Jump to content

Инайятулла Хан Машрики

Инайятулла Хан Машрики
Рожденный ( 1888-08-25 ) 25 августа 1888 г. [1]
Умер 27 августа 1963 г. ) ( 1963-08-27 ) ( 75 лет [1]
Другие имена Аллама Машрики
Гражданство Британская Индия (1888-1947)
Пакистан (1947-1963)
Альма-матер Университет Пенджаба
Крайстс-Колледж, Кембридж [2]
Организация Хаксарское движение [1]
Движение Индийское движение за независимость
Оппозиция разделу Индии [3]

Инайятулла Хан Машрики ( урду : عنایت اللہ خاں مشرقی ; август 1888 — 27 августа 1963), также известный под почётным титулом Аллама Машрики ( علامہ مشرقی ), был британским индийским , а затем пакистанским математиком, , политический теоретик и исламский учёный и основатель хаксарского движения [1]

Около 1930 года он основал Хаксарское движение . [4] стремясь как к возрождению ислама среди мусульман, так и к улучшению положения масс, независимо от какой-либо веры , секты или религии . [5]

Ранние годы

[ редактировать ]

Инаятулла Хан Машрики родился 25 августа 1888 года в семье пенджабского мусульманина Сулерии Раджпута из Амритсара . [6] [7] Отец Машрики Хан Ата Мухаммад Хан был образованным богатым человеком, который владел выходившим раз в две недели изданием « Вакил » в Амритсаре. [7] Его предки занимали высокие государственные должности во времена Империй Великих Моголов и Сикхов . познакомился с рядом известных светил, включая Джамаля ад-Дина аль-Афгани , сэра Сайеда Ахмада Хана и Шибли Номани . Благодаря положению своего отца он в молодости [7]

Образование

[ редактировать ]

Машрики сначала получил домашнее образование, а затем пошел в школу в Амритсаре. [8] С раннего возраста он проявлял страсть к математике. [5] После получения степени бакалавра гуманитарных наук с отличием первого класса в Христианском колледже Форман в Лахоре он получил степень магистра математики в Университете Пенджаба , получив первый класс впервые в истории университета. [9]

В 1907 году он переехал в Англию, где поступил в Крайстс-колледж в Кембридже , чтобы подготовиться к экзамену по математике . В мае 1908 года ему была присуждена стипендия фонда колледжа. [10] В июне 1909 года он был удостоен награды первой степени по математике, часть I, заняв 27-е место из 31 в списке спорщиков . [11] В течение следующих двух лет он читал трипо по восточным языкам параллельно с трипо по естественным наукам, получив дипломы первой степени в первом и третьего класса во втором. [12] [13]

После трехлетнего проживания в Кембридже он получил степень бакалавра гуманитарных наук, которую получил в 1910 году. В 1912 году он закончил четвертый трипо по механическим наукам и был переведен во второй класс. В то время он считался первым человеком любой национальности, получившим награды в четырех разных трипозах, и его хвалили в национальных газетах по всей Великобритании. [14] В следующем году Машрики получил степень доктора математики и золотую медаль на церемонии вручения докторской степени. [15]

Он покинул Кембридж и вернулся в Индию в декабре 1912 года. [16] Во время его пребывания в Кембридже его религиозные и научные убеждения были вдохновлены работами и концепциями профессора сэра Джеймса Джинса . [17] [1]

Ранняя карьера

[ редактировать ]

По возвращении в Индию Махараджа предложил Машрики пост премьер-министра Алвара , княжеского государства . Он отказался из-за своего интереса к образованию. [ нужна ссылка ] В возрасте 25 лет, всего через несколько месяцев после прибытия в Индию, он был назначен заместителем директора Исламского колледжа в Пешаваре главным комиссаром сэром Джорджем Роос-Кеппелом, а два года спустя стал директором того же колледжа. В октябре 1917 года он был назначен заместителем секретаря правительства Индии в отделе образования вместо сэра Джорджа Андерсона . [18] Он стал директором средней школы Пешавара 21 октября 1919 года. [ нужна ссылка ]

В 1920 году британское правительство предложило Машрики пост посла Афганистана, а год спустя ему было предложено рыцарское звание. Однако он отказался от обеих наград. [19]

В 1930 году его обошли по службе на государственной службе, после чего он ушел в отпуск по болезни. В 1932 году он ушел в отставку, получив пенсию, и поселился в Ичхре , Лахор. [20]

Нобелевская номинация

[ редактировать ]

В 1924 году, в возрасте 36 лет, Машрики завершил первый том своей книги « Тазкира» . Это комментарий к Корану в свете науки. он был номинирован на Нобелевскую премию . В 1925 году [21] при условии, что оно будет переведено на один из европейских языков . Однако Машрики отклонил предложение о переводе. [2]

Политическая жизнь

[ редактировать ]

Философия Машрики

[ редактировать ]

Теистический эволюционист , принимавший одни идеи Дарвина и критиковавший другие. [22] он заявил, что наука о религиях по существу является наукой о коллективной эволюции человечества; все пророки пришли объединить человечество, а не разрушить его; основной закон всех конфессий — это закон объединения и консолидации всего человечества. [17] По словам Маркуса Дэшеля, философские размышления Машрики дают возможность переоценить значение колониальной современности и идею постколониального национального строительства в наше время. [23]

Машрики часто изображают как противоречивую фигуру, религиозного активиста, революционера и анархиста; и в то же время его описывают как провидца, реформатора, лидера и ученого-философа, родившегося впереди своего времени. [5]

После того, как Машрики ушел с государственной службы, примерно в 1930 году он заложил основу Хаксар Техрик (также известного как Хаксарское движение). [24] [ нужна полная цитата ]

Аль-Ислах ( еженедельник Хаксар Техрик )

Машрики и его Хаскар Техрик выступили против раздела Индии . [25] [26] Он заявил, что «последним средством в нынешних обстоятельствах является то, чтобы все как один восстали против этого заговора. Пусть произойдет общая индуистско-мусульманская революция… пришло время принести жертву… чтобы отстоять Истину». , Честь и справедливость». [25] Машрики выступал против раздела Индии, потому что он чувствовал, что, если мусульмане и индуисты в значительной степени мирно жили вместе в Индии на протяжении веков, они могли бы делать то же самое и в свободной и единой Индии. [3] Машрики рассматривал теорию двух наций как заговор британцев с целью облегчить контроль над регионом, если Индия будет разделена на две страны, противостоящие друг другу. [3] Он рассуждал, что разделение Индии по религиозному признаку породит фундаментализм и экстремизм по обе стороны границы. [3] Машрики считал, что «районы с мусульманским большинством уже находились под властью мусульман, поэтому, если кто-то из мусульман хотел переехать в эти районы, они могли сделать это без необходимости разделять страну». [3] По его мнению, лидеры сепаратистов «жаждали власти и вводили мусульман в заблуждение, чтобы укрепить свою власть, служа британской повестке дня». [3]

Заключения и обвинения

[ редактировать ]

было совершено покушение 20 июля 1943 года на Мухаммеда Али Джинну со стороны Рафика Сабира, который предположительно был хаксарским рабочим. [27] Нападение вызвало сожаление у Машрики, который отрицал свою причастность. Позже судья Высокого суда Бомбея Благден в своем постановлении от 4 ноября 1943 года отверг любую связь между нападением и хаксарами. [28]

В Пакистане Машрики был заключен в тюрьму как минимум четыре раза: в 1958 году по обвинению в соучастии в убийстве республиканского лидера Хана Абдул Джаббара Хана (широко известного как доктор Хан Сахиб); и в 1962 году по подозрению в попытке свержения правительства президента Аюба . Однако ни одно из обвинений не было доказано, и в каждом случае он был оправдан. [17] [ нужна страница ]

В 1957 году Машрики якобы повел 300 тысяч своих последователей к границам Кашмира , намереваясь, как говорят, начать борьбу за его освобождение. Однако правительство Пакистана убедило группу уйти, и позже организация была расформирована. [29]

Машрики умер в больнице Мейо в Лахоре 27 августа 1963 года после непродолжительной борьбы с раком. [30] Его поминальные молитвы прошли в мечети Бадшахи , и он был похоронен в Ичхре . [30] У него остались жена и семеро детей. [ нужна ссылка ]

Работы Машрики

[ редактировать ]

Среди выдающихся работ Машрики:

  • Армуган-и-Хаким , поэтическое произведение
  • Дахулбаб , поэтическое произведение
  • Ишаарат , Манифест Хаксарского движения.
  • Хитаб-э-Миср (Обращение к Египту), основанное на его речи 1925 года в Каире в качестве делегата Мотмар -э-Хилафата.
  • Неправильная религия Маулви
  • Тазкира, том I, 1924 г., дискуссии о конфликтах между религиями, между религией и наукой и необходимости разрешения этих конфликтов. [2]
  • Тазкира Том II. Опубликовано посмертно в 1964 г. [2]
  • Тазкира Том III.

Стипендии

[ редактировать ]

Стипендии Машрики включали: [17] [ нужна страница ]

Отредактированные работы

[ редактировать ]
  • Бог, человек и Вселенная: как задумано математиком (работы Инаятуллы Хана эль-Машрики), Ahuwat Publications, Равалпинди, 1980 (под редакцией Саеда Шаббира Хуссейна).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Насим Юсуф (24 августа 2016 г.). «Белча: мощный символ Хаксар Техрик, созданный Алламой Машрики» . Сайт TwoCircles.net . Проверено 22 января 2018 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Профиль Алламы Машрики на сайте Storyofpakistan.com Обновлено 1 января 2007 г., проверено 22 января 2018 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Юсуф, Насим (31 августа 2018 г.). «Почему Аллама Машрики выступил против раздела Индии?» . Глобальное деревенское пространство . Проверено 24 января 2019 г.
  4. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «RSS Ки Хакикат | Реальность RSS | Доктор Исрар Ахмед» . Ютуб .
  5. ^ Jump up to: а б с С. Шаббир Хусейн, Аль-Машрики: Отвергнутый гений, Лахор, Jang Publishers , 1991.
  6. ^ Харди (7 декабря 1972 г.). Мусульмане Британской Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 216. ИСБН  978-0-521-08488-8 .
  7. ^ Jump up to: а б с Насим Юсуф, организация «Свобода Пакистана» и Аллама Машрики; Заявления, письма, хронология Хаксар Техрика (Движения), период: от рождения Машрики до 1947 года , стр. 3.
  8. ^ Насим Юсуф, «Свобода Пакистана» и Аллама Машрики; Заявления, письма, хронология Хаксар Техрика (Движения), период: от рождения Машрики до 1947 года , стр. 43.
  9. ^ Насим Юсуф, «Свобода Пакистана» и Аллама Машрики; Заявления, письма, хронология Хаксар Техрика (Движения), период: от рождения Машрики до 1947 года , стр. 45.
  10. The Times , 23 июня 1908 г., стр. 12.
  11. The Times , 16 июня 1909 г., стр. 9.
  12. The Times , 17 июня 1911 г., стр. 6.
  13. ^ М. Аслам Малик, Аллама Инаятулла Машраки , стр.
  14. ^ Насим Юсуф, «Свобода Пакистана» и Аллама Машрики; Заявления, письма, хронология Хаксар Техрика (Движения), период: от рождения Машрики до 1947 года , стр. 46.
  15. The Times , 13 июня 1912 г., стр. 7.
  16. ^ М. Аслам Малик, Аллама Инаятулла Машраки , стр.
  17. ^ Jump up to: а б с д С. Шаббир Хусейн (редактор), Бог, человек и Вселенная, Ahuwat Publications, Равалпинди, 1980 г.
  18. ^ Хира Лал Сет, Хаксарское движение под прожектором и история жизни его лидера Алламы Машрики (Hero Publications, 1946), стр. 16
  19. ^ Насим Юсуф, «Свобода Пакистана» и Аллама Машрики; Заявления, письма, хронология Хаксар Техрика (Движения), период: от рождения Машрики до 1947 года , стр. 30.
  20. ^ Шан Мухаммад, Хаксарское движение в Индии, Паб. Минакши Пракашан, Меерут, 1973 г.
  21. ^ Шейх Маджид (17 августа 2014 г.). «Оглядываясь назад: цена игнорирования такого человека, как Машрики» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 22 июля 2020 г.
  22. ^ Доктор Сарфраз Хусейн Ансари, «Современный декалог: концепция динамичного сообщества Машрики», ISSRA Papers 2013 , стр. 10-11
  23. ^ Маркус Дэшель, Сциентизм и его недовольство: Индо-мусульманский «фашизм» Инаятуллы Хана Аль-Машрики , Современная интеллектуальная история , 3: стр. 443–472, Cambridge University Press . 2006, дата обращения 22 января 2018 г.
  24. ^ Хаксар Техрик Ки Джиддо Джухад, Том 1. Автор Хаксар Шер Заман
  25. ^ Jump up to: а б Юсуф, Насим (26 июня 2012 г.). «Оправдание раздела в книгах и учебных программах порождает ненависть и терроризм» . Милли Газетт .
  26. ^ Малик, Мухаммад Аслам (2000). Аллама Инаятулла Машраки: политическая биография . Издательство Оксфордского университета. п. 131. ИСБН  9780195791587 . Эта резолюция стала плохим предзнаменованием для всех тех партий, включая хаксаров, которые так или иначе выступали против раздела субконтинента.
  27. Джинна из Пакистана, Календарь событий, 1943 г. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
  28. ^ Акбар А. Пирбхой, Джинна сталкивается с убийцей, Бомбей: Такер и компания, 1943
  29. Некролог, The Times , 29 августа 1963 г.
  30. ^ Jump up to: а б The Пакистан Таймс, Лахор сообщает, «Аллама Машрики похоронен», 29 августа (PT 1963, 30 августа)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e5f266a1ab03d61ff4c2d28c96b566ae__1719123360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/ae/e5f266a1ab03d61ff4c2d28c96b566ae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Inayatullah Khan Mashriqi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)