Nadi (yoga)
Нади ( санскрит : नाड़ी , букв. «трубка, трубка, нерв, кровеносный сосуд, пульс») — это термин, обозначающий каналы, по которым в традиционной индийской медицине и духовной теории проходят такие энергии, как прана физического тела , тонкие тело и причинное тело Говорят, что текут. В рамках этой философской концепции считается, что нади соединяются в особых точках интенсивности — чакрах . [1] Говорят, что все нади происходят из одного из двух центров; сердце и канда , последняя представляет собой яйцевидную луковицу в области таза , чуть ниже пупка. [1] Три основных нади проходят от основания позвоночника к голове: ида слева, сушумна в центре и пингала справа. В конечном итоге цель состоит в том, чтобы разблокировать эти нади и принести освобождение.
Обзор
[ редактировать ]Нади — важная концепция в индуистской философии , упомянутая и описанная в источниках, некоторым из которых около 3000 лет. Утверждается, что количество нади человеческого тела достигает сотен тысяч и даже миллионов. Трактат «Шива Самхита» о йоге утверждает, например, что из 350 000 нади 14 особенно важны, и среди них три только что упомянутые являются тремя наиболее важными. [1] Три главных нади — это ида , пингала и сушумна . [2] Ида (इडा, iḍā «комфорт») лежит слева от позвоночника, тогда как пингала (पिङ्गल, пингала «оранжевый», «желто-коричневый», «золотой», «солнечный») находится с правой стороны позвоночника, отражая Ида. Сушумна (Suṣumṇa «очень милостивый», «добрый» [3] ) проходит вдоль спинного мозга в центре, через семь чакр . Когда каналы разблокируются действием йоги, энергия Кундалини разворачивается и поднимается вверх по сушумне от основания позвоночника. [2] Хотя сушумну стали представлять как вертикальный канал, идущий вверх от сердца, области пупка или основания туловища, существует старый прецедент идеи, что она, как и Шактитанту, простирается до стоп: Матангапарамешвара, Сравнительно ранняя Сиддхантатантра предполагает, что сушумна проходит от кончиков больших пальцев ног к макушке головы через пупок и сердце. Эта архаичная модель центрального канала, идущего к стопам и связывающего вместе основную серию из девяти лотосов (т.е. Капалишабхайравы, четырех Дэви и четырех Дути), охватывающих ось тела от гребня (шикха) до стоп (пада), может лежать в основе Концепция Шактитанту Брахмаямалы.
Нади играют важную роль в йоге, поскольку многие йогические практики, в том числе шаткарма , мудры и пранаяма , предназначены для открытия и разблокировки нади. Конечная цель некоторых йогических практик состоит в том, чтобы направить прану именно в сушумна-нади, позволяя кундалини подняться и, таким образом, вызвать мокшу , или освобождение. [4]
Ранние ссылки
[ редактировать ]Некоторые древние Упанишады используют концепцию нади (каналов). Система нади упоминается в Чандогья-упанишаде (8-6 вв. до н. э.), стих 8.6.6. [7] и в стихах 3.6–3.7 Прашна-упанишады (вторая половина I тыс. до н.э.). Как сказано в последнем,
3.6 «Воистину, в сердце находится Дживатма . Здесь возникает сто и один нади . Для каждой из этих нади существует сто надиков . Для каждой из них есть еще тысячи. В этих вьяна ». движениях
3.7 «Через один из них Удана ведет нас вверх посредством добрых дел к добрым мирам, через грех – к греховным мирам, а через оба – к мирам людей». (ПУ Q3) [8] [9]
Средневековый «Сат-Чакра-Нирупана» (1520-е гг.), один из более поздних и наиболее развитых классических текстов о нади и чакрах, называет эти три основные нади именами Шаши, Михира и Сушумна. [10]
В пространстве вне Меру, справа, помимо тела, расположенного слева и справа, находятся две нади, Шаши и Михира. Нади-сушумна, чья субстанция — тройственные гуны, находится посередине. Она — форма Луны, Солнца и Огня, а также воды; Ее тело, цепочка цветущих цветов Дхатуры, простирается от середины Канды до Главы, а Ваджра внутри Нее простирается, сияя, от Медхры к Голове. [11]
Функции и деятельность
[ редактировать ]В хатха-йоги теории нади несут прану , энергию жизненной силы. В физическом теле нади — это каналы, переносящие воздух, воду, питательные вещества, кровь и другие телесные жидкости, и они подобны артериям , венам , капиллярам , бронхиолам , нервам , лимфатическим каналам и так далее. [1] В тонком и причинном теле нади являются каналами для так называемых космических, витальных, семенных, ментальных, интеллектуальных и т. д. энергий (в совокупности называемых праной ) и важны для ощущений, сознания и духовной ауры . [1]
Тексты йоги расходятся во мнениях относительно количества нади в человеческом теле. «Хатха -йога-прадипика» и «Горакша-самхита» цитируют 72 000 нади, каждая из которых разветвляется на еще 72 000 нади, тогда как « Шива-самхита» утверждает, что 350 000 нади возникают из пупочного центра. [1] а Катха Упанишада (6.16) говорит, что от сердца исходит 101 канал. [2]
Ида и Пингала нади в современных прочтениях иногда интерпретируются как два полушария мозга . Пингала — это экстравертная (активная) солнечная нади, соответствующая правой стороне тела и левой стороне мозга . Ида — это интровертная лунная нади, соответствующая левой стороне тела и правой стороне мозга . [12]
Три канала ( нади )
[ редактировать ]Центральный канал ( Сушумна )
[ редактировать ]Сушумна — центральный и самый важный канал. Он соединяет базовую чакру с коронной чакрой . Это важно в йоге и тантре . [13] [14] Это соответствует реке Сарасвати.
Боковые каналы
[ редактировать ]Левый канал ( Ида )
[ редактировать ]Ида связана с лунной энергией. Слово ида означает «комфорт» на санскрите . Ида имеет луноподобную природу и женскую энергию с охлаждающим эффектом. [15] Она проходит от левого яичка к левой ноздре и соответствует реке Ганг.
Правый канал ( Пингала )
[ редактировать ]Пингала связана с солнечной энергией. Слово пингала на санскрите означает «оранжевый» или «желто-коричневый». Пингала обладает солнечной природой и мужской энергией. [15] Ее температура нагревается и распространяется от правого яичка к правой ноздре. Это соответствует реке Ямуне .
Разблокировка каналов
[ редактировать ]Целью йоги является мокша , освобождение и, следовательно, бессмертие в состоянии самадхи , союза, что и является значением «йоги», как описано в Патанджалаяйогасастре . [16] [17] Этому препятствуют закупорки нади, которые позволяют жизненному воздуху, пране , задерживаться в каналах Ида и Пингала. Поэтому разблокировка каналов является жизненно важной функцией йоги. [17] Различные практики йоги, включая предварительное очищение или саткармы , йогические печати или мудры , визуализацию, задержку дыхания или пранаяму , а также повторение мантр, работают вместе, чтобы заставить прану переместиться из Иды и Пингалы в центральный канал Сушумны. [17] Мудры, в частности, закрывают различные отверстия, таким образом улавливая прану и направляя ее к Сушумне. Это позволяет кундалини подняться вверх по каналу Сушумны, что ведет к освобождению. [17] [18] [19]
Другие традиции и интерпретации
[ редактировать ]Другие культуры используют концепции, аналогичные нади и пране.
китайский
[ редактировать ]Системы, основанные на традиционной китайской медицине, работают с энергетической концепцией ци , аналогичной пране . [20] Ци проходит через меридианы, аналогичные нади. Практика микрокосмической орбиты имеет много общего с некоторыми индийскими упражнениями нади шуддха (очистка каналов) и практикой крия йоги .
тибетский
[ редактировать ]Тибетская медицина заимствует многие концепции йоги под влиянием тантрического буддизма . Одна из Шести йог Наропы — это очищение центрального канала, называемого пхова , позволяющее перенести сознание в чистую землю через стреловидный шов . [21]
Практика Ваджраяны Трул Кхора — это еще одна практика, используемая для направления и контроля потока энергии внутри энергетических меридианов тела посредством контроля дыхания и физических поз. [22]
Европейский
[ редактировать ]Иногда три главных нади связаны с Кадуцеем Гермеса: «две змеи которого символизируют кундалини или змеиный огонь, который сейчас должен быть приведен в движение по этим каналам, а крылья олицетворяют силу сознательного полета через высшие планы. которое дает развитие этого огня». [23]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж БКС Айенгар (2010). Свет на Пранаяме . Издательская компания «Перекресток». стр. Глава 5: Нади и чакры.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэллинсон и Синглтон, 2017 , стр. 172–173.
- ^ Speakingsanskrit.de
- ^ Перейти обратно: а б Mallinson & Singleton 2017 , стр. Глава 6, особенно страницы 228–229.
- ^ Вараха Упанишад , ок. 1200–1600 гг. н.э.
- ^ Varahopanisad V, 54/5.
- ^ Ссылку на Чандогья Упанишад 8.6.6 и интерпретацию как ранней формы оккультной физиологии см.: МакЭвилли, Томас. «Хребтовой змей», в: Харпер и Браун, с. 94.
- ^ Надики - маленькие нади.
В этом контексте удана часто переводится как «выдох». Возможно, метафора смерти. - ^ Прашна Упанишад, Вопрос 3, § 6, 7.
- ^ Сат-Чакра-Нирупана , Пурнананда Свами.
- ^ Сат-Чакра-Нарупана, Муладхара-чакра , пер. Сэр Джон Вудрофф в книге «Змеиная сила: Быть шат-чакра-нирупаной и Падука-панчакой»
- ^ «Надис» . Йога Дхарма . 5 октября 2019 года . Проверено 4 марта 2022 г.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 122, 173, 178, 187, 190, 194, 197, 202.
- ^ Сэмюэл, Джеффри (2010). Истоки йоги и тантры. Индийские религии до тринадцатого века . Издательство Кембриджского университета . стр. 255, 271.
- ^ Перейти обратно: а б Три фундаментальных нади
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 4–6, 323.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мэллинсон и Синглтон, 2017 , стр. 178–181.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 228–233.
- ^ Артур Авалон, Змеиная сила (сборник йога-тантрических текстов)
- ^ Хэнки, Алекс; Нагендра, HR; Нагилла, Нихарика (2013). «Влияние практики йоги на акумеридийские энергии: уменьшение дисперсии подразумевает преимущества регулирования» . Международный журнал йоги . 6 (1). Медноу: 61–65. дои : 10.4103/0973-6131.105948 . ISSN 0973-6131 . ПМЦ 3573545 . ПМИД 23439630 .
- ^ Георгиос, Халкиас (октябрь 2019 г.). «Восхождение на небеса после смерти: комментарий Кармы Чагс Меда о переносе разума» (PDF) . Revue d'Etudes Tibétaines (52): 70–89.
- ^ Чауль, М. Алехандро (октябрь 2003 г.). «Йога-практики в традиции Бон» (PDF) . Приветственная история (24): 7–8. Архивировано из оригинала (PDF) 29 февраля 2008 г. Проверено 4 марта 2022 г.
- ^ CW Ледбитер, Чакры , Адьяр, 1929 г.
Источники
[ редактировать ]- Мэллинсон, Джеймс ; Синглтон, Марк (2017). Корни йоги . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-241-25304-5 . OCLC 928480104 .
- Сандра, Андерсон (2018). «Нади: тантрическая анатомия тонкого тела». Гималайский институт . Проверено 2 апреля 2021 г.
- «Три главных нади: Ида, Пингала и Сушумна». Хридайя Йога Франция . Проверено 3 апреля 2021 г.
- «Ида и Пингала». Инь-йога . Проверено 3 апреля 2021 г.