Jump to content

Агнес Хеллер

(Перенаправлено с Агнес Хеллер )

Агнес Хеллер
Хеллер в 2015 году
Рожденный ( 1929-05-12 ) 12 мая 1929 г.
Будапешт , Венгрия
Умер 19 июля 2019 г. ) ( 2019-07-19 ) ( 90 лет
Супруги
  • ( м. 1949; дивизия 1962)
  • ( м. 1963; умер в 1994 г.)
Эра Философия 20-го века
Область Западная философия
Школа Континентальная философия
Будапештская школа
Основные интересы
Политическая теория

Агнес Хеллер (12 мая 1929 - 19 июля 2019) была венгерским философом и преподавателем. Она была одним из основных членов философского форума Будапештской школы в 1960-х годах, а затем в течение 25 лет преподавала политическую теорию в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке . Она жила, писала и читала лекции в Будапеште. [1]

Ранняя жизнь и политическое развитие

[ редактировать ]

Агнес Хеллер родилась 12 мая 1929 года в семье Пала Хеллера и Анжелы «Ангялка» Лигети. [2] семья среднего достатка Это была еврейская . [3] Во время Второй мировой войны ее отец использовал свое юридическое образование и знание немецкого языка , чтобы помочь людям получить необходимые документы для эмиграции из нацистской Европы. В 1944 году отца Хеллера депортировали в концентрационный лагерь Освенцим , где он умер до окончания войны. [2] Хеллер и ее матери удалось избежать депортации.

Что касается влияния Холокоста на ее творчество, Хеллер сказала:

Меня всегда интересовал вопрос: как такое могло произойти? Как мне это понять? И этот опыт Холокоста соединился с моим опытом пребывания в тоталитарном режиме. Это подняло очень похожие вопросы в моем самоанализе и исследовании мира: как такое могло произойти? Как люди могли делать такие вещи? Поэтому мне пришлось выяснить, что такое мораль, какова природа добра и зла, что я могу сделать с преступностью, что я могу выяснить об источниках морали и зла? Это был первый запрос. Другим вопросом был социальный вопрос: какой мир может произвести такое? Какой мир позволяет таким вещам происходить? Что такое современность? Можем ли мы ожидать искупления? [4]

В 1947 году Хеллер начал изучать физику и химию в Будапештском университете . Однако она переключила свое внимание на философию, когда ее тогдашний парень посоветовал ей послушать лекцию философа Дьёрдя Лукача о пересечении философии и культуры. Ее сразу поразило то, насколько его лекция затронула ее проблемы и интересы относительно того, как жить в современном мире, особенно после опыта Второй мировой войны и Холокоста.

Хеллер вступил в Коммунистическую партию в том же 1947 году, находясь в сионистском трудовом лагере. [5] [2] и начала развивать интерес к марксизму . Однако она чувствовала, что партия душит способность своих приверженцев свободно мыслить из-за своей приверженности демократическому централизму . Впервые ее исключили из нее в 1949 году, когда Матьяш Ракоши пришел к власти и положил начало годам сталинского правления.

Научная работа

[ редактировать ]

Начало карьеры в Венгрии

[ редактировать ]

После 1953 года и назначения Имре Надя на пост премьер-министра Хеллер смогла спокойно продолжить обучение в докторантуре под руководством Лукача , а в 1955 году она начала преподавать на гуманитарном факультете университета Будапештского .

От Венгерской революции 1956 года до Пражской весны 1968 года.

[ редактировать ]

Венгерская революция 1956 года была самым важным политическим событием в ее жизни, поскольку в то время она считала влияние академических свобод марксистской критической теории опасным для всей политической и социальной структуры Венгрии. Хеллер рассматривала восстание как подтверждение своей идеи о том, что Маркс на самом деле означает для людей политическую автономию и коллективное определение социальной жизни.

Лукач, Хеллер и другие критические теоретики вышли из Революции с убеждением, что марксизм и социализм необходимо применять к различным нациям индивидуально, что фактически поставило под сомнение роль Советского Союза в будущем Венгрии. Эти идеи поставили Хеллер на путь идеологического столкновения с новым поддерживаемым Москвой правительством Яноша Кадара : Хеллер снова была исключена из Коммунистической партии, а в 1958 году ее уволили из университета за отказ предъявить обвинение Лукачу как пособнику революции. Она не могла возобновить свои исследования до 1963 года, когда ее пригласили присоединиться к Социологическому институту Венгерской академии в качестве исследователя (Торми 4–18) (Грумли 5–15).

С 1963 года можно увидеть появление того, что позже будет названо « Будапештской школой », философского форума, который был основан Лукачем для содействия обновлению марксистской критики перед лицом практического и теоретического социализма. Среди других участников Будапештской школы были вместе с Хеллер ее второй муж Ференц Фехер , Дьёрдь Маркус , Михай Вайда и некоторые другие ученые, имеющие более слабую связь со школой (например , Андраш Хегедюс , Иштван Эорши , Янош Киш и Дьёрдь Бенце ).

Работы Хеллера этого периода сосредоточены на таких темах, как то, что Маркс подразумевает под характером современных обществ; теория освобождения применительно к личности; работа по изменению общества и правительства «снизу вверх» и влиянию на изменения через уровень ценностей, убеждений и обычаев « повседневной жизни ».

Карьера в Венгрии после Пражской весны

[ редактировать ]

До событий Пражской весны 1968 года Будапештская школа продолжала поддерживать реформистские взгляды на социализм. Однако после вторжения в Чехословакию сил Варшавского договора и подавления инакомыслия Школа и Хеллер пришли к выводу, что восточноевропейские режимы полностью коррумпированы и что реформистская теория является апологетом. Хеллер объясняет в своем интервью Polony, что:

режим просто не мог терпеть никакого другого мнения; вот что такое тоталитарный режим. Но тоталитарный режим не может полностью тотализировать, он не может отвергнуть плюрализм; В современном мире существует плюрализм, но он может поставить плюрализм вне закона. Запретить плюрализм вне закона означает, что партия сама решила, какое особое мнение допустимо. То есть нельзя было что-то написать без разрешения партии. Но мы начали писать и думать независимо, и это было огромным испытанием для всей системы. Они не могли мириться с нарушением правил игры. И мы не играли по правилам игры.

Эта точка зрения была совершенно несовместима с точкой зрения Кадара на политическое будущее Венгрии после революции 1956 года. [ нужна ссылка ] Согласно интервью Хеллера в 2010 году [6] в немецкой газете Jungle World она считала, что политические и уголовные процессы после 1956 года были антисемитскими .

После смерти Лукача в 1971 году члены Школы стали жертвами политических преследований, остались безработными из-за увольнения с университетской работы и подверглись официальному надзору и общим преследованиям. [ нужна ссылка ] Вместо того, чтобы оставаться диссидентами, Хеллер и ее муж, философ Ференц Фехер, вместе со многими другими членами основной группы Школы, выбрали изгнание в Австралию в 1977 году. [2]

Карьера за рубежом

[ редактировать ]

Хеллер и Феер столкнулись с тем, что они считали бесплодием местной культуры, и жили в относительной безвестности пригорода недалеко от университета Ла Троб в Мельбурне . Они помогли основать Thesis Eleven в 1980 году и превратить его в ведущий австралийский журнал социальной теории и форум «политически независимой» левой мысли. [7]

По описанию Торми, зрелое мышление Хеллер в этот период времени было основано на принципах, которые можно отнести к ее личной истории и опыту члена Будапештской школы, сосредоточив внимание на стрессе для человека как агента; враждебное отношение к оправданию положения дел ссылками на аморальные или неэтические критерии; вера в «человеческую субстанцию» как источник всего хорошего и стоящего; и враждебность к формам теоретизирования и политической практики, которые отрицают равенство, рациональность и самоопределение во имя «наших» интересов и потребностей, как бы они ни были определены.

Хеллер и Фехер покинули Австралию в 1986 году, чтобы занять должности в Новой школе в Нью-Йорке , где Хеллер занимал должность профессора философии Ханны Арендт в программе последипломного образования. Ее вклад в область философии был отмечен многочисленными наградами, которые она получила (например, Премия Ханны Арендт в области политической философии, Бремен, 1995 г.) и Национальная премия Сечени в Венгрии, 1995 г. [ нужна ссылка ] и различные академические общества, в которых она работала, включая Венгерскую академию наук. В 2006 году она впервые посетила Китай на неделю.

Хеллер много исследовал и писал об этике, Шекспире , эстетике , политической теории, современности и роли Центральной Европы в исторических событиях. С 1990 года Хеллер больше интересовался вопросами эстетики в фильмах «Понятие прекрасного» (1998), «Время вышло из строя» (2002) и «Бессмертная комедия» (2005).

В 2006 году она стала лауреатом премии Соннинга . [8] в 2010 году она была среди трех лауреатов медали Гете , [9] [10] а в 2014 году она получила медаль Валленберга . [11]

В 2010 году Хеллер вместе с 26 другими известными и успешными венгерскими женщинами присоединилась к кампании по проведению референдума по женской квоте в законодательном органе Венгрии. [12]

Хеллер опубликовала всемирно известные работы, в том числе переиздания ее предыдущих работ на английском языке, все из которых пользуются международным признанием таких ученых, как Лидия Гёр (о «Понятии прекрасного» Хеллера Хеллера), Ричард Волин (о переиздании «Теории чувств» ), Дмитрий Никулин (по комедии и этике), Джон Грумли (чья собственная работа посвящена Хеллер в книге «Агнес Хеллер: Моралист в вихре истории» ), Джон Ранделл (по эстетике Хеллера и теории современности), Пребен Каарсхольм (по «Короткометражке» Хеллера) История моей философии ), среди других.

Хеллер был почетным профессором Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. [13] Она активно работала как в академической, так и в политической жизни по всему миру. Она выступала в колледже Имре Кертеса в Йене, Германия, вместе с польским социологом Зигмунтом Бауманом . [14] на Тюбингенской книжной ярмарке в Германии беседуя с бывшим министром юстиции Германии Гертой Дойблер-Гмелин , [15] и другие площадки по всему миру.

Личная жизнь

[ редактировать ]

Хеллер вышла замуж за философа Иштвана Германа в 1949 году. [16] Их единственная дочь, Жужанна «Жужа» Герман, родилась 1 октября 1952 года. После развода в 1962 году Хеллер вышла замуж за Ференца Фехера в 1963 году. [17] также член кружка Лукача. У Хеллера и Фехера родился сын Дьёрдь Фехер (1964). Ференц Фехер умер в 1994 году. [2]

Агнес Хеллер упоминает, что выдающийся венгерский скрипач Леопольд Ауэр был родственником ее семьи по материнской линии. [18] Хеллер — двоюродный брат современного композитора 20-го века Дьёрдя Лигети . [18]

В ноябре 2018 года Хеллер в течение одной недели принял участие в первой международной конференции по восточноевропейской марксистской критической теории в Сычуаньском университете. собираясь купаться на озере Балатон 19 июля 2019 года, , Хеллер утонул в Балатоналмади . [19] [2]

Награды и почести

[ редактировать ]

В 2023 году Инсбрукский университет назвал новое здание на территории своего кампуса в честь философа: Агнес-Хеллер-Хаус. [23]

Работает

[ редактировать ]
  • «Марксистская теория революции и революция в повседневной жизни» ( Телос , осень 1970 г.)
  • «О новых приключениях диалектики» ( Телос , весна 1977 г.)
  • «Формы равенства» ( Телос , лето 1977 г.)
  • «Комедия и рациональность» ( Телос , осень 1980 г.)
  • «Антиномии мира» ( Телос , осень 1982 г.)
  • «От красного к зеленому» ( Телос , весна 1984 г.)
  • «Лукач и Святое семейство» ( Телос , зима 1984–1985 гг.)
  • «На пути к марксистской теории ценности». ( Кинезис 5:1, осень 1972 г., Университет Южного Иллинойса, Карбондейл, Иллинойс)
  • «Герменевтика в социальных науках к герменевтике социальных наук» ( «Теория и общество» , май 1989 г.)
  • «Где мы дома?» ( Диссертация одиннадцать 41 , 1995 г.) [24]
  • На пути к марксистской теории стоимости . Карбондейл: Университет Южного Иллинойса, Telos Books, 1972.
  • (соавтор) Личность и практика: позиции Будапештской школы (под ред. Дьёрдя Лукача; сборник эссе, переведенный с венгерского). Франкфурт: Зуркамп, 1975.
  • (автор) Гуманизация социализма: сочинения будапештской школы (под ред. Андраша Хегедуша; сборник эссе, переведенный с венгерского). Лондон: Эллисон и Басби , 1976.
  • Теория потребности у Маркса . Лондон: Эллисон и Басби, 1976.
  • Человек эпохи Возрождения (английский перевод венгерского оригинала). Лондон, Бостон, Хенли: Рутледж и Кеган Пол, 1978.
  • Об инстинктах (английский перевод венгерского оригинала). Ассен: Ван Горкум, 1979.
  • Теория истории. Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1982.
  • Диктатура над потребностями (совместно с Ференцем Фехером и Г. Маркусом). Оксфорд: Бэзил Блэквелл, 1983.
  • Венгрия, пересмотренный 1956 год: послание революции – четверть века спустя (совместно с Ф. Фехером). Лондон, Бостон, Сидней: Джордж Аллен и Анвин , 1983.
  • (ред.) Лукач переоценен . Оксфорд: Бэзил Блэквелл, 1983 (мягкая обложка, 1984).
  • Повседневная жизнь (английский перевод венгерского оригинала 1970 года). Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1984.
  • Радикальная философия Б. Блэквелл; Первое издание. (1 января 1984 г.)
  • Сила стыда: рационалистический взгляд . Лондон: Рутледж и Кеган Пол , 1985.
  • Судный день или сдерживание (совместно с Ф. Фехером). Уайт-Плейнс: М.Э. Шарп, 1986.
  • (под редакцией Ф. Фехера) Реконструкция эстетики . Оксфорд: Бэзил Блэквелл, 1986.
  • Восточные левые – Западные левые. Свобода, Тоталитаризм, Демократия (совместно с Ф. Фехером). Кембридж, Нью-Йорк: Polity Press, Humanities Press, 1987.
  • За пределами правосудия , Оксфорд, Бостон: Бэзил Блэквелл, 1988.
  • Общая этика . Оксфорд, Бостон: Бэзил Блэквелл, 1989.
  • Постмодернистское политическое состояние (совместно с Ф. Фехером). Кембридж, Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета Polity Press, 1989.
  • Сможет ли современность выжить? Кембридж, Беркли, Лос-Анджелес: Polity Press и University of California Press , 1990.
  • От Ялты к гласности: Демонтаж сталинской империи (совместно с Ф. Фехером). Оксфорд, Бостон: Бэзил Блэквелл, 1990.
  • Величие и закат радикального универсализма (совместно с Ф. Фехером). Нью-Брансуик: Сделка, 1990.
  • Философия морали . Оксфорд, Бостон: Бэзил Блэквелл, 1990.
  • Этика личности . Кембридж: Бэзил Блэквелл, 1996.
  • Теория современности . Кембридж, Массачусетс: Вили-Блэквелл, 1999.
  • Время вышло из строя: Шекспир как философ истории . Кембридж, Массачусетс: Вили-Блэквелл, 2000.
  • Неразрешимость «еврейского вопроса», или Почему я родился евреем, а почему не негром? Будапешт: Múlt és Jövő Kiadó, 2004.
  • Бессмертная комедия: комический феномен в искусстве, литературе и жизни . Лэнхэм и др.: Lexington Books, Rowman and Littlefield Publishers Inc, 2005.
  • Исторический роман сегодня («Исторический роман сегодня», на венгерском языке). Будапешт: Издательство Múlt és Jövő, 2011.
  1. ^ Агнес Хеллер (16 сентября 2018 г.). «Что случилось с Венгрией?» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 16 сентября 2018 года . Проверено 15 ноября 2018 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Гензлингер, Нил (30 июля 2019 г.). «Агнес Хеллер, венгерский философ и откровенный диссидент, умерла в возрасте 90 лет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 30 июля 2019 года . Проверено 31 июля 2019 г.
  3. ^ Хеллер, Агнес (1999). Обезьяна на велосипеде . Берлин, Вена: Филон.
  4. ^ Интервью с Чабой Полони , журнал Left Curve Journal
  5. ^ «Мы жили сообща, мы чувствовали, что принадлежим друг другу. Нам не нужны были ни деньги, ни богатые... Я не любил богатых, сегодня мне за это стыдно. Я ненавидел торговцев черного рынка, долларовых спекулянтов, людей жадности и жадности. Без проблем! Я бы навсегда остался верен бедным. Итак, сумасшедшая девчонка, которой я была, я вступила в Коммунистическую партию, чтобы быть с бедными». Цитируется Эриком Хобсбаумом , «Интересные времена» , 2002, стр. 137.
  6. ^ «Сейчас антисемитизма больше, чем когда-либо» . Jungle.world (на немецком языке) . Проверено 26 июля 2019 г.
  7. ^ Хеллер, Агнес (2010). «Прибытие в Австралию». Тезис одиннадцатый . 100 : 16–17. дои : 10.1177/0725513609353696 . S2CID   144797913 .
  8. ^ Jump up to: а б «Люди: Агнес Хеллер, Metallica, Мик Джаггер» . Нью-Йорк Таймс . 21 февраля 2006 г. ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 16 марта 2024 года . Проверено 16 марта 2024 г.
  9. ^ «Награждённые – Гёте-Институт» . www.goethe.de . Архивировано из оригинала 28 ноября 2022 года . Проверено 16 марта 2024 г.
  10. ^ Jump up to: а б «Венгерский философ получает медаль Гете» . Культура.ху . 2 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2024 г. Проверено 16 марта 2024 г.
  11. ^ Jump up to: а б Николас, Шейла (22 сентября 2014 г.). «Философ Агнес Хеллер получит 23-ю медаль Валленберга» . Университетский рекорд . Архивировано из оригинала 22 сентября 2014 года . Проверено 16 марта 2024 г.
  12. Женская квота: референдум и судят обнаженных мужчин , Népszabadság , 5 ноября 2010 г.
  13. ^ «Факультет | Философия | Новая школа социальных исследований» .
  14. ^ «Мастерская: Подходы к постмодернизму с Востока» . Имре Кертес Коллег Йена . 20 октября 2011 года . Проверено 6 декабря 2023 г.
  15. ^ «Агнес Хеллер с Дойблер-Гмелин и Вертхаймером в Пфлегхофе - Региональная культура - Schwäbisches Tagblatt Tübingen» . 30 марта 2012. Архивировано из оригинала 30 марта 2012 года . Проверено 6 декабря 2023 г.
  16. ^ «Некролог Агнес Хеллер: откровенный венгерский философ» . Ирландские Таймс . 3 августа 2019 г. Архивировано из оригинала 3 августа 2019 г. . Проверено 16 марта 2024 г.
  17. ^ Терезакис, Кэти, изд. (март 2009 г.). Привлечение Агнес Хеллер: критический компаньон . Лэнхэм: Лексингтонские книги . ISBN  978-0-7391-2256-3 . OCLC   862049742 .
  18. ^ Jump up to: а б Хауптфельд, Джордж; Хеллер, Агнес (2018). Ценность шанса Агнес Хеллер о своей жизни и своем времени . Вена: Издание Контуры. ISBN  978-3-902968-38-8 .
  19. ^ Тогда, Кристина (19 июля 2019 г.). «Венгерский философ Агнес Хеллер умирает в возрасте 90 лет» . Рейтер . Проверено 20 июля 2019 г.
  20. ^ Комина, Франческо (17 сентября 2015 г.). «ИНТЕРВЬЮ» АГНЕС ХЕЛЛЕР И ВОПРОС БЕЖЕНЦА» (на итальянском языке) . Проверено 18 сентября 2015 г. чуть больше чем через месяц Хеллеру будет вручена престижная премия Вилли Брандта в Берлине
  21. ^ Фридлендер, Юдит (19 июля 2016 г.). «Агнес Хеллер награждена второй ежегодной общественной стипендией за мужество» . Общественный семинар . Архивировано из оригинала 15 августа 2016 года . Проверено 16 марта 2024 г.
  22. ^ «Посмертная премия Ницше философу Агнес Хеллер» . Мир . 31 июля 2019 г. . Проверено 9 августа 2021 г.
  23. ^ Бенедикт, Капферер (14 августа 2023 г.). «Новое здание университета близится к завершению» . ORF Тироль (на немецком языке) . Проверено 1 сентября 2023 г.
  24. ^ Хеллер, Агнес (май 1995 г.). «Где мы дома?» . Тезис одиннадцатый . 41 (1): 1–18. дои : 10.1177/072551369504100102 . ISSN   0725-5136 . S2CID   143640713 .

Источники

[ редактировать ]
  • Р. Дж. Крэмптон Восточная Европа в двадцатом веке и за его пределами . Второе издание. Лондон: Рутледж, 1994.
  • Ференц Фехер и Агнес Хеллер (1983), Венгрия, повторное посещение 1956 года: послание революции - четверть века спустя , Лондон, Великобритания: Джордж Аллен и Unwin Publishers Ltd.
  • Джон Грумли (2005), Агнес Хеллер: Моралист в водовороте истории , Лондон, Великобритания: Pluto Press
  • Биографические данные Агнес Хеллер. Архивировано 8 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
  • Агнес Хеллер (2000 г.), Франкфуртская школа , 2 декабря 2005 г.
  • Чаба Полони, «Интервью с Агнес Хеллер»
  • Саймон Торми (2001), Агнес Хеллер: социализм, автономия и постмодерн , Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета
  • Фу Цилинь, «Эстетика школьной школы Будапешта: интервью с Агнес Хеллер», Thesis Eleven , 2008, Vol. 1, нет. 94.
  • Агнес Хеллер, «Предисловие к исследованию мыслей Агнес Хеллер об эстетической современности Фу Цилиня», Сравнительная литература , 2006, том. 8, нет. 1
[ редактировать ]
Награды и достижения
Предшественник Медалист Валленберга
2014
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 407b4ddbd6aa2f3218acaad05d5280dc__1715722740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/dc/407b4ddbd6aa2f3218acaad05d5280dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ágnes Heller - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)