Вечное возвращение (Элиаде)
« Вечное возвращение » — это идея интерпретации религиозного поведения, предложенная историком Мирчей Элиаде ; это вера, выраженная через поведение (иногда неявно, но часто явно), что человек способен стать современником или вернуться в « мифическую эпоху» — время, когда произошли события, описанные в мифах. [ 1 ] Ее следует отличать от философской концепции вечного возвращения .
Священное и мирское
[ редактировать ]По словам Элиаде,
Все данные до сих пор определения религиозного явления имеют одну общую черту: каждое из них по-своему показывает, что священная и религиозная жизнь являются противоположностями светской и светской жизни . [ 2 ]
Эта концепция была широко сформулирована французским социологом Эмилем Дюркгеймом в 1912 году. [ 3 ] Такие ученые, как Джек Гуди, доказали, что это явление не может быть универсальным. [ 4 ]
Это резкое различие между священным и профанным является фирменной теорией Элиаде. Согласно Элиаде, традиционный человек различает два уровня существования: (1) Священный и (2) мирской мир. (Здесь «Священным» может быть Бог, боги, мифические предки или любые другие существа, установившие устройство мира.) Для традиционного человека вещи «приобретают свою реальность, свою идентичность лишь в той мере, в какой они участвуют в трансцендентной реальности». ". [ 5 ] Что-то в нашем мире «реально» только в той мере, в какой оно соответствует Священному или образцам, установленным Священным.
Следовательно, есть светское пространство и есть священное пространство. Священное пространство – это пространство, где проявляется Священное; в отличие от мирского пространства, священное пространство имеет чувство направления:
В однородном и бесконечном пространстве, в котором невозможна никакая точка отсчета и, следовательно, не установлена никакая ориентация, иерофания [явление Священного] обнаруживает абсолютную фиксированную точку, центр. [ 6 ]
Там, где Священное пересекает наш мир, оно предстает в виде идеальных моделей (например, действий и повелений богов или мифических героев). Все вещи становятся по-настоящему «реальными» благодаря подражанию этим моделям. Элиаде утверждает: «Для архаического человека реальность есть функция подражания небесному архетипу ». [ 7 ] В качестве доказательства этой точки зрения в «Мифе о вечном возвращении » он приводит верование иранских зурванитов . Зурваниты верили, что каждой вещи на Земле соответствует священный небесный аналог: для физического неба существует священное небо; для физической Земли существует священная Земля; действия добродетельны, если соответствуют священному образцу. [ 8 ] Вот еще несколько примеров, которые приводит Элиаде:
Согласно месопотамским верованиям , Тигр имеет свою модель в звезде Анунит , а Евфрат – в звезде Ласточки . Шумерский . текст рассказывает о «месте сотворения богов», где можно найти «[божественность] стад и зерна» Для урало-алтайских народов горы точно так же имеют идеальный архетип в небе. В Египте места и номы назывались по небесным «полям»: сначала были известны небесные поля, затем их идентифицировали в земной географии. [ 8 ]
Далее, есть светское время и есть священное время. По мнению Элиаде, мифы описывают время, которое фундаментально отличается от времени исторического (того, что современный человек считал бы «нормальным» временем). «Короче, — говорит Элиаде, — мифы описывают… прорывы священного (или «сверхъестественного») в мир». [ 9 ] Мифический век – это время, когда Священное вошло в наш мир, придав ему форму и смысл: «Проявление священного онтологически основывает мир». [ 6 ] Таким образом, мифический век — это священное время, единственное время, имеющее ценность для традиционного человека.
Происхождение как сила
[ редактировать ]По мнению Элиаде, в архаическом мировоззрении сила вещи заключается в ее происхождении, так что «знание происхождения предмета, животного, растения и так далее равноценно приобретению магической власти над ними». [ 10 ] То, как была создана вещь, определяет ее природу, образец, которому она должна соответствовать. Получив контроль над происхождением вещи, человек также получает контроль над самой вещью.
Элиаде пришел к выводу, что, если происхождение и сила должны быть одинаковыми, «это первое проявление значимой и действительной вещи». [ 11 ] Священное впервые проявило себя в событиях мифической эпохи; следовательно, традиционный человек рассматривает мифическую эпоху как основу ценностей.
Священное время
[ редактировать ]Теория Элиаде предполагает, что, поскольку сила вещи заключается в ее происхождении, так и сила всего мира заключена в космогонии . Если Священное установило все действительные закономерности вначале, в течение времени, записанного в мифе, то мифический век является священным временем — единственным временем, которое содержит какую-либо ценность. Жизнь человека имеет ценность лишь в той мере, в какой она соответствует образцам мифической эпохи.
австралийских Предполагается, что религия аборигенов содержит множество примеров почитания мифической эпохи. Перед самым рассветом первого дня братья Багаджимбири появились с Земли в образе динго , а затем превратились в людей-гигантов, чьи головы коснулись неба. До прихода Багаджимбири ничего не существовало. Но когда взошло солнце и братья начали давать названия вещам, «растения и животные начали действительно существовать». [ 12 ] Братья встретили группу людей и организовали из них цивилизованное общество. Люди этого племени — караджери Австралии — до сих пор во многом подражают двум братьям:
Один из багаджимбири остановился, чтобы помочиться... Вот почему австралийские караджери останавливаются и занимают особую позу для того, чтобы помочиться. ... Братья остановились и съели одно зерно сырым; но они тотчас же расхохотались, потому что знали, что так есть нельзя... и с тех пор люди подражают им всякий раз, когда у них варят это зерно. Багаджимбири бросили примитив (своего рода большую дубинку) в животное и убили его — и с тех пор люди так и делают. Великое множество мифов описывает то, как братья Багаджимбири основали все обычаи караджери и даже их поведение. [ 12 ]
Мифический век был временем, когда появилось Священное и утвердилось реальность. Для традиционного человека, утверждает Элиаде, (1) ценность имеет только первое появление чего-либо; (2) только Священное имеет ценность; и, следовательно, (3) только первое появление Священного имеет ценность. Поскольку Священное впервые появилось в мифическую эпоху, только мифическая эпоха имеет ценность. По гипотезе Элиаде, «первобытного человека интересовало лишь начало... для него мало имело значение то, что происходило с ним самим или с такими же, как он, в более или менее отдаленные времена». [ 13 ] Следовательно, традиционные общества выражают «ностальгию по истокам». [ 13 ] стремление вернуться в мифическую эпоху. Для традиционного человека жизнь имеет ценность только в священное время.
Мифы, ритуалы и их цель
[ редактировать ]Элиаде также объяснил, как традиционный человек может найти ценность для своей жизни (в представлении о том, что все события, происходящие после мифической эпохи, не могут иметь ценности или реальности); он указал, что, если сущность Священного заключается только в его первом появлении, то любое более позднее явление должно фактически быть первым явлением. Таким образом, имитация мифического события на самом деле является самим мифическим событием, происходящим вновь: мифы и ритуалы возвращают человека в мифическую эпоху:
Подражая образцовым действиям бога или мифического героя или просто рассказывая об их приключениях, человек архаического общества отрывается от светского времени и волшебным образом возвращается в Великое Время, священное время. [ 14 ]
Миф и ритуал — средства «вечного возвращения» в мифическую эпоху. Наполненная мифами и ритуалами жизнь традиционного человека постоянно соединяет его со священным временем, придавая ценность его существованию. В качестве примера этого явления Элиаде приводит церковные службы, посредством которых прихожане «возвращаются» в священное время Писания:
Подобно тому, как церковь представляет собой разрыв плоскости в светском пространстве современного города, [так] служба, совершаемая внутри [церкви], знаменует разрыв мирской временной продолжительности. Налицо уже не нынешнее историческое время — время, переживаемое, например, на прилегающих улицах, — а время, в котором произошло историческое существование Иисуса Христа, время, освященное его проповедью, его страстями, смертью. и воскресение. [ 15 ]
Циклическое время
[ редактировать ]Элиаде приписывает известный «циклический» взгляд на время в древней мысли вечным возвращением. Во многих религиях ритуальный цикл соотносит определенные части года с мифическими событиями, делая каждый год повторением мифической эпохи. Например, австралийские аборигены ежегодно воспроизводят события «Времени снов»:
Животные и растения, созданные in illo tempore Сверхъестественными Существами, ритуально воссоздаются. В Кимберли наскальные рисунки, которые, как полагают, были написаны Предками, перекрашиваются, чтобы вновь активировать их творческую силу, как она впервые проявилась в мифические времена, в начале Мира. [ 16 ]
Каждый Новый год жители Месопотамии разыгрывают Энума Элиш , миф о сотворении мира, в котором бог Мардук убивает Тиамат , первобытного монстра, и создает мир из ее тела. Рождение года они соотносили с мифическим рождением мира. [ 17 ]
Периодически возвращая человека в мифическую эпоху, эти литургические циклы превращают само время в круг. Те, кто совершает ежегодный ритуал, возвращаются в один и тот же момент времени каждые 365 дней: «В каждом периодическом [ритуальном] фестивале участники находят одно и то же священное время — то же самое, что было проявлено на фестивале предыдущего года или в прошлом году. фестиваль столетия назад». [ 18 ]
По мнению Элиаде, некоторые традиционные общества выражают свой циклический опыт времени, приравнивая мир к году:
В ряде языков североамериканских индейцев термин мир (=Космос) используется также в значении года. Йокуты говорят: «мир прошел», имея в виду «прошел год». У юки год обозначается словами «земля» или «мир». ... Космос мыслится как живое единство, которое рождается, развивается и умирает в последний день года, чтобы возродиться в первый день Нового года. ... В каждый Новый год время начинается с нуля . [ 19 ]
Новогодний ритуал воспроизводит мифическое начало космоса. Поэтому по логике вечного возвращения каждый Новый год – это начало космоса. Таким образом, время течет по замкнутому кругу, всегда возвращаясь к священному времени, отмечаемому во время Нового года: вся продолжительность космоса ограничена одним годом, который повторяется бесконечно.
Эти ритуальные циклы не просто дают людям чувство ценности. Поскольку традиционный человек отождествляет реальность со Священным, он верит, что мир может выжить, только если он останется в священном времени. Он периодически возрождает священное время посредством мифов и ритуалов, чтобы сохранить существование вселенной. Во многих культурах это убеждение, по-видимому, поддерживается сознательно и четко сформулировано. С точки зрения этих обществ, мир
должен периодически обновляться, иначе он может исчезнуть. Идея о том, что Космосу грозит гибель, если его не воссоздавать ежегодно, послужила источником вдохновения для проведения главного фестиваля калифорнийских племен Карок , Хупа и Юрок . На соответствующих языках церемония называется «восстановлением» или «исправлением» мира, а на английском языке — «Новым годом». Его цель — восстановить или укрепить Землю на следующий год или два. [ 20 ]
Человеческое творчество
[ редактировать ]Некоторым теория вечного возвращения может предложить взгляд на традиционные общества как на застойные и лишенные воображения, боящиеся пробовать что-то новое. Однако Элиаде утверждает, что вечное возвращение не ведет к «полной культурной неподвижности». [ 21 ] Если бы это было так, традиционные общества никогда бы не изменились и не развились, и «этнология не знает ни одного народа, который не изменился бы с течением времени». [ 21 ] Тот факт, что традиционные общества колонизировали новые земли и изобрели новые технологии, доказывает, что вечное возвращение не подавило их инициативу. [ 22 ]
Элиаде утверждает, что вечное возвращение не только не подавляет творчество, но и способствует ему:
Нет причин медлить перед тем, как отправиться в морское путешествие, ведь мифический Герой уже совершил [такое путешествие] в сказочное Время. Все что нужно – это последовать его примеру. Точно так же нет причин бояться заселения неизвестной, дикой территории, потому что каждый знает, что делать. Стоит лишь повторить космогонический ритуал, после чего неизведанная территория (= «Хаос») трансформируется в «Космос». [ 22 ]
По мнению Элиаде, традиционный человек обладает безграничными творческими возможностями, поскольку «возможности применения мифической модели безграничны». [ 22 ]
«Ужас истории»
[ редактировать ]По мнению Элиаде, это стремление остаться в мифической эпохе вызывает «ужас истории». Традиционный человек желает избежать линейного хода событий, лишенного какой-либо внутренней ценности или сакральности. В главе 4 « Мифа о вечном возвращении» (озаглавленной «Ужас истории») и в приложении к «Мифам, мечтам и тайнам » Элиаде предполагает отказ от мифической мысли и полное принятие линейного, исторического времени с его «террор» — одна из причин современного человека тревог . Традиционные общества в некоторой степени избегают этой тревоги, поскольку отказываются полностью признать историческое время. Элиаде описывает разницу между реакциями древнего и современного человека на историю, а также бессилие современного человека перед ужасом истории следующим образом:
В наши дни, когда историческое давление больше не позволяет спастись, как может человек терпеть катастрофы и ужасы истории – от коллективных депортаций и массовых убийств до атомных бомбардировок – если за ними он не может увидеть ни знака, ни трансисторического смысла; являются ли они лишь слепой игрой экономических, социальных или политических сил или, что еще хуже, лишь результатом «свобод», которые меньшинство берет на себя и осуществляет непосредственно на сцене всеобщей истории?
Мы знаем, как в прошлом человечество могло переносить перечисленные нами страдания: они рассматривались как наказание Божие, синдром упадка «века» и так далее. И принять их можно было именно потому, что они имели метаисторический смысл... Каждая война репетировала борьбу добра и зла, каждая новая социальная несправедливость отождествлялась со страданиями Спасителя (или, например, в дохристианскую эпоху). мир, со страстью божественного посланника или бога растительности), каждая новая резня повторяла славный конец мучеников. ... Благодаря этой точке зрения десятки миллионов людей смогли век за веком переносить огромные исторические нагрузки, не отчаиваясь, не совершая самоубийства и не впадая в ту духовную сухость, которая всегда влечет за собой релятивистский или нигилистический взгляд на мир. история [ 23 ]
Ужас вечного возвращения
[ редактировать ]В целом, по мнению Элиаде, традиционный человек рассматривает вечное возвращение как нечто позитивное, даже необходимое. Однако в некоторых религиях, таких как буддизм и некоторые формы индуизма , традиционный циклический взгляд на время становится источником ужаса:
В некоторых высокоразвитых обществах интеллектуальные элиты постепенно отходят от моделей традиционной религии. Периодическое освящение космического времени тогда оказывается бесполезным и бессмысленным. ... Но повторение, лишенное религиозного содержания, обязательно ведет к пессимистическому видению существования . Когда оно больше не является средством реинтеграции изначальной ситуации... то есть когда оно десакрализовано , циклическое время становится устрашающим; оно рассматривается как круг, вечно вращающийся сам по себе, повторяющийся до бесконечности. [ 24 ]
Когда мир становится десакрализованным, традиционный циклический взгляд на время слишком прочно укореняется, чтобы просто исчезнуть. Он выживает, но в профанной форме (например, миф о реинкарнации ). Время больше не статично, как у Караджери, для которых почти каждое действие имитирует мифическую модель, постоянно удерживая мир в мифической эпохе. Время не циклично, а священно, как у древних месопотамцев, чей ритуальный календарь периодически возвращал мир в мифическую эпоху. Скорее, для некоторых дхармических религий «время было гомологизировано космической иллюзией ( майя )». [ 25 ]
Для большинства традиционного человечества линейная история является профанной, а священность заключается в циклическом времени. Но в буддизме, джайнизме и некоторых формах индуизма даже циклическое время стало профаном. Священное невозможно найти в мифическую эпоху; оно существует вне всех эпох. Таким образом, человеческая реализация заключается не в возвращении в священное время, а в полном бегстве от времени, в « превосхождении космоса». [ 25 ] В этих религиях «вечное возвращение» меньше похоже на вечное возвращение в большинстве традиционных обществ (для которых время имеет объективное начало, к которому следует вернуться), а больше похоже на философскую концепцию вечного возвращения — бесконечного космического цикла, нет начала и, следовательно, нет по своей сути священного времени.
Научная критика
[ редактировать ]Несмотря на огромное влияние в религиоведении, идеи, лежащие в основе гипотезы Элиаде о вечном возвращении, менее хорошо приняты в антропологии и социологии. По мнению классика Джеффри Кирка , это происходит потому, что Элиаде чрезмерно расширяет применение своих идей: например, Элиаде утверждает, что современный миф о «благородном дикаре» является результатом религиозной тенденции идеализировать первобытную, мифическую эпоху. [ 26 ] Кирк утверждает, что относительная непопулярность Элиаде среди антропологов и социологов также является результатом предположения Элиаде — важного для веры в вечное возвращение, как его формулирует Элиаде, — что в примитивных и архаических культурах существовали такие понятия, как «бытие» и «реальность», хотя им не хватало слов для обозначения их. [ 26 ]
Кирк считает, что теория вечного возвращения Элиаде применима к некоторым культурам. В частности, он согласен с тем, что австралийские аборигены использовали мифы и ритуалы, «чтобы перенести Время снов» (австралийскую мифическую эпоху) «в настоящее с мощными и плодотворными результатами». [ 27 ] Однако, утверждает Кирк, Элиаде берет этот австралийский феномен и некритически применяет его к другим культурам. Короче говоря, Кирк рассматривает теорию вечного возвращения Элиаде как универсализацию концепции австралийского Времени Мечты. [ 27 ]
В качестве двух контрпримеров вечному возвращению Кирк приводит индейскую и греческую мифологию. Вечное возвращение носит ностальгический характер: пересказывая и воспроизводя мифические события, австралийские аборигены стремятся пробудить и заново пережить Время Снов. Однако Кирк считает, что индейские мифы «не носят вызывающего воспоминания или ностальгического тона, а имеют тенденцию быть подробными и очень практичными». [ 27 ] Во многих индейских мифах животные когда-то в мифическую эпоху вели себя как люди; но они больше не делают этого: разделение между животными и людьми теперь прочно, и, по словам Кирка, «это само по себе снижает эффективность мифотворчества как воссоздания» мифической эпохи. [ 28 ] Что касается греческих мифов, многие из них не выходят за пределы какой-либо священной эпохи происхождения: это бросает вызов утверждению Элиаде о том, что почти все мифы связаны с происхождением и что люди пересказывают и воспроизводят мифы, чтобы вернуться во время происхождения. [ 28 ] (Обратите внимание, что классик Кирк использует гораздо более широкое определение «мифа», чем многие профессиональные фольклористы. Согласно классическому определению, используемому фольклористами, многие греческие истории, условно называемые «мифами», не являются мифами именно потому, что они выходят за рамки священной эпохи происхождение. [ 29 ] )
Даже Венди Донигер, ученый-религиовед и преемница Элиаде в Чикагском университете, утверждает (во «Введении к собственному шаманизму » Элиаде ), что вечное возвращение не применимо ко всем мифам и ритуалам, хотя оно может быть применимо ко многим из них. [ 30 ]
Упоминания в популярной культуре
[ редактировать ]В Т. А. Бэррона книге «Потерянные годы Мерлина» (глава «Священное время») мать Мерлина говорит, что «истории» — в частности, мифы — «достаточно реальны, чтобы помочь [ей] жить. И работать. И находить скрытый смысл». в каждом сне, в каждом листочке, в каждой капле росы». [ 31 ] Она утверждает, что «они живут в священном времени, которое течет по кругу. А не в историческом времени, которое течет по линии». [ 31 ]
Жана Кокто Сценарий для фильма «Возвращение Этернели» изображает вневременную природу мифа о Тристане и Изольде .
Хэви-метал группа Therion выпустила «Eternal Return» на своем альбоме 2000 года « Deggial ». Песня тематически соответствует концепции вечного возвращения Элиаде и, похоже, вдохновлена ею.
В Милана Кундеры книге «Невыносимая легкость бытия » автор зацикливается на теме вечного возвращения. Это особенно очевидно в его исследовании понятия легкости.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Венди Донигер, «Предисловие к изданию 2004 года», Элиаде, Шаманизм , стр. xiii
- ^ Модели сравнительного религиоведения , с. 1
- ^ Дюркгейм, Эмиль (1912). Элементарные формы религиозной жизни . Перевод Суэйна, Джозефа. Лондон: Джордж Аллен и Анвин Лтд . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ Бернс Коулман, Элизабет; Уайт, Кевин, ред. (2006), Различие между священным и светским не универсально , AU : ANU, doi : 10.22459/NS.06.2006 , ISBN 978-1-920942-47-2 , получено 10 июля 2007 г. ,
], похоже, не Ло Дагаа Gonja [группа в примечании редактора имеет каких-либо концепций, эквивалентных более расплывчатой и несвязанной дихотомии между священным и мирским
. - ^ Космос и история , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Священное и мирское , с. 21
- ^ Комос и история , с. 5
- ^ Jump up to: а б Миф о вечном возвращении , с. 6
- ^ Миф и реальность , с. 6
- ^ Миф и реальность , с. 15
- ^ Миф и реальность , с. 34
- ^ Jump up to: а б Мифы, сны и тайны , с. 191
- ^ Jump up to: а б Мифы, сны и тайны , с. 44
- ^ Мифы, мечты и тайны , с. 23
- ^ Священное и мирское , с. 72
- ^ Миф и реальность , с. 43
- ^ Миф и реальность , с. 48
- ^ Священное и мирское , с. 69
- ^ Священное и мирское , с. 73
- ^ Миф и реальность , стр. 43–44.
- ^ Jump up to: а б Миф и реальность , с. 140
- ^ Jump up to: а б с Миф и реальность , с. 141
- ^ Миф о вечном возвращении , стр. 151–52.
- ^ Священное и мирское , с. 107
- ^ Jump up to: а б Священное и мирское , с. 109
- ^ Jump up to: а б Кирк, Миф , сноска, стр. 255
- ^ Jump up to: а б с Кирк, Природа греческих мифов , с. 64
- ^ Jump up to: а б Кирк, Природа греческих мифов , с. 65
- ^ Дандес, с. 45
- ^ Шаманизм , с. xiii
- ^ Jump up to: а б Бэррон, с. 36
Ссылки
[ редактировать ]- Т.А. Бэррон , Потерянные годы Мерлина . Нью-Йорк: Ace Books, 1999.
- Дандес, Алан . «Бинарная оппозиция в мифе: дебаты Проппа и Леви-Стросса в ретроспективе». Западный фольклор 56 (зима, 1997): стр. 39–50. дои : 10.2307/1500385 . JSTOR 1500385
- Элиаде, Мирча :
- Миф о вечном возвращении: Космос и история . Принстон: Принстон, UP, 1971 г.
- Миф и реальность . Пер. Уиллард Р. Траск. Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1963.
- Мифы, мечты и тайны . Пер. Филип Майре. Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1967.
- Модели сравнительного религиоведения , Нью-Йорк: Sheed & Ward, 1958.
- Шаманизм: архаичные методы экстаза . Принстон: Издательство Принстонского университета, 2004 г.
- Священное и мирское: природа религии . Пер. Уиллард Р. Траск. Нью-Йорк: Harper Torchbooks, 1961.
- Кирк, Г.С .:
- Природа греческих мифов , Penguin Books, Хармондсворт, 1974.
- Миф: его значение и функции в древних и других культурах . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1973.