г-н Дитт Кумар
Анушилан Самити |
---|
Влияние |
Анушилан Самити |
Известные события |
Связанные темы |
Гуран Дитт Кумар , также известный как Г.Д. Кумар Сингх , был индийским революционером, связанным с пионерами движения Гадхар , участвовавшими в индо-германском заговоре во время Первой мировой войны .
Начало на северо-западе Индии.
[ редактировать ]Гуран Дитт Кумар (родился? – умер?) был уроженцем Банну в Северо-Западной пограничной провинции, ныне находящейся в Пакистане. «Гуран Дитта» на пенджаби означает «Данный гуру» — сравнительно распространенное имя в сикхском сообществе, поэтому его настоящее имя, скорее всего, будет Гуран Дитта Сингх.
В 1893 году была создана линия Дюрана длиной 2640 км, чтобы отделить Британскую Индию от повстанческих племен в Афганистане.
Кумар начал свою трудовую жизнь учеником индийского фотографа в Равалпинди.
Эмиграция в Западную Бенгалию
[ редактировать ]Привлеченный Национальным колледжем в Калькутте под руководством Шри Ауробиндо , в 1907 году он присоединился к нему в качестве преподавателя хинди и урду. Ранее он познакомился с Таракнатхом Дасом и Сурендрамоханом Босом . Более того, Ложа Маратхов , где он проживал, была пансионом, который часто посещали другие подозреваемые в революции того времени. Арестованный в Мумбаи в феврале 1909 года Ганеш Саваркар , брат Винаяка Саваркара , был обнаружен с «60 страницами напечатанных на английском языке материалов, которые оказались копией того же руководства по взрыву бомбы (…), найденного в Маниктоллы. саду [в Калькутте] копия Саваркара была более полной, поскольку содержала 45 эскизов бомб, мин и зданий для иллюстрации текста». (Кер, стр. 182).
Деятельность в Канаде
[ редактировать ]31 октября 1907 года Кумар приземлился в Виктории, Британская Колумбия, и был принят Таракнатхом Дасом для присмотра за продуктовым магазином. В феврале 1908 года канадская пресса обвинила его в руководстве подстрекательской организацией среди сикхских рабочих в Британской Колумбии; он отверг это обвинение в письме, опубликованном в «Пенджаби» в Лахоре 5 ноября 1908 года, назвав себя сикхом и подписавшись Г.Д. Кумаром Сингхом. Постоянно посещая Таракнатха Даса в Сиэтле, он в августе 1909 года поселился там. В ноябре он открыл по адресу 1632, 2-я авеню Вест, Фэрвью, в Ванкувере, общежитие под названием « Свадеш Севак» («Слуга Родины»): помимо вечерней школы типа Шашида , где преподавали английский язык и математику, здание было использовался для офиса и печати одноименной ежемесячной газеты, которую он издавал в Гурумукхи и широко отражал цели « Свободного Индостана» под редакцией Таракнатха Даса . «Тон его в целом становился все более и более неприятным, и поскольку он был адресован в основном сикхам в индийской армии на их родном языке и в значительных количествах рассылался в Индию (…) Его ввоз в Индию был запрещен в марте 1911 года. , в соответствии с Законом о морской таможне». (Кер, стр. 230–231). После принятия нового иммиграционного закона 9 мая 1910 года, когда положение индейцев в Британской Колумбии еще больше ухудшилось, Кумар, будучи секретарем местной ассоциации хиндустани, написал 28 июня письмо премьер-министру Канады с протестом против несправедливого шага. Воспользовавшись возвращением Тарака в Ванкувер в сентябре, они использовали нрав индейцев, чтобы организовать среди них революционное движение. (Бозе, стр. 53). Эти обиды должны были принести много неприятностей в последующие годы. Например, в отчетах о двух встречах, состоявшихся в Ванкувере 24 апреля и в Виктории 15 мая 1910 года, Кумар в майском номере своей газеты обсуждал: (1) Закон создает несправедливое различие между европейскими и индийскими подданными Великобритании. Правительство. (2) Индийцы подвергаются дополнительному позору, поскольку даже японцев принимают с большей готовностью, чем их. (3) Допускаются только индийцы, прибывшие прямо из индийского порта: приведены два примера действия этого правила. (4) Поскольку прямого пути из Индии в Канаду нет, вышеуказанное правило полностью предотвращает иммиграцию. (5) В других странах, например в США, действуют законы, запрещающие иммиграцию китайских и других рабочих; но Канада запрещает даже иммиграцию индийских торговцев и студентов, как в случае с Джогешу Чандре Мисре, которого ассоциация Калькутты отправила в качестве студента, не разрешили приземлиться, и сейчас он учится в Университете Сиэтла. (6) Даже члены семей индейцев, владеющие землей в Канаде, при приземлении должны предъявить по 200 долларов каждый. (7) Настоящий закон является ограничением свободы субъекта. (8) Другие британские подданные получают право голоса после шести месяцев проживания, а индийцы — нет. Несомненно, такие антииндийские различия существуют в Америке, Германии или Японии; В результате канадского законодательства индийцы вынуждены с сожалением признать, что им лучше жить в зарубежных странах, чем на британской территории. (Кер, стр. 231–232). Газета прекратила свое существование в 1911 году. Несмотря на значительно умеренный тон, чем у « Свободного Индостана» , Кумар, как и Дас, выдвинули предположение о подстрекательстве к мятежу, что подтверждается открытием в начале 1911 года, что они распространяли среди других вредных публикаций. , « Банде Матарам» , опубликованный мадам Камой , и « Тальвар» Вирендранатха Чаттопадхьяя. из Парижа. Они привлекли внимание сикхов в Америке и Индии к «вульгарным излияниям» некоторых канадских газет по вопросу иммиграции.
Расизм в отношении индуистов в Канаде
[ редактировать ]Они распространили, например, перепечатку статьи, цитируемой «Арийцем » в номере за март-апрель 1912 года: «Дымчатого индуса, экзотичного, несмешиваемого, живописного, вялого работника и прибежища для блох, мы всегда будем иметь с нами, но мы больше не хотим его. Мы не хотим никаких индуистских женщин. может быть, он арийского происхождения; я всегда думал, что он еврейского происхождения. Темное мясо мира перебраться в эту провинцию. Депортировать этих британских подданных из Индии было бы самым разумным решением. Эти сикхи слишком навязчивы. Они бесполезны для страны. без них, конечно, больше никто из них не должен. разрешите прийти». И Дас, и Кумар с помощью Сурендрамохана Боса и Хусейна Рахима намеревались объединить различные индийские общины для совместных действий, пока это не достигло кульминации в Организация Гадхар . Бозе был отправлен в Японию Научно-промышленной ассоциацией Калькутты в 1906 году. Достигнув Канады в конце 1907 года, Бозе сообщил Шри Ауробиндо 26 декабря, что бенгальцы ошибались, надеясь на помощь Японии в своем националистическом движении, хотя у них были сочувствующие. Специализируясь на химии, он также выступал в качестве лектора по индийским предметам. В 1913 стал генеральным секретарем Индостанской ассоциации США . Незадолго до отъезда из Америки, в 1913 году, из Чикаго он отправил в Харнам записи и собственные формулы изготовления бомб. В январе 1914 года Бозе снова написал из Парижа вместе с «ценной копией процесса, использованного русскими революционерами...». Посетив революционеров в Париже и Женеве, Бозе в феврале 1914 года прибыл в Индию. Харнам Сингх (из Сахри) был другой важный революционер, который разделил с ними эту патриотическую задачу: бывший солдат 4-го кавалерийского полка в Индии, он уехал в Китай в 1904 году и три года спустя достиг Канады с Кумаром. В 1908–1909 годах он посещал школу в Сиэтле и поехал в Ванкувер в качестве гостя Кумара. В письме Дасу в июле 1913 года Кумар описал Харнама как лидера революционного движения в Ванкувере. Благодаря своей дружбе с Харнамом Баба Гурдит Сингх, занимавшийся делом Комагата Мару, хорошо знал эту ревностную группу и до своей экспедиции получил от Даса имена и адреса ведущих Джугантара, деятелей таких как Атулкришна Гхош и Сатиш Чакраварти , которые работали под руководством Джатиндранатха Мукерджи . Харнам был депортирован из Сан-Франциско 26 сентября 1914 года.
Миссия на Дальний Восток
[ редактировать ]Хотя разветвления Гадхара широко распространились, в мае 1913 года Кумар отплыл из Сан-Франциско на Филиппинские острова. Он ясно выразил цель этой поездки, когда написал Таракнатху дасу : «Я собираюсь основать базу в экспедиционном депо Манилы (ПИ), контролировать работу вблизи Китая, Гонконга, Шанхая. С профессором Баракатуллой все в порядке в Японии». (Кер, стр. 237). Согласно отчету Кера, «он занимался надзором за работой партии Гадр на Дальнем Востоке. Среди корреспонденции Харнама Сингха из Сахри было несколько писем от Г.Д. Кумара, показывающих, что он усердно работал во имя дела. находился в постоянном контакте с Бхагваном Сингхом и Баракатуллой , собирал деньги для кампании Гадра и отправлялся в Хар Даял . Впоследствии он отправился в Японию, где занимался встречами. Группы Гадра проходят через Иокогаму по пути в Индию». (с.425).
Последний след
[ редактировать ]В Специальном списке группы записей 118 (Записи прокурора США), хранящемся в Сан-Франциско, и в Хрониках Сан-Франциско от 19 января 1918 года мы находим отчет о суде над Таракнатхом Дасом как обвиняемым. Кумар также упоминался во время процесса в Сан-Франциско 1917–1918 годов, состоящего из «Немецкого индуистского заговора» и «Нарушений нейтралитета США в 1913–1920 годах». Его обвинили в том, что он «создал партию в Шанхае в 1914 году. Соратник немецкого агента Мюллера и Скриниваса (sic!) Р. Вагеля. Посылал оружие и боеприпасы революционным агентам в Индии». Никакой дополнительной информации о дальнейшей жизни этого повстанца нет.
Ссылки
[ редактировать ]- Индийские революционеры за границей , автор AC Bose, 1971 г.
- Политические проблемы в Индии , Джеймс Кэмпбелл Кер, 1917, респ. 1973 год
- Садхак Биплаби Джатиндранатх, автор Притхвиндра Мукерджи, Книжное управление штата Западная Бенгалия, Калькутта, 1991 г.
- Путешествие Комагата Мару , Хью Дж. М. Джонстон, UBC Press, Ванкувер, Торонто, 2014 г.