Jump to content

Эдуард фон Хартманн

Эдуард фон Хартманн
Хартманн в 1885 году
Рожденный
Карл Роберт Эдуард Хартманн

( 1842-02-23 ) 23 февраля 1842 г.
Умер 5 июня 1906 г. )( 1906-06-05 ) ( 64 года
Образование
Заметная работа Философия бессознательного (1869)
Супруги
( м. 1872; умер в 1877 г.)
Альма Лоренц
( м. 1878 г.)
Дети 6
Семья Роберт фон Хартманн (отец)
Эра Философия XIX века
Область Западная философия
Школа
Основные интересы
Известные идеи
Подпись

Карл Роберт Эдуард фон Хартманн (23 февраля 1842 — 5 июня 1906) — немецкий философ , независимый учёный и автор книги «Философия бессознательного» (1869). Его известные идеи включают теорию Бессознательного и пессимистическую интерпретацию концепции « лучшего из всех возможных миров » в метафизике.

Биография

[ редактировать ]

Фон Хартманн родился в Берлине в семье прусского генерал-майора Роберта фон Хартмана и получил образование с намерением сделать военную карьеру. В 1858 году поступил в гвардейский артиллерийский полк прусской армии и посещал Объединённую артиллерийскую и инженерную школу . Он получил звание старшего лейтенанта, но в 1865 году ушел из армии из-за хронической проблемы с коленом. После некоторых колебаний между занятиями музыкой и философией, он решил сделать последнее своей профессией и в 1867 году получил степень доктора философии. из Университета Ростока . В 1868 году он официально ушёл из армии. [5] После большого успеха его первой работы «Философия бессознательного» (1869 г.), публикация которой привела к тому, что фон Хартманн был втянут в полемику о пессимизме в Германии. [6] [7] — он отказался от профессорских должностей, предложенных ему университетами Лейпцига , Геттингена и Берлина . [5]

Впоследствии он вернулся в Берлин. [8] В течение многих лет он жил на пенсии, обучаясь в качестве независимого ученого . [9] большую часть своей работы выполняет в постели, испытывая при этом сильную боль. [10]

Фон Хартманн женился на Агнес Тауберт (1844–1877) 3 июля 1872 года в Шарлоттенбурге . После ее смерти он женился на Альме Лоренц (1854–1931) 4 ноября 1878 года в Бремене . В браках родилось шестеро детей. [11]

Он умер в Гросс-Лихтерфельде в 1906 году. [8] и похоронен в почетной могиле на кладбище Колумбиядамм в Берлине. [12]

Философская работа

[ редактировать ]

Его репутация философа была основана его первой книгой «Философия бессознательного» (1869; 10-е изд. 1890 г.). Этот успех во многом был обусловлен оригинальностью названия, разнообразием содержания (фон Гартман заявлял, что получил свои умозрительные результаты методами индуктивной науки и обильно использовал конкретные иллюстрации), его модным пессимизмом , а также энергией и ясностью. своего стиля. Концепция Бессознательного , с помощью которой Фон Гартманн описывает свой окончательный метафизический принцип, в своей основе не так парадоксальна, как кажется, являясь лишь новым и загадочным обозначением Абсолюта немецких метафизиков . [8]

Бессознательное — это одновременно Воля и Разум (последнее понятие также интерпретируется как Идея ) и абсолютная всеобъемлющая основа всего существования. Таким образом, фон Гартманн сочетает пантеизм с панлогизмом в манере, намеченной Шеллингом в его позитивной философии. Тем не менее, Воля, а не Разум является основным аспектом Бессознательного, чья меланхолическая карьера определяется главенством Воли и латентностью Разума. Воля лишена разума, когда она переходит от потенциальности к действительному желанию. [8] Исходное состояние Бессознательного — это состояние потенциальности, в котором, по чистой случайности, Воля начинает стремиться. В переходном состоянии, называемом состоянием пустой Воли, нет определенного конца. Действуя сама по себе, Воля создает абсолютное страдание. [9]

Гравюра на дереве фон Хартмана, ок. 1875 г.

Чтобы избежать несчастья бесцельного желания, Воля реализует идеи, уже потенциально присутствующие, и Бессознательное становится актуальным. Таким образом, существование Вселенной является результатом нелогичной Воли, но все ее характеристики и законы обусловлены Идеей или Разумом и, следовательно, логичны. [9] Это лучший из всех возможных миров , который содержит обещание искупления Бессознательного от реального существования посредством применения Разума в партнерстве с Волей в сознании просвещенного пессимиста. [8]

История мира дается естественными науками, и особое внимание уделяется дарвиновской теории эволюции . Человечество развилось из животного, и с появлением первого человека уже видно освобождение мира, ибо только в человеке сознание достигает такой высоты и сложности, чтобы действовать независимо от Воли. По мере развития сознания постоянно растет признание того факта, что освобождение должно заключаться в возвращении к исходному состоянию нежелания, что означает несуществование всех индивидуумов и потенциальность Бессознательного. [9] Когда большая часть Воли в существовании будет настолько просвещена разумом, что сможет осознать неизбежные страдания существования, будет предпринято коллективное усилие пожелать несуществования, и мир снова погрузится в небытие, а Бессознательное - в состояние покоя . [8]

Фон Гартманн назвал свою философию трансцендентальным реализмом , потому что в ней он утверждал, что посредством индукции из максимально широкой основы опыта можно достичь знания того, что лежит за пределами опыта. Определенная часть сознания, а именно восприятие , начинается, изменяется и заканчивается без нашего согласия и часто в прямом противоречии с нашими желаниями. Таким образом, восприятие невозможно адекватно объяснить только с помощью эго , и необходимо постулировать существование вещей вне опыта. Более того, поскольку они воздействуют на сознание и делают это по-разному в разное время, им должны быть приписаны те качества, которые сделали бы такое действие возможным. Причинность, таким образом, становится связующим звеном, связывающим субъективный мир идей с объективным миром вещей. [9]

Исследование остального опыта, особенно таких явлений, как инстинкт, произвольное движение, сексуальная любовь, художественное творчество и т.п., делает очевидным, что воля и идея, бессознательные, но телеологические, действуют повсюду и что лежащая в их основе сила едина и едина. не так много. Эту вещь в себе можно назвать Бессознательным. У него есть два одинаково оригинальных атрибута, а именно: Воля и Идея (или Разум). [9]

Бессознательное появляется как комбинация метафизики Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Артура Шопенгауэра . [8] По мнению фон Гартмана, и Гегель, и Шопенгауэр были неправы, подчинив идею или разум воле или волю, подчиненную идее или разуму; напротив, ни один из них не может действовать в одиночку, и ни один из них не является результатом другого. Отсутствие логики у Воли приводит к существованию «того» ( нем . Daß ) мира; Идея или Разум, хотя и не сознательны, но логичны и определяют сущность, «что» ( нем . Was ). Бесконечные и тщетные усилия Воли требуют огромного преобладания страданий во вселенной, которая не может быть более несчастной, чем она есть. Тем не менее, его следует характеризовать как лучший из возможных миров, поскольку и природа, и история постоянно развиваются таким образом, который лучше всего приспособлен к концу света; и посредством увеличения сознания идея вместо того, чтобы продлевать страдания до вечности, дает убежище от зол существования в небытии. [9]

Фон Гартман — пессимист, поскольку ни один другой взгляд на жизнь не признает, что зло обязательно принадлежит существованию и может прекратиться только вместе с самим существованием. Но он не ярый пессимист. [9] Счастье человека действительно недостижимо ни здесь и сейчас, ни в будущем и в будущем, но он не отчаивается в конечном итоге освободить Бессознательное от его страданий. Он отличается от Шопенгауэра тем, что спасение через отрицание воли к жизни зависит от коллективного социального усилия, а не от индивидуалистического аскетизма . Концепция искупления Бессознательного также составляет основную основу этики фон Гартмана . Мы должны временно утвердить жизнь и посвятить себя социальной эволюции, вместо того, чтобы стремиться к счастью, которое невозможно; поступая так, мы обнаружим, что мораль делает жизнь менее несчастной, чем она была бы в противном случае. Самоубийство и все другие формы эгоизма крайне предосудительны. Его реализм позволяет ему поддерживать реальность Времени и, следовательно, процесса искупления мира. [8]

Гартманн в 1902 году.

Существенной чертой морали, построенной на основе философии фон Гартмана, является осознание того, что все едино и что, хотя каждая попытка обрести счастье иллюзорна, тем не менее, прежде чем освобождение станет возможным, должны проявиться все формы иллюзии и попытаться их устранить. самое большее. Даже тот, кто сознает суету жизни, лучше всего служит высшим целям, отдаваясь иллюзии и живя с такой охотой, как если бы он считал жизнь хорошей. Только благодаря постоянным попыткам обрести счастье люди могут научиться желательности небытия; и когда это знание станет универсальным или, по крайней мере, общим, наступит избавление и мир прекратит свое существование. Не требуется лучшего доказательства рациональной природы Вселенной, чем то, которое предоставляют различные способы, которыми люди надеялись обрести счастье и поэтому были бессознательно вынуждены работать для достижения конечной цели. Первая из них — это надежда на добро в настоящем, уверенность в удовольствиях этого мира, какую ощущали Греки . За этим следует христианский перенос счастья в другую, лучшую жизнь, на смену которой, в свою очередь, приходит иллюзия, ищущая счастья в прогрессе, и мечты о будущем, оправдавшемся достижениями науки. Все они одинаково пусты и известны как таковые на заключительной стадии, когда все человеческие желания рассматриваются как одинаково тщетные и единственное благо в мире Нирваны . [9]

Отношения между философией и религией заключаются в их общем признании глубинного единства, которое превосходит все очевидные различия и разделения, возникающие из-за отдельных явлений. В существующих религиях должно произойти множество изменений, прежде чем они станут пригодными к современным условиям, и в результате религия будущего станет конкретным монизмом . [9]

фон Гартмана «Философия бессознательного» была предметом множества различных оценок, но считается, что она имеет меньшую внутреннюю, чем историческую ценность. Его влияние на других мыслителей было особенно заметно в годы после его первого появления, но к началу 20 века это влияние значительно уменьшилось. [9] Однако есть некоторые основания считать, что оно обеспечивает связь мышления между философией «воли» Шопенгауэра и Зигмунда Фрейда психологией «бессознательного» . В некотором смысле его мысль создает мост между посткантианскими взглядами Уилла (в частности, Шопенгауэра) и цюрихской школой психологии . [13]

Из могилы Хартмана в Берлине

Рудольф Штайнер фон Гартмана , ссылаясь на «Критическое установление трансцендентального реализма» ( Kritische Grundlegung des transzendentalen Realismus (1892) высказал мнение , 2nd Edition Berlin, 1875), в предисловии к своей книге «Истина и знание» , что мировоззрение фон Гартмана было «самое значительное философское произведение нашего времени», [14] хотя Штайнер считал, что Гартманн его совершенно неправильно понял, и критиковал некоторые постулаты Гартмана. [15]

Карл Юнг писал в своей автобиографии « Воспоминания, сны, размышления » (1963), что он «усердно» читал фон Хартмана. [16]

Филипп Майнлендер посвятил эссе философии фон Гартмана. Он не считал его подлинным философом, поскольку не начал свою философию с гносеологического исследования, несмотря на предостережения Канта и Шопенгауэра. Критика была описана как атака, изобилующая чистыми попаданиями, но омраченная горьким сарказмом. [17] например: «Является ли коитус жертвой , которую приносит индивидуум? Вы, должно быть, – повторяю – очень странно организованное существо», [Примечание 1] и за отрицание вывода Шопенгауэра о том, что воля есть вещь в себе : «вы также имеете печальную честь стоять на одном уровне с теми, кто неправильно понял Коперника и все еще уверенно верит, что солнце вращается вокруг земли». [Примечание 2]

Фридрих Ницше резко критикует фон Гартмана, называя его философию «бессознательной иронией» и «мошенничеством», во второй части своих «Несвоевременных размышлений » « Об использовании истории для жизни и злоупотреблении ею ». [18] В «По ту сторону добра и зла» он обрушил на него эпитеты «амальгамист» и «философ-сборник».

Британский кинорежиссер и писатель Эдуард д'Арай дает современную оценку философии фон Хартмана в своем вступительном эссе к изданию 2001 года (3 тома) « Философии бессознательного» . Он оценивает фон Гартмана как жизненно важное связующее звено между витализмом Артура Шопенгауэра и психологией бессознательного Зигмунда Фрейда . [19]

Работает

[ редактировать ]

Многочисленные работы фон Хартмана занимают более 12 000 страниц. Их можно классифицировать на:

Систематический

[ редактировать ]
  • Вещь в себе и ее природа («Вещь в себе и ее природа», 1871)
  • Фундаментальные проблемы теории познания , 1889 г.
  • Kategorienlehre («Учение о категориях», 1896 г.)
  • Феноменология морального сознания, 1879 г.
  • Философия прекрасного («Философия прекрасного», 1887)
  • Die Religion des Geistes («Религия духа»; 1882 г.)
  • «Философия бессознательного» , 3 тома, которые теперь включают его, первоначально анонимную, самокритику «Бессознательное с точки зрения физиологии и теории происхождения» и ее опровержение, англ. пер. Уильяма Чаттертона Коупленда, 1884).
  • Система философии в Грундриссе («План системы философии», 8 томов, 1907–09: посмертно)
  • Вклад в натурфилософию , 1876 г.

Исторический и критический

[ редактировать ]
  • Религиозное сознание человечества на этапах его развития (1881 г.)
  • История метафизики (2 тома)
  • Теория познания Канта
  • Критические основания трансцендентального реализма
  • О диалектическом методе
  • Философия Лотце (1888) (исследование Германа Лотце )
  • Об истории и оправдании пессимизма (1880 г.)
  • Неокантианство, шопенгауэризм, гегельянство
  • История немецкой эстетики и Канта.
  • Кризис христианства в современном богословии (1880 г.)
  • Философские вопросы современности
  • Этические исследования
  • Эстетика (1886–87)
  • Современная психология
  • Христианство Нового Завета
  • Мировоззрение современной физики
  • Правда и ошибка в дарвинизме (1875 г.)
  • О реформе высшего образования (1875 г.)
[ редактировать ]
  • Афоризмы о драме (1870)
  • Шекспир «Ромео и Джульетта» (1875)
  • Основные социальные вопросы (Фундаментальные социальные вопросы; 1894 г.)
  • Современные проблемы
  • Вопросы дня
  • Два десятилетия немецкой политики и текущая мировая ситуация (1888 г.)
  • Иудаизм в настоящем и будущем (1885 г.)
  • Самоуничтожение христианства и религия будущего (1874 г.)
  • Сборник исследований
  • Спиритуализм (1885)
  • Теория призраков в спиритуализме (1891)
  • О современной истории

Его избранные произведения были опубликованы в 10 томах.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ " Является ли половой акт жертвой, которую приносит индивидуум? Вы, должно быть, - повторяю, - очень странно организованное существо " .
  2. ^ « Их также отличает печальное отличие от тех, кто не понял Коперника и до сих пор уверенно верит, что Солнце вращается вокруг Земли » .
  1. ^ Питер Ховарт, Британская поэзия в эпоху модернизма , Cambridge University Press, 2005, стр. 163.
  2. ^ Бейзер, Фредерик К. , Weltschmerz: Пессимизм в немецкой философии, 1860-1900 , Оксфорд: Oxford University Press, 2016, стр. 147.
  3. ^ Бейзер, Фредерик К. , Weltschmerz: Пессимизм в немецкой философии, 1860-1900 , Оксфорд: Oxford University Press, 2016, стр. 129.
  4. ^ Юнг, CG ([1959] 1969). Архетипы и коллективное бессознательное , Собрание сочинений, Том 9, Часть 1, Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN   0-691-01833-2 , пар. 259: «Хотя различные философы, в том числе Лейбниц , Кант и Шеллинг , уже очень ясно указывали на проблему темной стороны психики, именно врач почувствовал необходимость, исходя из своего научного и медицинского опыта, указать на бессознательное . как сущностная основа психики. Это был К.Г. Карус, авторитет, которому следовал Эдуард фон Гартманн»
  5. ^ Jump up to: а б Дарной, Деннис Н. Кенеди (1967). «Жизнь фон Гартмана. Его отношение к Канту, Шопенгауэру, Гегелю и Шеллингу» . Бессознательное и Эдуард фон Гартман: Историко-критическая монография . Дордрехт: Спрингер. стр. 10–20. дои : 10.1007/978-94-011-9568-3 . ISBN  978-94-011-9568-3 .
  6. ^ Бейзер, Фредерик К. (2014). «Спор о пессимизме» . После Гегеля . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. дои : 10.23943/Принстон/9780691163093.001.0001 . ISBN  978-0-691-16309-3 .
  7. ^ Бейзер, Фредерик К. (2016). «Спор о пессимизме, 1870–1890» . Weltschmerz: Пессимизм в немецкой философии, 1860–1900 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780198768715.001.0001 . ISBN  9780198768715 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Гартманн, Карл Роберт Эдуард фон ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Грейс Нил Долсон (1920). «Хартманн, Карл Роберт Эдуард фон» . В Райнсе, Джордж Эдвин (ред.). Американская энциклопедия .
  10. ^ Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). «Гартманн, Карл Роберт Эдуард фон» . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
  11. ^ «Цифровые коллекции / Готская генеалогическая... [284]» . digital.ub.uni-duesseldorf.de . Проверено 11 сентября 2019 г.
  12. ^ «Эдуард фон Гартманн» . Феликс Майнер Верлаг (на немецком языке). Архивировано из оригинала 30 июля 2020 года . Проверено 8 октября 2021 г.
  13. ^ «Философ бессознательного» Эдуарда д'Арая (Введение в том 1 книги «Философия бессознательного» [ред. 2006 г. / LTMI])
  14. ^ Рудольф Штайнер, Истина и знание, Введение в философию свободы , 1892 г. [1]
  15. ^ Рудольф Штайнер, Философия свободы , Приложение , 1894 г. [ https://rsarchive.org/Books/GA004/English/RSP1964/GA004_appendix.html
  16. ^ Карл Юнг (1963). Воспоминания, мечты, размышления . Случайный дом. п. 101. ИСБН  0-679-72395-1 .
  17. ^ Цанофф, Радослав (1931). Природа зла . п. 356 .
  18. ^ Фридрих Ницше (1874 г.). Несвоевременные размышления . Э.В. Фрич. Wikisource:Об использовании и злоупотреблении историей на всю жизнь
  19. ^ Карл Роберт (2001). Философия бессознательного (3 тома) . Living Time Media International. п. ?. ISBN  978-1905820481 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3714c04b5f0007717eb9542fad10f487__1710043140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/37/87/3714c04b5f0007717eb9542fad10f487.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eduard von Hartmann - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)