Рам Прасад Бисмил
Рам Прасад Бисмил | |
---|---|
![]() Бисмил в 1924 году | |
Рожденный | |
Умер | 19 декабря 1927 г. | (30 лет)
Причина смерти | Казнь через повешение |
Национальность | Британский индийский |
Другие имена |
|
Занятия | |
Организация | Индостанская республиканская ассоциация |
Уголовные обвинения | Ограбление |
Уголовный статус | Выполнено |
Рам Прасад Бисмил ( британского владычества , участвовавший в заговоре Майнпури 1918 года и заговоре Какори 1925 года. Он сочинял на урду и хинди под псевдонимами Рам , Агят. и Бисмил, получивший широкую известность под именем последнего. Он также был переводчиком. Он был распространителем скандальной книги «Америка Ко Свадхента Кайсе Мили», написанной главой Маатрведи Дал Пандитом Девом Нараяном Бхартией на сессии Конгресса (1918 г.). Бисмил был связан с Арьей Самадж и был одним из основателей революционной организации Индостанская республиканская ассоциация . Он был повешен 19 декабря 1927 года за свою революционную деятельность.
; 11 июня 1897 — 19 декабря 1927) — индийский поэт, писатель и революционер, боровшийся противРанний период жизни
[ редактировать ]Рам Прасад Бисмил родился 11 июня 1897 года в семье Муралидхара и Мулмати деви в районе Шахджаханпур в бывших северо-западных провинциях . Он родился в семье Томара Раджпута . [1] [2] [3] Пандит — почетный титул, присвоенный ему за его специальные знания по нескольким предметам. Он выучил хинди дома у своего отца, и его отправили изучать урду у моулви . Он был принят в англоязычную школу, несмотря на неодобрение отца, а также присоединился к Арья Самадж в Шахджаханпуре . Бисмил проявил талант к написанию патриотических стихов. [4]
Связаться с Сомдевом
[ редактировать ]Будучи 18-летним студентом, Бисмил прочитал о смертном приговоре, вынесенном Бхаю Пармананду , ученому и соратнику Хар Даяла . В то время он регулярно ежедневно посещал храм Арья Самадж в Шахджаханпуре, где останавливался Свами Сомдев, друг Парамананда. [5] Возмущенный приговором, Бисмил сочинил стихотворение на хинди под названием «Мера Джанм» («Мое рождение»), которое показал Сомдеву. Это стихотворение продемонстрировало стремление лишить британский контроль над Индией. [6]
Конгресс Лакхнау
[ редактировать ]В следующем году Бисмил бросил школу и отправился в Лакхнау с несколькими друзьями. Нарам Дал («умеренная фракция» Индийского национального конгресса) не была готова позволить Гарам Далу устроить торжественную встречу Тилака в городе. Они организовали группу молодежи и решили издать на хинди книгу по истории независимости Америки « Америка Ки Сватантрата Ка Итихас» с согласия Сомдева . Эта книга была опубликована под авторством вымышленного Бабу Хариванса Сахая, а имя ее издателя было указано как Сомдев Сиддхгопал Шукла. Как только книга была опубликована, правительство Уттар-Прадеша запретило ее распространение внутри штата. [7]
Заговор Майнпури
[ редактировать ]Бисмил сформировал революционную организацию под названием «Матриведи» ( «Алтарь Родины ») и связался с Гендой Лал Дикшитом , школьным учителем в Аурайе . Сомдев организовал это, зная, что Бисмил мог бы более эффективно выполнять свою миссию, если бы у него были опытные люди, которые его поддержали. Диксит имел контакты с некоторыми влиятельными бандитами штата. Диксит хотел использовать свою власть в вооруженной борьбе против британских правителей. Как и Бисмил, Диксит также сформировал вооруженную молодежную организацию под названием Шиваджи Самити (названную в честь Шиваджи Махараджа ). Пара организовала молодежь из Этава , Майнпури , Агра и Шахджаханпур округов Объединенной провинции (ныне Уттар-Прадеш) для укрепления своих организаций. [8]
Полиция разыскивала их в Майнпури и его окрестностях, когда они продавали книги, запрещенные правительством UP на Конгрессе в Дели в 1918 году. Когда полиция нашла их, Бисмил скрылся с непроданными книгами. Когда он планировал очередной грабеж между Дели и Агрой, прибыла группа полиции, и с обеих сторон началась стрельба. Бисмил прыгнул в Ямуну и поплыл под водой. Полиция и его товарищи сочли, что он погиб в результате столкновения. Диксит был арестован вместе с другими своими товарищами и содержался в форте Гвалиор . Отсюда он бежал в Дели и скрывался. Против них было возбуждено уголовное дело. Инцидент известен как «Заговор Мейнпури». 1 ноября 1919 года судебный судья Майнпури BS Крис объявил приговор всем обвиняемым и объявил Дикшита и Бисмила скрывающимися от правосудия. [9]
Подпольная деятельность Бисмила
[ редактировать ]С 1919 по 1920 год Бисмил оставался незаметным, перемещаясь по различным деревням Уттар-Прадеша и выпуская несколько книг. Среди них был сборник стихов, написанных им и другими, под названием «Ман Ки Лахар» , а также он перевел два произведения с бенгали ( «Большевикон Ки Картут» и «Йогик Садхан» ) и сфабриковал «Кэтрин» или «Свадхинта Ки Деви» из английского текста. Он опубликовал все эти книги за счет своих собственных ресурсов в Сушилмале – серию публикаций, за исключением одного Йогик-Садхана , который был передан издателю, который скрылся, и его не удалось найти. Эти книги впоследствии были найдены. Другая книга Бисмила, «Кранти Гитанджали» , была опубликована в 1929 году после его смерти и была запрещена британским владычеством в 1931 году. [10]
Формирование Индостанской республиканской ассоциации
[ редактировать ]В феврале 1920 года, когда все заключенные по делу о заговоре Манипури были освобождены, Бисмил вернулся домой в Шахджаханпур, где договорился с официальными властями о том, что не будет участвовать в революционной деятельности. Это заявление Рам Прасада также было записано в суде на местном языке. [11]
В 1921 году Бисмил был среди многих жителей Шахджаханпура, присутствовавших на Ахмадабадском конгрессе. Он занимал место в диасе вместе со старшим конгрессменом Премом Кришной Кханной и революционером Ашфакуллой Ханом . Бисмил играл активную роль в Конгрессе вместе с Мауланой Хасратом Мохани и получил наиболее обсуждаемое предложение Пурны Свараджа, принятое на общем собрании Конгресса. Мохандас К. Ганди , который не поддержал это предложение, стал совершенно беспомощным перед подавляющим требованием молодежи. Он вернулся в Шахджаханпур и мобилизовал молодежь Объединенной провинции на отказ от сотрудничества с правительством. На жителей УП так сильно повлияли яростные речи и стихи Бисмила, что они стали враждебно относиться к британскому владычеству. Согласно заявлению Банарси Лала (утверждающего лица) [12] сделанное в суде: «Рам Прасад говорил, что независимость не будет достигнута путем ненасилия». [13] [ не удалось пройти проверку ]
убила несколько бунтовавших фермеров В феврале 1922 года в Чаури-Чауре полиция . Полицейский участок Чаури-Чаура подвергся нападению людей, 22 полицейских были сожжены заживо. Ганди объявил о немедленном прекращении движения отказа от сотрудничества, не посоветовавшись ни с одним членом исполнительного комитета Конгресса. Бисмил и его группа молодежи решительно выступили против Ганди на сессии Гайя Индийского национального конгресса (1922 г.). Когда Ганди отказался отменить свое решение, тогдашний президент Читтранджан Дас подал в отставку. В январе 1923 года богатая партийная группа сформировала новую партию Сварадж под совместным руководством Моти Лала Неру и Читтранджана Даса, а молодежная группа сформировала революционную партию под руководством Бисмила. [14] [15]
Конституция Желтой бумаги
[ редактировать ]С согласия Лалы Хар Даял Бисмил отправился в Аллахабад, где он разработал конституцию партии в 1923 году с помощью Сачиндры Натха Саньяла и другого революционера из Бенгалии , доктора Джадугопала Мукерджи . Основное название и цели организации были напечатаны в Желтой книге. [16] а позже последующее заседание Конституционного комитета было проведено 3 октября 1924 года в Канпуре , штат УП, под председательством Сачиндры Натха Саньяла. [17]
На этом собрании было решено, что партия будет называться Индостанская республиканская ассоциация (HRA). После долгого обсуждения других Бисмил был объявлен там окружным организатором Шахджаханпура и начальником отдела вооружений. На него также была возложена дополнительная ответственность провинциального организатора Объединенной провинции (Агра и Ауд). Сачиндра Натх Саньял был единогласно номинирован в качестве национального организатора, а другой старший член Джогеш Чандра Чаттерджи был назначен координатором Анушилан Самити . После посещения встречи в Канпуре Саньял и Чаттерджи покинули UP и отправились в Бенгалию для дальнейшего расширения организации. [18]
Манифест HRA
[ редактировать ]Брошюра под названием «Революционер» была распространена по всей Объединенной провинции Индии в начале января 1925 года. Копии этой листовки, названной в доказательствах «Белой листовкой», были также найдены у некоторых других предполагаемых заговорщиков «Заговора Какори» как по решению Главного суда Ауда. Печатная копия этого манифеста была найдена у Манматха Натха Гупты . [16] Это был не что иное, как Манифест HRA в форме четырехстраничного печатного памфлета на белой бумаге, который тайно распространялся по почте и лично в большинстве округов Объединенной провинции и других частей Индии.
В этой брошюре не было названия типографии. Заголовок брошюры был: «Революционер» (Орган Революционной партии Индии). Ему был присвоен первый номер и первый выпуск издания. Датой публикации было указано 1 января 1925 года. [19]
Ограбление поезда Какори
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() |
Бисмил осуществил тщательно продуманный план разграбления правительственной казны, доставленной в поезде в Какори недалеко от Лакхнау . Это событие произошло 9 августа 1925 года и известно как ограбление поезда Какори . Десять революционеров остановили пассажирский поезд Сахаранпур-Лакнау на Какори — станции прямо перед перекрестком Лакхнау . немецкого производства Mauser C96 В бою использовались полуавтоматические пистолеты . Ашфакулла Хан, лейтенант начальника HRA Рам Прасад Бисмил, отдал свой маузер Манматху Натху Гупте и взялся взломать сундук с деньгами. С нетерпением наблюдая за новым оружием в своей руке, Манмат Нат Гупта выстрелил из пистолета и случайно застрелил пассажира Ахмеда Али, который вышел из поезда, чтобы увидеть свою жену в женском купе.
Было арестовано более 40 революционеров, тогда как в грабеже приняли участие всего 10 человек. Были захвачены и лица, совершенно не имеющие отношения к инциденту. Однако некоторых из них отпустили. Правительство назначило Джагата Нараина Муллу прокурором за невероятную плату. Адвокатами защиты были назначены доктор Харкаран Нат Мишра (барристер MLA) и доктор Мохан Лал Саксена (MLC). Для защиты обвиняемых также была создана комиссия защиты. [20] Говинд Баллабх Пант , Чандра Бхану Гупта и Крипа Шанкар Хаджела защищали свое дело. Мужчины были признаны виновными, а последующие апелляции были отклонены. 16 сентября 1927 года последний призыв о помиловании был направлен в Тайный совет в Лондоне, но он также не увенчался успехом. [21]
После 18 месяцев судебного процесса Бисмил, Ашфакулла Хан, Рошан Сингх и Раджендра Натх Лахири были приговорены к смертной казни. Бисмил был повешен 19 декабря 1927 года в тюрьме Горакхпур , Ашфакулла Хан - в тюрьме Файзабад , а Такур Рошан Сингх - в тюрьме Найни Аллахабад. Лахири был повешен двумя днями ранее в тюрьме Гонда .
Тело Бисмила было доставлено к реке Рапти для индуистской кремации, и это место стало известно как Раджгхат. [22]
Литературные произведения
[ редактировать ]Бисмил опубликовал брошюру под названием «Дешвасион ке нам сандеш» («Послание моим соотечественникам»). Живя под землей, он перевел некоторые книги на бенгальский язык, а именно. Большевикон Ки Картут (англ.: Программа большевиков) и Йогик Садхан (Арвинда Гоша). сборник стихов «Ман Ки Лахар» (англ. «Вылазка ума») и «Свадеши Ранг» Помимо этого, им был написан . Еще одна Свадхинта ки деви: Кэтрин была сфабрикована по английской книге [23] на хинди. Все это было опубликовано им в серии «Сушил мала» . Бисмил написал свою автобиографию, пока его держали в качестве осужденного в тюрьме Горакхпура. [24] [25]
Автобиография Рам Прасада Бисмила была опубликована титульным названием «Какори ке шахид» под Ганешем Шанкаром Видьярти в 1928 году в издательстве Pratap Press, Канпур . Черновой перевод этой книги был подготовлен Департаментом уголовных расследований Объединенной провинции Британской Индии. Переведенная книга была распространена как конфиденциальный документ для использования чиновниками и полицией по всей стране. [26]
Он увековечил стихотворения Сарфароши Ки Таманна , Ман Ки Лахар и Свадеши Ранг как боевой клич в период британского владычества в Индии. [27] Впервые оно было опубликовано в журнале «Сабах», издаваемом в Дели. [28]
Мемориалы
[ редактировать ]Шахид Смарак Самити из Шахджаханпура установил мемориал в мохалле Кхирни Баг города Шахджаханпур, где Бисмил родился в 1897 году, и назвал его «Амар Шахид Рам Прасад Бисмил Смарак». Статуя из белого мрамора была открыта тогдашним губернатором Уттар-Прадеша Мотилалом Вора 18 декабря 1994 года, накануне 69-й годовщины смерти мученика. [29]
Северная железнодорожная зона Индийских железных дорог построила железнодорожную станцию Пт Рам Прасад Бисмил в 11 км (6,8 миль) от Шахаджаханпура. [30]
В самом Какори есть мемориал заговорщикам Какори . Он был открыт премьер-министром Индии Индирой Ганди 19 декабря 1983 года. [31]
Правительство Индии выпустило разноцветную памятную почтовую марку 19 декабря 1997 года, в год столетия со дня рождения Бисмила. [32]
Правительство Уттар-Прадеша назвало в его честь парк: Амар Шахид Пт. Рам Прасад Бисмил Удьян находится недалеко от деревни Рампур Джагир, где Бисмил жил под землей после дела о заговоре в Майнпури в 1919 году. [33]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Манодж Доул. Великий борец за свободу Индии . п. 74.
- ^ Рана, Пушпендра (12 июня 2023 г.). «Вспоминая Шахида Рама Прасада Бисмила Томара» . Времена Индии .
- ^ Сенгупта, Арджун (12 июня 2023 г.). «Революционер и поэт: кем был Рам Прасад Бисмил?» . Индийский экспресс .
- ^ «Рампрасад. Идея революции Бисмила невосприимчива к шафранизации» . thewire.in . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Варайх 2007 , с. 32.
- ^ «Кто такой Рам Прасад Бисмил, молодой борец за свободу, вдохновивший целое поколение» . Индийский экспресс . 11 июня 2019 года . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ «Конгресс Лакнау» . Британская энциклопедия .
- ^ Бисмил 1927 , с. 27.
- ^ «Революционные действия в Майнпури» . Фонд Санкальп .
- ^ «Идея революции Рампрасада Бисмила невосприимчива к шафранизации» . Проволока . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ «Ассоциация Индостанской Республики» . Топперы МСФО .
- ^ Манзар, Хабиб (2004). «Возвращаясь к делу Какори на основе народного репортажа» . В Синхе, Атул Кумар (ред.). Перспективы истории Индии . Издатели и дистрибьюторы Анамика. п. 180. ИСБН 9788179750766 .
- ^ Сингх, Бхагат (2007). «Обзорная статья» (PDF) . Журнал исследований Пенджаба . Архивировано (PDF) из оригинала 1 октября 2015 г. Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ Арья 1984 .
- ^ Варайх 2007 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б Манзар, Хабиб (2004). «Возвращаясь к делу Какори на основе народного репортажа» . В Синхе, Атул Кумар (ред.). Перспективы истории Индии . Издатели и дистрибьюторы Анамика. п. 178. ИСБН 9788179750766 .
- ^ Бхишма 1929 , с. 71.
- ^ Simha 2009 , p. v. 11.
- ^ Варайч, Малвиндер Джит Сингх (2007). Повешение Рам Прасада Бисмила: приговор . Unistar Books, Чандигарх . стр. 12–13. OCLC 219562122 .
- ^ Манзар, Хабиб (2004). «Возвращаясь к делу Какори на основе народного репортажа» . В Синхе, Атул Кумар (ред.). Перспективы истории Индии . Издатели и дистрибьюторы Анамика. стр. 179–180. ISBN 9788179750766 .
- ^ Варайх 2007 , с. 97.
- ^ «ВИДЕО: Первый мемориал Ашфак Улла Хану и Раму Прасаду Бисмилу, построенный в стране, являющийся примером индуистско-мусульманского братства» . Патрика Новости (на хинди). 23 января 2020 г. Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ Брешко-Брешковская Екатерина Константиновна; Блэквелл, Элис Стоун (1 января 1918 г.). «Маленькая бабушка русской революции»; . Бостон, Литтл, Браун - из Интернет-архива.
- ^ Раджеш Танти (24 июня 2016 г.). Хинди Рампрасад Бисмил Ки Атмакатха .
- ^ Арья 1984 , с. 93.
- ^ Бхишма 1929 , с. 125.
- ^ Хасан, Муширул (2016). Дороги к свободе: Заключенные в колониальной Индии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199089673 . Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ Ульхак, ТМ Зея (ноябрь 2013 г.). «Бисмил Азимабади: Очерк жизни» . Spritualworld.com. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 20 сентября 2016 г.
- ^ «Специальный выпуск Джаянти: Рампрасад Бисмил завершил свою автобиографию в этой тюрьме за три дня до его повешения» . Амар Уджала (на хинди) . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ «PRPM / Pt Ram Prasad Bismil (1 PF) Карта железнодорожной станции / Атлас - Информация о железных дорогах Индии» .
- ^ Синха, Арунав (9 августа 2011 г.). «Туристическая метка может поднять настроение Какори» . Таймс оф Индия . Лакнау. Архивировано из оригинала 16 сентября 2011 года . Проверено 15 января 2014 г.
- ^ «РАМ ПРАСАД БИСМИЛ – АШФАКАЛЛА ХАН» .
- ^ «Жертва жизни за Родину». Дайник Джагран ( хинди Джагран, город-Большая Нойда), Нью-Дели . 12 августа 2012 г. с. 24.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Симха, Эма Ке (2009). Энциклопедия войны Индии за независимость, 1857–1947 гг . Том. т.11. Публикации Anmol, Нью-Дели, Индия. OCLC 277548369 .
- Бхишма (псевдоним) (1929). Какори-ке-шахид: мученики по делу заговора Какори . Правительственная пресса, Соединенные провинции, Аллахабад. п. 125. OCLC 863324363 .
- Бисмил, Рам Прасад (1927). Как стать революционером ? 44 Книги. ISBN 9788128808166 .
- Арья, Амит (1984). Биография Рама Прасада Бисмила джи — лучшая автобиография на хинди . Нью-Дели , Индия: Амитарьяварт. ISBN 978-81-7871-059-4 .
- Варайч, Малвиндер Джит Сингх (2007). Злоупотребления на виселице: автобиография Рама Прасада Бисмила . Лудхиана : Книги Юнистар. п. 101. OCLC 180690320 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Поэты на языке хинди
- Писатели на языке хинди
- Поэты на языке урду из Индии
- Индийские поэты-мужчины
- 1897 рождений
- 1927 смертей
- Революционное движение за независимость Индии
- Люди из Шахджаханпура
- Люди из Горакхпура
- Казни 20-го века в Британской Индии
- Индостанская Социалистическая Республиканская Ассоциация
- Казненные индийские революционеры
- Люди, казненные Британской Индией через повешение
- Индийские поэты XX века
- Поэты из Манипура