Морис Бланшо
Морис Бланшо | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 22 сентября 1907 г. Девруз , Сона и Луара , Франция |
Умер | 20 февраля 2003 г. Ле-Мениль-Сен-Дени , Франция | (95 лет)
Образование | Страсбургский университет (бакалавр, 1922 г.) Парижский университет (МА, 1930) |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа |
|
Основные интересы |
|
Известные идеи | Нейтральный le neutre Право на смерть Два вида смерти [а] |
Морис Бланшо ( / b l æ n ˈ ʃ oʊ / blan- ШОХ , Французский: [blɑ̃ʃo] ; 22 сентября 1907 — 20 февраля 2003) — французский писатель, философ и теоретик литературы . [4] Его работа, исследующая философию смерти наряду с поэтическими теориями значения и смысла, оказала значительное влияние на философов -постструктуралистов, таких как Жиль Делёз , Мишель Фуко , Жак Деррида и Жан-Люк Нанси .
Биография
[ редактировать ]До 1945 г.
[ редактировать ]Бланшо родился в деревне Кен ( Сона и Луара ) 22 сентября 1907 года. [5] [6] [7]
Бланшо изучал философию в Страсбургском университете , где он стал близким другом французского еврейского феноменолога литовского происхождения Эммануэля Левинаса . Затем он начал карьеру политического журналиста в Париже. С 1932 по 1940 год он был редактором ведущей консервативной ежедневной газеты Journal des débats . В 1930 году он получил степень DES (diplôme d'études superieures), примерно эквивалентную степени магистра в Парижском университете , защитив диссертацию под названием «La Conception du Dogmatisme chez les Sceptiques anciens d'après Sextus Empiricus» («Концепция догматизма». у древних скептиков по Сексту Эмпирику»). [8]
В начале 1930-х годов он сотрудничал с рядом радикальных националистических журналов, а также работал редактором яростно антинемецкой ежедневной газеты Le rempart в 1933 году и редактором антинацистского полемического еженедельника Поля Леви Aux écoutes . В 1936 и 1937 годах он также сотрудничал с крайне правым ежемесячником Combat и националистически-синдикалистской ежедневной газетой L'Insurgé , которая в конечном итоге прекратила публикацию - в основном в результате вмешательства Бланшо - из-за антисемитизма некоторых из ее авторов. Нет никаких сомнений в том, что Бланшо, тем не менее, был автором серии яростных полемических статей, критиковавших тогдашнее правительство и его доверие к политике Лиги Наций, а также настойчиво предостерегающих против угрозы миру в Европе, исходящей от нацистской Германии .
В декабре 1940 года он познакомился с Жоржем Батаем , который в тридцатые годы писал сильные антифашистские статьи и оставался близким другом до своей смерти в 1962 году. Бланшо работал в Париже во время нацистской оккупации. Чтобы поддержать свою семью, он продолжал работать рецензентом в журнале Journal des débats с 1941 по 1944 год, писал, например, о таких фигурах, как Сартр и Камю, Батай и Мишо, Малларме и Дюрас, для предполагаемой петенистской аудитории Виши . В этих обзорах он заложил основы более позднего французского критического мышления, исследуя неоднозначную риторическую природу языка и несводимость письменного слова к понятиям истины или ложности. Он отказался от должности редактора коллаборационистской газеты Nouvelle Revue Française , для которой его в рамках тщательно продуманного плана предложил Жан Полан . Он принимал активное участие в Сопротивлении и оставался ярым противником фашистского, антисемитского писателя и журналиста Роберта Бразильяка , который был главным лидером пронацистского коллаборационистского движения. В июне 1944 года Бланшо чуть не был расстрелян нацистами (как об этом говорится в его тексте). Мгновение моей смерти ).
После 1945 г.
[ редактировать ]После войны Бланшо начал работать только как писатель и литературный критик. В 1947 году Бланшо уехал из Парижа в уединенную деревню Эз на юге Франции, где провел следующее десятилетие своей жизни. Подобно Сартру и другим французским интеллектуалам той эпохи, Бланшо избегал академии как средства к существованию, вместо этого полагаясь на свое перо. Важно отметить, что с 1953 по 1968 год он регулярно публиковался в Nouvelle Revue Française . В то же время он начал вести образ жизни в относительной изоляции, часто не видясь с близкими друзьями (такими как Левинас годами ), продолжая при этом писать им длинные письма. Частично причиной его добровольной изоляции (и только частично — его изоляция была тесно связана с его творчеством и часто фигурирует среди его персонажей) был тот факт, что большую часть своей жизни Бланшо страдал от плохого здоровья.
Политическая деятельность Бланшо после войны сместилась влево. Ему широко приписывают то, что он был одним из главных авторов важного « Манифеста 121 », названного в честь числа его подписавших, среди которых были Жан-Поль Сартр , Робер Антельм , Ален Роб-Грийе , Маргерит Дюрас , Рене Шар , Анри Лефевр , Ален Рене , Симона Синьоре и другие, которые поддерживали права призывников отказаться от службы в колониальной войне в Алжире . Манифест имел решающее значение для интеллектуального ответа на войну.
В мае 1968 года Бланшо снова вышел из личной безвестности и поддержал студенческие протесты. Это было его единственное публичное выступление после войны. Тем не менее, в течение пятидесяти лет он оставался последовательным поборником современной литературы и ее традиций во французской литературе. В последние годы своей жизни он неоднократно выступал против интеллектуального влечения к фашизму и особенно против поводу послевоенного молчания Хайдеггера по Холокоста .
Бланшо написал более тридцати произведений художественной, литературной критики и философии. Вплоть до 1970-х годов он постоянно работал в своих произведениях, чтобы разрушить барьеры между тем, что обычно воспринимается как разные «жанры» или «тенденции», и большая часть его более поздних работ свободно перемещается между повествованием и философскими исследованиями.
В 1983 году Бланшо опубликовал La Communauté inavouable ( «Неизбежное сообщество »). Эта работа вдохновила «Недействующее сообщество» (1986), [9] Попытка Жан-Люка Нанси подойти к сообществу с нерелигиозной, неутилитарной и неполитической экзегезы.
Он умер 20 февраля 2003 года в Ле-Мениль-Сен-Дени , Ивелин, Франция.
Работа
[ редактировать ]Работа Бланшо исследует философию смерти не в гуманистических терминах, а через призму парадоксов , невозможности, бессмыслицы и ноуменального , вытекающих из концептуальной невозможности смерти. Он постоянно занимался «вопросом литературы», одновременным разыгрыванием и исследованием своеобразного акта письма. Для Бланшо «литература начинается в тот момент, когда литература становится вопросом». [10]
Бланшо опирался на поэтику Стефана Малларме и Поля Целана , а также на концепцию отрицания в гегелевской диалектике , для своей теории литературного языка как чего-то, что всегда антиреалистично и настолько отличается от повседневного опыта, что реализм не просто стоит на месте. для литературы о реальности, а для литературы о парадоксах, создаваемых качествами акта письма. Литературная теория Бланшо соответствует философии Гегеля, устанавливая, что реальная реальность всегда приходит на смену концептуальной реальности. Например, «я говорю цветок», - писал Малларме в «Поэзии в кризисе», - «и за пределами забвения, которому мой голос отводит любую форму, [...] возникает [...] то, чего нет в каждом букете. " [11]
То, что повседневное использование языка переступает или отрицает, — это физическая реальность вещи ради абстрактного понятия. Литература — через использование символизма и метафоры — освобождает язык от этого утилитаризма, тем самым обращая внимание на тот факт, что язык относится не к физической вещи, а только к идее о ней. Литература, пишет Бланшо, по-прежнему очарована этим присутствием отсутствия, и внимание через звучность и ритм слов привлекается к материальности языка.
Самыми известными художественными произведениями Бланшо являются «Тома Обскур» ( «Тома Неясный» ), тревожный речит (который «является не повествованием о событии, а самим этим событием, подходом к этому событию, местом, где это событие создается для случаться ...") [12] об опыте чтения и потери, «Смертном приговоре» , «Аминадабе» и «Всевышнем» . Его центральные теоретические работы — «Литература и право на смерть» (в «Произведении огня» и «Взгляде Орфея» ), «Пространство литературы» , «Бесконечный разговор» , «Написание катастрофы» .
Темы
[ редактировать ]Бланшо обсуждает с Хайдеггером вопрос о том, как литература и смерть переживаются как анонимная пассивность, опыт, который Бланшо по-разному называет «нейтральным» ( le neutre ). В отличие от Хайдеггера, Бланшо вместо этого отвергает возможность подлинного отношения к смерти, потому что он отвергает концептуальную возможность смерти. Подобно Левинасу , на которого позже Бланшо повлиял в отношении вопроса об ответственности перед Другим , он переворачивает позицию Хайдеггера о смерти как о «возможности абсолютной невозможности» присутствия , вместо этого рассматривая смерть как «невозможность существования». все возможности». [13]
Библиография
[ редактировать ]Художественная литература повествования и
[ редактировать ]- Томас л'Обскур , 1941 ( Томас Неизвестный )
- Аминадаб , 1942 год.
- Смертный , приговор 1948 год.
- Всевышний , 1949 ( Всевышний )
- меня , Тот , кто стоял отдельно от 1953 год.
- «Le Dernier homme», 1957 («Последний человек»)
- La Folie du jour , 1973 ( Безумие дня )
- L'Instant de ma mort , 1994 ( Мгновение моей смерти )
Философские или теоретические работы
[ редактировать ]- Бестактность , 1943 год.
- La Part du feu , 1949 ( Работа огня )
- Лотреамон и Сад , 1949 ( Лотреамон и Сад )
- литературы , Пространство 1955.
- Книга грядущая , 1959 ( Книга грядущая )
- Бесконечный , разговор 1969.
- Дружба , 1971 ( Дружба )
- The Step Not Beyond , 1973 ( The Step Not Beyond )
- Написание катастрофы , 1980 ( The Write of the Disaster )
- Неизбежное сообщество , 1983 ( Неизбежное сообщество )
- другого места , Голос из 2002.
Многие из главных переводчиков Бланшо на английский язык с тех пор заслужили репутацию самостоятельных стилистов-прозаиков и поэтов; некоторые из наиболее известных из них включают Лидию Дэвис , Пола Остера и Пьера Жориса .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Предпосылка Бланшо состоит в том, что первая смерть — это фактическое событие , произошедшее в ее собственной истории; вторая смерть — это виртуальная форма события, которое не «происходит» осязаемо. [2] [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макс Пенски, Актуальность Адорно: критические эссе об Адорно и постмодерне , SUNY Press, 1997, стр. 162.
- ^ Морис Бланшо, Читатель Station Hill Blanchot: Художественная литература и литературные очерки (Нью-Йорк, Station Hill Press, Inc., 1999), стр. 100.
- ^ Осаки, Харуми, «Убийство себя, убийство отца: о самоубийстве Делёза в сравнении с понятием смерти Бланшо», Литература и теология (2008) 22 (1).
- ^ Кузьма, Иосиф. «Морис Бланшо (1907–2003)» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ Тейлор, Виктор Э.; Винквист, Чарльз Э. (2002). Энциклопедия постмодернизма . Лондон: Рутледж. п. 36. ISBN 9781134743094 . Проверено 1 августа 2014 г.
- ^ Закир, Пол (2010). «Хронология» . Маруис Бланшо: Политические сочинения 1953–1993 гг . Издательство Фордхэмского университета. п. 36. ISBN 9780823229970 .
- ^ Джонсон, Дуглас (1 марта 2003 г.). «Некролог: Морис Бланшо» . Хранитель . Проверено 1 августа 2014 г.
- ^ Алан Д. Шрифт (2006), Французская философия двадцатого века: ключевые темы и мыслители , Blackwell Publishing, стр. 101.
- ^ См . Жан-Люк Нэнси, Сообщество отклоненных на лекциях – Revues.org .
- ^ Морис Бланшо, «Литература и право на смерть» в книге «Работа огня» , К. Мандель (транс), Stanford University Press, 1995, стр. 300.
- ^ Стефан Малларме, «Поэзия в кризисе» в избранной поэзии и прозе , Мэри Энн Коуз (редактор), New Directions, 1982, стр. 75.
- ↑ Морис Бланшо, «Песнь сирен», 1959 г.
- ^ Морис Бланшо, Написание катастрофы (пер. Энн Смок), Университет Небраски, 1995 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Майкл Холланд (редактор), Читатель Бланшо (Блэквелл, 1995)
- Джордж Куаша (редактор), The Station Hill Blanchot Reader (Station Hill, 1998)
- Мишель Фуко , Морис Бланшо: Мысль извне (Зона, 1989)
- Жак Деррида, Demeure: Fiction and Testimony (Стэнфорд, 2000).
- Эммануэль Левинас , О Морисе Бланшо в именах собственных (Стэнфорд, 1996)
- Лесли Хилл, Бланшо: Экстремальная современность (Routledge, 1997)
- Джеральд Брунс, Морис Бланшо: отказ от философии (Johns Hopkins Press, 1997)
- Кристоф Бидент, Морис Бланшо, невидимый партнер (Париж: Шам Валлон, 1998) ISBN 978-2-87673-253-7
- Адриен Буклин, Морис Бланшо или литературная автономия (Лозанна: Антиподы, 2011)
- Манола Антониоли, Морис Бланшо Художественная литература и теория , Париж, Киме, 1999 г.
- Эли Аяш, «Заднее письмо» , Париж, Complicités, 2006 г.
- Éditions Complicités : «Морис Бланшо шаг за шагом», коллекция Compagnie de Maurice Blanchot, 2007 г.
- Éditions Complicités : «Испытание временем у Мориса Бланшо», коллекция Compagnie de Maurice Blanchot, 2005 г.
- Éditions Complicites : «Работа женственности в творчестве Мориса Бланшо», коллекция Compagnie de Maurice Blanchot, 2004 г.
- Франсуаза Коллен, Морис Бланшо и вопрос письма , Париж, Галлимар, 1971 г.
- Артур Кулс, Язык и субъективность к подходу к спору между Морисом Бланшо и Эммануэлем Левинасом , Лувен, Петерс, 2007 г.
- Критика № 229, 1966 (специальный выпуск, тексты Жана Старобинского, Жоржа Пуле, Левинаса, Поля де Мана, Мишеля Фуко, Рене Шара...)
- Жак Деррида, Параж , Париж, Галилея, 1986 г.
- Жак Деррида, Резиденция. Морис Бланшо , Париж, Галилея, 1994 г.
- Кристофер Финск , Последние шаги: изгнанное письмо Мориса Бланшо , издательство Fordham University Press, 2013 г.
- Кристофер Финск , Фигурки младенцев: смерть младенцев и другие сцены происхождения , издательство Stanford University Press, 2000
- Марк Хьюсон, Бланшо и литературная критика , Нью-Йорк, Континуум, 2011 г.
- Эрик Хоппено, редактор, «Работа женского начала в произведениях Мориса Бланшо» , Париж, Complicités, 2004 г.
- Эрик Хоппено, редактор, координатор – Артур КУЛС, « Испытание временем у Мориса Бланшо» , Париж, Complicités, 2006 г.
- Эрик Хоппено и Ален Милон, редакторы, Левинас Бланшо думает о разнице , Париж, Presses Universitaires de Paris X, 2008 г.
- Марио Копич , Энигма Бланшо (Песчаник, 2013)
- Жан-Люк Ланнуа, Язык, восприятие, движение. Бланшо и Мерло-Понти , Гренобль, Жером Мийон, 2008 г.
- Роже Лапорт , Древний, пугающе древний в этюдах , Париж, Польша, 1990 г.
- Lignes № 11, 1990 г. (специальный выпуск, содержащий весь файл La Revue Internationale )
- Пьер Мадоль, Серьезная задача? , Париж, Галлимар, 1973, стр. 74–75
- Мешонник, Анри , Морис Бланшо или письмо на иностранном языке в «Поэзии без ответа» ( Для поэтики V ), Париж, Галлимар, 1978, стр. 78–134
- Жинетт Мишо, «Деррида, Бланшо» , Париж, Галилея, 2006 г.
- Анна Норпот, Требование работы. Вдохновение, письмо и творчество Мориса Бланшо , Берлин, Гл. А. Бахманн, 2022 г.
- Анн-Лизе Шульте-Нордхольт, Морис Бланшо, письмо как опыт извне , Женева, Дро, 1995 г.
- Ядранка Скорин-Капов , Эстетика желания и удивления: феноменология и предположения (Lexington Books, 2015)
- Ядранка Скорин-Капов , Переплетение эстетики и этики: превосходство ожиданий, экстаз, возвышенность (Lexington Books, 2016)
- Даниэль Вильгельм, Литературные интриги , Париж, Lignes/Manifesto, 2005 г.
- Зарадер, Марлен, «Бытие и нейтральность», Морис Бланшо , Париж, Вердье, 2000 г.
- Фицджеральд, Кевин, «Негативная эсхатология Мориса Бланшо» (магистерская диссертация, Новый колледж Калифорнии, 1999 г.) http://www.studiocleo.com/librarie/blanchot/kf/tocmn.html
- Филипп Лаку-Лабарт , Конец и бесконечная агония: О Морисе Бланшо. Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета, 2015.