Випарита Карани

Випарита Карани ( санскрит : विपरितकारानी ; IAST : випаритакарани ) или поза ног вверх по стене [1] Это одновременно асана и мудра в хатха-йоге . В современной йоге как упражнение это обычно поза с полной поддержкой с использованием стены, а иногда и стопки одеял, где это считается успокаивающей практикой. В качестве мудры ее практиковали с использованием любой предпочтительной инверсии, например стойки на голове или на плечах. Цель мудры заключалась в том, чтобы обратить вспять нисходящий поток жизненной жидкости, выходящей из головы, с помощью силы тяжести.
Этимология и происхождение
[ редактировать ]Название происходит от санскритских слов विपरीत випарита , «перевернутый» или «перевернутый», и करणी карани , «особый тип практики». [2]
Эта практика описана в Вивекамартанде XIII века (стихи 103–131) как средство йогического отстранения, пратьяхара . [3]
Поза практиковалась с 17 века в хатха-йоге под такими названиями, как Наракасана, Капаласана и Випаритакаранасана; ее цель как мудры заключалась в том, чтобы обратить вспять нисходящий поток и потерю животворящей субстанции ( Бинду ) посредством использования силы тяжести . В ранней бинду-модели хатха-йоги, описанной в « Хатха-йога прадипике» и других текстах, жизненная жидкость удерживается в голове, но постоянно стекает вниз и теряется. Считалось, что мудры блокируют центральный сушумна нади канал тонкого тела и заставляют поток возвращаться вверх, а в случае Випарита Карани фактически обращают поток вспять, используя гравитацию . [4] Стойка на голове описана и проиллюстрирована полутонами как Випарита Карани в «Йогасопане Пурвачатуска» 1905 года . [5]
- Ранняя бинду-модель хатха-йоги , описанная в « Хатха-йога прадипике» и других текстах. Мудры, такие как Випарита Карани, могут обратить поток вспять, остановив потерю жизненно важной жидкости. [4]
- Випарита Карани использует стойку на плечах из иллюстрированной рукописи Джога Прадипики , 1830 г.
- Випарита Карани использует стойку на голове в Йогасопане Пурвачатуске , 1905 год.
Описание
[ редактировать ]Випарита-карани может представлять собой любую практику, в которой человек находится в перевернутом положении. Сюда могут входить асаны стойки на плечах ( Сарвангасана ), стойки на голове ( Ширшасана ) или стойки на руках ( Адхо Мукха Врикшасана ). В «Хатха-йога-прадипике» , как и в большинстве классических текстов по хатха-йоге , Випарита Карани указана как мудра . [6] то есть его цель - направить энергию вверх внутри тела, используя действие силы тяжести на перевернутое тело, [7] в отличие от асан, которые используются в Хатха-йога-прадипике для создания устойчивости. [8]
В одном из популярных выражений Випарита Карани как асаны в современной постуральной йоге она напоминает Саламба Сарвангасану (стойку на плечах), но с разгибанием грудного отдела позвоночника (а не шейного отдела позвоночника) , локтями на полу и руками, поддерживающими бедра или поясницу. [9]
Вариации
[ редактировать ]В йоге Айенгара поза, также называемая «позой с ногами вверх по стене», [1] описывается как «спокойная практика, при которой тело переворачивается без усилий», нижняя часть спины и ягодицы поддерживаются кучей одеял, а ноги упираются в стену либо вместе, либо позволяют упасть наружу в положение верхом. . [2]
В Уттанападасане, что означает «поза с поднятыми ногами», спина опирается на пол, а ноги направлены прямо вверх, либо прижаты к стене, поддерживаются ремнем , либо свободны. [2]
В Урдхва Прасарита Падасане спина лежит на земле, руки вытянуты на полу над головой, а ноги подняты частично или до вертикали. [10]
Во время беременности позу можно практиковать как «Бабочка на стене», прижав ягодицы и ступни к стене, ступни вместе, как в Баддха Конасане , колени разведены в стороны. Руками можно прижимать колени. [11]
- Уттанападасана
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ли, Синди (25 августа 2010 г.). «Делай меньше, больше расслабляйся: поза с ногами вверх по стене» . Журнал йоги . Проверено 25 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Мехта 1990 , с. 122.
- ^ Вестоби, Рут (октябрь 2019 г.). «Вивека-мартанда о пратьяхаре в випаритакарани с Джеймсом Мэллинсоном» . СОАС, Лондонский университет . Проверено 14 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Мэллинсон и Синглтон, 2017 , стр. 32, 180–181.
- ^ Гаманде, Нараяна (1905). Йогасопана Пурвачатуска (1-е изд.). Бомбей: Джанардан Махадев Гурджар, Niranayasagar Press. п. 81.
- ^ Хатха Йога Прадипика III.7
- ^ Хатха Йога Прадипика III.5
- ^ Хатха Йога Прадипика I.19
- ^ «Випарита Карани Мудра (Перевернутая печать)» . Искусство и наука йоги . Проверено 21 августа 2012 года .
- ^ Мехта 1990 , с. 84.
- ^ Лиделл, Люси, Центр йоги Шивананды (1983). Книга йоги . Эбери. п. 165 . ISBN 978-0-85223-297-2 . OCLC 12457963 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Источники
[ редактировать ]- Мэллинсон, Джеймс ; Синглтон, Марк (2017). Корни йоги . Книги о пингвинах . ISBN 978-0-241-25304-5 . OCLC 928480104 .
- Мехта, Сильва; Мехта, Мира; Мехта, Шьям (1990). Йога: Путь Айенгара . Дорлинг Киндерсли .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )