Jump to content

Арья Самадж

Арья Самадж
Формирование 10 апреля 1875 г. (149 лет назад) ( 1875-04-10 )
Бомбей , Президентство Бомбея , Британская Индия (современный Мумбаи , Махараштра , Индия )
Основатель Даянанда Сарасвати
Тип Религиозная организация
Юридический статус Фундамент
Цель Образование, Религиоведение , Духовность , Социальные реформы
Обслуживаемая территория
По всему миру
Официальный язык
Неа

Арья Самадж ( хинди : आर्य समाज , букв. «Благородное общество») — монотеистическое индийское индуистское реформаторское движение , пропагандирующее ценности и практики, основанные на вере в непогрешимый авторитет Вед . Санньяси (аскет) Даянанд Сарасвати основал самадж в 1870-х годах.

Арья Самадж была первой индуистской организацией, которая ввела прозелитизм в индуизме. [1] [2] Организация также работала над ростом движения за гражданские права в Индии с 1800-х годов. [3]

Этимология

[ редактировать ]

« Арья Самадж » — это составной санскритский термин, состоящий из слов « арья » и « самадж ». Термин « арья » относится к человеку, обладающему добродетельными качествами и благородными характеристиками, тогда как « самадж » обозначает социальную группу или организованное сообщество. Следовательно, термин « арья самадж » относится к сообществу людей с высокими моральными качествами. [4]

Свами Даянанд Сарасвати основал Арья Самадж в апреле 1875 года в Бомбее с десятью принципами. Однако окончательно эти принципы были закреплены в 1877 году в Лахоре. [5] [6]

Ведические школы

[ редактировать ]

Между 1869 и 1873 годами Даянанд начал свои усилия по реформированию ортодоксального индуизма в Индии. Он основал гурукул ( ведические школы), в которых особое внимание уделялось ведическим ценностям, культуре и сатье (истине). В школах мальчикам и девочкам давали раздельное образование на основе древних ведических принципов. Ведическая школьная система также должна была избавить индийцев от образца британского образования. [7]

Встреча Арья Самадж по облечению мальчиков священным шнуром .
Почтовая марка 2000 года, посвященная Арье Самадж.

Появление Арьи Самадж в Пенджабе

[ редактировать ]

Из-за расколов в Ади Брахмо Самадж в Калькутте в Пенджабе начал укореняться новый вариант Ади Брахмоизма, названный Арья Самадж. Во время поездки в Калькутту Свами Даянанд вступил в тесный и продолжительный контакт с Раджем Нараяном Босом, Дебендранатом Тагором и другими. Свами Даянанд внимательно изучил книгу Тагора «Брахмо Дхарма», всеобъемлющее руководство по религии и этике для Ади Дхармы, находясь в Калькутте. Яблоком раздора между этими двумя Самаджами был авторитет Вед, авторитет которых Ади Дхарма отвергает и считает низшими произведениями, тогда как Арья Самадж считает Веды божественным откровением. Однако, несмотря на это различие во мнениях, похоже, что члены Брахмо Самадж и Свами Даянанд расстались в хороших отношениях: первый публично похвалил визит второго в Калькутту в нескольких журналах, а второй черпал вдохновение из деятельности первого в социальная сфера. [8]

Рост Арьи Самаджа после Даянанда

[ редактировать ]

Даянанд был убит в 1883 году. Несмотря на эту неудачу, Арья Самадж продолжала расти, особенно в Пенджабе. Первыми лидерами Самаджа были Пандит Лех Рам (1858–1897) и Свами Шраддхананд (Махатма Мунши Рам Видж) (1856–1926). Некоторые авторы утверждают, что деятельность Самаджа привела к усилению антагонизма между мусульманами и индуистами . [9] Шраддхананд возглавил движение Шуддхи , целью которого было вернуть индуистов, перешедших в другие религии, в индуизм. [10]

В 1893 году члены «Арья Самадж» Пенджаба разделились по вопросу вегетарианства . Группу, которая воздерживалась от употребления мяса, называли группой «Махатмы» , а другую группу - «Культурной партией». [11]

В начале 1900-х годов Самадж (или вдохновленные им организации, такие как Джат Пат Тодак Мандал ) проводили кампанию против кастовой дискриминации . [12] Они также выступали за повторный брак вдов и образование женщин . [13] Самадж также учредил отделения в британских колониях с индийским населением , таких как Южная Африка , Фиджи , Маврикий , Суринам , Гайана , Тринидад и Тобаго . [14]

Выдающиеся индийские националисты, такие как Лала Ладжпат Рай, принадлежали к Арья Самадж и принимали активное участие в ее кампании. [15] Бхагата Сингха следовал за Арья Самаджем, который оказал значительное влияние на Бхагата Сингха. Дедушка [16] Британское колониальное правительство в начале 20 века рассматривало Самадж как политический орган. Некоторые Самаджи на государственной службе были уволены за принадлежность к Самаджи. [17]

В 1930-х годах, когда группа индуистских националистов Раштрия Сваямсевак Сангх приобрела известность в Северной Индии, они нашли поддержку со стороны Арья Самадж из Пенджаба. [18]

Арья Самадж в Пенджабе

[ редактировать ]

В Пенджабе Арья Самадж противостояло ахмадийскому движению, которое сделало Самадж одним из самых агрессивных противников среди различных мусульманских групп и чей основатель Мирза Гулам Ахмад активно участвовал в богословских диспутах с лидерами Самаджа, в первую очередь с Пандитом Лехом Рамом. . [19] [20] Ему также противостоял сикхи , в котором доминировали Сингх Сабха , предшественник Акали Дала . [21] Против этого также выступали вайшнавы, которых критиковал Даянанда Сарасвати. [22]

Арья Самадж в Синде

[ редактировать ]

Самадж действовала в Синде в конце 19 - начале 20 века. Деятельность Самаджа в регионе включала использование шуддхи для интеграции полумусульманских или низших каст в организацию. Нараян Дев, член Самаджа, активно совершивший множество обращений, превозносится как синдхский мученик. Его иногда называют «Даянанд ка вир сипахи» (героический солдат Даянанда). Дев был убит в уличной драке в 1948 году. [23] История синдхского национализма также связана с деятельностью Арья Самадж. В 19 веке индуистская община Синда столкнулась с вызовом со стороны христианских миссионеров, и Самадж служил сдерживающим фактором для «обращения», совершенного христианскими миссионерами в регионе. Лидер индуистских синдхов К. Р. Малкани позже стал известным в Раштрия Сваямсевак Сангх (RSS) и БДП . По словам Малкани, Арья Самадж создала «новую гордость» среди индуистских синдхов, открыв гимназии и санскритские патшалы в 1930-х годах. [24]

Арья Самадж в Гуджарате

[ редактировать ]

призвал переехать в Гуджарат для проведения просветительской работы среди каст неприкасаемых Саяджирао Члены Арья Самадж Гуджарата были миссионерами из Пенджаба , которых Махараджа Гэквад III . Гуджарат Самадж открыл детские приюты. Самадж начал терять поддержку, когда Махатма Ганди вернулся в Индию в 1915 году, потому что к его движению присоединились многие активисты. [25]

Переподготовка в Малабаре

[ редактировать ]

В 1921 году во время восстания мусульманской общины Мопла в Малабаре индийские газеты сообщили, что ряд индусов были насильно обращены в ислам. Арья Самадж распространила свои усилия на регион, чтобы вернуть этих людей обратно в индуизм посредством церемоний Шуддхи . [26] : стр.141–152

Взгляды православных индуистов на Самадж

[ редактировать ]

Тогдашний Шанкарачарья из Бадринатха Матха в 1939 году в письме архиепископу Кентерберийскому назвал Арья Самаджис Ун-Хинду. Он также раскритиковал усилия Самаджа по обращению христиан и мусульман. [27]

Арья Самадж в штате Хайдарабад

[ редактировать ]

Филиал Арья Самадж был основан в Дхаруре в районе Бид штата Хайдарабад , крупнейшего княжеского штата во время британского колониального правления. Кешав Рао Кораткар был президентом организации до 1932 года. За время его пребывания в должности Самадж открыл школы и библиотеки по всему штату. Несмотря на то, что Самадж являлся социальной и религиозной организацией, его деятельность сыграла важную политическую роль в сопротивлении правительству Низама в 1930-е годы. В 1938–1939 годах Арья Самадж объединился с индуистской Махасабхой , чтобы противостоять правительству Низама посредством Сатьяграхи . Правительство Низама ответило набегом и осквернением мандиров Арья Самаджа . Самадж, в свою очередь, подверг критике ислам и исламских правителей государства. Это значительно увеличило разрыв между индуистским и мусульманским населением штата. [28] [29]

Языковой вопрос

[ редактировать ]

Арья Самадж пропагандировала использование хинди в Пенджабе и не одобряла использование пенджаби . Это было серьезным разногласием между сикхами, представленными группой Широмани Акали Дал , и Арья Самадж. Разница была заметна в период сразу после обретения Индией независимости и во время движения пенджабского суба (требования государства, говорящего на пенджаби). [30] [31] [32]

Гуманитарные усилия

[ редактировать ]

Арья Самадж — благотворительная организация. Например, были сделаны пожертвования жертвам землетрясения в Кангре 1905 года . Самадж выступал за избирательное право женщин и защиту вдов. [33]

Современная Арья Самадж

[ редактировать ]

Арья Самадж в Индии

[ редактировать ]

Арья Самадж Школы и храмы можно найти почти во всех крупных городах, а также в сельских районах (особенно на севере) Индии. Некоторые имеют право проводить свадьбы. Самадж связан с англо-ведическими школами Даянанд (DAV), которых насчитывается более восьмисот. [34] В Индии восемь миллионов последователей Самаджа. [35]

Арья Самадж по всему миру

[ редактировать ]

Арья Самадж активно работает в таких странах, как Гайана , Суринам , Тринидад и Тобаго , Фиджи , Австралия , [36] Южная Африка , [ нужна ссылка ] Кения , [37] Маврикий [38] значительная индуистская диаспора и другие страны, где проживает . Арья Самадж в Кении управляет рядом школ в Найроби и других городах страны. [39]

Иммигранты в Канаду и США из Южной Азии , Восточной Африки , Южной Африки и стран Карибского бассейна открыли храмы Арья Самадж для своих общин. [40] В большинстве крупных мегаполисов США есть отделения Арья Самадж. [41]

Основные убеждения

[ редактировать ]
Аум считается Арья Самадж высшим и наиболее подходящим именем Бога.

Члены Арья Самадж верят в единого Бога-творца, которого называют слогом « Аум », как упоминается в Яджур Веде (40:17). Они верят, что Веды являются непогрешимым авторитетом, и уважают Упанишады и другие тексты ведической философии, не противоречащие Ведам. Члены Арья Самадж отвергают некоторые индуистские религиозные тексты, потому что они не являются чистыми произведениями, и поскольку эти тексты пропагандируют вещи, не поддерживающие их идеологию и, следовательно, противоречащие Ведам. Например, они верят, что такие эпопеи, как « Рамаяна» и « Махабхарата», являются легендами об исторических личностях, считают таких исторических личностей, как Шри Рама, Шри Кришна, идолами и отвергают их как ссылки на высшие существа и аватары . Члены Арья Самадж также отвергают другие библейские произведения, такие как Пураны , Библия и Коран . [42] Поклонение идолам ( мурти-пуджа ) строго запрещено в самадже. [43]

Основные убеждения Арьи Самадж изложены ниже:

  1. Первопричиной всякого подлинного знания и всего, что познается посредством познания, является Бог. [44]
  2. Бог есть истинное сознание: бесформенный, всемогущий, нерожденный, бесконечный, неизменяемый, несравненный, вездесущий , внутренний, неразрушимый, бессмертный, вечный, святой и создатель вселенной. Только Бог заслуживает поклонения. [44]
  3. Веды являются хранилищами всех истинных знаний. Высшая обязанность всех Арьев — изучать, учить и пропагандировать Веды. [44]
  4. Человек должен быть всегда готов принять истину и отказаться от неправды. [44]
  5. Все действия следует совершать в соответствии с Дхармой , то есть после размышления о том, что является истиной и ложью. [44]
  6. Основная цель Арья Самадж – принести добро всему миру , то есть достичь физического, духовного и социального процветания для всех. [44]
  7. Наше поведение по отношению ко всем должно руководствоваться любовью , предписаниями Дхармы и согласно их соответствующим положениям. [44]
  8. Следует рассеивать невежество и распространять знания. [44]
  9. Не следует довольствоваться только своим благополучием, а следует рассматривать благополучие всех как свое собственное благополучие. [44]
  10. Все люди должны соблюдать правила, касающиеся социальной или общей выгоды , в то время как каждый должен иметь право следовать любым правилам, выгодным для него/нее. [44]

Практики

[ редактировать ]
Хаван в исполнении Арьи Самадж.

Члены Арья Самадж рассматривают Гаятри-мантру . [45] как самую священную мантру и периодически повторяйте ее, выполняйте медитацию, известную как Сандхья , и делайте подношение святому огню ( хаван ). [46] Хаван может совершаться со священником для особых случаев или без священника для личного поклонения. Хаван выполняется согласно хавану пустика , обычно упрощенному руководству по выполнению хавана, включающему мантры для общих или особых случаев. Священником обычно является знаток Вед из местного Арья Самадж Мандира или Гурукула. Иногда старшие члены семьи или соседи также могут совершать хаван, выступая в роли пурохита. Хозяин известен как « яджмана ». Священника можно называть « ачарьей », «шастри» или «пандитом» в зависимости от его ученого статуса и местной репутации. После хавана принято давать номинальную « дакшину священнику », хотя в «Арья Самадж» это более символично, и священник не называет никакой суммы. Сумма определяется возможностями и статусом хоста, но все равно это небольшая сумма. [47] После смерти Арья Самаджис часто проводит хаван и собирает прах на четвертый день. [48]

Дивали — очень важный день в Арья Самадж, поскольку в этот день умер Свами Даянанд. Для этого делается специальный хаван.

Дия с одним фитилем
Дия с четырьмя фитилями, направленными в каждом направлении (север, запад, юг, восток)

Типичным примером индуистского фестиваля Дивали в версии Арья Самадж является празднование в Суринаме . Фестиваль празднует победу добра над злом. вегетарианский пост Соблюдается . Гаятри -мантру читают при зажженных масляных лампах перед огненным алтарем, освещенным сандалом . Одна лампа Дия , которая большего размера, имеет два скрещенных фитиля, образующих четыре света, по одному в каждом направлении, и зажигается первым. У лампы меньшего размера один фитиль. В каждой комнате, кроме ванной и туалета, есть лампа. Можно зажечь больше ламп, которые можно разместить произвольно во дворе, гостиной и так далее. [49]

Холи празднуется как завершение зимы и начало весны, чтобы засеять землю и надеяться на хороший урожай. Этот день отмечен красками и песнями ( Чауталь ). Он не требует особой молитвы или поста, однако некоторые люди в этот день соблюдают вегетарианский пост. Праздник не связывает Холи с каким-то конкретным божеством, таким как Вишну или Шива. Первые Арья Самаджисты в Лахоре XIX века адаптировали фестиваль, включив в него молитвы и хаван, но избегая опьянения и непристойностей, связанных с традиционными праздниками. [47]

Арья Самадж по всему миру

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Терсби, Греция (1977). Индуистско-мусульманские отношения в Британской Индии: исследование разногласий, конфликтов и общинных движений в северной Индии 1923–1928 гг . Лейден: Брилл. п. 3. ISBN  9789004043800 .
  2. ^ Гьянендра Панди (25 марта 2013 г.). История предрассудков: раса, каста и различия в Индии и Соединенных Штатах . Издательство Кембриджского университета. п. 64. ИСБН  978-1-107-02900-2 .
  3. ^ Бидют Чакрабарти, Раджендра Кумар Панди (11 апреля 2009 г.). Современная индийская политическая мысль: текст и контекст . МУДРЕЦ. п. 338. ИСБН  9788132104292 .
  4. ^ Упадхьяя, Ганга Прасад (1940). Происхождение, сфера применения и миссия Арья Самадж - № 4 (2-е изд.). Аллахабад: Дж. К. Шарма в Thelahabad Law Journal Press. п. 5.
  5. ^ Ладжпат Рай, Лала (1915). Арья Самадж: отчет о ее происхождении, доктринах и деятельности: с биографическим очерком основателя . Библиотеки Калифорнийского университета. Лондон: Лонгманс, Грин. ISBN  978-0-524-01191-1 .
  6. ^ Упадхьяя, Ганга Прасад. Происхождение, сфера применения и миссия Арья Самадж . № 4. Арья Самадж, 1954 год.
  7. ^ Шарма, Рам Натх; Шарма, Раджендра Кумар (2006). Проблемы образования в Индии . Atlantic Publishers & Dist. ISBN  978-81-7156-612-9 .
  8. ^ Появление Арьи Самаджа в Пенджабе (1875 г.) .
  9. ^ Барьер, Норман Г. (1967). «Арья Самадж и политика Конгресса в Пенджабе, 1894–1908». Журнал азиатских исследований . 26 (3): 363–379. дои : 10.2307/2051414 . JSTOR   2051414 . S2CID   154569230 .
  10. ^ Наир Н. Изменение родины: индуистская политика и раздел Индии . Перманентный черный, Нью-Дели, 2011. с. 53 ISBN   9780674057791 .
  11. ^ "Пенджаб" Имперский географический справочник Индии, 1909. Том. 20 р. 291. Проверено 2 октября 2014 г.
  12. ^ Радживлочан М. Борьба с исключениями неполитическим путем в судье PS. Картирование социальной изоляции в Индии: каста, религия и пограничье. Cambridge University Press, 2014, стр. 82–83. ISBN   1107056098 .
  13. ^ Кишвар М. (26 апреля 1986 г.). «Арья Самадж и женское образование: Канья Махавидьялая, Джаландхар». Экономический и политический еженедельник . 21 (17): WS9–WS24. JSTOR   4375593 .
  14. ^ Вертовец, Стивен (2000). Индуистская диаспора: сравнительные модели . Психология Пресс. ISBN  978-0-415-23893-9 .
  15. ^ Рай Л.Л. Арья Самадж: отчет о ее целях, доктрине и деятельности с биографическим очерком основателя Лонгмана, Лондон, 1915 г. ISBN   978-81-85047-77-5 .
  16. ^ «Твиттер поздравляет Бхагата Сингха с его 112-летием со дня рождения» . Полдень . 28 сентября 2019 г. Проверено 16 декабря 2023 г.
  17. ^ Кумар, Радж, изд. (2004). Очерки движений за социальные реформы . Нью-Дели: паб Discovery. Дом. стр. 2–4. ISBN  9788171417926 .
  18. ^ Джаффрелот К. Индуистское националистическое движение и индийская политика: с 1925 по 1990-е годы . Penguin Books, Нью-Дели, 1999. стр. 67 и 68. ISBN   9780140246025 .
  19. ^ Кеннет В. Джонс (1976). Арья Дхарм: индуистское сознание в Пенджабе XIX века . Издательство Калифорнийского университета. п. 148. ИСБН  0-520-02920-8 .
  20. ^ Кеннет В. Джонс (1989). Социально-религиозные реформаторские движения в Британской Индии . Издательство Кембриджского университета. стр. 116–118. ISBN  9780521249867 .
  21. ^ Джонс, Кеннет В. (1973). «Хам Хинду Нахин: отношения арья и сикхов, 1877–1905». Журнал азиатских исследований . 32 (3): 457–475. дои : 10.2307/2052684 . JSTOR   2052684 . S2CID   163885354 .
  22. ^ Энтвистл, Алан В. (1982). Раса Мана ке Пада Кеваларамы: средневековый текст на хинди Восьмого Гадди секты Валлабха (докторская диссертация). Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета. п. 92.
  23. ^ Хан, Доминик-Сита; Бойвен, Мишель (2008). СИНД через историю и представления, Глава 6 ДЖУЛЕЛАЛ И ИДЕНТИЧНОСТЬ ИНДИЙСКИХ СИНДХОВ (PDF) . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 80. ИСБН  978-0-19-547503-6 . Проверено 30 марта 2020 г.
  24. ^ Дабхай, Г., 2018. Беженец Пурушарти. Экономический и политический еженедельник, 53(4), стр.67 [1] .
  25. ^ Очищение нации, Арья Самадж в Гуджарате, 1895–1930 гг., Обзор экономической и социальной истории Индии, 2000. 44:1 стр. 41 – 65.
  26. ^ Терсби, Джин Р. (1975). Индуистско-мусульманские отношения в Британской Индии: исследование противоречий, конфликтов и общинных движений в Северной Индии 1923-1928 гг . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-04380-0 .
  27. ^ Люсьен Д. Бенишу (2000). От автократии к интеграции: политические события в штате Хайдарабад, 1938–1948 гг . Ориент Блэксван. п. 79. ИСБН  978-81-250-1847-6 .
  28. ^ П.В. Катя (1987). Маратвада при низамах, 1724–1948 гг . Публикации Миттала. стр. 51, 64–66. ISBN  978-81-7099-017-8 .
  29. ^ Люсьен Д. Бенишу (2000). От автократии к интеграции: политические события в штате Хайдарабад, 1938-1948 гг . Ориент Блэксван. п. 79. ИСБН  978-81-250-1847-6 .
  30. ^ Ламба К.Г. Динамика движения пенджабских суба глубоко и глубоко, 1999. стр. 90 ISBN   9788176291293 По состоянию на 3 февраля 2017 г.
  31. ^ Чопра Р. Лав - абсолютный победитель Куропатки, Индия, 2013. с. 9072. ISBN   9781482800050 По состоянию на 3 февраля 2017 г.
  32. ^ Гревал Дж. С. Сикхи из издательства Кембриджского университета Пенджаба, 1998. стр. 187 ISBN   9780521637640 По состоянию на 3 февраля 2017 г.
  33. ^ Шарма СК Пенджаб, решающее десятилетие в Атлантике, 1987. с. 133.
  34. ^ Веб-сайт Арья Самадж Арья Самадж.
  35. ^ Адам, Мишель (22 октября 2015 г.). Индийская Африка: меньшинства индийско-пакистанского происхождения в Восточной Африке . Издатели Cook and Snake. п. 77. ИСБН  978-9987-08-297-1 .
  36. ^ Веб-сайт Арьи Самадж Квинсленда . Проверено 3 февраля 2017 г.
  37. ^ Омбонги К.С. Индуистские социально-религиозные организации в Кении: пример Арьи Самадж, 1903–1978 гг., Университет Найроби, 1993 г.
  38. ^ Эйзенлор П. Маленькая Индия: диаспора, время и этнолингвистическая принадлежность в индуистском Маврикии , Калифорнийский университет, Беркли, Калифорния, 2006. с. 36. ISBN   978-0-520-24879-3 .
  39. ^ Адам, Мишель (22 октября 2015 г.). Индийская Африка: меньшинства индийско-пакистанского происхождения в Восточной Африке . Издатели Cook and Snake. п. 47. ИСБН  978-9987-08-297-1 .
  40. ^ Кауард Х. Индус в Канаде, Третья национальная конференция мегаполиса. Архивировано 30 декабря 2013 года в Wayback Machine , 1999 год. Центре передового опыта исследований в области иммиграции и интеграции в мегаполисе
  41. ^ Арья Пратинидхи Сабха Америка . Архивировано 31 декабря 2013 года на веб-сайте Wayback Machine Arya Samaj. Проверено 30 декабря 2013 г.
  42. ^ Кеннет В. Джонс (1976). Арья Дхарм: индуистское сознание в Пенджабе XIX века . Издательство Калифорнийского университета. стр. 139–143. ISBN  978-0-520-02920-0 .
  43. ^ «Арья Самадж в индуистской Дхарме - VCC» . vedicculturalcentre.com . Проверено 7 января 2021 г.
  44. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «10 принципов Арьи Самадж – английский и хинди» . Арья Самадж Индия . 5 сентября 2015 года . Проверено 21 апреля 2019 г.
  45. ^ Найду, Т. (1992). Движение Арья Самадж в Южной Африке (Первое изд.). Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 30, 71. ISBN  978-81-208-0769-3 .
  46. ^ Бхаттачарья, Шивапрасад (1987). Морган, Кеннет В. (ред.). Религия индусов (Переиздание. Под ред.). Дели: М. Банарсидасс. п. 199. ИСБН  978-8120803879 . Проверено 26 июля 2017 г.
  47. ^ Jump up to: а б Джонс, Кеннет В. (1976). Арья Дхарм: индуистское сознание в Пенджабе XIX века . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-02920-0 .
  48. ^ Ферт С. Умирание, смерть и утрата в британской индуистской общине Питерс, Левен, 1997. с. 89. ISBN   9789068319767
  49. Арья Дхарм: индуистское сознание в Пенджабе XIX века в мягкой обложке - 1 января 2006 г. Джонс, Кеннет В. (1976). Арья Дхарм: индуистское сознание в Пенджабе XIX века . Нью-Дели: Манохар. п. 67. ИСБН  978-8173047091 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Чамупати М.А. (2001) Десять заповедей Арьи Самадж, Нью-Дели: Публикации DAV.
  • Йорденс JTF (1978) Даянада Сарасвати Издательство Оксфордского университета, Дели
  • Мадху Кишвар, «Дочери Арьяварты: женщины в движении Арья Самадж, Пенджаб». Глава «Женщины в колониальной Индии»; Очерки о выживании, работе и государстве под редакцией Дж. Кришнамурти, Oxford University Press, 1989.
  • Рай Л. (1915) Арья Самадж: отчет о ее целях, доктрине и деятельности с биографическим очерком основателя Управляющего комитета колледжа DAV, Нью-Дели ISBN   978-81-85047-77-5 .
  • Рай Л. (1993) История Арьи Самадж , Нью-Дели ISBN   81-215-0578-Х .
  • Рутвен М. (2007) Фундаментализм: очень краткое введение Oxford University Press ISBN   978-0-19-921270-5 .
  • Шарма Дж. М. (1998) Свами Даянанд: биография USB, Индия ISBN   81-7476-212-4 .
  • Сетхи Р. «Раштра Питама Свами Даянанд Сарасвати» Образовательный фонд г-на Сетхи, Чандигарх.
  • Упадхьяя ГП (1954) Происхождение, масштабы и миссия Арья Самадж Арья Самадж.
  • Шастри В. (1967) Арья Самадж Сарвадешик Арья Пратинидхи Сабха.
  • Пандей Д. (1972) Арья Самадж и индийский национализм, 1875–1920 С. Чанд.
  • Пандит С. (1975) Критическое исследование вклада Арья Самаджа в индийское образование Сарвадешик Арья, Пратинидхи Сабха.
  • Ведаланкер Н. и Сомера М. (1975) Арья Самадж и индейцы за рубежом Сарвадешик Арья Пратинидхи Сабха.
  • Вейбл Д. (1983) Арья Самадж: Индус без индуизма, Викас ISBN   0-7069-2131-3 .
  • Шарма С.К. (1985) Социальные движения и социальные изменения: исследование Арьи Самадж и неприкасаемых в Пенджабе BR Publishing.
  • Ядав К.К. и Арья К.С. (1988) Арья Самадж и движение за свободу: публикации Манохара 1875–1918 гг. ISBN   81-85054-42-8 .
  • Саксена Г.С. (1990) Движение Арья Самадж в Индии, 1875–1947 Издатели Содружества. ISBN   81-7169-045-9 .
  • Сетхи Р. (2009) Раштра Питама, Свами Даянанд Сарасвати М.Р. Образовательный фонд Сетхи, Чандигарх
  • Чопра Р.М. (2009) Индуизм сегодня
  • Веб-сайт Джамнагера А.С. и Пандья Д. Арьясамаджа Ке Стамбха А.С. Джамнагера.
  • Джонс К. Арья Дхарм: индуистское сознание в Пенджабе XIX века
  • Даянанда С. и Бхарадваджа К. (1932). Свет истины, или Английский перевод Сатьяртхи Пракаши: известная работа Свами Даянанды Сарасвати. Мадрас: Арья Самадж.
  • Свами Шраддхананда . (1926). Индуистский сангатан: Спаситель умирающей расы. Дели: Шраддхананда.
  • Свами Шраддхананда. (1984). Внутри Конгресса: Сборник 26 статей. Нью-Дели: Даянанд Санстан.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4fd8a928fcea6333aac9eb7693450329__1721922720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/29/4fd8a928fcea6333aac9eb7693450329.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arya Samaj - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)