Вечное возвращение
Вечное возвращение (или вечное возвращение ) — это философская концепция, которая утверждает, что время повторяется в бесконечном цикле и что одни и те же события будут продолжать происходить точно таким же образом, снова и снова, вечно.
В Древней Греции концепция вечного возвращения была наиболее заметно связана со стоицизмом , философской школой, основанной Зеноном из Китиума . Стоики верили, что Вселенная периодически разрушается и возрождается и что каждая вселенная точно такая же, как предыдущая. Это учение подверглось яростной критике со стороны христианских авторов, таких как Августин , которые видели в нем фундаментальное отрицание свободы воли и возможности спасения. Таким образом, глобальное распространение христианства положило конец классическим теориям вечного возвращения.
Эта концепция была возрождена в 19 веке немецким философом Фридрихом Ницше . Кратко изложив эту идею как мысленный эксперимент в «Веселой науке» , он более подробно исследовал ее в своем романе «Так говорил Заратустра» , в котором главный герой учится преодолевать свой ужас перед мыслью о вечном возвращении. Неизвестно, верил ли Ницше в буквальную истину вечного возвращения, а если нет, то что он намеревался этим продемонстрировать.
Идеи Ницше впоследствии были подхвачены и переосмыслены другими писателями, такими как русский эзотерик П. Д. Успенский , который утверждал, что можно разорвать цикл возвращения.
Классическая античность
[ редактировать ]Пифагореизм
[ редактировать ]В древних писаниях есть намеки на то, что теория вечного возвращения могла возникнуть у Пифагора (ок. 570 – ок. 495 до н. э.). Согласно Порфирию , одним из учений Пифагора было то, что «через определенные определенные периоды одни и те же события происходят снова» и что «нет ничего совершенно нового». [1] Евдем Родосский также ссылается на это учение Пифагора в своем комментарии к Аристотеля » «Физике . Во фрагменте, сохранившемся у Симплиция , Евдем пишет: [2]
Можно поднять вопрос, повторяется ли одно и то же время, как говорят некоторые, или нет. «То же самое» имеет множество смыслов: по форме кажется, что происходит то же самое, что и весна, и зима, и другие времена года и периоды; точно так же те же изменения происходят и в форме, поскольку солнце совершает свои солнцестояния, равноденствия и другие свои путешествия. Но если бы кто-нибудь поверил пифагорейцам, что численно одно и то же повторяется, то и я буду романтизировать, держа свой посох, пока вы там сидите, и все остальное будет то же самое, и можно сказать, что время будет такой же.
Стоицизм
[ редактировать ]Стоики, возможно, вдохновленные пифагорейцами, [3] включили теорию вечного возвращения в свою натурфилософию. Согласно физике стоиков , Вселенная периодически разрушается в грандиозном пожаре ( экпироз ), а затем переживает возрождение ( палингенезис ). Эти циклы продолжаются вечно, и в каждом цикле в точности повторяются одни и те же события. [4] Стоики, возможно, нашли подтверждение этому учению в концепции Великого Года . [5] самое старое известное выражение которого можно найти в Платона » «Тимее . Платон предположил, что один полный цикл времени будет завершен, когда Солнце, Луна и планеты завершат свои различные обороты и вернутся в исходное положение. [6]
Источники расходятся во мнениях относительно того, считали ли стоики, что содержимое каждой новой вселенной будет одинаковым с содержанием предыдущей вселенной, или же оно будет настолько похоже, что будет неотличимо. [7] Первую точку зрения приписывал стоику Хрисиппу (ок. 279 – ок. 206 до н.э.) Александр Афродисийский , который писал: [8]
Они считают, что после пожара все те же самые вещи снова появляются в мире в количественном отношении, так что даже тот же самый особенный индивидуум, что и прежде, существует и снова появляется в этом мире, как говорит Хрисипп в своих книгах « О мире» .
С другой стороны, Ориген (ок. 185 – ок. 253 н. э.) характеризует стоиков как утверждающих, что содержание каждого цикла не будет идентичным, а лишь неотличимым: [9]
Чтобы не предполагать, что Сократ снова будет жить, они говорят, что кто-то, неотличимый от Сократа, выйдет замуж за кого-то, неотличимого от Ксантиппы, и будет обвинен людьми, неотличимыми от Анита и Мелета.
Ориген также записывает неортодоксальную версию доктрины, отмечая, что некоторые стоики предполагают, что «существует небольшая и очень незначительная разница между одним периодом и событиями предшествующего ему периода». [10] Вероятно, это не было широко распространенным убеждением, поскольку оно представляет собой отрицание детерминистской точки зрения, лежащей в основе стоической философии. [11]
Христианский ответ
[ редактировать ]Христианские авторы критиковали доктрину вечного возвращения по разным причинам. Ориген утверждал, что эта теория несовместима со свободой воли (хотя он допускал возможность разнообразных и неидентичных циклов). [12] Августин Гиппопотамский (354–430 гг. н.э.) возражал против того факта, что спасение невозможно в рамках стоической схемы, утверждая, что даже если было достигнуто временное счастье, душа не может быть по-настоящему благословена, если она обречена снова вернуться к страданиям. [13]
Августин также упоминает «некоторых философов», которые цитируют Экклезиаст 1:9–10 как свидетельство вечного возвращения: «Что есть то, что было? Это то, что будет. И что делается? Это то, что будет». совершилось: и нет ничего нового под солнцем. Кто может сказать и сказать: вот, это новое уже в древности, которая была прежде нас». Августин отрицает, что это относится к повторению конкретных людей, предметов и событий, вместо этого интерпретируя этот отрывок в более общем смысле. В поддержку своего аргумента он обращается к отрывкам из Священных Писаний, таким как Послание к Римлянам 6:9, в котором утверждается, что Христос, «воскреснув из мертвых, уже не умирает». [13]
Фридрих Ницше
[ редактировать ]Вечное возвращение ( нем . Ewige Wiederkunft ) — одна из центральных концепций философии Фридриха Ницше (1844–1900). [14] Хотя сама идея не является оригинальной для Ницше, его уникальный ответ на нее дал новую жизнь теории, и спекуляции относительно правильной интерпретации доктрины Ницше продолжаются и по сей день.
Прекурсоры
[ редактировать ]Открытие законов термодинамики в XIX веке возобновило дискуссию среди учёных и философов о конечной судьбе Вселенной, что повлекло за собой множество вопросов о природе времени. [15] Эдуард фон Хартманн утверждал, что конечное состояние Вселенной будет идентично состоянию, в котором она началась; Ойген Дюринг отверг эту идею, утверждая, что она влечет за собой необходимое следствие того, что Вселенная начнется заново и что одни и те же формы будут повторяться вечно - доктрина, которую Дюринг считал опасно пессимистической. [16] Иоганн Густав Фогт , с другой стороны, выступал в пользу циклической системы, дополнительно постулируя пространственное сосуществование бесконечного числа идентичных миров. [17] Луи Огюст Бланки аналогичным образом утверждал, что в бесконечной вселенной каждая возможная комбинация форм должна вечно повторяться во времени и пространстве. [18]
Формулировка Ницше
[ редактировать ]Ницше, возможно, использовал ряд источников при разработке своей собственной формулировки теории. Он изучал пифагорейскую и стоическую философию. [20] был знаком с работами современных философов, таких как Дюринг и Фогт, [21] и, возможно, встречал упоминания о Бланки в книге Фридриха Альберта Ланге . [22] Он также был поклонником писателя Генриха Гейне , в одной из книг которого есть отрывок, обсуждающий теорию вечного возвращения. [20] Тем не менее, Ницше утверждал, что эта доктрина однажды поразила его как внезапное откровение, когда он прогуливался вдоль озера Сильваплана в Швейцарии. [19]
Первое опубликованное изложение версии теории Ницше появляется в «Веселой науке» , раздел 341, где она предлагается читателю в качестве мысленного эксперимента .
Что, если однажды днем или ночью демон прокрадется за вами в ваше самое одинокое одиночество и скажет вам: «Эту жизнь, какой вы сейчас ее живете и прожили, вам придется прожить еще раз и еще бесчисленное количество раз; и там не будет в ней ничего нового, но каждая боль, и каждая радость, и каждая мысль, и вздох, и все невыразимо малое или великое в твоей жизни должны будут вернуться к тебе, все в той же последовательности и последовательности»… Не бросили ли бы вы себя опуститься, скрежетать зубами и проклинать демона, который так говорил? Или вы когда-то переживали потрясающий момент, когда вы бы ответили ему: «Ты бог, и никогда я не слышал ничего более божественного». [23]
Ницше развил эту концепцию в философском романе « Так говорил Заратустра» , позже написав, что вечное возвращение было «фундаментальной идеей произведения». [19] В этом романе главный Заратустра сначала приходит в ужас от мысли, что все должно повторяться вечно; в конечном итоге, однако, он преодолевает свое отвращение к вечному возвращению и принимает его как свое самое горячее желание. В предпоследней главе произведения («Пьяная песня») Заратустра заявляет: «Все вещи запутаны, запутаны, очарованы; если бы ты когда-нибудь желал одного дважды, если бы ты когда-нибудь говорил: «Ты угождаешь мне, счастье! Пребудь, момент! тогда тебе захотелось всего назад... Ибо вся радость хочет — вечности ». [24]
Интерпретация
[ редактировать ]Мартин Хайдеггер отмечает, что первое упоминание Ницше о вечном возвращении в «Веселой науке» представляет эту концепцию как гипотетический вопрос, а не постулирует ее как факт. Во многих источниках утверждается, что Ницше не пытался сделать космологическое или теоретическое утверждение, то есть сказать, что вечное возвращение является истинным утверждением о том, как устроен мир. Вместо этого эмоциональная реакция на мысленный эксперимент служит для того, чтобы выявить, живет ли человек наилучшим образом. [25] По мнению Хайдеггера, важным моментом является бремя, налагаемое вопросом о вечном возвращении, независимо от того, может ли это быть правдой или нет. [26] Идея схожа с концепцией amor fati Ницше , которую он описывает в Ecce Homo : «Моя формула величия человеческого существа — это amor fati : человек не хочет, чтобы ничего было другим, ни вперед, ни назад, ни во всей вечности. Не только нести то, что необходимо, и тем более скрывать это... но любить это». [27] [28]
С другой стороны, посмертно опубликованные записные книжки Ницше содержат попытку логического доказательства вечного возвращения, которое часто приводится в поддержку утверждения о том, что Ницше верил в эту теорию как в реальную возможность. [28] Доказательство основано на предположении, что Вселенная бесконечна по продолжительности, но содержит конечное количество энергии. В этом случае вся материя во Вселенной должна пройти через конечное число комбинаций, и каждая серия комбинаций должна в конечном итоге повторяться в одном и том же порядке, создавая тем самым «круговое движение абсолютно идентичных серий». [29] Однако такие ученые, как Нил Синхабабу и Куонг Ун Тенг, предположили, что причина, по которой этот материал остался неопубликованным, заключалась в том, что сам Ницше не был убежден, что его аргументы выдержат критику. [28] [примечание 1]
Третья возможность заключается в том, что Ницше пытался создать новый этический стандарт, по которому люди должны судить о своем поведении. [31] В одной из своих неопубликованных заметок Ницше пишет: «Вопрос, на который тебе придется ответить перед каждым поступком, который ты совершишь: «это такой поступок, который я готов совершить бесчисленное количество раз?» это лучший балласт». [32] В этом смысле учение сравнивают с категорическим императивом Иммануила Канта . [33] Однако снова выдвигается возражение, что такого этического императива нет ни в одном из опубликованных произведений Ницше. [31] и поэтому эта интерпретация отвергается большинством современных ученых. [28]
П.Д. Успенский
[ редактировать ]Русский эзотерик П. Д. Успенский (1878–1947) верил в буквальную истину вечного возвращения. В детстве он был склонен к ярким ощущениям дежавю . [34] и когда он столкнулся с теорией вечного возвращения в трудах Ницше, ему пришло в голову, что это возможное объяснение его переживаний. [35] Впоследствии он исследовал эту идею в своем полуавтобиографическом романе « Странная жизнь Ивана Осокина» .
В этой истории Иван Осокин умоляет волшебника вернуть его в детство и дать шанс прожить жизнь заново. Волшебник соглашается, но предупреждает Ивана, что он не сможет исправить ни одну из своих ошибок. Оказывается, это так; хотя Иван всегда заранее знает, каков будет исход его действий, он не в силах удержаться от повторения этих действий. Пережив свою жизнь до момента разговора с волшебником, Иван в отчаянии спрашивает, есть ли способ изменить прошлое. Маг отвечает, что сначала он должен измениться сам; если он будет работать над улучшением своего характера, у него может быть шанс принять более правильные решения в следующий раз.
Однако в самой ранней версии романа волшебник не упоминался. [36] и закончился на «совершенно пессимистической ноте». [37] Революция в мыслях Успенского о возвращении – идее о том, что изменение возможно – произошла после того, как он стал учеником мистика Георгия Гурджиева , который учил, что человек может достичь более высокого состояния сознания посредством системы строгой самодисциплины. Когда Успенский спросил о вечном возвращении, Гурджиев сказал ему: [38]
Эта идея повторения... не есть полная и абсолютная истина, но она есть ближайшее возможное приближение к истине... И если вы поймете, почему я не говорю об этом, вы будете еще ближе к ней. Какая польза от человека, знающего о возвращении, если он этого не осознает и если сам не меняется? …Знание о повторении жизней ничего не добавит человеку… если он не будет стремиться изменить себя, чтобы избежать этого повторения. Но если он изменит в себе что-то существенное, т. е. если он чего-то достигнет, то это не может быть потеряно.
Успенский включил эту идею в свои более поздние произведения. В «Новой модели Вселенной » он выступал против доказательства Ницше математической необходимости вечного повторения, утверждая, что достаточно большое количество материи способно к бесконечному числу возможных комбинаций. По мнению Успенского, каждый возрождается вновь в той же жизни в момент своей смерти, и многие люди действительно будут продолжать жить одной и той же жизнью вечно, но также возможно разорвать этот цикл и войти в новый план жизни. существование. [39]
Наука и математика
[ редактировать ]утверждает Теорема о возврате Пуанкаре , что некоторые динамические системы , такие как частицы газа в герметичном контейнере, бесконечно часто возвращаются в состояние, сколь угодно близкое к исходному состоянию. [40] [41] Теорема, впервые выдвинутая Анри Пуанкаре в 1890 году, остается влиятельной и сегодня является основой эргодической теории . [42] Были предприняты попытки доказать или опровергнуть возможность повторения Пуанкаре в системе размером с галактику или вселенную. [40] [42] Философ Майкл Хьюмер утверждал, что если это так, то реинкарнацию можно доказать текущим существованием человека, используя байесовскую теорию вероятности . [43]
См. также
[ редактировать ]- Этернализм (философия времени) - философская точка зрения, согласно которой не существует правильного способа восприятия течения времени.
- Историческое повторение - повторение аналогичных событий в истории.
- Список фильмов с временными петлями
- Уроборос – символическая змея с хвостом во рту.
- Колесо времени - Религиозно-философская концепция циклических, повторяющихся эпох или эпох.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Одно опровержение теории Ницше, выдвинутое его современником Георгом Зиммелем , резюмируется Вальтером Кауфманом следующим образом: «Даже если бы в конечном пространстве в бесконечное время было чрезвычайно мало вещей, им не пришлось бы повторяться в одних и тех же конфигурациях». Предположим, что имеются три колеса одинакового размера, вращающиеся на одной оси, на окружности каждого колеса отмечена одна точка, и эти три точки выстроились в одну прямую. Если бы второе колесо вращалось в два раза быстрее, чем первое, и. если бы скорость третьего колеса составляла 1/π скорости первого, первоначальный состав никогда бы не повторился». [30]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Порфирий, Жизнь Пифагора (§19)» . Перевод Кеннета Сильвана Гатри. 1920. Принимался в рамках Тертуллианского проекта.
- ^ Симплиций: О физике Аристотеля 4.1–5, 10–14 . Перевод Дж. О. Урмсона. Издательство Корнельского университета. 1992. с. 142. ИСБН 0-8014-2817-3 .
- ^ Целлер, Эдуард (1880). Стоики, эпикурейцы и скептики . Перевод Освальда Дж. Райхеля. Лондон: Longmans, Green and Co., стр. 166–167.
- ^ Селлерс, Джон (2006). Стоицизм . Проницательность. п. 99. ИСБН 978-1-84465-053-8 .
- ^ Уайт, Майкл Дж. (2003). «Стоическая натурфилософия (физика и космология)» . В Инвуде, Брэд (ред.). Кембриджский компаньон стоиков . Издательство Кембриджского университета. стр. 141–142. ISBN 0-521-77985-5 .
- ^ Платон, Тимей 39d .
- ^ «Стоицизм: Физическая теория» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ Саллес, Рикардо (2005). «Об индивидуации времени и событий в православном стоицизме» . В Саллесе, Рикардо (ред.). Метафизика, душа и этика в древней мысли . Кларендон Пресс. п. 107. ИСБН 0-19-926130-Х .
- ^ Ориген: Противоположность Цельсуму . Перевод Генри Чедвика. Издательство Кембриджского университета. 1965. с. 238 (книга IV, раздел 68).
- ^ Чедвик 1965, стр. 279–280 (книга V, раздел 20).
- ^ Уайт 2003 , с. 143
- ^ Ориген: О первых началах . Перевод Г.В. Баттерворта. Харпер и Роу. 1966. стр. 87–88 (книга II, глава 3, раздел 4).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Августин: Город Божий против язычников . Перевод Р.В. Дайсона. Издательство Кембриджского университета. 1998. стр. 516–517 (книга XII, глава 14).
- ^ Андерсон, Р. Ланье (17 марта 2017 г.). «Фридрих Ницше» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Д'Иорио, Паоло (2014). «Вечное возвращение: Бытие и толкование» . Лексикон Философикум (2): 66–67. дои : 10.19283/lph-20142.414 .
- ^ Д'Иорио 2014 , стр. 68–74
- ^ Д'Иорио 2014 , с. 42–43
- ^ «Вечность у звезд (1872)» . Архив Бланки .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ницше, Фридрих (1911). Ecce Homo Перевод Энтони М. Людовичи. Макмиллан. п. 96.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кауфманн, Уолтер А. (1974). Ницше: философ, психолог, антихрист (4-е изд.). Издательство Принстонского университета. стр. 317–319 . ISBN 978-0-6910-1983-3 .
- ^ Д'Иорио 2014 , с. 43, 74
- ^ Раскопан, Альфред (1909 г.). «Заметка о Ницше и Ланге: «вечное возвращение» » . Философское обозрение Франции и зарубежья (на французском языке). 67 :519–525.
- ^ Шахт, Ричард (2001). Постморализм Ницше: очерки прелюдии Ницше к будущему философии . Издательство Кембриджского университета. п. 237. ИСБН 978-0-521-64085-5 .
- ^ Кауфманн, Вальтер, изд. (1954). Портативный Ницше . Викинг Пресс. п. 435.
- ^ Андерсон, Р. Ланье (2022), «Фридрих Ницше» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. летом 2022 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 28 ноября 2023 г.
- ^ Хайдеггер, Мартин (1984). Ницше, Том II: Вечное повторение одного и того же . Перевод Дэвида Фаррелла Крелла . Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. 25.
- ^ Ницше, Фредерик (2000). Основные сочинения Ницше . Перевод Вальтера Кауфмана. Современная библиотека. п. 714. ИСБН 978-0-6797-8339-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Синхабабу, Нил; Куонг, Ун Тенг (2019). «Любить вечное возвращение» . Журнал исследований Ницше . 50 (1): 106–124. дои : 10.5325/jnietstud.50.1.0106 .
- ^ Людовичи, Энтони М., изд. (1913). Фридрих Ницше: Воля к власти . Том. II. §1066 – через Проект Гутенберг.
- ^ Кауфманн 1974 , с. 327
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Огер, Эрик (1997). «Вечное возвращение как решающее испытание». Журнал исследований Ницше (14): 4–7. JSTOR 20717674 .
- ^ Людовичи, Энтони М., изд. (1911). «Вечное возвращение». Фридрих Ницше: Сумерки идолов . §28 – через Проект Гутенберг.
- ^ Кауфманн 1974 , стр. 22–23.
- ^ Уэбб, Джеймс (1980). Гармоничный круг . Сыновья Дж. П. Патнэма. п. 96. ИСБН 0-399-11465-3 .
- ^ Уилсон, Колин (2005). Странная жизнь П.Д. Успенского . Книги Эона. п. 13. ISBN 1-904658-25-3 .
- ^ Уэбб 1980 , стр. 452–453.
- ^ Уилсон 2005 , с. 73
- ^ Успенский, П.Д. (1950). В поисках чудесного . Рутледж и Кеган Пол Лимитед. п. 250.
- ^ Успенский, П.Д. (1938). «Вечное возвращение и законы Ману» . Новая модель Вселенной (3-е изд.). Рутледж и Кеган Пол Лимитед. стр. 464–513.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Типлер, Фрэнк Дж. (1980). «Общая теория относительности и вечное возвращение» . Очерки общей теории относительности: праздничный сборник Абрахама Тауба . Академическая пресса. стр. 21–22. ISBN 978-1-4832-7362-4 .
- ^ Синай, Вирджиния. Г. (1976). Введение в эргодическую теорию . Перевод В. Шеффера. Издательство Принстонского университета. п. 8. ISBN 0-691-08182-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б де Госсон, Морис А. (июнь 2018 г.). «Симплектический верблюд и супервозвратность Пуанкаре: открытые проблемы» . Энтропия . 20 (7): 499. Бибкод : 2018Entrp..20..499G . дои : 10.3390/e20070499 . ПМК 7513024 . ПМИД 33265589 .
- ^ Хьюмер, Майкл (март 2021 г.). «Существование — свидетельство бессмертия» . Нус . 55 (1): 128–151. дои : 10.1111/ноус.12295 . S2CID 171615368 .
Дальнейшее чтение
- Хатаб, Лоуренс Дж. (2005). Пожизненный приговор Ницше: примириться с вечным возвращением . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-96758-9 .
- Лукачер, Нед (1998). Фетиши времени: Тайная история вечного возвращения . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-2253-6 .
- Магнус, Бернд (1978). Экзистенциальный императив Ницше . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-34062-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цитаты, связанные с Вечным возвращением, на Wikiquote