2005 , с. 4.
Источники
[ редактировать ]- Айенгар, БКС (1966, 1976). Свет на йоге , Торсонс . ISBN 1-85538-166-4
- Макдонелл, Артур (2005). Практический словарь санскрита с транслитерацией, акцентуацией и этимологическим анализом . Издательство Оксфордского университета .
- Мэле, Грегор (2007). Аштанга-йога: практика и философия , Библиотека Нового Мира. ISBN 1-57731-606-1 и ISBN 978-1-57731-606-0
- Мэллинсон, Джеймс (2012). «Оригинальная Горакшашатака». В белом, Дэвид Гордон (ред.). Йога на практике . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0691140858 .
- Мэллинсон, Джеймс ; Синглтон, Марк (2017). Корни йоги . Книги о пингвинах . ISBN 978-0-241-25304-5 . OCLC 928480104 .
- Монье-Вильямс, Монье (1964). Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки . Издательство Оксфордского университета (в печатном виде) и Кёльнского университета (в оцифрованном виде). ISBN 978-8-12150-200-9 .
- Рамасвами, Шриватса (2005). Полная книга Виньяса йоги . Да Капо Пресс. ISBN 978-1-56924-402-9 .
- Уайт, Дэвид (2011). Йога на практике (Принстонские чтения по религиям) . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0691140865 .