Инайятулла Хан Машрики
Инайятулла Хан Машрики | |
---|---|
Рожденный | [1] | 25 августа 1888 г.
Умер | 27 августа 1963 г. [1] | ( 75 лет
Другие имена | Аллама Машрики |
Гражданство | Британская Индия (1888-1947) Пакистан (1947-1963) |
Альма-матер | Университет Пенджаба Крайстс-Колледж, Кембридж [2] |
Организация | Хаксарское движение [1] |
Движение | Индийское движение за независимость Оппозиция разделу Индии [3] |
Инайятулла Хан Машрики ( урду : عنایت اللہ خاں مشرقی ; август 1888 — 27 августа 1963), также известный под почётным титулом Аллама Машрики ( علامہ مشرقی ), был британским индийским , а затем пакистанским математиком, , политический теоретик и исламский учёный и основатель хаксарского движения [1]
Около 1930 года он основал Хаксарское движение . [4] стремясь как к возрождению ислама среди мусульман, так и к улучшению положения масс, независимо от какой-либо веры , секты или религии . [5]
Ранние годы
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Инаятулла Хан Машрики родился 25 августа 1888 года в семье пенджабского мусульманина Сулерии Раджпута из Амритсара . [6] [7] Отец Машрики Хан Ата Мухаммад Хан был образованным богатым человеком, который владел выходившим раз в две недели изданием « Вакил » в Амритсаре. [7] Его предки занимали высокие государственные должности во времена Империй Великих Моголов и Сикхов . познакомился с рядом известных светил, включая Джамаля ад-Дина аль-Афгани , сэра Сайеда Ахмада Хана и Шибли Номани . Благодаря положению своего отца он в молодости [7]
Образование
[ редактировать ]Машрики сначала получил домашнее образование, а затем пошел в школу в Амритсаре. [8] С раннего возраста он проявлял страсть к математике. [5] После получения степени бакалавра гуманитарных наук с отличием первого класса в Христианском колледже Форман в Лахоре он получил степень магистра математики в Университете Пенджаба , получив первый класс впервые в истории университета. [9]
В 1907 году он переехал в Англию, где поступил в Крайстс-колледж в Кембридже , чтобы подготовиться к экзамену по математике . В мае 1908 года ему была присуждена стипендия фонда колледжа. [10] В июне 1909 года он был удостоен награды первой степени по математике, часть I, заняв 27-е место из 31 в списке спорщиков . [11] В течение следующих двух лет он читал трипо по восточным языкам параллельно с трипо по естественным наукам, получив дипломы первой степени в первом и третьего класса во втором. [12] [13]
После трехлетнего проживания в Кембридже он получил степень бакалавра гуманитарных наук, которую получил в 1910 году. В 1912 году он закончил четвертый трипо по механическим наукам и был переведен во второй класс. В то время он считался первым человеком любой национальности, получившим награды в четырех разных трипозах, и его хвалили в национальных газетах по всей Великобритании. [14] В следующем году Машрики получил степень доктора математики и золотую медаль на церемонии вручения докторской степени. [15]
Он покинул Кембридж и вернулся в Индию в декабре 1912 года. [16] Во время его пребывания в Кембридже его религиозные и научные убеждения были вдохновлены работами и концепциями профессора сэра Джеймса Джинса . [17] [1]
Ранняя карьера
[ редактировать ]По возвращении в Индию Махараджа предложил Машрики пост премьер-министра Алвара , княжеского государства . Он отказался из-за своего интереса к образованию. [ нужна ссылка ] В возрасте 25 лет, всего через несколько месяцев после прибытия в Индию, он был назначен заместителем директора Исламского колледжа в Пешаваре главным комиссаром сэром Джорджем Роос-Кеппелом, а два года спустя стал директором того же колледжа. В октябре 1917 года он был назначен заместителем секретаря правительства Индии в отделе образования вместо сэра Джорджа Андерсона . [18] Он стал директором средней школы Пешавара 21 октября 1919 года. [ нужна ссылка ]
В 1920 году британское правительство предложило Машрики пост посла Афганистана, а год спустя ему было предложено рыцарское звание. Однако он отказался от обеих наград. [19]
В 1930 году его обошли по службе на государственной службе, после чего он ушел в отпуск по болезни. В 1932 году он ушел в отставку, получив пенсию, и поселился в Ичхре , Лахор. [20]
Нобелевская номинация
[ редактировать ]В 1924 году, в возрасте 36 лет, Машрики завершил первый том своей книги « Тазкира» . Это комментарий к Корану в свете науки. он был номинирован на Нобелевскую премию . В 1925 году [21] при условии, что оно будет переведено на один из европейских языков . Однако Машрики отклонил предложение о переводе. [2]
Политическая жизнь
[ редактировать ]Философия Машрики
[ редактировать ]Теистический эволюционист , принимавший одни идеи Дарвина и критиковавший другие. [22] он заявил, что наука о религиях по существу является наукой о коллективной эволюции человечества; все пророки пришли объединить человечество, а не разрушить его; основной закон всех конфессий — это закон объединения и консолидации всего человечества. [17] По словам Маркуса Дэшеля, философские размышления Машрики дают возможность переоценить значение колониальной современности и идею постколониального национального строительства в наше время. [23]
Машрики часто изображают как противоречивую фигуру, религиозного активиста, революционера и анархиста; и в то же время его описывают как провидца, реформатора, лидера и ученого-философа, родившегося впереди своего времени. [5]
После того, как Машрики ушел с государственной службы, примерно в 1930 году он заложил основу Хаксар Техрик (также известного как Хаксарское движение). [24] [ нужна полная цитата ]
Машрики и его Хаскар Техрик выступили против раздела Индии . [25] [26] Он заявил, что «последним средством в нынешних обстоятельствах является то, чтобы все как один восстали против этого заговора. Пусть произойдет общая индуистско-мусульманская революция… пришло время принести жертву… чтобы отстоять Истину». , Честь и справедливость». [25] Машрики выступал против раздела Индии, потому что он чувствовал, что, если мусульмане и индуисты в значительной степени мирно жили вместе в Индии на протяжении веков, они могли бы делать то же самое и в свободной и единой Индии. [3] Машрики рассматривал теорию двух наций как заговор британцев с целью облегчить контроль над регионом, если Индия будет разделена на две страны, противостоящие друг другу. [3] Он рассуждал, что разделение Индии по религиозному признаку породит фундаментализм и экстремизм по обе стороны границы. [3] Машрики считал, что «районы с мусульманским большинством уже находились под властью мусульман, поэтому, если кто-то из мусульман хотел переехать в эти районы, они могли сделать это без необходимости разделять страну». [3] По его мнению, лидеры сепаратистов «жаждали власти и вводили мусульман в заблуждение, чтобы укрепить свою власть, служа британской повестке дня». [3]
Заключения и обвинения
[ редактировать ]было совершено покушение 20 июля 1943 года на Мухаммеда Али Джинну со стороны Рафика Сабира, который предположительно был хаксарским рабочим. [27] Нападение вызвало сожаление у Машрики, который отрицал свою причастность. Позже судья Высокого суда Бомбея Благден в своем постановлении от 4 ноября 1943 года отверг любую связь между нападением и хаксарами. [28]
В Пакистане Машрики был заключен в тюрьму как минимум четыре раза: в 1958 году по обвинению в соучастии в убийстве республиканского лидера Хана Абдул Джаббара Хана (широко известного как доктор Хан Сахиб); и в 1962 году по подозрению в попытке свержения правительства президента Аюба . Однако ни одно из обвинений не было доказано, и в каждом случае он был оправдан. [17] [ нужна страница ]
В 1957 году Машрики якобы повел 300 тысяч своих последователей к границам Кашмира , намереваясь, как говорят, начать борьбу за его освобождение. Однако правительство Пакистана убедило группу уйти, и позже организация была расформирована. [29]
Смерть
[ редактировать ]Машрики умер в больнице Мейо в Лахоре 27 августа 1963 года после непродолжительной борьбы с раком. [30] Его поминальные молитвы прошли в мечети Бадшахи , и он был похоронен в Ичхре . [30] У него остались жена и семеро детей. [ нужна ссылка ]
Работы Машрики
[ редактировать ]Среди выдающихся работ Машрики:
- Армуган-и-Хаким , поэтическое произведение
- Дахулбаб , поэтическое произведение
- Ишаарат , Манифест Хаксарского движения.
- Хитаб-э-Миср (Обращение к Египту), основанное на его речи 1925 года в Каире в качестве делегата Мотмар -э-Хилафата.
- Неправильная религия Маулви
- Тазкира, том I, 1924 г., дискуссии о конфликтах между религиями, между религией и наукой и необходимости разрешения этих конфликтов. [2]
- Тазкира Том II. Опубликовано посмертно в 1964 г. [2]
- Тазкира Том III.
Стипендии
[ редактировать ]Стипендии Машрики включали: [17] [ нужна страница ]
- Член Королевского общества искусств , 1923 г.
- Член Географического общества (FGS), Париж.
- Член Общества искусств (FSA), Париж.
- Член правления Делийского университета [2]
- Президент математического общества колледжа Исламия , Пешавар
- Член Международного конгресса востоковедов ( Лейден ), 1930.
- Президент Всемирной конференции религий, 1937 г. [2]
Отредактированные работы
[ редактировать ]- Бог, человек и Вселенная: как задумано математиком (работы Инаятуллы Хана эль-Машрики), Ahuwat Publications, Равалпинди, 1980 (под редакцией Саеда Шаббира Хуссейна).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Насим Юсуф (24 августа 2016 г.). «Белча: мощный символ Хаксар Техрик, созданный Алламой Машрики» . Сайт TwoCircles.net . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Профиль Алламы Машрики на сайте Storyofpakistan.com Обновлено 1 января 2007 г., проверено 22 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Юсуф, Насим (31 августа 2018 г.). «Почему Аллама Машрики выступил против раздела Индии?» . Глобальное деревенское пространство . Проверено 24 января 2019 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «RSS Ки Хакикат | Реальность RSS | Доктор Исрар Ахмед» . Ютуб .
- ^ Jump up to: а б с С. Шаббир Хусейн, Аль-Машрики: Отвергнутый гений, Лахор, Jang Publishers , 1991.
- ^ Харди (7 декабря 1972 г.). Мусульмане Британской Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 216. ИСБН 978-0-521-08488-8 .
- ^ Jump up to: а б с Насим Юсуф, организация «Свобода Пакистана» и Аллама Машрики; Заявления, письма, хронология Хаксар Техрика (Движения), период: от рождения Машрики до 1947 года , стр. 3.
- ^ Насим Юсуф, «Свобода Пакистана» и Аллама Машрики; Заявления, письма, хронология Хаксар Техрика (Движения), период: от рождения Машрики до 1947 года , стр. 43.
- ^ Насим Юсуф, «Свобода Пакистана» и Аллама Машрики; Заявления, письма, хронология Хаксар Техрика (Движения), период: от рождения Машрики до 1947 года , стр. 45.
- ↑ The Times , 23 июня 1908 г., стр. 12.
- ↑ The Times , 16 июня 1909 г., стр. 9.
- ↑ The Times , 17 июня 1911 г., стр. 6.
- ^ М. Аслам Малик, Аллама Инаятулла Машраки , стр.
- ^ Насим Юсуф, «Свобода Пакистана» и Аллама Машрики; Заявления, письма, хронология Хаксар Техрика (Движения), период: от рождения Машрики до 1947 года , стр. 46.
- ↑ The Times , 13 июня 1912 г., стр. 7.
- ^ М. Аслам Малик, Аллама Инаятулла Машраки , стр.
- ^ Jump up to: а б с д С. Шаббир Хусейн (редактор), Бог, человек и Вселенная, Ahuwat Publications, Равалпинди, 1980 г.
- ^ Хира Лал Сет, Хаксарское движение под прожектором и история жизни его лидера Алламы Машрики (Hero Publications, 1946), стр. 16
- ^ Насим Юсуф, «Свобода Пакистана» и Аллама Машрики; Заявления, письма, хронология Хаксар Техрика (Движения), период: от рождения Машрики до 1947 года , стр. 30.
- ^ Шан Мухаммад, Хаксарское движение в Индии, Паб. Минакши Пракашан, Меерут, 1973 г.
- ^ Шейх Маджид (17 августа 2014 г.). «Оглядываясь назад: цена игнорирования такого человека, как Машрики» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ Доктор Сарфраз Хусейн Ансари, «Современный декалог: концепция динамичного сообщества Машрики», ISSRA Papers 2013 , стр. 10-11
- ^ Маркус Дэшель, Сциентизм и его недовольство: Индо-мусульманский «фашизм» Инаятуллы Хана Аль-Машрики , Современная интеллектуальная история , 3: стр. 443–472, Cambridge University Press . 2006, дата обращения 22 января 2018 г.
- ^ Хаксар Техрик Ки Джиддо Джухад, Том 1. Автор Хаксар Шер Заман
- ^ Jump up to: а б Юсуф, Насим (26 июня 2012 г.). «Оправдание раздела в книгах и учебных программах порождает ненависть и терроризм» . Милли Газетт .
- ^ Малик, Мухаммад Аслам (2000). Аллама Инаятулла Машраки: политическая биография . Издательство Оксфордского университета. п. 131. ИСБН 9780195791587 .
Эта резолюция стала плохим предзнаменованием для всех тех партий, включая хаксаров, которые так или иначе выступали против раздела субконтинента.
- ↑ Джинна из Пакистана, Календарь событий, 1943 г. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Акбар А. Пирбхой, Джинна сталкивается с убийцей, Бомбей: Такер и компания, 1943
- ↑ Некролог, The Times , 29 августа 1963 г.
- ^ Jump up to: а б The Пакистан Таймс, Лахор сообщает, «Аллама Машрики похоронен», 29 августа (PT 1963, 30 августа)
- 1888 рождений
- 1963 смерти
- Индийские философы XX века
- Выпускники Крайстс-колледжа в Кембридже
- Индийские защитники борьбы с бедностью
- Выпускники Форманского христианского колледжа
- Индийские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Индийские активисты за независимость из провинции Пенджаб (Британская Индия)
- Индийские логики
- Индийский народ Второй мировой войны
- Индийские пленные и задержанные
- Индийские революционеры
- Академический состав Университета Исламский колледж
- Мусульманские ученые-исламоведы 20-го века
- мусульманские реформаторы
- Пакистанские логики
- Пакистанские математики
- Пакистанские философы
- Пакистанские политики
- Пакистанские мусульмане-сунниты
- Ученые из Амритсара
- Люди из Лахора
- Выпускники Пенджабского университета
- Политические лидеры Второй мировой войны
- Теистические эволюционисты