Современная йога
Современная йога представляет собой широкий спектр практик йоги с различными целями, охватывающих в своих различных формах философию йоги, заимствованную из Вед , физические позы, заимствованные из хатха-йоги , религиозные практики и практики, основанные на тантре , а также индуистские подходы к построению нации.
В 2004 году ученый Элизабет де Мишелис предложила типологию современной йоги, состоящую из четырех частей, разделив современную психосоматическую, конфессиональную, постуральную и медитативную йоги. Другие ученые отметили, что ее работа стимулировала исследования истории, социологии и антропологии современной йоги, но не все приняли ее типологию. Они по-разному подчеркивали международный характер современной йоги с ее межкультурным обменом; разнообразие верований и практик; степень его преемственности с более старыми традициями, такими как древнеиндийская философия и средневековая хатха-йога; его отношение к индуизму; его претензии на обеспечение здоровья и физической формы; и его противоречия между физическим и духовным или между эзотерическим и научным.
Происхождение
[ редактировать ]Ранняя современная йога
[ редактировать ]В первые годы британского колониализма в Индии элиты США, Европы и Индии отвергали концепцию хатха-йоги и воспринимали ее как необщительную. [ 1 ] К концу 19 века йога была представлена западному миру в различных формах, например, Вивеканандой и мадам Блаватской . Он олицетворял отвращение того периода к позам йоги и хатха-йоге в целом, как практиковали презираемые йогины Натха , не упоминая о них. [ 2 ] Блаватская помогла проложить путь распространению йоги на Западе, поощряя интерес к оккультным и эзотерическим доктринам и видению «мистического Востока». [ 3 ] Она путешествовала по Индии в 1852-1853 годах и очень заинтересовалась йогой в целом, презирая и не доверяя хатха-йоге. [ 4 ] В 1890-х годах Вивекананда учил смеси йоги с дыханием ( пранаямой ), медитацией и позитивным мышлением, полученной из нового мыслительного движения, снова явно отвергая практику асан и хатха-йоги. [ 5 ]
Йога как упражнение
[ редактировать ]Несколько десятилетий спустя совершенно другая форма йоги, преобладающая йога как упражнение , была создана Йогендрой , Кувалаянандой и Кришнамачарьей , начиная с 1920-х годов. Она была преимущественно физической, состоящей в основном или полностью из асан , поз, заимствованных из хатха-йоги, но с вкладом западной гимнастики ( Нильс Бух , «Первичная гимнастика», 1924 г.). [ 6 ] [ 7 ] ). Они пропагандировали эту форму упражнений под предлогом предполагаемой конкретной медицинской пользы от определенных поз, незаметно отказываясь от ее религиозного подтекста, поощряемые преобладающим индийским национализмом , который нуждался в чем-то, чтобы построить имидж сильной и энергичной нации. Однако созданная ими йога получила распространение преимущественно в англоязычном мире, начиная с Америки и Британии . [ 5 ]
Популяризация
[ редактировать ]Популярность современной йоги возросла по мере того, как путешествия стали более возможными, что позволило познакомиться с различными учениями и практиками. Примерно в 1960-х годах иммиграционные ограничения были смягчены из Индии в США и некоторые части Европы. И духовные гуру начали предлагать то, что они называли решением проблем современной жизни. По мере того, как известные люди нового поколения, такие как «Битлз», пробовали йогу, эта практика стала более заметной и желанной как средство улучшения жизни. [ 1 ]
Четыре типа Де Микелиса
[ редактировать ]Идея йоги как «современной» была распространена до того, как было дано какое-либо ее определение; например, философ Эрнест Вуд упомянул об этом в названии своей книги 1948 года « Практическая йога, древняя и современная» . [ 8 ] Элизабет де Мишелис начала академическое изучение современной йоги со своей типологии 2004 года. [ 9 ] Она определила современную йогу как «обозначающую те дисциплины и школы, которые в большей или меньшей степени укоренены в культурном контексте Южной Азии и которые, в частности, черпают вдохновение из определенных философий, учений и практик индуизма ». [ 10 ] Взяв Вивекананды 1896 года за отправную точку «Раджа-йогу» , ее типология форм йоги, наблюдаемых на Западе, явно исключая формы, наблюдаемые только в Индии, предложила четыре подтипа. [ 11 ]
Тип Де Микелиса [ 11 ] | Определение Михаила [ 11 ] | Пример, приведенный Де Микелисом «относительно чистых современных типов» [ 11 ] |
Изображение примера гуру назван Де Микелисом [ 11 ] |
---|---|---|---|
«Современная психосоматическая йога». | Тренировка Тело-Разум-Дух Особое внимание уделяется практическому опыту Небольшое ограничение на доктрину Практикуется в приватизированном помещении. |
Институт йоги , Санта-Крус ( Йогендра , 1918 г.) Кайвальядхама , Лонавла ( Кувалаянанда , 1924) Шивананда йога ( Шивананда , Вишнудевананда и др., 1959) Гималайский институт ( Свами Рама , 1971) |
![]() |
«Современная конфессиональная йога» | Неоиндуистские гуру Акцент на учениях каждой школы. Собственная система убеждений и авторитеты Культовая среда, иногда сектантская Можно использовать все другие формы современной йоги. |
Брахма Кумарис ( Лехрадж Крипалани , 1930-е) Сахаджа Йога ( Нирмала Шривастава , 1970) ИСККОН ( А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада , 1966 г.) Раджнишизм ( Раджниш , ок. 1964) Поздняя Трансцендентальная Медитация |
![]() |
« Современная постуральная йога ». | Подчеркивает асаны (позы йоги) и пранаяма |
Айенгар-йога ( Б.К.С. Айенгар , ок. 1966 г.) Аштанга Виньяса Йога ( Паттабхи Джойс , ок. 1948 г.) |
![]() |
«Современная медитативная йога». | Подчеркивает умственные техники концентрации и медитации |
Ранняя Трансцендентальная Медитация ( Махариши Махеш Йоги , 1950-е годы) Шри Чинмой , ок. 1964 год некоторые действующие буддийские организации [ а ] |
С 1970-х годов современная йога распространилась во многих странах мира, меняясь по мере этого и, по мнению Де Микелиса, становясь «неотъемлемой частью (в первую очередь) городских культур во всем мире», в той степени, в которой слово йога в западном мире теперь означает практику асан, обычно в классе. [ б ] [ 12 ]
Другие точки зрения
[ редактировать ]Бесконечное разнообразие
[ редактировать ]Марк Синглтон , исследователь истории и практики йоги, утверждает, что типология Де Микелиса предоставляет категории, полезные для изучения йоги в современную эпоху, но что она не является «хорошей отправной точкой для истории, поскольку она включает в себя детали, вариации и исключения». [ 13 ] Синглтон не разделяет интерпретативную структуру Де Микелиса, вместо этого считая «современную йогу» описательным названием «йоги в современную эпоху». [ 13 ] Он подвергает сомнению типологию Де Микелиса следующим образом:
Можем ли мы действительно обратиться к сущности под названием «Современная йога» и предположить, что мы говорим о дискретной и идентифицируемой категории убеждений и практик? Отличается ли современная йога, как некоторые полагают, по онтологическому статусу (и, следовательно, внутренней ценности) от «традиционной йоги»? Представляет ли это разрыв с точки зрения традиции, а не преемственность? И среди множества экспериментов, адаптаций и инноваций, составляющих сегодня сферу транснациональной йоги, следует ли нам думать обо всех этих проявлениях как о принадлежащих современной йоге в каком-либо типологическом смысле?
— Марк Синглтон [ 13 ]

Современная йога частично произошла от хатха-йоги (одного из аспектов традиционной йоги). [ 15 ] с инновационными практиками, которые взяли индийское наследие, экспериментировали с методами неиндийских культур и радикально развили его в местные формы по всему миру. [ 16 ] [ 7 ] Религиовед Андреа Джайн называет современную йогу «разнообразием систем, которые развились еще в 19 веке как [ответ на] капиталистическое производство, колониальные и промышленные усилия, глобальные разработки в различных областях, от метафизики до фитнеса, а также современные идеи и ценности." [ 9 ] В современной практике современная йога предписывается как часть саморазвития и считается, что она обеспечивает «повышение красоты, силы и гибкости, а также снижение стресса». [ 9 ]
Современная йога рассматривается по-разному через «культурные призмы», включая религию Нью Эйдж , психологию , спортивную науку , медицину , [ 17 ] фотография , [ 18 ] и мода . [ 19 ] Джайн утверждает, что, хотя «хатха-йога традиционно считается ур-системой современной постуральной йоги, их приравнивание не учитывает исторические источники». По ее словам, асаны «стали заметными в современной йоге только в начале двадцатого века в результате диалога между индийскими реформаторами и националистами, а также американцами и европейцами, интересующимися здоровьем и фитнесом». [ 20 ] Короче говоря, пишет Джайн, «современные системы йоги… мало похожи на системы йоги, которые им предшествовали. Это потому, что [обе]… специфичны для своего социального контекста». [ 21 ]
Лидерство
[ редактировать ]йогу возглавляли разные гуру протяжении более столетия, начиная от Вивекананды с его , основанной на Веданте, с его гимнастическим подходом. философией до Современную на Кришнамачарьи йоги позиционированные асаны, часто с использованием реквизита . Подходы гуру к йоге охватывают тантре основанную на крипалу-йогу Свами Крипалвананды и йогу Муктананды сиддха - ; Бхакти -йога , Сваминараяна как у Сатья Саи Бабы ; «внутренняя технология» Джагги Васудева » « Иша-йоги и Шри Шри Рави Шанкара «Искусства жизни» ; и, наконец, индуистские подходы к построению нации Экнатха Ранаде и Свами Рамдева . Благодаря работе этих гуру йога получила широкое распространение в западном мире и в ходе этого процесса радикально трансформировалась. Заявлены преимущества для здоровья; йога выведена на «духовный рынок», где разные гуру конкурируют за последователей; и самые разные подходы имеют древние корни в индийской традиции. [ 22 ] В результате йога превратилась из «скрытой, странной вещи». [ 23 ] в «студии йоги почти на самом углу», [ 23 ] в «массовом переходе от духовной практики к сосредоточению внимания на здоровье и физической форме». [ 24 ] Тенденция к отказу от авторитета сохраняется и в постлинейной йоге , которая практикуется вне какой-либо крупной школы или линии передачи гуру . [ 25 ]
Автор и преподаватель йоги Мэтью Ремски пишет, что Норман Сьоман [ с ] считал, что современная йога возникла под влиянием южноиндийских борцовских упражнений; Джозеф Альтер [ д ] обнаружил, что он разрывается между эзотерическим и научным; Марк Синглтон [ и ] обнаружил столкновение западной физической культуры с индийской духовностью; в то время как Эллиот Голдберг [ ж ] изобразил «современную духовность, написанную через ярко реализованных персонажей», включая Кришнамачарью , Шивананду , Индру Деви и Айенгара. [ 27 ] [ 28 ]
-
Джагги Васудев ,
«Внутренние технологии», 2013 г.
Культурный обмен и синкретизм
[ редактировать ]
Сюзанна Ньюкомб , исследователь современной йоги, особенно в Великобритании , пишет, что развитие современной йоги включало в себя «долгую историю транснационального межкультурного обмена», в том числе между Индией и странами западного мира, независимо от того, является ли это «результатом нео- Индуизм". По-видимому, она разрывается между светской деятельностью по физической подготовке, которую иногда называют «хатха-йогой» (в отличие от средневековой практики хатха-йоги с аналогичным названием ), и духовной практикой, имеющей исторические корни в Индии. Она отметила, что исторические , социологические и антропологические аспекты современной йоги. начинают исследоваться [ 30 ]
Религиовед Аня Фоксен пишет, что «современная постуральная йога», особенно в Америке , возникла в результате сложного процесса, включающего как культурный обмен, так и синкретизм разрозненных подходов. Среди множества ингредиентов — тонкое тело и различные направления греческой философии, западный эзотеризм и оздоровительные программы для женщин, основанные на таких вещах, как система обучения Франсуа Дельсарта и гармоническая гимнастика Женевьевы Стеббинс . [ 29 ]
Спорное отношение к индуизму
[ редактировать ]Джеймс Мэллинсон , исследователь санскритских рукописей и йоги, пишет, что Отношения современной йоги с индуизмом сложны и противоречивы; некоторые христиане оспаривают ее включение в школьные программы на том основании, что она тайно является индуистской, в то время как кампания Индуистско -американского фонда «Верните йогу» бросает вызов попыткам «отчистить индуистские корни йоги» от современных ее проявлений. Современная йога, пишет он, использует техники «широкого спектра традиций, многие из которых явно не являются индуистскими». [ 31 ] Хотя йога была интегрирована с философией Веданты , «в первом тексте, обучающем хатха-йоге, говорится, что она подойдет даже атеистам, которые… не верили в карму и перерождение». [ 31 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ На странице 73 Де Микелис отсылает читателей к Gombrich & Obeyesekere 1988 и Sharf 1995 для получения дополнительной информации о буддийском контексте.
- ↑ Де Микелис отмечает, что для носителей индийских языков йога имеет «совершенно другой» семантический диапазон, включая медитацию, молитву, ритуальные и религиозные практики, этическое поведение и «секретные эзотерические техники», которые среднестатистические носители английского языка не сочли бы йогой. . [ 12 ]
- ↑ Норман Сьоман написал «Традицию йоги Майсурского дворца» в 1996 году.
- ↑ Джозеф Альтер написал «Йога в современной Индии: тело между наукой и философией в истории религий» в 2004 году. [ 26 ]
- ^ Марк Синглтон написал «Тело йоги: истоки современной практики поз» в 2010 году.
- ^ Эллиот Голдберг написал «Путь современной йоги» в 2016 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Джайн, Андреа (07 июля 2016 г.), «Современная йога» , Оксфордская исследовательская энциклопедия религии , номер документа : 10.1093/acrefore/9780199340378.013.163 , ISBN 978-0-19-934037-8
- ^ Синглтон 2010 , стр. 4–7.
- ^ Мид 1980 , с. 8.
- ^ Синглтон 2010 , стр. 76–77.
- ^ Перейти обратно: а б Синглтон, Марк (16 апреля 2018 г.). «Древние и современные корни йоги» . Журнал йоги .
- ^ Бух, Нильс Э. (1939) [1924]. Первичная гимнастика . Лондон. OCLC 877612758 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Синглтон, Марк (4 февраля 2011 г.). «Древние и современные корни йоги» . Журнал йоги .
- ^ Вуд 2015 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джайн, Андреа (2016). «Современная йога». Оксфордская исследовательская энциклопедия религии . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/акр/9780199340378.013.163 . ISBN 9780199340378 .
- ^ Де Мишелис, Элизабет (16 октября 2007 г.). «Предварительный обзор современных исследований йоги». Азиатская медицина . 3 (1): 2–3. дои : 10.1163/157342107x207182 . ISSN 1573-420X . S2CID 72900651 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Де Микелис 2004 , стр. 187–189.
- ^ Перейти обратно: а б Де Мишелис, Элизабет (2007). «Предварительный обзор современных исследований йоги» (PDF) . Азиатская медицина, традиции и современность . 3 (1): 1–19. дои : 10.1163/157342107X207182 .
- ^ Перейти обратно: а б с Синглтон 2010 , стр. 18–19.
- ^ Мохан, АГ ; Мохан, Ганеш (29 ноября 2009 г.). «Воспоминания о мастере» . Журнал йоги . Архивировано из оригинала 6 марта 2010 года.
- ^ «Йога» . Оксфордские словари . Архивировано из оригинала 30 января 2018 года . Проверено 25 апреля 2019 г.
Широко известная на Западе йога основана на хатха-йоге, которая составляет один из аспектов древней индуистской системы религиозных и аскетических обрядов и медитаций, высшей формой которой является раджа-йога и конечной целью которой является духовное очищение и самосовершенствование. понимание, ведущее к самадхи или союзу с божественным
- ^ Синглтон 2010 , стр. 32–33.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. ix.
- ^ Масталия 2017 .
- ^ Томпсон, Дерек (28 октября 2018 г.). «Все, что вы носите, — это спорт: штаны для йоги, теннисные туфли и 100-летняя история того, как спорт изменил одежду американцев» . Атлантика .
Lululemon вызвал глобальную революцию в моде, которую иногда называют «спортивной одеждой» или «активной одеждой», которая ввела огромное количество спандекса в современную одежду и размыла границы между одеждой для занятий йогой и спин-классом и обычной уличной одеждой.
- ^ Джайн, Андреа Р. (2012). «Податливость йоги: ответ христианским и индуистским противникам популяризации йоги» . Журнал индуистско-христианских исследований . 25 (1). Университет Батлера, Библиотека Ирвина. дои : 10.7825/2164-6279.1510 .
- ^ Джайн 2015 , с. 19.
- ^ Синглтон, Марк ; Голдберг, Эллен (2014). Гуру современной йоги . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–14. ISBN 978-0199938728 .
- ^ Перейти обратно: а б Гибсон, Криста. «Путь современной йоги» . Новый журнал духа . Проверено 22 марта 2019 г.
- ^ Барклай, Экси (12 декабря 2016 г.). «Путь современной йоги: история воплощенной духовной практики» . Рецензия на книгу Сан-Франциско . Проверено 22 марта 2019 г.
- ^ Люсия, Аманда Дж. (2020). Белые утопии: религиозная экзотика трансформационных фестивалей . Издательство Калифорнийского университета . стр. 75 и далее, 136 и далее. ISBN 978-0-520-37695-3 .
- ^ Альтернатива 2004 г.
- ^ Гольдберг 2016 .
- ^ Ремски, Мэтью (4 августа 2016 г.). «Эллиот Голдберг едет на слоне: углубленный обзор пути современной йоги» . Мэтью Ремски . Проверено 22 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фоксен, Аня П. (2020). Вдыхая дух: гармониализм, ориентализм и западные корни современной йоги . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-008274-1 .
- ^ Ньюкомб, Сюзанна (25 ноября 2009 г.). «Развитие современной йоги: обзор области». Религиозный компас . 3 (6). Уайли: 986–1002. дои : 10.1111/j.1749-8171.2009.00171.x . ISSN 1749-8171 .
- ^ Перейти обратно: а б Мэллинсон, Джеймс (2013). «Йога и религия» . Колледж Хейтропа: семинар по современной йоге, Лондон . Британский индуистско-христианский фонд . Проверено 13 июля 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Альтер, Джозеф (2004). Йога в современной Индии: тело между наукой и философией . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-11874-1 . OCLC 53483558 .
- Де Мишелис, Элизабет (2004). История современной йоги: Патанджали и западный эзотеризм . Континуум. ISBN 978-0-8264-8772-8 . OCLC 51942410 .
- Голдберг, Эллиотт (2016). Путь современной йоги: история воплощенной духовной практики . Внутренние традиции . ISBN 978-1-62055-567-5 . OCLC 926062252 .
- Джайн, Андреа (2015). Продающая йога: от контркультуры к поп-культуре . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-939024-3 . OCLC 878953765 .
- ——— и Синглтон, Марк (2017). Корни йоги . Книги о пингвинах . ISBN 978-0-241-25304-5 . OCLC 928480104 .
- Масталия, Франческо (2017). Йога: секрет жизни . Книги о электростанции. ISBN 978-1-57687-856-9 . OCLC 971079999 .
- Мид, Мэрион (1980). Мадам Блаватская: Женщина, стоящая за мифом . Патнэм . ISBN 978-0-399-12376-4 .
- Синглтон, Марк (2010). Тело йоги: истоки современной практики поз . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-539534-1 . ОСЛК 318191988 .
- Вуд, Эрнест Э. (2015) [1948]. Практическая йога, древняя и современная: являющаяся новым, независимым переводом афоризмов йоги Патанджали, интерпретированных в свете древних и современных психологических знаний и практического опыта . Джозефс Пресс [Wilshire Book Co, Rider and Co]. ISBN 978-1-4465-2820-4 . OCLC 285464424 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Веб-сайт Modern Yoga Research , которым управляют SOAS Элизабет Де Мишелис из , Сюзанна Ньюкомб и Марк Синглтон.
- Что стоит за пятью популярными позами йоги, любимыми во всем мире? - программа и веб-страница BBC Seriously... Мукти Джайн Кэмпион