Jump to content

Животный магнетизм

Животный магнетизм , также известный как месмеризм , — это теория, изобретенная немецким врачом Францем Месмером в 18 веке. Он постулирует существование невидимой природной силы ( Lebensmagnetismus ), которой обладают все живые существа, включая людей, животных и растения. Он утверждал, что эта сила может иметь физические эффекты, включая исцеление. [1]

Виталистская теория привлекла многочисленных последователей в Европе и США и была популярна в XIX веке. Практикующих часто называли магнетизёрами , а не месмеристами . Он имел важное влияние на медицину в течение примерно 75 лет с момента своего основания в 1779 году и продолжал оказывать некоторое влияние еще 50 лет. В период с 1766 по 1925 годы на эту тему были написаны сотни книг, но сегодня она больше не практикуется, за исключением как формы альтернативной медицины в некоторых местах. [2]

Этимология и определения

[ редактировать ]

«Магнитайзер»

[ редактировать ]

Термины «магнетизатор» и «гипнотизатор» применялись к людям, которые изучают и практикуют животный магнетизм. [3] Эти термины отличаются от терминов «гипнотист» и «магнетист», которые считаются обозначающими тех, кто изучает животный магнетизм, не будучи практиками; [4] и от «гипнотизера» — человека, практикующего гипноз . [4]

Этимология слова магнетизер происходит от французского « magnétiseur » («практикующий методы месмеризма»). [3] что, в свою очередь, происходит от французского глагола magnétiser . [5] Этот термин относится к человеку, обладающему способностью манипулировать «магнитной жидкостью». [6] с воздействием на других присутствующих людей, которое рассматривалось как аналог магнитного воздействия. [7] Такое значение термина встречается, например, в выражении Антуана Жозефа Горсаса : «Магнитизатор – это имам жизненной энергии». [8]

«Месмеризм»

[ редактировать ]

Среди британских магнетизеров возникла тенденция называть свои клинические методы «месмеризмом»; они хотели дистанцироваться от теоретической ориентации животного магнетизма, основанной на понятии «магнитной жидкости». В то время некоторые магнетизеры пытались направить то, что они считали магнитной «жидкостью», и иногда они пытались это сделать с помощью « наложения рук ». Сообщаемые эффекты включали различные ощущения: сильный жар, дрожь, транс и судороги . [9]

Многие практикующие врачи придерживались научного подхода, например, Жозеф Филипп Франсуа Делёз (1753–1835), французский врач, анатом, гинеколог и физик. Одним из его учеников был Теодор Леже (1799–1853), который писал, что ярлык «месмеризм» был «самым неуместным». [10]

Отмечая, что к 1846 году термин « гальванизм » был заменен на «электричество», Леже в том же году писал: [10]

Месмеризм из всех названий, предложенных [взамен термина животный магнетизм ], определенно является самым неподходящим; ибо, во-первых, ни одна истинная наука никогда не обозначалась именем человека, какие бы притязания он ни выдвигал в свою пользу; а во-вторых, каковы претензии Месмера на такую ​​честь? Он не является изобретателем практической части науки, поскольку мы можем проследить ее практику на протяжении самых отдаленных веков; и в этом отношении та часть, которую он ввел, полностью оставлена. Он предложил для этого теорию, которая теперь [а именно, 1846 г.] разрушена и которая из-за его ошибок оказалась фатальной для нашего прогресса. Он никогда не говорил о явлениях, которые реабилитировали наше дело среди ученых; и поскольку Месмеру больше нечего приписать ни в практике, ни в теории, ни в открытиях, составляющих нашу науку, почему его следует называть месмеризмом?

Королевская комиссия

[ редактировать ]

В 1784 году две французские королевские комиссии, назначенные Людовиком XVI, изучали теорию магнитной жидкости Месмера, чтобы попытаться подтвердить ее научными данными. [11] [12] В комиссию Академии наук вошли Мажо, Бенджамин Франклин , Жан Сильвен Байи , Жан-Батист Ле Руа , Саллен, Жан Дарсе , де Борей, Жозеф-Игнас Гильотен и Антуан Лавуазье . В состав Комиссии Королевского медицинского общества входили Пуассонье, Кайль , Модюи де ла Варенн, Андри и Антуан Лоран де Жюссье .

Хотя комиссия согласилась, что лекарства, о которых заявил Месмер, действительно были лекарствами, [11] он также пришел к выводу, что нет никаких доказательств существования его «магнитной жидкости» и что ее эффекты происходят либо от воображения ее субъектов, либо от шарлатанства . [11]

Расследование Королевской академии

[ редактировать ]

Поколение спустя другой исследовательский комитет, назначенный большинством голосов в 1826 году в Королевской медицинской академии в Париже, изучал эффекты и клинические возможности месмерической процедуры, не пытаясь установить физическую природу какого-либо магнитного флюидума. В отчете говорится:

то, что мы видели в ходе наших экспериментов, не имеет никакого сходства с тем, что говорится в Отчете 1784 года о магнетизерах того периода. Мы не признаем и не отвергаем существование жидкости, поскольку не проверили этот факт; мы не говорим ни о букете ... ни о собрании большого количества людей, которые были намагничены в присутствии толпы свидетелей; потому что все наши эксперименты производились в полной тишине... и всегда над одним человеком одновременно. Мы не говорим о... кризисе . [13]

Среди выводов были:

Магнетизм подействовал на людей разного пола и возраста.
... Вообще магнетизм не действует на здоровых людей.
... Он также не действует на всех больных.
... мы можем с уверенностью заключить, что это состояние существует, когда оно дает начало развитию новых способностей, которые были обозначены именами ясновидения ; интуиция ; внутреннее предвидение ; или когда это вызывает большие изменения в физической экономике, такие как потеря чувствительности ; внезапное и значительное увеличение силы; и когда эти следствия не могут быть отнесены к какой-либо другой причине.
... Мы можем не только воздействовать на намагниченного человека, но даже ввести его в полное состояние сомнамбулизма и вывести его из него без его ведома, вне его поля зрения, на определенном расстоянии и при наличии дверей.
...Большая часть сомнамбул, которых мы видели, были совершенно бесчувственны... мы могли щипать их кожу, чтобы оставить след, колоть их булавками под ногтями и т. д. не причиняя никакой боли, даже не воспринимая ее. Наконец, мы увидели женщину, которая была нечувствительна к одной из самых болезненных операций в хирургии и не проявляла ни малейшего волнения ни на лице, ни на пульсе, ни на дыхании.
... Магнетизм ощущается так же интенсивно и быстро как на расстоянии шести футов, так и на расстоянии шести дюймов; и развивающиеся явления в обоих случаях одни и те же.
...Магнетизму должно быть предоставлено место в кругу медицинских наук... [14]

Месмеризм и гипнотизм

[ редактировать ]
Баке . Вид изнутри: сцена в гостиной, где множество людей сидят и стоят вокруг большого стола; у мужчины на костыле лодыжка обмотана железным браслетом; другие члены группы так же держат в руках оркестры; слева мужчина примагнитил женщину. (1780)
Рекламный плакат 1857 года:
Мгновенный сон. Различные эффекты паралича, частичной и полной каталепсии, частичного или полного влечения. Френомагнитные эффекты (...) Музыкальный экстаз (...) Нечувствительность к физической боли и мгновенное пробуждение (...) переливание магнетической силы другим людям

Фариа и «восточный гипноз»

[ редактировать ]

Аббат Фариа был одним из учеников Франца Антона Месмера , который продолжил работу Месмера после заключений Королевской комиссии. Говорят, что в начале 19 века аббат Фариа познакомил Париж с восточным гипнозом. [15] и провести эксперименты, чтобы доказать, что «для возникновения гипнотических явлений, таких как транс, не требуется никакой особой силы, но что определяющая причина лежит внутри самого субъекта» — другими словами, что это действовало исключительно за счет силы предположение. [16]

Коса и «гипноз»

[ редактировать ]

Гипноз — термин, придуманный шотландским хирургом Джеймсом Брейдом . [17] берет свое начало в ответе Брейда на выставку «животного магнетизма» Чарльза Лафонтена в 1841 году в Манчестере. [18] В 1851 году Брейд был непреклонен в том, что в отсутствие «высших явлений», которые, как сообщается, производятся месмеристами,

и в отличие от Трансцендентального [то есть метафизического ] месмеризма месмеристов… [предположительно] вызываемого посредством передачи оккультного влияния от [тела оператора к телу субъекта] гипноза , [посредством которого] я означают своеобразное состояние нервной системы, в которое она может быть введена с помощью искусственного приспособления… [теоретическая позиция, которая полностью] согласуется с общепринятыми принципами физиологической и психологической науки, [была бы] поэтому [наиболее удачно] названа Рациональным Месмеризмом . [19]

«Месмеризм» и «гипнотизм».

[ редактировать ]

Хотя существует множество теорий и практик, которые в совокупности называются месмеризмом , [20] исследования ясно показали, что существуют существенные и существенные различия между «месмеризмом» и «гипнозом», как бы они ни определялись. [21]

Жизненная жидкость и животный магнетизм

[ редактировать ]

Лондонская публикация 1791 года объясняет теорию жизненной жидкости Месмера:

Современная философия признала полноту или универсальный принцип текучей материи, занимающей все пространство; и что, поскольку все тела, движущиеся в мире, изобилуют порами, эта жидкая материя проникает через промежутки и возвращается назад и вперед, протекая через одно тело посредством токов, исходящих из него в другое, как в магните, который производит это явление который мы называем Животным магнетизмом. Эта жидкость состоит из огня, воздуха и духа и, подобно всем другим жидкостям, стремится к равновесию, поэтому легко представить себе, как усилия, которые тела прилагают друг к другу, производят животное электричество, которое на самом деле является не чем иным, как производимым эффектом. между двумя телами, одно из которых имеет больше движения, чем другое; явление, служащее доказательством того, что тело, имеющее наибольшее движение, сообщает его другому до тех пор, пока среда движения не станет равновесием между двумя телами, и тогда это равенство движения производит животное электричество. [22]

По словам анонимного автора серии писем, опубликованных редактором Джоном Пирсоном в 1790 году, животный магнетизм может вызывать широкий спектр эффектов, начиная от рвоты и заканчивая тем, что называется «кризисом». Целью лечения (вызвавшего «кризис») было вызвать в организме конвульсии, чтобы устранить препятствия в гуморальной системе, вызывающие болезни. [23] Более того, этот анонимный сторонник теории животного магнетизма утверждал, что «кризис» создал два эффекта: во-первых, состояние, в котором «[человек, который] полностью снижается под влиянием Магнетизма, хотя он должен казаться одержимым своими чувствами, однако он перестает быть ответственным существом», [24] и второе «замечательное» состояние, которое «будет даровано [намагниченному] субъекту… [а именно] состояние идеального и беспрепятственного зрения… другими словами, вся непрозрачность удаляется, и каждый объект становится светящимся и прозрачным». [25] Считалось, что пациент в кризисе способен видеть тело насквозь и находить причину болезни либо в себе, либо в других пациентах.

лечения . Чудесное исцеление молодого человека по имени Виктор, совершенное маркизом Пюисегюром в 1784 году, было приписано и использовано в качестве доказательства в поддержку этого «кризисного» Утверждается, что маркиз смог загипнотизировать Виктора, и, находясь под гипнозом, Виктор, как утверждается, мог членораздельно говорить и диагностировать свою собственную болезнь.

Джейкоб Мело обсуждает в своих книгах некоторые механизмы, с помощью которых, как утверждается, действуют предполагаемые эффекты животного магнетизма. [26]

Скептицизм в эпоху романтизма

[ редактировать ]
Duration: 3 minutes and 11 seconds.
Карикатура на Месмера, снятая Жоржем Мельесом , 1905 год.

Изучение животного магнетизма послужило толчком к созданию обществ гармонии во Франции. [27] где участники заплатили за то, чтобы присоединиться и изучить практику магнетизма. Доктор Джон Белл был членом Парижского философского гармонического общества и был сертифицирован этим обществом для чтения лекций и преподавания по животному магнетизму в Англии. [28] Существование обществ превратило животный магнетизм в секретное искусство, практикующие и преподаватели которого не раскрывали методы практики, основанные на членах общества, которые заплатили за обучение, скрывая идею о том, что было бы несправедливо раскрывать эту практику другим. бесплатно. [29] Хотя повышенная секретность этой практики способствовала скептицизму в отношении нее, многие сторонники и практики животного магнетизма рекламировали легкость и возможность для каждого приобрести навыки выполнения его техник. [30]

Популяризация животного магнетизма осуждалась и высмеивалась газетами и театрами в эпоху романтизма. Многие считали животный магнетизм не чем иным, как театральной фальшью или шарлатанством. В публикации 1790 года редактор представил серию писем, написанных ярым сторонником животного магнетизма, и включил в приложение свои собственные мысли, в которых говорилось: «Ни один фанатик никогда не выдвигал более диких и экстравагантных идей; ни один дерзкий эмпирик никогда не предлагал более нелепых обещаний или историй о методах лечения, более лишенных реальности, чем племя магнетизеров». [31]

Писательница и драматург Элизабет Инчбальд написала фарс «Животный магнетизм» в конце 1780-х годов. Сюжет вращался вокруг многочисленных любовных треугольников и абсурдности животного магнетизма. Следующий отрывок высмеивает медицинское мастерство тех, кто имеет квалификацию только как месмеристов:

Доктор: Мне отказали в дипломе — запретили мне заниматься врачебной деятельностью, и всё потому, что я не знаю ни капли пустяковых слов; но занимаюсь своей профессией в соответствии с правилами разума и природы; Разве не естественно умереть, тогда если десяток-другой моих пациентов умерли под моими руками, разве это не естественно? ... [32]

Хотя одержимость доктора использованием животного магнетизма не только для того, чтобы вылечить, но и заставить своего подопечного влюбиться в него, создала юмористическую сюжетную линию, беззаботная пьеса Инчбальда прокомментировала то, что общество воспринимало как угрозу, исходящую от этой практики.

Де Майнандук принес животный магнетизм в Англию в 1787 году и распространил его на социальную арену. В 1785 году он опубликовал предложения британским дамам создать «гигиеническое общество» или общество здоровья, в котором они будут платить за то, чтобы присоединиться к его лечению и наслаждаться им. [33] По мере роста популярности и скептицизма многие пришли к убеждению, что животный магнетизм может привести к сексуальной эксплуатации женщин. Практика не только включала в себя тесный личный контакт посредством размахивания руками над телом, но и люди были обеспокоены тем, что животные-магнетисты могли гипнотизировать женщин и направлять их по своему желанию.

Устранив все заблуждения, предсказания будущего, явные или неявные призывы к дьяволу, использование животного магнетизма действительно является просто актом использования физических носителей, которые в остальном разрешены и, следовательно, не являются морально запрещенными , при условии, что это не склонны к незаконной цели или к чему-то развращенному. ( Священная Конгрегация Святой Канцелярии : 28 июля 1847 г.)

Политическое влияние

[ редактировать ]

Французская революция катализировала существующие внутриполитические трения в Великобритании в 1790-х годах; некоторые политические радикалы использовали животный магнетизм не только как моральную, но и как политическую угрозу. Среди многих лекций, предостерегающих общество от государственного притеснения, Сэмюэл Тейлор Кольридж писал:

Уильям Питт, великий политический анималист-магнетист,... самым подлым образом подействовал на больное воображение англичан... погрузил нацию в лихорадочный сон, а теперь доводит ее до кризиса, который может потрясти смертность! [34]

Радикалы обвиняли крупных политиков и людей, находящихся у власти, в применении животного магнетизма к населению в целом.

В своей статье «Под влиянием: месмеризм в Англии» Рой Портер отмечает, что Джеймс Тилли Мэтьюз предположил, что французы проникали в Англию посредством животного магнетизма. Мэтьюз считал, что «магнитные шпионы» вторгнутся в Англию и подчинят ее, передавая волны животного магнетизма, чтобы подчинить себе правительство и народ. [35] Такое вторжение иностранного влияния было воспринято как радикальная угроза.

Месмеризм и практики духовного исцеления

[ редактировать ]

В период романтизма месмеризм вызывал энтузиазм и внушал ужас в духовном и религиозном контексте. Хотя месмеризм и был дискредитирован как медицинская практика, он создал возможности для духовного исцеления. Некоторые животные-магнетисты рекламировали свою практику, подчеркивая «духовные, а не физические преимущества, которые можно получить от животного магнетизма», и смогли собрать хорошую клиентуру среди духовно вдохновленного населения. [36]

Месмеризм использовался в некоторых частях мира как попытка лечения болезней у людей, а также домашних, сельскохозяйственных, цирковых и зоопарковых животных. [37]

Авторы Иоганн Петер Ланге [38] [39] и Аллан Кардек [40] [41] писал, что источником чудес Иисуса был животный магнетизм. Другие, такие как Джон Кэмпбелл Колкухун. [42] и Мэри Бейкер Эдди , [43] осудил это сравнение. Мэри Бэйкер Эдди зашла так далеко, что заявила, что животный магнетизм «ведёт к моральной и физической смерти».

Профессиональные магнетизеры

[ редактировать ]

В классическую эпоху животного магнетизма, с конца 17 до середины 19 века, существовали профессиональные магнетизеры, [44] приемы которого авторы того времени описывали как особенно эффективные. Их метод заключался в том, чтобы проводить длительные периоды времени, «намагничивая» своих клиентов напрямую или с помощью «гипнотических магнитов». Было замечено, что в некоторых условиях одни месмеризаторы с большей вероятностью достигали результата, чем другие, независимо от степени их знаний. [4]

В литературе

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Вольфарт, Карл Кристиан; Фридрих Антон Месмер. Месмеризм: Или система взаимодействий, теория и применение животного магнетизма как общего лекарства для сохранения человека (на немецком языке, факсимиле издания 1811 года). Издательство Кембриджского университета, 2011. ISBN   9781108072694 . Предисловие.
  2. ^ Адам Крэбтри Животный магнетизм, ранний гипноз и психические исследования, 1766–1925 - Аннотированная библиография ISBN   0-527-20006-9
  3. ^ Jump up to: а б Наш семейный словарь, (1987), Magnetizer , notrefamille.com. По состоянию на 19 августа 2015 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Гектор Дюрвиль , Теория и процедуры животного магнетизма , Рио-де-Жан, изд. Леон Дени, 2012 г. ISBN   978-85-7297-510-0 .
  5. ^ Тувенель, Пьер, Память и медицинская физика . Архивировано 28 июля 2020 года в Wayback Machine Paris Ed. (1781) с. 300
  6. ^ Барон дю Поте , Справочник для студентов, магнетизер , изд. Жизнь – 3-е издание, 2013 г.
  7. ^ Франц Антон Месмер , Мемуары об открытии животного магнетизма , 1779, Цифровое издание доступно на Wikisource . Также имеется бумажное издание от Аллии, 2006 г. ISBN   2844852262
  8. ^ Горсас, Антуан-Жозеф, «Шагающий осел» , 1784, с. 41 и с. 342
  9. ^ Коннор К. (2005). Народная история науки , Nation Books, стр. 404–5.
  10. ^ Jump up to: а б Леже, 1846, стр.14.
  11. ^ Jump up to: а б с Орсуччи, 2009, стр.66.
  12. ^ Лопес, 1993
  13. ^ КОЛКУХАУН, Джон Кэмпбелл, Исида Ревелата, Том 2 , с. 199
  14. ^ КОЛКУХУН, Джон Кэмпбелл, Исида Откровение, Том 2 , стр. 283-293
  15. ^ См. Каррер (2004), пас.
  16. ^ Халл, Кларк Л. «Гипноз в научной перспективе», The Scientific Monthly 29.2 (1929): стр. 156.
  17. ^ Йейтс, (2013), пас.
  18. ^ Жиль де ла Туретт. «Чудеса животного магнетизма», The North American Review 146.375 (1888): стр. 131–132.
  19. ^ Брейд (1850), стр.6 .
  20. ^ См., например, «Зоист» , 1854-1855, тт. 1-13 , проход; Подмор (1909), стр.1-150; Эдмондстон (1986), стр. 1–121; Голд (1992), стр. 1–270; и Крэбтри (1993), стр. 109–144.
  21. ^ См., например, Халладжи (1962); Вёлгеси (1966); МакХовец (1975, 1979); Пулос (1980); Честер (1982), МакГарри (1987); Голд (1988, 1992); и Гибсон и Хип (1991) и т. д.
  22. ^ Показаны чудеса и тайны животного магнетизма; или история, искусство, практика и прогресс этой полезной науки, от ее первого возникновения в Париже до наших дней. С несколькими курьезными случаями и новыми анекдотами главных профессоров . Коллекции восемнадцатого века в Интернете. Лондон (1791): стр. 11–12.
  23. ^ Пирсон (1790), стр.12.
  24. ^ Пирсон (1790), стр. 13–15.
  25. ^ Пирсон (1790), стр.15.
  26. ^ Лекция, прочитанная на III Всемирном собрании магнетизеров.
  27. ^ Сеси, Андреа (2020). «Глухонемой и дикость через призму животного магнетизма во Франции в начале девятнадцатого века» . Кромос - Киберобзор современной историографии : 61–75. doi : 10.13128/cromohs-11704 .
  28. ^ Белл, Джон, профессор животного магнетизма. «Общие и частные принципы животного электричества, магнетизма и т. д., в которых содержатся секреты и практика доктора Белла, переданные его ученикам в Париже, Лондоне, Дублине, Бристоле, Глостере, Вустере, Бирмингеме, Вулвергемптоне, Шрусбери, Честере. , Ливерпуль, Манчестер и т. д., показывая, как магнетизировать и лечить различные болезни, а также сомнамбулизм или лунатизм , и в этом состоянии сна заставить человека есть, пить, ходить, петь и играть на любых инструментах, к которым они привыкли, и т. д., чтобы создавать аппараты и другие аксессуары для создания магнитных фактов, а также для намагничивания рек, комнат, деревьев и других тел, одушевленных и неодушевленных, чтобы поднять руки и ноги человека в бодрствующем состоянии; и заставить его подняться со стула; поднять руку человека, отсутствующего из одной комнаты в другую, а также лечить его на расстоянии. Все новые эксперименты и явления объясняются месье доктором Беллом, профессором этой науки; И член Философского гармонического общества в Париже, коллега-корреспондент музея Ле Курта де Жеблена; и единственное лицо, уполномоченное патентом первых дворян Франции преподавать и практиковать эту науку в Англии, Ирландии и т. д.». Цена пять шиллингов. Коллекции восемнадцатого века в Интернете. [Лондон] (1792): стр.2.
  29. ^ Пирсон, Джон (1790). Простой счет , с. 6
  30. ^ «Чудеса и тайны животного магнетизма; или история, искусство, практика и прогресс этой полезной науки с момента ее первого возникновения в Париже до наших дней. С несколькими курьезными случаями и новыми анекдотами главного Профессора». Коллекции восемнадцатого века в Интернете. Лондон (1791): стр.16.
  31. ^ Пирсон, Джон (1790). Простой счет , с. 37
  32. ^ Инчбальд, Элизабет. Животный магнетизм . п. 9
  33. ^ Показаны чудеса и тайны животного магнетизма; или история, искусство, практика и прогресс этой полезной науки, от ее первого возникновения в Париже до наших дней. С несколькими курьезными случаями и новыми анекдотами главных профессоров. Коллекции восемнадцатого века в Интернете. Лондон (1791): стр.7.
  34. ^ Цитируется из: Фулфорд, Тим. «Проведение и жизненная жидкость: политика и поэтика месмеризма в 1790-х годах», Исследования романтизма 43.1 (2004): стр. 1
  35. ^ Портер, Рой. «ПОД ВЛИЯНИЕМ: МЕСМЕРИЗМ В АНГЛИИ», History Today 35.9 (1985): стр.28
  36. ^ Фара. «Привлекательная терапия: животный магнетизм в Англии восемнадцатого века», History of science 33 (1995): стр: 142.
  37. ^ См., например, Wilson (1839), Völgyesi (1938), Hallaji, 1962; МакХовец, 1975, 1979 гг.; и Йейтс (2018), стр. 48–52.
  38. ^ ЛАНГЕ, Иоганн Петер, Комментарий к Священному Писанию: Короли , Эд. К. Скрибнер и компания, 1872 г.
  39. ^ ЛАНГЕ, Иоганн Петер, Жизнь Господа Иисуса Христа: полное критическое исследование происхождения, содержания и связи Евангелий, Том 1 , Изд. Смит, «Инглиш и компания», 1872 г.
  40. ^ КАРДЕК, Аллан , Бытие - 53 ФЕВ, Эд. – Глава XV – Пункт 1 – с. 273
  41. ^ KARDEC, Аллан, Бытие - Изд. 53 февраля - Глава XV - Пункт 2 - стр.274
  42. ^ КОЛКУХАН, Джон Кэмпбелл, История магии, колдовства и животного магнетизма, Том 1 , Ред. Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс, 1851 г.
  43. ^ Эдди, Мэри Бейкер, «Животный магнетизм без маски», «Наука и здоровье с ключом к Священному Писанию», Попечители по воле Создателя Бейкера Дж. Эдди, Бостон, 1934. стр. 101.
  44. ^ Франклин Рауски, Месмер или терапевтическая революция («Месмер, или терапевтическая революция»), Париж, 1977 г.
  45. ^ Зоист, Факты и наблюдения о месмерических и магнитных жидкостях. Отпечаток из журнала «Зойст: журнал церебральной физиологии и месмеризма» , апрель 1846 г.
  46. ^ Тесте, Альфонс (1843). Практическое руководство по животному магнетизму: содержит описание методов, используемых для создания магнитных явлений; с его применением для лечения и лечения болезней . Х. Байьер.
  47. ^ Коул, С. (1994). Романтика месмеризма: среда романтики Хоторн. Исследования американского Возрождения, 271–288. http://www.jstor.org/stable/30227659

Общие ссылки

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eb34c1d6d632eb1923811f1aaa3ddd55__1721371020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/eb/55/eb34c1d6d632eb1923811f1aaa3ddd55.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Animal magnetism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)