Шарль Лафонтен
Шарль Лафонтен | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Чарльз Леонард Лафонтен 27 марта 1803 г. |
Умер | 13 августа 1892 г. (89 лет) |
Национальность | Французский |
Известный | животный магнетизм |
Шарль Леонар Лафонтен (27 марта 1803 г. - 13 августа 1892 г.) [ 1 ] был французским « публичным магнитным демонстратором », [ 2 ] который также «интересовался животным магнетизмом как средством лечения или облегчения болезней». [ 3 ]
Семья
[ редактировать ]Шарль Лафонтен родился в Вандоме, Луар и Шер, Франция , 27 марта 1803 года. Он был родственником знаменитого баснописца Жана де Лафонтена (1621–1695) ; [ 4 ] и, будучи выходцем из театральной семьи, он с раннего возраста занимался театром. Он умер в Женеве, Швейцария , 13 августа 1892 года.
Появление
[ редактировать ]При росте 5 футов 9 дюймов (175 см) он был среднего роста. Его темные волосы были зачесаны вперед, выражение лица было «довольно суровым, возможно, задумчивым», и у него была «потрясающая» борода. [ 5 ] Учитывая английскую моду того времени на чисто выбритое лицо, борода Лафонтена стала предметом значительной известности, когда он прибыл в Англию - Спенсером Тимоти Холлом описание Лафонтена на разговоре типично в 1841 году:
Впервые я, как представитель прессы, посетил гипнотическую беседу по приглашению . Освещенная лампами комната, в которой оно проводилось, была большой и высокой, а компания многочисленной. В конце была приподнята просторная платформа, и при моем входе ее занимал экспериментатор, внешний вид которого был рассчитан на то, чтобы пробудить в высшей степени любопытство и удивление. Он был среднего возраста, ростом чуть выше среднего, с хорошо сложенным мускулистым телом и был одет в черное. Волосы у него были темные, глаза смелые, сильные и уверенные; и борода его, очень густая, спускалась до груди. Это был г-н Лафонтен... (Зал, 1845, стр.1)
Ричард Харт, бывший журналист New York Telegram , бывший член Теософского общества Адьяр (1877-1893), бывший редактор и постоянный автор (часто под псевдонимом «DCK») журнала The Theosophist и автор книги «Новая психология» заметила, что
Лафонтен был человеком среднего роста, склонным к полноте, с добрым и несколько серьезным лицом. Когда он намагничивался, он выглядел как олицетворенная концентрация. Часто отмечали, что, когда человек, знакомясь с Лафонтеном, немного поговорил с ним, у него возникло ощущение, будто он знал его очень давно, и это чувство «старого знакомого» показывает, что он обладал в высшей степени симпатичной натурой. . (Харт, «Гипноз и врачи» , стр. 66.)
Животный магнетизм
[ редактировать ]С месмеризмом его познакомил в Брюсселе в 1831 году бельгийский литограф, изобретатель и учёный Жан Батист Амбруаз Марселин Жобар (1792–1861), который позже стал директором Королевского музея промышленности в Брюсселе. Затем он продолжил изучать творчество маркиза де Пюисегюра (1751–1825) и Жозефа-Филиппа-Франсуа Делёза (1753–1835) и, вообще отказавшись от театра, [ 6 ] он начал гастролировать по Европе.
Подробное описание техники намагничивания Лафонтена, переведенное непосредственно из текста пятого (1886 г.) издания его L'art de magnetiser , представлено у Харта (1903), стр. 66–69.
Великобритания
[ редактировать ]Он решил приехать в Англию в июне 1841 года и вскоре начал читать лекции в Лондоне. По словам Голдсмита (1934, стр. 225), Лафонтен «привлек значительное внимание, загипнотизировав льва в Лондонском зоопарке». [ 7 ]
Лафонтен почти совсем не владел английским, и ему приходилось пользоваться услугами переводчиков; кроме того, он путешествовал с молодыми помощниками, один из которых был идентифицирован как «Эжен» (или М. Эжен), французским юношей примерно 18 лет, и несколькими молодыми (англичанками), которые время от времени помогали ему. Покинув Лондон, он совершил «длительную поездку по провинциям, посетив Бирмингем, Манчестер, Лидс, Шеффилд, Ноттингем, Лестер, Ливерпуль, Ирландию и Шотландию» (Gauld, 1992, стр. 204). Хотя время от времени Лафонтен «лечил» отдельных людей, в основном он был тем, кого Голд (1992, стр. 203) называет «магнетическим демонстратором»; и в большинстве случаев, когда он проводил «лечение», мероприятия были задуманы как демонстрации, а не как выражение деятельности профессионального терапевта. [ 8 ]
Джеймс Брэйд
[ редактировать ]Манчестерский хирург, первое прямое наблюдение Джеймсом Брейдом действия и связанных с ним явлений животного магнетизма Лафонтена было на третьей манчестерской беседе 13 ноября 1841 года. Брейд всегда утверждал, что он ходил на демонстрацию Лафонтена как непредвзятый скептик - нетерпеливый. изучить доказательства и затем составить взвешенное мнение о работе Лафонтена. Он не был ни ограниченным циником, стремящимся уничтожить Лафонтена, ни заблуждающимся и наивно доверчивым верующим, ищущим авторизации своей уже сформировавшейся веры. [ 9 ] [ 10 ]
Брэйд был среди медиков, которых Лафонтен пригласил на платформу. Брейд исследовал физическое состояние намагниченных объектов Лафонтена (особенно их глаза и веки) и пришел к выводу, что они действительно находились в совершенно другом физическом состоянии. Брейд всегда подчеркивал значение своего посещения бесед Лафонтена для развития теорий, техник и практик гипноза. В «Нейрипнологии» (1843, стр. 34–35) он заявляет, что ранее он был полностью убежден в результате исследования животного магнетизма, состоящего из четырех частей, опубликованного в «Лондонской медицинской газете» (т. е. «Анон», 1838 г.), что не было никаких доказательств какого-либо магнитного магнетизма. агентство вообще. Заключительный абзац последней статьи гласил:
- Итак, [в заключение] это наш случай. Все возможные эффекты магнетизма имели место, и говорят, что все невероятное происходило в тех случаях, когда не было оказано никакого магнетического влияния, но во всех случаях, когда действовало возбужденное воображение, раздражение или какое-то мощное умственное впечатление: когда разум Если на него воздействовали в одиночку, магнитные эффекты были произведены без магнитных манипуляций: там, где применялись магнитные манипуляции, неизвестные и, следовательно, без помощи разума, никогда не было получено никакого результата. Зачем же тогда представлять себе новый агент, который не может действовать сам по себе и который, по-видимому, никогда даже не создавал нового явления? [ 11 ]
И, наряду с сильным впечатлением, произведенным на Брейда статьей в «Медицинской газете» , было также и более недавнее впечатление, произведенное Томасом Уокли , разоблачившим масштабное мошенничество подопытных Джона Эллиотсона, сестер Оки , [ 12 ]
- [все это] побудило меня рассматривать целое как систему сговора или иллюзии, или возбужденного воображения, симпатии или подражания. Поэтому я оставил этот предмет как недостойный дальнейшего исследования, пока не посетил беседы Лафонтена , где я увидел один факт, неспособность пациента открыть веки, который привлек мое внимание; Я был убежден, что это нельзя отнести ни к одной из упомянутых причин, и поэтому провел эксперименты, чтобы решить этот вопрос; и через несколько дней представил результаты публике. - (Брэйд, Нейрипнология (1843), стр. 35; выделено нами).
Лафонтена Брэйд присутствовал еще на двух беседах (четвертом и пятом). К пятому (в субботу, 20 ноября 1841 г.) Брейд убедился в правдивости некоторых эффектов и явлений Лафонтена; и, в частности, хотя Брейд был убежден, что трансформация, так сказать, из состояния 1 в состояние 2 и обратно в состояние 1 действительно имела место, он был убежден, что никакое магнитное воздействие любого рода (как утверждал Лафонтен) не было несет ответственность за эти правдивые события. Он также категорически отверг утверждение о том, что рассматриваемая трансформация «произошла или [была] вызвана действием другого [человека]» ( «Нейрипнология » , стр. 32).
Вернувшись домой вечером в субботу 20 ноября 1841 года, Брейд выполнил свой Experimentum Crucis ; и, действуя по принципу бритвы Оккама (что «сущности не следует умножать сверх необходимости») и признавая, что он может уменьшать, а не умножать сущности, Брэйд принял необычное решение выполнить смену ролей и лечить оператора -субъектное взаимодействие как внутрисубъектно-операторная процедура; а не, как предполагал Лафонтен, операторно-центрированная, внесубъектная процедура. Брэйд убедительно доказал свою точку зрения своими экспериментами над собой с «косоглазием вверх и внутрь». Другими словами, это не было связано, как предполагал Лафонтен, с харизматическим влиянием взгляда оператора, направленного вниз, что усугубляло передачу магнитной жидкости, которая предположительно передавалась через оператора, через большие пальцы испытуемого, которые были крепко зажаты Для оператора это был простой биофизиологический рефлекс, вызванный взглядом субъекта вверх.
И, более того, использование Брэйдом «самогипноза» или «самогипноза» (а не «гетерогипноза») исключительно им самим, на самом себе и в пределах своего собственного дома, ясно продемонстрировало, что это не имеет ничего общего с «взгляд», «харизма» или «магнетизм» оператора — все, что требовалось, — это «фиксация взгляда» испытуемого на «объект концентрации» на такой высоте и таком расстоянии от моста нос, что желаемое «прищурение вверх и внутрь» было достигнуто. И в то же время, используя себя в качестве субъекта, Брейд также убедительно доказал, что ни один из феноменов Лафонтена не был обусловлен магнетизмом. Брейд провел на себе ряд экспериментов по самогипнозу и, теперь убежденный, что открыл естественный психофизиологический механизм, лежащий в основе этих вполне подлинных эффектов, совершил свой первый акт гетерогипноза у себя дома, перед несколькими свидетели, в том числе капитан Томас Браун (1785–1862) в понедельник, 22 ноября 1841 года - его первым объектом гипноза был г-н Дж. А. Уокер. ( см. Нейрипнология , стр. 16–20. )
В следующую субботу (27 ноября 1841 г.) Брейд прочитал свою первую публичную лекцию в Манчестерском Атенеуме, в которой, среди прочего, он смог продемонстрировать, что он может воспроизвести эффекты, производимые Лафонтеном, без необходимости каких-либо физических усилий. контакт между оператором и субъектом.
Проповедь М'Нейла «Сатанинская деятельность и месмеризм»
[ редактировать ]Вечером в воскресенье, 10 апреля 1842 года, скандальный ливерпульский священнослужитель Хью М'Нил проповедовал более девяноста минут против «месмеризма» перед полным собранием . [ 13 ] [ 14 ] Он начал с разговора о «последних днях» — после которых Христос вернется на Землю, и мир будет царить в течение 1000 лет — и о том, как по мере приближения Второго пришествия «сатанинская деятельность среди людей» станет еще более очевидной; а затем перешел к сбивающей с толку смеси филиппики (против Лафонтена и Брейда, как, среди прочего, «некромантов») и полемики (против животного магнетизма ), где он пришел к выводу, что все месмерические явления произошли из-за «сатанинской деятельности». ".
Два дня спустя о проповеди подробно сообщили в газете Liverpool Standard ; [ 15 ] все остальные газетные сообщения взяты из отчета репортера Liverpool Standard. М'Нил разрешил опубликовать весь текст своей оригинальной проповеди, расшифрованный стенографисткой (более 7500 слов), в среду, 4 мая 1842 года. [ 16 ] Публикация М'Нила вынудила Брейда опубликовать свой ответ в виде брошюры; что он и сделал в субботу, 4 июня 1842 года. [ 17 ] Не существует современных записей о каких-либо ответах Лафонтена ни в печати, ни устно в его лекциях. [ 18 ]
В 1866 году, далеко от Ливерпуля 1842 года, Лафонтен представил историю, о которой нет ни одного сообщения в современных газетах. [ 19 ] - в котором он утверждал, что, «к великому огорчению Мак-Нила», (а) ливерпульская публика (особенно женщины) толпами стекалась на его лекцию 12 апреля; (б) что (его переводчик) Ноттингем был чрезвычайно язвителен в своих насмешках над доверчивостью, суеверием и невежеством, проявленными М'Нилом; и (c) «к радости публики» Ноттингем громко потребовал присутствия М'Нила вместе с официальными церковными документами, подтверждающими, что магнетические практики Лафонтена были достойны осуждения (1866, I, стр. 342).
В другом отчете Лафонтена (не подтвержденном каким-либо другим источником) в его «мемуарах» он утверждает, что в какое-то неустановленное время, несколько лет спустя, он обедал в Париже с «баронетом сэром Ричардом Деннисом» [так в оригинале], который познакомил его с М'Нил. М'Нил, который поначалу был «возмущен присутствием [Лафонтена]», якобы немного успокоился, когда «Деннис» объяснил, что Лафонтен был «спасителем двух племянниц баронета». Лафонтен провел несколько опытов на сомнамбуле (которого он «удобно» взял с собой); и успех его экспериментов, по словам Лафонтена, «снял повязку с глаз бедного мистера Мак-Нила» и, наконец, позволил ему увидеть истину животного магнетизма. [ 20 ]
Финансовая катастрофа
[ редактировать ]В целом турне Лафонтена по Соединенному Королевству обернулось финансовой катастрофой; и, возможно, во многом из-за воздействия проповеди М'Нила, последующее лекционное турне Лафонтена по северу обернулось полным финансовым провалом, и незадолго до его возвращения во Францию он был вынужден послать письмо своему стороннику в Лидсе: впоследствии опубликовано в газете Leeds Mercury от 17 сентября 1842 года с просьбой о выделении средств. [ 21 ]
В 1843 году Джон Эллиотсон заметил, что казалось очевидным, что Лафонтен приехал в Англию по «денежным» причинам и уехал, потому что в конце концов «нашёл дело неудачным». Несмотря на мнение Эллиотсона о том, что Лафонтен был «менее образованным человеком», чем Жюль дю Поте де Сенневуа (который посетил Англию четырьмя годами ранее), он чувствовал, что визит Лафонтена принес «большую пользу» и «более мнимую пользу», чем визит дю Поте де Сенневуа, «потому что [Лафонтен] пришел в период, когда убежденность в истинности [месмеризма] стала гораздо более рассеянной, и люди были более склонны заниматься этим вопросом». [ 22 ]
Франция и Европа
[ редактировать ]Он вернулся во Францию в конце 1842 года и впоследствии много путешествовал по Европе и Средиземноморью.
Неаполь
[ редактировать ]По его собственным словам, Лафонтен посетил Неаполь в 1849 году и, вернув некоторым зрение и слух, был обвинен в кощунственном воспроизведении чудес Христа. Это поставило его в противоречивые обстоятельства, и ему повезло, что французский консул выступил от его имени на королевском совете министров; и, по словам Лафонтена, по поручению консула король Фердинанд II (1810-1859) в конце концов издал королевский указ: «Я даю согласие на то, чтобы г-н Лафонтен остался в Неаполе при условии, что он не вернет зрение слепым, или слух глухим». [ 23 ]
Папа Пий IX
[ редактировать ]«Устранив все заблуждения, предсказания будущего, явные или неявные призывы к дьяволу, использование животного магнетизма действительно является просто актом использования физических носителей, которые в остальном разрешены и, следовательно, не являются морально запрещенными , при условии, что это не склоняться к противозаконным целям или к чему-либо развращенному». - Священная Конгрегация Святой Канцелярии : 28 июля 1847 г.
Вскоре после отъезда из Неаполя он получил аудиенцию у Джованни Марии Мастаи-Ферретти (1792–1878), или Папы Пия IX , в Риме 14 ноября 1849 года. и «магнетизм» были естественными, и, прочитав указ короля Фердинанда, Папа поднял вопрос о возможных опасностях «животного магнетизма». После некоторой дискуссии с Лафонтеном (в которой Лафонтен утверждал, что излечил многие «неизлечимые» болезни, включая паралич, эпилепсию и восстановил способности навсегда глухих, немых и слепых) и нескольких обширных демонстраций, включающих как физические методы вмешательства, так и и последующие проявления (Лафонтен отмечает, что время, потраченное на такие аудиенции, было намного дольше обычных четырех-пяти минут), Папа, как говорят, заметил: «Ну! Лафонтен, давайте желать и надеяться, что на благо человечества вскоре можно будет широко использовать животный магнетизм». [ 24 ]
Швейцария
[ редактировать ]Он вернулся во Францию в январе 1850 года; и вскоре после этого переехал в Швейцарию, где оставался до своей смерти.
Магнетайзер
[ редактировать ]Он издавал журнал Le Magnétiseur: Journal du Magnétisme Animal в Женеве с 1859 по 1872 год.
Луи Ладе и Франсуа-Огюст Ладе
[ редактировать ]В апреле 1868 года 18-летняя Амели Патонье умерла в результате некомпетентного лечения, проведенного швейцарским врачом Франсуа-Огюстом Ладе (1841-1866). Молодой женщине была введена смертельная передозировка морфия в смеси, приготовленной Луи Ладе, опытным фармацевтом и отцом рассматриваемого врача.
Смерть девушки была расследована крайне неудовлетворительно, и, несмотря на множество доказательств, указывающих на некомпетентность и злоупотребления служебным положением обоих Ладе, ни один из них не был предан суду. Отец девочки, Жан-Пьер Патонье, опубликовал брошюру, в которой подробно изложил доказательства, предоставленные коронеру, и осудил несостоятельность системы правосудия.
Лафонтен перепечатал текст брошюры Патонье с некоторыми дополнительными редакционными комментариями в сентябрьском выпуске журнала Le Magnétiseur за 1868 год под заголовком «Un Scandale Medical»; [ 25 ] Лафонтену предъявили иск за клевету, но гражданским решением от 9 апреля 1869 г. [ 26 ] [ 27 ] Иск доктора Ладе был отклонен, в частности, потому, что судья Беллами счел, что г-н Лафонтен находится в пределах своих прав .
Смерть
[ редактировать ]Лафонтен умер в Женеве, Швейцария , 13 августа 1892 года, сравнительно богатым человеком.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Всегда Чарльз Лафонтен ; никогда Чарльз Лафонтен . В литературе он также по-разному упоминается как Шарль Делафонтен и Шарль де Лафонтен .
- ^ Голд (1992), стр.163.
- ^ Крэбтри (1988), стр.145.
- ^ Лафонтен (1866, II), стр.273.
- ^ Животный магнетизм, The Times , (вторник, 20 июля 1841 г.), стр.5.
- ↑ Хотя его брат продолжал продолжать театральную карьеру (Лафонтен, 1866, I, стр.29-34).
- ↑ Учитывая, насколько трудно подтвердить многие из описаний Лафонтена о событиях, важно, что (а) Голдсмит не цитирует ссылку на это заявление с участием Лафонтена и льва в зоопарке; (б) в газетах того времени нет сообщений о таком событии; (c) ни в одной литературе нет никаких упоминаний о таком событии (за исключением, конечно, тех, в которых Голдсмит упоминается в качестве источника); и, кроме того, учитывая, что сады Лондонского зоологического общества не были открыты для публики до 1847 года, весьма вероятно, что это сообщение не соответствует действительности.
- ^ Что касается заявления Лафонтена о том, что он иногда давал месмерическую анестезию во время операции, пока он был в Англии, Голд (1992, стр. 204) отмечает, что в январе 1842 года, находясь в Шеффилде, Лафонтен (в Лафонтене (1866, я , стр.320-321) утверждает, что предоставил месмерическую анестезию хирургу Джорджу Калверту Холланду. (1801-1865), «за безболезненную ампутацию ноги». Однако, в связи с постоянным вопросом о том, что правдивость собственных (в противном случае не сообщаемых) утверждений Лафонтена остается под вопросом, важно отметить, что рассматриваемый хирург (1801-1865) Голландия, 1848) вообще не упоминает о таком удивительном событии — и, более того, Джордж Сэндби (1848, стр. 47-54) не упоминает о любое подобное событие в его исчерпывающем списке операций под месмерической анестезией, составленном шесть лет спустя.
- ^ Нейрипнология (1843), стр.2.
- ^ Подробный отчет о взаимодействии между Брейдом и Лафонтеном см. в Yeates (2013) , стр. 103–308 passim.
- ^ Anon, The London Medical Gazette , Vol.20, No.538, (24 марта 1838 г.), стр.1037.
- ^ См. Кларк, 1874.
- ^ Его текстом было 2 Фессалоникийцам 2. 9:10: « Того , Которого пришествие будет по действию сатаны, со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением в погибающих, за то, что они не приняли любви истины, чтобы быть спасен».
- ^ См. Йейтс (2013), стр. 273–308.
- ^ «Преподобный Хью М'Нил о месмеризме», The Liverpool Standard , № 970, (вторник, 12 апреля 1842 г.), стр.3, колонка G: исправленный текст статьи находится в Yeates (2013), стр.591-598.
- ^ М'Нил (1842); исправленный и аннотированный текст публикации находится у Йейтса (2013), стр. 621–670.
- ^ Брейд (1842 г.); исправленный и аннотированный текст публикации находится у Йейтса (2013), стр. 671-700.
- ^ Однако в своих «Воспоминаниях» Лафонтен кратко говорит о проповеди (1847, с.354; 1866, I, с.341-343); что это вызвало «большой переполох» в Ливерпуле (1866, I, стр. 342), обвинение М'Нила в том, что Лафонтен является «агентом сатаны, если не самого дьявола» (1866, I, стр. 342), и магнетизм — «дело дьявола» (1847, с.354).
- ^ Например, расширенный отчет о разговоре Лафонтена от 12 апреля 1842 года , представленный небольшой аудитории, ясно сообщает, что, хотя переводчик Лафонтена, ливерпульский хирург Джон Ноттингем (1811-1895), FRCS, MRCP, сделал единственное, краткое, несущественное замечание о проповеди М'Нила (в том смысле, что проповедь М'Нила "побудила" ему «изучить» месмеризм) в ответ на вопрос одного из зрителей он не переводил ничего из того, что сказал Лафонтен; и, более того, нет никаких записей о том, что Лафонтен говорил что-либо по поводу М'Нила во время этой беседы (а учитывая, что проповедь М'Нила была во многом актуальной темой дня , о любом комментарии Лафонтена наверняка было бы сообщено) .
- ^ Кажется, это еще один причудливый анекдот Лафонтена. Не существует независимых, поддающихся проверке доказательств того, что (а) Лафонтен когда-либо встречался с М'Нейлом (во Франции или где-либо еще); (б) время/место предполагаемого ужина; (c) существование «баронета сэра Ричарда Денниса»; и, как следствие, (д) «две племянницы баронета»; а также (в) Лафонтен как «спаситель» (кого угодно, не говоря уже о двух племянницах «баронета»).
- ^ Анон, 1842.
- ^ СИЛЕ, 1843, стр.93.
- ^ « Я согласен на то, чтобы г-н Лафонтен остался в Неаполе при условии, что он не заставит слепых видеть и глухонемых слышать » (Лафонтен, 1866, II, стр. 272).
- ^ " Что ж! Господин Лафонтен, будем надеяться и надеяться, что на благо человечества магнетизм вскоре сможет быть широко использован. " (Лафонтен, 1866, II, с.346).
- ^ Лафонтен (1868), стр. 165-172.
- ^ «Протокол судебного решения» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2004 г. Проверено 20 декабря 2004 г.
- ↑ Статья под названием «Наш иск о клевете» , опубликованная в 1866 г., The Magnetizer (стр. 100).
Ссылки
[ редактировать ]- Анон, «О животном магнетизме», Лондонская медицинская газета , том 20, № 533, (17 февраля 1838 г.), стр. 824–829 ; №534; (24 февраля 1838 г.), стр. 856–860 ; № 537, (17 марта 1838 г.), стр. 986–991 ; и № 538, (24 марта 1838 г.), стр. 1034–1037.
- Анон, «Последний из месмеристов», The Lancet , том 39, № 997, (8 октября 1842 г.), стр.75.
- Брэйд Дж. Обзор сатанинской деятельности и месмеризма в письме преподобному Х. Мак. Нил, AM, из Ливерпуля, в ответ на проповедь, произнесенную им в церкви Св. Иуды, Ливерпуль, в воскресенье, 10 апреля 1842 года, Джеймсом Брейдом, хирургом, Манчестером , Симмсом и Динэмом; Галт и Андерсон (Манчестер), 1842 год.
- Брейд, Дж., Нейрипнология или обоснование нервного сна в связи с магнетизмом животных, иллюстрированное многочисленными случаями ее успешного применения в облегчении и лечении болезней , Джон Черчилль (Лондон), 1843 г.
- NB Braid's Errata , подробно описывающий ряд важных исправлений, которые необходимо внести в предыдущий текст, находится на ненумерованной странице после стр. 265.
- Кларк, Дж. Ф., «Странная глава в истории медицины», стр. 155–169, в книге Кларк, Дж. Ф., Автобиографические воспоминания о медицинской профессии , Дж. и А. Черчилль, (Лондон), 1874 г.
- Крэбтри А., Животный магнетизм, ранний гипноз и психические исследования, 1766-1925: аннотированная библиография , Kraus International Publications, (Уайт-Плейнс), 1988.
- Голд А., История гипноза , издательство Кембриджского университета, 1992.
- Голдсмит, М., Франц Антон Месмер: История месмеризма , Doubleday, Doran & Co., (Нью-Йорк), 1934.
- Холл, С.Т., Месмерические опыты, Х. Байьер (Лондон), 1845 г.
- Харт Р., Гипнотизм и врачи, Том I: Животный магнетизм: Месмер / Де Пюисегюр , Л. Н. Фаулер и компания, (Лондон), 1902 .
- Харт Р., Гипнотизм и врачи, Том II: Вторая комиссия; Дюпоте и Лафонтен; Английская школа; Гипноз Брейда; статуволизм; Патетизм; Электробиология , LN Fowler & Co., (Лондон), 1903 г.
- Харт Р. Новая психология; или «Секрет счастья: практические инструкции по развитию и использованию силы мысли» (третье издание) , LN Fowler & Co., (Лондон), 1903 г.
- Холланд, GC, Философия живой природы; или Законы и действие нервной системы , Джон Черчилль (Лондон), 1848 г.
- Лафонтен К. Искусство намагничивания, или Животный магнетизм, рассматриваемый с теоретической, практической и терапевтической точки зрения, Гермер Байьер, (Париж), 1847 г. (« Искусство намагничивания: или Животный магнетизм, рассмотренный с теоретической точки зрения»). , практическая и терапевтическая точки зрения ».)
- Лафонтен, К., Искусство намагничивания: или Животный магнетизм, рассматриваемый с теоретической, практической и терапевтической точки зрения (второе издание) , Жермер Байьер, (Париж), 1852 г. (« Искусство намагничивания, или Животный магнетизм, рассмотренный с теоретической, практической и терапевтической точки зрения (второе издание) »).
- Лафонтен, К., Разъяснения по магнетизму: Магнитное лечение в Женеве , Де Шатовье, (Женева), 1855 г.
- Лафонтен, К., Мемуары магнетизатора: с последующим френологическим обследованием автора, том I , (« Мемуары магнетизатора; плюс френологическое обследование автора , том I»), Germer-Baillière, (Париж), 1866.
- Лафонтен, К., Мемуары магнетизатора: с последующим френологическим обследованием автора, том II (« Мемуары магнетизатора; плюс френологическое обследование автора , том II»), Germer-Baillière, (Париж), 1866.
- Лафонтен, К., «Медицинский скандал», Le Magnétiseur , Том 8, № 9 (сентябрь 1868 г.), стр. 165–172.
- М'Нил, Х., «Сатанинская деятельность и месмеризм; проповедь, произнесенная в церкви Святого Иуды в Ливерпуле преподобным Хью М'Нилом, Массачусетс, вечером в воскресенье, 10 апреля 1842 года», Пенни-кафедра: Сборник точно переданных проповедей самых выдающихся служителей различных конфессий , №№ 599–600, (1842), стр. 141–152.
- Сэндби, Г., Месмеризм и его противники: с описанием случаев (второе издание, значительно расширенное, с вводной главой) , Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс (Лондон), 1848.
- СИЛЕ [псевд. Эллиотсон, Дж.], «Месмеризм», The Zoist: Журнал церебральной физиологии и месмеризма и их применения к благополучию человека , Том 1, № 1 (апрель 1843 г.), стр. 58–94.
- Йейтс, Л.Б., Джеймс Брэйд: хирург, джентльмен-ученый и гипнотизер , доктор философии. Диссертация, Школа истории и философии науки, факультет гуманитарных и социальных наук, Университет Нового Южного Уэльса, январь 2013 г.