Jump to content

Пракрити

(Перенаправлено с Пракрити )

Пракрити ( санскрит : प्रकृति IAST : Пракрити ) — это «исходная или естественная форма или состояние чего-либо, исходной или первичной субстанции». [1] Это ключевая концепция индуизма , сформулированная школой санкхья , где она не относится к материи или природе, но «включает в себя все когнитивные, моральные, психологические, эмоциональные, чувственные и физические аспекты реальности», подчеркивая «природу Пракрити ». познавательная, умственная, психологическая и сенсорная деятельность». [2] Пракрити обладает тремя различными врожденными качествами ( гунами ), равновесие которых является основой всей наблюдаемой эмпирической реальности как пять панчамахабхут , а именно Акаша , Ваю , Агни , Джала , Прутхви . [3] [4] Пракрити в этой школе противопоставляется Пуруше , который представляет собой чистое осознание и метафизическое сознание. [3] Этот термин также встречается в текстах других индийских религий, таких как джайнизм. [5] и буддизм . [6]

Этимология и значение

[ редактировать ]

Пракрити (санскрит: प्रकृति) — это ранняя индийская концепция, означающая «создание или размещение до или сначала исходной или естественной формы или состояния чего-либо, исходной или первичной субстанции». [7] Этот термин обсуждается Яской (~ 600 г. до н.э.) в Нирукте и встречается во многих индуистских текстах . [7] В индуистских текстах оно означает «природу, тело, материю, феноменальную вселенную». [8] [9]

По словам Дэна Люстхауса,

В санкхье пуруша означает наблюдателя, «очевидца». Пракрити включает в себя все когнитивные, моральные, психологические, эмоциональные, сенсорные и физические аспекты реальности. Его часто неправильно переводят как «материя» или «природа» – в несанкхийском использовании оно действительно означает «сущностную природу» – но это отвлекает от тяжелого санкхийского стресса на познавательной, умственной, психологической и сенсорной деятельности пракрити. Более того, тонкая и грубая материя являются его наиболее производными побочными продуктами, а не его ядром. Действует только пракрити. [2]

Панча Пракрити

[ редактировать ]

В индийских языках, происходящих от санскритских корней, Пракрити относится к женскому аспекту всех форм жизни, а более конкретно, женщина рассматривается как символ Пракрити . [8]

понятие Пракрити В индуизме подробно упоминается . Согласно санскритским писаниям, Брахма Вайварта Пурана , Деви Махатмья и Деви Бхагавата Пурана , пять индуистских богинь считаются полными женскими олицетворениями Пракрити Сарасвати , Лакшми , Парвати , Гаятри и Радха . Вместе этим пяти богиням поклоняются как Панча Пракрити . [10] [11]

Применение в индийской философии

[ редактировать ]
Элементы философии санкхьи

В философской литературе санкхьи и йоги она противопоставляется Пуруше (духу, сознанию), а Пракрити относится к «материальному миру, природе, материи, физическому и психологическому характеру, конституции, характеру, характеру». По мнению Кнута Якобсена , в дуалистической системе школы Санкхьи « Пуруша — это принцип чистого сознания, тогда как Пракрити — это принцип материи», где Пуруша — сознательный свидетель в каждом живом существе, тогда как Пракрити — проявленный мир.

В индуистской космологии Пракрити — женский аспект существования, олицетворенная воля и энергия Всевышнего (Брахмана); в шактизме Богиня и представлена ​​как Брахман Пракрити в то время как . В текстах санкхья-йоги Пракрити — это сила, вызывающая эволюцию и изменения в эмпирической вселенной. она описана В Бхагавад-гите как «первичная движущая сила». [12] Это важнейшая составляющая вселенной и основа всей деятельности творения. [13]

В Вишиштадвайта Веданте Пракрити является одной из шести субстанций ( дравья ) . Гуны от (качества) являются атрибутами изначальной Природы ( Пракрити ), а не ее составляющими, в отличие Санкхьи . [14] Эти качества неотделимы от Пракрити , но не тождественны ей и неразрывно связаны с Ишварой . Пракрити в Вишиштадвайта Веданте сверху ограничена вечным проявлением ( нитьявибхути она бесконечна ), тогда как в Санкхье . [15]

Согласно Двайта Веданте , Пракрити — это материальная причина ( Саткарьявада ) мира. [14]

Пракрити тесно связана с концепцией Майи в индуистских текстах. [16]

В джайнизме термин « Пракрити » используется в теории кармы и считается «той формой материи, которая покрывает совершенства души (дживы) и препятствует ее освобождению». [17]

Согласно Санкхье и Бхагавад-Гите, Пракрити, или Природа, состоит из трех гун , которые представляют собой тенденции или способы действия, известные как раджас (творение), саттва (сохранение) и тамас (разрушение). Саттва включает в себя качества добра, света и гармонии. [18] Раджас связан с понятиями энергии, активности и страсти; так что, в зависимости от того, как оно используется, оно может оказывать либо поддерживающее, либо препятствующее воздействие на эволюцию души. [19] Тамас обычно ассоциируется с инерцией, тьмой, нечувствительностью. Души, которые более тамасичны, считаются погруженными во тьму, и им требуется больше времени, чтобы достичь освобождения. [20]

В санкхье пракрити , состоящая из трех гун , существует в равновесии до проявления космоса, нейтрализуя свойства друг друга. Санкхья утверждает, что сложная и целенаправленная природа мира предполагает, что он существует ради чего-то другого, в частности, ради сознательных душ. Эта точка зрения предполагает, что пракрити , хотя и бессознательная, помогает освобождению души, подобно тому, как молоко кормит теленка. [21]

Бхагавад Гита

[ редактировать ]

подчеркивает роль пракрити как материальной энергии вселенной, созданной и управляемой Богом (Кришной), и ее отличие от пуруши . Бхагавад-гита в разных стихах [22] В шестом стихе главы 4 Кришна описывает пракрити как Свою собственную силу, посредством которой Он проявляется в мире. [23] В стихах 4 и 5 главы 7 Кришна упоминает два типа пракрити :

Земля, вода, огонь, воздух, пространство, ум, интеллект и чувство эго составляют восемь составных частей моей энергии, известной как пракрити .Это низшая пракрити , но вам также следует знать о моей высшей пракрити , которая отличается от нее. Это элемент жизни, о могущественный, джива бхута , посредством которого этот мир удерживается на месте.

- Бхагавад-гита, глава 7, стихи 4-5. [24]

В стихах 19–23 главы 13 Кришна обсуждает вечную природу пракрити и пуруши, а также их различие.

Вы должны понять, что и пракрити (материя), и пуруша (дух) не имеют начала. Вы также должны знать, что все трансформации и гуны берут свое начало в пракрити .

- Бхагавад-гита, глава 13, стих 19. [25]

Йога-сутры

[ редактировать ]

В «Йога-сутрах» Патанджали . пракрити описывается как охватывающая весь космос, включая его физические аспекты Оно характеризуется тремя гунами – саттвой, раджасом и тамасом. Однако акцент в тексте в первую очередь делается на психологических проявлениях этих гун. Саттва , чистейшая гуна , связана с такими качествами, как ясность, спокойствие, мудрость, различение, непривязанность, счастье и умиротворение, когда они выражаются в уме (читта). Раджас характеризуется такими чертами, как стремление, сила и различные формы движения и творческой активности. Тамас отмечен такими качествами, как невежество, заблуждение, вялость и нерасположение к конструктивной деятельности. Эти психологические атрибуты раскрывают природу гун в йоге. [26]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Монье-Вильямс, Монье (1899). Санскритско-английский словарь: с особым упором на родственные индоевропейские языки . Окфорд, Англия: Оксфорд. OCLC   704040338 .
  2. ^ Jump up to: а б Дэн Люстхаус, Санкхья
  3. ^ Jump up to: а б Джеймс Г. Лохтефельд (2001), Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM, Rosen Publishing, ISBN   978-0823931798 , страницы 224, 265, 520.
  4. ^ Пракрити: Индийская философия , Британская энциклопедия.
  5. ^ Дж. Джайни (1940). Очертания джайнизма . Издательство Кембриджского университета. стр. 32–33. GGKEY:B0FNE81JRLY.
  6. ^ Пол Уильямс (2005). Буддизм: Йогачара, эпистемологическая традиция и Татхагатагарбха . Рутледж. п. 20. ISBN  978-0-415-33231-6 .
  7. ^ Jump up to: а б Монье Монье-Вильямс (1899), Санскритско-английский словарь Монье Уильяма, 2-е изд., Oxford University Press, Prakriti प्रकृति , страница 654
  8. ^ Jump up to: а б Кнут А. Якобсен (2008). Брон Тейлор (ред.). Энциклопедия религии и природы . Академик Блумсбери. стр. 1299–1300. ISBN  978-1-4411-2278-0 .
  9. ^ Констанс Джонс; Джеймс Д. Райан (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. стр. 332–333. ISBN  978-0-8160-7564-5 .
  10. ^ Смит, Джон Д. (1988). «Людо Роше: Пура как. (История индийской литературы. Том ii, раздел 3.) [vii], 282 стр. Висбаден: Отто Харрассовиц, 1986. DM 120» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 51 (2): 355. дои : 10.1017/S0041977X00114958 . ISSN   0041-977X . S2CID   161845090 .
  11. ^ Чатурведи, БК (1900). «Пракрити Кханда» . Брахмавайварта Пурана . Diamond Pocket Books Pvt Ltd. ISBN  978-93-5296-763-6 .
  12. ^ Чарльз Джонстон. Бхагавад Гита: Песни Мастера . стр. 159, сноска 36.
  13. ^ Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите, новом переводе и комментариях, главы 1-6. Книги Пингвина, 1969, стр. 220
  14. ^ Jump up to: а б Граймс 1996 , с. 236.
  15. ^ Граймс 1996 , с. 236-237.
  16. ^ Заповеди совершенства . Кир Паблишинг. п. 40. ИСБН  9789501701463 .
  17. ^ Кнут А. Якобсен (1999). Пракрити в санкхья-йоге: материальный принцип, религиозный опыт, этические последствия . Питер Лэнг. стр. 151–162. ISBN  978-0-8204-3465-0 .
  18. ^ Экнат Ишваран (2007). Бхагавад Гита . Нилгири Пресс. стр. 221–. ISBN  978-1-58638-023-6 .
  19. ^ Иасваран, Экнат (2007). Бхагавад Гита . Нилгири Пресс. п. 221. ИСБН  9781586380236 .
  20. ^ Краткая йога Васиштха, Свами Венкатешананда, 1984, стр.94.
  21. ^ Бартли, CJ (2011). Введение в индийскую философию . Лондон; Нью-Йорк: Континуум. стр. 83–84. ISBN  978-1-84706-448-6 .
  22. ^ Саттон 2016 , стр. 70, 114, 201.
  23. ^ Саттон 2016 , с. 70.
  24. ^ Саттон 2016 , с. 114.
  25. ^ Саттон 2016 , с. 201.
  26. ^ Брайант 2009 , с. 17-18.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Брайант, Эдвин Ф. (2009). Йога-сутры Патанджали: новое издание, перевод и комментарии . Нью-Йорк: Норт-Пойнт Пресс. ISBN  978-0865477360 .
  • Граймс, Джон А. (1996). Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0791430677 .
  • Саттон, Николас (2016). Бхагавад-Гита . Оксфордский центр индуистских исследований. ISBN  978-1-366-61059-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 48fa618bf235b83ef6ce982056ee5e40__1721947740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/40/48fa618bf235b83ef6ce982056ee5e40.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Prakṛti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)