Jump to content

Марксистская археология

Марксистская археология — это археологическая теория , которая интерпретирует археологическую информацию, используя рамки диалектического материализма , который часто называют марксизмом .

Хотя ни Карл Маркс, ни Фридрих Энгельс специально не анализировали, каким образом археология поддерживает материалистическую концепцию истории, Маркс указал на это в «Капитале» , где писал, что «остатки прежних орудий труда имеют такое же значение для исследования вымерших экономических форм общества, как и ископаемые кости для определения вымерших видов животных». [1] Энгельс далее уточнял, что «именно из истории природы и человеческого общества абстрагируются законы диалектики». [2] который рассматривает археологию как часть этого процесса открытий. Далее Энгельс стремился определить три основных принципа диалектической материалистической теории как «переход количества в качество и наоборот; (...) взаимопроникновение противоположностей; (и) отрицание отрицания». [3] Таким образом, марксистская археология рассматривает материальные свидетельства в качестве индикаторов трансформации общества и/или природы, а также противостоящих материальных и социальных сил, порождающих изменения, в качестве рамок для интерпретации археологических данных.

Марксистская археологическая теория была разработана советскими археологами в Советском Союзе в начале двадцатого века. Марксистская археология быстро стала доминирующей археологической теорией в Советском Союзе, а затем распространилась и была принята археологами в других странах. В частности, в Великобритании , где теорию пропагандировал влиятельный археолог В. Гордон Чайлд . С развитием постпроцессуальной археологии в 1980-х и 1990-х годах формы марксистской археологии снова стали популяризироваться среди археологического сообщества. [ нужна ссылка ]

Марксистская археология была охарактеризована как «в целом принявшая материалистическую основу и процессуальный подход, подчеркивая при этом исторический контекст развития археологических данных». [ нужны разъяснения ] [4] Теория утверждает, что общества прошлого следует изучать посредством марксистского анализа, имея тем самым материалистическую основу. Она утверждает, что социальные изменения происходят через классовую борьбу , и хотя когда-то она, возможно, считала, что человеческие общества проходят ряд стадий, от первобытного коммунизма через рабство , феодализм и затем капитализм , сегодня она обычно критически относится к такой эволюционной типологии.

Археологи-марксисты в целом полагают, что биполяризм, существующий между процессуальными и постпроцессуальными дебатами, представляет собой оппозицию, присущую производству знаний и согласующуюся с диалектическим пониманием мира. Многие археологи-марксисты полагают, что именно эта поляризация внутри антропологической дисциплины (и всех академических дисциплин) подпитывает вопросы, которые стимулируют прогресс археологической теории и знаний. Считается, что это постоянное взаимодействие и конфликт между крайностями двух эвристических игровых площадок (субъективного и объективного) приводит к непрерывной реконструкции прошлого учеными.

Социальная эволюция

[ редактировать ]

Марксистская концепция истории, зародившаяся в книге Энгельса « Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.), утверждает, что общество развивалось через ряд прогрессивных стадий. Первым из них был первобытный коммунизм , который, по мнению теоретиков марксизма, был свойственен бесклассовым обществам охотников-собирателей . Однако, согласно марксистской доктрине, большинство из них превратились в рабовладельческие общества, затем в феодальные общества, а затем в капиталистические общества, которые, как отмечают марксисты, являются доминирующей формой сегодня. Однако марксисты считают, что на самом деле человеческому обществу предстоит пройти еще две социальные стадии: социализм , а затем коммунизм . [5] Археологи-марксисты часто интерпретируют археологические данные как свидетельство этого прогресса через формы общества. Этот подход был особенно популярен в Советском Союзе при Иосифе Сталине , и, как археолог Брюс Триггер позже писал :

Догматизм, с которым советские обществоведы придерживались этой схемы, резко контрастирует со взглядами Маркса и Энгельса, готовыми рассматривать многолинейные модели социальной эволюции, особенно в отношении более ранних и менее изученных периодов человеческого развития. [5]

Марксистская археология уделяет особое внимание изучению того, как люди жили и работали в прошлом. Пытаясь сделать это, археологи-марксисты, работавшие в Советском Союзе в 1920-е годы и в последующие десятилетия, осудили то, что они считали «артефактологией», простой категоризацией артефактов по типологиям, поскольку они считали, что это отвлекает археологический фокус от людей, которые создал и использовал их. [6] [7]

Прецеденты

[ редактировать ]

Формулируя марксизм в середине девятнадцатого века, Карл Маркс и Фридрих Энгельс написали много книг по истории, но мало писали об археологии или о том, как ее можно понять в марксистских рамках. По мнению Триггера, наиболее релевантный отрывок Маркса по этому вопросу был найден в его эпическом исследовании политической экономии «Капитал» , в котором он написал следующее: [8]

Остатки прежних орудий труда имеют такое же значение для исследования вымерших хозяйственных форм общества, как и ископаемые кости для определения вымерших видов животных. Не изделия, а то, как они производятся и с помощью каких инструментов, позволяют нам различать различные экономические эпохи. Орудия труда не только служат мерилом степени развития человеческого труда, но они также являются индикаторами социальных условий, в которых осуществляется труд. [9]

В Советском Союзе

[ редактировать ]

Марксистская археология впервые возникла в Советском Союзе , государстве, управляемом марксистско-ленинским правительством, в 1920-х годах. Придя к власти в Российской империи и преобразовав ее в социалистическую республику после революции 1917 года, Коммунистическая партия - в рамках общей поддержки научного прогресса - поощряла археологические исследования, основав в 1919 году Российскую академию истории материальной культуры. Вскоре переименованная в Государственную академию истории материальной культуры (ГАИМК) после переименования Империи в Советский Союз, она располагалась в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург ) и первоначально следовала ранее существовавшим археологическим теориям, а именно. культурно-историческая археология . [10] [11] [5]

После прихода к власти Иосифа Сталина в Советском Союзе в 1924 году возросло внимание к тому, чтобы ученые привели свои выводы в соответствие с марксистскими теориями. В рамках этого правительство не позволяло советским археологам контактировать с их зарубежными коллегами, а археологам предлагалось понимать полученную информацию в рамках истории, разработанной Марксом и Энгельсом. В 1929 году молодой археолог Владислав Равдоникас (1894–1976) опубликовал отчет под названием « За советскую историю материальной культуры» , в котором изложил основы марксистской археологии. В рамках этой работы сама дисциплина археология подвергалась критике как по своей сути буржуазная и, следовательно, антимарксистская, а после ее публикации возникла тенденция к осуждению тех археологических идей и работ, которые были сделаны раньше, примером чему стала Всероссийская конференция по археологии. и этнографии, состоявшегося в 1930 году. [12] [13] [14]

Вскоре Равдоникас и другие молодые археологи-марксисты заняли значительные позиции в археологическом сообществе Советского Союза. Среди известных археологов-марксистов этого периода были Артемий Арциховский , Евгений Кричевский, А. П. Круглов, Г. П. Подгаецкий и П. Н. Третьяков. По словам более позднего археолога Брюса Триггера , эти молодые археологи «были полны энтузиазма, но не имели большого опыта в марксизме или археологии». [14] В 1930-е годы в стране был принят термин «советская археология», чтобы отличать марксистскую археологию в понимании советских археологов от «буржуазной археологии» других, немарксистских стран. Прочно соединив его с академической дисциплиной истории , в этом десятилетии в Союзе было опубликовано еще много археологических книг, а также началось издание того, что впоследствии стало главным археологическим журналом страны, «Советская археология» , и открытие многих других археологических журналов. подразделения в университетах. [15]

В Латинской Америке

[ редактировать ]

В Латинской Америке в 1970-х годах возникла форма марксистской археологической мысли, известная как «социальная археология», базирующаяся в основном в Перу и Венесуэле , но с некоторым влиянием в Эквадоре . [16] Его пионерами стали Луис Лумбрерас в Перу и Марио Саноха и Ираида Варгас в Венесуэле. [16]

В западном мире

[ редактировать ]

В 1935 году влиятельный австралийский археолог Вер Гордон Чайлд посетил Советский Союз. До этого он уже начал смотреть на общества с точки зрения того, что они развивались преимущественно экономическими средствами, начав отвергать культурно-историческую археологию в конце 1920-х годов. [17] [7]

По словам археологов Колина Ренфрю и Пола Бана, «после всплеска теоретических дискуссий, последовавших за первоначальным воздействием « Новой археологии» , вновь пробудился интерес к применению к археологии некоторых выводов более ранних работ Карла Маркса, многие из которых были повторно изучены французскими антропологами в 1960-х и 1970-х годах». [18]

  1. ^ Карл Маркс. 1996 [1867]. Капитал, критика политической экономии , Vol. 1. В Собрании сочинений Маркса и Энгельса. 35 . Нью-Йорк: Международные издательства. 189-190.
  2. ^ Фридрих Энгельс. 1987 [1882]. Диалектика природы , в Собрании сочинений Маркса и Энгельса, том. 25 . Нью-Йорк: Международные издательства. 356.
  3. ^ Энгельс, Диалектика природы , 356.
  4. ^ Эрл, Тимоти К.; Преусель, Роберт В. (1987). «Процессуальная археология и радикальная критика». Современная антропология . 28 (4): 501–513, 527–538 [506]. дои : 10.1086/203551 . JSTOR   2743487 . S2CID   147115343 .
  5. ^ Jump up to: а б с Триггер 2007 , с. 337.
  6. ^ Триггер 2007 , с. 343.
  7. ^ Jump up to: а б Триггер 2007 , с. 344.
  8. ^ Триггер 2007 , с. 331.
  9. ^ Маркс, Карл (1906). Капитал: критика политической экономии . Нью-Йорк: Современная библиотека , Random House . п. 200.
  10. ^ Триггер 2007 , с. 326.
  11. ^ Триггер 2007 , с. 327.
  12. ^ Триггер 2007 , с. 328.
  13. ^ Триггер 2007 , с. 329.
  14. ^ Jump up to: а б Триггер 2007 , с. 330.
  15. ^ Триггер 2007 , с. 340.
  16. ^ Jump up to: а б Джеймисон, Росс В. (2005). «Колониализм, социальная археология и Андино: историческая археология в Андах». Мировая археология . 37 (3). Taylor & Francisco, Ltd .: 353. doi : 10.1080/00438240500168384 . JSTOR   40024241 . S2CID   162378977 .
  17. ^ Триггер 2007 , с. 322.
  18. ^ Ренфрю, Колин ; Бан, Пол (2004). Археология: теории, методы и практика (4-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон . п. 179 . ISBN  978-0-500-28441-4 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b6252f1983c064592b903985666b91ec__1716093780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/ec/b6252f1983c064592b903985666b91ec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marxist archaeology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)