Jump to content

Прадхана

Прадхана ( санскрит : प्रधान) — прилагательное, означающее «самый важный, главный, главный или главный». [1] Шатапатха -брахман (शतपथ ब्राह्मण) дает ему значение «главная причина материальной природы» (SB7.15.27) или «творческий принцип природы» (SB10.85.3). [2] Школа Санкхья индийской философии использует это слово для обозначения творческого принципа природы, как изначального корня материи, Первоматерии, но который, согласно логике Бадараяны , является неразумным принципом, который не может состоять из блаженства. [3]

Капила представляет концепцию Прадханы, материи, из которой был создан мир. Согласно школе санкхьи , Прадхана — это изначальный корень материи, определяемый как состояние равновесия трёх гун Саттвы , Раджаса и Тамаса , трёх гун Пракрити («материальной природы»). Пракрити вечна и всепроникающа, безгранична и является материальной причиной, вечно производящей все, кроме бессознательного. Пуруша непроизведен, свободен от всех действий и модификаций, без атрибутов, всепроникающее сознание, индивидуальное и отдельное для каждого тела. Прадхана называется ануманам , «выводимая сущность», что означает чисто гипотетическая, которая, когда проявляется, становится действенной и материальной причиной творения. [4]

Ригведическая концепция Творца и творения

[ редактировать ]

Риши Мадхуччанда говорит нам ( Ригведа I.ii.5), что –

У Ваявиндры и Четатхи были сыновья Ваджинивасу.
Тава ятамуп драват ||

вся Солнечная система и все те поддерживающие ее силы, которые сами поддерживаются Творцом, делают все созданные объекты видимыми, т.е. известными всем живым существам, которые, в свою очередь, тянутся к этим самым объектам. Это означает, что все объекты, живые или неживые, движущиеся или недвижущиеся, действуют, взаимодействуют и сотрудничают в соответствии со своими соответствующими качествами и тенденциями и вовлекаются в дела, потому что Творец, сотворив все это, вошел в созданное как действенная и материальная причина творения; созданное — это вся вселенная объектов. И Риши Вишвакарма Бхована сообщает ( Ригведа X.82.5), что –

За пределами небес, за пределами этой земли, за пределами богов и демонов, что
Кого впервые зачали воды, где боги во вселенной увидели друг друга?

Высшее Существо (бесформенный объект поклонения) находится за пределами бесконечного пространства, далеко от этой земли, за пределами всех вещей и существ, но его можно найти внутри мельчайших частиц материи, известных всем обычным существам, образованным существам и Дэватами (Богами), но это хорошо установленный факт, что происхождение принадлежит всем существующим сущностям ( Гаудапада в его Карике Мандукья Упанишады I.6). Творец создал все вещи из вечной причины, т.е. из изначальной неопределенной материи प्रतनस्य औकसः (Ригведа I.30.9). Капила , основатель атеистической философии санкхья , не называет Бога Создателем этого мира объектов, а Самкхьяправачана Сутра утверждает - ईश्वरासिद्धे: ||९२|| - также интерпретируется как означающее - нет доказательств существования Бога. Канада, признавая существование Бога, верит, что из знания Таттв возникает непонимание невидимого того, кто отличается от настоящего тела ( Вайшешика Сутра). V.ii.18). [5] Корни философии санкхьи находятся в Ригведе-суктах 129 и 221, в Атхарваведе X.8 и X.43, в Шатапатха- брахмане и Санкхаяна-брахмане , в которых Атман назван двадцать пятым принципом, а его происхождение - в Упанишады . Шанкара отождествляет Капилу с ведическим Капилой, сжегшим сыновей Сагары, а буддийские легенды упоминают Капилу как предшественника Гаутамы Будды . Ученики Капилы Асури и Панкашикха упоминаются в Махабхарате (Св.12.29). [6]

Концепция санкхьи

[ редактировать ]

Термин санкхья, происходящий от слова санкхья (числа), относится к чувству мышления в отношении некоторых основных принципов знания Пуруши и к счету в отношении двадцати четырех принципов Пракрити, и, следовательно, к «Правой дискриминации». Чтение текстов показывает, что Чандогья-упанишада , Катха-упанишада и Шветашватара-упанишада были написаны после формулировки системы мысли санкхьи. Мудрец Шветашватара-упанишады (VI.16) называет Бога – प्रधानक्षेत्रज्ञपतिर्गुणेशः Господом Прадханы или Пракрити, индивидуальных душ. и гун; Говорят, что слово Капилам (Sh.U.St.V.2) относится к создателю философии санкхьи. [7] Эта система, близкая к Веданте , реалистична и дуалистична. Его концепция творения основана на предпосылках, что вещь, которая никогда не существовала, никогда не может быть создана и что следствие, которое всегда существовало до действия причины, всегда связано с причиной. Система санкхьи следует логике общепринятых тогда выводов о том, что умозаключение ( ануманам ) является результатом восприятия ( дрстм ), и то и другое является средством познания ( праманас ) существования ( бхава ); а небытие ( абхава ) — это лишь форма восприятия. Изначальная Природа или материя ( Прадхана ), Дух ( Пуруша ) и все остальное ( Махат и т. д.), которые существуют, не могут быть восприняты органами чувств из-за их чрезвычайной тонкости, а не из-за несуществования. Проявленное ( вьяктам ), обладающее причиной и зависящее от нее, не вечно, не всепроникающе, активно, невыводимо, имеет части и подчинено; Непроявленное ( авьяктам ) противоположно этому. После этого Ишвара Кришна объясняет (Самкхья Карика Шлока11):

Тройной иррациональный объект — это общая бессознательная репродуктивная дхарма.
Проявление настолько принципиально, и такова его противоположность, и таков человек.

что Изначальная Природа ( прадханам ), подобно Проявленному, также состоит из трех Гун , неотличимых (ее невозможно отличить от самой себя, равно как и Махат и все остальное от прадханы), объективных, общих, неразумных и плодовитых, но Дух ( пуманам или Пуруша ) является противоположностью того и другого, но в некотором отношении схож. Три гуны, хотя и противоречат друг другу, взаимодействуют и реализуют свою единственную цель — добиться освобождения Пуруши. Существование неотличимости и т. д.; в Проявленном и Непроявленном доказано, что они состоят из трех гун и из-за отсутствия их обратной стороны; существование Непроявленного доказывается следствиями, обладающими атрибутами своей причины. Манифест воспринимается непосредственно из-за удовольствия, боли и заблуждения; в случае Пуруши их не существует. «Причина» ( непроявленная ) должна обладать качествами своего «следствия» ( проявленного ), поэтому Прадхана существует. Непроявленная причина существует благодаря 1) конечной природе особых объектов, 2) однородности, 3) эволюции, обусловленной эффективностью причины, 4) дифференциации между причиной и следствием, 5) неразличию или слиянию целого. мир следствий, 6) его действие через три атрибута (гуны) путем сочетания и модификации, через различие, возникающее из различной природы нескольких вместилищ этих атрибутов. Пуруша существует, потому что 1) авьякта , прадхана , махат , аханкара и другие произведения существуют ради другого, 2) отсутствия трёх гун и других свойств, 3) должен быть какой-то контролирующий, 4) должен быть некоторый опыт и 5) тенденция деятельности к окончательному блаженству. [8] Баларама говорит, что Прадхана сама по себе представляет собой три гуны и, следовательно, не может быть их адхарой ​​(«основой» или «источником»), тогда как Вамсидхара говорит, что гуны имеют форму караны в Махате и т. д.; и в форме самухи в Прадхане. [9]

Опровержение Бадараяной Прадханы

[ редактировать ]

Рамануджа и Шанкара интерпретируют слово асабадам (означающее «не упоминается в Упанишадах») в «Данах» (BSIi5) как означающее Прадхану в санкхьях, а на (означающее «нет») как отрицание того, что Прадхана является причиной вселенной, потому что не упоминается в Упанишады . , а от слова « икшате » (что означает видение или мышление) Бадараяна упоминает Брахмана, который визуализировал и создал Жизненную силу (Прану) ( Прасна Упанишад VI.3-4), создал миры ( Айтарейя Упанишад II1-2) ) это надо понимать. Шанкара в своем комментарии к этой и последующим сутрам объясняет: а) неодушевленный Прадхана не может осветить Саттву , которая может быть просветлена только сознанием наблюдающей Души, б) неосознанный Прадхана не может иметь разумный Атман или Брахман в качестве своей сущности, в) Атман подразумевает сознательную сущность в первичном смысле, которая может наставлять; здесь Брахман — это то Существование, которое визуализирует, а не Прадхана. г) Прадхана даже косвенно не упоминается в Упанишадах как чувствующий Атман; даже если оно является причиной всех объектов опыта, оно все равно останется неизвестным, поскольку переживающие субъекты как класс не являются модификациями Прадханы, д) чувствующие существа могут сливаться только в сознательной сущности, которой Прадхана не является, е) сознание постигается равномерно как причина, ж) Шветашватара-упанишада (VI.9) представляет всеведущего Бога, у которого нет хозяина, создателя или устроителя, как причину и устроитель хозяев органов. [10] Сутра II12 – आनन्दमयोऽभ्यासात् текстуально неверна, ее следовало бы сформулировать анандобхьясат , потому что ананда — это абсолютная свобода, и если ананда воплощена, она становится неограниченной, то есть подвергается ограничениям. [11]

Инертный Прадхан не может творить, потому что для творения необходима активность; это не директивная разумная сущность, инициирующая деятельность, и потому что нет внешнего агента, который мог бы побудить ее к действию или удержать ее от действия. Спонтанное действие Прадханы невозможно; он не может видоизменяться при отсутствии цели и не может иметь желания развиваться. Пуруша разумен и безразличен, но не существует третьего средства, которое могло бы привести Пурушу к Прадхану и установить связь между ними и начать деятельность творения. Прадхана не может быть активной, потому что не может быть никакой связи между главными и подчиненными гунами, когда гуны находятся в равновесии и составляют Прадхану. Творение не может происходить из инертной или мертвой материи. [12]

Интерпретация Мадхвачарьи

[ редактировать ]

« Брахма -сутры» представляют Бадараяны собой первое комплексное систематическое рассмотрение обширного корпуса ведической мысли . Ведическая традиция рассматривала истину как «вечно существующую в виде тонкого звука», который можно услышать, а затем передать другим посредством речи. Однако Мадхва , основатель Таттвавады (Реализма), интерпретирует слово асабадам как относящееся к Брахману, который невыразим, поскольку он является объектом познания. [13] Мадхва утверждает, что объект, представленный в иллюзорном восприятии, является абсолютной нереальностью и ни одна иллюзия не может быть объяснена без принятия двух необходимых реальностей – адхистханы («субстрата») и прадханы («прототипа») наложенного объекта ( аропья ). Школа Двайты индуистской философии , Ишвара , причиной вселенной является сватантра таттва («независимая реальность»), а созданная вселенная — это ашватантра таттва («зависимая реальность»), которая представляет собой трансформацию Прадханы («материи»). [14]

  1. ^ «Санскритский словарь» . Spokensanskrit.de.
  2. ^ «Прадхана» . Ведабаза.
  3. ^ Авторитет, действие и канон . СУНИ Пресс. Июль 1994 г. с. 146. ИСБН  9780791419380 .
  4. ^ Дэвид Брюс Хьюз. Шри Веданта-сутра, Адхьяя 2 . Дэвид Брюс Хьюз. п. 76.
  5. ^ Равиндер Кумар Сони. Просветление знаний . Книги ГБД. С. 16, 100, 166, 201, 260.
  6. ^ В.В.Сонани. Критическое исследование системы санкхья, 1935 г., ред . Агентство восточной книги. стр. 4–6.
  7. ^ Р.Д.Ранаде. Конструктивный обзор философии Упанишад . Бхаратия Видья Бхаван. п. 136.
  8. ^ Свами Вирупакшананда. Самкхья Карика Ишвары Кришны (PDF) . Шри Рамакришна Матх. п. v–vii, 12–55. Архивировано из оригинала (PDF) 18 октября 2011 г.
  9. ^ В.В.Сонани. Критическое исследование системы санкхья, 1935 г., ред . Агентство восточной книги. п. 24.
  10. ^ Свами Гамбхирананда. Брахма Сутра Бхасья Шанкарачарьи . Адвайта Ашрам. стр. 45–61.
  11. ^ Шьяма Кумар Чаттопадхьяй (2000). Философия Адвайта Веданты Шанкара . Саруп и сыновья. п. 297.ISBN  9788176252225 .
  12. ^ Свами Шивананда - комментатор (1999). Брахма Сутры . Исламские книги. стр. 190–196.
  13. ^ Джордж К. Адамс (1993). Структура и значение Брахма-сутр Бадараяны . Мотилал Банарсидасс. стр. 12–16. ISBN  9788120809314 .
  14. ^ Б. Н. Кришнамурти Шарма (1986). Философия Мадхвачарьи . Мотилал Банарсидасс. стр. 18, 246. ISBN  9788120800687 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 23d395770d38c41a6de4d53179cef583__1705317660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/83/23d395770d38c41a6de4d53179cef583.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pradhana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)