Спиритизм (книга)
Часть серии о |
Паранормальное явление |
---|
Автор | Эдуард фон Хартманн |
---|---|
Оригинальное название | Спиритуализм |
Переводчик | Чарльз Мэсси |
Язык | немецкий |
Предмет | Спиритуализм |
Издатель | Вильгельм Фридрих |
Дата публикации | 1885 |
Место публикации | Германия |
Опубликовано на английском языке | 1885 |
Страницы | 118 |
ОКЛК | 964123554 |
Спиритизм ( нем . Der Spiritismus ) — книга немецкого философа Эдуарда фон Гартмана , автора знаменитого трактата «Философия бессознательного», вышедшая в 1885 году . [ 1 ] [ 2 ] По мнению профессора Коринны Трейтель, публикация этой книги стала одним из «ключевых событий» в истории «немецкого оккультного движения». [ 3 ] Эта книга была «одной из первых работ, предпринявших попытку полного психологического объяснения всех оккультных явлений ». [ 1 ] По мнению Чарльза Мэсси , одного из основателей Общества психических исследований , публикация этой книги нанесла «самый жестокий удар» из всех, когда-либо направленных против спиритуализма . [ 4 ] [ примечание 1 ]
Содержание книги
[ редактировать ]- Общее состояние вопроса.
- Физические явления.
- Идеальность проявлений.
- Преображения и материализации .
- Гипотеза духа. [ 1 ] [ 8 ]
Спиритизм и спиритуализм
[ редактировать ]В начале первой главы Гартманн поясняет, что «слово « спиритизм » французского происхождения», но англичане и большая часть немцев предпочитают термин «спиритуализм». Автор предлагает использовать термин « спиритизм » для обозначения метафизической точки зрения, противоположной материализму , а объяснение медиумических явлений посредством участия «духов» он предлагает называть термином «спиритизм». [ 9 ] [ примечание 2 ] Он считает, что большинство людей, стремящихся к спиритизму и читающих спиритические журналы, не интересуются научным изучением явлений медиумизма, а вместо этого ищут «подтверждения своей веры в бессмертие ». [ 11 ] [ примечание 3 ] Гартманн считает открытие огромной области явлений, отвергнутых в эпоху Просвещения , большой заслугой современного спиритического движения. Однако, по его мнению, спиритизм грозит стать общественной катастрофой в Германии, поэтому государство должно использовать свой авторитет, чтобы заинтересовать ученых изучением спиритических явлений. Он пишет, что общественность имеет полное право знать об этих вещах, а поскольку она не способна сформулировать собственное мнение, остается только дождаться выводов, сделанных официальными представителями науки. [ 13 ] [ примечание 4 ] [ примечание 5 ]
Методология исследования
[ редактировать ]Гартман пишет, что для изучения «аномальных явлений человеческой природы» необходимо обращаться к лицам, наделенным аномальным организмом. Следует помнить, продолжает он, что так же, как и в «опытах с электрической машиной трения», в опытах со средами могут быть неудачи, но это не должно препятствовать «исследованию аномальных явлений». Он считает, что научное изучение спиритизма должно основываться на «общих методологических аксиомах», которые нельзя «безнаказанно нарушать». [ 16 ]
«Во-первых, принципы не следует умножать без необходимости; таким образом, не следует предполагать второго рода причин, пока будет достаточно одного рода. Во-вторых, мы должны как можно дольше придерживаться причин, существование которых гарантировано опытом. В-третьих, мы должны как можно дольше стараться обходиться естественными причинами. причинам и не прикасаться к сверхъестественным без острой необходимости. Этим трем аксиомам противоречит спиритизм». [ 17 ]
Гипотеза галлюцинаций
[ редактировать ]Изучение «маскированного сомнамбулизма », как утверждает Хартманн, может дать понимание «всей области» медиумических явлений. [ 18 ] [ примечание 6 ] [ примечание 7 ] Он объясняет, что «универсальный медиум должен быть чем-то большим, чем просто автосомнамбулой; он должен быть в то же время мощным магнетизером ». По его мнению, на спиритическом сеансе медиум погружается в состояние «замаскированного или открытого сомнамбулизма». Далее, у такого медиума-аутосомнамбулы возникают галлюцинации, принимаемые им за реальность, и в то же время он обладает сильным желанием, чтобы присутствующие увидели эту воображаемую реальность, т. е. имели бы такие же галлюцинаторные идеи, как и он сам. [ 22 ]
Гартманн считает, что «с научно-психологической точки зрения» каждый участник медиумического сеанса должен постоянно думать о себе, что он находится под влиянием очень мощного месмериста , который стремится погрузить его в замаскированный сомнамбулизм и тем самым запятнать его своими галлюцинациями. [ 23 ] [ примечание 8 ]
«Медиумы в состоянии замаскированного или открытого сомнамбулизма обладают определенной нервной силой, независимо от того, создается ли она самостоятельно или извлекается и накапливается присутствующими, поскольку ни один магнетизер в состоянии бодрствования не заставил ее раскрыться, поэтому, несомненно, их способности должны соответствовать помощью этого превосходящего количества силы можно привести присутствующих в состояние открытого или замаскированного сомнамбулизма, большего, чем у любого магнетизера, действующего в состоянии бодрствования». [ 25 ] [ примечание 9 ]
Оригинальный текст (на немецком языке)
По мнению Гартмана, бодрствующая воля медиума в сомнамбулическом состоянии выполняет функцию магнетизера, придавая сомнамбулическому сознанию определенное направление по отношению к возникающим галлюцинациям. Если медиум «имеет галлюцинацию» о том, что он больше не является самим собой, а является, например, «духом Кэти Кинг » и появляется как таковой, галлюцинация также будет передана реципиентам, что медиум, который выходит из Занавес действительно «Кэти Кинг». [ 27 ] Он считает, что материализация чаще всего является просто преображением самого медиума. [ примечание 10 ] потому что, когда фантом отделялся от медиума, всегда казалось, что он полностью вышел из медиума и вернулся к нему. [ 29 ] [ примечание 11 ]
Галлюцинаторная гипотеза Гартмана отвергает возможность получения фотографий, на которых одновременно были бы помещены и медиум, и материализованная фигура, поскольку галлюцинацию невозможно сфотографировать, поэтому, по мнению ее автора, все такие фотографии являются поддельными. [ 32 ] Например, о фотографии, сделанной Уильямом Круксом , на которой можно увидеть медиума одновременно с призраком, Хартманн пишет, что она подвергается сильному подозрению в том, что «вместо предполагаемого призрака — медиум, а вместо предполагаемого медиума — было сфотографировано платье медиума, набитое подушкой в полускрытом положении». [ 33 ] [ примечание 12 ]
Гипотеза нервной силы
[ редактировать ]По мнению Гартмана, любые физические явления медиумизма, независимо от их сложности, всегда осуществляются за счет «медиумистической нервной силы». [ 35 ] [ 36 ] которая представляет собой не что иное, как физическую силу, «производимую» нервной системой медиума и беспрепятственно проходящую через любую субстанцию, «подобно магнетизму». [ 37 ] [ примечание 13 ] Воля медиума должна направлять эту силу и управлять единым, а распределение единого зависит от «фантастического образа, который находится в сомнамбулическом сознании медиума». Кроме того, когда медиумы впадают в «открытый сомнамбулизм», происходят физические явления, требующие «особого напряжения нервных сил». [ 38 ] Автор подтверждает, что отпечатки органических форм относятся к «самым ярким явлениям» медиумизма — их превосходили лишь случаи «проникновения материи сквозь материю». Он признает, что отпечатки, несомненно, доказывают, что в данном случае имеет место не передача галлюцинаций, а «объективно-реальное воздействие медиумической силы на материю». [ 39 ] и объясняет это явление следующим образом:
«Если представить себе другое расположение линий давления и напряжения медиумической нервной силы — расположение, соответствующее тем давлениям, которые производит внутренняя сторона плосколежащей руки на мягкое вещество, способное воспринимать отпечаток, то движение медиумической нервной силы частицы материи, вызванные такой динамической системой, снова должны были бы соответствовать той, которая вызвана прямым давлением руки, т.е. был бы получен отпечаток органической формы, хотя такая форма, способная производить такой отпечаток, могла бы и не быть получена. было в материальной форме». [ 40 ] [ примечание 14 ]
Оригинальный текст (на немецком языке)
Некоторые явления Гартманн объясняет тем, что медиум в состоянии сомнамбулизма якобы сочетает «галлюцинацию возникающего образа» с идеей о необходимости перемещения реального предмета и бессознательно производит это перемещение «с помощью своего медиумического нерва». силой», оставаясь уверенным, что оно было исполнено собственной силой появившегося у него фантастического образа, т. е. путем «переноса своей галлюцинации зрителям», он бессознательно внушает им мысль, что произошедшее смещение действительно был исполнен тем призраком, который является всего лишь его галлюцинацией. [ 42 ] [ примечание 15 ] [ примечание 16 ]
Психические проявления
[ редактировать ]Что касается спиритических посланий, Гартманн утверждает, что источником их содержания может быть только «сомнамбулическое сознание». Он пишет: «Все сообщения имеют содержание, соответствующее ментальному уровню и взглядам средства массовой информации». Как правило, этот уровень бывает «ниже духовного уровня» медиума и участников сеанса, реже он равен, но никогда не бывает выше. [ 45 ]
Автор пишет, что некоторые медиумы с их «мимическими преображениями» проявляют поразительные лингвистические способности. Они могут воспроизводить слова и фразы «на странных, непонятных диалектах», которые ранее случайно слышали, не обращая на это внимания. [ 46 ] По мнению Хартмана, только медиум, умеющий писать, может «производить автоматическое письмо или писать на расстоянии [без участия руки]». [ 47 ] [ примечание 17 ]
Объяснение паранормальных явлений
[ редактировать ]В принципе, Гартман допускает возможность медиумического явления «проникновения материи», а также допускает возможность всех других явлений, подтвержденных показаниями свидетелей. Однако он выступает против гипотезы немецкого астронома Цёлльнера о четвёртом измерении пространства, отдавая предпочтение, скорее, утверждению «о молекулярных сотрясениях материальных связей в организме, чем утверждению о движениях и вибрациях вне трёхмерного пространства». [ 49 ] [ примечание 18 ] По мнению Гартмана, ни мешок, ни клетка, в которой может содержаться медиум, не будут для него помехой: если он может пройти сквозь вещество в состоянии сна, «ничто не мешает ему предстать как явление перед зрителей, несмотря на все эти предосторожности». [ 51 ] [ примечание 19 ]
После упоминания о «расширяющем действии» медиумической нервной силы, преодолевающей «сцепление материальных частиц» и приводящей к акустическим явлениям, Гартман переходит к спиритическим явлениям, связанным с «проникновением материи», классифицируя их как «особо невероятные поля». явлений». Он ссылается на подтвержденные опыты Цёлльнера и факты « переноса » предметов в запертую комнату, [ 53 ] что неоднократно наблюдалось в самых жестких условиях контроля. Он перечисляет различные виды «проникновения материи»: прохождение железного кольца через руку медиума, проникновение монет, грифельных карандашей и т. д. в полностью закрытые коробки, надевание кольца на ножку стола, связывание узлов на веревках и ремнях с «запечатанными» концами, внесение в комнату сеанса предметов из другой комнаты или других домов, а также принесение цветов, растущих за пределами комнаты. [ 54 ]
По мнению Гартмана, медиум не может одной только своей волей или чисто психологическим воздействием вызвать в неодушевленных предметах упомянутые выше физические явления. Основное действие воли — это высвобождение «медиумической нервной силы» из нервной системы и направление ее определенным образом на живые или мертвые объекты. Тем не менее, по его мнению, при изучении любых явлений медиумизма, за исключением ясновидения , нет необходимости выходить «за пределы естественных объяснений». [ 55 ]
О гипотезе духов
[ редактировать ]В заключение Хартманн дает оценку центральной идее спиритизма:
«Таким образом, вся гипотеза духов растворилась в чистом небытии после того, как сначала непосредственная физическая сила, затем производство явлений материализации и, наконец, производство идеальности проявлений перешли от предполагаемых духов к медиумам. есть духи или нет, нам не нужно здесь исследовать; в любом случае, если они и есть, то они отнесены обратно к тому другому миру, из которого спиритуализм считал, что они погрузились в этот мир». [ 56 ] [ 57 ] [ примечание 20 ]
Критика
[ редактировать ]Одним из самых активных критиков книги Гартмана был Александр Аксаков . [ 60 ] [ примечание 21 ] Доказательствами, которые Аксаков использовал для «опровержения гипотезы галлюцинаций Гартмана», были фотографии духов. Снимки, «сделанные во время сеансов, на которых были видны и медиум, и материализованная форма», убедительно демонстрировали, по словам Аксакова, что материализация — это «объективное явление», а не разновидность массового гипноза (см. фото на левый). Критика Аксакова получила поддержку в публикациях оккультистов в журнале «Сфинкс» , где «Гартман изображался по-разному тупым или нечестным за его отказ признать свои логические ошибки». [ 24 ] Аксаков подчеркивал, что Гартман не имел практического опыта и не обращал достаточного внимания на те факты, которые не соответствовали его убеждениям, а многие явления были ему «совершенно неизвестны». [ 62 ] [ примечание 22 ]
Профессор Альфред Леман писал, что Гартман использует свои гипотезы так, как ему удобнее: если на сеансе появляется материализованная фигура, то для него это всего лишь галлюцинация, воображаемая участниками сеанса; если этот фантом изображен на фотографии, то его появление объясняется действием медиумической нервной силы, так как иначе его невозможно было бы сфотографировать. Но точка зрения, произвольно использующая такие нестабильные объяснения, «научно несостоятельна». [ 66 ] Комментируя утверждение Гартмана о том, что отпечатки органических форм производятся медиумической нервной силой, [ 67 ] Аксаков писал, что эта гипотеза необходимо приводит к «принятию длины, толщины и плотности» этой силы, т. е. к тому, что обычно служит для определения тела, поэтому такие отпечатки должны производиться «под действием невидимое тело, образованное с помощью медиума», то есть материализованной формы. [ 68 ] Гартман говорит также, что медиумическая нервная сила «может вызывать тепловые и световые явления», например, она может создавать определенные формы, «по крайней мере, неорганические: кресты, звезды, яркое поле с мерцающими на нем светлыми точками». [ 69 ] Следовательно, здесь, по комментарию Аксакова, нервная сила становится видимой и не представляет собой галлюцинацию. Почему же тогда та же самая сила, которая стала видимой в материализованном органическом образе, иногда в светящемся, превращается в галлюцинацию? По мнению Аксакова, галлюцинаторная гипотеза Гартмана разрушается «его собственной логикой». [ 70 ]
В связи с гипотезой автора, объясняющего физические явления медиумизма, Мэсси отмечал, что «мнение большинства людей, знакомых с ними, будет таково, что гипотеза Гартмана слишком сложна сама по себе и даже при этом неадекватна фактам». [ 71 ] Карл Дю Прель привел такое высказывание Гартмана из первой главы своей книги: «Поскольку я сам никогда не присутствовал на сеансах, я не в состоянии составить суждение о реальности рассматриваемых явлений... С другой стороны, Я считаю себя, во всяком случае, компетентным вынести условное суждение о выводах, которые следует сделать из этих явлений в случае их реальности, поскольку это особая обязанность философа». [ 72 ] Затем он прокомментировал этот отрывок следующим образом:
«Должен признаться, я всегда считал, что существует «золотое правило для философа» — хранить молчание там, где у него нет опыта, чтобы никому не могли сказать: «Si tacuisses, philosophus mansisses!» (Если бы вы промолчали, вы бы остались философом!) Вот почему мой окончательный вердикт состоит в том, что Гартман своими сочинениями против спиритизма, конечно, внес вклад в эристику , но не в философию». [ 73 ] [ примечание 23 ]
Интересные факты
[ редактировать ]- Русский перевод книги выполнил известный химик Александр Бутлеров . [ 75 ]
Публикации
[ редактировать ]- Спиритизм [ Спиритизм ] (на немецком языке). Берлин: Вильгельм Фридрих. 1885.
- Der Spiritismus [ Спиритизм ] (на немецком языке) (2-е изд.). Лейпциг: Х. Хааке. 1898 [1885]. OCLC 906590246 .
- Der Spiritismus [ Спиритизм ]. Classic Reprint (на немецком языке) (переиздание). ФБ&С Лимитед. 2018 [1885]. ISBN 9780428351656 . Проверено 12 июля 2018 г.
- Переводы
- Спиритизм . Коллекция Кембриджской библиотеки. Перевод Мэсси, CC (переиздание 1885 г.). Издательство Кембриджского университета. 2012 [1885]. ISBN 9781108052719 . Проверено 12 июля 2018 г.
- Спиритизм [ Spiritism ] (in Russian). Translated by Бутлеров, А. М. СПб.: Изд. А. Н. Аксакова. 1887 . Retrieved 2018-07-12 .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Чарльз Мэсси, английский переводчик книги, [ 5 ] отмечал, что философская позиция ее автора несовместима со спиритуализмом, поскольку, по мнению Гартмана, вера в «личное бессмертие» является заблуждением. [ 6 ] По заключению немецкого философа Карла Дю Преля , эта «маленькая работа» Гартмана была явно направлена против спиритуализма. [ 7 ]
- ^ «Спиритуализм - это религия, основанная на вере в то, что медиумизм, способность, продемонстрированная несколькими избранными людьми, контактировать с миром духов, доказывает, что человек переживает телесную смерть. Он возник в Америке середины девятнадцатого века и распространился по всему миру. " [ 10 ]
- ↑ История « столоверчения » в Германии началась «в январе 1853 года, когда женщина из Бремена» получила из Нью-Йорка письмо от своего брата, в котором он, сообщив о своих успешных спиритических экспериментах, предложил ей провести собственные эксперименты. , в соответствии с подробной инструкцией, приложенной к письму. Через несколько дней в салоне, принадлежавшем бременскому бизнесмену, один из первых спиритических сеансов в Европе. состоялся [ 12 ]
- ↑ Николас Гудрик-Кларк заявил, что, в соответствии с философией Хартмана, « эго переживает смерть как бесплотная сущность на фоне… христианской теологии и спиритуалистических спекуляций». [ 14 ]
- ↑ Фрэнк Подмор писал, что незрелые взгляды первых американских спиритуалистов были «преобразованы и развиты европейскими, и особенно немецкими мыслителями [включая Хартмана]», которые возвели эти явления в ранг научных фактов, «путем постулирования новых сил или новых расширений». знакомых сил, обитающих в человеческом организме, вместо того, чтобы довольствоваться объяснением, которое практически является отрицанием всех объяснений — действиями духов». [ 15 ]
- ^ " Сомнамбулизм , состояние сна или полубодрствующего транса, спонтанно или искусственно вызванное, при котором подсознательные способности заменяют нормальное сознание и направляют тело при выполнении беспорядочных (ходьба во сне) или высокоинтеллектуальных действий (решение проблем) ." [ 19 ]
- ^ По словам Мэсси, факты сомнамбулизма в отношении медиумических явлений «определенно слишком сильно игнорировались спиритуалистами». [ 20 ] Дю Прель писал, что сомнамбулизм является «наиболее убедительным доказательством» существования сверхчувственного мира, поскольку показывает, что подсознательно «мы сплелись» с этим трансцендентным миром. Сомнамбулизм доказывает, что « правы были Шопенгауэр и Гартман», когда они утверждали, что воля и бессознательное составляют основу феномена человека. [ 21 ]
- ↑ Хартманн объясняет медиумические явления «психологически с точки зрения скрытых умственных способностей». Он утверждает, что медиум — «мощный гипнотизёр, способный... создать общую галлюцинацию». [ 24 ]
- ↑ По мнению Гартмана, существование «медиумистической нервной силы», которую, как он пишет, «ошибочно» называют психической, является фактом. [ 26 ]
- ^ « Преображение , метаморфическая способность медиума принимать телесные характеристики умерших людей для их изображения». [ 28 ]
- ↑ Хартманн пытается сослаться на «случаи галлюцинации-переноса», имевшие место среди «индийских факиров и турецких дервишей». [ 30 ] однако, по мнению Рамачараки , хотя образы, материализуемые факирами «с воздуха», подобны тем, которые наблюдаются на спиритических сеансах, «действительно никакой связи между двумя классами явлений нет». [ 31 ]
- ↑ Елена Блаватская писала: «Человек может творить. При определенной интенсивности воли формы, созданные разумом, становятся субъективными. Их называют галлюцинациями, хотя для своего создателя они реальны, как любой видимый объект для любого другого. При более интенсивной и разумной концентрации этой воли форма становится конкретной, зримой, объективной». [ 34 ]
- ^ «Хартманн объяснил, что физические явления происходят из-за какой-то силы, аналогичной электричеству или магнетизму, исходящей из тела медиума». [ 15 ]
- ↑ Этот отрывок философа Аксаков прокомментировал так: «Это объяснение содержит ряд невозможностей с точки зрения физики». [ 41 ]
- ↑ Аксаков прокомментировал: «Итак, перед нами галлюцинация с добавлением нервной силы». [ 43 ]
- ^ Рамачарака писал, что многие из так называемых спиритических явлений на самом деле производятся «бессознательной астральной проекцией медиума», а не бестелесными существами, пребывающими на других планах существования . [ 44 ]
- ↑ Однако Аксаков обнаружил «в анналах спиритизма» несколько случаев медиумизма младенцев, связанных с автоматическим письмом. [ 48 ]
- ↑ Цёлльнер никогда не признавал, что спиритические явления производятся духами умерших людей, но связывал их с действиями неких «таинственных существ», управляющих четвёртым измерением пространства. [ 50 ]
- ^ По мнению Аксакова, «проникновение» одного твердого тела другим можно представить как дематериализацию материи в момент прохождения через объект и последующую ее обратную материализацию. [ 52 ]
- ↑ По мнению Мэсси, спиритуалистическая гипотеза о деятельности духов умерших людей была сильно преувеличена, и большинство сообщений, якобы исходивших от них, можно было объяснить другими причинами, которые не были признаны. Он писал: «Современная спиритуалистическая концепция смерти как простого изменения внешних условий, так что существует простая непрерывность сознания на одном и том же уровне и в тех же модусах, кажется мне, указывает на большую бедность мысли, и мы не вынужден принять это на основании фактов». [ 58 ] Однако, по словам Ричарда Ходжсона , после того, как он провел пятьсот сеансов с медиумом Леонорой Пайпер , «никакая другая гипотеза, кроме спиритуалистической, не может объяснить явления, которые он наблюдал». [ 59 ]
- ↑ Свой «Ответ Гартману» Аксаков начал печатать по частям в немецком журнале Psychische Studien сразу после выхода в свет этой книги. В 1890 году он был опубликован единственным изданием под названием «Анимизм и спиритизм». [ 61 ]
- ↑ Карл Дю Прель высоко оценил книгу Аксакова как имеющую большое значение для распространения спиритизма в Германии — она подробно обсуждалась в его статье «Гартманн против Аксакова», опубликованной в « Сфинксе » в июне 1891 года. [ 63 ] Он писал, что работа Гартмана занимает всего 118 страниц, тогда как ответ Аксакова — более 800 страниц (два тома). Этот контраст, «замечательный сам по себе», еще больше усиливается, когда читатель узнает, что, по словам Гартмана, сам он никогда не присутствовал на сеансах. [ 64 ] тогда как Аксаков, заинтересовавшийся спиритическим движением в 1855 г., с 1870 г. неоднократно участвовал в спиритических сеансах. [ 65 ]
- ↑ Тем не менее, по мнению профессора Хизер Вольфрам, такие исследователи, как Гартманн и Аксаков с их поисками «новой научной психологии, основанной на явлениях бессознательного», не менее важны для современной науки, чем физиолог-материалист Вильгельм Вундт и его коллеги. [ 74 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с МирКэт .
- ^ Форматы и издания .
- ^ Трейтель 2004 , с. 33.
- ^ Аксаков 2012 , с. xxviii.
- ^ Теовики .
- ^ Дойл 2013 , с. 183.
- ^ Du Prel 2012b , p. 26.
- ^ Хартманн 1885 , содержание.
- ^ Хартманн 2012 , с. 1.
- ^ Мелтон 2014 , с. 118.
- ^ Хартманн 2012 , с. 2; Трейтель 2004 , с. 14.
- ^ Трейтель 2004 , с. 30.
- ^ Хартманн 1885 , стр. 14, 15, 20; Трейтель 2004 , стр. 14, 15; Дойл 2013 , с. 183.
- ^ Гудрик-Кларк 1993 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Подморе 2011 , стр. 162.
- ^ Hartmann 2012 , pp. 4, 112; Карышев 1895 , p. 27.
- ^ Хартманн 2012 , стр. 112–3; Аксаков 1894а , стр. 333–4.
- ^ Хартманн 1885 , с. 31.
- ^ Фодор 1966a .
- ^ Мэсси 2012 , с. xi.
- ^ Дю Прель 1889 , с. 189; Дю Прель 2012a , с. 166 .
- ^ Hartmann 2012 , p. 32; Аксаков 1910 , pp. 269–71.
- ^ Hartmann 2012 , p. 53; Аксаков 1910 , p. 277.
- ^ Jump up to: а б Вольфрам 2009 , с. 42.
- ^ Хартманн 1885 , с. 55; Аксаков 1894а , с. 309.
- ^ Hartmann 1885 , p. 111; Аксаков 1910 , p. 668.
- ^ Hartmann 1885 , p. 95; Аксаков 1910 , p. 272.
- ^ Фодор 1966b .
- ^ Hartmann 1885 , p. 110; Аксаков 1910 , p. 669.
- ^ Хартманн 2012 , с. 89.
- ^ Рамачарака 2007 , с. 310.
- ^ Вагнер 1889 , p. lii.
- ^ Hartmann 2012 , p. 93; Аксаков 1910 , p. 238.
- ^ Блаватская 1877 , с. 62.
- ^ Кэррингтон 1907 , с. 367.
- ^ Мелтон 2001b .
- ^ Хартманн 1885 , с. 50; Аксаков 1894а , с. 156.
- ^ Хартманн 1885 , стр. 31, 51; Аксаков 1894а , стр. 221, 317.
- ^ Hartmann 1885 , p. 52; Аксаков 1910 , p. 132.
- ^ Хартманн 1885 , с. 50; Аксаков 1894а , с. 154.
- ^ Aksakow 1894a , p. 154.
- ^ Hartmann 1885 , p. 102; Аксаков 1910 , p. 127.
- ^ Аксаков 1910 , p. 127.
- ^ Рамачарака 2007 , с. 323.
- ^ Hartmann 1885 , p. 116; Аксаков 1910 , pp. 304, 349.
- ^ Hartmann 1885 , p. 60; Аксаков 1910 , p. 380.
- ^ Hartmann 1885 , p. 49; Аксаков 1910 , p. 369.
- ^ Аксаков 1910 , p. 369.
- ^ Хартманн 1885 , с. 45; Аксаков 1894а , с. 116.
- ^ Трейтель 2004 , с. 14.
- ^ Хартманн 1885 , с. 88; Аксаков 1894а , с. 223.
- ^ Аксаков 1910 , p. 101.
- ^ Мелтон 2001 .
- ^ Хартманн 1885 , стр. 44–5; Аксаков 1894а , с. 115.
- ^ Хартманн 1885 , с. 106; Аксаков 1894а , стр. 127, 224.
- ^ Хартманн 1885 , с. 117; Аксаков 1894б , с. 749.
- ^ Кэрролл 2003 .
- ^ Мэсси 2012 , с. хв.
- ^ Аксаков 1910 , p. 677.
- ^ Мелтон 2001a .
- ^ Аксаков 1910 , p. 16.
- ^ Дойл 2013 , с. 184.
- ^ Кайзер 2009 , с. 69.
- ^ Хартманн 1885 , с. 16.
- ^ Трейтель 2004 , с. 14; Аксаков 2012 , с. ххв; Дю Прель 2012b , с. 26.
- ^ Леманн 1908 , стр. 375–6.
- ^ Хартманн 1885 , с. 52.
- ^ Аксаков 1910 , p. 138.
- ^ Хартманн 1885 , стр. 49–50.
- ^ Аксаков 1910 , p. 284.
- ^ Мэсси 2012 , с. xiv.
- ^ Хартманн 1885 , стр. 16, 23; Декабрь 1891 г. , с. 380.
- ^ Дю Прель 1891 , с. 380.
- ^ Вольфрам 2012 .
- ^ Хартманн 1887 .
Источники
[ редактировать ]- «СС Мэсси» . Теософия вики . Теософское общество в Америке. 28 сентября 2017 г. Проверено 12 июля 2018 г.
- Форматы и издания Der Spiritismus . OCLC WorldCat . OCLC 986587992 .
- Спиритизм (Книга, 2012) . OCLC WorldCat . OCLC 934438493 .
- Блаватская, Л.П. (1877). Разоблаченная Исида . Том. 1. Нью-Йорк: Дж. В. Бутон.
- Кэрролл, RT (2003). «Спиритизм (спиритизм)» . Словарь скептика: собрание странных верований, забавных обманов и опасных заблуждений . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. ISBN 978-0-471-27242-7 . Проверено 12 июля 2018 г.
- Кэррингтон, Х. (1907). «XX. Телекинез» . Физические явления спиритуализма . Бостон: Герберт Б. Тернер и компания, стр. 358–71.
- Дойл, AC (2013). История спиритуализма . Том. 2 (Переиздание). Read Books Ltd. ISBN 9781447498568 . Проверено 12 июля 2018 г.
- Фодор, Н. (1966a). «Сомнамбулизм» . Энциклопедия психических наук . Цитадель Пресс . Проверено 12 июля 2018 г.
- ———— (1966б). «Преображение» . Энциклопедия психических наук . Цитадель Пресс . Проверено 12 июля 2018 г.
- Гудрик-Кларк, Н. (1993). Оккультные корни нацизма . Нью-Йорк Пресс. ISBN 9780814730607 . Проверено 12 июля 2018 г.
- Мэсси, CC (2012) [1885]. «Предисловие переводчика» . Спиритизм (переиздание 1885 г.). Издательство Кембриджского университета. стр. v – xviii. ISBN 9781108052719 . Проверено 12 июля 2018 г.
- Мелтон, Дж. Г. , изд. (2001). «Апорты» . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии . Том. 1 (5-е изд.). Группа Гейл. стр. 76–81. ISBN 978-0-8103-8570-2 . Проверено 12 июля 2018 г.
- ————, изд. (2001а). «Аксаков, Александр Николаевич (1832–1903)» . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии . Том. 1 (5-е изд.). Группа Гейл. п. 20. ISBN 978-0-8103-8570-2 . Проверено 12 июля 2018 г.
- ————, изд. (2001б). «Гартманн, (Карл Роберт) Эдуард фон (1842–1906)» . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии . Том. 1 (5-е изд.). Группа Гейл. п. 696. ИСБН 978-0-8103-8570-2 . Проверено 12 июля 2018 г.
- Мелтон, Дж. Г. (2014) [1992]. Энциклопедический справочник культов Америки . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781135539986 .
- Подмор, Ф. (2011) [1902]. Современный спиритуализм: история и критика . Том. 2 (Переиздание). Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108072588 . Проверено 12 июля 2018 г.
- Дю Прель, Карл (1889) [1885]. Философия мистицизма . Том. 1. Перевод Мэсси, CC Лондон: Джордж Редвей.
- Рамачарака, Ю. (2007) [1908]. «XI. Индуистские чудотворения» . Внутренние учения философий и религий Индии . Нью-Йорк: Cosimo, Inc., стр. 301–30. ISBN 9781602066281 . Проверено 12 июля 2018 г.
- Трейтель, К. (2004). Наука для души: оккультизм и генезис немецкого модерна . Балтимор, Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 9780801878121 . Проверено 12 июля 2018 г.
- Вольфрам, Х. (2009). Пасынки науки: психические исследования и парапсихология в Германии . Амстердам: Родопи. ISBN 9789042027282 . Проверено 12 июля 2018 г.
- ———— (май 2012 г.). «Галлюцинация или материализация: анимизм против спиритизма». История гуманитарных наук . 25 (2): 45–66. дои : 10.1177/0952695112439375 . ISSN 0952-6951 . S2CID 143911530 .
- на немецком
- Аксаков А. Н. (1894а) [1890]. Анимизм и спиритизм [ Анимизм и спиритизм ] (на немецком языке). Том 1. Перевод Виттига, Г.К. (2-е изд.). Лейпциг: Освальд Мутце. стр. 1 –338.
- ———— (1894б) [1890]. Анимизм и спиритизм [ Анимизм и спиритизм ] (на немецком языке). Том 2. Перевод Виттига, Г.К. (2-е изд.). Лейпциг: Освальд Мутце. стр. 339–752 .
- ———— (2012) [1890]. Animismus und Spiritismus [ Анимизм и спиритизм ] (на немецком языке). Книги по запросу. ISBN 9783864711084 . Проверено 12 июля 2018 г.
- Кайзер, Т. (2009). Между философией и спиритизмом на ( немецком языке). Университет Люнебурга . Проверено 12 июля 2018 г.
- Леманн, А. [на датском языке] (1908). «Глава 26. Спиритизм и оккультизм» [Глава 26. Спиритизм и оккультизм]. Суеверие и магия с древнейших времен до наших дней [ Суеверие и магия с древнейших времен до наших дней ] (на немецком языке). Перевод Петерсена И. Штутгарта: Фердинанд Энке. стр. 355–379.
- Дю Прель, К. (июнь 1891 г.). «Гартманн против Аксакова» . Сфинкс (на немецком языке). 11 : 368–380 . Проверено 12 июля 2018 г.
- ———— (2012а) [1885]. Die Philosophie Der Mystik [ Философия мистицизма ] (на немецком языке) (Переиздание). Книги по запросу. ISBN 9783864711466 . Проверено 12 июля 2018 г.
- ———— (2012б) [1893]. Der Spiritismus [ Спиритизм ] (на немецком языке) (Переиздание). Книги по запросу. ISBN 9783864710674 . Проверено 12 июля 2018 г.
- на русском языке
- Аксаков, А. Н. (1910) [1893]. Анимизм и спиритизм [ Animism and Spiritism ] (in Russian) (3rd ed.). Уфа: Электрическая типография "Печать" . Retrieved 2018-07-12 .
- Вагнер, Н. П. (1889). "Воспоминание об А. М. Бутлерове" [Memoirs on A. Butlerov]. Статьи по медиумизму [ Articles on Mediumship ] (in Russian). СПб.: Типография В. Демакова. pp. i–lxvii . Retrieved 2018-07-12 .
- Карышев, И. А. (1895). Основы истинной науки [ Basics of the Genuine Science ] (in Russian). Vol. 2. СПб.: Литография "Надежда" . Retrieved 2018-07-12 .