Последний человек
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2021 г. ) |
Последний человек ( нем . Letzter Mensch ) — термин, используемый философом Фридрихом Ницше в «Так говорил Заратустра» для описания противоположности его теоретического высшего существа, Сверхчеловека , неизбежное появление которого возвещается Заратустрой. Последний человек — это архетипический пассивный нигилист . Он устал от жизни, не рискует и ищет только комфорта и безопасности. Следовательно, последний человек не способен строить самореализованный этос и действовать в соответствии с ним.
Появление в «Так говорил Заратустра»
[ редактировать ]Первое появление последнего человека происходит в «Прологе Заратустры». По мнению Ницше, последний человек — это цель, которую, современное общество и западная цивилизация видимо, поставили перед собой . После безуспешной попытки заставить население принять сверхчеловека как цель общества, Заратустра ставит перед ним цель настолько отвратительную, что он предполагает, что она вызовет у них отвращение – культуру, которая ищет лишь пассивного комфорта и рутины, избегая всего, что потенциально может принести риск, боль или разочарование. [1] Заратустра терпит неудачу в этой попытке, и вместо того, чтобы отталкивать население и манипулировать им для достижения цели Сверхчеловека, население воспринимает Заратустру буквально и выбирает «отвратительную» цель - стать последними людьми. Это решение приводит Заратустру в уныние и разочарование.
Предсказания Ницше
[ редактировать ]Ницше предупреждал, что общество последнего человека может быть слишком бесплодным и упадочным, чтобы поддерживать рост здоровой человеческой жизни или великих личностей. Последний человек возможен только в том случае, если человечество вырастит апатичную личность или общество, утрачивающее способность мечтать, стремиться и не желающее рисковать, а вместо этого просто зарабатывает на жизнь и согревается. Общество последнего человека противоречит теоретической воле Ницше к власти , главной движущей силе и амбициям, лежащим в основе человеческой природы, по мнению Ницше, а также всей другой жизни во вселенной.
Ницше предсказал, что последний человек станет одним из ответов на проблему нигилизма . Но все последствия смерти Бога еще не раскрылись: «Само событие слишком велико, слишком далеко, слишком далеко от способности понимания толпы, даже чтобы весть о нем можно было считать уже наступившей. " [2]
Котировки
[ редактировать ]Цитаты по поводу концепции «последнего человека» Ницше:
Я называю себя последним философом, потому что я последний человек. Никто не говорит со мной, как я сам, и мой голос доносится до меня, как голос умирающего.
- eKGWB/NF-1872,19[131] - Фрагменты лета 1872 г. - начала 1873 г.
Противоположностью сверхчеловека [Übermensch] является последний человек: Я создал его одновременно с ним. Все сверхчеловеческое представляется человеку болезнью и безумием. Надо быть морем, чтобы поглотить грязный поток и не запачкаться.
- eKGWB/NF-1882,4 [171] - Фрагменты, ноябрь 1882 г. - февраль 1883 г.
Ибо так обстоят дела: умаление и унижение европейского человека представляет собой величайшую опасность для нас, ибо вид его утомляет нас. Мы не видим сегодня ничего, что хотело бы стать больше, мы подозреваем, что дела будут продолжать ухудшаться, вниз, стать более худым, более добродушным, более благоразумным, более удобным, более посредственным, более равнодушным, более китайским, более христианским, — нет сомнения, что человек всё время становится «лучше».
— > – Фридрих Ницше, «О генеалогии морали».
все вокруг них разлагается и производит разложение, так что ничто не просуществует до послезавтра, кроме одного вида людей, неизлечимо ПОСРЕДНЫХ. Только у посредственных людей есть перспектива продолжения и размножения: они будут людьми будущего, единственными выжившими.
— > – Фридрих Ницше, По ту сторону добра и зла: 262