Так говорил Заратустра (картина)
Также sprach Zarathustra ( «Так говорил Заратустра» или «Так говорил Заратустра» ) — цикл масляных картин Лены Аид , написанный с 1995 по 1997 год и вдохновленный Ницше Фридриха одноименным философским романом . Свою первую картину художница создала в декабре 1995 года в Москве. Цикл «Так говорил Заратустра» представляет собой серию из двадцати восьми картин маслом, выполненных художником в период с 1995 по 1997 год, и тридцати графических работ, выполненных в 2009 году. Двадцать четыре картины изображают так называемых круглоголовых человечков и их жизненные трудности. . Остальные четыре изображают самого Заратустру, его орла и змея. Шесть картин серии приобретены Московским музеем современного искусства и частными коллекционерами. Картина маслом из серии «Также Sprach Заратустра» выставлялась несколько раз — в том числе на выставке в Институте философии РАН в 1997 году и на Первой Московской биеннале современного искусства в 2005 году.
В 2004 году издание книги Ницше «Также говорил Заратустра» Институтом философии РАН вышло двуязычное на русском и немецком языках . В издание вошли 20 картин Аида из этого цикла и искусствоведческие очерки, написанные тремя искусствоведами Александром Якимовичем, Ольгой Юшковой и Жаном-Кристофом Амманном , профессором Франкфуртского университета имени Гете во Франкфурте и директором Музея современного искусства в 1991–1991 гг. 2001.
Картины
[ редактировать ]Все картины цикла сама художница называет визуальными метафорами книги, а не иллюстрациями. [1]
В интервью Лены Аид порталу Nietzsche.ru она рассказала о предыстории цикла:
АИД.
Если очень кратко, то в моем случае рождение живописи произошло из духа текста. Художник родился во мне только благодаря Ницше. Без Ницше я бы никогда не решился стать профессиональным художником, отказаться от всех других «призваний» в пользу живописи. Это было непростое решение, ведь художник легко умереть от голода. Очень легко. До Ницше я наивно верил во многие вещи, навязанные мне окружающим обществом. Я верил, например, в культуру, науку, дружбу, любовь и церковь. Многие вещи были для меня непоколебимы, и я жил с представлениями о них, установившимися без меня. Но когда я впервые прочитал Заратустру – этот текст оскорбил меня во всех моих лучших убеждениях и убеждениях. Оно не оставило ни малейшего намека на эти мои наивные представления, оно все отрицало. Все оказалось не так, как я думал. А так как меня это так задело, я стал читать внимательнее. И постепенно я понял, что в целом правильно, что мир не такой, каким он нам кажется, не такой, каким нас пытаются научить наши родители и социальное окружение, или, другими словами, социальное представление о мире не соответствует действительности. мир. И самое главное – реальный мир имеет ценности, совершенно отличные от «общепринятых» ценностей любой отдельно взятой культуры. Все это привело к внутреннему перевороту и изменению отношения. Я увидел мир другими глазами. Глазами Ницше! А потом его глаза почему-то просто стали моими глазами. Видимо, между нами есть некая духовная близость, которая позволяет мне теперь спокойно дышать его текстами.
ИНТ.
В ваших работах, особенно крупных, преобладают эти выразительные насыщенные красные и желтые цвета, создающие атмосферу сгущенного полубезумия, нечеловеческого, демонического напряжения. Поэтому ваши картины сокрушают своей мощью и тяжелой энергетикой. Сильная сила нажатия. Оно у вас есть где угодно. Это ощущение возникает у вас от текстов Ницше?
АИД.
Для меня это и есть нагота жизни, точнее, ее халкионная стихия. И почему-то никто из экспертов по Ницше никогда не обращал внимания на это халкионное восприятие Ницше. И все же в ECCE HOMO Ницше называет себя халкионером. Я думаю, что слово «халкионер» Ницше заимствовал из древнегреческого языка, которым он владел блестяще. На древнегреческом языке «халкио» означает «быть кузнецом, ковать». Халкионный элемент – это своего рода элемент ковки, причем не просто хтонический, подземный, а кузнечный, где металл плавится и куется. Это своего рода внутренняя кузница, где куется характер, куются воля и сила человека. [2]
Восприятие живописи
[ редактировать ]Жан-Кристоф Амманн назвал картину из серии « Скрижали» . «Изобразительный язык Лены Аид часто намеренно выражается в плакате, потому что мы видим здесь некие визуальные таблички, которые должны шевелиться и пробуждаться. В то же время язык ее образов остается верен основной задаче художника: каждый художник должен будь дервишем не только для того, чтобы вызывать коллективную память , находясь в постоянном движении, но и для того, чтобы оставаться в мысли и памяти нашего времени. Лена Аид — дервиш». [3]
- Заратустра и гном, 1997 год.
- Орел и змея, 1997.
- И слепота слепого, и его поиски и ощупь... 1996.
- 1997.
Публикации
[ редактировать ]- Я, творец будущего – Так говорил Заратустра (Читать классику) [ Я создаю будущее ] (на корейском языке). Сеул: Культурная группа Mirae N. 2009. ISBN 978-89-378-4498-0 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Так не говорил Заратустра – Первая Московская биеннале современного искусства» [Художники: Лена Аид] (на русском языке). Новости музеев. Архивировано из оригинала 13 февраля 2005 г. Проверено 3 февраля 2005 г.
- ^ «Интервью с Леной Аид» [Художники: Лена Аид] (на русском языке). Сайт Ницше.ру. Архивировано из оригинала 3 ноября 2011 года . Проверено 15 октября 2003 г.
- ^ «Так не говорил Заратустра – Первая Московская биеннале современного искусства» [Художники: Лена Аид] (на русском языке). Новости музеев. Архивировано из оригинала 13 февраля 2005 г. Проверено 3 февраля 2005 г.
Источники
[ редактировать ]- Ницше, Фридрих (2004). Так говорил Заратустра . Институт философии Российской академии наук . п. 384. ИСБН 5-9540-0019-0 .