Шри Чандра Басу
Шри Чандра Басу или Шриш Чандра Васу (20 марта 1861 – 23 июня 1918) был индийским знатоком санскрита , судьей, писателем и переводчиком множества произведений. Он перевел основные тексты йоги , такие как « Йогашастра» , « Гхеранда-самхита» и « Шива-самхита» , на английский язык, некоторые из них — через свою собственную издательскую организацию под названием «офис Панини» в Аллахабаде. [1]
Жизнь и работа
[ редактировать ]Басу был старшим сыном Шьямы Чарана Басу, бенгальского бабу, работавшего под руководством британцев и принимавшего участие в создании Пенджабского университета в Лахоре. В возрасте шести лет отец Басу скончался, оставив мать воспитывать его вместе с тремя другими братьями и сестрами, включая Баман Дас Басу . Он получил образование в Лахорской миссионерской школе, директором которой служил его отец. Он получил стипендию для обучения в Государственном колледже Лахора и сдал первый экзамен по искусству, используя арабский язык в качестве второго языка. Затем он продолжил обучение и получил степень бакалавра, одновременно проявляя интерес к религиозной литературе и стенографии. Чтобы получить некоторые научные знания, он посещал лекции в Медицинском колледже Лахора. Он получил степень бакалавра в 1881 году и прочитал лекцию по эволюции в « Арья Самадж» , которая была первым введением в этот предмет на хинди и произвела сенсацию в Лахоре в то время, с эссе в « Арья Лахора» (основанной Ратаном Чандом Бэри). в 1882 году) нес свою статью о Теория эволюции с арийской точки зрения (1882 г.), на которую обратила внимание мадам Блаватская в ее заметке в «Теософисте» (март 1882 г.). Он интересовался теософским движением. [2] и основал Теософское общество в Лахоре. [3] В это время он также встретился и сотрудничал с йогином из Мадраса по имени Шри Сабхапати Свами . [4] 3 апреля 1883 года в зале Сикша Сабха Рай Бишан Лал, теософ из Бомбея, должен был продемонстрировать оккультные явления. Также присутствовал Джон Кэмпбелл Оман, и выступление Лала было описано как безответственное, что привело к тому, что полковник Олкотт лишил общество избирательных прав, назвав участников «Шейлоками». [5] Во время учебы в колледже Шри Чандра принял участие в студенческом восстании , организовав забастовку в знак протеста против директора школы доктора Готлиба Вильгельма Лейтнера за то, что тот ударил студента ногой. [6] Он присоединился к Брахмо Самадж в 1881 году и участвовал в создании Индийского национального общества. [7] В 1883 году Басу отправился в Калькутту, где в последнюю неделю мая женился на дочери Бабу Амбики Чаран Гоша в то время, когда протесты против законопроекта Ильберта и ареста Сурендры Натха Банерджи потрясли город. [8] Он также сдал экзамен в 1883 году на вакиль и получил пятое место, первое место занял Моти Лал Неру . [9] Он работал в Высоком суде Меерута с июля 1883 года. После инцидента в Панджде в 1885 году за Меерутом тщательно следил герцог Коннахтский, назначенный комендантом, опасаясь повторения восстания 1857 года. [10] Затем Срис переехал в Барейли, где несколько месяцев работал Мунсифом, а затем в ноябре 1886 года перешел в Высокий суд Аллахабада. Здесь у него была привычка делать стенографические записи, что было замечено исполняющим обязанности главного судьи Стрейтом, который затем назначил его выносить решение. писатель Суда вместо Артура Стрейчи. [11] Именно в Аллахабаде он заинтересовался школой индуистского права Митакшара и начал изучать грамматику Панини, чтобы точно понимать первоисточники на санскрите. [12] 30 апреля 1888 г. Басу был отправлен доложить о речи А. О. Хьюма, выступавшего в Аллахабаде. [13] Идея создания Индийского национального общества, основанного Басу, была предложена Теософским обществом, и Басу написал стихотворение «Восстание героев Индии» и прислал Юму сборник «Индийских национальных песен и текстов», который, как предполагается, оказал влияние на Юма. [14] Басу основал офис Панини в ноябре 1891 года, чтобы публиковать свои и другие работы. Рамананда Чаттерджи , директор «Каястха Патшала», был редактором. [15] В 1896 году его перевели в Бенарес. Он был корреспондентом Анни Безант , поддерживал ее борьбу за контроль над рождаемостью и перевел некоторые из ее работ. [16] В 1900 году Басу был присвоен титул Рай Бахадур и назначен научным сотрудником Аллахабадского университета. В 1895 году Бхарат Дхарма Махамандал назвал его Видьярнавой . [17] В 1905 году его перевели в Газипур в качестве помощника судьи, а затем в Бенарес в 1907 году в качестве судьи по мелким делам. В 1908 году его снова перевели в Аллахабад, а в 1910 году — в Бенарес. [18] Он подал заявление на десятимесячный отпуск с мая 1915 года до выхода на пенсию 20 марта 1916 года и переехал в Аллахабад. [19] Басу страдал от диабета и высокого кровяного давления, а также от волны болезней, а также от потери нескольких друзей и близких членов семьи незадолго до своей смерти. Он был кремирован 24 июня, а его прах развеян в Ганге. [20]
Работает
[ редактировать ]- Сиддхант Каумуди (1906)
- Аштадхьяи . Переведено на английский Шришой Чандрой Васу (1897 г.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Синглтон, Марк (2010). Тело йоги: истоки современной практики поз . Издательство Оксфордского университета. стр. 44–53, 253. ISBN. 978-0-19-539534-1 . ОСЛК 318191988 .
- ^ Бозе: 73-74.
- ^ Бозе: 125.
- ^ Свами 1880.
- ^ Бозе: 126-127.
- ^ Бозе: 80-81.
- ^ Бозе: 96-97.
- ^ Бозе: 106.
- ^ Бозе: 123-125.
- ^ Бозе: 133-134.
- ^ Бозе: 134-135.
- ^ Бозе: 135.
- ^ Бозе: 142.
- ^ Бозе: 142-143.
- ^ Бозе: 148-149.
- ^ Бозе: 173.
- ^ Бозе: 199.
- ^ Бозе: 206-207.
- ^ Бозе: 218.
- ^ Бозе: 225-229.
Цитированные ссылки
[ редактировать ]- Бозе, Паниндранатх (1932). Жизнь Шри Чандры Басу . Рамананда Чаттерджи.
- Свами, Сабхапати (1880). Басу, Сирис Чандра (ред.). Ом, трактат по ведантической философии раджа-йоги . Издательство «Гражданская и военная газета», Лахор.