Пракрити
Пракрити ( санскрит : प्रकृति IAST : Пракрити ) — это «исходная или естественная форма или состояние чего-либо, исходной или первичной субстанции». [1] Это ключевая концепция индуизма , сформулированная школой санкхья , где она не относится к материи или природе, но «включает в себя все когнитивные, моральные, психологические, эмоциональные, чувственные и физические аспекты реальности», подчеркивая «природу Пракрити ». познавательная, умственная, психологическая и сенсорная деятельность». [2] Пракрити обладает тремя различными врожденными качествами ( гунами ), равновесие которых является основой всей наблюдаемой эмпирической реальности как пять панчамахабхут , а именно Акаша , Ваю , Агни , Джала , Прутхви . [3] [4] Пракрити в этой школе противопоставляется Пуруше , который представляет собой чистое осознание и метафизическое сознание. [3] Этот термин также встречается в текстах других индийских религий, таких как джайнизм. [5] и буддизм . [6]
Этимология и значение
[ редактировать ]Пракрити (санскрит: प्रकृति) — это ранняя индийская концепция, означающая «создание или размещение до или сначала исходной или естественной формы или состояния чего-либо, исходной или первичной субстанции». [7] Этот термин обсуждается Яской (~ 600 г. до н.э.) в Нирукте и встречается во многих индуистских текстах . [7] В индуистских текстах оно означает «природу, тело, материю, феноменальную вселенную». [8] [9]
По словам Дэна Люстхауса,
В санкхье пуруша означает наблюдателя, «очевидца». Пракрити включает в себя все когнитивные, моральные, психологические, эмоциональные, сенсорные и физические аспекты реальности. Его часто неправильно переводят как «материя» или «природа» – в несанкхийском использовании оно действительно означает «сущностную природу» – но это отвлекает от тяжелого санкхийского стресса на познавательной, умственной, психологической и сенсорной деятельности пракрити. Более того, тонкая и грубая материя являются его наиболее производными побочными продуктами, а не его ядром. Действует только пракрити. [2]
Панча Пракрити
[ редактировать ]В индийских языках, происходящих от санскритских корней, Пракрити относится к женскому аспекту всех форм жизни, а более конкретно, женщина рассматривается как символ Пракрити . [8]
понятие Пракрити В индуизме подробно упоминается . Согласно санскритским писаниям, Брахма Вайварта Пурана , Деви Махатмья и Деви Бхагавата Пурана , пять индуистских богинь считаются полными женскими олицетворениями Пракрити – Сарасвати , Лакшми , Парвати , Гаятри и Радха . Вместе этим пяти богиням поклоняются как Панча Пракрити . [10] [11]
Применение в индийской философии
[ редактировать ]В философской литературе санкхьи и йоги она противопоставляется Пуруше (духу, сознанию), а Пракрити относится к «материальному миру, природе, материи, физическому и психологическому характеру, конституции, характеру, характеру». По мнению Кнута Якобсена , в дуалистической системе школы Санкхьи « Пуруша — это принцип чистого сознания, тогда как Пракрити — это принцип материи», где Пуруша — сознательный свидетель в каждом живом существе, тогда как Пракрити — проявленный мир.
В индуистской космологии Пракрити — женский аспект существования, олицетворенная воля и энергия Всевышнего (Брахмана); в шактизме Богиня и представлена как Брахман Пракрити в то время как . В текстах санкхья-йоги Пракрити — это сила, вызывающая эволюцию и изменения в эмпирической вселенной. она описана В Бхагавад-гите как «первичная движущая сила». [12] Это важнейшая составляющая вселенной и основа всей деятельности творения. [13]
В Вишиштадвайта Веданте Пракрити является одной из шести субстанций ( дравья ) . Гуны от (качества) являются атрибутами изначальной Природы ( Пракрити ), а не ее составляющими, в отличие Санкхьи . [14] Эти качества неотделимы от Пракрити , но не тождественны ей и неразрывно связаны с Ишварой . Пракрити в Вишиштадвайта Веданте сверху ограничена вечным проявлением ( нитьявибхути она бесконечна ), тогда как в Санкхье . [15]
Согласно Двайта Веданте , Пракрити — это материальная причина ( Саткарьявада ) мира. [14]
Пракрити тесно связана с концепцией Майи в индуистских текстах. [16]
В джайнизме термин « Пракрити » используется в теории кармы и считается «той формой материи, которая покрывает совершенства души (дживы) и препятствует ее освобождению». [17]
Согласно Санкхье и Бхагавад-Гите, Пракрити, или Природа, состоит из трех гун , которые представляют собой тенденции или способы действия, известные как раджас (творение), саттва (сохранение) и тамас (разрушение). Саттва включает в себя качества добра, света и гармонии. [18] Раджас связан с понятиями энергии, активности и страсти; так что, в зависимости от того, как оно используется, оно может оказывать либо поддерживающее, либо препятствующее воздействие на эволюцию души. [19] Тамас обычно ассоциируется с инерцией, тьмой, нечувствительностью. Души, которые более тамасичны, считаются погруженными во тьму, и им требуется больше времени, чтобы достичь освобождения. [20]
В санкхье пракрити , состоящая из трех гун , существует в равновесии до проявления космоса, нейтрализуя свойства друг друга. Санкхья утверждает, что сложная и целенаправленная природа мира предполагает, что он существует ради чего-то другого, в частности, ради сознательных душ. Эта точка зрения предполагает, что пракрити , хотя и бессознательная, помогает освобождению души, подобно тому, как молоко кормит теленка. [21]
Бхагавад Гита
[ редактировать ]подчеркивает роль пракрити как материальной энергии вселенной, созданной и управляемой Богом (Кришной), и ее отличие от пуруши . Бхагавад-гита в разных стихах [22] В шестом стихе главы 4 Кришна описывает пракрити как Свою собственную силу, посредством которой Он проявляется в мире. [23] В стихах 4 и 5 главы 7 Кришна упоминает два типа пракрити :
Земля, вода, огонь, воздух, пространство, ум, интеллект и чувство эго составляют восемь составных частей моей энергии, известной как пракрити .Это низшая пракрити , но вам также следует знать о моей высшей пракрити , которая отличается от нее. Это элемент жизни, о могущественный, джива бхута , посредством которого этот мир удерживается на месте.
- Бхагавад-гита, глава 7, стихи 4-5. [24]
В стихах 19–23 главы 13 Кришна обсуждает вечную природу пракрити и пуруши, а также их различие.
Вы должны понять, что и пракрити (материя), и пуруша (дух) не имеют начала. Вы также должны знать, что все трансформации и гуны берут свое начало в пракрити .
- Бхагавад-гита, глава 13, стих 19. [25]
Йога-сутры
[ редактировать ]В «Йога-сутрах» Патанджали . пракрити описывается как охватывающая весь космос, включая его физические аспекты Оно характеризуется тремя гунами – саттвой, раджасом и тамасом. Однако акцент в тексте в первую очередь делается на психологических проявлениях этих гун. Саттва , чистейшая гуна , связана с такими качествами, как ясность, спокойствие, мудрость, различение, непривязанность, счастье и умиротворение, когда они выражаются в уме (читта). Раджас характеризуется такими чертами, как стремление, сила и различные формы движения и творческой активности. Тамас отмечен такими качествами, как невежество, заблуждение, вялость и нерасположение к конструктивной деятельности. Эти психологические атрибуты раскрывают природу гун в йоге. [26]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Монье-Вильямс, Монье (1899). Санскритско-английский словарь: с особым упором на родственные индоевропейские языки . Окфорд, Англия: Оксфорд. OCLC 704040338 .
- ^ Jump up to: а б Дэн Люстхаус, Санкхья
- ^ Jump up to: а б Джеймс Г. Лохтефельд (2001), Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM, Rosen Publishing, ISBN 978-0823931798 , страницы 224, 265, 520.
- ^ Пракрити: Индийская философия , Британская энциклопедия.
- ^ Дж. Джайни (1940). Очертания джайнизма . Издательство Кембриджского университета. стр. 32–33. GGKEY:B0FNE81JRLY.
- ^ Пол Уильямс (2005). Буддизм: Йогачара, эпистемологическая традиция и Татхагатагарбха . Рутледж. п. 20. ISBN 978-0-415-33231-6 .
- ^ Jump up to: а б Монье Монье-Вильямс (1899), Санскритско-английский словарь Монье Уильяма, 2-е изд., Oxford University Press, Prakriti प्रकृति , страница 654
- ^ Jump up to: а б Кнут А. Якобсен (2008). Брон Тейлор (ред.). Энциклопедия религии и природы . Академик Блумсбери. стр. 1299–1300. ISBN 978-1-4411-2278-0 .
- ^ Констанс Джонс; Джеймс Д. Райан (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. стр. 332–333. ISBN 978-0-8160-7564-5 .
- ^ Смит, Джон Д. (1988). «Людо Роше: Пура как. (История индийской литературы. Том ii, раздел 3.) [vii], 282 стр. Висбаден: Отто Харрассовиц, 1986. DM 120» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 51 (2): 355. дои : 10.1017/S0041977X00114958 . ISSN 0041-977X . S2CID 161845090 .
- ^ Чатурведи, БК (1900). «Пракрити Кханда» . Брахмавайварта Пурана . Diamond Pocket Books Pvt Ltd. ISBN 978-93-5296-763-6 .
- ^ Чарльз Джонстон. Бхагавад Гита: Песни Мастера . стр. 159, сноска 36.
- ^ Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите, новом переводе и комментариях, главы 1-6. Книги Пингвина, 1969, стр. 220
- ^ Jump up to: а б Граймс 1996 , с. 236.
- ^ Граймс 1996 , с. 236-237.
- ^ Заповеди совершенства . Кир Паблишинг. п. 40. ИСБН 9789501701463 .
- ^ Кнут А. Якобсен (1999). Пракрити в санкхья-йоге: материальный принцип, религиозный опыт, этические последствия . Питер Лэнг. стр. 151–162. ISBN 978-0-8204-3465-0 .
- ^ Экнат Ишваран (2007). Бхагавад Гита . Нилгири Пресс. стр. 221–. ISBN 978-1-58638-023-6 .
- ^ Иасваран, Экнат (2007). Бхагавад Гита . Нилгири Пресс. п. 221. ИСБН 9781586380236 .
- ^ Краткая йога Васиштха, Свами Венкатешананда, 1984, стр.94.
- ^ Бартли, CJ (2011). Введение в индийскую философию . Лондон; Нью-Йорк: Континуум. стр. 83–84. ISBN 978-1-84706-448-6 .
- ^ Саттон 2016 , стр. 70, 114, 201.
- ^ Саттон 2016 , с. 70.
- ^ Саттон 2016 , с. 114.
- ^ Саттон 2016 , с. 201.
- ^ Брайант 2009 , с. 17-18.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Брайант, Эдвин Ф. (2009). Йога-сутры Патанджали: новое издание, перевод и комментарии . Нью-Йорк: Норт-Пойнт Пресс. ISBN 978-0865477360 .
- Граймс, Джон А. (1996). Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0791430677 .
- Саттон, Николас (2016). Бхагавад-Гита . Оксфордский центр индуистских исследований. ISBN 978-1-366-61059-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бхагавад Гита 13.1-2 (bhagavadgitaasitis.com)