Jump to content

преданная йога

Бхакти-йога ( санскрит : भक्ति योग ), также называемая Бхакти-марга ( भक्ति मार्ग , буквально путь бхакти ), представляет собой духовный путь или духовную практику в индуизме, ориентированную на любовную преданность любому личному божеству . [1] [2] Это один из трех классических путей в индуизме, ведущих к мокше ; другими путями являются гьяна-йога и карма-йога .

Традиция имеет древние корни. Бхакти упоминается в Шветашватара-упанишаде, где оно просто означает участие, преданность и любовь к любому начинанию. [3] [4] Бхакти-йога как один из трех духовных путей спасения подробно обсуждается в Бхагавад-Гите . [5] [6] [7]

Личностный бог меняется в зависимости от преданного. [8] [9] Это может включать в себя бога или богиню, такого как Ганеша , Кришна , Радха , Рама , Сита , Вишну , Шива , Шакти , Лакшми , Сарасвати , Парвати , Дурга и Сурья среди других.

Бхакти -марга с участием этих божеств выросла вместе с движением бхакти , начавшимся примерно в середине I тысячелетия нашей эры из Тамил Наду в Южной Индии. Движение возглавили Шайва Наянары. [10] и вайшнавы Альвары . Их идеи и практики вдохновляли поэзию и преданность бхакти по всей Индии в XII-XVIII веках нашей эры. [11] [10] Бхакти Марга является частью религиозной практики вайшнавизма , шиваизма и шактизма . [12] [13] [14]

Философия

[ редактировать ]
Бхакти-йога от индуиста из Химачал-Прадеша .

Санскритское слово «бхакти» происходит от корня «бхадж », что означает «разделять, делиться, причащаться, участвовать, принадлежать». [2] [15] [16] Это слово также означает «привязанность, преданность, привязанность, почтение, вера или любовь, поклонение, благочестие к чему-либо как к духовному, религиозному принципу или средству спасения». [17]

Термин йога буквально означает «союз, иго» и в этом контексте означает путь или практику «спасения, освобождения». [13] Упомянутая здесь йога — это «соединение, союз» своего Атмана (истинного «я») с концепцией Высшего Брахмана (истинной Реальности). [13] [18] [19]

По мнению Самрата Кумара, бхакти-йога — это индийская традиция «мистицизма божественной любви», духовный путь, «синоним глубокого понимания единства и гармонии вечной личности с Божественным (универсальным Существом) и всеми существами, постоянного восторга». ". [20] По данным журнала Yoga Journal, ученый-йога Дэвид Фроули пишет в своей книге, что бхакти-йога «состоит из концентрации ума, эмоций и чувств на Божественном». [21]

Бхагавад Гита

[ редактировать ]

Бхакти-йога — одна из трех йог, которым учит Бхагавад-гита . [13] Бхакти-йога — это любовная преданность преданного личному богу как путь к духовности. [22] Два других пути — это гьяна-йога и карма-йога. Джнана-йога — это путь мудрости, на котором человек стремится к знаниям и интроспективному самопониманию как духовной практике, а карма-йога — это путь добродетельных действий (кармы), на котором человек действует, не ожидая наград или последствий, также известный как нишкама-карма . [13] [22] Позже новые движения в индуизме добавили раджа-йогу в качестве четвертого духовного пути, но не все признают, что он отличается от трех других. [23] [24]

Шримад Бхагаватам (Бхагавата Пурана)

[ редактировать ]

Бхагавата -пурана — популярный и влиятельный текст в традициях вайшнавизма. В нем обсуждается Ишвара Пранидхана (преданность личному богу). [25] Санскритский текст представляет различные виды бхакти специально для воплощений Вишну , особенно в терминах «Нараяна, Кришна». По мнению Эдвина Брайанта и других ученых, [26] Бхакти-йога, преподаваемая в этом тексте, вдохновлена ​​Йога-сутрами Патанджали и Бхагавад-Гитой и сосредоточена на «высших истинах индивидуального я и его любовных отношениях с личным богом». [25] [27] представлена По словам Брайанта, «Бхагавата-пурана» ​​не в абстрактных терминах, а в виде «очаровательных и восхитительных историй, захватывающих сердце и ум», что является целью бхакти-йоги. [25]

Уддхава -гита , одиннадцатая книга «Бхагавата-пураны», обсуждает бхакти через диалог между Господом Кришной и Уддхавой , его преданным. Этот текст подчеркивает чистую преданность и бхакти, которые испытывали к гопи Вриндавана Господу Кришне. [28]

Традиции

[ редактировать ]

Индуизм в своих писаниях, таких как «Бхагавад-гита» (глава 7), признает четыре типа преданных, практикующих бхакти-йогу. [29] [30] [31] Некоторые практикуют ее, потому что они находятся под сильным давлением или стрессом из-за беспокойства или жизненных обстоятельств и рассматривают бхакти-йогу как форму облегчения. Второй тип практикует бхакти-йогу, чтобы узнать о Боге из любопытства и интеллектуальной интриги. Третий тип ищет награды в этой или в загробной жизни посредством своей бхакти-йоги. Четвертые — это те, кто любит Бога, движимый чистой любовью, не знающий и не ищущий ничего, кроме этого опыта любовного союза. [29] [30]

В индуизме бхакти-йога — это духовный путь любовной преданности Личному Божеству. [32] [33]

Согласно этим индуистским текстам, высшим духовным уровнем является четвертый: те, кто предан своим знаниям любви. [31] [34] В Бхагавад-гите говорится, что все четыре типа бхакти-йогов благородны, потому что их стремление к бхакти-йоге рано или поздно начинает путешествие по пути духовности, оно удерживает человека от негатива и плохой кармы , оно вызывает духовную трансформацию к цели бхакти. йога, чтобы «познать Бога как сущность внутри себя и свое истинное «я», всегда с Богом». [31] [34] [30]

Основные традиции включают Шайва , поклоняющегося богу Шиве ; вайшнавы , поклоняющиеся богу Вишну (или его аватарам, таким как Кришна и Рама ); и шакты , поклоняющиеся богине Шакти (или ее аватарам, таким как Дурга , Кали , Лакшми и Парвати ). Все это считается проявлениями или аспектами одной и той же метафизической реальности, называемой Брахманом в индуизме. [2] [33]

Панчаят пуджа

[ редактировать ]

Панчаятана пуджа — это форма бхакти, найденная в смарта традиции индуизма . [35] Он состоит из одновременного поклонения множеству божеств: Шиве , Вишну , Шакти , Сурье и Ишта Дэвате, такому как Ганеша или Сканда , или любому личному богу по выбору преданного. [36] [37] [38]

С философской точки зрения традиция смарта подчеркивает, что все изображения ( мурти ) являются иконами сагуна Брахмана , средством размышления об абстрактной Высшей Реальности, называемой ниргуна Брахман. Пять или шесть икон рассматриваются Смартасом как множественные изображения единого Сагуна Брахмана (т. е. личного Бога с формой), а не как отдельные существа. Конечная цель этой практики — отказаться от использования икон, а затем следовать философским и медитативным путем к пониманию единства Атмана (души, «я») и Брахмана — как «Это Ты». [36] [39]

Шайва Сиддханта

[ редактировать ]

Традиция Шайвасиддханты отдает предпочтение бхакти-йоге, подчеркивая любовную преданность Шиве. [40] [41] Его теология представляет три универсальные реальности: пашу (индивидуальная душа), пати (господин Шива) и паша (рабство души) через невежество, карму и майю . Традиция учит этичному образу жизни, служению обществу и через свою работу, любовному поклонению, практике и дисциплине йоги, непрерывному обучению и самопознанию как средствам освобождения индивидуальной души от рабства. [42] [43]

Историческая литература Шайва-сиддханты представляет собой огромный массив текстов. [44] Практики Шайва-сиддханты сосредоточены на абстрактных идеях духовности. [44] поклонение и любовная преданность Шиве как СадаШиве и учил авторитету Вед и Шайва-агам. [45] [46] [47]

преданность власти

[ редактировать ]

Бхакти по отношению к богине — еще одна важная традиция, присущая шактизму . [48] Теология единства и единства «божественной Богини и преданного», их вечной бесстрашной любви друг к другу — это тема Деви Гиты , текста, встроенного в Деви-Бхагавата Пурану . Конкретные практики бхакти-йоги среди шактистов аналогичны практикам других традиций индуизма. [49] [50] Преданность шактам распространена в восточных штатах Индии, особенно в Западной Бенгалии . личный бог здесь варьируется и включает Дургу , Тару Ма (буддийское влияние), Кали и, в меньшей степени, Сарасвати , Лакшми , Бхарат Мату (богиню земли). По словам Джун МакДэниел, [50]

Вайшнавская преданность

[ редактировать ]
Мирабай считается одним из самых значительных святых в традиции вайшнавского бхакти. [51]

Традиция бхакти-йоги исторически больше всего связана с вайшнавизмом. Личный бог здесь — Вишну или один из его аватаров . Во многих регионах любовная преданность осуществляется либо вместе с Вишну-Лакшми (богом-богиней), либо через Лакшми, которая считается шакти Вишну . [52] [53] Конкретный аватар зависит от преданного и региона, но наиболее распространенными являются Кришна и Рама . [33] [54] [55]

Чайтанья Махапрабху

[ редактировать ]

В ориентированных на Кришну традициях вайшнавизма « Чайтанья-чаритамрита» Кришнадаса Кавираджа интерпретирует раздел 7.5.23-24 « Бхагавата-пураны» как учение девяти типам бхакти- садханы, по словам Прахлады . Дэвид Хаберман переводит их следующим образом: [56]

(1) шравана («слушание» библейских историй о Кришне и его спутниках), (2) киртан («восхваление»; обычно относится к экстатическому групповому пению), (3) смарана («вспоминание» или сосредоточение ума на Вишну). ), (4) пада-севана (оказание служения), (5) арчана (поклонение изображению), (6) вандана (выражение почтения), (7) дасья (служение), (8) сакхья (дружба) и ( 9) атма-ниведана (полное отречение от себя).

Эти девять принципов преданного служения были включены Рупой Госвами в связи с Чайтаньей Махапрабху как неотъемлемая часть духовной практики, сосредоточенной на Кришне. [56] Гопи практиковали эти формы бхакти, когда были разлучены с Кришной. [56]

Рупа Госвами и Джива Госвами дали важные комментарии по вопросам бхакти. Рупа определяет бхакти как «Говорят, что бхакти — это служение Кришне посредством чувств. Это служение свободно от всех ограничений, посвящено Ему и чисто [от эгоизма]». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Джива полностью согласен с этим, заявляя, что бхакти — это выдающийся путь к достижению совершенства через служение. Высшим выражением бхакти является служение Кришне. [25]

В «Бхакти-сандарбхе» Джива Госвами анализирует бхакти-йогу, проводя различие между вайдхи-бхакти и рагануга-бхакти. Вайдхи-бхакти представляет собой регулируемую форму преданности, в которой преданность обусловлена ​​соблюдением предписаний Священных Писаний и традиционных практик. Рагануга-бхакти представляет собой более исключительную форму преданности, возникающую спонтанно из естественного, врожденного влечения к Ишваре (Богу), без опоры на формализованные практики. Рагануга-бхакти с его исключительным акцентом на Ишваре представляет собой высшее йогическое достижение в Гаудия-вайшнавизме , контрастирующее с другими путями йоги, подобными описанному Патанджали , где мирские желания рассматриваются как препятствия. [57]

Мехер Баба

[ редактировать ]

Движение, возглавляемое Мехером Бабой, утверждает, что «из множества практик, которые ведут к конечной цели человечества – Богореализации – Бхакти Йога является одной из самых важных. Почти все человечество занимается Бхакти Йогой , которая, Проще говоря, это означает искусство поклонения, но его следует понимать во всех его истинных аспектах, а не только в узком и поверхностном смысле, в котором этот термин обычно используется и интерпретируется как глубокое поклонение, основанное на высоких идеалах. философия и духовность, движимые божественной любовью, несомненно, составляют истинную бхакти-йогу ». [58] Пашаян согласен с тем, что бхакти-йогов можно найти на коврике, доставке пиццы, в научных кругах, в политике и международных отношениях. Там, где вы меньше всего этого ожидаете, с вами в комнате находится бхакти-йог, благодаря которому общая основа может быть реализована в продуктивных решениях актуальных проблем сегодняшнего дня, а проблемы могут быть решены. [59]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Карен Печелис (2014), Воплощение бхакти, Oxford University Press, ISBN   978-0195351903 , страницы 19–24.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Катлер, Норман (1987). Песни опыта . Издательство Университета Индианы. стр. 1–2. ISBN  978-0-253-35334-4 .
  3. ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120814684 , стр. 326.
  4. ^ Макс Мюллер, Шветашватара Упанишад , Упанишады, Часть II, Oxford University Press, стр. 267
  5. ^ Джон Лохтефельд (2014), Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Rosen Publishing, Нью-Йорк, ISBN   978-0823922871 , страницы 98–100, см. также статьи о бхактимарге и джнянамарге.
  6. ^ Клостермайер, Клаус (1989). Обзор индуизма . СУНИ Пресс. стр. 210–212. ISBN  978-0-88706-807-2 .
  7. ^ Карен Печелис (2014), Воплощение бхакти, Oxford University Press, ISBN   978-0195351903 , страницы 14–15, 37–38.
  8. ^ Бхакти , Британская энциклопедия (2009)
  9. ^ Карен Печелис (2011), Традиции бхакти, в The Continuum Companion to Hindu Studies (редакторы: Джессика Фрейзер, Гэвин Флад), Bloomsbury, ISBN   978-0826499660 , страницы 107-121.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эмбри, Эйнсли Томас ; Стивен Н. Хэй; Уильям Теодор Де Бари (1988). Источники индийской традиции . Издательство Колумбийского университета. п. 342. ИСБН  978-0-231-06651-8 .
  11. ^ Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета . стр. 131 . ISBN  978-0-521-43878-0 .
  12. ^ Райнхарт, Робин (2004). Современный индуизм: ритуал, культура и практика . АВС-КЛИО. стр. 45, 51. ISBN.  978-1-57607-905-8 .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Майкл С. Брэнниган (2010). Нахождение баланса: введение в традиционные азиатские ценности . Роуман и Литтлфилд. стр. 18–22. ISBN  978-0-7391-3846-5 .
  14. ^ Самрат С. Кумар (2010). Бхакти – Йога любви: трансрациональные подходы к исследованиям мира . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 35–37 со сносками. ISBN  978-3-643-50130-1 .
  15. ^ Печилис Прентисс, Карен (1999). Воплощение Бхакти . США: Издательство Оксфордского университета. п. 24. ISBN  978-0-19-512813-0 .
  16. ^ Вернер, Карел (1993). Любовь Божественная: исследования бхакти и религиозного мистицизма . Рутледж. п. 168. ИСБН  978-0-7007-0235-0 .
  17. ^ См. Монье-Вильямс , Санскритский словарь , 1899.
  18. ^ Прабхупада, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами. «Бхагавад-гита, глава 14, стих 27» . vedabase.io . Проверено 25 июля 2020 г.
  19. ^ Прабхупада, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами. «Бхагавад-гита, глава 18, стих 54» . vedabase.io . Проверено 25 июля 2020 г.
  20. ^ Самрат С. Кумар (2010). Бхакти – Йога любви: трансрациональные подходы к исследованиям мира . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 12–13. ISBN  978-3-643-50130-1 .
  21. ^ «Что такое бхакти-йога» . Проверено 17 сентября 2018 г.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гордон С. Уэйкфилд (1983). Вестминстерский словарь христианской духовности . ВЖК Пресс. стр. 46–47. ISBN  978-0-664-22170-6 .
  23. ^ Родерик Хиндери (1978). Сравнительная этика в индуистской и буддийской традициях . Мотилал Банарсидасс. стр. 26–27. ISBN  978-81-208-0866-9 .
  24. ^ Джордж Д. Криссайдс (2012). Исторический словарь новых религиозных движений . Роуман и Литтлфилд. п. 285. ИСБН  978-0-8108-6194-7 .
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Эдвин Ф. Брайант (2017). Бхакти-йога: сказки и учения из Бхагавата-пураны . Фаррар, Штраус и Жиру. стр. 1–7. ISBN  978-0-374-71439-0 .
  26. ^ Ллойд Пфлюгер (2008). Кнут А. Якобсен (ред.). Теория и практика йоги: «Очерки в честь Джеральда Джеймса Ларсона» . Мотилал Банарсидасс. стр. 36–44. ISBN  978-81-208-3232-9 .
  27. ^ Грегор Мэле (2011). Аштанга-йога: практика и философия . Новая Всемирная библиотека. стр. 160–163. ISBN  978-1-57731-986-3 .
  28. ^ Розен, Стивен (2010). Другая песня Кришны . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN  978-0-313-38326-7 .
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон А. Граймс (1996). Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 84. ИСБН  978-0-7914-3067-5 .
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Варгезе Малпан (1992). Сравнительное исследование «Бхагавад-гиты» и духовных упражнений святого Игнатия Лойолы в процессе духовного освобождения . ФУНТ СТЕРЛИНГОВ. стр. 147–152. ISBN  978-88-7652-648-0 .
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джек Хоули (2011). Бхагавад-гита: руководство для жителей Запада . Новая Всемирная библиотека. стр. 71–73. ISBN  978-1-60868-057-3 .
  32. ^ Брант Кортрайт (2010). Интегральная психология: йога, рост и открытие сердца . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 177–178. ISBN  978-0-7914-8013-7 .
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стивен Филлипс (2009). Йога, карма и перерождение: краткая история и философия . Издательство Колумбийского университета. стр. 148–156. ISBN  978-0-231-14484-1 .
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уинтроп Сарджант (2009). Кристофер Ки Чаппл (ред.). Бхагавад-гита: издание к двадцать пятой годовщине . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 332–347. ISBN  978-1-4384-2842-0 .
  35. ^ Гудрун Бюнеманн (2003). Мандалы и Янтры в индуистской традиции . БРИЛЛ Академик. п. 60. ИСБН  978-9004129023 .
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. стр. 140–142 , 191, 201–203. ISBN  978-0-300-06217-5 .
  37. ^ Гэвин Д. Флуд (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. п. 17 . ISBN  978-0-521-43878-0 .
  38. ^ Диана Л. Эк (1998). Даршан: Видение Божественного образа в Индии . Издательство Колумбийского университета. п. 49. ИСБН  978-0-231-11265-9 .
  39. ^ Четыре конфессии индуизма , Основы индуизма, Индуистский монастырь Кауаи
  40. ^ Дхавамони 1971 , стр. 14–22, 257–258.
  41. ^ П. Аруначалам (2004). Бронза Полоннарува, поклонение и символика Шивы . Азиатские образовательные услуги. п. 22. ISBN  978-81-206-1929-6 .
  42. ^ Шайва Сиддханта , Британская энциклопедия (2014)
  43. ^ С. Пармешварананд (2004). Энциклопедия шиваизма . Саруп и сыновья. стр. 210–217 . ISBN  978-81-7625-427-4 .
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сандерсон 1988 , стр. 668–669.
  45. ^ Шомер 2000 , стр. 1–7, 29–37, 44–49.
  46. ^ Констанс Джонс; Джеймс Д. Райан (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. стр. 375–376. ISBN  978-0-8160-7564-5 .
  47. ^ Рохан А. Дунувила (1985). Теология Шайва Сиддханты: контекст индуистско-христианского диалога . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 стр. 29–30, 66–7. ISBN  978-0-89581-675-7 .
  48. ^ Лаура Амаззоне (2012). Богиня Дурга и священная женская сила . Университетское издательство Америки. стр. 45–51. ISBN  978-0-7618-5314-5 .
  49. ^ К. Маккензи Браун (11 сентября 1998 г.). Деви Гита: Песня Богини: перевод, аннотации и комментарии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 208–210. ISBN  978-0-7914-9773-9 .
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джун МакДэниел (2004). Предложение цветов, кормление черепов: популярное поклонение богине в Западной Бенгалии . Издательство Оксфордского университета. стр. 11–13, 209–221, 265–266. ISBN  978-0-19-534713-5 .
  51. ^ С.М. Пандей (1965), Мирабаи и ее вклад в движение бхакти , История религий, Том. 5, № 1, стр. 54-73
  52. ^ Сабапати Куландран (2004). Благодать в христианстве и индуизме . Джеймс Кларк и компания. стр. 174–177. ISBN  978-0-227-17236-0 .
  53. ^ Барбара А. Холдредж (2015). Бхакти и воплощение: формирование божественных тел и тел преданности в Кришна-бхакти . Рутледж. стр. 51–59. ISBN  978-1-317-66910-4 .
  54. ^ Самрат С. Кумар (2010). Бхакти – Йога любви: трансрациональные подходы к исследованиям мира . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 35–43. ISBN  978-3-643-50130-1 .
  55. ^ Джун МакДэниел (2012), Роль йоги в некоторых бенгальских традициях бхакти: шактизм, гаудия-вайшнавизм, баул и сахаджия-дхарма, Журнал индуистских исследований, том 5, выпуск 1, стр. 53-74
  56. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хаберман, Дэвид Л. (2001). Действование как путь спасения . Мотилал Банарсидасс. стр. 133–134. ISBN  978-81-208-1794-4 .
  57. ^ Брайант, Эдвин Ф. (11 июля 2017 г.). Бхакти-йога: сказки и учения из Бхагавата-пураны . Фаррар, Штраус и Жиру. стр. 8–9. ISBN  978-0-374-71439-0 .
  58. ^ Баба, Мехер : Путь любви , Sheriar Press, 2000, стр. 57-58.
  59. ^ Пашаян А.Р. (20 мая 2014 г.). Истории бхакти-йога . ISBN  978-1625635075 .

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Дхавамони, Мариасусай (1971). Любовь к Богу согласно Шайва-Сиддханте: исследование мистики и теологии шиваизма . Кларендон Пресс. ISBN  978-0-19-826523-8 .
  • Сандерсон, Алексис (1988). «Шиваизм и тантрические традиции». В Южном Сазерленде; и др. (ред.). Религии мира . Рутледж. [ ISBN отсутствует ]
  • Шомерус, Хилко Виардо (2000). Шайва Сиддханта: Индийская школа мистической мысли: представлена ​​как система и задокументирована на основе оригинальных тамильских источников Мотилал Банарсидасс. ISBN  978-81-208-1569-8 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фаулер, Джинин Д. (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. ISBN  978-1-898723-93-6 .
  • Фаулер, Джинин Д. (2012). Бхагавад-гита: текст и комментарии для студентов . Сассекс Академик Пресс. ISBN  978-1-84519-520-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 63d11817fad5efed2321f0fb93d797dd__1718923260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/dd/63d11817fad5efed2321f0fb93d797dd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bhakti yoga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)