Jump to content

Хатха Йога Прадипика

Фрагмент рукописной копии XIX века «Хатха Йога Прадипика» XV века , коллекция Шойен, Норвегия.

«Хатха -йога-прадипика» ( санскрит : haṭhayogapradīpika , हठयोगप्रदीपिका или «Свет хатха-йоги») — это классическое санскритское руководство по хатха-йоге пятнадцатого века , написанное Сватмарамой , который связывает учение Его линия ведет к Матсьендранатху из Натхов . Это один из самых влиятельных сохранившихся текстов по хатха-йоге, являющийся одним из трех классических текстов наряду с Гхеранда-самхитой и Шива-самхитой . [1]

восемь работ ранней хатха-йоги, которые, возможно, внесли свой вклад в « Хатха-йога прадипика» Совсем недавно были идентифицированы .

Название и состав

[ редактировать ]
Хатха Йога Прадипика 2.40–41, 2.77, перевод Мэллинсона и Синглтона.
Пока дыхание в теле сдержано , ум спокоен. Пока взгляд находится между бровями, опасности смерти нет. Когда все каналы очищены путем правильного выполнения ограничений дыхания, ветер легко проникает в отверстие Сушумны и входит в него .

В конце задержки дыхания в кумбхаке освободите ум от опоры. Таким образом, практикуя йогу, человек достигает состояния раджа-йоги . [2]

В разных рукописях текст имеет разные названия, в том числе Хатхайогапрадипика , Хатхапрадипика , Хатхапради и Хат-Прадипика . [3] Он был составлен Сватмарамой в 15 веке как компиляция более ранних текстов хатха-йоги. Сватмарама включает в свой синтез более старые санскритские концепции. Он представляет свою систему как подготовительный этап физического очищения перед высшей медитацией или раджа-йогой . [4]

Краткое содержание

[ редактировать ]
Рукописное изображение йогина в медитации, показывающее чакры и три основных нади (канала) тонкого тела . Маленькая змея, олицетворяющая Кундалини , поднимается из основания центральной нади.

« Хатха-йога-прадипика» перечисляет тридцать пять ранних мастеров хатха-йоги ( сиддхов ), в том числе Ади Натху , Матсьендранатха и Горакшанатха . Работа состоит из 389 шлок (стихов) в четырех главах, описывающих такие темы, как очищение (санскрит: шаткарма ), поза ( асана ), контроль дыхания ( пранаяма ), духовные центры в теле ( чакра ), кундалини , энергетические замки ( бандха ). , энергия ( прана ), каналы тонкого тела ( нади ) и энергетические печати ( мудра ). [5]

Он соответствует линии индуистской йоги (в отличие от буддийской и джайнской традиций) и посвящен Первому Господу (Ади Натхе), одному из имён Господа Шивы (индуистского бога разрушения и обновления). В нескольких текстах натхов он описан как передавший секрет хатха-йоги своей божественной супруге Парвати .

Механизмы

[ редактировать ]
Ранняя модель бинду
Поздняя модель Кундалини
« Хатха-йога-прадипика» представляет две противоречивые модели: одна включает остановку потока Бинду , другая — кундалини и поощрение потока амриты , чтобы объяснить, как хатха-йога ведет к бессмертию, не пытаясь их гармонизировать. [6]

« Хатха-йога прадипика» представляет две противоречивые модели того, как хатха-йога может привести к бессмертию ( мокше ), обе взяты из других текстов, без попытки их гармонизировать. [6]

Более ранняя модель предполагает манипулирование Бинду ; она постоянно капает из лунного центра в голову, падая и разрушаясь либо в пищеварительном огне живота (солнечный центр), либо извергаясь в виде семени, с которым оно отождествляется. Утрата Бинду вызывает прогрессирующее ослабление и, в конечном итоге, смерть. В этой модели необходимо сохранять бинду, а различные мудры блокируют ее прохождение вниз по Сушумна -нади, центральному каналу тонкого тела . [6]

Более поздняя модель предполагает стимуляцию Кундалини , визуализируемую в виде маленькой змеи, обвивающей основание Сушумны нади. В этой модели мудры служат для разблокировки канала, позволяя Кундалини подняться. Когда Кундалини, наконец, достигает вершины в Сахасрара -чакре, высвобождается тысячелепестковый лотос, запас Амриты , нектара бессмертия, хранящегося в голове. Затем Амрита разливается по телу, делая его бессмертным. [6]

Современные исследования

[ редактировать ]

« Хатха-йога прадипика» — это текст по хатха-йоге, который исторически изучался в рамках программ подготовки учителей йоги наряду с текстами по классической йоге, такими как « Патанджали Йога-сутры» . [7] В XXI веке исследования истории йоги привели к более глубокому пониманию происхождения хатха-йоги. [8]

Джеймс Мэллинсон изучал истоки хатха-йоги в классических текстах йоги, таких как Кхечаривидья . Он выделил восемь работ ранней хатха-йоги, которые, возможно, способствовали ее официальному формированию в « Хатха-йога прадипике» . Это стимулировало дальнейшие исследования в понимании формирования хатха-йоги. [9]

Джейсон Бёрч исследовал роль Хатха-йоги Прадипики в популяризации интерпретации санскритского слова хатха . Текст основан на классических текстах по различным системам йоги, и Сватмарама сгруппировал то, что он нашел, под общим термином «хатха-йога». Изучая буддийские тантрические комментарии и более ранние средневековые тексты йоги, Берч обнаружил, что наречие использования этого слова предполагает, что оно означает «силу», а не «метафизическое объяснение, предложенное в Йогабидже XIV века, объединения солнца ( ха ) и луны ( ṭha). )». [10]

  1. ^ Мастер Муруган, Чиллая (20 октября 2012 г.). «Ведические исследования и знания (Базовые знания Ведической книги)» . Силамбам . Проверено 31 мая 2013 г.
  2. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. 162.
  3. ^ «Сватмарама — Сборник информации» . Исследование рукописей коллекции Вулнера, Лахор . Венский университет. Архивировано из оригинала 2 июня 2016 года . Проверено 24 марта 2014 г.
  4. ^ Пандит, Моти Лал (1991). На пути к трансцендентности: историко-аналитическое исследование йоги как метода освобождения . Межкультурный. п. 205. ИСБН  978-81-85574-01-1 .
  5. ^ Берли, Микель (2000). Хатха-йога: ее контекст, теория и практика . Мотилал Банарсидасс. стр. 6–7. ISBN  978-81-208-1706-7 .
  6. ^ Jump up to: а б с д Мэллинсон и Синглтон, 2017 , стр. 32, 180–181.
  7. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. ix.
  8. ^ См., например, работу членов кооператива Modern Yoga Research.
  9. ^ «Доктор Джеймс Мэллинсон» . Современные исследования йоги . Проверено 17 ноября 2020 г. .
  10. ^ Берч, Джейсон (2011). «Значение хатхи в ранней хатха-йоге». Журнал Американского восточного общества . 131 : 527–554. JSTOR   41440511 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 95df6cc0acb8417da4c713f8270137fe__1718421120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/fe/95df6cc0acb8417da4c713f8270137fe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hatha Yoga Pradipika - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)