Jump to content

Вечное возвращение

Вечное возвращение (или вечное возвращение ) — это философская концепция, которая утверждает, что время повторяется в бесконечном цикле и что одни и те же события будут продолжать происходить точно таким же образом, снова и снова, вечно.

В Древней Греции концепция вечного возвращения была наиболее заметно связана со стоицизмом , философской школой, основанной Зеноном из Китиума . Стоики верили, что Вселенная периодически разрушается и возрождается и что каждая вселенная точно такая же, как предыдущая. Это учение подверглось яростной критике со стороны христианских авторов, таких как Августин , которые видели в нем фундаментальное отрицание свободы воли и возможности спасения. Таким образом, глобальное распространение христианства положило конец классическим теориям вечного возвращения.

Эта концепция была возрождена в 19 веке немецким философом Фридрихом Ницше . Кратко изложив эту идею как мысленный эксперимент в «Веселой науке» , он более подробно исследовал ее в своем романе «Так говорил Заратустра» , в котором главный герой учится преодолевать свой ужас перед мыслью о вечном возвращении. Неизвестно, верил ли Ницше в буквальную истину вечного возвращения, а если нет, то что он намеревался этим продемонстрировать.

Идеи Ницше впоследствии были подхвачены и переосмыслены другими писателями, такими как русский эзотерик П. Д. Успенский , который утверждал, что можно разорвать цикл возвращения.

Классическая античность

[ редактировать ]

Пифагореизм

[ редактировать ]

В древних писаниях есть намеки на то, что теория вечного возвращения могла возникнуть у Пифагора (ок. 570 – ок. 495 до н. э.). Согласно Порфирию , одним из учений Пифагора было то, что «через определенные определенные периоды одни и те же события происходят снова» и что «нет ничего совершенно нового». [1] Евдем Родосский также ссылается на это учение Пифагора в своем комментарии к Аристотеля » «Физике . Во фрагменте, сохранившемся у Симплиция , Евдем пишет: [2]

Можно поднять вопрос, повторяется ли одно и то же время, как говорят некоторые, или нет. «То же самое» имеет множество смыслов: по форме кажется, что происходит то же самое, что и весна, и зима, и другие времена года и периоды; точно так же те же изменения происходят и в форме, поскольку солнце совершает свои солнцестояния, равноденствия и другие свои путешествия. Но если бы кто-нибудь поверил пифагорейцам, что численно одно и то же повторяется, то и я буду романтизировать, держа свой посох, пока вы там сидите, и все остальное будет то же самое, и можно сказать, что время будет такой же.

Стоицизм

[ редактировать ]

Стоики, возможно, вдохновленные пифагорейцами, [3] включили теорию вечного возвращения в свою натурфилософию. Согласно физике стоиков , Вселенная периодически разрушается в грандиозном пожаре ( экпироз ), а затем переживает возрождение ( палингенезис ). Эти циклы продолжаются вечно, и в каждом цикле в точности повторяются одни и те же события. [4] Стоики, возможно, нашли подтверждение этому учению в концепции Великого Года . [5] самое старое известное выражение которого можно найти в Платона » «Тимее . Платон предположил, что один полный цикл времени будет завершен, когда Солнце, Луна и планеты завершат свои различные обороты и вернутся в исходное положение. [6]

Источники расходятся во мнениях относительно того, считали ли стоики, что содержимое каждой новой вселенной будет одинаковым с содержанием предыдущей вселенной, или же оно будет настолько похоже, что будет неотличимо. [7] Первую точку зрения приписывал стоику Хрисиппу (ок. 279 – ок. 206 до н.э.) Александр Афродисийский , который писал: [8]

Они считают, что после пожара все те же самые вещи снова появляются в мире в количественном отношении, так что даже тот же самый особенный индивидуум, что и прежде, существует и снова появляется в этом мире, как говорит Хрисипп в своих книгах « О мире» .

С другой стороны, Ориген (ок. 185 – ок. 253 н. э.) характеризует стоиков как утверждающих, что содержание каждого цикла не будет идентичным, а лишь неотличимым: [9]

Чтобы не предполагать, что Сократ снова будет жить, они говорят, что кто-то, неотличимый от Сократа, выйдет замуж за кого-то, неотличимого от Ксантиппы, и будет обвинен людьми, неотличимыми от Анита и Мелета.

Ориген также записывает неортодоксальную версию доктрины, отмечая, что некоторые стоики предполагают, что «существует небольшая и очень незначительная разница между одним периодом и событиями предшествующего ему периода». [10] Вероятно, это не было широко распространенным убеждением, поскольку оно представляет собой отрицание детерминистской точки зрения, лежащей в основе стоической философии. [11]

Христианский ответ

[ редактировать ]

Христианские авторы критиковали доктрину вечного возвращения по разным причинам. Ориген утверждал, что эта теория несовместима со свободой воли (хотя он допускал возможность разнообразных и неидентичных циклов). [12] Августин Гиппопотамский (354–430 гг. н.э.) возражал против того факта, что спасение невозможно в рамках стоической схемы, утверждая, что даже если было достигнуто временное счастье, душа не может быть по-настоящему благословена, если она обречена снова вернуться к страданиям. [13]

Августин также упоминает «некоторых философов», которые цитируют Экклезиаст 1:9–10 как свидетельство вечного возвращения: «Что есть то, что было? Это то, что будет. И что делается? Это то, что будет». совершилось: и нет ничего нового под солнцем. Кто может сказать и сказать: вот, это новое уже в древности, которая была прежде нас». Августин отрицает, что это относится к повторению конкретных людей, предметов и событий, вместо этого интерпретируя этот отрывок в более общем смысле. В поддержку своего аргумента он обращается к отрывкам из Священных Писаний, таким как Послание к Римлянам 6:9, в котором утверждается, что Христос, «воскреснув из мертвых, уже не умирает». [13]

Фридрих Ницше

[ редактировать ]

Вечное возвращение ( нем . Ewige Wiederkunft ) — одна из центральных концепций философии Фридриха Ницше (1844–1900). [14] Хотя сама идея не является оригинальной для Ницше, его уникальный ответ на нее дал новую жизнь теории, и спекуляции относительно правильной интерпретации доктрины Ницше продолжаются и по сей день.

Прекурсоры

[ редактировать ]

Открытие законов термодинамики в XIX веке возобновило дискуссию среди учёных и философов о конечной судьбе Вселенной, что повлекло за собой множество вопросов о природе времени. [15] Эдуард фон Хартманн утверждал, что конечное состояние Вселенной будет идентично состоянию, в котором она началась; Ойген Дюринг отверг эту идею, утверждая, что она влечет за собой необходимое следствие того, что Вселенная начнется заново и что одни и те же формы будут повторяться вечно - доктрина, которую Дюринг считал опасно пессимистической. [16] Иоганн Густав Фогт [ де ] , с другой стороны, выступал в пользу циклической системы, дополнительно постулируя пространственное сосуществование бесконечного числа идентичных миров. [17] Луи Огюст Бланки аналогичным образом утверждал, что в бесконечной вселенной каждая возможная комбинация форм должна вечно повторяться во времени и пространстве. [18]

Формулировка Ницше

[ редактировать ]
Ницше писал, что идея вечного возвращения впервые пришла ему в голову на озере Сильваплана в Швейцарии, «рядом с огромной скалой, возвышавшейся ввысь, как пирамида». [19]

Ницше, возможно, использовал ряд источников при разработке своей собственной формулировки теории. Он изучал пифагорейскую и стоическую философию. [20] был знаком с работами современных философов, таких как Дюринг и Фогт, [21] и, возможно, встречал упоминания о Бланки в книге Фридриха Альберта Ланге . [22] Он также был поклонником писателя Генриха Гейне , в одной из книг которого есть отрывок, обсуждающий теорию вечного возвращения. [20] Тем не менее, Ницше утверждал, что эта доктрина однажды поразила его как внезапное откровение, когда он прогуливался вдоль озера Сильваплана в Швейцарии. [19]

Первое опубликованное изложение версии теории Ницше появляется в «Веселой науке» , раздел 341, где она предлагается читателю в качестве мысленного эксперимента .

Что, если однажды днем ​​или ночью демон прокрадется за вами в ваше самое одинокое одиночество и скажет вам: «Эту жизнь, какой вы сейчас ее живете и прожили, вам придется прожить еще раз и еще бесчисленное количество раз; и там не будет в ней ничего нового, но каждая боль, и каждая радость, и каждая мысль, и вздох, и все невыразимо малое или великое в твоей жизни должны будут вернуться к тебе, все в той же последовательности и последовательности»… Не бросили ли бы вы себя опуститься, скрежетать зубами и проклинать демона, который так говорил? Или вы когда-то переживали потрясающий момент, когда вы бы ответили ему: «Ты бог, и никогда я не слышал ничего более божественного». [23]

Ницше развил эту концепцию в философском романе « Так говорил Заратустра» , позже написав, что вечное возвращение было «фундаментальной идеей произведения». [19] В этом романе главный Заратустра сначала приходит в ужас от мысли, что все должно повторяться вечно; в конечном итоге, однако, он преодолевает свое отвращение к вечному возвращению и принимает его как свое самое горячее желание. В предпоследней главе произведения («Пьяная песня») Заратустра заявляет: «Все вещи запутаны, запутаны, очарованы; если бы ты когда-нибудь желал одного дважды, если бы ты когда-нибудь говорил: «Ты угождаешь мне, счастье! Пребудь, момент! тогда тебе захотелось всего назад... Ибо вся радость хочет — вечности ». [24]

Интерпретация

[ редактировать ]

Мартин Хайдеггер отмечает, что первое упоминание Ницше о вечном возвращении в «Веселой науке» представляет эту концепцию как гипотетический вопрос, а не постулирует ее как факт. Во многих источниках утверждается, что Ницше не пытался сделать космологическое или теоретическое утверждение, то есть сказать, что вечное возвращение является истинным утверждением о том, как устроен мир. Вместо этого эмоциональная реакция на мысленный эксперимент служит для того, чтобы выявить, живет ли человек наилучшим образом. [25] По мнению Хайдеггера, важным моментом является бремя, налагаемое вопросом о вечном возвращении, независимо от того, может ли это быть правдой или нет. [26] Идея схожа с концепцией amor fati Ницше , которую он описывает в Ecce Homo : «Моя формула величия человеческого существа — это amor fati : человек не хочет, чтобы ничего было другим, ни вперед, ни назад, ни во всей вечности. Не только нести то, что необходимо, и тем более скрывать это... но любить это». [27] [28]

С другой стороны, посмертно опубликованные записные книжки Ницше содержат попытку логического доказательства вечного возвращения, которое часто приводится в поддержку утверждения о том, что Ницше верил в эту теорию как в реальную возможность. [28] Доказательство основано на предположении, что Вселенная бесконечна по продолжительности, но содержит конечное количество энергии. В этом случае вся материя во Вселенной должна пройти через конечное число комбинаций, и каждая серия комбинаций должна в конечном итоге повторяться в одном и том же порядке, создавая тем самым «круговое движение абсолютно идентичных серий». [29] Однако такие ученые, как Нил Синхабабу и Куонг Ун Тенг, предположили, что причина, по которой этот материал остался неопубликованным, заключалась в том, что сам Ницше не был убежден, что его аргументы выдержат критику. [28] [примечание 1]

Третья возможность заключается в том, что Ницше пытался создать новый этический стандарт, по которому люди должны судить о своем поведении. [31] В одной из своих неопубликованных заметок Ницше пишет: «Вопрос, на который тебе придется ответить перед каждым поступком, который ты совершишь: «это такой поступок, который я готов совершить бесчисленное количество раз?» это лучший балласт». [32] В этом смысле учение сравнивают с категорическим императивом Иммануила Канта . [33] Однако снова выдвигается возражение, что такого этического императива нет ни в одном из опубликованных произведений Ницше. [31] и поэтому эта интерпретация отвергается большинством современных ученых. [28]

П.Д. Успенский

[ редактировать ]

Русский эзотерик П. Д. Успенский (1878–1947) верил в буквальную истину вечного возвращения. В детстве он был склонен к ярким ощущениям дежавю . [34] и когда он столкнулся с теорией вечного возвращения в трудах Ницше, ему пришло в голову, что это возможное объяснение его переживаний. [35] Впоследствии он исследовал эту идею в своем полуавтобиографическом романе « Странная жизнь Ивана Осокина» .

В этой истории Иван Осокин умоляет волшебника вернуть его в детство и дать шанс прожить жизнь заново. Волшебник соглашается, но предупреждает Ивана, что он не сможет исправить ни одну из своих ошибок. Оказывается, это так; хотя Иван всегда заранее знает, каков будет исход его действий, он не в силах удержаться от повторения этих действий. Пережив свою жизнь до момента разговора с волшебником, Иван в отчаянии спрашивает, есть ли способ изменить прошлое. Маг отвечает, что сначала он должен измениться сам; если он будет работать над улучшением своего характера, у него может быть шанс принять более правильные решения в следующий раз.

Однако в самой ранней версии романа волшебник не упоминался. [36] и закончился на «совершенно пессимистической ноте». [37] Революция в мыслях Успенского о возвращении – идее о том, что изменение возможно – произошла после того, как он стал учеником мистика Георгия Гурджиева , который учил, что человек может достичь более высокого состояния сознания посредством системы строгой самодисциплины. Когда Успенский спросил о вечном возвращении, Гурджиев сказал ему: [38]

Эта идея повторения... не есть полная и абсолютная истина, но она есть ближайшее возможное приближение к истине... И если вы поймете, почему я не говорю об этом, вы будете еще ближе к ней. Какая польза от человека, знающего о возвращении, если он этого не осознает и если сам не меняется? …Знание о повторении жизней ничего не добавит человеку… если он не будет стремиться изменить себя, чтобы избежать этого повторения. Но если он изменит в себе что-то существенное, т. е. если он чего-то достигнет, то это не может быть потеряно.

Успенский включил эту идею в свои более поздние произведения. В «Новой модели Вселенной » он выступал против доказательства Ницше математической необходимости вечного повторения, утверждая, что достаточно большое количество материи способно к бесконечному числу возможных комбинаций. По мнению Успенского, каждый возрождается вновь в той же жизни в момент своей смерти, и многие люди действительно будут продолжать жить одной и той же жизнью вечно, но также возможно разорвать этот цикл и войти в новый план жизни. существование. [39]

Наука и математика

[ редактировать ]

утверждает Теорема о возврате Пуанкаре , что некоторые динамические системы , такие как частицы газа в герметичном контейнере, бесконечно часто возвращаются в состояние, сколь угодно близкое к исходному состоянию. [40] [41] Теорема, впервые выдвинутая Анри Пуанкаре в 1890 году, остается влиятельной и сегодня является основой эргодической теории . [42] Были предприняты попытки доказать или опровергнуть возможность повторения Пуанкаре в системе размером с галактику или вселенную. [40] [42] Философ Майкл Хьюмер утверждал, что если это так, то реинкарнацию можно доказать текущим существованием человека, используя байесовскую теорию вероятности . [43]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Одно опровержение теории Ницше, выдвинутое его современником Георгом Зиммелем , резюмируется Вальтером Кауфманом следующим образом: «Даже если бы в конечном пространстве в бесконечное время было чрезвычайно мало вещей, им не пришлось бы повторяться в одних и тех же конфигурациях». Предположим, что имеются три колеса одинакового размера, вращающиеся на одной оси, на окружности каждого колеса отмечена одна точка, и эти три точки выстроились в одну прямую. Если бы второе колесо вращалось в два раза быстрее, чем первое, и. если бы скорость третьего колеса составляла 1/π скорости первого, первоначальный состав никогда бы не повторился». [30]
  1. ^ «Порфирий, Жизнь Пифагора (§19)» . Перевод Кеннета Сильвана Гатри. 1920. Принимался в рамках Тертуллианского проекта.
  2. ^ Симплиций: О физике Аристотеля 4.1–5, 10–14 . Перевод Дж. О. Урмсона. Издательство Корнельского университета. 1992. с. 142. ИСБН  0-8014-2817-3 .
  3. ^ Целлер, Эдуард (1880). Стоики, эпикурейцы и скептики . Перевод Освальда Дж. Райхеля. Лондон: Longmans, Green and Co., стр. 166–167.
  4. ^ Селлерс, Джон (2006). Стоицизм . Проницательность. п. 99. ИСБН  978-1-84465-053-8 .
  5. ^ Уайт, Майкл Дж. (2003). «Стоическая натурфилософия (физика и космология)» . В Инвуде, Брэд (ред.). Кембриджский компаньон стоиков . Издательство Кембриджского университета. стр. 141–142. ISBN  0-521-77985-5 .
  6. ^ Платон, Тимей 39d .
  7. ^ «Стоицизм: Физическая теория» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 11 декабря 2021 г.
  8. ^ Саллес, Рикардо (2005). «Об индивидуации времени и событий в православном стоицизме» . В Саллесе, Рикардо (ред.). Метафизика, душа и этика в древней мысли . Кларендон Пресс. п. 107. ИСБН  0-19-926130-Х .
  9. ^ Ориген: Противоположность Цельсуму . Перевод Генри Чедвика. Издательство Кембриджского университета. 1965. с. 238 (книга IV, раздел 68).
  10. ^ Чедвик 1965, стр. 279–280 (книга V, раздел 20).
  11. ^ Уайт 2003 , с. 143
  12. ^ Ориген: О первых началах . Перевод Г.В. Баттерворта. Харпер и Роу. 1966. стр. 87–88 (книга II, глава 3, раздел 4).
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Августин: Город Божий против язычников . Перевод Р.В. Дайсона. Издательство Кембриджского университета. 1998. стр. 516–517 (книга XII, глава 14).
  14. ^ Андерсон, Р. Ланье (17 марта 2017 г.). «Фридрих Ницше» . Стэнфордская энциклопедия философии .
  15. ^ Д'Иорио, Паоло (2014). «Вечное возвращение: Бытие и толкование» . Лексикон Философикум (2): 66–67. дои : 10.19283/lph-20142.414 .
  16. ^ Д'Иорио 2014 , стр. 68–74
  17. ^ Д'Иорио 2014 , с. 42–43
  18. ^ «Вечность у звезд (1872)» . Архив Бланки .
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ницше, Фридрих (1911). Ecce Homo Перевод Энтони М. Людовичи. Макмиллан. п. 96.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кауфманн, Уолтер А. (1974). Ницше: философ, психолог, антихрист (4-е изд.). Издательство Принстонского университета. стр. 317–319 . ISBN  978-0-6910-1983-3 .
  21. ^ Д'Иорио 2014 , с. 43, 74
  22. ^ Раскопан, Альфред (1909 г.). «Заметка о Ницше и Ланге: «вечное возвращение» » . Философское обозрение Франции и зарубежья (на французском языке). 67 :519–525.
  23. ^ Шахт, Ричард (2001). Постморализм Ницше: очерки прелюдии Ницше к будущему философии . Издательство Кембриджского университета. п. 237. ИСБН  978-0-521-64085-5 .
  24. ^ Кауфманн, Вальтер, изд. (1954). Портативный Ницше . Викинг Пресс. п. 435.
  25. ^ Андерсон, Р. Ланье (2022), «Фридрих Ницше» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. летом 2022 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 28 ноября 2023 г.
  26. ^ Хайдеггер, Мартин (1984). Ницше, Том II: Вечное повторение одного и того же . Перевод Дэвида Фаррелла Крелла . Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. 25.
  27. ^ Ницше, Фредерик (2000). Основные сочинения Ницше . Перевод Вальтера Кауфмана. Современная библиотека. п. 714. ИСБН  978-0-6797-8339-8 .
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Синхабабу, Нил; Куонг, Ун Тенг (2019). «Любить вечное возвращение» . Журнал исследований Ницше . 50 (1): 106–124. дои : 10.5325/jnietstud.50.1.0106 .
  29. ^ Людовичи, Энтони М., изд. (1913). Фридрих Ницше: Воля к власти . Том. II. §1066 – через Проект Гутенберг.
  30. ^ Кауфманн 1974 , с. 327
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Огер, Эрик (1997). «Вечное возвращение как решающее испытание». Журнал исследований Ницше (14): 4–7. JSTOR   20717674 .
  32. ^ Людовичи, Энтони М., изд. (1911). «Вечное возвращение». Фридрих Ницше: Сумерки идолов . §28 – через Проект Гутенберг.
  33. ^ Кауфманн 1974 , стр. 22–23.
  34. ^ Уэбб, Джеймс (1980). Гармоничный круг . Сыновья Дж. П. Патнэма. п. 96. ИСБН  0-399-11465-3 .
  35. ^ Уилсон, Колин (2005). Странная жизнь П.Д. Успенского . Книги Эона. п. 13. ISBN  1-904658-25-3 .
  36. ^ Уэбб 1980 , стр. 452–453.
  37. ^ Уилсон 2005 , с. 73
  38. ^ Успенский, П.Д. (1950). В поисках чудесного . Рутледж и Кеган Пол Лимитед. п. 250.
  39. ^ Успенский, П.Д. (1938). «Вечное возвращение и законы Ману» . Новая модель Вселенной (3-е изд.). Рутледж и Кеган Пол Лимитед. стр. 464–513.
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Типлер, Фрэнк Дж. (1980). «Общая теория относительности и вечное возвращение» . Очерки общей теории относительности: праздничный сборник Абрахама Тауба . Академическая пресса. стр. 21–22. ISBN  978-1-4832-7362-4 .
  41. ^ Синай, Вирджиния. Г. (1976). Введение в эргодическую теорию . Перевод В. Шеффера. Издательство Принстонского университета. п. 8. ISBN  0-691-08182-4 .
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б де Госсон, Морис А. (июнь 2018 г.). «Симплектический верблюд и супервозвратность Пуанкаре: открытые проблемы» . Энтропия . 20 (7): 499. Бибкод : 2018Entrp..20..499G . дои : 10.3390/e20070499 . ПМК   7513024 . ПМИД   33265589 .
  43. ^ Хьюмер, Майкл (март 2021 г.). «Существование — свидетельство бессмертия» . Нус . 55 (1): 128–151. дои : 10.1111/ноус.12295 . S2CID   171615368 .

Дальнейшее чтение

  • Хатаб, Лоуренс Дж. (2005). Пожизненный приговор Ницше: примириться с вечным возвращением . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  0-415-96758-9 .
  • Лукачер, Нед (1998). Фетиши времени: Тайная история вечного возвращения . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN  0-8223-2253-6 .
  • Магнус, Бернд (1978). Экзистенциальный императив Ницше . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN  0-253-34062-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 08404e3a3c331ae34a26bfffd9481e8a__1715423820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/8a/08404e3a3c331ae34a26bfffd9481e8a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eternal return - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)