Бог мертв
« Бог мертв » ( нем . Gott ist tot [ɡɔt ɪst toːt] ; также известное как смерть Бога ) — высказывание немецкого философа Фридриха Ницше . Первый пример этого утверждения в трудах Ницше находится в его «Веселой науке» 1882 года , где оно появляется трижды. [примечание 1] Эта фраза также появляется в начале книги Ницше «Так говорил Заратустра» .
Смысл этого высказывания состоит в том, что поскольку, как говорит Ницше, «вера в христианского Бога стала невероятной», то все, что «было построено на этой вере , подпиралось ею, врастало в нее», включая «все [. ..] Европейская мораль », обречена на «рух». [1] Время Просвещения трансформировало коллективное человеческое знание до такой степени, что многие стали подвергать сомнению свои убеждения. Структура этой конструкции предполагает, что с атеистической точки зрения Бог мог существовать в сознании людей, а не в реальности , и поэтому широко распространенное неверие было бы приравнено к божественной смерти.
Другие философы ранее обсуждали эту концепцию, в том числе Филипп Майнлендер и Георг Вильгельм Фридрих Гегель . Эта фраза также обсуждается в теологии Смерти Бога .
Раннее использование
[ редактировать ]Дискурсы о «смерти Бога» в немецкой культуре появляются еще в 17 веке и первоначально относились к лютеранским теориям искупления . Фраза «Бог мертв» появляется в гимне «Ein Trauriger Grabgesang» («Скорбная панихида») Иоганна фон Риста . [2]
До Ницше фраза « Dieu est mort!» («Бог мертв») было написано в стихотворении Жерара де Нерваля 1854 года « Le Christ aux oliviers » («Христос у оливковых деревьев»). [3] Стихотворение представляет собой адаптацию стиха из видения, которое появляется в Жана Поля романе «Зибенкяс » 1797 года под заголовком главы «Мертвый Христос провозглашает, что Бога нет». [4] В обращении, которое он произнес в 1987 году перед Американской академией искусств и наук , литературовед Джордж Штайнер утверждает, что формулировка Ницше «Бог мертв» обязана вышеупомянутому сновидению Жан-Поля «Мертвый Христос», но он не предлагает никаких объяснений. конкретные доказательства того, что Ницше когда-либо читал Жан-Поля. [5]
Эта фраза также встречается в отрывке, высказанном рассказчиком в романе Виктора Гюго 1862 года «Отверженные» : [6] [7]
«Бог, возможно, умер», — сказал однажды Жерар де Нерваль автору этих строк, смешивая прогресс с Богом и принимая прерывание движения за смерть Бытия.
Буддийский философ К. Сатчидананда Мурти писал в 1973 году, что, встретив в гимне Мартина Лютера то, что Гегель назвал «жестокими словами», «резким высказыванием», а именно: «Бог мертв», развил тему смерти Бога согласно для кого, в одной из форм опыта, Бог мертв. Мурти продолжил, что, комментируя Канта первую «Критику» , Генрих Гейне , который якобы оказал влияние на Ницше, говорил об умирающем Боге. Со времен Гейне и Ницше стала популярной фраза « Смерть Бога» . [8]
немецкая философия
[ редактировать ]Гегель
[ редактировать ]XIX века Современные историки полагают, что немецкие философы-идеалисты , особенно связанные с Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем , несут ответственность за устранение специфически христианского резонанса фразы, касающейся смерти Иисуса Христа , и связывание ее со светскими философскими и социологическими теориями . [2]
Хотя это утверждение и его смысл приписываются Ницше, Гегель обсуждал концепцию смерти Бога в своей «Феноменологии духа» , где он считает, что смерть Бога «не может рассматриваться как нечто иное, как легко распознаваемая часть обычного христианского учения». цикл искупления». [9] Далее Гегель пишет о великой боли осознания того, что Бог мертв: «Чистое понятие, однако, или бесконечности, как бездны небытия, в которой тонет все сущее, должно характеризовать бесконечную боль, которая прежде была лишь в культуре исторически и как чувство, на котором покоится современная религия, чувство, что Сам Бог умер (чувство, которое было высказано Паскалем , хотя и только эмпирически , в его высказывании: Природа такова, что она повсюду, как внутри, так и вне человека, отмечает утраченный Бог) исключительно как фаза, но также и не более чем просто фаза высшей идеи». [10]
Ученик Гегеля Рихард Роте в своем богословском тексте 1837 года « Die Anfänge der christlichen Kirche und ihrer Verfassung » кажется одним из первых философов, связавших идею смерти Бога с социологической теорией секуляризации . [11]
Штирнер
[ редактировать ]Немецкий философ Макс Штирнер , чье влияние на Ницше обсуждается , пишет в своей книге 1844 года «Эго и его собственное» , что «дело Просвещения , победа над Богом: они не заметили, что человек убил Бога, чтобы стать теперь — «Единый Бог на высоте » . [12]
Материк
[ редактировать ]До Ницше эту концепцию популяризировал в философии немецкий философ Филипп Майнлендер . [13]
Именно во время чтения «Майнлендера» Ницше открыто пишет, что расстался с Шопенгауэром . [14] В более чем 200-страничной критике метафизики Шопенгауэра Майнлендер выступает против единого космического единства, стоящего за миром, и отстаивает настоящую множественность воль, борющихся друг с другом за существование. И все же взаимосвязь и единое движение мира, являющиеся причинами, приводящими философов к пантеизму , неоспоримы. [15] Они действительно ведут к единству, но это может происходить не за счет единства мира , которое подрывает эмпирическую реальность мира. Поэтому он объявлен мертвым.
Теперь мы имеем право дать этому существу то известное имя, которое всегда обозначает то, чего никогда не достигала ни сила воображения, ни полет самой смелой фантазии, ни пристально-набожное сердце, ни какое-либо абстрактное мышление, ни один восторженный и увлеченный дух: Бог . Но это базовое единство осталось в прошлом ; это больше не так . Оно, изменив свое существо, полностью и полностью разрушило себя. Бог умер, и его смерть была жизнью мира. [примечание 2]
- Майнлендер, Философия искупления
Ницше
[ редактировать ]В «Веселой науке » «Бог мертв» впервые упоминается в «Новой борьбе»: [17]
После смерти Будды люди веками показывали в пещере его тень — огромную, устрашающую тень. Бог мертв: но так как устроен человеческий род , возможно, еще на протяжении тысячелетий будут пещеры, в которых люди будут показывать свою тень. — А нам… нам еще предстоит одолеть его тень!
Еще в «Веселой науке » это выражение выражается голосом «сумасшедшего» в «Безумце» следующим образом:
Бог мертв. Бог остается мертвым. И мы убили его. Как нам утешить себя, убийц всех убийц? Самое святое и могущественное из всего, что когда-либо принадлежало миру, истекло кровью под нашими ножами: кто сотрет с нас эту кровь? Какой водой мы можем очиститься? Какие праздники искупления, какие священные игры нам придется изобрести? Не слишком ли велико для нас величие этого дела? Не должны ли мы сами стать богами просто для того, чтобы показаться достойными этого?
- Ницше, Веселая наука , раздел 125, тр. Вальтер Кауфманн
В отрывке о безумце безумец описывается бегущим по рыночной площади с криком: «Я ищу Бога! Я ищу Бога!» Он вызывает некоторое веселье; никто не воспринимает его всерьез. «Может быть, он отправился в океанское путешествие? Заблудился, как маленький ребенок? Может быть, он боится нас (неверующих) и прячется?» – много смеха. Разочарованный, безумец разбивает фонарь об землю, крича: «Бог мертв, и мы убили его, ты и я!». «Но я пришел слишком рано», — сразу понимает он, а его недоброжелатели, жившие за минуту до этого, смотрят с изумлением: люди еще не видят, что они убили Бога. Далее он говорит:
Это потрясающее событие все еще в пути, все еще блуждает; оно еще не достигло ушей людей. Молния и гром требуют времени, свет звезд требует времени, дела, хоть и совершенные, все же требуют времени, чтобы их можно было увидеть и услышать. Это дело еще дальше от них, чем самые далекие звезды, – и однако они сами его совершили.
- Ницше, Веселая наука , раздел 125, тр. Вальтер Кауфманн
Наконец, в разделе «Значение нашей жизнерадостности» «Веселой науки» обсуждается, что означает «Бог мертв» («что вера в христианского Бога стала недостойной веры») и последствия этого факта. [18]
В «Так говорил Заратустра» , в конце второго раздела пролога Заратустры, после начала своего аллегорического путешествия, Заратустра встречает престарелого аскета , выражающего человеконенавистничество и любовь к Богу («святого»). Ницше пишет:
[Заратустра] приветствовал святого и сказал: «Что мне дать тебе! Но отпусти меня скорее, чтобы я ничего не взял у тебя!» И так они расстались друг с другом, старик и Заратустра, смеясь, как смеются два мальчика.
Но когда Заратустра оставался один, он так говорил своему сердцу: «Может ли это быть возможно! Этот старый святой не слышал в своем лесу, что Бог умер !»
Более того, Заратустра позже не только говорит о смерти Бога, но и утверждает: «Мертвы все боги». Умерла не одна мораль, но все они были заменены жизнью сверхчеловека , сверхчеловека:
«ВСЕ БОГИ МЕРТВЫ: ТЕПЕРЬ МЫ ЖЕЛАЕМ, чтобы СВЕРХЧЕЛОВЕК ЖИЛ».
- Ницше, Так говорил Заратустра , Часть I, Раздел XXII, 3, тр. Томас Коммон
Пояснения
[ редактировать ]Ницше признал кризис, который эта «Смерть Бога» представляла для существующих моральных предположений в Европе, поскольку они существовали в контексте традиционной христианской веры. «Когда человек отказывается от христианской веры, он вырывает право на христианскую мораль из-под ног . Эта мораль ни в коем случае не является самоочевидной [...] Вырывая из христианства одно главное понятие — веру в Бога , — ломаешь целое: в руках не остается ничего необходимого». [21]
Интерпретация
[ редактировать ]Мартин Хайдеггер понял этот аспект философии Ницше, рассматривая его как смерть метафизики . По его мнению, слова Ницше можно понимать только как относящиеся не к конкретной теологической или антропологической точке зрения, а, скорее, к концу самой философии. Философия, по словам Хайдеггера, достигла своего максимального потенциала как метафизика, а слова Ницше предупреждают о ее упадке и конце всякого метафизического мировоззрения. Если метафизика мертва, предупреждает Хайдеггер, то это потому, что с момента ее возникновения такова была ее судьба . [22]
Теология смерти Бога
[ редактировать ]Хотя богословы со времен Ницше время от времени использовали фразу «Бог мертв», чтобы отразить растущее неверие в Бога , эта концепция приобрела известность в богословии в конце 1950-х и 1960-х годах, утихнув в начале 1970-х годов как теология Смерти Бога . [23] Теолог немецкого происхождения Пауль Тиллих , например, находился под влиянием сочинений Ницше, особенно его фразы «Бог мертв». [24]
См. также
[ редактировать ]- Христианский атеизм
- Постмодернистское христианство
- Нетеизм
- Постмодерн
- Посттеизм
- Постмонотеизм
- Вера и разумность
- Теории о религиях
- Юнгианская интерпретация религии
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В разделах 108 («Новая борьба»), 125 («Безумец») и 343 («Значение нашей жизнерадостности»). [1]
- ^ Теперь и мы имеем право дать этому существу то известное имя, которое всегда относилось к тому, что не имеет ни воображения, ни полета самого смелого воображения, ни отвлеченной мысли, как бы глубокой она ни была, ни собранного, благоговейного ума, ни один восторженный, удаленный от земли дух никогда не достигал: Бога . Изменив свою природу, она полностью распалась на мир разнообразия. Но это простое единство было ; ее больше нет . Бог умер, и его смерть стала жизнью мира. [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Андерсон, Р. Ланье (17 марта 2017 г.). Фридрих Ницше . Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет – через plato.stanford.edu.
- ^ Перейти обратно: а б Джозефсон-Сторм, Джейсон (2017). Миф о разочаровании: магия, современность и рождение гуманитарных наук . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 67–9. ISBN 978-0-226-40336-6 .
- ^ «Христос оливье» . www.gerard-de-nerval.net . Архивировано из оригинала 08 февраля 2021 г. Проверено 2 августа 2019 г.
- ^ Рихтер, Жан Поль Фридрих (1897). Мертвый Христос провозглашает, что Бога нет . Перевод Юинга, Александра. Лондон: Джордж Белл и сыновья.
- ^ Штайнер, Джордж (ноябрь 1987 г.). «Некоторые черные дыры» . Бюллетень Американской академии искусств и наук . 41, 2 (2): 17. дои : 10.2307/3822663 . JSTOR 3822663 – через JSTOR.
- ^ Хьюго, Виктор. Хэпгуд, Элизабет (переводчик). Отверженные . Том V — Книга первая, Война между четырьмя стенами — Глава 20 . ISBN 978-1420953268
- ^ «Страница: Гюго - Отверженные Том V (1890).djvu/119 — Wikisource» . fr.wikisource.org .
- ↑ К. Сатчидананда Мурти написал в книге «Царство промежутка» , Индийский институт перспективных исследований , 1973 г.
- ^ фон дер Люфт, Эрик (апрель – июнь 1984 г.). «Источники слова Ницше «Бог мертв!» и его значение для Хайдеггера». Журнал истории идей (2): 263–276. См. стр. 265.
- ^ Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1845). Философские трактаты . п. 153.
- ^ Джозефсон-Сторм, Джейсон (2017). Миф о разочаровании: магия, современность и рождение гуманитарных наук . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 75–6. ISBN 978-0-226-40336-6 .
- ^ «У входа в новое время стоит «Богочеловек». При его выходе испарится только Бог в Богочеловеке? И может ли Богочеловек действительно умереть, если умрет только Бог в нем? Они не умерли. думали об этом вопросе, и думали, что они закончили, когда в наши дни довели до победного конца дело Просвещения, победы над Богом: они не заметили, что человек убил Бога, чтобы стать теперь - "единым Богом на другой мир вне нас действительно отброшен, и великое начинание людей Просвещения завершено, но другой мир в нас стал новым небом и призывает нас к новому штурму небес: Богу пришлось; уступи место, но не нам, а – человеку. Как можешь ты верить, что Богочеловек мертв, прежде чем человек в нем, кроме Бога, мертв?» Макс Штирнер: Эго и его собственное - Введение в часть II
- ^ Бейзер, Фредерик К. (2008). Вельтшмерц, Пессимизм в немецкой философии, 1860-1900 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 202. ИСБН 978-0198768715 .
Бац представляет очень современную и благоухающую тему: смерть Бога. Он популяризировал эту тему еще до Ницше.
- ^ Бробьер, Томас Х. (2008). Философский контекст Ницше: интеллектуальная биография . Издательство Университета Иллинойса. п. 149. ИСБН 9780252032455 .
Дешер подчеркивает важность того факта, что Майнлендер переосмыслил метафизическую и единую волю Шопенгауэра как множественность воль (всегда находящихся в борьбе), и значение этого для воли Ницше к власти. Именно в письме Козиме Вагнер от 19 декабря 1876 года, то есть во время чтения «Майнлендера», Ницше впервые прямо заявил о расставании с Шопенгауэром.
- ^ Майнлендер, Филипп (1886). Философия искупления. Второй том. Двенадцать философских очерков . С. 533, 534.
К такому единству приводит неоспоримая динамическая связь вещей и их равномерное движение.
- ^ Филипп Майнлендер: Философия искупления. Первый том. Берлин 1876 г.
- ^ «Страница:Полное собрание сочинений Ницше, том 10.djvu/163 — Wikisource, бесплатная онлайн-библиотека» . ru.wikisource.org . Проверено 25 декабря 2022 г.
- ^ Фридрих Ницше - Веселая наука: Книга V - Афоризм № 343 (цитата из философии) .
- ^ Переиздание Penguin Classics Edition 1969 г., стр. 41
- ↑ Но когда Заратустра остался один, он сказал своему сердцу: "Если бы это было возможно! Этот старый святой ничего не слышал в своем лесу о том, что Бог мертв! . Reclam edition 1969 стр. 5
- ^ пер. Уолтер Кауфманн и Р. Дж. Холлингдейл; «Сумерки идолов» , «Походы безвременника», раздел. 5
- ^ Вольфган Мюллер-Лаутер, Хайдеггер и Ницше: Интерпретации Ницше III , Вальтер де Грюйтер 2000
- ^ Гандри, С.Н. «Теология смерти Бога» в Евангельском богословском словаре , изд. Уолтер А. Элвелл, Гранд-Рапидс: Бейкер (2001), с. 327.
- ^ Шахт, Рихард . «После смерти Бога: Фридрих Ницше и Пауль Тиллих» . Ютуб .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Философия Ницше
- Хайдеггер, Мартин . «Nietzsches Wort 'Gott ist tot'» (1943) переведено как «Слово Ницше: «Бог мертв»» в Holzwege , изд. и транс. Джулиан Янг и Кеннет Хейнс. Издательство Кембриджского университета, 2002.
- Кауфманн, Вальтер . Ницше: философ, психолог, антихрист . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1974.
- Робертс, Тайлер Т. Соперничающий дух: Ницше, утверждение, религия. Принстон: Издательство Принстонского университета, 1998.
- Бенсон, Брюс Э. Благочестивый Ницше: упадок и дионисическая вера . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 2008.
- Голуб, Роберт К. Фридрих Ницше . Нью-Йорк: Туэйн, 1995.
- Магнус, Бернд и Кэтлин Хиггинс. Кембриджский компаньон Ницше . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1996.
- Пфеффер, Роуз. Ницше: ученик Диониса . Кэнбери: Associated University Press, 1972.
- Уэлшон, Рекс. Философия Ницше . Монреаль: McGill-Queen's UP, 2004.
- Теология смерти Бога
- Размышляя о смерти Бога: критический собеседник Томаса Дж. Дж. Альтайзера , изд. Лисса Маккалоу и Брайан Шредер. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 2004.
- Джон Д. Капуто и Джанни Ваттимо , После смерти Бога , изд. Джеффри В. Роббинс. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 2007.
- Воскрешая смерть Бога: истоки, влияние и возвращение радикального богословия, под ред. Дэниел Дж. Петерсон и Г. Майкл Збаращук. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 2014.
- Джон М. Фрейм, «Теология смерти Бога»