Габриэль Ваганян
Габриэль Ваганян (на армянском языке , 24 января 1927 г. - 30 августа 2012 г.) [1] ) был французским протестантским христианским богословом, которого больше всего запомнили за его новаторскую работу в теологии движения «смерти Бога» в академических кругах в 1960-х годах и который в течение 26 лет преподавал в США, прежде чем завершить престижную карьеру в Страсбурге . Франция.
Образование и карьера
[ редактировать ]Ваганян родился Габриэль Антуан Ваганян в Марселе , Франция, в семье беженцев от геноцида армян . [1] Он получил французский бакалавриат (baccalauréat) в 1945 году в лицее Валанса Принстонской во Франции , а затем окончил протестантский теологический факультет в Париже , степень магистра теологии в 1950 году в теологической семинарии и докторскую степень. в 1958 году тоже из ПТС. [1] Его диссертация называлась «Протестантизм и искусство».
Затем он проработал на факультете Сиракузского университета 26 лет. В Сиракузах он занимал кафедру религии Элифалет Ремингтон с 1967 по 1973 год. Архивировано 9 марта 2007 года в Wayback Machine , а затем кафедру религии Жанетт Киттредж Уотсон с 1973 по 1984 год. Архивировано 9 марта 2007 года в Wayback Machine , основана в 1968 году и был первым директором аспирантуры по религии. [2]
В 1984 году он перешел в Университет человеческих наук в Страсбурге на должность, которую считали самой выдающейся профессорской теологией протестантизма во Франции. [1] Он закончил свою карьеру в качестве почетного профессора теологии культуры в Университете Марка Блоха и его преемнике, объединенном Страсбургском университете . [2] Всю свою жизнь он был пресвитерианцем, посещающим церковь, и критиковал усилия по модернизации христианства. [1]
Работа
[ редактировать ]Ваганян получил образование в реформатском богословском направлении Жана Кальвина и Карла Барта и перевел «Веру церкви» Барта . Он очень выделялся своими интересами во взаимоотношениях между литературой и богословием, а также между культурой и религией. Одним из его современников-французов-протестантов был светский богослов и социальный критик Жак Эллюль .
Ваганян был одним из основателей первого совета директоров Американской академии религии в 1964 году. [2]
Его первая книга, озаглавленная «Смерть Бога: культура нашей постхристианской эпохи» (1961), была названа Рудольфом Бультманном вехой в теологической критике. В 1960-е годы богословские труды Ваганяна, Харви Кокса , Пола Ван Бурена , Уильяма Гамильтона, Томаса Дж. Альтизера и Ричарда Рубинштейна стали рассматриваться многими наблюдателями как новое христианское и еврейское движение, пропагандирующее смерть Бога. Однако, как заметил консервативный евангелист Джон Уорвик Монтгомери , сторонники христианского атеизма сочли позицию Ваганяна «безнадежно консервативной». ( «Самоубийство христианской теологии» , стр. 80). Ваганян выразил свое понимание «смерти Бога» как происходящей, когда Бог превращается в культурный артефакт. Ваганян был встревожен объективацией Бога:
Христианская эпоха завещала нам «смерть Бога», но не без того, чтобы преподать нам урок. Бог не нужен; иными словами, его нельзя считать само собой разумеющимся. Его нельзя использовать просто как гипотезу, будь то эпистемологическую , научную или экзистенциальную, если только мы не придем к унизительному выводу, что «Бог есть основания». С другой стороны, если мы больше не сможем предполагать, что Бог существует, мы можем снова осознать, что Он должен быть. Бог не обязателен, но он неизбежен. Он совершенно другой и полностью присутствующий. Вера в него, преобразование нашей человеческой реальности, как в культурном, так и в экзистенциальном плане, — это требование, которое он по-прежнему предъявляет нам.
— Подождите без идолов , с. 46
Он публиковал статьи на самые разные темы в таких журналах, как The Nation , The Christian Century и Réforme или Foi et Vie , а также Biblioteca dell'Archivio di filosofia . Он был лауреатом премии Американского совета научных обществ и был членом-консультантом Президентской комиссии по биомедицинской этике. Он читал лекции по всей Северной Америке, Латинской Америке, Европе и Азии. В 2005 году его пригласили выступить основным докладчиком на ежегодном съезде Ассоциации христианских исследований, где он прочитал лекцию на тему «Секулярный Христос: против религиозной ограниченности Востока и Запада» (готовится к печати). Среди его последних публикаций — «Анонимный Бог» (2003 г.), «Тиллих и новая религиозная парадигма» (2004 г.) и «Похвала светскому» (2008 г.). Его личные документы за период 1945–1971 годов хранятся в архивах Сиракузского университета.
Библиография
[ редактировать ]- Смерть Бога: культура нашей постхристианской эпохи (Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1961).
- - (осень 1962 г.). «За пределами смерти Бога». Диалог . дои : 10.1111/j.1540-6385.1962.tb00004.x . S2CID 248578396 .
- - (Весна 1964 г.). «Будущее христианства в постхристианскую эпоху». Столетний обзор .
- Подождите без идолов (Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1964).
- Нет другого Бога (Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1966).
- Бог и утопия: церковь в технологической цивилизации (Нью-Йорк: Seabury Press, 1977). ISBN 0-8164-0355-4
- Христианская утопия (Париж: Дескле де Брауэр, 1992). ISBN 2-220-03244-2
- Вера раз и навсегда: размышления Кьеркегора (Женева: Labor et Fides, 1996). ISBN 2-8309-0836-8
- Анонимный Бог: Очерк о том, как не бояться слов (Аврора: Дэвис, 2002). ISBN 1-888570-57-1
- Тиллих и новая религиозная парадигма (Аврора: Дэвис, 2004). ISBN 1-888570-62-8
- Похвала светскому (Шарлоттсвилл, Вирджиния: University of Virginia Press, 2008). ISBN 978-0813927039
Критические оценки
[ редактировать ]- Джон Уорвик Монтгомери, «Бог мертв?» Полемика (Гранд-Рапидс: Зондерван, 1966).
- Джон Уорвик Монтгомери, Самоубийство христианского богословия (Миннеаполис: Bethany Fellowship, 1970). ISBN 0-87123-521-8
- Мак Б. Стоукс, «Нетеистический характер современного разума». Религия в жизни , том. 24 (весна 1965 г.), стр. 245–57.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Вителло, Пол (8 сентября 2012 г.). «Габриэль Ваганян, профессор, умер в возрасте 85 лет; был связан с движением «Смерть Бога»» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б с Виггинс, Джеймс Б. «Памяти Габриэля Ваганяна (24 января 1927 г. - 23 августа 2012 г.)» . Сиракузский университет. Архивировано из оригинала 27 октября 2012 года . Проверено 9 сентября 2012 года .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ваганян, Габриэль (декабрь 1999 г.). «Инаковость времени: секуляризация как мирирование слова и освящение времени» . Журнал теории культуры и религии . 1 (1).
- «Богословие: движение «Бог мертв» . Время . 22 октября 1965 года.
- Уиллис, Э. Дэвид (июль 1966 г.). «Иконоборчество в мягкой обложке» . Богословие сегодня . 23 (2): 275. дои : 10.1177/004057366602300212 . S2CID 171031113 . Архивировано из оригинала 2 сентября 2002 года.
{{cite journal}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - Ву, Элейн (16 сентября 2012 г.). «Габриэль Ваганян умирает в возрасте 85 лет; ключевая фигура движения «Бог мертв»» . Лос-Анджелес Таймс .