Хатха Йога Прадипика

«Хатха -йога-прадипика» ( санскрит : haṭhayogapradīpika , हठयोगप्रदीपिका или «Свет хатха-йоги») — это классическое санскритское руководство по хатха-йоге пятнадцатого века , написанное Сватмарамой , который связывает учение Его линия ведет к Матсьендранатху из Натхов . Это один из самых влиятельных сохранившихся текстов по хатха-йоге, являющийся одним из трех классических текстов наряду с Гхеранда-самхитой и Шива-самхитой . [1]
восемь работ ранней хатха-йоги, которые, возможно, внесли свой вклад в « Хатха-йога прадипика» Совсем недавно были идентифицированы .
Название и состав
[ редактировать ]Хатха Йога Прадипика 2.40–41, 2.77, перевод Мэллинсона и Синглтона. |
---|
Пока дыхание в теле сдержано , ум спокоен. Пока взгляд находится между бровями, опасности смерти нет. Когда все каналы очищены путем правильного выполнения ограничений дыхания, ветер легко проникает в отверстие Сушумны и входит в него . В конце задержки дыхания в кумбхаке освободите ум от опоры. Таким образом, практикуя йогу, человек достигает состояния раджа-йоги . [2] |
В разных рукописях текст имеет разные названия, в том числе Хатхайогапрадипика , Хатхапрадипика , Хатхапради и Хат-Прадипика . [3] Он был составлен Сватмарамой в 15 веке как компиляция более ранних текстов хатха-йоги. Сватмарама включает в свой синтез более старые санскритские концепции. Он представляет свою систему как подготовительный этап физического очищения перед высшей медитацией или раджа-йогой . [4]
Краткое содержание
[ редактировать ]
« Хатха-йога-прадипика» перечисляет тридцать пять ранних мастеров хатха-йоги ( сиддхов ), в том числе Ади Натху , Матсьендранатха и Горакшанатха . Работа состоит из 389 шлок (стихов) в четырех главах, описывающих такие темы, как очищение (санскрит: шаткарма ), поза ( асана ), контроль дыхания ( пранаяма ), духовные центры в теле ( чакра ), кундалини , энергетические замки ( бандха ). , энергия ( прана ), каналы тонкого тела ( нади ) и энергетические печати ( мудра ). [5]
- Глава 1 посвящена созданию подходящей среды для занятий йогой, этическим обязанностям йога и асанам .
- Глава 2 посвящена пранаяме и саткармам .
- В главе 3 обсуждаются мудры и их преимущества.
- Глава 4 посвящена медитации и самадхи как пути личного духовного роста.
Он соответствует линии индуистской йоги (в отличие от буддийской и джайнской традиций) и посвящен Первому Господу (Ади Натхе), одному из имён Господа Шивы (индуистского бога разрушения и обновления). В нескольких текстах натхов он описан как передавший секрет хатха-йоги своей божественной супруге Парвати .
Механизмы
[ редактировать ]« Хатха-йога прадипика» представляет две противоречивые модели того, как хатха-йога может привести к бессмертию ( мокше ), обе взяты из других текстов, без попытки их гармонизировать. [6]
Более ранняя модель предполагает манипулирование Бинду ; она постоянно капает из лунного центра в голову, падая и разрушаясь либо в пищеварительном огне живота (солнечный центр), либо извергаясь в виде семени, с которым оно отождествляется. Утрата Бинду вызывает прогрессирующее ослабление и, в конечном итоге, смерть. В этой модели необходимо сохранять бинду, а различные мудры блокируют ее прохождение вниз по Сушумна -нади, центральному каналу тонкого тела . [6]
Более поздняя модель предполагает стимуляцию Кундалини , визуализируемую в виде маленькой змеи, обвивающей основание Сушумны нади. В этой модели мудры служат для разблокировки канала, позволяя Кундалини подняться. Когда Кундалини, наконец, достигает вершины в Сахасрара -чакре, высвобождается тысячелепестковый лотос, запас Амриты , нектара бессмертия, хранящегося в голове. Затем Амрита разливается по телу, делая его бессмертным. [6]
Современные исследования
[ редактировать ]« Хатха-йога прадипика» — это текст по хатха-йоге, который исторически изучался в рамках программ подготовки учителей йоги наряду с текстами по классической йоге, такими как « Патанджали Йога-сутры» . [7] В XXI веке исследования истории йоги привели к более глубокому пониманию происхождения хатха-йоги. [8]
Джеймс Мэллинсон изучал истоки хатха-йоги в классических текстах йоги, таких как Кхечаривидья . Он выделил восемь работ ранней хатха-йоги, которые, возможно, способствовали ее официальному формированию в « Хатха-йога прадипике» . Это стимулировало дальнейшие исследования в понимании формирования хатха-йоги. [9]
Джейсон Бёрч исследовал роль Хатха-йоги Прадипики в популяризации интерпретации санскритского слова хатха . Текст основан на классических текстах по различным системам йоги, и Сватмарама сгруппировал то, что он нашел, под общим термином «хатха-йога». Изучая буддийские тантрические комментарии и более ранние средневековые тексты йоги, Берч обнаружил, что наречие использования этого слова предполагает, что оно означает «силу», а не «метафизическое объяснение, предложенное в Йогабидже XIV века, объединения солнца ( ха ) и луны ( ṭha). )». [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мастер Муруган, Чиллая (20 октября 2012 г.). «Ведические исследования и знания (Базовые знания Ведической книги)» . Силамбам . Проверено 31 мая 2013 г.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. 162.
- ^ «Сватмарама — Сборник информации» . Исследование рукописей коллекции Вулнера, Лахор . Венский университет. Архивировано из оригинала 2 июня 2016 года . Проверено 24 марта 2014 г.
- ^ Пандит, Моти Лал (1991). На пути к трансцендентности: историко-аналитическое исследование йоги как метода освобождения . Межкультурный. п. 205. ИСБН 978-81-85574-01-1 .
- ^ Берли, Микель (2000). Хатха-йога: ее контекст, теория и практика . Мотилал Банарсидасс. стр. 6–7. ISBN 978-81-208-1706-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Мэллинсон и Синглтон, 2017 , стр. 32, 180–181.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. ix.
- ^ См., например, работу членов кооператива Modern Yoga Research.
- ^ «Доктор Джеймс Мэллинсон» . Современные исследования йоги . Проверено 17 ноября 2020 г. .
- ^ Берч, Джейсон (2011). «Значение хатхи в ранней хатха-йоге». Журнал Американского восточного общества . 131 : 527–554. JSTOR 41440511 .
Источники
[ редактировать ]- Мэллинсон, Джеймс ; Синглтон, Марк (2017). Корни йоги . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-241-25304-5 . OCLC 928480104 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Иянгар и др., 1972 г. Перевод с комментарием Джйотсны.
- Санскритский текст и перевод издания Панчам Синха на сайте Holy-texts.com
- Издание Хатха Йога Прадипика Панчам Синх из LibriPass. Архивировано 25 июня 2014 года в Wayback Machine.
- Образец нового перевода Брайана Акерса
- Перевод 2003 г. с комментарием Джйотсны
- Свет на проект Хатха-йоги: критическое издание и перевод, 2021 г.