преданная йога
Часть серии о |
индуизм |
---|
Часть серии о |
Любовь |
---|
Бхакти-йога ( санскрит : भक्ति योग ), также называемая Бхакти-марга ( भक्ति मार्ग , буквально путь бхакти ), представляет собой духовный путь или духовную практику в индуизме, ориентированную на любовную преданность любому личному божеству . [1] [2] Это один из трех классических путей в индуизме, ведущих к мокше ; другими путями являются гьяна-йога и карма-йога .
Традиция имеет древние корни. Бхакти упоминается в Шветашватара-упанишаде, где оно просто означает участие, преданность и любовь к любому начинанию. [3] [4] Бхакти-йога как один из трех духовных путей спасения подробно обсуждается в Бхагавад-Гите . [5] [6] [7]
Личностный бог меняется в зависимости от преданного. [8] [9] Это может включать в себя бога или богиню, такого как Ганеша , Кришна , Радха , Рама , Сита , Вишну , Шива , Шакти , Лакшми , Сарасвати , Парвати , Дурга и Сурья среди других.
Бхакти -марга с участием этих божеств выросла вместе с движением бхакти , начавшимся примерно в середине I тысячелетия нашей эры из Тамил Наду в Южной Индии. Движение возглавили Шайва Наянары. [10] и вайшнавы Альвары . Их идеи и практики вдохновляли поэзию и преданность бхакти по всей Индии в XII-XVIII веках нашей эры. [11] [10] Бхакти Марга является частью религиозной практики вайшнавизма , шиваизма и шактизма . [12] [13] [14]
Философия
[ редактировать ]Санскритское слово «бхакти» происходит от корня «бхадж », что означает «разделять, делиться, причащаться, участвовать, принадлежать». [2] [15] [16] Это слово также означает «привязанность, преданность, привязанность, почтение, вера или любовь, поклонение, благочестие к чему-либо как к духовному, религиозному принципу или средству спасения». [17]
Термин йога буквально означает «союз, иго» и в этом контексте означает путь или практику «спасения, освобождения». [13] Упомянутая здесь йога — это «соединение, союз» своего Атмана (истинного «я») с концепцией Высшего Брахмана (истинной Реальности). [13] [18] [19]
По мнению Самрата Кумара, бхакти-йога — это индийская традиция «мистицизма божественной любви», духовный путь, «синоним глубокого понимания единства и гармонии вечной личности с Божественным (универсальным Существом) и всеми существами, постоянного восторга». ". [20] По данным журнала Yoga Journal, ученый-йога Дэвид Фроули пишет в своей книге, что бхакти-йога «состоит из концентрации ума, эмоций и чувств на Божественном». [21]
Бхагавад Гита
[ редактировать ]Бхакти-йога — одна из трех йог, которым учит Бхагавад-гита . [13] Бхакти-йога — это любовная преданность преданного личному богу как путь к духовности. [22] Два других пути — это гьяна-йога и карма-йога. Джнана-йога — это путь мудрости, на котором человек стремится к знаниям и интроспективному самопониманию как духовной практике, а карма-йога — это путь добродетельных действий (кармы), на котором человек действует, не ожидая наград или последствий, также известный как нишкама-карма . [13] [22] Позже новые движения в индуизме добавили раджа-йогу в качестве четвертого духовного пути, но не все признают, что он отличается от трех других. [23] [24]
Шримад Бхагаватам (Бхагавата Пурана)
[ редактировать ]Бхагавата -пурана — популярный и влиятельный текст в традициях вайшнавизма. В нем обсуждается Ишвара Пранидхана (преданность личному богу). [25] Санскритский текст представляет различные виды бхакти специально для воплощений Вишну , особенно в терминах «Нараяна, Кришна». По мнению Эдвина Брайанта и других ученых, [26] Бхакти-йога, преподаваемая в этом тексте, вдохновлена Йога-сутрами Патанджали и Бхагавад-Гитой и сосредоточена на «высших истинах индивидуального я и его любовных отношениях с личным богом». [25] [27] представлена По словам Брайанта, «Бхагавата-пурана» не в абстрактных терминах, а в виде «очаровательных и восхитительных историй, захватывающих сердце и ум», что является целью бхакти-йоги. [25]
Уддхава -гита , одиннадцатая книга «Бхагавата-пураны», обсуждает бхакти через диалог между Господом Кришной и Уддхавой , его преданным. Этот текст подчеркивает чистую преданность и бхакти, которые испытывали к гопи Вриндавана Господу Кришне. [28]
Традиции
[ редактировать ]Индуизм в своих писаниях, таких как «Бхагавад-гита» (глава 7), признает четыре типа преданных, практикующих бхакти-йогу. [29] [30] [31] Некоторые практикуют ее, потому что они находятся под сильным давлением или стрессом из-за беспокойства или жизненных обстоятельств и рассматривают бхакти-йогу как форму облегчения. Второй тип практикует бхакти-йогу, чтобы узнать о Боге из любопытства и интеллектуальной интриги. Третий тип ищет награды в этой или в загробной жизни посредством своей бхакти-йоги. Четвертые — это те, кто любит Бога, движимый чистой любовью, не знающий и не ищущий ничего, кроме этого опыта любовного союза. [29] [30]
Согласно этим индуистским текстам, высшим духовным уровнем является четвертый: те, кто предан своим знаниям любви. [31] [34] В Бхагавад-гите говорится, что все четыре типа бхакти-йогов благородны, потому что их стремление к бхакти-йоге рано или поздно начинает путешествие по пути духовности, оно удерживает человека от негатива и плохой кармы , оно вызывает духовную трансформацию к цели бхакти. йога, чтобы «познать Бога как сущность внутри себя и свое истинное «я», всегда с Богом». [31] [34] [30]
Основные традиции включают Шайва , поклоняющегося богу Шиве ; вайшнавы , поклоняющиеся богу Вишну (или его аватарам, таким как Кришна и Рама ); и шакты , поклоняющиеся богине Шакти (или ее аватарам, таким как Дурга , Кали , Лакшми и Парвати ). Все это считается проявлениями или аспектами одной и той же метафизической реальности, называемой Брахманом в индуизме. [2] [33]
Панчаят пуджа
[ редактировать ]Панчаятана пуджа — это форма бхакти, найденная в смарта традиции индуизма . [35] Он состоит из одновременного поклонения множеству божеств: Шиве , Вишну , Шакти , Сурье и Ишта Дэвате, такому как Ганеша или Сканда , или любому личному богу по выбору преданного. [36] [37] [38]
С философской точки зрения традиция смарта подчеркивает, что все изображения ( мурти ) являются иконами сагуна Брахмана , средством размышления об абстрактной Высшей Реальности, называемой ниргуна Брахман. Пять или шесть икон рассматриваются Смартасом как множественные изображения единого Сагуна Брахмана (т. е. личного Бога с формой), а не как отдельные существа. Конечная цель этой практики — отказаться от использования икон, а затем следовать философским и медитативным путем к пониманию единства Атмана (души, «я») и Брахмана — как «Это Ты». [36] [39]
Шайва Сиддханта
[ редактировать ]Традиция Шайвасиддханты отдает предпочтение бхакти-йоге, подчеркивая любовную преданность Шиве. [40] [41] Его теология представляет три универсальные реальности: пашу (индивидуальная душа), пати (господин Шива) и паша (рабство души) через невежество, карму и майю . Традиция учит этичному образу жизни, служению обществу и через свою работу, любовному поклонению, практике и дисциплине йоги, непрерывному обучению и самопознанию как средствам освобождения индивидуальной души от рабства. [42] [43]
Историческая литература Шайва-сиддханты представляет собой огромный массив текстов. [44] Практики Шайва-сиддханты сосредоточены на абстрактных идеях духовности. [44] поклонение и любовная преданность Шиве как СадаШиве и учил авторитету Вед и Шайва-агам. [45] [46] [47]
преданность власти
[ редактировать ]Бхакти по отношению к богине — еще одна важная традиция, присущая шактизму . [48] Теология единства и единства «божественной Богини и преданного», их вечной бесстрашной любви друг к другу — это тема Деви Гиты , текста, встроенного в Деви-Бхагавата Пурану . Конкретные практики бхакти-йоги среди шактистов аналогичны практикам других традиций индуизма. [49] [50] Преданность шактам распространена в восточных штатах Индии, особенно в Западной Бенгалии . личный бог здесь варьируется и включает Дургу , Тару Ма (буддийское влияние), Кали и, в меньшей степени, Сарасвати , Лакшми , Бхарат Мату (богиню земли). По словам Джун МакДэниел, [50]
Вайшнавская преданность
[ редактировать ]Традиция бхакти-йоги исторически больше всего связана с вайшнавизмом. Личный бог здесь — Вишну или один из его аватаров . Во многих регионах любовная преданность осуществляется либо вместе с Вишну-Лакшми (богом-богиней), либо через Лакшми, которая считается шакти Вишну . [52] [53] Конкретный аватар зависит от преданного и региона, но наиболее распространенными являются Кришна и Рама . [33] [54] [55]
Чайтанья Махапрабху
[ редактировать ]В ориентированных на Кришну традициях вайшнавизма « Чайтанья-чаритамрита» Кришнадаса Кавираджа интерпретирует раздел 7.5.23-24 « Бхагавата-пураны» как учение девяти типам бхакти- садханы, по словам Прахлады . Дэвид Хаберман переводит их следующим образом: [56]
(1) шравана («слушание» библейских историй о Кришне и его спутниках), (2) киртан («восхваление»; обычно относится к экстатическому групповому пению), (3) смарана («вспоминание» или сосредоточение ума на Вишну). ), (4) пада-севана (оказание служения), (5) арчана (поклонение изображению), (6) вандана (выражение почтения), (7) дасья (служение), (8) сакхья (дружба) и ( 9) атма-ниведана (полное отречение от себя).
Эти девять принципов преданного служения были включены Рупой Госвами в связи с Чайтаньей Махапрабху как неотъемлемая часть духовной практики, сосредоточенной на Кришне. [56] Гопи практиковали эти формы бхакти, когда были разлучены с Кришной. [56]
Рупа Госвами и Джива Госвами дали важные комментарии по вопросам бхакти. Рупа определяет бхакти как «Говорят, что бхакти — это служение Кришне посредством чувств. Это служение свободно от всех ограничений, посвящено Ему и чисто [от эгоизма]». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Джива полностью согласен с этим, заявляя, что бхакти — это выдающийся путь к достижению совершенства через служение. Высшим выражением бхакти является служение Кришне. [25]
В «Бхакти-сандарбхе» Джива Госвами анализирует бхакти-йогу, проводя различие между вайдхи-бхакти и рагануга-бхакти. Вайдхи-бхакти представляет собой регулируемую форму преданности, в которой преданность обусловлена соблюдением предписаний Священных Писаний и традиционных практик. Рагануга-бхакти представляет собой более исключительную форму преданности, возникающую спонтанно из естественного, врожденного влечения к Ишваре (Богу), без опоры на формализованные практики. Рагануга-бхакти с его исключительным акцентом на Ишваре представляет собой высшее йогическое достижение в Гаудия-вайшнавизме , контрастирующее с другими путями йоги, подобными описанному Патанджали , где мирские желания рассматриваются как препятствия. [57]
Мехер Баба
[ редактировать ]Движение, возглавляемое Мехером Бабой, утверждает, что «из множества практик, которые ведут к конечной цели человечества – Богореализации – Бхакти Йога является одной из самых важных. Почти все человечество занимается Бхакти Йогой , которая, Проще говоря, это означает искусство поклонения, но его следует понимать во всех его истинных аспектах, а не только в узком и поверхностном смысле, в котором этот термин обычно используется и интерпретируется как глубокое поклонение, основанное на высоких идеалах. философия и духовность, движимые божественной любовью, несомненно, составляют истинную бхакти-йогу ». [58] Пашаян согласен с тем, что бхакти-йогов можно найти на коврике, доставке пиццы, в научных кругах, в политике и международных отношениях. Там, где вы меньше всего этого ожидаете, с вами в комнате находится бхакти-йог, благодаря которому общая основа может быть реализована в продуктивных решениях актуальных проблем сегодняшнего дня, а проблемы могут быть решены. [59]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карен Печелис (2014), Воплощение бхакти, Oxford University Press, ISBN 978-0195351903 , страницы 19–24.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Катлер, Норман (1987). Песни опыта . Издательство Университета Индианы. стр. 1–2. ISBN 978-0-253-35334-4 .
- ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , стр. 326.
- ^ Макс Мюллер, Шветашватара Упанишад , Упанишады, Часть II, Oxford University Press, стр. 267
- ^ Джон Лохтефельд (2014), Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Rosen Publishing, Нью-Йорк, ISBN 978-0823922871 , страницы 98–100, см. также статьи о бхактимарге и джнянамарге.
- ^ Клостермайер, Клаус (1989). Обзор индуизма . СУНИ Пресс. стр. 210–212. ISBN 978-0-88706-807-2 .
- ^ Карен Печелис (2014), Воплощение бхакти, Oxford University Press, ISBN 978-0195351903 , страницы 14–15, 37–38.
- ^ Бхакти , Британская энциклопедия (2009)
- ^ Карен Печелис (2011), Традиции бхакти, в The Continuum Companion to Hindu Studies (редакторы: Джессика Фрейзер, Гэвин Флад), Bloomsbury, ISBN 978-0826499660 , страницы 107-121.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эмбри, Эйнсли Томас ; Стивен Н. Хэй; Уильям Теодор Де Бари (1988). Источники индийской традиции . Издательство Колумбийского университета. п. 342. ИСБН 978-0-231-06651-8 .
- ^ Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета . стр. 131 . ISBN 978-0-521-43878-0 .
- ^ Райнхарт, Робин (2004). Современный индуизм: ритуал, культура и практика . АВС-КЛИО. стр. 45, 51. ISBN. 978-1-57607-905-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Майкл С. Брэнниган (2010). Нахождение баланса: введение в традиционные азиатские ценности . Роуман и Литтлфилд. стр. 18–22. ISBN 978-0-7391-3846-5 .
- ^ Самрат С. Кумар (2010). Бхакти – Йога любви: трансрациональные подходы к исследованиям мира . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 35–37 со сносками. ISBN 978-3-643-50130-1 .
- ^ Печилис Прентисс, Карен (1999). Воплощение Бхакти . США: Издательство Оксфордского университета. п. 24. ISBN 978-0-19-512813-0 .
- ^ Вернер, Карел (1993). Любовь Божественная: исследования бхакти и религиозного мистицизма . Рутледж. п. 168. ИСБН 978-0-7007-0235-0 .
- ^ См. Монье-Вильямс , Санскритский словарь , 1899.
- ^ Прабхупада, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами. «Бхагавад-гита, глава 14, стих 27» . vedabase.io . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Прабхупада, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами. «Бхагавад-гита, глава 18, стих 54» . vedabase.io . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Самрат С. Кумар (2010). Бхакти – Йога любви: трансрациональные подходы к исследованиям мира . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 12–13. ISBN 978-3-643-50130-1 .
- ^ «Что такое бхакти-йога» . Проверено 17 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гордон С. Уэйкфилд (1983). Вестминстерский словарь христианской духовности . ВЖК Пресс. стр. 46–47. ISBN 978-0-664-22170-6 .
- ^ Родерик Хиндери (1978). Сравнительная этика в индуистской и буддийской традициях . Мотилал Банарсидасс. стр. 26–27. ISBN 978-81-208-0866-9 .
- ^ Джордж Д. Криссайдс (2012). Исторический словарь новых религиозных движений . Роуман и Литтлфилд. п. 285. ИСБН 978-0-8108-6194-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Эдвин Ф. Брайант (2017). Бхакти-йога: сказки и учения из Бхагавата-пураны . Фаррар, Штраус и Жиру. стр. 1–7. ISBN 978-0-374-71439-0 .
- ^ Ллойд Пфлюгер (2008). Кнут А. Якобсен (ред.). Теория и практика йоги: «Очерки в честь Джеральда Джеймса Ларсона» . Мотилал Банарсидасс. стр. 36–44. ISBN 978-81-208-3232-9 .
- ^ Грегор Мэле (2011). Аштанга-йога: практика и философия . Новая Всемирная библиотека. стр. 160–163. ISBN 978-1-57731-986-3 .
- ^ Розен, Стивен (2010). Другая песня Кришны . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-0-313-38326-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон А. Граймс (1996). Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 84. ИСБН 978-0-7914-3067-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Варгезе Малпан (1992). Сравнительное исследование «Бхагавад-гиты» и духовных упражнений святого Игнатия Лойолы в процессе духовного освобождения . ФУНТ СТЕРЛИНГОВ. стр. 147–152. ISBN 978-88-7652-648-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джек Хоули (2011). Бхагавад-гита: руководство для жителей Запада . Новая Всемирная библиотека. стр. 71–73. ISBN 978-1-60868-057-3 .
- ^ Брант Кортрайт (2010). Интегральная психология: йога, рост и открытие сердца . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 177–178. ISBN 978-0-7914-8013-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стивен Филлипс (2009). Йога, карма и перерождение: краткая история и философия . Издательство Колумбийского университета. стр. 148–156. ISBN 978-0-231-14484-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уинтроп Сарджант (2009). Кристофер Ки Чаппл (ред.). Бхагавад-гита: издание к двадцать пятой годовщине . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 332–347. ISBN 978-1-4384-2842-0 .
- ^ Гудрун Бюнеманн (2003). Мандалы и Янтры в индуистской традиции . БРИЛЛ Академик. п. 60. ИСБН 978-9004129023 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. стр. 140–142 , 191, 201–203. ISBN 978-0-300-06217-5 .
- ^ Гэвин Д. Флуд (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. п. 17 . ISBN 978-0-521-43878-0 .
- ^ Диана Л. Эк (1998). Даршан: Видение Божественного образа в Индии . Издательство Колумбийского университета. п. 49. ИСБН 978-0-231-11265-9 .
- ^ Четыре конфессии индуизма , Основы индуизма, Индуистский монастырь Кауаи
- ^ Дхавамони 1971 , стр. 14–22, 257–258.
- ^ П. Аруначалам (2004). Бронза Полоннарува, поклонение и символика Шивы . Азиатские образовательные услуги. п. 22. ISBN 978-81-206-1929-6 .
- ^ Шайва Сиддханта , Британская энциклопедия (2014)
- ^ С. Пармешварананд (2004). Энциклопедия шиваизма . Саруп и сыновья. стр. 210–217 . ISBN 978-81-7625-427-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сандерсон 1988 , стр. 668–669.
- ^ Шомер 2000 , стр. 1–7, 29–37, 44–49.
- ^ Констанс Джонс; Джеймс Д. Райан (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. стр. 375–376. ISBN 978-0-8160-7564-5 .
- ^ Рохан А. Дунувила (1985). Теология Шайва Сиддханты: контекст индуистско-христианского диалога . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 стр. 29–30, 66–7. ISBN 978-0-89581-675-7 .
- ^ Лаура Амаззоне (2012). Богиня Дурга и священная женская сила . Университетское издательство Америки. стр. 45–51. ISBN 978-0-7618-5314-5 .
- ^ К. Маккензи Браун (11 сентября 1998 г.). Деви Гита: Песня Богини: перевод, аннотации и комментарии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 208–210. ISBN 978-0-7914-9773-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джун МакДэниел (2004). Предложение цветов, кормление черепов: популярное поклонение богине в Западной Бенгалии . Издательство Оксфордского университета. стр. 11–13, 209–221, 265–266. ISBN 978-0-19-534713-5 .
- ^ С.М. Пандей (1965), Мирабаи и ее вклад в движение бхакти , История религий, Том. 5, № 1, стр. 54-73
- ^ Сабапати Куландран (2004). Благодать в христианстве и индуизме . Джеймс Кларк и компания. стр. 174–177. ISBN 978-0-227-17236-0 .
- ^ Барбара А. Холдредж (2015). Бхакти и воплощение: формирование божественных тел и тел преданности в Кришна-бхакти . Рутледж. стр. 51–59. ISBN 978-1-317-66910-4 .
- ^ Самрат С. Кумар (2010). Бхакти – Йога любви: трансрациональные подходы к исследованиям мира . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 35–43. ISBN 978-3-643-50130-1 .
- ^ Джун МакДэниел (2012), Роль йоги в некоторых бенгальских традициях бхакти: шактизм, гаудия-вайшнавизм, баул и сахаджия-дхарма, Журнал индуистских исследований, том 5, выпуск 1, стр. 53-74
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хаберман, Дэвид Л. (2001). Действование как путь спасения . Мотилал Банарсидасс. стр. 133–134. ISBN 978-81-208-1794-4 .
- ^ Брайант, Эдвин Ф. (11 июля 2017 г.). Бхакти-йога: сказки и учения из Бхагавата-пураны . Фаррар, Штраус и Жиру. стр. 8–9. ISBN 978-0-374-71439-0 .
- ^ Баба, Мехер : Путь любви , Sheriar Press, 2000, стр. 57-58.
- ^ Пашаян А.Р. (20 мая 2014 г.). Истории бхакти-йога . ISBN 978-1625635075 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Дхавамони, Мариасусай (1971). Любовь к Богу согласно Шайва-Сиддханте: исследование мистики и теологии шиваизма . Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-826523-8 .
- Сандерсон, Алексис (1988). «Шиваизм и тантрические традиции». В Южном Сазерленде; и др. (ред.). Религии мира . Рутледж. [ ISBN отсутствует ]
- Шомерус, Хилко Виардо (2000). Шайва Сиддханта: Индийская школа мистической мысли: представлена как система и задокументирована на основе оригинальных тамильских источников Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1569-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фаулер, Джинин Д. (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. ISBN 978-1-898723-93-6 .
- Фаулер, Джинин Д. (2012). Бхагавад-гита: текст и комментарии для студентов . Сассекс Академик Пресс. ISBN 978-1-84519-520-5 .