Доша

Эта статья является частью серии, посвященной |
Альтернативная медицина |
---|
![]() |
Доша ( санскрит : दोषः , IAST : доша ) — центральный термин в аюрведе, происходящий из санскрита , который можно перевести как «то, что может вызвать проблемы» (буквально означает «недостаток» или «дефект») и который относится к трем категориям. или типы веществ, которые, как полагают, концептуально присутствуют в теле и разуме человека. Этим дошам присвоены определенные качества и функции. На эти качества и функции влияют внешние и внутренние раздражители, получаемые организмом. двадцатого века Начиная с аюрведической литературы , «теория трех дош » ( санскрит : त्रिदोषोपदेशः , tridoṣa-upadeśaḥ ) описывает, как количества и качества трех фундаментальных типов веществ, называемых ветром, желчью и мокротой ( санскрит : व Да , ты. , कफ ; вата , питта , капха ) колеблются в организме в зависимости от времени года, времени суток, процесса пищеварения и ряда других факторов и тем самым определяют изменяющиеся условия роста, старения , здоровья и болезней. [1] [2]
Считается, что доши формируют физическое тело в соответствии с естественной конституцией, установленной при рождении, определяемой конституцией родителей, а также временем зачатия и другими факторами. Эта естественная конституция представляет собой здоровую норму сбалансированного состояния для конкретного человека. Особое соотношение дош в естественной конституции человека связано с определением его типа разума и тела, включая различные физиологические и психологические характеристики, такие как внешний вид, телосложение и личность. [3]
Аюрведическую теорию трех дош часто сравнивают с европейским юморизмом , хотя это отдельная система с отдельной историей. Теорию трех дош также сравнивают с астрологией и физиогномикой, поскольку ее положения аналогичным образом заимствованы из древней философии и суеверий. Их использование для диагностики или лечения заболеваний считается псевдонаучным. [4] [5] [6]
Роль в болезни, Рога
[ редактировать ]Доши чисто воображаемые; их существование не подтверждено никакими доказательствами. [7]
Аюрведическое понятие дош описывает, как вредные привычки, неправильное питание, переутомление и т. д. могут вызвать относительные недостатки или излишки, которые приводят к тому, что они становятся дисбалансными по отношению к естественной конституции ( пракрити ), что приводит к текущему состоянию ( викрити ), которое может потенциально могут привести к заболеванию. Например, избыток ваты обвиняют в психических, нервных расстройствах и расстройствах пищеварения, включая низкую энергию и ослабление всех тканей тела . Точно так же избыток питты обвиняют в токсичности крови, воспалениях и инфекциях. Избыток капхи обвиняют в увеличении слизи, весе, отеках , заболеваниях легких и т. д. Ключом к управлению всеми дошами является забота о вате ; учат, что это будет регулировать два других. [8] [ ненадежный источник? ]
Принципы
[ редактировать ]Доши - черпают свои качества из пяти элементов ( панча ) махабхута санскрит: पञ्चमहाभूत; классической индийской философии.
- Вата или вата характеризуются свойствами сухого, холодного, легкого, тонкого и подвижного. Все движения в теле обусловлены свойствами ваты . Боль является характерной чертой ненормальной ваты . Некоторые из заболеваний, связанных с несбалансированной ватой, — это метеоризм, подагра, ревматизм и т. д. [9] [10] Вата — это обычное санскритское слово, означающее «воздух» или «ветер», и именно так оно понималось в досовременных санскритских трактатах по аюрведе. [11] Некоторые современные толкователи предпочитают не переводить Вату как воздух , а приравнивать ее к современному метаболическому процессу или веществу. [1]
- Питта представляет обмен веществ; [1] Для него характерны теплота, влажность, текучесть, острота и кислинка. Его главное качество – тепло. [9] Это энергетический принцип, который использует желчь для управления пищеварением и улучшения обмена веществ. Несбалансированная питта в первую очередь характеризуется жаром тела или ощущением жжения и покраснения. Питта — обычное санскритское слово, означающее «желчь». [12] Этимологически оно родственно санскритскому слову пита «желтый».
- Капха – водная стихия. Это сочетание земли и воды. Ему свойственна тяжесть, холодность, нежность, мягкость, медлительность, смазка и переносчик питательных веществ. Это питательный элемент организма. Все мягкие органы состоят из капхи , и она играет важную роль в восприятии вкуса, а также в питании и смазке. Капха (синоним: шлешман ) — обычное санскритское слово, означающее «мокрота». [13]
5 типов вата доши [14] [ ненадежный источник? ] | 5 типов Питта доши [14] | 5 типов капха доши [14] |
---|---|---|
|
|
|
Прана , теджас и оджас
[ редактировать ]Йога — это набор дисциплин, некоторые из которых направлены на уравновешивание и преобразование энергий психики. в основе ваты , питты и капхи Считается, что лежат их тонкие аналоги, называемые праной , теджасом и оджасом . В отличие от дош , избыток которых вызывает болезни, считается, что это способствует здоровью, творчеству и благополучию.
Доша | Бхута Композиция | Мана доша ( гуна ) | Характеристика |
---|---|---|---|
Вата | Ваю , Акаша | Саттва | Прана , жизненная сила и целебная энергия ваты (воздуха). |
Питта | Агни , Джала/ Апас | Раджас | Теджас , внутреннее сияние и целебная энергия питты (огня) |
Капха | Притхви , Джала/Апас | Тамас | Оджас , высший энергетический резерв тела, получаемый из капхи (воды). |
В конечном счете, аюрведа стремится уменьшить болезни, особенно хронические, и улучшить здоровье тела и ума с помощью этих трех жизненно важных эссенций, которые помогают в обновлении и трансформации. Увеличение праны связано с энтузиазмом, способностью к адаптации и творчеством, которые считаются необходимыми при следовании духовному пути в йоге и позволяют человеку действовать. Теджас Утверждается, что обеспечивает смелость, бесстрашие и проницательность, а также играет важную роль при принятии решений. Наконец, считается, что оджас создает мир, уверенность и терпение для поддержания последовательного развития и продолжения усилий. В конце концов, наиболее важным элементом, который необходимо развивать, является оджас , который, как полагают, порождает физическую и психологическую выносливость. Цели достижения этого включают аюрведическую диету, тонизирующие травы, контроль над чувствами, преданность и, самое главное, воздержание. [8]
Критика
[ редактировать ]В статье для Skeptical Inquirer Гарриет Холл сравнила дошу с гороскопом . Она обнаружила, что разные онлайн-сайты по дошам дают разные результаты в персонализированных викторинах, и резюмировала, что «Аюрведа — это, по сути, суеверие, смешанное с набором практических советов по здоровью». [4] Профессиональные практикующие аюрведу в Соединенных Штатах сертифицированы Сертификационным советом Национальной аюрведической медицинской ассоциации, который выступает за безопасную и эффективную практику аюрведы. [15] Было обнаружено, что альтернативные лекарства, используемые в аюрведическом лечении, содержат вредные уровни свинца, ртути и других тяжелых металлов. [16] [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Сушрута; Бхишагратна, Кунджа Лал (1907–1916). Английский перевод Сушрута-самхиты, основанный на оригинальном санскритском тексте. Отредактировал и опубликовал Кавирадж Кунджа Лал Бхишагратна. С полным и всесторонним введением, переводом различных материалов, примечаниями, сравнительными обзорами, указателем, глоссарием и таблицами . Герштейн – Университет Торонто. Калькутта.
- ^ Вуястик, Доминик (1998). Корни Аюрведы: отрывки из санскритских медицинских сочинений . Нью-Дели: Книги Пингвина. стр. 4 и др. ISBN 0-14-043680-4 . ОСЛК 38980695 .
- ^ Шилпа, С; Венкатеша Мурти, Cg (2011). «Понимание личности с аюрведической точки зрения для психологической оценки: случай» . АЮ . 32 (1): 12–19. дои : 10.4103/0974-8520.85716 . ПМК 3215408 . ПМИД 22131752 .
- ^ Jump up to: а б Холл, Харриет (21 ноября 2019 г.). «Аюрведа: древнее суеверие, а не древняя мудрость» . Скептический исследователь . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Рагхаван, Шраван (21 ноября 2019 г.). «Каковы опасности легализации Аюрведы?» . СтейтКрафт . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Кавусси, Бен (10 сентября 2009 г.). «Золотой штат псевдонауки» . Научная медицина . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Новелла С (21 ноября 2019 г.). «Практикующие аюрведы настаивают на лицензировании в Колорадо» . Научная медицина.
- ^ Jump up to: а б Дэвид Фроули, Йога и Аюрведа: самоисцеление и самореализация, 1999 г.
- ^ Jump up to: а б Монье-Вильямс , Санскритско-английский словарь, Оксфорд, 1899 г.
- ^ http://www.ayurvedacollege.com/articles/drhalpern/Vata_Doshas Вата Доша
- ^ «Санскритский словарь» . sanskritdictionary.com . Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ «Санскритский словарь» . sanskritdictionary.com . Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ «Санскритский словарь» . sanskritdictionary.com . Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Говиндарадж, Периясами; Низамуддин, шейх; Шарат, Анугула; Джьоти, Вускамалла; Ротти, Хариш; Раваль, Риту; Наяк, Джаякришна; Бхат, Балакришна К.; Прасанна, Б.В. (29 октября 2015 г.). «Общегеномный анализ коррелирует с Аюрведической Пракрити» . Научные отчеты . 5 : 15786. дои : 10.1038/srep15786 . ISSN 2045-2322 . ПМЦ 4625161 . ПМИД 26511157 .
- ^ «Сертификационный совет Национальной аюрведической медицинской ассоциации» . Сертификационный совет Национальной аюрведической медицинской ассоциации . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ^ Эрнст, Э. (февраль 2002 г.). «Тяжелые металлы в традиционных индийских средствах» . Европейский журнал клинической фармакологии . 57 (12): 891–896. дои : 10.1007/s00228-001-0400-y . ПМИД 11936709 . S2CID 1698767 . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Брихер, Лаура; Микульски, Марек (6 апреля 2015 г.). «Кластер отравлений свинцом среди потребителей аюрведической медицины» . Международный журнал гигиены труда и окружающей среды . 21 (4): 303–307. дои : 10.1179/2049396715Y.0000000009 . ПМЦ 4727589 . ПМИД 25843124 .