Эдуард фон Хартманн
Эдуард фон Хартманн | |
---|---|
Рожденный | Карл Роберт Эдуард Хартманн 23 февраля 1842 г. |
Умер | 5 июня 1906 г. | ( 64 года
Образование |
|
Заметная работа | Философия бессознательного (1869) |
Супруги | |
Дети | 6 |
Семья | Роберт фон Хартманн (отец) |
Эра | Философия XIX века |
Область | Западная философия |
Школа | |
Основные интересы | |
Известные идеи |
|
Подпись | |
Карл Роберт Эдуард фон Хартманн (23 февраля 1842 — 5 июня 1906) — немецкий философ , независимый учёный и автор книги «Философия бессознательного» (1869). Его известные идеи включают теорию Бессознательного и пессимистическую интерпретацию концепции « лучшего из всех возможных миров » в метафизике.
Биография
[ редактировать ]Фон Хартманн родился в Берлине в семье прусского генерал-майора Роберта фон Хартмана и получил образование с намерением сделать военную карьеру. В 1858 году поступил в гвардейский артиллерийский полк прусской армии и посещал Объединённую артиллерийскую и инженерную школу . Он получил звание старшего лейтенанта, но в 1865 году ушел из армии из-за хронической проблемы с коленом. После некоторых колебаний между занятиями музыкой и философией, он решил сделать последнее своей профессией и в 1867 году получил степень доктора философии. из Университета Ростока . В 1868 году он официально ушёл из армии. [5] После большого успеха его первой работы «Философия бессознательного» (1869 г.), публикация которой привела к тому, что фон Хартманн был втянут в полемику о пессимизме в Германии. [6] [7] — он отказался от профессорских должностей, предложенных ему университетами Лейпцига , Геттингена и Берлина . [5]
Впоследствии он вернулся в Берлин. [8] В течение многих лет он жил на пенсии, обучаясь в качестве независимого ученого . [9] большую часть своей работы выполняет в постели, испытывая при этом сильную боль. [10]
Фон Хартманн женился на Агнес Тауберт (1844–1877) 3 июля 1872 года в Шарлоттенбурге . После ее смерти он женился на Альме Лоренц (1854–1931) 4 ноября 1878 года в Бремене . В браках родилось шестеро детей. [11]
Он умер в Гросс-Лихтерфельде в 1906 году. [8] и похоронен в почетной могиле на кладбище Колумбиядамм в Берлине. [12]
Философская работа
[ редактировать ]Его репутация философа была основана его первой книгой «Философия бессознательного» (1869; 10-е изд. 1890 г.). Этот успех во многом был обусловлен оригинальностью названия, разнообразием содержания (фон Гартман заявлял, что получил свои умозрительные результаты методами индуктивной науки и обильно использовал конкретные иллюстрации), его модным пессимизмом , а также энергией и ясностью. своего стиля. Концепция Бессознательного , с помощью которой Фон Гартманн описывает свой окончательный метафизический принцип, в своей основе не так парадоксальна, как кажется, являясь лишь новым и загадочным обозначением Абсолюта немецких метафизиков . [8]
Бессознательное — это одновременно Воля и Разум (последнее понятие также интерпретируется как Идея ) и абсолютная всеобъемлющая основа всего существования. Таким образом, фон Гартманн сочетает пантеизм с панлогизмом в манере, намеченной Шеллингом в его позитивной философии. Тем не менее, Воля, а не Разум является основным аспектом Бессознательного, чья меланхолическая карьера определяется главенством Воли и латентностью Разума. Воля лишена разума, когда она переходит от потенциальности к действительному желанию. [8] Исходное состояние Бессознательного — это состояние потенциальности, в котором, по чистой случайности, Воля начинает стремиться. В переходном состоянии, называемом состоянием пустой Воли, нет определенного конца. Действуя сама по себе, Воля создает абсолютное страдание. [9]
Чтобы избежать несчастья бесцельного желания, Воля реализует идеи, уже потенциально присутствующие, и Бессознательное становится актуальным. Таким образом, существование Вселенной является результатом нелогичной Воли, но все ее характеристики и законы обусловлены Идеей или Разумом и, следовательно, логичны. [9] Это лучший из всех возможных миров , который содержит обещание искупления Бессознательного от реального существования посредством применения Разума в партнерстве с Волей в сознании просвещенного пессимиста. [8]
История мира дается естественными науками, и особое внимание уделяется дарвиновской теории эволюции . Человечество развилось из животного, и с появлением первого человека уже видно освобождение мира, ибо только в человеке сознание достигает такой высоты и сложности, чтобы действовать независимо от Воли. По мере развития сознания постоянно растет признание того факта, что освобождение должно заключаться в возвращении к исходному состоянию нежелания, что означает несуществование всех индивидуумов и потенциальность Бессознательного. [9] Когда большая часть Воли в существовании будет настолько просвещена разумом, что сможет осознать неизбежные страдания существования, будет предпринято коллективное усилие пожелать несуществования, и мир снова погрузится в небытие, а Бессознательное - в состояние покоя . [8]
Фон Гартманн назвал свою философию трансцендентальным реализмом , потому что в ней он утверждал, что посредством индукции из максимально широкой основы опыта можно достичь знания того, что лежит за пределами опыта. Определенная часть сознания, а именно восприятие , начинается, изменяется и заканчивается без нашего согласия и часто в прямом противоречии с нашими желаниями. Таким образом, восприятие невозможно адекватно объяснить только с помощью эго , и необходимо постулировать существование вещей вне опыта. Более того, поскольку они воздействуют на сознание и делают это по-разному в разное время, им должны быть приписаны те качества, которые сделали бы такое действие возможным. Причинность, таким образом, становится связующим звеном, связывающим субъективный мир идей с объективным миром вещей. [9]
Исследование остального опыта, особенно таких явлений, как инстинкт, произвольное движение, сексуальная любовь, художественное творчество и т.п., делает очевидным, что воля и идея, бессознательные, но телеологические, действуют повсюду и что лежащая в их основе сила едина и едина. не так много. Эту вещь в себе можно назвать Бессознательным. У него есть два одинаково оригинальных атрибута, а именно: Воля и Идея (или Разум). [9]
Бессознательное появляется как комбинация метафизики Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Артура Шопенгауэра . [8] По мнению фон Гартмана, и Гегель, и Шопенгауэр были неправы, подчинив идею или разум воле или волю, подчиненную идее или разуму; напротив, ни один из них не может действовать в одиночку, и ни один из них не является результатом другого. Отсутствие логики у Воли приводит к существованию «того» ( нем . Daß ) мира; Идея или Разум, хотя и не сознательны, но логичны и определяют сущность, «что» ( нем . Was ). Бесконечные и тщетные усилия Воли требуют огромного преобладания страданий во вселенной, которая не может быть более несчастной, чем она есть. Тем не менее, его следует характеризовать как лучший из возможных миров, поскольку и природа, и история постоянно развиваются таким образом, который лучше всего приспособлен к концу света; и посредством увеличения сознания идея вместо того, чтобы продлевать страдания до вечности, дает убежище от зол существования в небытии. [9]
Фон Гартман — пессимист, поскольку ни один другой взгляд на жизнь не признает, что зло обязательно принадлежит существованию и может прекратиться только вместе с самим существованием. Но он не ярый пессимист. [9] Счастье человека действительно недостижимо ни здесь и сейчас, ни в будущем и в будущем, но он не отчаивается в конечном итоге освободить Бессознательное от его страданий. Он отличается от Шопенгауэра тем, что спасение через отрицание воли к жизни зависит от коллективного социального усилия, а не от индивидуалистического аскетизма . Концепция искупления Бессознательного также составляет основную основу этики фон Гартмана . Мы должны временно утвердить жизнь и посвятить себя социальной эволюции, вместо того, чтобы стремиться к счастью, которое невозможно; поступая так, мы обнаружим, что мораль делает жизнь менее несчастной, чем она была бы в противном случае. Самоубийство и все другие формы эгоизма крайне предосудительны. Его реализм позволяет ему поддерживать реальность Времени и, следовательно, процесса искупления мира. [8]
Существенной чертой морали, построенной на основе философии фон Гартмана, является осознание того, что все едино и что, хотя каждая попытка обрести счастье иллюзорна, тем не менее, прежде чем освобождение станет возможным, должны проявиться все формы иллюзии и попытаться их устранить. самое большее. Даже тот, кто сознает суету жизни, лучше всего служит высшим целям, отдаваясь иллюзии и живя с такой охотой, как если бы он считал жизнь хорошей. Только благодаря постоянным попыткам обрести счастье люди могут научиться желательности небытия; и когда это знание станет универсальным или, по крайней мере, общим, наступит избавление и мир прекратит свое существование. Не требуется лучшего доказательства рациональной природы Вселенной, чем то, которое предоставляют различные способы, которыми люди надеялись обрести счастье и поэтому были бессознательно вынуждены работать для достижения конечной цели. Первая из них — это надежда на добро в настоящем, уверенность в удовольствиях этого мира, какую ощущали Греки . За этим следует христианский перенос счастья в другую, лучшую жизнь, на смену которой, в свою очередь, приходит иллюзия, ищущая счастья в прогрессе, и мечты о будущем, оправдавшемся достижениями науки. Все они одинаково пусты и известны как таковые на заключительной стадии, когда все человеческие желания рассматриваются как одинаково тщетные и единственное благо в мире Нирваны . [9]
Отношения между философией и религией заключаются в их общем признании глубинного единства, которое превосходит все очевидные различия и разделения, возникающие из-за отдельных явлений. В существующих религиях должно произойти множество изменений, прежде чем они станут пригодными к современным условиям, и в результате религия будущего станет конкретным монизмом . [9]
фон Гартмана «Философия бессознательного» была предметом множества различных оценок, но считается, что она имеет меньшую внутреннюю, чем историческую ценность. Его влияние на других мыслителей было особенно заметно в годы после его первого появления, но к началу 20 века это влияние значительно уменьшилось. [9] Однако есть некоторые основания считать, что оно обеспечивает связь мышления между философией «воли» Шопенгауэра и Зигмунда Фрейда психологией «бессознательного» . В некотором смысле его мысль создает мост между посткантианскими взглядами Уилла (в частности, Шопенгауэра) и цюрихской школой психологии . [13]
Прием
[ редактировать ]Рудольф Штайнер фон Гартмана , ссылаясь на «Критическое установление трансцендентального реализма» ( Kritische Grundlegung des transzendentalen Realismus (1892) высказал мнение , 2nd Edition Berlin, 1875), в предисловии к своей книге «Истина и знание» , что мировоззрение фон Гартмана было «самое значительное философское произведение нашего времени», [14] хотя Штайнер считал, что Гартманн его совершенно неправильно понял, и критиковал некоторые постулаты Гартмана. [15]
Карл Юнг писал в своей автобиографии « Воспоминания, сны, размышления » (1963), что он «усердно» читал фон Хартмана. [16]
Филипп Майнлендер посвятил эссе философии фон Гартмана. Он не считал его подлинным философом, поскольку не начал свою философию с гносеологического исследования, несмотря на предостережения Канта и Шопенгауэра. Критика была описана как атака, изобилующая чистыми попаданиями, но омраченная горьким сарказмом. [17] например: «Является ли коитус жертвой , которую приносит индивидуум? Вы, должно быть, – повторяю – очень странно организованное существо», [Примечание 1] и за отрицание вывода Шопенгауэра о том, что воля есть вещь в себе : «вы также имеете печальную честь стоять на одном уровне с теми, кто неправильно понял Коперника и все еще уверенно верит, что солнце вращается вокруг земли». [Примечание 2]
Фридрих Ницше резко критикует фон Гартмана, называя его философию «бессознательной иронией» и «мошенничеством», во второй части своих «Несвоевременных размышлений » « Об использовании истории для жизни и злоупотреблении ею ». [18] В «По ту сторону добра и зла» он обрушил на него эпитеты «амальгамист» и «философ-сборник».
Британский кинорежиссер и писатель Эдуард д'Арай дает современную оценку философии фон Хартмана в своем вступительном эссе к изданию 2001 года (3 тома) « Философии бессознательного» . Он оценивает фон Гартмана как жизненно важное связующее звено между витализмом Артура Шопенгауэра и психологией бессознательного Зигмунда Фрейда . [19]
Работает
[ редактировать ]Многочисленные работы фон Хартмана занимают более 12 000 страниц. Их можно классифицировать на:
Систематический
[ редактировать ]- Вещь в себе и ее природа («Вещь в себе и ее природа», 1871)
- Фундаментальные проблемы теории познания , 1889 г.
- Kategorienlehre («Учение о категориях», 1896 г.)
- Феноменология морального сознания, 1879 г.
- Философия прекрасного («Философия прекрасного», 1887)
- Die Religion des Geistes («Религия духа»; 1882 г.)
- «Философия бессознательного» , 3 тома, которые теперь включают его, первоначально анонимную, самокритику «Бессознательное с точки зрения физиологии и теории происхождения» и ее опровержение, англ. пер. Уильяма Чаттертона Коупленда, 1884).
- Система философии в Грундриссе («План системы философии», 8 томов, 1907–09: посмертно)
- Вклад в натурфилософию , 1876 г.
Исторический и критический
[ редактировать ]- Религиозное сознание человечества на этапах его развития (1881 г.)
- История метафизики (2 тома)
- Теория познания Канта
- Критические основания трансцендентального реализма
- О диалектическом методе
- Философия Лотце (1888) (исследование Германа Лотце )
- Об истории и оправдании пессимизма (1880 г.)
- Неокантианство, шопенгауэризм, гегельянство
- История немецкой эстетики и Канта.
- Кризис христианства в современном богословии (1880 г.)
- Философские вопросы современности
- Этические исследования
- Эстетика (1886–87)
- Современная психология
- Христианство Нового Завета
- Мировоззрение современной физики
- Правда и ошибка в дарвинизме (1875 г.)
- О реформе высшего образования (1875 г.)
Популярный
[ редактировать ]- Афоризмы о драме (1870)
- Шекспир «Ромео и Джульетта» (1875)
- Основные социальные вопросы (Фундаментальные социальные вопросы; 1894 г.)
- Современные проблемы
- Вопросы дня
- Два десятилетия немецкой политики и текущая мировая ситуация (1888 г.)
- Иудаизм в настоящем и будущем (1885 г.)
- Самоуничтожение христианства и религия будущего (1874 г.)
- Сборник исследований
- Спиритуализм (1885)
- Теория призраков в спиритуализме (1891)
- О современной истории
Его избранные произведения были опубликованы в 10 томах.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питер Ховарт, Британская поэзия в эпоху модернизма , Cambridge University Press, 2005, стр. 163.
- ^ Бейзер, Фредерик К. , Weltschmerz: Пессимизм в немецкой философии, 1860-1900 , Оксфорд: Oxford University Press, 2016, стр. 147.
- ^ Бейзер, Фредерик К. , Weltschmerz: Пессимизм в немецкой философии, 1860-1900 , Оксфорд: Oxford University Press, 2016, стр. 129.
- ^ Юнг, CG ([1959] 1969). Архетипы и коллективное бессознательное , Собрание сочинений, Том 9, Часть 1, Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-01833-2 , пар. 259: «Хотя различные философы, в том числе Лейбниц , Кант и Шеллинг , уже очень ясно указывали на проблему темной стороны психики, именно врач почувствовал необходимость, исходя из своего научного и медицинского опыта, указать на бессознательное . как сущностная основа психики. Это был К.Г. Карус, авторитет, которому следовал Эдуард фон Гартманн»
- ^ Jump up to: а б Дарной, Деннис Н. Кенеди (1967). «Жизнь фон Гартмана. Его отношение к Канту, Шопенгауэру, Гегелю и Шеллингу» . Бессознательное и Эдуард фон Гартман: Историко-критическая монография . Дордрехт: Спрингер. стр. 10–20. дои : 10.1007/978-94-011-9568-3 . ISBN 978-94-011-9568-3 .
- ^ Бейзер, Фредерик К. (2014). «Спор о пессимизме» . После Гегеля . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. дои : 10.23943/Принстон/9780691163093.001.0001 . ISBN 978-0-691-16309-3 .
- ^ Бейзер, Фредерик К. (2016). «Спор о пессимизме, 1870–1890» . Weltschmerz: Пессимизм в немецкой философии, 1860–1900 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780198768715.001.0001 . ISBN 9780198768715 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Гартманн, Карл Роберт Эдуард фон ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Грейс Нил Долсон (1920). . В Райнсе, Джордж Эдвин (ред.). Американская энциклопедия .
- ^ Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
- ^ «Цифровые коллекции / Готская генеалогическая... [284]» . digital.ub.uni-duesseldorf.de . Проверено 11 сентября 2019 г.
- ^ «Эдуард фон Гартманн» . Феликс Майнер Верлаг (на немецком языке). Архивировано из оригинала 30 июля 2020 года . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ «Философ бессознательного» Эдуарда д'Арая (Введение в том 1 книги «Философия бессознательного» [ред. 2006 г. / LTMI])
- ^ Рудольф Штайнер, Истина и знание, Введение в философию свободы , 1892 г. [1]
- ^ Рудольф Штайнер, Философия свободы , Приложение , 1894 г. [ https://rsarchive.org/Books/GA004/English/RSP1964/GA004_appendix.html
- ^ Карл Юнг (1963). Воспоминания, мечты, размышления . Случайный дом. п. 101. ИСБН 0-679-72395-1 .
- ^ Цанофф, Радослав (1931). Природа зла . п. 356 .
- ^ Фридрих Ницше (1874 г.). Несвоевременные размышления . Э.В. Фрич. Wikisource:Об использовании и злоупотреблении историей на всю жизнь
- ^ Карл Роберт (2001). Философия бессознательного (3 тома) . Living Time Media International. п. ?. ISBN 978-1905820481 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мойнихан, Томас (17 ноября 2020 г.). «Решить страдания, взорвав вселенную? Сомнительная философия вымирания человечества» . Разговор . Проверено 2 ноября 2021 г.