Последний Мессия
« Последний Мессия » ( норвежский : «Den sidste Messias» ) — эссе норвежского философа Питера Весселя Цапффе , написанное в 1933 году . Это эссе длиной около 10 страниц, одна из его самых значительных работ, позже будет расширено в книге Цапффе « О трагическом» и, как теория, описывает реинтерпретацию « Фридриха Ницше » Сверхчеловека . Цапффе считал, что экзистенциальный кризис или тревога в человечестве является результатом чрезмерно развитого интеллекта, и что люди преодолевают это, «искусственно ограничивая содержание сознания ». [1]
Состояние человека
[ редактировать ]Цапффе рассматривает человеческое состояние как трагически чрезмерно развитое, называя его «биологическим парадоксом , мерзостью, абсурдом , преувеличением губительной природы». [1] Цапффе рассматривал мир как нечто, находящееся за пределами человеческой потребности в смысле и неспособное дать какие-либо ответы на фундаментальные экзистенциальные вопросы .
Трагедия того, что вид становится неприспособленным к жизни из-за чрезмерного развития одной способности, касается не только человечества. Так, например, считается, что некоторые олени в палеонтологические времена погибли, приобретя слишком тяжелые рога. Мутации следует считать слепыми, они действуют, выбрасываются без какого-либо интересного контакта с окружающей средой.В депрессивных состояниях сознание можно увидеть в образе такого рога, во всем своем фантастическом великолепии, прижимающего своего носителя к земле.
— Питер Вессель Цапффе, «Последний Мессия» [1]
На протяжении всего эссе Цапффе ссылается на Ницше , «как бы наглядный пример того, что мы видим слишком много для здравомыслия». [2]
Поместив источник страданий в человеческий интеллект, Цапффе затем задался вопросом, почему человечество просто не погибло. Он пришел к выводу, что человечество «осуществляет, выражаясь устоявшейся фразой, более или менее сознательное подавление своего разрушительного избытка сознания» и что это «требование социальной адаптации и всего, что обычно называют здоровой и нормальной жизнью». [1] Он предложил четыре определенных механизма защиты, которые позволяют человеку преодолеть бремя интеллекта.
Средства против паники
[ редактировать ]- Изоляция — первый метод, отмеченный Цапффе. Оно определяется как «полностью произвольное исключение из сознания всех тревожащих и разрушительных мыслей и чувств». В качестве примера он приводит фразу «Не надо думать, это просто сбивает с толку». [1]
- Закрепление, по мнению Цапффе, — это «фиксация точек внутри или построение стен вокруг жидкой структуры сознания». Механизм якоря дает людям ценность или идеал, который позволяет им последовательно концентрировать свое внимание. Цапффе сравнил этот механизм с норвежского драматурга Хенрика Ибсена концепцией жизненной лжи из пьесы «Дикая утка» , где семья достигла терпимого образа жизни, игнорируя скелеты и позволяя каждому члену жить в своем собственном мире грез. . Цапффе также применил принцип якоря к обществу и заявил, что « Бог , Церковь, Государство, мораль , судьба, законы жизни, люди, будущее» — все это примеры коллективных первичных якорных небосводов. Он отметил недостатки в способности принципа должным образом учитывать состояние человека и предостерег от отчаяния, вызванного обнаружением ложного механизма якоря. Еще одним недостатком якорения является конфликт между противоречащими механизмами якоря, который, как утверждает Цапффе, приведет к деструктивному состоянию. нигилизм . [1]
- Отвлечение — это когда «человек ограничивает внимание критическими рамками, постоянно увлекая его впечатлениями». [1] Отвлечение концентрирует всю энергию человека на задаче или идее, чтобы не дать разуму сосредоточиться на самом себе.
- Сублимация — это переориентация энергии с негативных источников на позитивные.
С помощью стилистических или художественных даров можно иногда превратить саму боль жизни в ценный опыт. Положительные импульсы вовлекают зло и преследуют его в своих целях, цепляясь за его живописные, драматические, героические, лирические или даже комические аспекты... Чтобы написать трагедию, нужно в какой-то степени освободиться, предать, самое чувство трагедии и рассматривать ее с внешней, например эстетической, точки зрения. Вот, кстати, возможность для самого дикого хоровода по все более высоким уровням иронии, до самого неловкого circulus vitiosus. Здесь можно гоняться за своим эго по многочисленным местам обитания, наслаждаясь способностью различных слоев сознания рассеивать друг друга.Настоящее эссе представляет собой типичную попытку сублимации. Автор не страдает, он заполняет страницы и собирается публиковаться в журнале.
— Питер Вессель Цапффе, «Последний Мессия» [1]
Последний мессия
[ редактировать ]Цапффе пришел к выводу, что «пока человечество безрассудно продолжает роковую иллюзию того, что оно биологически обречено на триумф, ничего существенного не изменится». Человечество будет впадать в отчаяние до тех пор, пока не прибудет «последний мессия», «человек, который первым из всех осмелился обнажить свою душу и подчинить ее живой самой высшей мысли рода, самой идее гибели». кто постиг жизнь и ее космическую основу, и чья боль является коллективной болью Земли». [1] Цапффе сравнивает своего мессию с Моисеем , но в конечном итоге отвергает заповедь «плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю», говоря: «Познайте себя – будьте бесплодны, и пусть земля умолкнет после вас». [2]
Влияние
[ редактировать ]В своей книге «Заговор против человечества » писатель ужасов и философ Томас Лиготти часто ссылается на «Последнего Мессию» и цитирует отрывки из эссе, используя работы Цапффе как пример философского пессимизма . [3]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Цапффе, Питер Вессель (март – апрель 2004 г.). «Последний Мессия» . Философия сейчас . Проверено 12 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тангенес, Жисл Р. (март – апрель 2004 г.). «Вид с горы Цапффе» . Философия сейчас . Проверено 12 апреля 2020 г.
- ^ Лиготти, Томас (2018). Заговор против человечества: изобретение ужаса . Пингвин. ISBN 978-0-525-50491-7 .