Бихарская школа йоги
Тип | Йога |
---|---|
Учредил | 1963 |
Расположение | , , Индия и международный |
Веб-сайт | biharyoga.net |
Бихарская школа йоги — современная школа йоги, основанная и развитая Шри Свами Сатьянандой Сарасвати в Мангере , штат Бихар , Индия , в 1963 году. [ 1 ] Система йоги, преподаваемая в Бихарской школе йоги, признана во всем мире как Бихар-йога или традиция Сатьянанда-йоги. [ 2 ] В 2019 году Школа йоги Бихара была награждена Премией премьер-министра за выдающийся вклад в продвижение и развитие йоги. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Свами Сатьянанда открыл Бихарскую школу йоги (BSY) 19 января 1964 года Васант Панчами , зажег акханда джьоти (вечный огонь) в знак посвящения своему гуру, Свами Шивананде Сарасвати . [ 4 ]
Школа йоги Бихара впервые стала центром обучения йоге в середине 1960-х годов: в Мангере проводились регулярные пятнадцатидневные и месячные курсы, а также шестимесячный курс садханы. [ 2 ] и девятимесячный международный курс подготовки учителей в 1967 году. [ 4 ] : 50 [ 5 ] В 1968 году для распространения учения BSY Свами Сатьянанда отправился в свое первое мировое турне по Малайзии, Сингапуру, Австралии, Японии, США, Канаде, Англии, Франции, Голландии, Швеции, Австрии и Италии. [ 6 ] Там он представил йогу как науку о балансировании физических, эмоциональных и духовных аспектов личности, подходящую для каждой сферы жизни. [ 7 ] В период с 1969 по 1985 год он много раз путешествовал по Индии и миру, распространяя йогу «от двери до двери и от берега до берега». [ 8 ] [ 9 ]
Собрания и конгрессы стали обычным явлением во многих странах, и он был признан учителем, вдохновителем и йогом, а имя йоги стало нарицательным. [ 10 ] [ 1 ] В 1973 году Школа йоги Бихара провела йога-конвенцию Золотого юбилея, посвященную 50-летию отречения Шри Свами Шивананды и 50-летию со дня рождения Свами Сатьянанды. [ 4 ] : 60 Выдающимися докладчиками были Его Святейшество Джагадгуру Свами Шантананда Шанкарачарья из Дваракапита; Шри Б.С. Айенгар, Свами Чидананда из Общества Божественной Жизни, Ришикеш; Свами Шивананда, Ассам; и Кавиога Шуддананда Бхарати из Мадраса. [ 11 ]
В 1983 году Свами Ниранджанананда Сарасвати, духовный преемник Свами Сатьянанды Сарасвати, занял пост президента Бихарской школы йоги. В 1988 году Свами Сатьянанда Сарасвати покинул Бихарскую школу йоги и поселился в маленькой деревне Рикхия, Джаркханд, чтобы заниматься более высокой садханой и работать над улучшением обездоленных и заброшенных слоев общества. [ 12 ]
Следуя мандату своего Гуру, в 2009 году Свами Ниранджанананда отказался от всех институциональных обязанностей. [ 13 ] Сейчас он живет как независимый саньясин, следуя образу жизни и садханам санньясина-парамахансы.
Институт йогических исследований был создан в 1994 году. [ 14 ]
Школа издает журнал «Йога» . [ 15 ] В школе преподают традиционную йогу в современном стиле, например, используя программные приложения для распространения знаний по мантра -йоге, хатха-йоге , гьяна-йоге и раджа-йоге. [ 16 ]
История исследований и социального применения
[ редактировать ]В 1970-х и 1980-х годах Бихарская школа йоги пропагандировала свои практики йоги. Одним из основополагающих принципов Бихарской школы йоги было «обучать йогическому обучению как домохозяев, так и саньясинов». [ 17 ]
В центрах, больницах, медицинских колледжах Индии и по всему миру, а также в Школе йоги Бихара проводились исследования с целью установить влияние йогических практик и йогического образа жизни на такие заболевания, как астма, диабет, ишемическая болезнь сердца и общие заболевания. В 1971 году в Биласпуре был проведен 40-дневный диабетический лагерь, а в 1978 году — программа терапии диабета в Самбалпуре, штат Одиша. [ 18 ]
В 1977 году в Школе йоги Бихара был основан Исследовательский центр йоги. [ 19 ] который расширился и превратился в Фонд исследований йоги, основанный в 1984 году. [ 4 ] : 75
В 1982 году BSY помогал в программе йоги и исследований, проводимой доктором Хироши Мотоямой. [ 20 ]
Бихарская школа йоги также была призвана преподавать йогу в угольной и сталелитейной промышленности, таких как сталелитейный завод Бхилаи, Тиско Джамшедпур и в последующие годы. [ 21 ] Hindustan Copper Ltd в Гатсиле, в Клубе офицеров нефтеперерабатывающего завода Барауни, Индийской нефтяной корпорации в Ассаме, Индийском нефтеперерабатывающем заводе в Халдии, Западная Бенгалия, в BARC, Тромбее и BHEL, Бхопале, [ 22 ] и бумажная промышленность, индийские железные дороги и государственные предприятия, такие как Индийская торговая палата, Калькутта, Бхопалский институт управления и обучения. [ 23 ] Участники смогли повысить эффективность работы и, следовательно, производительность. Помимо корпоративного раздела, Свами Сатьянанда представил учение BSY в школах, тюрьмах и в качестве терапии в медицинской сфере. [ 24 ]
Исследования в области йоги были инициированы в Индии в больнице КЕМ в Бомбее доктором К.К. Дейти и в Медицинском колледже Бурла в Ориссе доктором Пандой. Дальнейшие исследования были проведены в Австралии по лечению рака и повышению уровня мелатонина в США. о сердечных заболеваниях, зависимости, биологической обратной связи и альфа-волнах. [ 25 ]
В 1987 году 300 школьных учителей прошли обучение йоге в Ганга Даршане в соответствии с новой образовательной политикой Департамента образования правительства Бихара, согласно которой йога внедряется во всех государственных школах. [ 26 ]
Следующее поколение
[ редактировать ]С 1983 года Свами Ниранджанананда представил традицию Сатьянанда-йоги-бихар-йоги во всех областях и секторах общества посредством практического и социального применения. Бизнес-интересы, практикующие врачи, образовательные учреждения, государственные органы и духовные организации запросили проведение семинаров, мастер-классов и занятий. Эти семинары и курсы проводились в Клубе офицеров в Барауни, на индийском нефтеперерабатывающем заводе в Матхуре, штат Юта, для Центральных сил промышленной безопасности, в Университете сельскохозяйственных технологий Ориссы и на Национальной алюминиевой компании в Бхубанешваре, на железной дороге. Медицинское общество, Восточная железная дорога, Джамалпур. Другими учреждениями, где Свами Ниранджан выступил перед большим собранием, были: Школа Центра атомных исследований Бхабхи, Мумбаи, Чембур, Медицинский центр Котари, Калькутта, DIPAS (Институт оборонной физиологии и прикладных наук), Дели, AIIMS (Всеиндийский институт медицинских наук), Дели, штаб-квартира Центрального комитета индийской армии, Лакхнау. [ 27 ]
Фонд исследований йоги продолжил работу в международных лагерях по изучению астмы в йоге, в Англии проводились исследования по СПИДу и зависимости в различных странах Европы. [ 28 ]
Получил развитие проект по йоге в тюрьмах штата Бихар. Индийская армия также попросила предоставить им возможность изучать и применять йогу. Школа йоги Бихара провела йога-лагеря для военнослужащих в пустыне Биканера, в Ладакхе и в базовом лагере ледника Сиачен. [ 29 ]
В ноябре 1993 года Свами Ниранджанананда организовал Всемирный съезд йоги, посвященный золотому юбилею Тьяга, в BSY, чтобы отпраздновать 50-летие отречения Свами Сатьянанды. [ 30 ] Свами Чидананда Сарасвати из Общества Божественной Жизни в Ришикеше произнес вступительную речь перед собравшимися около 16 000 человек из Индии и из-за границы. В мероприятии приняли участие многие выдающиеся ученые, духовные деятели и художники, такие как: Свами Пуньянанда Гири, Ачарья Ниранджана Акхара, Варанаси; д-р HR Nagendra, президент VYASA, Бангалор; д-р Ганеш Сингх, заведующий кафедрой йогических исследований Университета Хари Сингха Гора, Сагар (член парламента); Гаджапати Махарадж, Шри Дивья Сингх Дев, Одиша, Шри Рамананда Брахмачари, стханапати Агни Акхары, Варанаси; Свами Парамешварананда Сарасвати, Ашрам Кайлаш, Ришикеш; Шри Свами Видьянанда Гири Махарадж, Ачарья Брахмавидьяпитха, Кайлаш Питадишвара. [ 31 ]
В 2008 году Свами Ниранджанананда вышел на пенсию и передал административную власть. ответственность Бихарской школы йоги перед новым поколением.
В 2013 году йога-шивары, программы и конгрессы были проведены по всей Индии старшими преподавателями Бихарской школы йоги и стажерами следующего поколения. [ 32 ] Всего было проведено 232 шивара в 20 штатах Индии и почти в 500 местах – в общественных местах, школах, местах отправления культа, корпорациях, центрах йоги, государственных органах, медицинских центрах и больницах, домах для людей с особыми потребностями и тюрьмах. Йога-шивары охватили 60 городов, 60 поселков и 17 деревень.
В октябре 2013 года в Мангере прошла Всемирная конвенция йоги и золотой юбилей Бихарской школы йоги. Более 50 000 практиков йоги, преподавателей, студентов и аспирантов приняли участие в этом историческом событии лично или через Интернет. Конвенция ознаменовала завершение пятидесятилетней пропаганды йоги Бихарской школы йоги. [ 33 ]
В 2015 году Школа йоги Бихара приступила ко второй главе йоги, изучая глубину йога-видья, науки йоги, чтобы достичь понимания и опыта цели йоги. [ 34 ] В центре внимания второй главы йога-видья и йогический образ жизни, который можно развить, применяя его в повседневной жизни. Курсы подготовки учителей были прекращены, и начались йога-капсулы для здоровья и последовательные йога-ятры для хатха-йоги, раджа-йоги и крийя-йоги. [ 35 ] Ежегодный месячный тренинг Progressive Yoga Vidya Training предлагается искренним и преданным искателям. [ 36 ]
В 2018 году Симпозиум Мангер-йоги официально открыл вторую главу, в которой приняли участие более 1000 йогачарьев и учителей йоги со всего мира. [ 37 ] С 2020 года Школа йоги Бихара предлагает онлайн-презентации по управлению здоровьем и дисбалансом, связанным со стрессом. Бихарская школа йоги остается независимым учреждением без каких-либо филиалов. [ 38 ]
Учения
[ редактировать ]Этот раздел содержит контент, написанный как реклама . ( Июль 2024 г. ) |
Вклад Бихарской школы йоги в мир — это возрождение йогической культуры практическим и научным способом без ущерба для классических учений йоги. [ 2 ] : 11,20 [ 4 ] : 93-113 Методика применения практик асан, пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяны и последовательностей хатха-йоги Бихарской школы йоги принесла пользу миллионам людей всех возрастов по всему миру. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] Оно также сделало эзотерические науки крийя-йоги, кундалини-йоги, нада-йоги и лайя-йоги доступными в пошаговой системе и обеспечило новое понимание философии раджа-йоги, гьяна-йоги, бхакти-йоги, карма-йоги, тантры, Санкхья и Веданта. [ 40 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]
Учения Бихарской школы йоги представляют йогу как образ жизни, который, как говорят, направлен на улучшение качества жизни, включая повседневную деятельность, взаимодействие, мысли и эмоции. [ 45 ] [ 7 ] : 9
Йога-чакра
[ редактировать ]В интегральном подходе Бихарской школы йоги выделяются шесть основных ветвей йоги. [ 46 ] Хатха, раджа и крия йога называются внешними йогами, поскольку они сосредоточены на применении методов и техник, направленных на улучшение качества тела и ума, а также на выражение чувств и поведения. Карма, бхакти и гьяна-йога называются внутренними йогами, поскольку они направлены на развитие позитивного отношения к жизненным ситуациям. [ 47 ] Согласно учению Бихарской школы йоги, благодаря опыту, пониманию и садхане или устойчивой практике стремящегося, идеи и восприятия могут трансформироваться, что приводит к более гармоничному выражению. [ 48 ] [ 47 ]
Хатха-йога
[ редактировать ]В системе йоги Сатьянанды, пропагандируемой Бихарской школой йоги, все основные техники хатха-йоги (Шаткарма, Асана, Пранаяма, Мудра, Бандха) [ 49 ] [ 50 ] интегрированы и объединены, стремясь сбалансировать две основные силы жизни: прана шакти, или жизненную силу, и читта шакти, или умственную силу. В этом значение слова «Хатха», комбинации мантры Хам, обозначающей праническую энергию, символизируемую солнцем, и мантры Там, обозначающей ментальную энергию, символизируемую луной. [ 51 ] В классических текстах хатха-йоги говорится, что при достижении равновесия в центре спинного мозга пробуждается третья сила – шушумна нади, выражающая себя через внутреннее состояние гармонии, мира, понимания и мудрости. [ 51 ] В конечном итоге пробуждается аджна-чакра, энергетический центр в среднем мозге, что приводит к переживанию чистого трансцендентного осознания.
Двумя широко известными классическими текстами по хатха-йоге являются: «Хатха-йога прадипика» йогина Сватмарамы, [ 51 ] с сильным акцентом на достижении полного физического здоровья и равновесия, представляет учения, подходящие для домохозяев, а Гхеранда-самхита мудреца Гхеранды, которая больше фокусируется на умственных, психологических и духовных аспектах, обеспечивает подход для садхаков, йогов и саньясинов. [ 52 ] [ 53 ]
В дополнение к двум комментариям Асана Пранаяма Мудра Бандха (APMB) основателя Бихарской школы йоги Свами Сатьянанды представляет хатха-йогу с практически ориентированным подходом. APMB переведен на 15 языков. В APMB первоначальная цель хатха-йоги изложена путем интеграции всех аспектов практики – асан, пранаямы, мудры, бандхи и шаткармы – с подробной информацией о том, как выполнять каждую практику, ее преимуществах и противопоказаниях. [ 49 ] [ 54 ]
Бихарская школа йоги представляет практики очищения, шаткармы (шесть действий), [ 49 ] [ 54 ] для практикующих йогу общего профиля, чтобы они могли использовать такие техники, как Нети (промывание носа), Кунджал Крия (промывание желудка) и Шанкапракшалана (промывание кишечника) для достижения физического очищения и крепкого здоровья в качестве прочной основы для дальнейшего прогресса в Садхане. [ 7 ] : 9 [ 35 ]
Учения Бихарской школы йоги представляют Паванмуктасану серии 1-35. Эти практики направлены на удаление энергетических блоков из тела и предотвращение образования новых. Согласно учению Бихарской школы йоги, серия Паванмуктасана является одной из наиболее важных практик хатха-йоги, поскольку она направлена на подготовку практикующего к классическим позам. [ 55 ] [ 36 ]
Одной из ключевых особенностей учения Бихарской школы йоги является структурированный подход к классическим техникам. Асаны четко сгруппированы по технике стоя, наклону назад и вперед, скручиванию и перевернутой технике и распределены по категориям техник для начинающих, среднего и продвинутого уровня. [ 49 ] [ 54 ] Для каждой техники представлена не только физическая перспектива, но также пранический и ментальный компоненты, а также связанное с ними осознание чакр и мантр. Асаны — это не случайные практики, но практикующий может использовать их в систематически структурированной и постепенной последовательности. [ 54 ]
Бихарская школа йоги была одним из первых институтов йоги, где публично преподавали науку Пранаяма. [ 54 ] [ 55 ] В нем представлены различные классические техники и их прогрессивные этапы от начального до продвинутого уровня. Техники структурированы в группы практик согревания, транквилизации и балансировки, что позволяет практикующим понять сложную систему, лежащую в основе этой науки. [ 54 ] [ 56 ]
Бихарская школа йоги систематически представляет мудру и бандху (жесты и внутренние замки). [ 55 ] как средство достижения умственной и пранической тишины и перенаправления энергии/праны внутрь, чтобы подготовиться к медитативным состояниям Пратьяхары, Дхараны и Дхьяны.
Бихарская школа йоги ежегодно предлагает курсы хатха-йоги (Хатха-йога-ятры). [ 35 ] ) и тренинги [ 57 ] для искренних и преданных искателей йоги.
Раджа Йога
[ редактировать ]Сегодня наиболее известным текстом раджа-йоги являются «Йога-сутры» мудреца Патанджали, основанные на школе мысли санкхья. Его учение вращается вокруг развития драшты, качества наблюдателя/свидетеля, посредством последовательного процесса, известного как аштанга-йога – восьмеричный путь.
Восемь стадий: 1. Яма (самоограничения для регулирования внешней/социальной жизни) и 2. Нияма (дисциплины для гармонизации внутренней/личной жизни), 3. Асана (устойчивая поза), 4. Пранаяма (контроль дыхания), 5. Пратьяхара (техники направления ума и чувств внутрь), 6. Дхарана (техники концентрации ума), 7. Дхьяна (медитативное состояние ума), 8. Самадхи (опыт непрерывного покоя и сияния)]. [ 58 ]
Бихарская школа йоги подчеркивает, что основной целью раджа-йоги является управление разумом, а интегральный подход Бихарской школы йоги предоставляет практические методы, направленные на достижение 5-й стадии – Пратьяхара. [ 59 ] Хотя многие техники Пратьяхары начинаются с базового, грубого уровня осознания, считается, что при систематической практике последовательные стадии позволяют стремящемуся испытать глубокие состояния ума и отстранение чувств, подготавливая его к техникам концентрации (Дхарана). [ 60 ] и, в конечном итоге, состояния медитации (Дхьяна). [ 61 ]
Бихарская школа йоги обучает техникам Пратьяхара, которые ее основатель Свами Сатьянанда Сарасвати разработал на основе древних писаний и представил их в последовательной последовательности в своих работах «Медитации из Тантр». [ 62 ] «Верные пути к самореализации» и другие издания.
Кая Стхайрьям использует физическое тело как точку концентрации. Он направлен на развитие абсолютной неподвижности физического тела, а также чувств, мозгового ввода и вывода, восприятия и ассоциаций и праны, что приводит к умственной концентрации. [ 63 ]
Аджапа-джапа включает в себя осознание дыхания, внутренних психических путей и мантры. Это полная садхана, в которой применяется мантра Со Хам, соответствующая тонкому звуку дыхания. [ 64 ]
Антар Моуна работает с деятельностью бодрствующего сознания. Практикующий учится наблюдать свои мысли и чувства нейтральным образом. Посредством последовательности из шести этапов техника направлена на постепенное уменьшение перегруженности ума, достижение спокойствия и развитие концентрации. [ 65 ]
Сатьянанда Йога Нидра® — это одновременно метод систематической глубокой релаксации и тантрическая медитация. [ 66 ] Последовательность из восьми этапов обеспечивает систематический метод достижения полного физического, умственного и эмоционального расслабления. Сатьянанда -йога-нидра практикуется лежа на спине в Шавасане (позе тела), и создается впечатление, что человек спит. Однако опытные практикующие говорят, что сознание функционирует на более глубоком уровне осознания, позволяя удалять умственные блокировки и раскрывать внутренний потенциал практикующего. [ 67 ] Изложения в публикации «Йога-нидра» Свами Сатьянанды, основателя Бихарской школы йоги, стали стандартом во многих мировых курсах подготовки учителей йоги. [ 68 ]
Школа йоги Бихара ежегодно предлагает обучение раджа-йоге (Раджа-йога-ятры). [ 57 ]
Крия Йога
[ редактировать ]В наше время существуют два основных направления учения крийя-йоги: одно — Парамахамсы Йогананды, а другое — Парамахамсы Сатьянанды. [ 69 ]
В Бихарской школе йоги продвинутую крийя-йогу преподают с конца 1960-х годов.
Награды
[ редактировать ]Премьер -министр Индии вручил Национальную премию йоги 2019 года Бихарской школе йоги за выдающийся вклад в продвижение и развитие йоги. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Эвелинг, Гарри (1994). Смеющиеся свами: австралийские ученики-саньясины Свами Сатьянанды Сарасвати и Ошо Раджниша . Мотилал Банарсидасс. п. 61. ИСБН 978-8-12081-118-8 .
- ^ Jump up to: а б с Сарасвати, Ниранджанананда (2013). История Бихарской школы йоги . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. п. 7. ISBN 978-93-81620-41-0 .
- ^ Jump up to: а б «Премьер-министр Нарендра Моди вручает премию Yoga Awards 2019» . Джагранджош. 1 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Сарасвати, Ниранджанананда (2013). Видение мудреца . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. п. 45. ИСБН 978-93-81620-97-7 .
- ^ Према Бакси, Вишвапрем (2013). Мое духовное путешествие со Свами Сатьянандой . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. п. 79. ИСБН 978-93-81620-90-8 .
- ^ Сарасвати, Сатьянанда (2013). Йога от берега до берега . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. ISBN 978-81-85787-19-0 .
- ^ Jump up to: а б с Санчес, Камило (2015). Даосская меридианная йога: активация двенадцати путей для энергетического баланса и исцеления . Поющий дракон. п. 10. ISBN 978-1848192850 .
- ^ Перссон, А. (2007). «Интимная необъятность: феноменология места и пространства в австралийском сообществе йоги» . Американский этнолог . 34 (1): 46. doi : 10.1525/ae.2007.34.1.44 . JSTOR 4496784 .
- ^ Сарасвати, Сатьянанда (2013). Йога от берега до берега . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. ISBN 978-81-85787-19-0 .
- ^ Сарасвати, Сатьянанда (2013). Сатьянанда-йога в Европе, Том 2 . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. ISBN 978-8186921913 .
- ^ Прошлое, настоящее и будущее, Сводная история школы йоги Бихара, 1963–1994 гг . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. 1995. ISBN 81-86336-02-8 .
- ^ Пиджон, Барбара (2014). Манифест Шакти . Вестленд. п. 15. ISBN 978-93-84030-29-2 .
- ^ Сарасвати, Свами Ниранджанананда (2013). История Бихарской школы йоги . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар, Индия. п. 39. ИСБН 978-93-81620-41-0 .
- ^ «Бихарская школа йоги» . satyanandayogacenter.com . Архивировано из оригинала 21 июля 2015 года.
- ^ «Добро пожаловать в Сатьянанда Йогу – Бихар Йогу» . Бихарская школа йоги . Проверено 24 мая 2019 г.
Журнал йоги
- ^ «Приложения» . Сатьянанда-йога – Бихар-йога . Проверено 24 мая 2019 г.
Школа йоги Бихара рада представить следующие приложения, которые сделают классическую йога-видью доступной в эпоху цифровых технологий, на благо и воодушевление искренних искателей и практиков.
- ^ Сарасвати, Ниранджанананда (2013). История Бихарской школы йоги . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. п. 23. ISBN 978-93-81620-41-0 .
- ^ Прошлое, настоящее и будущее 1963–1982 Том 1 . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. 2009. с. 58, 89-92. ISBN 978-81-86336-73-1 .
- ^ Сарасвати, Дхармашакти (2011). Моя Арадхья, Мой Возлюбленный Гуру . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. п. 273.ISBN 978-93-81620-06-9 .
- ^ Прошлое, настоящее и будущее 1963–1982 Том 1 . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. 2009. с. 152. ИСБН 978-81-86336-73-1 .
- ^ Прошлое, настоящее и будущее 1963–1982 Том 1 . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. 2009. с. 96, 130. ISBN 978-81-86336-73-1 .
- ^ Прошлое, настоящее и будущее 1963–1982 Том 2 . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. 2009. с. 12, 32, 48, 49. ISBN. 978-81-86336-73-1 .
- ^ Прошлое, настоящее и будущее 1963–1982 Том 1 . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. 2009. с. 104. ИСБН 978-81-86336-73-1 .
- ^ Сарасвати, Ниранджанананда (2013). История Бихарской школы йоги . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. п. 25. ISBN 978-93-81620-41-0 .
- ^ Сарасвати, Ниранджанананда (2018). Йога Садхана Панорама Том. 7 . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. п. 208. ИСБН 978-81-938420-0-3 .
- ^ Сарасвати, Сатьянанда (2009). Бхакти Йога Сагар Том. 1 . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. п. 208.ISBN 978-81-86336-74-8 .
- ^ Сарасвати, Ниранджанананда (2018). Йога Садхана Панорама Том. 7 . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. ISBN 978-81-938420-0-3 .
- ^ Прошлое, настоящее и будущее 1963–1982 Том 2 . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. 2009. с. 74. ИСБН 978-81-86336-73-1 .
- ^ Сарасвати, Ниранджанананда (2018). Йога Садхана Панорама Том. 7 . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. п. 208. ИСБН 978-81-938420-0-3 .
- ^ Прошлое, настоящее и будущее 1963–1982 Том 2 . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. 2009. с. 121. ИСБН 978-81-86336-73-1 .
- ^ Памятный том «Йога Сагар» . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. 1994.
- ^ Йогаятра 2013, Всемирная конвенция йоги 2013 . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. 2014.
- ^ Опыт йоги, Всемирная конвенция йоги 2013 . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. 2014.
- ^ Сарасвати, Ниранджанананда (2016). Вторая глава йоги . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар.
- ^ Jump up to: а б с Сарасвати, Ниранджанананда (2017). Хатха-йога-ятра 1. Понимание шаткармы . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. п. 208. ИСБН 978-93-84753-35-1 .
- ^ Jump up to: а б Сарасвати, Ниранджанананда (2016). Серия тренировок прогрессивной йога-видья 1 . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. ISBN 978-93-84753-52-8 .
- ^ Йога Чакродая, Симпозиум Мангера по йоге 2018, Книги 3/3 . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. 2019. ISBN 978-81-940805-1-0 .
- ^ «О Бихарской школе йоги» .
- ^ Сарасвати, Сатьянанда (2012) [1-й паб. 1974]. Медитации из Тантры . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. ISBN 978-81-85787-11-4 .
- ^ Jump up to: а б Патель, Д. (2014). «Применение техник йоги для психологического благополучия людей» (PDF) . Международный журнал исследований в области гуманитарных и социальных наук . 2 (6): 4.
- ^ «Награды премьер-министра за выдающийся вклад в популяризацию и развитие йоги-2019» . Правительство Индии АЮШ. 20 июня 2019 г.
- ^ Сарасвати, Сатьянанда (2013). Йога и Крия . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. п. 329 359 445 471 499 525 516 538 698 724 771-113.
- ^ Бхавнани, А. (2013). «Краткая географическая история йоги в современной Индии» (PDF) . Международный журнал йоги и смежных наук . 1 (2): 163. ISSN 2278-5159 .
- ^ Сарасвати, Сатьянанда (2015) [1-й паб. 1966]. Динамика йоги . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. ISBN 978-81-85787-14-5 .
- ^ Сарасвати, Ниранджанананда (2012). Йога в повседневной жизни . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. ISBN 978-93-81620-23-6 .
- ^ Сарасвати, Ниранджанананда (2015) [1-й паб. 2014]. Йога-чакра . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. ISBN 978-93-84753-20-7 .
- ^ Jump up to: а б «Истоки интегральной йоги» . Массовая йога и медитация. 7 марта 2020 г. Проверено 13 июля 2024 г.
- ^ Сарасвати, Ниранджанананда (2019). Раджа-йога для всех . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. п. 17. ISBN 978-81-938918-7-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Берни Горли (июнь 2014 г.). «ОБЗОР КНИГИ: Асана Пранаяма Мудра Бандха Свами Сатьянанды Сарасвати» .
- ^ Йогапедия (декабрь 2023 г.). «Сатьянанда Йога» .
- ^ Jump up to: а б с Гималайская Академия йоги (январь 2021 г.). «ХАТХА ПРАДИПИКА, НАСТОЯЩИЙ ТЕКСТ ХАТХА-ЙОГИ» .
- ^ Сарасвати, Муктибодхананда (2000) [1-й паб. 1985]. Хатха-йога прадипика . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. ISBN 978-81-85787-38-1 .
- ^ Сарасвати, Ниранджанананда (2012). Гхеранда Самхита . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. ISBN 978-93-81620-19-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Блог буддийских книг (декабрь 2011 г.). «Асана Пранаяма Мудра Бандха Свами Сатьянанды Сарасвати» .
- ^ Jump up to: а б с Мёлленхофф, Кристиан (12 февраля 2021 г.). «Что делает Сатьянанду-йогу таким мощным стилем йоги?» .
- ^ Сарасвати, Ниранджанананда (2009). Прана и Пранаяма . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. ISBN 978-81-86336-79-3 .
- ^ Jump up to: а б "Обучение" .
- ^ Йогапедия (декабрь 2023 г.). «Раджа-йога» .
- ^ Сарасвати, Ниранджанананда (2018). Развитие Пратьяхары 1 . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. ISBN 978-81-938420-6-5 .
- ^ Сарасвати, Ниранджанананда (2003) [1-й паб. 1993]. Дхарана Даршан . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. ISBN 978-81-86336-30-4 .
- ^ Сарасвати, Ниранджанананда (2002). Йога Даршан . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. ISBN 81-86336-26-5 .
- ^ Махасри Йога (июнь 2017 г.). «Медитация из Тантры» .
- ^ Йогапедия (декабрь 2023 г.). «Стайрьям» .
- ^ Бхарати, Джнанешвара. «Сохам Мантра Медитация» . Проверено 20 июля 2024 г.
- ^ Йогапедия (декабрь 2023 г.). «Между Маунасом» .
- ^ Кумар, Камахья (сентябрь 2015 г.). Происхождение и применение йога-нидры . Национальный симпозиум по здоровому йога-образу жизни и CME, посвященный роли йоги, природы, питания и медитации в укреплении целостного здоровья. Махараштра, Индия.
- ^ Сарасвати, Сатьянанда (2001) [1-й паб. 1976]. Йога-нидра . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. ISBN 978-81-85787-12-1 .
- ^ Тимчак, Гейза (весна 2017 г.). «Йога-нидра как инструмент обучения йоге» . Духовные исследования . 3 (1): 26–35 . Проверено 20 июля 2024 г.
- ^ Сарасвати, Ниранджанананда (2017). Крия Йога Ятра 1 . Yoga Publications Trust, Мангер, Бихар. п. 3. ISBN 978-93-84753-39-9 .