Jump to content

Сценический гипноз

Сценический гипноз — это гипноз, выполняемый перед публикой с целью развлечения, обычно в театре или клубе. Современное сценическое представление гипноза обычно представляет собой комедийное шоу, а не просто демонстрацию, призванную произвести впечатление на аудиторию силой убеждения. Очевидные эффекты амнезии , изменения настроения и галлюцинаций могут проявляться при нормальном состоянии. Представления сценического гипноза часто побуждают зрителей глубже изучить преимущества гипноза. [1]

Причины поведения добровольцев, демонстрируемые во время сценических гипнотических шоу, являются предметом споров. Некоторые утверждают, что оно иллюстрирует измененные состояния сознания (т.е. «гипнотический транс»). Другие утверждают, что это можно объяснить комбинацией психологических факторов, наблюдаемых в групповых условиях, таких как дезориентация, уступчивость , давление со стороны сверстников и обычное внушение . Некоторые утверждают, что определенную роль играет обман.

Сценический гипноз развился из гораздо более старых представлений, проводимых месмеристами и другими исполнителями в 18 и 19 веках. Шотландский хирург Джеймс Брэйд разработал свою технику гипноза после того, как стал свидетелем выступления путешествующего швейцарского магнитного демонстратора Шарля Лафонтена (1803–1892) в ноябре 1841 года. [2] [3] [4]

Брэйд был хорошо осведомлен о подобных выступлениях «электробиологов» своего времени; [5] например, Брейд опубликовал содержание рекламной афиши «электробиологического» выступления приехавшего из Америки Джорджа Стоуна, [6] 12 марта 1851 года, в котором не только ясно подчеркивается, что Стоун утверждал, что он использовал добровольцев из аудитории, а не своих собственных марионеток/помощников, но и подробно описываются некоторые явления, которые зрители Стоуна могли ожидать от них.

Экспериментам будут подвергаться лица, находящиеся в совершенно бодрствующем состоянии, известные по характеру и положению в обществе, добровольно выступающие из публики. Они будут лишены возможности речи, слуха, зрения. Их произвольные движения будут полностью контролироваться, так что они не смогут ни подняться, ни сесть, кроме как по желанию оператора; память у них будет отнята, так что они забудут свое имя и имя своих самых близких друзей; по выбору оператора они будут заикаться и чувствовать боль в любой части тела – трость будет придавать вид змеи, вкус воды будет изменен на уксус, мед, кофе, молоко , бренди, полынь, лимонад и т. д., т. п. и т. п. Эти необыкновенные опыты действительно и верно производятся без помощи хитрости, сговора или обмана, в малейшей степени. [7]

Они идентичны многим демонстрациям, которые стали центральными в последующем «сценическом гипнозе», на самом деле кажется, что мало что изменилось, за исключением названия, введения гипнотической индукции и т. д. Точно так же романист Марк Твен аналогичным образом описывает гипнотическое представление, которое в его автобиографии явно напоминает сценический гипноз 20-го века. [ нужна ссылка ]

Отсутствие каких-либо упоминаний о «гипнозе» в этих ранних представлениях, даже до того, как этот термин был придуман, а также тот факт, что в них часто отсутствовало что-либо, напоминающее современное гипнотическое наведение, согласуется со скептической точкой зрения, согласно которой сценический гипноз является, прежде всего, результатом обычного внушение, а не гипнотический транс. Действительно, первые исполнители часто утверждали, что они влияли на своих подданных посредством телепатии и других сверхъестественных способностей. [ нужна ссылка ]

Другие, однако, демонстрировали представления, которые демонстрировали зрителям широкий спектр гипнотических проявлений. В Соединенных Штатах, например, в 1890-х годах существовала небольшая группа высококвалифицированных сценических гипнотизеров, которыми руководил Томас Ф. Адкин, который гастролировал по всей стране, выступая при переполненных залах. В группу Адкина входили Сильвен А. Ли, [8] Господин и миссис Герберт Л. Флинт, [9] и профессор Ксенофонт Ламотт Сейдж . [10]

На протяжении всего 20-го века, несмотря на принятие термина «гипноз», сценические гипнотизеры продолжали объяснять свои выступления публике, ссылаясь на сверхъестественные силы и животный магнетизм . Ормонд МакГилл, например, в своей энциклопедии по этой теме написал в 1996 году, что:

Некоторые называют эту мощную передачу мысли от одного человека к другому «проекцией мысли». Используемая ментальная энергия, по-видимому, бывает двух типов: магнитная энергия... генерируемая внутри тела, и телепатическая энергия, генерируемая в разуме. ... Эти двое работают вместе как единое целое при применении силового гипноза. Комбинация двух энергий — это то, что Месмер называл «животным магнетизмом». [11]

Однако это не то, что Брэйд имел в виду под «гипнотизмом», термином, придуманным в противовес теориям месмеризма, чтобы подчеркнуть тот факт, что результаты были обусловлены обычными психологическими и физиологическими процессами, такими как внушение и сосредоточенное внимание, а не телепатией или животный магнетизм. Действительно, после встречи с г-ном Стоуном, экспериментов с его собственными объектами и представления результатов таких выступлений Королевскому институту , Брэйд заключает:

Таким образом, существуют как положительные, так и отрицательные доказательства в пользу моей ментальной и суггестивной теории и против магнитных, оккультных или электрических теорий месмеристов и электробиологов. Более того, моя теория содержит дополнительную рекомендацию о том, что она соответствует нашему пониманию и адекватна для объяснения всего, что очевидно истинно, не предлагая никакого насилия над разумом и здравым смыслом и не расходясь с общепринятыми физиологическими и психологическими принципами. . [12]

Сценический гипноз служил центральным каналом, через который психические исследования . в начале 20 века в Китае внедрялись и распространялись [13]

Скептицизм

[ редактировать ]
Каталепсия : «человеческий мост».

В 19 веке «Месмерик» и другие сценические представления изменили свое название на «сценический гипнотизер». Первоначально они утверждали, что производят те же эффекты с помощью телепатии и животного магнетизма, и лишь позже стали объяснять свои шоу терминами гипнотического транса и внушения. Следовательно, многие из предшественников сценического гипноза не использовали методы гипнотической индукции. Более того, некоторые современные артисты эстрады [ ВОЗ? ] сами опубликовали критические замечания, которые предполагают, что сценический гипноз в значительной степени является результатом ловкости рук, обычного внушения, социального согласия и т. д., а не гипнотического транса. [ нужна ссылка ] В частности, известный американский фокусник и артист Крескин часто проводил типичные демонстрации сценического гипноза без использования какой-либо гипнотической индукции. Проработав почти два десятилетия сценическим гипнотизером и фокусником, Крескин стал скептиком и разоблачителем в области сценического гипноза.

Девятнадцать лет я верил в… подобный сну «гипнотический транс», постоянно его практикуя. Хотя временами меня мучили сомнения, мне хотелось в это верить. В усыплении человека существовала непреодолимая загадочность, которая отличала меня и всех других «гипнотизеров». Мы были чудесными Свенгалисами или докторами Месмерами, занимавшимися своего рода сверхъестественной практикой. Потом все рухнуло. Для меня во всяком случае. [14]

После экспериментов на своих испытуемых в течение нескольких лет, пока он не убедился, что может выполнять «сценический гипноз» без какой-либо гипнотической индукции или транса, он пришел к выводу: «Битва семантики может вестись годами, но я твердо верю, что то, что называется гипноз» — это, опять же, совершенно нормальная, а не ненормальная реакция на простое внушение». [15] Откровенный скептик в отношении сценического гипноза, Крескин не только активно опроверг утверждения сценических гипнотизеров, но зашел так далеко, что предложил существенное денежное вознаграждение в 25 000 долларов любому, кто сможет доказать существование гипнотического транса. Награда была безуспешно оспорена трижды. [16] Разоблачая концепцию «сонного транса», Крескин, как и другие скептики, занимающие негосударственную позицию, стремился подчеркнуть, что, по его мнению, ценность гипнотического внушения часто недооценивалась.

Роль обмана

[ редактировать ]

Благодаря зрелищному мастерству сценических гипнотизеров многие люди считают, что гипноз — это форма контроля над разумом. Однако эффекты сценического гипноза, вероятно, обусловлены комбинацией относительно обычных социально-психологических факторов, таких как давление со стороны сверстников, социальная уступчивость, выбор участников, обычная внушаемость и некоторое количество физических манипуляций, сценическое мастерство и обман. [17] Считается, что желание быть в центре внимания, наличие предлога для нарушения своих собственных внутренних подавителей страха и давление, чтобы угодить, убеждают субъектов «подыгрывать». [18] [ нужна страница ] Книги, написанные сценическими гипнотизерами, иногда открыто описывают использование обмана в своих действиях. Например, Ормонда МакГилла в «Новой энциклопедии сценического гипноза» описывается целый акт «фальшивого гипноза», который зависит от использования частного шепота:

[Гипнотизер шепчет в микрофон:] «Мы собираемся немного посмеяться над аудиторией и одурачить ее… поэтому, когда я скажу вам сделать несколько забавных вещей, делайте именно то, что я вам тайно говорю. Хорошо? Отлично. " (Затем намеренно дружелюбно подмигните зрителю.) [19]

По мнению таких экспертов, как Теодор X. Барбер и Андре Мюллер Вайценхоффер , сценический гипноз традиционно использует три фундаментальные стратегии:

  1. Соблюдение требований участника . Участники на сцене склонны подчиняться из-за социального давления, которое ощущается в ситуации, созданной на сцене перед ожидающей аудиторией.
  2. Выбор участника . Предварительные тесты на внушение, такие как просьба к аудитории сжать руки и внушение о том, что их нельзя разлучать, обычно используются для отбора наиболее внушаемых и социально податливых из аудитории субъектов. Приглашая добровольцев выйти на сцену, исполнитель также стремится выбрать наиболее экстравертированных представителей аудитории.
  3. Обман аудитории . Сценические гипнотизеры — это артисты, которые традиционно, но не всегда, используют различные стратегии «ловкости рук», чтобы ввести аудиторию в заблуждение для достижения драматического эффекта. [ нужна ссылка ]

Стратегии обмана, используемые в традиционном сценическом гипнозе, можно разделить на следующие категории:

  1. Шепот вне микрофона . Гипнотизер опускает микрофон и шепчет секретные инструкции участнику на сцене, вне слышимости публики. Они могут включать в себя просьбы «подыграть» или имитировать гипнотические реакции. [20]
  2. Неспособность бросить вызов . Сценический гипнотизер делает вид, что предлагает испытуемым игнорировать внушение, например: «Вы не можете встать со стула, потому что ваша спина приклеена клеем». Однако участникам не дается никаких конкретных указаний начать работу («Начните пробовать прямо сейчас!»). Это создает иллюзию того, что был брошен конкретный вызов и предприняты усилия, чтобы бросить ему вызов. [20]
  3. Фальшивые приемы гипноза . Литература по сценическому гипнозу содержит большой репертуар трюков с ловкостью рук, используемых профессиональными иллюзионистами. Ни один из этих трюков не требует никакого гипноза или внушения, а зависит исключительно от физических манипуляций и обмана аудитории. Самый известный пример этого типа - трюк с «человеческой доской», который заключается в том, чтобы заставить тело субъекта стать жестким (каталептическим) и подвешивать его горизонтально между двумя стульями, после чего гипнотизер часто встает ему на грудь для драматического эффекта. Это не имеет ничего общего с гипнозом, а просто зависит от того факта, что, когда субъекты расположены правильно, они могут выдержать больший вес, чем склонна предполагать аудитория. [20]
  4. Балбесы . Некоторые эксперты, в том числе Крескин, заявили, что известно, что сценические гипнотизеры используют марионеток (также называемых лошадьми ), которые путешествуют от представления к представлению. Сценическому гипнотизеру может потребоваться только одна марионетка, потому что, используя их в первую очередь для каждой демонстрации, реальные субъекты из зала будут склонны следовать их примеру и подражать их реакциям. Более того, в кульминационный момент представления гипнотизер часто сосредотачивается на одном или двух субъектах, чтобы продемонстрировать более сложные и драматические реакции, включающие очевидные галлюцинаторные переживания. Для этой цели можно использовать одну марионетку. [21] [22]

Вайценхоффер пишет:

Я не только имел возможность наблюдать за знаменитыми сценическими гипнотизерами 1940-х и 50-х годов, такими как [Ральф] Слейтер. [23] и Полгар за работой, но имея также возможность иметь довольно обширные личные контакты с другими сценическими гипнотизерами, я считаю, что могу пролить некоторый свет на ситуацию. Для начала следует знать, что многие сценические гипнотизеры используют марионеток или растения. [22]

С другой стороны, те, кто выступает за существенное «состояние» гипноза, ссылаются на клинические утверждения (будем надеяться, что они фактически не подтверждены ни в одном случае выступления на сцене), такие как следующие:

«... редакционная статья, подразумевающая, что у большинства испытуемых нет желания или интереса не следовать внушению гипнотизера, удобно опустить, основной интерес к гипнотизму возник в начале 1800-х годов, до того, как эфир и морфин стали широко доступны. Тысячи чрезвычайно болезненных операций были выполнены с помощью Использование гипноза Пациенты просыпались, не помня об операции, и даже выздоравливали намного быстрее, чем те, кто переносил сильную боль без гипноза. пациентов, которых они никогда не встречали в состоянии транса». [ нужна ссылка ]

Подобные аргументы берут начало в работе Джеймса Эсдейла во время медицинской миссии в Индии, изложенной в его книге 1847 года. Это было до того, как концепция «гипноза» (только недавно выдвинутая Брейдом в 1843 году) получила распространение и на работу Эсдейлса все еще ссылались. как «Месмеризм». Хотя Эсдейл утверждал, что его пациенты не чувствовали боли, наблюдатели от имени независимой следственной комиссии правительства Бенгалии сообщали о сценах, когда те, кто подвергался таким операциям, корчились в агонии. Что касается недавних заявлений о безболезненной хирургии, Барбер, среди других, отметил, что детали в отчетах о такой хирургии допускают, что пациенты, даже если они не находятся в бессознательном состоянии, впадают в ступор из-за коктейлей анксиолитиков. Более того, доля пациентов, способных подвергнуться таким процедурам (достигнувшим достаточно «глубокого» «гипноза»), столь же мала, как и процент населения, способного подвергнуться хирургическому вмешательству без химической или снотворной помощи, что вызывает подозрение, что эти группы «Особые» пациенты пересекаются. Более того, Барбер также указывает, что в случаях гипнотической хирургии неизменно используется местная анестезия в области разреза, в то время как внутренние органы не способны регистрировать боль в ответ на квалифицированный разрез, что делает многие такие операции возможными без общей анестезии. гипнотическое влияние по существу находится на эмоциональном или анксиолитическом уровне. Более того, таких случаев гипноанестезии в хирургии не насчитывается «тысячи», но они остаются достаточно редкими, чтобы требовать внимания в новостях, когда они происходят. Столь же редко, как и исключительные люди, способные перенести такую ​​операцию. [ нужна ссылка ]

Однако ни одна из вышеизложенных дискуссий о гипнотических процедурах в клинических условиях не имеет никакого отношения к сценическому гипнозу. [ нужна ссылка ]

Роль гипнотизера и субъекта

[ редактировать ]

Гипнотизер

[ редактировать ]
Сценический гипнотизер и его подданные

Из-за зрелищности сценических гипнотизеров и увековечивания ими иллюзии обладания таинственными способностями появление состояния транса часто интерпретируется как «эффект» «силы» гипнотизера. Настоящая сила сценического гипноза проистекает из доверия, которое «гипнотизер» может вселить в своих субъектов. Субъекты должны сотрудничать и быть готовыми следовать инструкциям, а гипнотизер проведет несколько тестов, чтобы выбрать лучших субъектов. Некоторые люди очень доверчивы или даже ищут предлог, чтобы отказаться от своих обязанностей, и, по-видимому, их можно «загипнотизировать» за считанные секунды, тогда как другим требуется больше времени, чтобы противостоять своим страхам. [ нужна ссылка ]

Внушение очень мощное, и хороший гипнотизер знает, как сделать внушение, которое поможет аудитории лучше развлечься. В своей книге Глубже и глубже » Джонатана Чейза « [24] он говорит о внушении, и, что более важно, о «Супервнушении» — фразе, которую он придумал в своей первой опубликованной книге в 1999 году:

«С этого момента все, что я говорю тебе. Каждая вещь, которую я говорю, независимо от того, насколько глупой или глупой она кажется, мгновенно станет твоей реальностью. Все, что я скажу, мгновенно станет твоей реальностью». [ нужна ссылка ]

Он подчеркивает использование повторения, но предупреждает, что, когда они примут внушение, все, что гипнотизер скажет им после этого момента, станет непреодолимым внушением. [ нужна ссылка ]

Исторически сложилось так, что сценические гипнотизеры часто заявляли о том, что с помощью гипноза способности добровольцев выходят за пределы обычных пределов. Одним из примеров является «Человеческий мост», в котором загипнотизированный субъект предположительно вводится в состояние каталепсии и помещается как «мост» между двумя стульями. Трюк выглядит впечатляюще, однако, как выразился гипнотизер Эндрю Ньютон: «Любой достаточно сильный взрослый человек может проделать этот трюк, вообще не подвергаясь гипнозу». [25]

Предметы

[ редактировать ]

В ситуации сценического гипноза «гипнотизер» тщательно выбирает участников. Сначала они дают всей аудитории несколько упражнений для выполнения и внушают им идеи, например:

  • только умных людей можно загипнотизировать
  • только те, кто открыт для гипноза и готов участвовать. [ нужна ссылка ]

Утверждается, что [ кем? ] что эти предложения предназначены для преодоления естественного страха довериться незнакомцу с еще большим страхом стать объектом насмешек как неразумный, необщительный и безрадостный человек.

В толпе гипнотизер заметит людей, которые кажутся доверчивыми, экстравертными и готовыми устроить представление. Гипнотизер начинает с того, что предлагает им представить обычные ситуации, с которыми они, вероятно, сталкивались, например, холодно или жарко, голод или жажда, а затем постепенно переходит к предложению сделать что-то, что совершенно не соответствует их характеру, например, танцевать чечетку, петь. как Элвис , кудахтающий, как курица , или забывающий номер. [ нужна ссылка ]

Желания быть в центре внимания, наличия предлога для нарушения своих собственных внутренних подавителей страха и давления, а также ожидания того, что аудитория хочет, чтобы они предоставили какое-то развлечение, обычно достаточно, чтобы убедить некоторых людей сделать почти что угодно. Другими словами, участников убеждают «подыграть». Тем не менее, хотя это и объясняет некоторые ситуации, это не согласуется с теми, где критики, отказывающаяся от сотрудничества аудитория и те, кто хочет «опровергнуть» гипнотизера, создают набор негативных ожиданий, атмосферы отказа от сотрудничества и сопротивления, для преодоления которых исполнитель должен использовать навыки. [ нужна ссылка ]

В некоторых странах существуют законы и рекомендации относительно сценического гипноза.

В Великобритании Закон о гипнозе 1952 года регулирует использование гипноза в общественных местах. В первоначальный закон были внесены поправки в 1976 году, а затем в 2003 году. [26] В 1996 году правительство опубликовало «типовые условия», которые были уточнены и пересмотрены после консультаций с FESH, а также с медицинскими и академическими психологами. Обратите внимание, что они не имеют юридической силы: это предлагаемые условия, которые местные власти могут или не могут счесть целесообразными навязывать или изменять при регулировании гипноза. [27] Если сценический гипноз проводится в общественном месте, необходимо получить разрешение (разрешение) от местных властей, и местным властям рекомендуется контролировать представление, чтобы гарантировать соблюдение всех правил. Запрещено проводить любую форму сценического гипноза в общественных местах (среди других мест), если на это не было получено согласие местных властей. [ нужна ссылка ]

В сопроводительном циркуляре, объявляющем о пересмотренных типовых условиях в 1996 г. [28] было признано, что, как утверждает скептически настроенный театральный гипнотизер Алекс Цандер [ нужна ссылка ] в процессе консультации:

«На практике волонтеры не реагируют так, как если бы они действительно верили, что за ними, например, стоит гигантский паук или под их стулом бомба». [29]

Это была критическая точка различия и представляет собой формальное признание «как если бы» природы поведения при сценическом гипнозе в отличие от заявлений о его предполагаемой субъективной реальности.

В прошлом сценический гипноз был запрещен в нескольких странах мира, включая Данию и некоторые штаты США. Большинство этих стран отменили эти законы или не обеспечивают их соблюдение. [ нужна ссылка ] В Израиле по-прежнему незаконно заниматься любым видом гипноза без лицензии, выданной врачам, стоматологам и психологам. [ нужна ссылка ] В Бельгии сценический гипноз запрещен с 1892 года; [30] Закон был упомянут в 2017 году, чтобы заставить отменить спектакль Мессмера (гипнотизера) [ fr ] . [31]

  1. ^ Леннис Г. Эхтерлинг и Джонатон Уэлен (1995). «Влияние сценического гипноза и публичных лекций на отношение и убеждения относительно гипноза». Американский журнал клинического гипноза . 38 (1): 13–21. дои : 10.1080/00029157.1995.10403173 . ПМИД   8533735 .
  2. ^ «Магнитный демонстратор» - термин Голда (Gauld, 1992, стр. 204) - точно описывает Лафонтена; потому что, пока он был в Великобритании, он демонстрировал только «магнетические» явления; он никогда и никогда не использовал его для лечения кого-либо (публично или конфиденциально).
  3. Брейд всегда утверждал, что он пришел на демонстрацию Лафонтена как непредвзятый скептик, стремящийся изучить доказательства, а затем сформировать взвешенное мнение о работе Лафонтена. Он не был ни ограниченным циником, намеревающимся уничтожить Лафонтена, ни заблуждающимся и наивно доверчивым верующим, ищущим авторизации своей уже сформировавшейся веры ( «Нейрипнология» (1843), стр. 2.
  4. ^ Подробный отчет о взаимодействии между Брейдом и Лафонтеном см. Йейтс (2013), стр. 103–308 passim.
  5. ^ « Электробиология : способ вызвать гипноз, заставляя субъекта пристально смотреть на металлические диски. Этот процесс зародился примерно в середине девятнадцатого века, и его слава распространилась благодаря многочисленным лекторам в Англии и Соединенных Штатах». Мелтон, Дж.Г. [2001] (редактор), Энциклопедия оккультизма и парапсихологии (пятое издание), в двух томах, том 1 (A – L) , Томсон Гейл, (Фармингтон-Хиллз), 2001, с. 489.
  6. ^ Стоун был составителем и редактором книги «Философия электробиологии, или электрической психологии, в курсе девяти лекций», прочитанной Дж. Б. Додсом перед Сенатом США в Вашингтоне в 1850 году и т. д . Стоун также какое-то время участвовал в активной рекламе медиума Марии Башебы Хейден (1826–1883), жены его близкого друга Уильяма Ричардсона Хейдена, доктора медицины (1820–1903), журналиста и редактора The Boston. Атлас и ежемесячный информационный бюллетень под названием «Звездное знамя» . Мария Хейден, получившая степень доктора медицины в 1865 году, также помогала Августу Де Моргану в его исследованиях паранормальных явлений .
  7. ^ Цитата Брейда на стр. 512 Брейда, Дж., «Электробиологические явления с физиологической и психологической точки зрения, Джеймс Брейд, MRCS Эдинбург и т. д. и т. д. (лекция, прочитанная в Королевском институте, Манчестер, 26 марта 1851 г.)», The Monthly Journal of Medical Наука , Том. 12 (июнь 1851 г.), стр. 511–530.
  8. ^ Автор книги «Практика гипнотического внушения» (1901). Одной из его специализаций было гипнотизирование посредством телефона; плакат на [1] [2]
  9. ^ Герберт Л. Флинт был автором уроков Флинта по гипнозу; всесторонняя работа по научному внушению, применяемому в гипнотизме, месмеризме, личном магнетизме, магнетическом исцелении, психотерапии, суггестивной терапии и подобных проявлениях психического развития и контроля (1915); плакат в [3]
  10. ^ Автор книги «Гипноз как он есть: книга для всех» (1897). Ксенофонт ЛаМотт Сейдж был сценическим псевдонимом Э. Вирджила Нила; см. Conroy, (2009), passim, особенно стр. 27–40.
  11. ^ Ормонд МакГилл, Новая энциклопедия сценического гипноза, 1996: 24.
  12. ^ Брейд, Дж. (1851). Электробиологические явления и др. , с. 530.
  13. ^ Жункейра, Луис Фернандо Бернарди (08 декабря 2022 г.). «Власть внутри: средства массовой информации, научные развлечения и внедрение психических исследований в Китае, 1900–1920 годы» . Журнал истории поведенческих наук . 59 (2): 193–216. дои : 10.1002/jhbs.22236 . ISSN   0022-5061 . ПМЦ   7614841 . ПМИД   36345211 .
  14. ^ Крескин, Удивительный мир Крескина, 1973: 143.
  15. ^ Кресдж, Джордж Джозеф (1974). Удивительный мир Крескина . Книги Эйвон. п. 181. ИСБН  9780380001217 .
  16. ^ Крескин, Удивительный мир Крескина, 1973: 152.
  17. ^ Япко, Михаил (1990). Трансовая работа: введение в практику клинического гипноза . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Бруннер/Мазель. п. 28.
  18. ^ Вагстафф, Грэм Ф. (1981) Гипноз, подчинение и вера , St. Martin's Press, Нью-Йорк. ISBN   0-312-40157-4
  19. ^ МакГилл, Ормонд. (1996) Новая энциклопедия сценического гипноза , с. 506.
  20. ^ Jump up to: а б с Барбер, Спанос и Чавес. Гипнотизм: воображение и человеческие возможности (1974), с. 105.
  21. ^ Крескин. Удивительный мир Крескина (1973), с. 149.
  22. ^ Jump up to: а б Вайцнехоффер, Андре . Практика гипноза (2000), с. 400.
  23. Настоящее имя Джозеф Больский (см. [4] («Доктор Уилбур» — Корнелия Б. Уилбур ) и [5] ).
  24. ^ Чейз, Джонатан (2005) Глубже и глубже секреты сценического гипноза, с. 101
  25. ^ «Мост слишком далеко…» Гипноз Эндрю Ньютона – Самый опытный гипнотизер в мире» . www.newtonhypnosis.com . Архивировано из оригинала 25 августа 2014 г.
  26. ^ «Изменения в законодательстве» .
  27. ^ «Гипноз и закон» .
  28. ^ Диппл, Д. 1996. Циркуляр Министерства внутренних дел Великобритании №39/1996.
  29. ^ Диппл, 1996, с. 6, подраздел «Предыдущий раздел 3(I)(VI).
  30. ^ Закон о гипнозе, 30 мая 1892 г., раздел 1 .
  31. Agence Belga, шоу Мессмера отменено в Колфонтене, поскольку гипноз во время исполнения запрещен законом , La Libre Belgique (14 ноября 2017 г.)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7fa8ed565c894aaf5413d0ca3cae23e2__1716811860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/e2/7fa8ed565c894aaf5413d0ca3cae23e2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stage hypnosis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)