Кхечари мудра

Кхечари мудра ( санскрит , खेचरी मुद्रा) [ 1 ] [ 2 ] Это практика хатха-йоги, выполняемая путем загибания кончика языка обратно в рот до тех пор, пока он не достигнет мягкого неба и не попадет в полость носа . Язык делается достаточно длинным, чтобы сделать это за счет ежедневного растяжения языка в течение многих месяцев, а в некоторых вариантах практики - путем постепенного отделения уздечки языка острым инструментом в течение нескольких месяцев.
Цель состоит в том, чтобы достичь освобождения тела, запечатав энергию бинду в голове, чтобы она не терялась.
Контекст
[ редактировать ]Хатха-йога — это ветвь преимущественно духовной практики йоги , хотя в ней используются физические техники; она была разработана в средние века, намного позже, чем медитативные и религиозные формы йоги. Однако ее цели схожи: сиддхи , или магические силы, и мукти , освобождение. В хатха-йоге часто предполагалось, что освобождение достижимо в теле, ставшим бессмертным благодаря практикам хатха-йоги. Среди его техник были мудры , предназначенные для запечатывания или контроля энергий, таких как кундалини и бинду . Кхечари мудра – одна из таких техник. [ 3 ] [ 4 ]
В мудре
[ редактировать ]
На начальных стадиях и у большинства практикующих кончик языка касается мягкого неба как можно дальше назад, не напрягаясь. [ 7 ] или прикасается к язычку в задней части рта. [ 8 ] [ а ] Мудра ( санскрит , मुद्रा , буквально «печать»), используемая в йоге, представляет собой позицию, предназначенную для пробуждения духовных энергий в теле. [ 11 ]
Буддийский палийский канон содержит три отрывка, в которых Будда описывает прижатие языка к нёбу с целью контроля голода или ума, в зависимости от отрывка. [ 12 ] [ 13 ]
В тексте хатха-йоги « Кхечаривидья » говорится, что кхечари мудра позволяет поднять Кундалини и получить доступ к различным запасам амриты в голове, которые впоследствии наполняют тело. [ 14 ] Бог Шива в том же тексте дает указания о том, как разрезать язычную уздечку, как необходимую предпосылку практики кхечари мудры: [ 15 ]
Ему следует взять очень острое, хорошо смазанное и чистое лезвие, напоминающее лист растения снухи, и затем отрезать им [уздечку языка] на ширину волоса. После пореза следует натереть порез порошком каменной соли и черным миробаланом . Через семь дней ему следует снова отрезать на волосок... Через шесть месяцев связующее сухожилие у основания языка разрушается... Затем, через шесть [еще] месяцев, после регулярного выдергивания языка, мой дорогой , оно достигает меж бровей... Слизывая языком высший нектар бессмертия [амрита], текущий туда... йогин должен пить... и с телом нетленным, как алмаз, живет 100 000 лет. [ 16 ]
Тантрический шиваитский текст «Малинивиджайоттаратантра » предупреждает:
[Если] рот его наполнится слегка соленой жидкостью, пахнущей железом, то ему следует не пить ее, а выплюнуть. Ему следует практиковать так до тех пор, пока [жидкость] не станет сладкой на вкус. [ 17 ]
Разрезание язычной уздечки может быть опасным, поскольку приводит к потере подвижности языка. Многие практикующие считают это ненужным. [ 18 ]
Бхаттачарья определяет Кхечари Мудру как «Йогическую позу, которая дарует духовные достижения и позволяет преодолеть болезнь и смерть». Он объясняет, что « Кха обозначает Брахмана , и та сила, которая движется ( чара ) как кинетическая энергия Брахмана , известна (как) Кхечари». [ 19 ] Сингх определяет Кхечари Мудру как «блаженство огромного пространства духовного сознания, также известного как дивья мудра или Шивавастха (состояние Шивы)». [ 20 ] Далее он отождествляет это в более высоком смысле - с конечным состоянием сознания, а не только с физической позой, используемой для достижения этой цели: «Итак, Кхечари Мудра в Шайва-агаме означает состояние универсального сознания, которое является состоянием Шивы». [ б ] [ 21 ] Абхинавагупта в своей «Тантралоке» утверждает, что все остальные мудры происходят от кхечари мудры , которую он описывает как «позу движения или полета через пустоту высшего сознания». [ 22 ] Эта практика также упоминается в «Хатха-йога прадипике» (III. 6–7).
В последнее время кхечари мудру преподавал Парамаханса Йогананда для дополнения практики крийя йоги . [ с ] [ 10 ] Он заявил, что:
Посредством выполнения Кечари Мудры , прикасаясь кончиком языка к язычку, или «язычку» (или помещая его в полость носа за язычком), этот божественный жизненный поток вытягивает прану из органов чувств в позвоночник. и направляет его через чакры вверх к Вайшванаре (Вселенскому Духу), соединяя сознание с духом. [ 10 ]
В комментарии Йогананды к Бхагавад-гите он говорит, что кхечари мудру следует практиковать только по указанию своего гуру. [ 23 ]
По словам Криянанды , «принятие этой мудры помогает ускорить приход глубоких духовных состояний сознания». [ 24 ] Шивананда описал Кхечари Мудру как «лучшую из всех Мудр». [ 25 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Варианты написания включают Кхечари мудру, Кечаримудру, [ 9 ] и Кечари Мудра. [ 10 ]
- ^ «Кхечари мудра бывает разных видов. Шайва-агама не придает никакого значения мудре в смысле расположения определенных частей физического тела. Она интерпретирует мудру в более высоком смысле тремя способами, а именно: (1) мудам (харшам) ) рати (дадати) — то, что доставляет муда или радость, (2) мум драваяти — то, что растворяет му или оковы (3) мудраяти ити — то, что запечатывает (вселенную в турию)… То, что позволяет живым существам обрести Самореализацию во всех состояниях воплощенных, — это мудра… Итак, Кхечари мудра в Шайва-агаме означает состояние универсального сознания, которое является состоянием Шивы». [ 21 ]
- ^ "Во время практики Крии , когда ум очарован слушанием нада вытекает звук Аум , божественный нектароподобный поток , из сахасрары . Благодаря выполнению Кечари Мудры ... этого божественного жизненного потока... " [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ О латинизации санскритского термина как кхечари мудра см.: White 1996 , p. 135
- ^ Наводнение 1996 , с. 100.
- ^ Мэллинсон 2011 , с. 770.
- ^ Берч 2011 , стр. 527–558.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 228, 231–232.
- ^ Синглтон 2010 , с. 29.
- ^ Джанакананда 1992 , с. 114.
- ^ Криянанда 2002 , стр. 450–451.
- ^ Венкатарам 1976 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д Лал Гош 1980 , с. 279.
- ^ Криянанда 2002 , с. 450.
- ^ Мэллинсон 2007 , стр. 17–19.
- ^ Таниссаро Бхиккху. «Расслабление мыслей Витаккасанхана Сутта (МН 20) » о Дхамме Беседы Получено 3 июля.
- ^ Мэллинсон 2007 , с. 29.
- ^ Мэллинсон 2007 , с. 119.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 247–248.
- ^ Мэллинсон 2007 , с. 22.
- ^ Мэллинсон 2007 , с. 201.
- ^ Бхаттачарья 1999 , с. 407.
- ^ Сингх 1979 , с. 242.
- ^ Jump up to: а б Сингх 1979 , стр. 101–102.
- ^ Мюллер-Ортега 2001 , с. 350.
- ^ Йогананда 1999 , с. 792.
- ^ Криянанда 2002 , с. 451.
- ^ Шивананда 2005 , с. 59.
Источники
[ редактировать ]- Бхаттачарья, Н.Н. (1999). История тантрической религии (второе исправленное издание). Нью-Дели: Манохар. ISBN 978-81-7304-025-2 .
- Берч, Джейсон (2011). «Значение хатхи в ранней хатха-йоге». Журнал Американского восточного общества . 131 (4 (октябрь – декабрь 2011 г.)): 527–558. JSTOR 41440511 .
- Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-43878-0 .
- Джанакананда, Свами (1992). Йога, Тантра и медитация в повседневной жизни . Вайзер. ISBN 978-0-87728-768-1 .
- Криянанда, Свами (2002). Искусство и наука раджа-йоги . Издательство Crystal Clarity. ISBN 978-1-56589-166-1 .
- Лал Гош, Сананда (1980). Меджда: Семья и ранняя жизнь Парамахансы Йогананды . Издательство «Содружество самореализации» . ISBN 978-0-87612-265-5 .
- Мэллинсон, Джеймс (2007). Кхечаривидья Адинатха . Рутледж . ISBN 978-0-415-39115-3 .
- Мэллинсон, Джеймс (2011). «Йога: Хатха-йога» . В Басу, Элен; Якобсен, Кнут А .; Малинар, Анжелика; Нарайанан, Васудха (ред.). Энциклопедия индуизма Брилла . Том. 3. Лейден : Издательство «Брилл» . стр. 770–781. дои : 10.1163/2212-5019_BEH_COM_000354 . ISBN 978-90-04-17641-6 . ISSN 2212-5019 – через Academia.edu .
- Мэллинсон, Джеймс ; Синглтон, Марк (2017). Корни йоги . Книги о пингвинах . ISBN 978-0-241-25304-5 . OCLC 928480104 .
- Мюллер-Ортега, Пол Э. (2001). «Поэма Абхинавы Гупты» . В белом, Дэвид Гордон (ред.). Тантра на практике . Мотилал Банарсидасс . п. 580. ИСБН 978-81-208-1778-4 .
- Сингх, Джайдева (1979). Шива Сутры . Дели: Мотилал Банарсидасс . ISBN 978-81-208-0407-4 .
- Синглтон, Марк (2010). Тело йоги: истоки современной практики поз . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-539534-1 . ОСЛК 318191988 .
- Шивананда, Свами (2005). Кундалини Йога . Общество Божественной Жизни . ISBN 978-81-7052-052-8 .
- Венкатарам, КР; депутат Кнессета Венкатарама Айер; К. Р. Шриниваса Айенгар (1976). Эпоха Видьяраньи . Принтеры и издательства Калпа.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Уайт, Дэвид Гордон (1996). Алхимическое тело: традиции сиддхов в средневековой Индии . Чикаго: Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-89499-7 .
- Йогананда, Парамаханса (1999). Бог разговаривает с Арджуной: Бхагавад-гита (2-е изд.). Товарищество самореализации. ISBN 978-0-87612-031-6 .