Николас Спанос
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2008 г. ) |
Николас Питер Спанос | |
---|---|
Рожденный | 1942 |
Умер | 6 июня 1994 г. |
Альма-матер | Бостонский университет , [2] Северо-Восточный университет |
Известный | Исследование гипноза , скептицизма , развенчания теорий заговора. |
Научная карьера | |
Поля | Гипноз |
Учреждения | Карлтонский университет |
Гипноз |
---|
Николас Питер Спанос [3] (1942 – 6 июня 1994), был профессором психологии и директором Лаборатории экспериментального гипноза в Карлтонском университете с 1975 года до своей гибели в авиакатастрофе с одним двигателем 6 июня 1994 года. [4] Спанос провел множество исследований, которые бросили вызов общепринятым убеждениям. Он пытался различить разницу между общепринятыми представлениями о гипнозе и тем, что происходило на самом деле. Эти исследования, проведенные Спаносом, привели к современному пониманию того, что гипноз не является измененным состоянием, а на самом деле представляет собой предлагаемое поведение, с которым участник решает согласиться или нет. [5] [6] Наряду с этим Спанос провел исследования диссоциативного расстройства идентичности, в которых заявил, что множественная личность не является продуктом травмы, а основана на социальных нормах.
Биография
[ редактировать ]Он был американцем по рождению и получил степени бакалавра и доктора философии. степени Бостонского университета . Он практиковал в государственной больнице Медфилд и в Бостонской психологической ассоциации, прежде чем присоединиться к кафедре психологии в Карлтоне в 1975 году. За свою карьеру там он написал 183 журнальные статьи и 19 глав для учебников. Он также писал для Skeptical Inquirer . [4] За это время он участвовал во многих различных исследованиях, одно из которых заключалось в том, что гипноз — это не состояние, подобное трансу. [7] а другой был посвящен диссоциативному расстройству идентичности, которое пытается объяснить, почему у некоторых людей есть множественность личностей. В своих исследованиях Спанос применил подход, альтернативный большинству психологов, а Джон Чейвс и Билл Джонс заявили, что, по его мнению, эти две области являются «социальными конструкциями, управляемыми правилами, установленными, узаконенными и поддерживаемыми посредством социального взаимодействия. [8]
Гипноз
[ редактировать ]Негосударственная позиция
[ редактировать ]Спанос предположил , что поведение и переживания, связанные с гипнозом, разыгрываются в соответствии с социальным контекстом и ожиданиями гипнотизера и обстановкой человека, подвергающегося гипнозу, даже если иногда они могут восприниматься как непроизвольные. Он настойчиво доказывал и продемонстрировал в более чем 250 экспериментальных исследованиях, что гипнотические действия находятся под сильным влиянием определения контекста, в котором они происходят, а также когнитивной интерпретации загипнотизированного человека. Спанос выступал против убеждения Хилгарда (и других) о том, что гипноз — это измененное состояние сознания или «особое», или состояние сознания диссоциированное . Спанос работал над этой теорией почти тридцать лет, сначала в Фонде Медфилда вместе с Теодором X. Барбером , Джоном Чейвсом и другими, а затем в Карлтонском университете в Канаде. [4] Он утверждал, что многие действия, совершаемые под гипнозом, можно просто объяснить, ссылаясь на социально-психологические и когнитивные гипотезы (Спанос, 1996).
Спанос утверждал, что есть две причины, по которым люди ошибочно истолковывают свое состояние сознания как гипноз. Во-первых, люди верят, что их поведение вызвано внешним источником, а не ими самими. Второе связано со способом проведения гипнотических ритуалов. Гипнотизер говорит определенные вещи, которые сначала интерпретируются как произвольные, а затем в ходе процедуры как непроизвольные. Например, «расслабьте мышцы ног», а затем «ваши ноги кажутся вялыми и тяжелыми».
Спанос утверждал, что гипнотизер задает каждому человеку две взаимосвязанные просьбы. Первый вариант напрямую просит субъекта что-то сделать, а второй заключается в том, чтобы субъект сделал вывод о том, что просьба является непроизвольной. Некоторые участники гипноза следуют первой просьбе и понимают, что выполняют задание добровольно, тогда как другие вообще не отвечают. Третьи следуют обеим просьбам и поэтому считаются отличными субъектами гипноза.
Используя другое исследование, Спанос демонстрирует, что люди контролируют свой гипнотический опыт, действуя так, как, по их мнению, они должны действовать во время сеанса гипноза. Исследование проводилось на двух группах людей. Одной группе была прочитана лекция, которая включала отрывок о том, что ригидность рук была спонтанной во время гипноза, а вторая группа - нет. Когда обе группы подверглись гипнозу, группа, которой сообщили о ригидности рук, продемонстрировала ригидность рук во время сеанса. Второе исследование, проведенное Спаносом, включало оценку эффекта обезболивания у людей, находящихся под гипнозом и не под гипнозом. В ходе исследования эксперимент проводился на двух группах людей, и единственная разница между группами заключалась в том, что одной группе сказали, что их собираются загипнотизировать. Каждому участнику было предложено опустить руку в ведро со льдом и держать ее там как можно дольше. После удаления руки их попросили оценить ощущаемую ими боль. Без гипноза те люди, которые ожидали гипноза, имели гораздо более высокий рейтинг боли, чем те, кто не ожидал. Всех участников «загипнотизировали», а затем попросили еще раз опустить руку в ведро со льдом. Люди, которые не ожидали гипноза, имели примерно такую же оценку воспринимаемой боли, как и соответствующие им негипнотические испытания. Ожидающие участники имели гораздо более низкий рейтинг, чем их соответствующее негипнотическое исследование. Спанос утверждал, что это произошло из-за того, что субъекты хотели, чтобы их считали отличными гипнотиками. Выводы Спэноса должны были способствовать мнению, что гипнотическое состояние вообще не существовало и что поведение, демонстрируемое этими людьми, на самом деле обусловлено их «высокой мотивацией».
Диссоциативное расстройство личности
[ редактировать ]Спанос также внес свой вклад в изучение диссоциативного расстройства идентичности , предложив социокогнитивную модель. [9] Он предположил, что проявление множественной идентичности - это социальная роль, основанная на нормах данной культуры, что это поведение, требующее внимания, подкрепляемое терапевтами посредством гипноза, которое Спанос описывает как «очень напоминающее католические процедуры экзорцизма». Согласно Спаносу, гипноз, одержимость духами и множественная личность — это схожие явления, которые представляют собой социально контролируемое поведение, а не особые диссоциативные состояния или состояния транса; как и другие виды социального поведения, им обучаются посредством наблюдения и взаимодействия внутри культуры. Социокогнитивное объяснение диссоциативного расстройства идентичности принимается некоторыми [10] но отвергается другими, которые считают, что множественная личность является результатом тяжелой травмы и вызывает отчетливое психологическое состояние, ссылаясь на тот факт, что большинство пациентов с ДРИ не подвергались гипнозу в рамках своего лечения и что такие явления, как одержимость духом и гипноз, не наблюдались. вызвать важные диагностические критерии, такие как амнезия. [11]
Избранная библиография
[ редактировать ]- Спанос, НП (1994). Постановления о множественной идентичности и расстройство множественной личности: социокогнитивная перспектива. Психологический бюллетень, 116, 143–165. дои: 10.1037/0033-2909.116.1.143
- Спанос, НП (1996). Множественные идентичности и ложные воспоминания: социокогнитивный взгляд . Вашингтон: Американская психологическая ассоциация.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Маклафлин, Дж (9 июня 1994 г.). «Пилот, погибший в авиакатастрофе, был отмечен психологом. Вырос в Согусе, учился в Бостоне» . Бостон Глобус . Архивировано из оригинала 11 июня 2014 г. Проверено 7 августа 2012 г.
- ^ Дурбин, П.Г. «Некрологи - люди, внесшие вклад в гипнотерапию и смежные области» . Проверено 7 августа 2012 г.
- ^ Чавес, Дж. Ф.; Джонс, Б. (1995). «Николас Питер Спанос (1942–1994): Некролог». Американский психолог . 50 (6): 449. дои : 10.1037/0003-066X.50.6.449 .
- ^ Jump up to: а б с Бейкер, Роберт А. (осень 1994 г.). «Памяти: Ника Спэноса». Скептический исследователь . 18 (5): 459.
- ^ [Лилиенфельд, Скотт О. и Хэл Арковиц. «Является ли гипноз отдельной формой сознания?» Научная Америка. Nature America Inc., 8 января 2009 г. Интернет. 12 октября 2013 г. http://www.scientificamerican.com/article.cfm?id=is-hypnosis-a-distinct-form ]
- ^ [Спанос, Ник П. «Ведите так, как будто вы загипнотизированы». Research Communications in Psychology, Psychiatry and Behavior: 7 (1982): Интернет, 12 октября 2013 г. http://www.edmondschools.net/Portals/3/docs/Terri_McGill/READ-ACTING%20AS%20IF.pdf ]
- ^ «Николас Спанос о похищении инопланетянами, сатанинских культах и гипнозе» . Ютуб . Архивировано из оригинала 6 декабря 2021 г.
- ^ Кэрролл, Роберт Т. «Рецензия на книгу: Множественные идентичности и ложные воспоминания: социокогнитивная перспектива». Словарь скептиков. AmeriCares, 16 ноября 1997 г. Интернет. 12 октября 2013 г. http://www.skepdic.com/refuge/spanos.html.
- ^ Спанос, НП (1994). Постановления о множественной идентичности и расстройство множественной личности: социокогнитивная перспектива. Психологический бюллетень, 116, 143–165. дои: 10.1037/0033-2909.116.1.143
- ^ Лилиенфельд, С.О., Кирш, И., Сарбин, Т.Р., Линн, С.Дж., Чавес, Дж.Ф., Ганауэй, Г.К., и Пауэлл, Р.А. (1999). Диссоциативное расстройство идентичности и социокогнитивная модель: вспоминая уроки прошлого. Психологический бюллетень, 125, 507–523. дои: 10.1037/0033-2909.125.5.507
- ^ Гливс, DH (1996). Социокогнитивная модель диссоциативного расстройства идентичности: пересмотр доказательств. Психологический бюллетень, 120, 42–59. дои: 10.1037/0033-2909.120.1.42
Ссылки
[ редактировать ]- Хок Р.Р. (2005). Сорок исследований, которые изменили психологию: исследования истории психологических исследований. Река Аппер-Седл: Пирсон.