Атулкришна Гош
Атулкришна Гош | |
---|---|
Рожденный | 1890 |
Умер | 4 мая 1966 г. (75–76 лет) |
Анушилан Самити |
---|
![]() |
Влияние |
Анушилан Самити |
Известные события |
Связанные темы |
Атулкришна Гош ( бенгальский : Атулкришна Гош ; 1890 – 4 мая 1966) [ 1 ] был индийским революционером, членом Анушилан Самити и лидером движения Джугантар, участвовавшим в индуистско-немецком заговоре во время Первой мировой войны .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Атул родился в 1890 году в бенгальской индуистской , принадлежащей к среднему классу семье Каястха , в деревне Джадубойра-Этмампур в Куштия округе , который тогда находился в округе Надия , ныне в Бангладеш . Его родителями были Тареш Чандра и Бинодини Деви. У пары было шестеро детей. Старшая, Мегхамала, была замужем за известным профессором алгебры К.П. Басу , оба были связаны с революционным движением. Их сын Джитендранатх Басу вместе с Атулом и его младшим братом Амаром тоже был внесен в черный список за участие в подстрекательстве к мятежу. После начальных классов в Кумархали Атул блестяще сдал зачисление в индуистскую школу Калькутты в 1909 году , чтобы поступить в Шотландский церковный колледж для среднего уровня и Кришнатх-колледж в Берхампуре для получения степени бакалавра наук. Готовясь к выпускной степени магистра наук. На экзамене в Президентском колледже Калькутты Атулу пришлось прервать учебу из-за своей политической приверженности. В колледже и его общежитии кипели его радикальные соратники, все будущие знаменитости, в основном занимающиеся научными исследованиями, вроде Сатьендра Нат Бос , Мег Над Саха , Джнан Гош , Джнан Мукерджи , Сишир Митра , Сушил Ачарья , Сайлен Гош , Хариш Симха , Джатин Шет , Хиралал Рэй . [ 2 ]
Политическая подоплека
[ редактировать ]С 1906 года вместе со своим двоюродным братом Нолиниканта Каром Атул часто посещал Джатиндранатха Мукерджи (Багха Джатин), который был их соседом в районе Куштия. Они оба вошли в местный Анушилан Самити . У. Сили в своем отчете отметит «Атула Гоша и Нолини Канта Кар, двух опасных и важных лиц, скрывшихся от заговора по торговле оружием». (стр. 23). [ 3 ] В Калькутте, благодаря Джатину, они оба очень близко подошли к Шри Ауробиндо. В то время как Нолини практиковал борьбу с Киккаром Сингхом , Атул стал опытным тренером по самообороне в отделении Паталданга Анушилан Самити: Атул Кришна Гош и Джатиндранат Мукерджи основали ПАТУРИАГХАТА БЬЯМ САМИТИ, который был важным центром вооруженной революции индийского национального движения. Он встретил ряд революционеров, в том числе Сачина Саньяла группу в Бенаресе и Бирена Датту Гупту, которых он рекомендовал Джатиндранатху. От последнего Бирен в январе 1910 года получил мандат на убийство Самсула Алама , заместителя суперинтенданта полиции, который обращался с подсудимыми по делу о бомбе в Алипоре . [ 4 ] В связи с успешной миссией Бирена Джатиндранат с сорока шестью соратниками предстали перед судом по делу о заговоре Хоуры . Внутри тюрьмы Джатиндранат узнал от своих эмиссаров за границей, что Германия готовится к войне против Великобритании. После своего освобождения в 1911 году Джатиндранатх приостановил всю экстремистскую деятельность, покинул Калькутту под ответственность Атула, сам создав великую федерацию региональных подразделений в округах. Неутомимый организатор, Атул укрывал революционеров из различных отрядов как в доме своих родителей в Джадубойре, так и в калькуттской резиденции Мегхамалы и К.П. Басу, на переулке Махендра Госсейн, 11, где было бесплатное общежитие с домашней едой. Даже лидеры конкурирующих партий, такие как Пратул Гангули из Дакки, признаются, что наслаждались этим гостеприимством, ценой больших затрат и риска со стороны Атула: «Мы стали большими друзьями с Атулкришной и доверяли ему. Я очень часто бывал в его резиденции в Дарджипара и ночевал там. Там он сблизился с некоторыми из наших членов, почти близкими друзьями. Мы считали его в некотором смысле своим коллегой, и он искренне надеялся объединить наши партии, чтобы мы все могли работать вместе, откровенно говоря. говоря, именно благодаря его желанию я встретил Джатин Мукерджи …». [ 5 ] Разочарованные двуличностью филиала в Дакке, «однако некоторые из его важных работников, такие как Сачин Саньял и Наген (Гириджа) Датта , разорвали с ним связь и, представленные Атулкришной, работали с Расбехари Босом в Верхней Индии». Старший брат Атула Агоренат, гражданский хирург, часто лечил пулевые ранения, полученные патриотами. [ 6 ]
Правая рука Джатина Мукерджи
[ редактировать ]Согласно отчету Никсона, вероятно, примерно в 1913 году или, возможно, немного раньше, некоторые из старых членов Калькутты Анушилан Самити, которые в то время были членами различных спортивных клубов, сформировали отделение Сева Самити под руководством Атулкришна Гош: «Якобы цель этого самити была благотворительной. Первый центр находился в доме Атул Гоша. Во время наводнения в Бурдване в 1913 году многие члены этого самити отправились туда с целью оказать помощь пострадавшим. люди.". [ 7 ] Во время этой помощи стали очевидны эффективность и щедрость Атула как лидера.
Никсон далее сообщает, что штаб-квартира самити позже была перенесена в дом Джибантары Халдара , а еще позже - на улицу Хари Гоша № 83. «В этой организации важной фигурой был Амар Гош, брат Атула», - отметил Никсон. «Именно эти самити сформировали ядро объединенной партии, действовавшей в Бенгалии в 1915 году. Пурна Дас из Мадарипура привел с собой некоторых из своих наиболее смелых духов, а позже Пулин Мукхерджи , псевдоним Тхакур, ранее член Дакка Анушилан Самити, присоединился к нему и принял видное участие в совершении бесчинств. Другие члены Дакки Анушилан Самити разорвали связь с этим обществом и присоединились к партии Атула Гоша. Гангули находился в тесной связи с ним, а также с членами Севера. Бенгальская партия Джатиндранат Мукерджи , по-видимому, поддерживала контакты с членами этого самити с момента его образования, и как только он прибыл в Калькутту, Сева Самити признала его лидерство и стала настоящей партией Западной Бенгалии 1915 года». [ 8 ] Во время судебного преследования по делу о взрыве в Алипоре , хотя Расбехари Бос поселился в Северной Индии с помощью Шашибхушана Райчаудхури , он поддерживал контакты с Бенгалией через Атула. Амарендра Чаттерджи и Атул снабжали его бомбами для действий в сельской местности и даже той, которую бросили в вице-короля Хардинга. По сообщению Атула, Расбехари сможет принять участие в ликвидации последствий наводнения и важных встречах лидеров. Опять же, в сентябре 1914 года с Атулом связались Гурудит Сингх и другие патриоты Комагата Мару , приехавшие из Ванкувера по рекомендации Таракнатха Даса : он и Сатиш Чакраварти договорились с различными региональными подразделениями Джугантара , чтобы они укрыли их, прежде чем отправить их. в пункты назначения в Северной Индии, установленные Расбехари. Разъяренный известием о смерти рабочего джутовой фабрики в Джагаддале, вызванной ударом ноги английского начальника, Атул отчаянно искал оружие, чтобы отомстить за это злодеяние.
Нуждается в оружии
[ редактировать ]«Начало войны оживило смутные идеи революции, которые витали в сознании молодых бенгальцев в течение последних десяти лет, и надежды тех, кто все время ждал этой возможности, и возможность успешного восстания казалась неизбежной. », — написал Никсон. «Вероятно, где-то в сентябре 1914 года Джатин Мукерджи приехал в Калькутту, чтобы предпринять в этом направлении такие шаги, которых, казалось, требовало участие Англии в войне с Германией». [ 9 ] Считая, что настало время для полной подготовки к революции, люди Джатена предприняли ограбления такси, чтобы обеспечить средства для этой цели, как описано в отчете Роулатта. Таким образом, 26 августа 1914 года Шриш Чандра Митра (Хабу), один из его верных соратников, контрабандой вывез пятьдесят пистолетов Маузер и сорок шесть тысяч патронов у Родды (торговцев оружием) в Калькутте, передал их Атулу, прежде чем исчезнуть навсегда. . Джатин Мукерджи раздал это ужасное оружие различным подразделениям. Задуманный Джатином, как и умелый режиссер, Атул наметил серию смелых овертов под непосредственным руководством Нарена Бхаттачарья, он же М. Н. Рой : все они должным образом каталогизированы в отчете Роулатта. Последовательные эмиссары вернулись из Европы и Америки с хорошими новостями о прибытии оружия, полученного от немецких властей Берлинским комитетом . Баласор был выбран Германией для доставки груза. Джатин с горсткой соратников укрылись там. Тогда Атул отправил Харикумар Чакраварти , доктор Джатин Гошал , Сатиш Чакраварти и группа рабочих с лодками, винтовками и другим необходимым имуществом отправляются в другой выбранный порт в Раймангале в Сундарбансе. Когда пришла информация о том, что полиция обнаружила убежище Джатина в Баласоре, Нарен Гхош Чаудхури спонтанно предложил броситься на место для разборок; Джадугопал Мукерджи возразил: «Дада достаточно большой, чтобы позаботиться о себе. Давайте разойдемся». Атул был ошеломлен этим циничным приказом. После провала индо-германского заговора и безвременной смерти Джатина обескураженный Атул и другие лидеры Джугантаров ушли в подполье в 1915 году, оставаясь там около семи лет. Уже тогда, в течение нескольких лет, революционеры тешили надежду на контрабанду оружия для восстания. В июне 1916 года Атул отправил через Ананту Халдара письмо Бхавабхушану Митре в Деогхаре, «который был одним из доверенных лиц партии. И с Анантой, и с Бхавой Бхушаном обращались в соответствии с Правилами защиты и интернировали в Бенгалии». (Сили, стр. 24). Несмотря на периодические попытки полиции арестовать их, однажды в Чандернагоре, ухаживая за Чару Гхошем, Атул с больным коллегой на плечах перелез через стену больницы. Доктор Говиндин, гражданский хирург, рассказал об этом Бхупендракумару Датте. По словам Никсона: «Джатин Мукерджи в это время уехал в Баласор, и Атул Гош сыграл важную роль в организации этих безобразий». В июле 1916 года «Атул Гош все еще был вдохновляющим духом всех этих банд, и в партии Барисала он, похоже, тоже пользовался некоторым влиянием». [ 10 ]
Последняя фаза
[ редактировать ]После окончания войны Сурендранат Банерджи , а затем Барин Гхош и Мотилал Рой успешно добились отмены ордеров против беглецов, обвиненных в индо-германском заговоре. Атул был непреклонен в получении обещания по следующим пунктам: (а) о сдаче оружия не будет и речи; (б) никаких вопросов об их прошлой деятельности не возникало; (c) в отношении их будущего поведения не будет требоваться условно-досрочное освобождение. Атул вышел на свободу в 1921 году. Но героическая смерть его дада (Джатина Мукерджи) «подавила его революционный пыл, и он отказался от активной политики». Тем не менее, в январе 1924 года, когда Гопинатх Саха убил англичанина, приняв его за Тегарта, столь ненавистного комиссара полиции Калькутты (считается, что он застрелил Джатина Мукерджи), Атул был заключен в государственный заключенный и освобожден в 1926 году. В том же году он женился на Менокарани Ракшите из Маджилпура и занялся бизнесом, полностью отмежевавшись от политики. У них не было проблем. В интервью Притхвиндре Мукерджи (внуку Багхи Джатина) 27 октября 1963 года, незадолго до своей смерти, Атул вздохнул: «Дада был магнитом; мы все, железные обрывки, получали от него свою энергию. Когда его уже не было, мы все стали железными обломками, я до сих пор не знаю, была ли моя первая преданность Дадаизму или Родине». На вопрос об источнике огромной силы Джатиндранатха Атул ответил: «Он был очень хорошо подготовленным борцом и разносторонним спортсменом. Но что характеризовало его, так это его душевная сила и сила концентрации. Он мог сосредоточить всю свою энергию на одна часть его тела, например, кулак. Один удар этим кулаком был эквивалентен электрическому заряду бог знает сколько вольт!» [ 11 ]
Атул мирно скончался в своей резиденции в Калькутте 4 мая 1966 года.
дань уважения
[ редактировать ]Бхупендракумар Датта, его молодой соратник, вспоминал: «Инстинктивно либеральный по своим идеям, Атулкришна ненавидел кастовые и религиозные различия. Демократия в политической сфере и справедливость в социальной сфере были тем, чем он дорожил больше всего. В последние годы он обратился к духовной жизни». [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ 4 мая: Этот день в истории . Сахос 24 (на бенгали). 4 мая 2017 г. Проверено 24 июля 2017 г.
- ^ Гхош, Атулкришна в Национальном биографическом словаре , [сокр. DNB ], под редакцией С. П. Сена, том II, Калькутта, 1974 г.
- ^ Терроризм в Бенгалии , [сокр. Терроризм ], Правительство Западной Бенгалии, Том V, 1995, стр. 23.
- ^ Заметки Атулкришны Гоша и Налиниканта Кар в садхак-биплаби джатиндранатх , [сокр. джатиндранатх ], доктор Притвиндра Мукерджи, Книжный совет штата Западная Бенгалия, 1990, несколько ссылок.
- ^ биплабир джибан даршан , Пратулчандра Гангули, Калькутта, 1976, стр. 23.
- ^ ДНБ , II/с37
- ↑ Доклад Никсона о терроризме , Том II, стр. 590.
- ^ Отчет Никсона , Терроризм , Том. II, стр. 590.
- ^ Терроризм , Том. II, стр.627
- ^ Терроризм , Том. II, стр.610
- ^ Джатиндранатх
- ^ ДНБ , Том. II, стр.37
Библиография
[ редактировать ]- Биплаби атулкришна гхош , автор Бхупендракумар Датта, Библиотека Шри Сарасвати, Калькутта, 1966 (сокр. BKD)
- «Гош, Атулкришна (1890-1966)» Бхупендракумара Датты в Национальном биографическом словаре , (ред.) SP Sen, Vol. II, 1973, стр. 37–38 (сокр. DNB)
- Доклад Дж. К. Никсона «О революционной организации» в терроризме в Бенгалии , изд. Амия К. Саманта, Том II, 1995 г. (сокр. Никсон).
- Отчет У. Сили «Связи с Бихаром и Ориссой» в книге «Терроризм в Бенгалии» , изд. Амия К. Саманта, Том V, 1995 г. (сокр. Сили).
- Садхак Биплаби Джатиндранатх , автор Притхвиндра Мукерджи, Книжное управление штата Западная Бенгалия, 1990 г.
- Биплабир джибан-даршан , автобиография Пратулчандры Гангули, 1976 г.
- Амадер Бади , Воспоминания, Чанда Сен, опубликовано Джаянтой Басу, Калькутта, ноябрь 2005 г.
- 1890 рождений
- 1966 смертей
- Жители Куштийского района
- Революционеры антибританского истеблишмента из Восточной Бенгалии
- Анушилан Самити
- Индо-германский заговор
- Индийские революционеры
- Выпускники Шотландского церковного колледжа
- Выпускники Президентского университета, Калькутта
- Выпускники Калькуттского университета
- Выпускники Кришнатх-колледжа
- Активисты независимости Индии из Бенгалии