Сестра Ниведита
Сестра Ниведита | |
---|---|
![]() Сестра Ниведита в Индии | |
Персональный | |
Рожденный | Маргарет Элизабет Ноубл 28 октября 1867 г. |
Умер | 13 октября 1911 г. Дарджилинг , президентство Бенгалии , Британская Индия (современный Дарджилинг , Западная Бенгалия , Индия ) | (43 года)
Религия | |
Область | Индийская философия |
Организация | |
Основатель | Школа для девочек сестры Ниведиты миссии Рамакришны Сарады |
Философия | Адвайта Веданта |
Старшая должность | |
Учитель | Свами Вивекананда |
Под влиянием | |
Под влиянием | |
Литературные произведения | Кали-Мать , Паутина индийской жизни , Сказки индуизма в колыбели , Индийское исследование любви и смерти , Мастер, каким я его видела , Заметки о некоторых странствиях со Свами Вивеканандой , Избранные эссе сестры Ниведиты , Исследования из восточного дома , Мифы индуистов и буддистов , Следы индийской истории , Религия и Дхарма |
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
неортодоксальный | |
Сестра Ниведита (англ. Бенгальское произношение: [бхагини нибедита] урожденная Маргарет Элизабет Ноубл ; 28 октября 1867 г. - 13 октября 1911 г.) [1] [2] был ирландским учителем, писателем, общественным деятелем, основателем школы и учеником Свами Вивекананды . [3] [4] Детство и раннюю юность она провела в Ирландии . Она была помолвлена с валлийским юношей, но он умер вскоре после их помолвки.
Сестра Ниведита встретила Свами Вивекананду в 1895 году в Лондоне и отправилась в Калькутту (современная Калькутта ), Индия , в 1898 году. Свами Вивекананда дал ей имя Ниведита (что означает «Посвященная Богу»), когда он посвятил ее в обет Брахмачарьи в 1898 году. 25 марта 1898 года. В ноябре 1898 года она открыла школу для девочек в районе Багбазар в Северной Калькутте. Она хотела дать образование девочкам, которые были лишены даже базового образования. Во время эпидемии чумы в Калькутте в 1899 году Ниведита ухаживала за бедными пациентами. [5]
Ниведита имела тесные связи с недавно созданной Миссией Рамакришны . Из-за своего активного вклада в область индийского национализма ей пришлось публично отмежеваться от деятельности Миссии Рамакришны под руководством тогдашнего президента Свами Брахмананды. Это необходимо было сделать, чтобы избежать их преследования со стороны британских властей в Индии. Она была очень близка с Сарадой Деви , женой Рамакришны и одним из главных вдохновителей Миссии Рамакришны, а также со всеми братьями-учениками Свами Вивекананды. Она умерла 13 октября 1911 года в Дарджилинге . Ее эпитафия гласит: «Здесь покоится сестра Ниведита, которая отдала все себя Индии». [6]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Маргарет Элизабет Ноубл родилась 28 октября 1867 года в городе Данганнон в графстве Тайрон , Ирландия , в семье Мэри Изабель и Сэмюэля Ричмонда Ноубл; ее назвали в честь бабушки по отцовской линии. [7] : 91 Дворяне были шотландского происхождения и обосновались в Ирландии около пяти столетий. [8] Ее отец, который был пастором, учил, что служение человечеству – это истинное служение Богу. У дворян было шестеро детей, из которых выжили только Маргарет (старшая), Мэй и Ричмонд.
Когда Маргарет исполнился год, Сэмюэл переехал в Манчестер , Англия ; там он поступил студентом-теологом Уэслианской церкви . Юная Маргарет осталась со своим дедом по материнской линии Гамильтоном в Ирландии .
Когда ей было четыре года, она вернулась к своим родителям в Грейт-Торрингтон в Девоншире . [1] Маргарет была любимым ребенком своего отца. Когда Сэмюэл Ноубл проводил службы или посещал бедных, она сопровождала его.
Отец Маргарет умер в 1877 году, когда ей было десять лет. Маргарет с матерью, двумя братьями и сестрами вернулась в дом своего дедушки Гамильтона в Ирландии. Мать Маргарет, Мэри, пошла в детский сад в Лондоне и стала учителем. Позже Мэри помогала матери управлять гостевым домом недалеко от Белфаста . Гамильтон был одним из крупнейших лидеров ирландского националистического движения . Помимо религиозного темперамента своего отца, Маргарет впитала дух свободы и любви к своей стране через своего дедушку Гамильтона. [9]
Маргарет получила образование в Галифакском колледже, которым руководил член конгрегационалистской церкви . Директор этого колледжа научила ее личному самопожертвованию. [1] Она изучала такие предметы, как физика, искусство, музыка и литература.
В возрасте семнадцати лет в 1884 году она впервые начала карьеру преподавателя в школе в Кесвике . В 1886 году она отправилась в Регби , чтобы преподавать в приюте. Год спустя она заняла должность в угледобывающем районе Рексхэма в Северном Уэльсе . Здесь она возродила дух служения и любви к бедным, унаследованный от отца. В Рексхэме Маргарет обручилась с валлийским юношей, который умер вскоре после помолвки. В 1889 году Маргарет переехала в Честер . жили ее сестра Мэй и брат Ричмонд К этому времени в Ливерпуле . Вскоре к ним присоединилась их мать Мэри. Маргарет была счастлива воссоединиться со своей семьей. Время от времени она ездила в Ливерпуль , чтобы погостить у них. [10]
Маргарет возобновила учебу в сфере образования. [11] Она познакомилась с идеями швейцарского реформатора образования Иоганна Генриха Песталоцци и немца Фридриха Фребеля . И Песталоцци, и Фребель подчеркивали важность дошкольного образования. Они считали, что образование должно начинаться с удовлетворения и развития нормальной способности ребенка к упражнениям, играм, наблюдению, подражанию и конструированию. Этот новый метод обучения привлек группу учителей в Англии, и они попытались применить его на практике. Таким образом, было пропагандировано «Новое образование», и Маргарет тоже стала его частью. Вскоре она стала любимым писателем и докладчиком в Воскресном клубе и Ливерпульском научном клубе. [12]
В 1891 году Маргарет поселилась в Уимблдоне и помогла некой миссис де Леу открыть новую школу в Лондоне. Новый эксперимент в преподавании доставил ей огромную радость. Через год, в 1892 году, Маргарет открыла собственную независимую школу в Кингслигейте. В ее школе не было ограничительных методов и формального обучения. Дети учились через игру. В это время Маргарет училась критике искусства у одного из своих штатных преподавателей, Эбенезера Кука , известного мастера искусств и реформатора художественного образования. [12]
По мере того, как она добилась мастерства педагога, она также стала плодовитым писателем в газетах и периодических изданиях, а также популярным оратором. Вскоре она стала известной среди лондонских интеллектуалов и познакомилась с некоторыми из самых образованных и влиятельных людей своего времени. Среди них были леди Рипон и леди Изабель Марджессон. Они были основателями литературного кружка, который стал известен как Клуб «Сезам». Лондонская газета «Таймс» от 26 октября 1911 года писала о Маргарет: «Обученный учитель с исключительными способностями, она была одной из группы педагогов, которые в начале девяностых годов основали Клуб «Сезам». Известные писатели, такие как У.Б. Йейтс , Бернард Шоу и Томас Хаксли , регулярно выступали в Клубе «Сезам». [13] Здесь велись дискуссии о литературе, этике, политике и других подобных темах. [12]
В 1892 году, когда законопроект о самоуправлении Ирландии находился на рассмотрении парламента, Маргарет бесстрашно высказалась в его поддержку.
Искатель истины
[ редактировать ]Имея религиозное происхождение, Маргарет изучала христианские с юных лет религиозные доктрины. С детства она научилась почитать все религиозные учения. Младенец Иисус был ее объектом обожания и поклонения. Однако, когда она расцвела как женщина, закрались сомнения в христианских доктринах. Она обнаружила, что учения несовместимы с Истиной. По мере того как эти сомнения становились сильнее, ее вера в христианство пошатнулась. Долгих семь лет Маргарет не могла прийти в себя, и это привело к несчастью. Она старалась посвятить себя церковной службе. Однако ее смятенная душа не могла найти удовлетворения, и она жаждала Истины. [14]
Поиски истины заставили Маргарет заняться изучением естествознания . Позже, на лекции, прочитанной в Социальном клубе индуистских женщин в Бомбее в 1902 году, она сказала:
За семь лет колебаний мне пришло в голову, что, изучая естественные науки, я обязательно найду Истину, которую искал. Итак, я начал пылко изучать, как был создан этот мир и все сущее в нем, и обнаружил, что в законах Природы, по крайней мере, была последовательность, но из-за этого доктрины христианской религии казались еще более непоследовательными. Именно тогда мне довелось получить жизнь Будды , и в ней я обнаружил, что здесь также был ребенок, который жил за много столетий до Младенца Христа, но чьи жертвы были не менее самоотверженными, чем жертвы другого. Этот дорогой ребенок Гаутама сильно привязался ко мне, и в течение следующих трех лет я погрузился в изучение религии Будды и все больше и больше убеждался в том, что спасение, проповедуемое им, решительно больше соответствовало Истине, чем проповеди Будды. Христианская религия. [14]
Встреча со Свами Вивеканандой
[ редактировать ]
В ноябре 1895 года она впервые встретила Свами Вивекананду, который приехал из Америки, чтобы посетить Лондон, и пробыл там три месяца. [15] Холодным днем Свами Вивекананда объяснял философию Веданты в гостиной аристократической семьи на улице Сент-Джордж, 63 в Лондоне. Леди Изабель Маргессон, подруга Маргарет, пригласила на эту встречу Эбенезера Кука , который был частью преподавательского состава «Школы Раскина» Маргарет. Маргарет пошла с ним с большим любопытством и интересом. Маргарет не знала, что этот вечер полностью изменит ее жизнь. [7] Маргарет описала свои впечатления от этого случая. «Величественный персонаж, одетый в шафрановое платье и с красным поясом, сидел на полу, скрестив ноги. Говоря с компанией, он декламировал санскритские стихи своим глубоким, звучным голосом». Маргарет уже глубоко вникла в учение Востока, и новинкой было не то, что она услышала по этому поводу, а личность самого Свамиджи. Она посетила еще несколько лекций Свами Вивекананды. Она задавала много вопросов, и его ответы развеяли ее сомнения и укрепили ее веру и почтение к говорящему.
В 1904 году Ниведита написала подруге о своем решении последовать за Свами Вивеканандой в результате встречи с ним в Англии в ноябре 1895 года:
Предположим, он не приехал бы в Лондон в тот раз! Жизнь была бы безголовым сном, ибо я всегда знал, что чего-то жду. Я всегда говорил, что позвонит. И это произошло. Но если бы я знал больше о жизни, я сомневаюсь, что, когда пришло время, я бы непременно узнал ее.
К счастью, я мало что знал и был избавлен от этой пытки... Всегда у меня был этот жгучий голос внутри, но нечего было произнести. Как часто и часто я садился с пером в руке говорить, а речи не было! И теперь этому нет конца! Насколько я приспособлен к своему миру, так и мой мир нуждается во мне, ждет и готов. Стрела нашла свое место в луке. Но если бы он не пришел! Если бы он медитировал на вершинах Гималаев! ... Я, например, никогда здесь не был. [16]
Она начала интересоваться учением Гаутамы Будды , и ее беседы со Свами Вивеканандой стали дополнительным источником мира и благословения. Она написала:
Для многих из нас слова Свами Вивекананды стали живой водой для людей, умирающих от жажды. Многие из нас в течение многих лет осознавали растущую неуверенность и отчаяние в отношении религии, которые преследовали интеллектуальную жизнь Европы на протяжении полувека. Вера в догмы христианства стала для нас невозможной, и у нас не было средств, подобных тем, которыми мы располагаем сейчас, чтобы отделить доктринальную оболочку от ядра реальности в нашей вере. Им Веданта дала интеллектуальное подтверждение и философское выражение их собственных интуиций, которым они не доверяли. [17]
Принципы и учения Вивекананды оказали на нее влияние, и это привело к видимым изменениям в ней. Видя в ней огонь и страсть, Свами Вивекананда мог предвидеть ее будущую роль в Индии. 25 марта 1898 года был самым священным и незабываемым днем в жизни Ниведиты (Маргариты). В этот день гуру посвятил ее Богу и служению Индии.
Вивекананда много путешествовал по Индийскому субконтиненту , приобретая из первых рук знания об условиях, преобладающих в Британской Индии. По его мнению, образование было панацеей от всех зол, преследующих современное индийское общество. [18] особенно у индийских женщин. Маргарет была выбрана для обучения индийских женщин. В своем письме Маргарет Вивекананда писал: «Позвольте мне сказать вам откровенно, что теперь я убежден, что вас ждет большое будущее в работе на Индию. индейцы, особенно женщины». [19]
Путешествие в Индию
[ редактировать ]Отвечая на призыв Свами Вивекананды, Маргарет отправилась в Индию, оставив позади своих друзей и семью, включая мать. Момбаса , корабль, доставлявший Маргарет в Индию, достиг Калькутты 28 января 1898 года. [7] 22 февраля Маргарет посетила храм Дакшинешвар , место, где Рамакришна совершал свою садхану . [9] Свами Вивекананда посвятил первые несколько дней тому, чтобы рассказать ей об Индии и ее народе и помочь ей развить любовь к людям; он расширял ее характер. Он объяснил ей историю, философию, литературу Индии, жизнь простых масс, социальные традиции, а также жизнь великих личностей, как древних, так и современных. Несколько недель спустя две ученицы Свами Вивекананды в Америке, Сара К. Булл , жена известного норвежского скрипача и композитора Оле Булла , и Жозефина МакЛауд прибыли в Индию. Все трое стали друзьями на всю жизнь.11 марта 1898 года Свами Вивекананда организовал общественное собрание в театре «Звезда», чтобы представить сестру Ниведиту жителям Калькутты. В своей речи Свами Вивекананда сказал: «Англия прислала нам еще один подарок в лице мисс Маргарет Ноубл». На этой встрече Маргарет выразила желание служить Индии и ее народу. [9] 17 марта она встретила Сараду Деви, которая нежно приветствовала Маргарет как Хуки (то есть маленькую девочку). [9]
Брахмачарья
[ редактировать ]25 марта 1898 года в саду Ниламбар Мукерджи. [20] Свами Вивекананда официально посвятил Маргарет в обет Брахмачарьи (пожизненного целомудрия) и дал ей имя «Ниведита», то есть посвященная. [21] [22] Свами Вивекананда сказал ей: «Иди и следуй за Ним, Который родился и отдал Свою жизнь за других пятьсот раз, прежде чем Он обрел видение Будды». [9]
Хотя сестра Ниведита выразила желание принять высший обет санньясы, Свами Вивекананда этого не одобрил. Позже, после кончины Свами Вивекананды, 28 июля 1902 года, Ниведита написала редактору « Statesman» следующее письмо:
... Моя собственная позиция по отношению к этому религиозному сокровищу - позиция самого скромного ученика, просто брахмачарини или новичка, а не санньясини или полностью исповедующего религиозность, без каких-либо претензий на изучение санскрита и освобожденного по великой доброте моего начальства для продолжать свою общественную, литературную и просветительскую работу и учебу, полностью вне их руководства и надзора. [23]
Свами Вивекананда стремился превратить Ниведиту в индуистскую брахмачарини. Он хотел, чтобы она была индуской в мыслях и действиях. Он посоветовал ей навещать индуистских женщин, чтобы понаблюдать за их образом жизни. [24] Он сказал ей:
Вы должны настроиться на индуизацию своих мыслей, своих потребностей, своих представлений и своих привычек. Ваша жизнь, внутренняя и внешняя, должна стать всем, чем должна быть жизнь ортодоксального брахмана-брахмачарини. Этот метод придет к вам, если только вы достаточно этого желаете. Но вы должны забыть свое прошлое и заставить его забыть. Вам придется потерять даже свою память. [25]
Отношения с Сарадой Деви
[ редактировать ]
Через несколько дней после прибытия в Индию, 17 марта 1898 года, Маргарет встретила Сараду Деви , жену и духовную супругу Рамакришны, которая, преодолев все языковые и культурные барьеры, приняла ее как «хуки» или «маленькую девочку» на бенгали. [9] Это был День Святого Патрика , очень священный и особенный день в жизни Маргарет, и Ниведита вспоминала его как свой «день дней». [26] До своей смерти в 1911 году Ниведита оставалась одной из ближайших сподвижниц Сарады Деви. 13 ноября 1898 года Святая Мать Сарада Деви приехала, чтобы открыть недавно основанную Ниведитой школу. Поклонившись Рамакришне, она освятила школу и благословила ее, сказав: «Я молюсь, чтобы благословения Божественной Матери сошли на школу и девочек; и девочки, прошедшие обучение в школе, могут стать идеальными девочками». Ниведита была в восторге и позже описала свои чувства так: «Я не могу представить себе более великого предзнаменования, чем ее благословения, сказанные образованным индуистским женщинам будущего». [27] Первая фотография Сарады Деви была сделана в доме Ниведиты.Ниведита написала в письме своей подруге Нелл Хаммонд о Сараде Деви после первых нескольких встреч с ней: «Она действительно, под самым простым и непритязательным видом, является одной из самых сильных и величайших женщин». [28] Здесь приводится отрывок из Евангелия Святой Матери, где ярко запечатлены впечатления Сарады Деви о Ниведите:
Говоря о Ниведите, она [Сарада Деви] сказала: «Какая искренняя преданность была у Ниведиты! Она никогда не думала слишком много о том, что могла бы сделать для меня. Она часто приходила ко мне по ночам. Однажды, увидев, что свет ударил мне в глаза, она клала на лампу абажур из бумаги. Она простиралась передо мной и с большой нежностью стряхивала пыль с моих ног своим платком, я чувствовал, что она даже не колебалась прикоснуться к моим ногам. Мысль о Ниведите открыла шлюзы ее разума, и она внезапно стала серьезной... Мать время от времени выражала свои чувства к Сестре. Наконец она сказала: «Внутренняя душа сочувствует искреннему преданному». [29]
Путешествия
[ редактировать ]Ниведита путешествовала по многим местам Индии, включая Кашмир , со Свами Вивеканандой, Жозефиной МакЛауд и Сарой Булл . Это помогло ей соединиться с индийскими массами, индийской культурой и ее историей. Она также поехала в Соединенные Штаты, чтобы повысить осведомленность и получить помощь в своем деле. 11 мая 1898 года она вместе со Свами Вивеканандой , Сарой Булл, Жозефиной МакЛауд и Свами Туриянандой отправилась в путешествие в Гималаи. Из Найнитала они отправились в Альмору . 5 июня 1898 года она написала письмо своей подруге Нелл Хаммонд, в котором восклицала: « О, Нелл, Нелл, Индия — действительно Святая Земля ». [30] В Альморе она впервые научилась искусству медитации. Она написала об этом опыте: «Нужно заставить разум изменить свой центр тяжести… и снова открытое и бескорыстное состояние ума приветствует истину». [31] Она также начала изучать бенгальский язык у Свами Сварупананды . Из Альморы они отправились в Кашмирскую долину, где остановились в плавучих домах . Летом 1898 года Ниведита отправилась в Амарнатх вместе со Свами Вивеканандой. [32] Позже в 1899 году она поехала в Соединенные Штаты со Свами Вивеканандой. [33] и остановился в поместье Риджли в северной части штата Нью-Йорк.
Позже она записала некоторые из своих путешествий и переживаний со своим учителем (гуру) в книге « Учитель, каким я его видел» и «Заметки о некоторых странствиях со Свами Вивеканандой» .
Она часто называла Свами Вивекананду «Королём» и считала себя его духовной дочерью ( «Манасканья» на бенгали). [34]
Смерть Свами Вивекананды
[ редактировать ]Сестра Ниведита в последний раз видела Свами Вивекананду 2 июля 1902 года в Белур Матхе . [35] В тот день Вивекананда постился в экадаши. Однако, когда его ученики принимали пищу, он сам с радостью подавал им. После еды Вивекананда полил водой руки Ниведиты и вытер их полотенцем. Ниведита записала это в книге «Учитель, каким я его видел» следующими словами:
«Это я должен делать это для тебя, Свамиджи! Не ты, для меня!» был естественно предложен протест. Но его ответ поразил своей торжественностью: « Иисус омыл ноги Своим ученикам!»Что-то проверило ответ: «Но это был последний раз!» как оно подымалось к губам, а слова оставались невысказанными. Это было хорошо. Ибо и здесь настал последний раз. [36]
Свами Вивекананда умер в 21:10 4 июля 1902 года. Той ночью Ниведите приснилось, что Шри Рамакришна покидает свое тело во второй раз. [37] На следующее утро Свами Сарадананда из Белур Матха послал монаха с письмом к сестре Ниведите и сообщением о смерти Вивекананды. Мгновенно все вокруг глаз Ниведиты стало пустым. Она немедленно бросилась в Матх , добралась до места около 7 часов утра и вошла в комнату Вивекананды. Там она обнаружила, что тело Свамиджи лежит на полу. Она сидела возле головы Вивекананды и обмахивала его тело ручным веером, пока в 14:00 его тело не сняли . на крыльцо, ведущее во двор. [37] [9] : 34 Днем 5 июля тело Свами Вивекананды было доставлено на кремацию. Тело Вивекананды было завернуто в шафрановую ткань. Ниведита хотела взять небольшую часть этой ткани, чтобы послать ее на память Жозефине МакЛауд . Поняв мысли Ниведиты, Свами Сарадананда попросил ее отрезать небольшой кусок ткани Свами. Но Ниведита не была уверена, будет ли этот поступок правильным или нет, и решила не предпринимать его. Когда тело Вивекананды кремировали, она все время сидела и смотрела на горящий костер. Около шести часов вечера горящее пламя вот-вот потухнет. Внезапно Ниведита почувствовала, что кто-то дернул ее за рукав. Она обернулась и нашла небольшой кусок шафрановой ткани, который каким-то образом вылез из костра во время кремации. Ниведита подняла и взяла ткань, посчитав это посланием от Свами. В своем письме Жозефине МакЛауд от 14 сентября 1902 года Ниведита писала:
...Но ваше настоящее послание пришло у самого горящего костра... В 6 часов... как будто меня дернуло за рукав, я посмотрел вниз, и там, в безопасности от всего этого горения и черноты, там ветер сдул мне на ноги те самые два или три дюйма, которые я хотел от края ткани. Я воспринял это как Письмо от Него к тебе, из-за могилы. [38]
Работы сестры Ниведиты
[ редактировать ]
Школа для девочек в Багбазаре
[ редактировать ]Ниведита планировала открыть школу для девочек, лишенных даже базового образования. [39] Она совершила поездку по Англии и Америке с лекционным туром, призванным собрать деньги на создание школы для девочек. [40]
Основная причина, по которой Свамиджи пригласил Ниведиту в Индию, заключалась в том, чтобы распространить образование среди женщин страны. Вот почему, когда Ниведита сообщила Вивекананде о своих планах, он был очень взволнован. он организовал встречу в доме Баларама Боса По этому вопросу . На этой встрече присутствовали многие мирские преданные Шри Рамакришны, в том числе Махендранатх Гупта (широко известный как Шри М., летописец Евангелия Шри Рамакришны ), Суреш Дутта, Харамохан и др. На этой встрече Ниведита объяснила свой план предлагаемой школы и попросила всех отправить своих девочек в школу учиться. Во время своей речи Вивекананда вошел в комнату и сел позади всех. Ниведита этого не заметила. Но когда Ниведита обратилась с просьбой собрать учениц в школу, она внезапно обнаружила, что Вивекананда в комнате подталкивает других и подсказывает: «Да, вставайте, вставайте! Недостаточно просто стать отцами девочек. Вы все должны сотрудничать. - действовать в вопросах своего образования в соответствии с национальными идеалами. Встаньте и примите на себя обязательства. Ответьте на ее призыв: «Мы все согласны, мы пошлем к вам наших девочек». Но никто не поддержал предложение Ниведиты. Наконец, Вивекананда заставил Харамохана согласиться на предложение, и от имени Харамохана Вивекананда пообещал отправить своих девочек в школу. [9] : 21–22

13 ноября 1898 года, в день Кали Пуджи , на переулке Босепара, 16 в районе Багбазар в Северной Калькутте, она открыла школу. [41] Школа была открыта Сарадой Деви в присутствии Свами Вивекананды и некоторых других учеников Рамакришны. [42] Сарада Деви благословила школу и помолилась за нее, сказав: «Я молюсь, чтобы благословения Божественной Матери сопутствовали школе и девочкам; и чтобы девочки, прошедшие обучение в школе, могли стать идеальными девочками». [9] : 22 Ниведита ходила из дома в дом, обучая девочек, многие из которых находились в плачевном положении из-за социально-экономического положения Индии начала 20 века. Во многих случаях она сталкивалась с отказом со стороны мужчин-членов семьи девушки. Среди учеников Ниведиты были вдовы и взрослые женщины. Помимо обычных курсов она преподавала шитье, элементарные правила гигиены, уход за больными и т. д.
Сбор денег для школы оказался непростой задачей. Ей приходилось зарабатывать деньги писательством и чтением лекций, а позже она потратила все на покрытие расходов школы. [9] : 14
Она принимала участие в альтруистической деятельности. Она работала над улучшением жизни индийских женщин всех каст.
Работа во время эпидемии чумы
[ редактировать ]Во время вспышки эпидемии чумы в Калькутте в 1899 году Ниведита ухаживала за больными. [1] [6] убрал мусор на территории, а также вдохновил и мотивировал многих молодых людей заняться волонтерской деятельностью. Она разместила призывы о помощи в английских газетах и попросила финансовой поддержки для ее деятельности по борьбе с чумой. [40] Она также организовывала быт, проверяла работу и лично передавала письменные инструкции по профилактическим мерам, перемещаясь.Она была другом многих интеллектуалов и художников бенгальского сообщества, в том числе Рабиндраната Тагора , Джагадиша Чандры Боса , Абала Боса и Абаниндраната Тагора . Позже она взялась за дело независимости Индии . Шри Ауробиндо также был одним из ее друзей. [39]
Культивирование индийской культуры
[ редактировать ]Она проявляла активный интерес к пропаганде индийской истории, культуры и науки. Она активно поощряла доктора Джагадиша Чандру Боса , индийского учёного и философа, проводить оригинальные научные исследования, а также помогала ему финансово и в получении должного признания, когда он столкнулся с безразличным отношением со стороны колониального правительства. Бозе, которого она называла «хока» или «малыш» на бенгали, и его жена Абала Босе были с ней в очень близких отношениях. Принимая во внимание вклад Ниведиты в научно-исследовательскую работу Джагадиша Чандры, Рабиндранат Тагор сказал: «В день своего успеха Джагадиш обрел неоценимый источник энергии и помощницу в лице сестры Ниведиты, и в любом отчете о работе всей его жизни должно быть указано ее имя. почетное место». Сестра Ниведита оказала большое влияние на Джагадиша Чандру Боса. Она поддержала его, организовав финансовую поддержку и отредактировав его рукописи, а также позаботилась о том, чтобы Бозе мог продолжать свою работу и делиться ею.
[43] Ее личность как жителя Запада по рождению и ученицы Свами Вивекананды позволила ей сделать несколько вещей, которые могли быть трудными для индийцев. Например, она пропагандировала паниндийский национализм. [44] [45]
Вклад в индийский национализм
[ редактировать ]Ниведита стал плодовитым писателем и много путешествовал по Индии, читая лекции, особенно по индийской культуре и религиям. Она призвала молодежь Индии самоотверженно работать на благо своей страны, следуя идеалам Свами Вивекананды. Перед приездом в Индию Ниведита выразила положительное мнение о продолжении колониального правления в Индии, преобладающее мнение среди ее современников в Европе. Однако за время своего пребывания в Индии Ниведита разочаровалась в колониальном правлении и стала поддерживать зарождающееся движение за независимость , придя к выводу, что Индии необходимо обрести независимость для процветания. В феврале 1902 года юрист (и будущий лидер движения за независимость) Мохандас Карамчанд Ганди посетил Ниведиту в Калькутте. [46]
После смерти Вивекананды, остро осознавая неудобства недавно сформированной Миссии Рамакришны из-за ее политической деятельности, она публично отмежевалась от нее. Однако до последних дней у нее были очень теплые отношения с братьями-учениками Свами Вивекананды, такими как Свами Брахмананда, Бабурам Махарадж (Свами Премананда) и Свами Сарадананда , которые всячески помогали ей в ее благотворительной и просветительской деятельности; она была очень близка со святой матерью Сарадой Деви .
Первоначально Ниведита работала с Окакурой из Японии и Саралой Гошал, которая была родственницей семьи Тагора.
Позже она начала работать самостоятельно и поддерживала прямые отношения со многими молодыми революционерами Бенгалии, в том числе с членами Анушилан Самити секретной организации . Своими лекциями она вдохновила многих молодых людей на борьбу за независимость Индии. Она также напала на лорда Керзона после его речи в Калькуттском университете в 1905 году, где он упомянул, что истине отводится более высокое место в моральных кодексах Запада, чем на Востоке. Ниведита провела собственное исследование и обнародовала, что в книге Керзона «Проблемы Дальнего Востока » он с гордостью описал, как он давал ложные заявления о своем возрасте и браке президенту Министерства иностранных дел Кореи, чтобы завоевать его расположение. Это заявление, опубликованное в таких газетах, как Amrita Bazar Patrika и The Statesman, вызвало фурор и заставило Керзона извиниться. [ нужна ссылка ]
В 1905 году колониальное правительство под руководством лорда Керзона инициировало раздел Бенгалии , который оказался важным поворотным моментом в движении за независимость Индии . Ниведита сыграла новаторскую роль в организации движения. [47] Она оказывала финансовую и материально-техническую поддержку и использовала свои контакты для получения информации от правительственных учреждений и предупреждения активистов за независимость. Она познакомилась с индийскими художниками, такими как Абаниндранат Тагор , Ананда Кумарасвами и Э.Б. Хавелл , и вдохновила их на развитие чистой индийской школы искусства. Она всегда вдохновляла и направляла талантливых студентов Калькуттской художественной школы двигаться по забытым тропам древнеиндийского искусства, таких как Нандалал Бос , Асит Кумар Халдар и Сурендранатх Гангопадхьяй. Она оказала большое влияние на известного тамильского поэта Субраманию Бхарати , который встретил ее лишь ненадолго в 1906 году. Она убедила Бхарати работать ради свободы женщин в стране, что он и делал на протяжении всей своей жизни. Ниведита также разработала национальный флаг Индии с изображением молнии на красном фоне. [48] Ниведита делала все возможное, чтобы привить националистический дух своим ученикам во всей их повседневной деятельности. Она представила пение песни Ванде Матарам в своей школе как молитву. Ниведита оказывал сдержанную поддержку Анни Безант и был очень близок к Ауробиндо Гошу (позже Шри Ауробиндо), одному из основных участников раннего националистического движения. Она редактировала «Карма Йогин» , националистическую газету Ауробиндо. [49] Следующий фрагмент взят из редакционной статьи в журнале « Карма Йогин» , написанной Ниведитой и изображающей ее глубокое уважение к Индии:
Вся мировая история показывает, что индийский интеллект не имеет себе равных. Это должно быть доказано выполнением непосильной для других задачи, завоеванием первого места в интеллектуальном прогрессе мира. Есть ли какая-то внутренняя слабость, из-за которой мы не сможем это сделать? Разве соотечественники Бхаскарачарьи и Шанкарачарьи уступают соотечественникам Ньютона и Дарвина ? Мы верим, что нет. Наша задача — силой нашей мысли разрушить железные стены противостояния, которые противостоят нам, и захватить и наслаждаться интеллектуальным суверенитетом мира. [50]

Смерть
[ редактировать ]Ниведита умерла 13 октября 1911 года в возрасте 43 лет на вилле Рой в Дарджилинге . [52] Сегодня ее мемориал расположен под железнодорожным вокзалом на пути к водопаду Виктория (Дарджилинг). [53] с такими словами, вписанными в ее эпитафию: «Здесь покоится сестра Ниведита, которая отдала все свое Индии». [6] [52] Свами Вивекананда написал стихотворение сестре Ниведите « Благословение сестре Ниведите» . В этом стихотворении Вивекананда собрал все свои надежды, стремления и добрые пожелания своему ученику: [54] Ниведита как госпожа, служанка и друг будущего сына Индии : [55]
Сердце матери, воля героя
Сладость южного бриза,
Священное очарование и сила, которые обитают
На арийских алтарях, пылающих, свободных;
Все это будет вашим и многое другое
Ни одна древняя душа раньше не могла мечтать...
Будь ты будущим сыном Индии
Хозяйка, служанка, друг в одном лице.
Влияние
[ редактировать ]

Сестра Ниведита остается одной из самых влиятельных женских фигур Индии. Ее книга «Кали, Мать» оказала влияние на Абаниндраната Тагора , написавшего Бхарат Мату . [56] В 2010 году офис правления Совета среднего образования Западной Бенгалии в Солт-Лейк-Сити , Калькутта, был назван в честь сестры Ниведиты. [57] Академия сестры Ниведиты, учреждение, посвященное ее памяти, была основана в Ченнаи , штат Тамил Наду. [58] Ее именем названы несколько школ и колледжей. В 1968 году правительство Индии выпустило почтовую марку в ее память. Мост Ниведита возле Дакшинешвара в Калькутте назван в ее честь. [59] В 2015 году новый государственный колледж в Гастингс-Хаусе, Алипур, Калькутта, был назван в честь сестры Ниведиты. [60] В 2018 году здание средней школы средней школы Ашрама миссии Баранагор Рамакришна в Калькутте было названо в честь сестры Ниведиты «Ниведита Бхаван». [61]
Книги
[ редактировать ]
Среди ее работ - «Сеть индийской жизни », призванная развеять многие мифы западного мира об индийской культуре и обычаях, «Кали-Мать» , «Учитель, каким я его видел» о Свами Вивекананде, «Записки о некоторых странствиях со Свами Вивеканандой во время ее путешествий». из Найнитала, Альморы и других мест со Свамиджи, [62] «Колыбельные истории индуизма» на основе историй из Пуран , Рамаяны и Махабхараты , «Исследования восточного дома» , «Гражданский идеал и индийская национальность», «Намеки на национальное образование в Индии» , «Взгляд на голод и наводнение в Восточной Бенгалии – 1906 год» .
- Мать Кали , Swan Sonnenschein & Co.,. 1900.
- Сеть индийской жизни , В. Хайнеманн, 1904 г.
- Колыбельные сказки индуизма , Лонгманс, 1907 г.
- Индийское исследование любви и смерти , Лонгманс, Грин и Ко.,
- Мастер, каким я его видел , 1910 год.
- Избранные эссе сестры Ниведиты , 1911 г. «Ганеш и компания»,
- Этюды из восточного дома , Лонгманс, Грин и компания, 1913 г.
- Мифы индуистов и буддистов , Лондон: Джордж Г. Харрап и компания, 1913 г.
- Записки о некоторых странствиях со Свами Вивеканандой , 1913 год.
- Следы индийской истории , Лонгманс, Грин и компания, 1915 г.
- Религия и Дхарма , Лонгманс, Грин и компания, 1915 г.
- Гражданские и национальные идеалы . Офис Удбодхана. 1929 год.
Новое аннотированное издание «Древнего аббатства Аджанты» , которое выходило в журнале The Modern Review в 1910 и 1911 годах, было опубликовано в 2009 году Лалмати, Калькутта, с аннотациями, дополнениями и фотографиями Прасенджита Дасгупты и Сумена Пола. Еще один сборник эссе, касающихся буддизма, был опубликован издательством New Age в Калькутте под названием «Исследования буддизма» , который был составлен и аннотирован Прасенджитом Дасгуптой и Суменом Полом.
Биографии
[ редактировать ]В 1952 году женская школа сестры Ниведиты миссии Рамакришны во время празднования своего золотого юбилея решила выпустить биографию сестры Ниведиты на английском и бенгали. Хотя до этого существовало несколько биографий на английском и бенгали, в них мало исторических фактов. Исторический отчет о жизни сестры Ниведиты на бенгали был написан Правраджикой Муктипраной из Шри Сарада Матха и опубликован в 1959 году. Материалы для биографий были взяты из собственных работ, писем и дневников сестры Ниведиты, а также ссылок на нее некоторых ее современников. и интервью с теми, кто работал с ней и ее учениками. Позже, в 1961 году, английская версия книги, написанная Правраджикой Атмапраной, была опубликована под названием « Сестра Ниведита Рамакришны-Вивекананды» . С тех пор книги претерпели несколько изменений.
Письма сестры Ниведиты впервые были опубликованы в двух томах в 1960 году. Всего было более 800 писем, половина из которых была написана мисс Жозефине МакЛауд . Эти письма, наполненные ее мыслями и чувствами, проливают свет на многогранный гений Ниведиты.
В 1975 году Барбара Фокс опубликовала в Лондоне биографию сестры Ниведиты под названием « Долгое путешествие домой» . В этой работе делается попытка оценить работу Ниведиты с точки зрения англичанки.
Ниведита Локмата на бенгали была опубликована в трех томах Санкари Прасадом Басу в 1968, 1987 и 1988 годах соответственно.
См. также
[ редактировать ]- Бхагини Ниведита , индийский фильм 1962 года, режиссер Биджой Басу.
- Университет сестры Ниведиты
- Колледж Бхагини Ниведита
- Сестра Ниведита Грамин Вигьян Никетан
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Констанс Джонс; Джеймс Д. Райан (2007). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. стр. 316–317. ISBN 978-0-8160-7564-5 .
- ^ «Индусы хотят, чтобы 13 октября был национальный праздник, посвященный 100-летию со дня смерти сестры Ниведиты» . Индостан Таймс. Архивировано из оригинала 29 марта 2015 года . Проверено 9 июня 2012 года .
- ^ Баруа, Анкур (январь 2020 г.). «Индуистский космополитизм сестры Ниведиты (Маргарет Элизабет Ноубл): ирландское «я» в имперских течениях» . Гарвардское богословское обозрение . 113 (1): 1–23. дои : 10.1017/S0017816019000324 . ISSN 0017-8160 . S2CID 213668994 .
- ^ Ананда Кентиш Кумарасвами; Уиталл Н. (INT) Перри (2011). Мудрость Ананды Кумарасвами: размышления об индийском искусстве, жизни и религии . World Wisdom, Inc., стр. 129–. ISBN 978-1-935493-95-2 .
- ^ Ниведита, сестра (1 января 2021 г.). Кали Мать . Прабхат Пракашан.
- ^ Перейти обратно: а б с Составлено (2008). Пробуждение индийцев в Индию (Мягкая обложка) . Миссия Чинмайя. стр. 370–. ISBN 978-81-7597-434-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Посвящается: биография Ниведиты . [Sl]: Паб «Аркана». 1999. ISBN 0910261164 .
- ^ Атмапрана , с. 1
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Ниведита Индии (PDF) (1-е изд.). Калькутта: Институт культуры Миссии Рамакришны. 2002. с. 2. ISBN 81-87332-20-4 .
- ^ Атмапрана , с. 3
- ^ «Как учитель». Freeindia.org. Проверено 12 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Атмапрана , стр. 3–4.
- ^ «Музей и центр знаний сестры Ниведиты» . www.sisterniveditahouse.org . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Полное собрание сочинений сестры Ниведиты , Том. II, с. 470
- ^ Полное собрание сочинений сестры Ниведиты , Том. я
- ^ «Свами и люди, которых он знал», сестра Ниведита.
- ^ Полное собрание сочинений сестры Ниведиты , Том. II, с. 399
- ^ Аруна Гоэл; С.Л. Гоэл (2005). Человеческие ценности и образование . Глубокие и глубокие публикации. п. 243. ИСБН 978-81-7629-629-8 .
- ^ Атмапрана
- ^ Хиронмой Н. Мукерджи (2015) Духовная дочь Свами Вивекананды: сестра Ниведита . Шри Рамакришна Матх Ченнаи. п. 19
- ^ М.Г. Читкара (2001). Женщины и социальная трансформация . Издательство АПХ. стр. 416–. ISBN 978-81-7648-251-6 .
- ^ Роллан, Ромен (1965). Жизнь Вивекананды и Универсальное Евангелие . Адвайта Ашрам . п. 77 . ISBN 81-85301-01-8 .
- ^ Письма сестры Ниведиты , Том. я, с. 530
- ^ Хиронмой Н. Мукерджи (2015) Духовная дочь Свами Вивекананды: сестра Ниведита . Шри Рамакришна Матх Ченнаи. п. 11
- ^ «Его восточные и западные ученики», в «Жизни Свами Вивекананды» , 7-е изд., Адвайта Ашрам, Калькутта, 2011, Том II, стр. 323. ISBN 978-8175050440
- ^ Адхьятмасадхика Ниведита , Правраджика Гьянадапрана
- ^ Ниведита Индии , опубликовано Институтом культуры Миссии Рамакришны.
- ^ «Письма сестры Ниведиты - Фрэнк Парлато-младший» . Вивекананда.нет. 19 августа 1999 года . Проверено 12 июня 2012 г.
- ^ Евангелие Святой Матери , с. 10
- ^ Письма сестры Ниведиты , Том. я
- ^ Полное собрание сочинений сестры Ниведиты, том 1, под редакцией Шанкари Прасада Басу, издание Набабхарата, Калькутта, 1992 г.
- ^ «Свами и сестра» . МИАС . Проверено 21 июня 2012 г.
- ^ Г. С. Банхатти (1995). Жизнь и философия Свами Вивекананды . Atlantic Publishers & Dist. стр. 39–. ISBN 978-81-7156-291-6 .
- ^ Письма сестры Ниведиты
- ^ Линда Пруг (1999) Жозефина Маклауд и миссия Вивекананды , Шри Рамакришна Матх, Ченнаи. п. 290
- ^ Полное собрание сочинений сестры Ниведиты , Vol. я, с. 331
- ^ Перейти обратно: а б Атмапрана , с. 139
- ^ Письма сестры Ниведиты , Том. Я, № 207, стр. 504–506.
- ^ Перейти обратно: а б Нупур Чаудхури (1992). Западные женщины и империализм: соучастие и сопротивление . Издательство Университета Индианы. п. 125. ИСБН 978-0-253-20705-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Хелен Раппапорт (2001). Энциклопедия женщин-социальных реформаторов . АВС-КЛИО. стр. 651–. ISBN 978-1-57607-101-4 .
- ^ «Заявка на восстановление дома сестры Ниведиты столкнулась с препятствием» . Таймс оф Индия . 24 июля 2011 года. Архивировано из оригинала 11 сентября 2011 года . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ «Идеалы школы» . РКСМ Школа для девочек сестры Ниведиты . Проверено 9 октября 2012 года .
- ^ Рамананда Чаттерджи (1938). Современный обзор . Prabasi Press Private, Ltd., стр. 78–79.
- ^ Экономический и политический еженедельник . Самикша Траст. 1990.
- ^ Майтрейи Кришнарадж (23 апреля 2012 г.). Материнство в Индии: прославление без расширения прав и возможностей? . ЦРК Пресс. п. 240. ИСБН 978-1-136-51779-2 .
- ^ Жизнь Свами Вивекананды , 7-е изд., Адвайта Ашрам, Калькутта, 2011, Том. II, с. 615. ISBN 978-8175050440
- ^ Бонни Г. Смит (23 января 2008 г.). Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории . Издательство Оксфордского университета. стр. 3–. ISBN 978-0-19-514890-9 .
- ^ «Маргарет Ноубл сестре Ниведите, от Уимблдона до Калькутты» . Музей Уимблдона . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ «Сестра Ниведита – Ауровиль Wiki» . wiki.auroville.org.in . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Духовная дочь Свами Вивекананды . srichinmoylibrary.com
- ^ Чакрабарти, Мохит (1998). Свами Вивекананда, поэтический провидец . Нью-Дели: Публикации MD. п. 80. ИСБН 81-7533-075-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Синха, Авиджит (28 октября 2011 г.). «Просьба об обновлении последней обители сестры Ниведиты» . Телеграф, Калькутта . Калькутта, Индия. Архивировано из оригинала 31 октября 2011 года . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ «Эпитафия сестры Ниведиты» . Правительство Дарджилинга . Проверено 9 октября 2012 года .
- ↑ Сестра Ниведита, 118 лет.
- ^ Мохит Чакрабарти (1998). Свами Вивекананда, поэтический провидец . MD Publications Pvt. ООО, стр. 80–. ISBN 978-81-7533-075-7 .
- ^ Чакрабарти, Ариндам (23 октября 2011 г.). «Не земная девушка» . Телеграф, Калькутта . Калькутта, Индия. Архивировано из оригинала 25 апреля 2014 года . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ «Мадхьямик преодолеет отметку в миллион». Телеграф Калькутты . 19 ноября 2010 г.
- ^ «Академия сестры Ниведиты» . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ «Памятная марка сестры Ниведиты» . Индийская почта . Проверено 12 октября 2012 г.
- ^ «Мамата Банерджи закладывает фундамент Суджании» . Экономические времена . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ «Инаугурация Ниведиты Бхавана, Баранагар РКМ» . belurmath.org . Белур Математика . 24 января 2020 г. Проверено 17 августа 2021 г.
- ^ Адвайта П. Гангули (1 декабря 2001 г.). Жизнь и времена Нетаджи Субхаса: от Каттака до Кембриджа, 1897–1921 гг . Публикации ВРК. стр. 35–. ISBN 978-81-87530-02-2 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Атмапрана, Правраджика (1992) [1961]. Сестра Ниведита Рамакришны-Вивекананды . Школа для девочек сестры Ниведиты, Калькутта.
- Письма сестры Ниведиты Том. 1 Том. 2 . Басу, Шанкари Прасад (ред.). 1960. Издательство Набабхарат.
- Полное собрание сочинений сестры Ниведиты
- Том 1: Мастер, каким я его видел ; Записки некоторых странствий ; Кедар Натх и Бхадри Нараян; Кали Мать . ISBN 978-81-8040-458-0
- Том 2: Сеть индийской жизни ; Индийское исследование любви и смерти; Исследования из восточного дома ; Лекции и статьи. ASIN B003XGBYHG
- Том 3: Индийское искусство; «Колыбельные сказки индуизма»; Религия и Дхарма; Агрессивный индуизм. ISBN 978-1-177-78247-0
- Том 4: Следы истории Индии ; Гражданский идеал и индийская национальность; Советы по национальному образованию в Индии; Ягнята среди волков. Асин B0010HSR48
- Том 5: Об образовании; Об индуистской жизни, мышлении и религии; О политических, экономических и социальных проблемах; Биографические очерки и обзоры. Асин B0000D5LXI
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бакши, С.Р. (2000). Сестра Ниведита: пионер миссионерской работы . Фаридабад, Индия: Публикации Ом. п. 286. ИСБН 978-81-86867-38-9 .
- Басу, Шанкари Прасад, изд. (1982). Письма сестры Ниведиты . Калькутта, Индия: Издательство Набабхарат. OCLC 12553314 .
- Бхаттачарья, Алак (2010). Ниведита: Синтез Востока и Запада . Нью-Дели: Северный книжный центр. п. 135. ИСБН 978-81-7211-286-8 .
- Чакраварти, Басудха (1975). Сестра Ниведита . Нью-Дели: Национальный книжный фонд Индии . п. 84. ОСЛК 2345534 .
- Гош, Биплаб Ранджан (2001). Сестра Ниведита и индийский Ренессанс . Калькутта (Калькутта, Индия): Прогрессивный. п. 120. ИСБН 978-81-86383-48-3 .
- Гупта, Индра (2003). 50 самых выдающихся женщин Индии . Нью-Дели: Icon Publications. ISBN 978-81-88086-03-0 . Глава 23 «Сестра Ниведита»
- Прути, Радж; Деви, Рамешвари; Прути, Ромила, ред. (2003). Сестра Ниведита: эсер . Джайпур, Индия: Пойнтер. п. 262. OCLC 55122190 .
- Институт культуры Миссии Рамакришны (2002). Ниведита Индии . Калькутта (Калькутта, Индия): Институт культуры Миссии Рамакришны. п. 98. ИСБН 978-81-87332-20-6 .
- Реймонд, Лизель (1953). Посвящённое, Биография Ниведиты . Нью-Йорк: Компания Джон Дэй. ОСЛК 1513282 .
- Рой, Сохини (2007). Сестра Ниведита: страсть к Индии . Нью-Дели: Rupa & Co. 61. ИСБН 978-81-291-1200-2 .
- Сом, Реба (2017). Марго: сестра Ниведита Свами Вивекананды . Penguin Random House India Private Limited. п. 336. ISBN 9386651572
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сестра Ниведита и Вивекананда в Wayback Machine (архивировано 26 октября 2009 г.)
- Полное собрание сочинений сестры Ниведиты - 5 томов (бесплатная загрузка в формате PDF и Djvu) на Archive.org
- Работы сестры Ниведиты в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Сестра Ниведита
- 1867 рождений
- 1911 смертей
- Люди из графства Тайрон
- Ирландцы шотландского происхождения
- Переходит в индуизм из католицизма
- Ирландские индуисты
- Индуистские писатели
- Ирландские бывшие христиане
- Индусы XIX века
- Индусы 20-го века
- Ирландские писательницы
- Основатели индийских школ и колледжей
- Ученики и друзья Свами Вивекананды
- Индийские индуистские монахини
- Индийские монахини XX века
- Индийские женщины-филантропы
- Индийские филантропы
- Ирландские писатели XIX века
- Ирландские эмигранты в Индию
- Индийские писательницы XIX века.
- Индийские писатели XIX века.
- Индийские писательницы XX века
- Индийские писатели XX века
- Люди из Дарджилинга
- Писатели из Западной Бенгалии
- Монашествующие ученики Свами Вивекананды
- Индийские теоретики образования XIX века
- Теоретики образования индийских женщин XIX века
- Индийские теоретики образования XX века
- Женщины-писатели из Западной Бенгалии
- Женщины-преподаватели из Западной Бенгалии
- Социальные работники из Западной Бенгалии
- Женщины-мистики
- Индийские женщины-педагоги XIX века
- Индийские педагоги XIX века
- Индийские женщины-педагоги XX века
- Индийские педагоги XX века
- Индийские монахини XIX века