Миннесота Рой
Миннесота Рой | |
---|---|
Рожденный | Нарендра Натх Бхаттачарья 21 марта 1887 г. |
Умер | 25 января 1954 г. Дехрадун , Уттаракханд , Индия | (66 лет)
Национальность | Индийский |
Образование | Джадавпурский университет , Коммунистический университет трудящихся Востока |
Род занятий | Революционер, радикальный активист, политический теоретик, философ. |
Политическая партия | Джугантар , Коммунистическая партия Индии , Коммунистическая партия Мексики , Радикальная демократическая партия |
Движение | Движение за независимость Индии , Индийское революционное движение , Индо-германский заговор |
Манабендра Натх Рой (урожденный Нарендра Натх Бхаттачарья , более известный как М. Н. Рой 20-го века ; 21 марта 1887 — 25 января 1954) — индийский революционер , философ, радикальный активист и политический теоретик . Рой был основателем Коммунистической партии Мексики и Коммунистической партии Индии (Ташкентская группа).
Он также был делегатом конгрессов Коммунистического Интернационала и помощником России в Китае . После Второй мировой войны Рой отошел от ортодоксального марксизма и стал придерживаться философии радикального гуманизма , пытаясь наметить третий курс между либерализмом и коммунизмом . [1]
Молодость (1887–1910-е)
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Часть серии о |
Коммунизм в Индии |
---|
Коммунизм портал |
Анушилан Самити |
---|
Влияние |
Анушилан Самити |
Известные события |
Связанные темы |
Нарендра Натх «Нарен» Бхаттачарья родился 21 марта 1887 года в Арбелии, Северный 24 Парганас , Западная Бенгалия , недалеко от Калькутты (Калькутта) . [2] [3]
Бхаттачарии были шакта- браминами – семьей потомственных священников. [4] Дед Роя по отцовской линии был главным жрецом богини Кепутешвари в деревне Хепут округа Миднапур . [4] Его отец также служил священником, прежде чем переехать в деревню Арбелия со своими 12 детьми. [4]
После смерти первой жены отец Роя женился на Басантакумари Деви, племяннице Дварканатха Видьябхушана. Затем он преподавал санскрит в соседней школе. [2] Всего у пары было восемь детей, включая четвертого Нарена. [4]
Раннее обучение Роя проходило в Арбелии. [2] В 1898 году семья переехала в Кодалию. [2] и он продолжил обучение в англо-санскритской школе Харинави, где преподавал его отец, до 1905 года. Для своего возраста он считался высоким, сильным и спортивным. [2]
Позже он поступил в Национальный колледж под опекой Шри Ауробиндо , а затем учился в Бенгальском техническом институте (ныне Университет Джадавпура ), где изучал инженерное дело и химию . [2] Однако большая часть знаний Роя была получена в результате самообучения. [2]
Индийское движение за независимость
[ редактировать ]К концу XIX века среди образованных средних классов Бенгалии начал распространяться революционный национализм , вдохновленный сочинениями Банкима и Вивекананды . [5]
По словам одного биографа, Рой согласился с Банкимом в том, что истинная религия не изолируется от мира, а активно работает на общественное благо. Вивекананда подтвердил это и выдвинул идею о том, что индуизм и индийская культура превосходят все, что может предложить западный мир. [6]
он сформировал группу рационалистов . Вместе со своим двоюродным братом Хари Кумаром Чакраварти (1882–1963) [7] В число членов входили Саткори Банерджи (Бандхопадхьяй), братья Саилешвар и Шьямсундар Бос, двоюродные братья Роя Фани и Нарендра Чакраварти, а также Мокшадачаран Самадхьяи , организатор Анушилан Самити в Чинсуре .
В июле 1905 года было объявлено о разделе Бенгалии , который должен был начаться в октябре. Возникло массовое движение, направленное на отмену раздела, что дало радикальным националистам, таким как Рой, возможность заручиться более широкой поддержкой. [8] После того, как его исключили из средней школы за организацию митинга и марша против раздела, Рой и Чакраварти переехали в Калькутту и присоединились к Анушиланам. [8]
Под руководством Мокшады 6 декабря 1907 года Рой совершил политическую кражу, чтобы собрать деньги для анушиланцев. При аресте он имел при себе две крамольные книги Барина Гоша . Защищенный Дж. Н. Роем (близким другом Багхи Джатина ) и Промотонатом Мукерджи, он был освобожден под залог благодаря своей репутации студента и социального работника. [9]
Барин послал Прафуллу Чаки с Чаручандрой Даттой увидеться с Багхой Джатином в Дарджилинге, который был отправлен туда с официальными обязанностями, и покончить с лейтенантом-губернатором. Объяснив Прафулле, что сейчас неподходящее время, Джатин пообещал связаться с ним позже. Хотя Прафулла был впечатлен им, Барин цинично заметил, что для государственного чиновника будет слишком много усилий, чтобы служить патриотическому делу. Фани вернулся из Дарджилинга и, очарованный харизмой Джатина, сообщил о нем своим друзьям. Услышав, как Барин осуждает Фани за нелояльность, Рой решил встретиться с Дада, но был пойман Барином. [10]
Суд над Ховра -Шибпуром (1910–11) сблизил Бхаттачарью с Джатиндрой Мукерджи. [ нужны дальнейшие объяснения ]
Индо-германский заговор
[ редактировать ]Многие индийские националисты, в том числе Рой, пришли к убеждению, что только посредством революции они смогут добиться независимости Индии от Британской империи . Поэтому революционные националисты смотрели на конкурирующую имперскую державу, кайзера Вильгельма Германию , как на потенциальный источник средств и оружия.
В августе 1914 года началась Первая мировая война , затронувшая как Великобританию, так и Германию. Индийские националисты-эмигранты, организованные в Индийский революционный комитет в Берлине, с неофициальным призывом обратились к правительству Германии поддержать революцию в Индии. [11] К концу года немцы согласились предоставить финансирование и материалы для начала восстания против британского правления. [11] Революция казалась близкой. [11]
Задача по получению указанного финансирования и материалов была возложена на Роя. [11] Его отправили на Яву , где в течение следующих двух месяцев ему удалось получить лишь небольшое финансирование и отсутствие вооружения. [11]
В начале 1915 года Рой снова отправился в путь, покинув Индию, чтобы искать немецкое вооружение, которое, как предполагалось, находилось на пути где-то в Тихом океане. [1] Рой больше не увидит свою родину 16 лет. [1]
План казался фантастическим, как позже рассказывал Рой в своих посмертно опубликованных мемуарах:
«План состоял в том, чтобы использовать немецкие корабли, интернированные в порту на северной оконечности Суматры , штурмовать Андаманские острова , освободить и вооружить находящихся там пленников, а также высадить освободительную армию на побережье Ориссы . Корабли были бронированы, как и многие большие немецкие корабли были готовы к использованию в военное время. На каждом из них было по несколько орудий. Экипаж состоял из моряков. Им пришлось бежать из лагеря для интернированных, захватывать корабли и плыть... Несколько сотен винтовок и других мелких предметов. оружие с достаточным запасом боеприпасов можно было приобрести через китайских контрабандистов, которые затем попадали бы на борт кораблей». [12]
Однако в последнюю минуту деньги не материализовались, и генеральный консул Германии, похоже, исчез в тот день, когда он должен был отдать приказ по этому плану, вспоминает Рой. [13]
С отвращением, но все еще сохраняя надежду, Рой уехал из Индонезии в Японию , надеясь заручиться поддержкой Японии для своего дела, несмотря на номинальный союз Японии с Великобританией . [13] Там он встретился с лидером китайских националистов Сунь Ятсеном , бежавшим в Японию после провала июльского восстания 1913 года в Нанкине . [13]
Сунь Ятсен отказался помочь Рою в его задаче по организации антибританской революции в Индии, вместо этого сообщив Рою, что поддержки Японии окажется достаточно. Его неспособность помочь была связана со статусом Гонконга как британской колонии , собственной оперативной базы Сунь. [14] Попытки получить деньги от посла Германии в Китае также не увенчались успехом. [15]
Деятельность Роя вскоре привлекла внимание японской тайной полиции . [15] Когда он узнал, что ему будет вручено официальное уведомление о выезде из Японии, не желая быть депортированным в Шанхай, Рой немедленно покинул страну и прибыл в Корею . [16]
Он пытался пробраться в Пекин (Пекин), но его опознали британские власти и задержали. [17] Однако ему удалось избежать тюремного заключения из-за того, что генеральному консулу Великобритании было неудобно удерживать британского подданного на неопределенный срок без официальных обвинений. [18]
Усилия по сбору средств от немецкого консульства в Ханькоу привели к предварительному соглашению. [19] Однако этот план также провалился из-за масштаба обязательств, которые, по словам адмирала Пауля фон Хинтце, должны были быть одобрены в Берлине . [20] Рой решил поискать немецкое финансирование у посла Германии в США, прежде чем отправиться в Германию. [20] Сотрудники посольства Германии смогли помочь Рою укрыться на борту американского корабля с немецким экипажем, направлявшегося в Сан-Франциско. [20]
Хотя они знали, что он был на корабле, британские колониальные власти, остановившие судно в международных водах, не смогли найти Роя, спрятанного в секретном отсеке. [21] Стремясь сбить британцев со следа и найти более подходящее жилье для долгого транстихоокеанского путешествия, Рой высадился из Кобе , Япония. [22]
В Кобе он воспользовался поддельным французско-индийским паспортом, ранее полученным для него немцами в Китае. [22] Представившись студентом семинарии, направляющимся в Париж, Рой получил американскую визу, купил билет и отплыл в Сан-Франциско. [22]
Коммунистическое движение (1910–1929)
[ редактировать ]Часть серии о |
Коммунизм |
---|
Коммунизм портал Портал социализма |
Часть серии о |
марксизм |
---|
Во время своего пребывания в Пало-Альто , продолжительностью около двух месяцев, Рой познакомился со своей будущей женой, Эвелин Леонорой Трент (псевдоним Шанти Деви). Пара влюбилась и вместе путешествовала через всю страну в Нью-Йорк. [23]
Именно в публичной библиотеке Нью-Йорка у Роя начал проявляться интерес к марксизму. [24] Его социалистический переход во многом был обязан эссе Банкима Чандры Чаттерджи о коммунизме и посланию Вивекананды о служении пролетариату. [ нужна ссылка ] Из-за присутствия британских шпионов Рой в июле 1917 года вместе с Эвелин бежал в Мексику . Немецкие военные власти тут же передали ему крупные суммы денег. [ нужны дальнейшие объяснения ]
Президент Мексики Венустиано Карранса и другие либеральные мыслители высоко оценили вклад Роя в газету El Pueblo . Социалистическая партия, которую он основал в декабре 1917 года, позже в 1919 году стала Коммунистической партией Мексики , первой коммунистической партией за пределами России. Семья Рой приютила бедного Михаила Бородина при особых обстоятельствах. Благодаря благодарным сообщениям Бородина Москва планировала пригласить Роя на II Всемирный конгресс Коммунистического Интернационала , проходивший в Москве летом 1920 года. [25]
За несколько недель до съезда Владимир Ленин тепло принял Роя. По указанию Ленина Рой сформулировал свои собственные идеи, дополненные ленинскими « Предварительными проектами тезисов по национальному и колониальному вопросу» . [26]
Сочинения Роя публиковались в International Press Correspondence» ( Inprecor еженедельном бюллетене Коммунистического Интернационала « ) . Рой восемь лет был членом Президиума Коминтерна. [27] и на одном этапе были Политический секретариат, исполнительный комитет и Всемирный конгресс.
По поручению Ленина подготовить Восток, особенно Индию, к революции, Рой основал в Ташкенте военные и политические школы . В октябре 1920 года, когда он сформировал Коммунистическую партию Индии , он связался со своими революционными коллегами, которые в это время определяли связь между радикализмом ( «Джугантар» ) и Мохандаса К. Ганди новой программой .
Близкий к Джугантару по духу и действию, CR Das внушал Рою уверенность. Из Москвы Рой опубликовал свои основные размышления « Индия в переходный период» , которые были переведены на другие языки. собственный журнал Роя « Авангард В 1922 году вышел ». За этим последовали «Будущее индийской политики» (1926 г.) и «Революция и контрреволюция в Китае» (1930 г.), пока он перемещался между Германией и Францией.
Возглавляя делегацию Коминтерна, назначенную Иосифом Сталиным для развития аграрной революции в Китае, Рой прибыл в Кантон в феврале 1927 года. Несмотря на выполнение своей миссии, [ нужна ссылка ] разногласия между лидерами КПК и Бородиным привели к разрыву связи. Рой вернулся в Москву, где троцкисты и зиновьевцы боролись со сталинистами . Здесь он проголосовал за исключение Троцкого из исполкома Коминтерна.
Сталин отказался встретиться с Роем и выслушать его на пленуме в феврале 1928 года. Не получив лечения инфицированного уха, Рой сбежал с помощью Николая Бухарина , избавив себя от гнева Сталина. Вскоре после депортации Троцкого 22 мая 1928 года Рой получил разрешение поехать за границу для лечения на борту самолета «Дерулуфт» , направлявшегося в Берлин . [28] В декабре 1929 года Inprecor объявил об исключении Роя из Коминтерна, почти одновременно с падением Бухарина .
В Индии (1930–1954)
[ редактировать ]Рой впервые вернулся в Индию в декабре 1930 года. [29] Достигнув Бомбея , Рой встретился с Джавахарлалом Неру и Субхасом Босом , первый из которых вспоминал, что, несмотря на значительные политические разногласия, «меня привлекли к нему его замечательные интеллектуальные способности». [30]
Политическая деятельность Роя в Индии оказалась недолгой: 21 июля 1931 года он был арестован в Бомбее на основании ордера на арест, выданного в 1924 году. [29] Роя доставили в Канпур, где ему предъявили обвинения по статье 121-A Уголовного кодекса Индии , которая заключалась в «сговоре с целью лишить короля-императора его суверенитета в Индии». [29]
Открытый суд не проводился; скорее, разбирательство проводилось внутри тюрьмы, в которой содержался Рой. [31] Рою не разрешили ни суд присяжных , ни свидетелей защиты, а также ему не разрешили сделать заявление защиты. [32] Разбирательство велось с 3 ноября 1931 года по 9 января 1932 года, когда Роя приговорили к 12 годам тюремного заключения. [32]
Роя доставили в центральную тюрьму Барейли , однако он смог тайно вывезти заявление защиты, которое ему не разрешили представить в суде. [32] Это запрещенное заявление было опубликовано полностью сторонниками Роя в Индии под названием «Моя защита» и в сокращенной форме в Нью-Йорке под названием « Я обвиняю» . [32]
Рой не извинялся за свои взгляды против британского колониального правления, заявив:
Угнетенные люди и эксплуатируемые классы не обязаны уважать нравственную философию правящей власти... Деспотическая власть всегда свергается силой. Сила, примененная в этом процессе, не является преступной. Напротив, именно оружие, имеющееся на вооружении армии британского правительства в Индии, является орудием преступления. Они становятся орудиями добродетели, когда обращаются против империалистического государства. [33]
Рой подал апелляцию в Высокий суд Аллахабада , но она была отклонена 2 мая 1933 года. Однако срок наказания Роя был сокращен с 12 до 6 лет. [32] В конечном итоге Рой отсидел 5 лет и 4 месяца в пяти разных тюрьмах. [32] Ужасные условия содержания серьезно подорвали здоровье Роя, и в результате пребывания за решеткой он получил серьезные повреждения сердца, почек, легких и пищеварительного тракта. [34] Рой также потерял несколько зубов, его часто лихорадило и он страдал от постоянной боли из-за хронического заражения внутреннего уха. [34]
Несмотря на тюремное заключение, Рою все же удалось внести свой вклад в движение за независимость Индии. Из тюрьмы тайно вывозился постоянный поток писем и статей. Он также написал черновик рукописи объемом 3000 страниц, предварительно озаглавленный «Философские последствия современной науки» . Его последователи, в том числе А. А. Алве, в 1933 году сформировали Провинциальную партию рабочего класса Бомбея, чтобы продолжить его работу, пока он находился в тюрьме. [35]
Освобожденный в ноябре 1936 года по состоянию здоровья, Рой отправился на выздоровление в Аллахабад. Игнорируя приказ Коминтерна бойкотировать Индийский национальный конгресс , Рой призвал индийских коммунистов присоединиться к этой партии. Джавахарлал Неру в своем выступлении на сессии в Файзпуре в декабре 1936 года охарактеризовал Роя как:
...тот, кто, хотя и молод, является старым и испытанным солдатом в борьбе Индии за свободу. Товарищ М. Н. Рой только что пришел к нам после долгого и мучительного периода заключения, но, хотя и потрясен телом, он приходит со свежим умом и сердцем, жаждущий принять участие в этой старой борьбе, которая не знает конца, пока не закончится в конце концов. успех. [36]
С трибуны Рой в своей речи рекомендовал захват власти Учредительным собранием . Однако, не имея возможности сотрудничать с Ганди, Рой придерживался своих убеждений. В апреле 1937 года вышел его еженедельник « Независимая Индия» , который приветствовали прогрессивные лидеры, такие как Бозе и Неру, однако подвергся критике со стороны Ганди и стойких коммунистов, обвинявших Роя в отклонении.
Личная жизнь и радикальный гуманизм
[ редактировать ]Женившись на Эллен Готшальк , своей второй жене, «Рой нашел не только любящую жену, но и умного помощника и близкого соратника». [37] Они поселились в Дехрадуне . Рой предложил альтернативное руководство, воспользовавшись кризисом, возникшим после переизбрания Бозе президентом Конгресса в 1938 году. В Пуне он сформировал свою Лигу радикальных конгрессменов . Разочаровавшись как в буржуазной демократии, так и в коммунизме, он посвятил последние годы своей жизни формулированию альтернативной философии, которую он назвал радикальным гуманизмом и которую он подробно изложил в книге « Разум, романтизм и революция» .
В своей биографии «В поисках свободы » Сибнараян Рэй пишет:
Если у Неру были проблемы, то и у Роя тоже были. С ранних лет его острый интеллект сочетался с сильной волей и необычайной уверенностью в себе. Казалось бы, за всю его долгую политическую карьеру было всего два с половиной человека, которые, по его оценке, могли бы стать его наставниками. Первым был Джатин Мукерджи (или Багха Джатин ) из его революционно-националистического периода; вторым был Ленин. Половина была Иосифом Сталиным.... [38]
С объявлением Второй мировой войны Рой (в той же позиции, что и Шри Ауробиндо ) осудил растущие тоталитарные режимы в Германии и Италии, вместо этого поддержав Англию и Францию в борьбе с фашизмом. Он разорвал связи с Партией Конгресса и создал Радикально-демократическую партию в 1940 году. В августе 1942 года Ганди возглавил движение «Выход из Индии» . В ответ британское колониальное правительство заключило в тюрьму без суда почти все руководство Индийского национального конгресса. Взгляды Роя явно отличались от основного направления движения за независимость. По мнению Роя, победа Германии и держав Оси привела бы к концу демократии во всем мире и к тому, что Индия никогда не стала бы независимой. По его мнению, Индия сможет добиться своей независимости только в свободном мире. С другой стороны, Субхас Чандра Бос занял позицию, согласно которой «враг моего врага — мой друг» , что побудило его искать союзы с державами Оси. Спасаясь от домашнего ареста и Индии, Бозе сформировал организацию «Азад Хинд». Временное правительство Индии в изгнании и в союзе с японцами привело Индийскую национальную армию к порогу Индии.
Почувствовав, что независимость Индии стала послевоенной реальностью после поражения держав Оси и ослабления Британской империи, Рой написал в журнале « Независимая Индия » серию статей об экономических и политических структурах новой Индии, в которых представил десятилетнюю перспективу. план и разработка Конституции Свободной Индии (1944 г.).
Рой в своей философии разработал средства, обеспечивающие человеческую свободу и прогресс . Вспоминая Багха Джатина, который «олицетворял лучшее в человечестве», Рой работал «во имя идеала установления социального порядка, в котором могло бы проявиться лучшее в человеке». В 1947 году он развил свои тезисы в манифест « Новый гуманизм» , который, как ожидается, будет столь же важным, как Коммунистический манифест Карла Маркса столетием ранее. [39]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Запланированный тур с лекциями в США был отменен 25 января 1954 года из-за смерти Роя от сердечного приступа. [40]
Начиная с 1987 года издательство Oxford University Press начало публикацию « Избранных произведений М. Н. Роя» . Всего до 1997 года было опубликовано 4 тома, в которых собраны сочинения Роя, написанные за годы его тюремного заключения. Однако редактор проекта Сибнараян Рэй умер в 2008 году. [41] поэтому проект был досрочно закрыт. Известные личности, такие как Т.М. Таркунде, Говардхандас Парех, В.Б. Карник, Сунил Бхаттачарья, Б.Р. Сунтанкар, Салил Ваг , В.Р. Джавахире и доктор. Налини Таралекар находилась под влиянием М. Н. Роя и его философии. [42]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Рой, М.Н. Мемуары Роя , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Манабендра Нат Рой», архивировано 1 июля 2015 года в Wayback Machine Banglapedia.
- ^ Эта дата найдена в Национальном биографическом словаре и принята Сибнараяном Рэем, В поисках свободы: Жизнь М.Н. Роя (Том 1: 1887–1922). Калькутта: Minerva Associates, 1998; п. 14. Это основано на дневнике Динабандху. Самарен Рой в «Беспокойном брамине» утверждает, что Бхаттачарья родился 22 февраля 1887 года в Арбелии.
- ^ Перейти обратно: а б с д Рэй, В поисках свободы, том. 1, с. 14.
- ^ Рэй, В поисках свободы , том. 1, с. 15.
- ^ Рэй, В поисках свободы , том. 1, стр. 15–16.
- ^ Отчет Сили о терроризме в Бенгалии , Том. В, с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Рэй, В поисках свободы , т. 1, с. 16.
- ^ В.Б. Карник, М.Н. Рой: Политическая биография . Бомбей: Нав Джагрити Самадж, 1978; стр. 11–12.
- ↑ М.Н. Рой, Джатиндранат Мукерджи в книге «Мужчины, которых я встретил» , перепечатано из журнала Independent India , 27 февраля 1949 года. Сибнараян в томе. я, с. 19 далее цитирует Бхаттачарью: «Все Дады практиковали магнетизм: только Джатин Мукерджи обладал им».
- ^ Перейти обратно: а б с д и М. Н. Рой, Мемуары М. Н. Роя . Дели: Публикации Аджанты, 1984; п. 3.
- ^ Рой, М.Н. Мемуары Роя , стр. 4–5.
- ^ Перейти обратно: а б с Рой, М.Н. Мемуары Роя , с. 5.
- ^ Рой, М.Н. Мемуары Роя , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Рой, М.Н. Мемуары Роя , с. 7.
- ^ Рой, М.Н. Мемуары Роя , с. 8.
- ^ Рой, М.Н. Мемуары Роя , с. 9.
- ^ Рой, М.Н. Мемуары Роя , с. 10.
- ^ Рой, М.Н. Мемуары Роя, стр. 12–13.
- ^ Перейти обратно: а б с Рой, Миннесота. Мемуары Роя, с. 14.
- ^ Рой, М.Н. Мемуары Роя , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с Рой, М.Н. Мемуары Роя , с. 18.
- ^ Сатьябрата Рай Чоудхури , Левые движения в Индии, 1917–1941 . Бейзингсток, Англия: Пэлгрейв Макмиллан , 2007; п. 46.
- ↑ Дневник Лалы Ладжпат Рай, 1914–1917 , Национальный архив , Нью-Дели.
- ^ Гебель, «Геополитика», стр. 488–490.
- ^ Сибнараян, том. 1, стр. 93–94.
- ↑ «MN Roy Dead», Архивировано 13 июня 2008 года в Wayback Machine The Hindu , 29 января 1954 года.
- ^ Сибнараян, III/стр.57-58.
- ^ Перейти обратно: а б с Сибнараян Рэй, «Введение к тому IV», Избранные произведения М. Н. Роя: Том IV, 1932–1936 . Дели: Издательство Оксфордского университета , 1997; п. 3.
- ^ Джавахарлал Неру, Автобиография (Неру) Голова Бодли, Лондон, 1936; стр., 154, 218.
- ^ Рэй, «Введение в том IV», стр. 3–4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рэй, «Введение в том IV», с. 4.
- ^ М. Н. Рой, «Я обвиняю!» Из скрытых показаний Марабендры Натха Роя на судебном процессе по обвинению в государственной измене перед сессией суда, Канпур, Индия . Нью-Йорк: Комитет защиты Роя Индии, январь 1932 г.; стр. 11–12.
- ^ Перейти обратно: а б Рэй, «Введение в том IV», с. 11.
- ^ Рой, Субодх, Коммунизм в Индии - Неопубликованные документы 1925–1934 гг. Калькутта : Национальное книжное агентство, 1998. с. 240
- ↑ Tribune , Лахор, 24 и 27 декабря 1936 г., цитируется Сибнараяном , III/p323.
- ^ Карник, М.Н. Рой, с. 86.
- ^ оп. цит. , Том. III-Часть I, 2005, с. 320
- ^ V. B. Karnik, M. N. Roy , p. 104
- ^ «Рой, Манбендра Нат | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ Избранные произведения М. Н. Роя, под редакцией Сибнараяна Рэя, Библиотеки UO, Университет Орегона, janus.uoregon.edu/
- ^ «Эль Рой и твоя музыка» . вице.com . 11 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 года . Проверено 5 мая 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Примечание: адаптировано из «Контрольного списка произведений М. Н. Роя» в « Мемуарах М. Н. Роя». Дели: Публикации Аджанты, 1984; стр. 607–617.
- Голос Индии . Мехико: np, nd [ок. 1917].
- Индия: ее прошлое , настоящее и будущее. Мехико: НП, 1918 год.
- Индия (Индия). Гамбург: Издательство Коммунистического Интернационала, 1922.
- Индия в переходный период . С Абани Мухерджи. Женева: JB Target, 1922.
- Чего мы хотим? Женева: JB Target, 1922.
- Один год отказа от сотрудничества от Ахмадабада до Гайи . С Эвелин Рой. Калькутта: Коммунистическая партия Индии, 1923 год. — Выходные данные, вероятно, вымышленные.
- Проблема Индии и ее решение . nc: np, nd [c. 1923].
- Политические письма . Цюрих: Книжный магазин «Авангард», 1924. — Альтернативное название: «Письма индийским националистам» .
- Дело о заговоре в Канпуре: открытое письмо Rt. Достопочтенный. Дж. Р. Макдональд . Лондон: Комитет обороны Индии, 1924.
- Последствия отказа от сотрудничества: индийский национализм и лейбористская политика . Лондон: Коммунистическая партия Великобритании, 1926.
- Будущее индийской политики . Лондон: Р. Бишоп [Коммунистическая партия Великобритании], 1926.
- Наша задача в Индии . nc: Бенгальский комитет Революционной партии индийского рабочего класса, без даты [ок. 1932].
- «Я обвиняю!» : Из скрытого заявления Манабендры Натха Роя по делу о государственной измене в сессионном суде, Канпур, Индия . Нью-Йорк: Комитет защиты Роя Индии, 1932 г. - Название неочищенного индийского издания: Моя защита.
- Конгресс на распутье, конгрессмен (М. Н. Рой) . Бомбей: Лига независимости Индии, [ок. 1934].
- О выходе из тюрьмы . Бомбей: В. Б. Карник, без даты [ок. 1936].
- Письма М. Н. Роя Конгрессу Социалистической партии, написанные в 1934 году . Бомбей: Издательство Ренессанс, 1937.
- Историческая роль ислама: очерк исламской культуры . Бомбей: Вора, 1937.
- Обращение президента М. Н. Роя, Молодежная конференция Соединенных провинций, 29 и 30 мая 1937 года, Ситапур . Бомбей: Р. Д. Надкарни, без даты [1937].
- Материализм и спиритуализм: президентское обращение М. Н. Роя на 3-й сессии конференции радикальной молодежи при президенте Мадраса, состоявшейся в Мадрасе 25 июля 1937 года . Бомбей: Р. Д. Надкарни, без даты [1937].
- Мое преступление . Бомбей: Рамеш Д. Надкарни, н.д. [ок. 1937].
- Русская революция: обзор и перспектива . Калькутта: Библиотека DM, дата [ок. 1937].
- Президентское обращение тов. М. Н. Рой, Первая студенческая конференция Раджпутаны и Центральной Индии, Бенвар, 1 и 2 января 1938 года . Бомбей: np, nd [1938].
- Всеиндийская конференция рабочих сахарного завода, Горакхпур, состоявшаяся 30 апреля и 1 мая 1938 года: президентское обращение Манабендры Натха Роя . Горакхпур: np, nd [1938].
- Фашизм: его философия, профессии и практика . Калькутта: Библиотека DM, 1938.
- О Конституции Конгресса . Калькутта: Офис «Независимой Индии», 1938 год.
- Наши различия . С В.Б. Карником. Калькута: Библиотека Сарасвати, 1938.
- Наши проблемы . С В.Б. Карником. Калькутта; Библиотека Барендры, 1938 год.
- Ганди против Роя: Содержит Com. Письмо Роя Ганди, ответ последнего и ответ первого . Бомбей: В. Б. Карник, 1939.
- Ереси ХХ века: Философские очерки . Бомбей: Издательство Ренессанс, 1939.
- Президентское обращение М. Н. Роя на Первой Всеиндийской конференции Лиги радикальных конгрессменов, Пуна, 27 и 28 июня 1939 года . Бомбей: np, nd [1939].
- Трипури и после . Насик: Лига радикальных конгрессменов, nd [1930-е].
- Куда, Лакхнау? Радикальный конгрессмен (М. Н. Рой) . Бомбей: М. Р. Шетти, без даты [1930-е].
- Мемуары кота . nc [Дехра Дун]: Renaissance Publishers, 1940.
- Куда Европа? Бомбей: Вора, 1940.
- Альтернатива . Бомбей: Вора, 1940.
- От дикости к цивилизации . Калькутта: Книжный дом дайджеста, 1940.
- Гандизм, национализм, социализм . Калькутта: Бенгальский радикальный клуб, 1940.
- Наука и суеверия . Дера Дун: Индийская ассоциация возрождения, 1940.
- Материализм: Очерк истории научной мысли . Дера Дун: Издательство Ренессанс, 1940.
- Мировой кризис (международное положение) . (соавтор) Ахмедабад: Радикально-демократическая народная партия Гуджарата, 1940.
- Отношения классов в борьбе за свободу Индии . Патна: Радикально-демократическая народная партия Бихара, без даты [ок. 1940].
- Наука, философия и политика . Морадабад: Дж. С. Агарвал, без даты [ок. 1940].
- Новый путь: Манифест и конституция Радикально-демократической партии . Бомбей: В. Б. Карник, без даты [ок. 1940].
- Якобинизм двадцатого века: роль марксизма в демократической революции . Патна: Радикально-демократическая партия, н.д. [ок. 1940].
- Некоторые фундаментальные проблемы массовой мобилизации . Калькутта: Д. Гунавардхана, н.д. [ок. 1940].
- Мои разногласия с Конгрессом: Речь в Аллахбадском университете, 27 ноября 1940 г. Бомбей: В. Б. Карник, Лига радикальных конгрессменов, без даты [ок. 1940].
- По коммунальному вопросу . С В.Б. Карником. Лакхнау: А.П. Сингх, н.д. [ок. 1940].
- Культура на перепутье: культурные предпосылки свободы . Калькутта: Левый книжный клуб, nd [1940-е].
- Послание Радикально-демократической партии СССР . Калькутта: Д. Гунавардхан, без даты [1940-е].
- Обращение Президента тов. М. Н. Рой на конференции радикально-демократической партии провинции Махараштра, проходившей в Пуне 22 и 23 марта 1941 г. , Бомбей: В. Б. Карник, nd [1941].
- Идеал индийской женственности . nc [Дехра Дун?]: Renaissance Publishers, 1941.
- Проблема индийской революции . Бомбей: Раджарам Пандей, 1941 год.
- Всеиндийская антифашистская конференция профсоюзов: Президентское обращение М. Н. Роя: Лахор, 29–30 ноября 1941 г. Лахор: М. А. Кан, без даты [1941].
- Научная политика: лекции во Всеиндийском политическом учебном лагере, Дехрадун, май и июнь 1940 года: проведены под эгидой Всеиндийской лиги радикальных конгрессменов . Дехра Дун: Индийская ассоциация возрождения, 1942.
- Свобода или фашизм? nc [Бомбей?]: Радикально-демократическая партия, 1942.
- Индия и война . (соавтор) Лакхнау: Радикальная демократическая партия, 1942.
- Эта война и наша защита . Карачи: Радикально-демократическая партия провинции Синд, 1942 год.
- Война и революция: Международная гражданская война . Мадрас: Радикально-демократическая партия, 1942 год.
- Происхождение радикализма в Конгрессе . Лакхнау: СС Сури, 1942 г.
- Библиотека революционера: список книг для серьезного политического исследования . Лакнау: Союз новой жизни, Индийской ассоциации возрождения, 1942 год.
- Этот путь к свободе: отчет Всеиндийской конференции радикально-демократической партии, состоявшейся в декабре 1942 года . (соавтор) Дели: Радикально-демократическая партия, 1942 год.
- Национализм: устаревший культ . Бомбей: Радикально-демократическая партия, н.д. [ок. 1942].
- Национализм, демократия и свобода . Бомбей: Радикально-демократическая партия, н.д. [ок. 1942].
- Письма из тюрьмы . nc [Дехра Дун?]: Renaissance Publishing, 1943.
- Коммунистический Интернационал . Дели: Радикально-демократическая партия, 1943 год.
- Что такое марксизм? Бомбей: НП, 1943.
- Будущее социализма: беседа со студенческим клубом Калькутты, ноябрь 1943 года . Калькутта: Издательство Ренессанс, без даты [1943].
- Бедность или изобилие? Калькутта: Издательство Ренессанс, 1943.
- Индийский труд и послевоенная реконструкция . Лакхнау: А.П. Сингх, 1943.
- Индийское движение Возрождения: три лекции . Калькутта: Издательство Ренессанс, 1944.
- Будущее среднего класса: лекция, прочитанная в Пуне 29 мая 1944 года в рамках ежегодной весенней серии лекций . Патна: Радикально-демократическая партия, nd [1944].
- Конституция Индии, проект: одобрен и опубликован для публичного обсуждения Центральным секретариатом Радикальной демократической партии . Дели: В.Б. Карник, 1944.
- Ваше будущее: обращение к образованному среднему классу. Выпущено Радикально-демократической партией . Лакхнау: Радикально-демократическая партия, 1944 год.
- Планирование Новой Индии . Калькутта: Renaissance Publishers, nd [ок. 1944].
- Национальное правительство или народное правительство? Калькутта: Renaissance Publishers, nd [ок. 1944].
- Конституция свободной Индии, проект М. Н. Роя: одобрен и выпущен для публичного обсуждения Радикальной демократической партией . Дели: Радикально-демократическая партия, 1945 год.
- Последние битвы за свободу: отчет Калькуттской конференции радикальной демократической партии, проходившей с 27 по 30 декабря 1944 года . Дели: Радикально-демократическая партия, дата [1945].
- Послевоенная перспектива: взгляд в будущее . Дели: Радикально-демократическая партия, 1945 год.
- Будущее демократии в Индии: полный текст речи, произнесенной на публичном собрании, состоявшемся в ратуше Лакхнау 6 октября 1945 года . Дели: Радикально-демократическая партия, дата [1945].
- Проблема свободы . Калькутта: Издательство Ренессанс, 1945.
- Мой опыт в Китае . Калькутта: Издательство Ренессанс, 1945.
- Советско-китайский договор . Калькутта: Издательство Ренессанс, 1947.
- Джавахариал Неру , Дели: Радикально-демократическая партия, дата [ок. 1945].
- INA и Августовская революция . Калькутта: Издательство Ренессанс, 1946.
- Революция и контрреволюция в Китае . Калькутта: Renaissance Publishers, 1946. — Опубликовано на немецком языке в 1931 году.
- Новая ориентация: заявление о международной ситуации . Дели: Радикально-демократическая партия, 1946 год.
- Новая ориентация: обзор и перспективы международной борьбы за новый мировой порядок демократической свободы, экономического процветания и культурного прогресса . Дехра Дун: Радикально-демократическая партия, Бенгалия, 1946 год.
- Новая ориентация: лекции, прочитанные в лагере политических исследований в Дехрадуне с 8 по 18 мая 1946 года . С Филиппом Спраттом. Калькутта: Издательство Ренессанс, 1946.
- Инаугурационная речь на конференции радикальной демократической партии: Бомбей, 20, 21 и 22 декабря 1946 года: президентское обращение и резолюции . Бомбей: В. Б. Карник, без даты [1947].
- Принципы радикальной демократии: приняты Третьей Всеиндийской конференцией Радикальной демократической партии Индии, состоявшейся в Бомбее 26–29 декабря 1946 года . Дели: Радикально-демократическая партия, 1947 год. — Приписывается Рою.
- Левиафан и Осьминог . Дели: Радикально-демократическая партия, без даты [1947].
- Азия и мир: Манифест . Дели: Радикально-демократическая партия, 1947 год.
- Наука и философия . Калькутта: Издательство Ренессанс, 1947.
- Новый гуманизм: манифест . Калькутта: Издательство Ренессанс, 1947.
- За пределами коммунизма . С Филипом Спраттом. Калькутта: Издательство Ренессанс, 1947.
- Новый подход к общественной программе: лекция, прочитанная в Международном сообществе, Мадрас, 22 февраля 1941 года . Бомбей: В. Б. Карник, без даты [ок. 1947].
- Русская революция . Калькутта: Издательство Ренессанс, 1949.
- Послание Индии . Калькутта: Издательство Ренессанс, 1950.
- Ритм космоса: инаугурационная речь Второй Всеиндийской рационалистической конференции в Тенали, состоявшейся 9 и 10 февраля 1952 года . Тенали: н.п., н.д. [1952].
- Радикальный гуманизм . Нью-Дели: НП, 1952.
- Разум, романтизм и революция . Калькутта: Издательство Ренессанс, 1952.
- Путь вперед в Азии . nc: Британская информационная служба в Юго-Восточной Азии, н.д. [ок. 1950-е годы].
- Преступление и карма, кошки и женщины . Калькутта: Издательство Ренессанс, 1957.
- Мемуары . Бомбей: Allied Publishers, 1964. — Переиздано в 1984 году.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Р.К. Авасти, Научный гуманизм: социально-политические идеи МН. Рой: Критика . Дели: исследовательские публикации в области социальных наук, 1973.
- Шири Рам Бакши, Миннесота Рой . Нью-Дели: Публикации Анмола, 1994.
- Н. Р. Басаннавар, «Индеец в Коминтерне». Диссертация Бристольского университета, 2007 г.
- Г. П. Бхаттачарджи, Эволюция политической философии М. Н. Роя . Калькутта: Minerva Associates, 1971.
- М. Н. Рой и радикальный гуманизм. Бомбей: Публикация AJBH Wadia, 1961.
- Фанибхусан Чакравартти, М. Н. Рой . Калькутта: Комитет по празднованию годовщины смерти Миннесоты Роя, 1961.
- Пракаш Чандра, Политическая философия М. Н. Роя . Меерут: Саруп и сыновья, 1985.
- Сатьябрата Рай Чоудхури, Левые движения в Индии, 1917–1947 гг . Бейзингсток, Великобритания: Пэлгрейв, 2007.
- Рамьянсу Сехар Дас, М.Н. Рой, философ-гуманист . Калькутта: В. Ньюман, 1956.
- Б. Н. Дасгупта, М. Н. Рой: В поисках свободы . Калькутта: Firma KL Mukhopadhyay, 1970.
- Ниранджан Дхар, Политическая мысль М. Н. Роя, 1936–1954 . Калькутта: Издательство Эврика, 1966.
- С. М. Гангули, Левые взгляды в Индии: М. Н. Рой и индийская политика, 1920–1948 гг . Колумбия, Миссури: Книги Южной Азии, 1984.
- Дхармадаса Гунавардхана и Дебасаран Дас Гупта (ред.), Объяснение роизма . Калькутта: Библиотека Сарасвати, 1938.
- Майкл Гебель, «Геополитика, транснациональная солидарность или национализм диаспоры? Глобальная карьера М.Н. Роя, 1915–1930», European Review of History 21, вып. 4 (2014), стр. 485–499.
- Д.К. Гровер, М.Н. Рой: исследование революции и разума в индийской политике . Калькутта: Minerva Associates, 1973.
- Джон Патрик Хейткокс, «Коммунизм и национализм в Индии»; М. Н. Рой и политика Коминтерна, 1920–1939 гг . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1971.
- В. Б. Карник, М. Н. Рой: Политическая биография . Бомбей: Нав Джагрити Самадж, 1978.
- Уша Кришна, М. Н. Рой и радикальное гуманистическое движение в Индии: социологическое исследование . Меерут: Университет Чаудхари Чаран Сингх, 2005.
- Б.К. Махакул, «Радикальный гуманизм М.Н. Роя», Индийский журнал политических наук , том. 66, нет. 3 (июль 2005 г.), стр. 607–618. В JSTOR
- Крис Манджапра, М. Н. Рой: марксизм и колониальный космополитизм . Дели: Рутледж Индия, 2010.
- Джайлз Милтон « Русская рулетка: как британские шпионы сорвали глобальный заговор Ленина» , «Скипетр», 2013. ISBN 978 1 444 73702 8
- Инная Нарисетти (редактор), М. Н. Рой: Радикальный гуманист: Избранные произведения , Нью-Йорк: Prometheus Books, 2004.
- Р. Л. Ниграм, Радикальный гуманизм М. Н. Роя. Изложение его 22 тезисов . NC: Indus Publishing Co., без даты
- Роберт К. Норт и Ксения Дж. Юдин, Миссия М. Н. Роя в Китай: раскол коммунистов и гоминьданов в 1927 году . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1963.
- Вишнудео Нараин Оджа, М. Н. Рой и его философские идеи , Северная Каролина [Музаффарпур]: Шанхнад Пракашан, 1969.
- Алок Пант, Индийский радикализм и М. Н. Рой . Дели: Адхьяян, 2005.
- Говардхан Дханарадж Парих (редактор), Сущность роизма: Антология сочинений М. Н. Роя . Бомбей: Нав Джагрити Самадж, 1987.
- Рамендра, М.Н. Новый гуманизм и материализм Роя . Патна: Фонд Буддхивади, 2001.
- Сибнараян Рэй, В поисках свободы: Жизнь М. Н. Роя (Том 1: 1887–1922) . Калькутта: Минерва, 1998. — Других томов не издавалось.
- М. Н. Рой: Философ-революционер: Симпозиум . Калькутта: Издательство Ренессанс, 1959.
- Дипти Кумар Рой, Левая политика в Индии: М. Н. Рой и радикально-демократическая партия . Калькутта: Минерва, 1989.
- Профсоюзное движение в Индии: роль М. Н. Роя . Калькутта: Минерва, 1990.
- Самарен Рой, Беспокойный брамин: Ранняя жизнь М. Н. Роя . Бомбей: Allied Publishers, 1970.
- Дваждырожденный еретик: М. Н. Рой и Коминтерн . Калькутта: Частный KLM, 1986.
- Б.С. Шарма, Политическая философия М.Н. Роя . Дели, Национальное издательство, 1965.
- Сита Рам Шарма, Жизнь и творчество М. Н. Роя . Джайпур: Sublime Publications, 2010.
- Шивия М. « Новый гуманизм и демократическая политика: исследование теории государства М. Н. Роя» . Бомбей: Популярный Пракашан, 1977.
- Рита Синха, Политические идеи М. Н. Роя . Нью-Дели: Национальная книжная организация, 1991.
- Сада Нанд Талвар, Политические идеи М. Н. Роя . Дели: Издательство Хосла, 1978.
- Дж.Б.Х. Вадиа, М.Н. Рой, Мужчина: Неполная Рояна . Бомбей: Популярный Пракашан, 1983.
- Шьямалес Дас, М.Н. Рой, Биплаби, Раджнитик О Даршоник . Калькутта: Издательство Шрибхуми, 1999.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Манбендра Нат Рой (1887–1954) в Интернет-энциклопедии философии
- Интернет-архив Манабендры Натха Роя , Интернет-архив марксистов, www.marxists.org/
- Рой на обложке «Огонька» , 5 апреля 1925 года.
- Материалы М. Н. Роя в Южно-Азиатско-Американском цифровом архиве (SAADA)
- 1887 рождений
- 1954 смерти
- Атеисты 20-го века
- эссеисты 20-го века
- Индийские писатели-публицисты XX века
- Индийские философы XX века
- Индийские социологи XX века
- Анушилан Самити
- Философы-атеисты
- Бенгальские индуисты
- Исполнительный комитет Коммунистического Интернационала
- Индийские бывшие индуисты
- Бывшие марксисты
- Индо-германский заговор
- Индийские атеисты
- Индийские коммунисты
- Индийские эмигранты в Мексике
- Индийские гуманисты
- Индийские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Индийские писатели-мужчины XX века
- Индийские марксисты
- Индийские политические философы
- Индийские пленные и задержанные
- Индийские революционеры
- Мексиканцы индийского происхождения
- Люди из Северного 24 Парганасского района
- Философы культуры
- Философы истории
- Философы социальных наук
- Заключенные и задержанные Британской Индии
- Революционеры Бенгалии во время британского правления
- Правая оппозиция
- Ученые из Западной Бенгалии
- Светские гуманисты
- Социальные философы
- Писатели об активизме и социальных изменениях
- Активисты независимости Индии из Бенгалии