Херонис де Сойса
Херонис де Сойса Диссанаяке | |
---|---|
![]() Джеронис де Сойса, униформа Ворот Мудалияра | |
Рожденный | 19 апреля 1797 г. |
Умер | 28 мая 1862 г. | ( 65 лет
Место отдыха | Церковь Святого Эммануила |
Национальность | цейлонский |
Образование | Паллиягоделла Буддийский храм |
Род занятий | кофе Плантатор , промышленник и аюрведический врач |
Известный | Предпринимательство и филантропия |
Заголовок | Прощай, Мудалияр |
Супруг | Франческа де Сойса Ламаэтани |
Дети | Шарль Генри де Сойса |
Родитель | Варусахеннедиге Джозеф Сойса (1764-1839) Курукуласурия Сенадиге Франциска Пейрис |
Гейт Мудалияр Джеронис де Сойса (19 апреля 1797 – 28 мая 1862) был новаторским цейлонским предпринимателем и филантропом. Он был пионером в плантировании кофе и промышленником, который стал самым богатым цейлонцем 19 века, основав крупнейшее местное коммерческое предприятие той эпохи. Он сыграл важную роль в создании первого цейлонского банка, и его часто называют отцом частного предпринимательства на Британском Цейлоне. Он был первым Мудалияром, удостоенным звания в знак признания его благотворительности . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джеронис де Сойса родился 19 апреля 1797 года в Моратуве . [ 8 ] Он был вторым сыном Варусахеннадиге Джозефа Сойсы (Хосе Рала), практикующего аюрведу , и Курукуласурия Сенадиге Франциски Пейрис. У него было семь братьев и три сестры, и его ласково называли Баба- сеньор . И его отец, и дед Бастиан Сойса, а также более ранние предки; Дон Франциско, Хуан и Мануэль Сойса Мухандирам были торговцами солью и зерном, интересующимися транспортом, судостроением и сельскохозяйственным сектором. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Их предком был светский хранитель храма Девинувара в Матаре во время его разрушения португальцами в 1587 году. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Родители Де Сойсы изначально хотели, чтобы он стал буддийским монахом Паллиягоделла в храм , и отправили его на обучение Раватаватта Моратува. Он преуспел в аюрведической системе медицины, сингальском языке и астрологии . [ 14 ] Он стал практикующим аюрведистом и обладал очаровательной личностью. Де Сойса женился на Франческе Кури, дочери Мутутантриге Бастиана Курея и Курукуласурии Сенадиге Юстины Пиерис в 1833 году. [ 9 ] [ 10 ] [ 15 ] Мутутантриге Себастьян Кури, предок Франчески, построил голландскую часовню Раватаватте в 1675 году. [ 16 ] [ 17 ]
Торговля и промышленность
[ редактировать ]Де Сойса унаследовал небольшое состояние от своих дядей Даниэля Пейриса и Хендрика Пейриса III, которые были судовладельцами на строительных верфях Ятры в Орувелле, Панадуре и Грандпассе, Коломбо. [ 7 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Он вложил эти средства в расширение торговой сети между Приморской и Кандианской провинциями при помощи своих братьев. В 1820 году он зарекомендовал себя как торговец в Канди, став одним из первых сингальцев, сделавших это. [ 6 ] [ 7 ] Он ввел повозку между морскими портами и плантациями, которая до этого осуществлялась пешком и смогла доминировать в промышленности до строительства железной дороги . [ 10 ] [ 21 ] Тем временем де Сойса также прославился как Бабасингха Ведамахатмайя, востребованный аюрведический врач в Канди и, как считалось, спас жизни многочисленных тамилов на плантациях . [ 8 ] [ 15 ] [ 22 ] [ 23 ] Бизнес Де Сойсы процветал, и он получил несколько государственных контрактов на поставку, в том числе на строительство дороги Коломбо — Канди . Эти инвестиции позволили ему накопить большой капитал, необходимый для аренды франчайзинга на поставку арака . Позже он сократил свои инвестиции в винокуренную и тавернную промышленность. [ 6 ] [ 15 ] [ 24 ]
В 1836 году де Сойса подал заявку на покупку канды Дияталава «Королевский сад-Раджмал Уяна» в Хангуранкетхе (против британских плантаторов, таких как Джордж Берд ) по просьбе административного чиновника региона, назначенного королем Шри Викрамой Раджасинхой . [ 5 ] [ 8 ] [ 22 ] [ 25 ] [ 26 ] Это было заросшее кофейное ( цветочное ) поместье, ранее использовавшееся королями Канди в качестве загородного убежища. Он также приобрел многие поместья корицы , которые ранее принадлежали голландской администрации в Моратуве, Ратмалана , Дамбува и Катунаяке , плантации цитронеллы в Ахангаме и кокосовые плантации по всему острову. Его земельные владения в Коломбо состояли из нескольких поместий, простиравшихся между Галле-Фасом и Панадурой. [ 27 ] Семья Де Сойса и Пейрис основала первый банк, принадлежащий цейлонцам, Bank of Kandy в Далада-Виидия и Петта, Коломбо, в 1839 и 1860 годах, в то время, когда европейские банки неохотно предоставляли кредиты цейлонцам и были высокие процентные ставки. из Наттуккоттай Четтиаров . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 14 ] [ 19 ] [ 28 ] Де Сойса также славился своим обращением с сотрудниками и в большей степени полагался на малочисленное население страны. [ 6 ] [ 29 ] [ 30 ] Он сыграл значительную роль в улучшении сельского хозяйства и инфраструктуры в провинции Кандиан и прибрежных районах. [ 4 ] [ 9 ] [ 15 ] [ 23 ]
Филантропия
[ редактировать ]Сельское хозяйство и инфраструктура
[ редактировать ]Сельскохозяйственные владения Де Сойи в высокогорной части страны находились в основном в районах Хангуранкета , Харагама и Талатуоя , которые тогда представляли собой густые джунгли без дорог. Он взял на себя инициативу и с помощью импровизированной мерной палки разграничил участки, которые необходимо расчистить для строительства дорог и резервуаров. Он построил сеть дорог и дополнил инфраструктуру деревни, построив резервуары для орошения рисовых полей и посевов чены. [ 8 ] [ 15 ] [ 31 ]
Крупномасштабные проекты строительства дорог де Сойса включают дорогу от Майлапитии до Хангуранкеты и Харагамы, а также дорогу от Харагамы до Колонгахи и Маха Ойи в Центральной провинции. Он также приказал построить дороги Полгасовита - Маттегода - Делгахаканда в Салпити Корале. В 1839 году он построил дорогу от Галле-роуд до Коспаланкиссы и несколько дорог в Чилав районе . В Западной провинции также были построены дороги от Телавелы до Катубедды и Мампе, дорога Ангулана до Куда-Калапувы и дорога Уяна. [ 8 ] [ 15 ] [ 23 ] [ 31 ]
Де Сойса также был заядлым строителем резервуаров и резервуаров . В 1848 году он восстановил древний резервуар Малулла (Малолуваве) в Хангуранкете. Заслуживают внимания резервуары и плотины Гонагама, Талатуоя , Наранвила, Кандевела и Гонаватте в Центральной провинции, а также резервуар Моратува-Ратмалана в его родном городе. Он также способствовал ирригационным работам в Кандевеле и подарил землю бедным жителям Гонагамы и Хангуранкеты для обработки. [ 8 ] [ 15 ] [ 31 ]
Де Сойса также построил Тиботувавеватте Амбалама в Харагаме и обширный дом отдыха и сады в Моратуве для общественного пользования. [ 8 ] [ 31 ] В результате медицинской и финансовой помощи, оказанной жертвам оползня в Кадуганнаве , караваны де Сойсы были защищены Сарадиэлем , Робин Гудом с Цейлона. [ 8 ] [ 15 ] Де Сойса также встретил Пурана Аппу , героя восстания Матале , который иногда маскировался под возчика в шпионских миссиях в Канди. [ 8 ]
Религиозно-просветительская работа
[ редактировать ]На его земле стоял древний храм; Потгул Вихарая из Хангуранкеты, [ 32 ] который находился в состоянии развала. После восстановления и обновления храма он назначил преподобного. Аттадасси Теро в качестве его главы и подарил Храму прилегающие земли. [ 8 ] [ 15 ] Де Сойса также построил Чайтью в Моратуве, чтобы сохранить прах своего учителя Достопочтенного. Меддегамская проповедь. [ 8 ]
Он построил и профинансировал бесплатную начальную школу. [ 33 ] и содействовал созданию Восточной библиотеки в Хангуранкете. [ 34 ] Он расширил возможности традиционных Гам Сабхас , основал Общество юридической помощи , библиотеку и ассоциацию социальных реформ (Садарана Сарана Самагама) в Моратуве. [ 8 ] [ 31 ] [ 35 ]

Ближе к концу своей жизни де Сойса принял христианство , признавая благословения и признание, которые были ему дарованы. [ 9 ] [ 23 ] В ознаменование этого события Мудалияр решил построить церковь Святого Эммануила . 27 декабря 1857 года епископ Джеймс Чепмен заложил краеугольный камень церкви, спроектированной Томасом Скиннером . [ 14 ] 27 декабря 1860 года церковь Святого Эммануила была освящена доктором Джеймсом Чепменом, первым епископом Коломбо, и на этом мероприятии присутствовал губернатор Чарльз Джастин Маккарти . [ 9 ] [ 17 ] Его брат Мудалиер Сусев де Сойса (1809-1881) подарил для его содержания поместье напротив отеля Mount Lavinia , часть которого позже была передана для переезда колледжа С. Томаса . [ 8 ] [ 17 ] [ 31 ] [ 35 ]
Смерть
[ редактировать ]Джеронис де Сойса Дхармагунавардане Випуладжаясурия Карунаратне Диссанаяке умер в возрасте 65 лет 28 мая 1862 года. Он был похоронен в церкви Святого Эммануэля , выгравированной по его желанию сингальским письмом . [ 9 ] [ 17 ]
Наследие
[ редактировать ]Де Сойса, которого часто называют отцом частного предпринимательства, был первым местным предпринимателем, филантропом и социальным реформатором, сыгравшим роль первооткрывателя. [ 36 ] [ 37 ] Он умер, оставив 26-летнему Шарлю де Сойзе управление поместьем стоимостью в миллионы. Его проекты по инфраструктуре и строительству резервуаров заслуживали похвалы, учитывая тот факт, что они появились после отмены традиционной системы бесплатного принудительного труда раджакрия и разрушений, вызванных Кандианской конвенцией . назначил де Сойсу Гейт Мудалияр В 1853 году губернатор Джордж Уильям Андерсон . Он был первым местным старостой , назначенным на общественную благотворительность, а не на государственную службу. [ 15 ] [ 36 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ История Шри-Ланки Патрика Пиблза, стр.59 (Гринвуд) ISBN 9780313332050
- ^ Великие жизни из истории: невероятно богатые , Говард Бромберг, стр. 263-5 (Salem Pr Inc), ISBN 9781587656675
- ^ Цейлонский чай: торговля, создавшая нацию , Ричард Саймон, стр. 24 и 97 (Ассоциация торговцев чаем Коломбо, 2017), ISBN 9789557394008
- ^ Jump up to: а б с Впечатления от Цейлона в двадцатом веке, Арнольд Райт, стр. 538–46 (Издательство Lloyd's Greater Britain Publishing Company) ISBN 978-8120613355
- ^ Jump up to: а б с 145 лет цейлонскому чаю: цейлонцы начинают выращивать кофе , Веб-сайт Международной чайной конвенции в Коломбо, дата обращения 5 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Боб, два листа и бутон, Глава 12 — Семья де Сойса , Эд Роулендс. Проверено 5 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Участие цейлонцев в выращивании чая , Максвелл Фернандо: Веб-сайт «История цейлонского чая», дата обращения 5 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Де Сойса Чаритая» , К. Дон Бастиан Джаявира Бандара и В.С.М. Де Мел, стр.iii, iv, 1-79 и 104-5 (Калифорнийский университет) ASIN B00H1CYGL4
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Величайший провидец и филантроп Моратувы, дань уважения Джеронису де Сойсе , Б. Р. Оклен. Фернандо Остров (Шри-Ланка). Получено 23 декабря.
- ^ Jump up to: а б с д Соя Альфреда Хауса Рупы де Сойсы, стр. 13–21 и 27 (Карунаратне и сыновья)
- ^ Церковь Святого Эммануила: Мемориалы семьдесят пятого юбилея, GOC Coorey и др. (Д. П. Додангода и компания) «Яркая картина де Сойса, нарисованная на фоне их прошлого, возвращает нас ко временам их социального и политического отношения к суверенной власти Ланки, о чем свидетельствует тот факт, что принц Деви Нувара, Маникку Нила Артха Дева Наллуру Тунияр первоначально был государственным секретарем Его Императорского Величества короля Паракрамы Баху VI Джаяварденапура Котте».
- ^ 112-я годовщина смерти CH де Сойсы - непревзойденного филантропа , доктора KNMD Cooray Daily News (Шри-Ланка). Проверено 23 декабря 2014 г.
- ^ Буддийский Вишну: религиозная трансформация, политика и культура , Джон К. Холт, стр. 99 (Издательство Колумбийского университета) ISBN 978-0231133234
- ^ Jump up to: а б с Церковь Святого Эммануила, Моратува: высокий памятник веры , Дилшан Джозеф (2019), Sunday Observer (Шри-Ланка), дата обращения 7 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Чарльз Генри Сойса; Дьявол Ланки , Буддика Курукуларатне. Остров (Шри-Ланка). Получено 1 декабря.
- ^ Публикация к столетнему юбилею церкви Святого Эммануила, с. 37, GOC Coorey и др. (ДП Додангода и компания)
- ^ Jump up to: а б с д Церковь Святого Эммануила Моратува: История (Официальный сайт) , дата обращения 22 декабря 2014 г.
- ^ Возвышение Каравы в доплантационной экономике. Архивировано 23 сентября 2015 г. на Wayback Machine De Fonseka.com. Проверено 5 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Коттедж «Энгельтин» в Канди: переплетение трех семей — Пиериса, Сангаккары и Кришнапиллаи , Майкл Робертс. Получено 5 декабря.
- ^ Корабли и развитие морских технологий в Индийском океане , Рут Барнс и Дэвид Паркин, с. 162 (Psychology Press, 2002 – Технологии и инженерия), ISBN 9780700712359
- ^ Когда «никто» оставил свой след Sunday Times Проверено 10 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Райские холмы: британское предпринимательство и история роста плантаций в Шри-Ланке , Шива Н. Брекенридж, стр.36 (Стэмфорд Лейк) ISBN 9558156833
- ^ Jump up to: а б с д Вдохновляющее путешествие сквозь годы , рецензия Манеля Абейсекеры The Sunday Times (Шри-Ланка), дата обращения 5 февраля 2016 г.
- ^ Выдержки из книги «Никто кому-то - подъем колониальной буржуазии в Шри-Ланке» , Кумари Джаявардена (Ассоциация социологов и Sanjiva Books). ISBN 955-9102-26-5
- ^ В тени тропиков: климат, раса и биоэнергетика на Цейлоне девятнадцатого века , Джеймс С. Дункан, стр.38 (Эшгейт) ISBN 9780754672265
- ^ Жетоны кофейных мельниц на Британском Цейлоне в XIX веке , Шрилал Фернандо. Проверено 15 сентября 2015 г.
- ^ Каскад семейства Сойса , автор Падма Эдирисингхе Sunday Observer (Шри-Ланка). Проверено 23 января 2015 г.
- ^ Никто кому-то: подъем колониальной буржуазии в Шри-Ланке , Кумари Джаявардена, стр. 136-9 (Зед) ISBN 9781842772287
- ^ Практика корпоративной социальной ответственности в развивающейся стране: Эмпирические данные из Шри-Ланки, Сусит Джуд Фернандо, стр. 100 (Университет Вайкато)
- ^ Архитектура и национализм в Шри-Ланке: Брюки под тканью , Анома Пиерис, стр.67 (Routledge) ISBN 9780415630023
- ^ Jump up to: а б с д и ж Цейлон в юбилейный год, Джон Фергюсон, стр. 196–7, 202, 350–1, 378 (Nabu Press) ISBN 978-1171642589
- ^ «Панорамио — фотография Потгула Раджамаха Вихарая, Хангуранкета» . panoramio.com . Проверено 8 апреля 2017 г.
- ^ https://thuppahi.files.wordpress.com/2015/10/hketa-mission-school.jpg [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
- ^ «Панорамио — фотография Потгула Раджамаха Вихарая, Хангуранкета» . panoramio.com . Проверено 8 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Публикация к 150-летию церкви Святого Эммануила, стр. 3–36, преподобный Киртсири Фернандо и др. (Альбион)
- ^ Jump up to: а б Пик Адама: легендарные, традиционные и исторические заметки о Саманале и Шрипаде (1870 г.), Уильям Скин, стр.369-87 (Nabu Press) ISBN 9781293898031
- ↑ Райские фонтаны: потребность в инвестиционном пространстве , Надим Хак, дата обращения 5 февраля 2016 г.
- Ворота Мудальярс
- Плантаторы Шри-Ланки
- Банкиры Шри-Ланки
- Благотворители Шри-Ланки
- сингальцы
- Врачи Шри-Ланки
- Теоретики образования Шри-Ланки
- Бизнесмены Шри-Ланки
- Плантаторы с Британского Цейлона
- Шри-ланкийские христиане
- Шри-ланкийские буддисты
- Шри-ланкийские фермеры
- Семья Де Сойса
- Аюрведа
- 1797 рождений
- 1860 смертей
- Люди из Моратувы
- Люди из Канди
- Люди из Коломбо
- Благотворители XIX века
- Британские бизнесмены XIX века