Джива
Джива ( санскрит : जीव , IAST : jiva ), также называемый Дживатман , — живое существо или любая сущность, наделенная жизненной силой в индуизме и джайнизме . [ 1 ] Само слово происходит от санскритского глагольного корня jīv , который переводится как «дышать» или «жить». [ 2 ] : 211 [ 3 ] Джива Бхагавад , как метафизическая сущность, была описана в различных писаниях, таких как -гита и Упанишады . Каждая подшкола Веданты описывает роль дживы вместе с другими метафизическими сущностями в различных качествах. Ближайшим переводом на английский язык и авраамическую философию будет душа .
Описано в Священных Писаниях
[ редактировать ]Общей метафизической сущностью, обсуждаемой в священных писаниях (таких как Бхагавад-гита, Упанишады и Вачанамрут) семи школ Веданты, является джива или атман : душа или «я». [ 4 ]
Бхагавад Гита
[ редактировать ]Глава 2 Бхагавад-гиты содержит стихи, описывающие дживу . Например, в главе 2, стихе 20 джива описывается как вечная и неразрушимая:
Он никогда не рождается и не умирает
Такого никогда не было и никогда больше не будет.
Это нерожденное, вечное, вечное, древнее
Оно не убивается в теле, которое убивают.
«Душа нерождена и вечна, вечна и первобытна. Она не убивается убийством тела».
— Бхагавад Гита 2.20», [ 2 ] : 225
Упанишады
[ редактировать ]Кончик шарика — сто частей и сто штук. Эту часть живого существа следует понимать как бесконечную. 9 ॥ [1]
- «Если бы кончик волоса разделить на сто частей и каждую часть разделить еще на 100 частей, это и было бы размером дживы (души)». Шветашватара Упанишад (5.9)
Шветашватара -упанишада сравнивает дживу и Параматму с двумя дружелюбными птицами, сидящими на одном дереве:
Человек, погруженный в то же дерево, растерян и безудержно сетует. Когда человек видит другого человека, занятого служением Верховной Личности Бога, он освобождается от горя. 7 ॥ [2]
- «Две птицы сидят на дереве (теле). Одна птица, джива, наслаждается плодами дерева, а другая, Параматма, наблюдает за дживой». Шветашватара Упанишад (4.7) [ 5 ]
Вачанамрут
[ редактировать ]Сваминараян описал природу дживы в своей беседе в Вачанамрут Джеталпур 2:
Джива неразрезаема, непробиваема, бессмертна, создана из сознания и имеет размер атома. Вы также можете спросить: «Где обитает джива?» Ну, он находится в пространстве сердца и, находясь там, выполняет разные функции. Отсюда, когда он хочет видеть, он делает это глазами; когда он хочет слышать звуки, он делает это через уши; он улавливает все виды запахов через нос; вкус ощущается через язык; и через кожу оно испытывает удовольствия от всех ощущений. Кроме того, он думает умом, созерцает посредством читты [одной из внутренних способностей] и формирует убеждения посредством интеллекта [буддхи]. Таким образом, посредством десяти чувств и четырех внутренних способностей он воспринимает все объекты чувств [т. е. объекты чувственного восприятия». Оно пронизывает все тело с головы до пят, но отличается от него. Такова природа дживы.
— Вачанамрут Джеталпур 2, : [ 2 ] : 211
Веданта
[ редактировать ]Веданта — одна из шести школ ( даршанам ) индуистской философии, и она содержит подшколы, верования которых заимствованы из Упанишад , Брахма-сутр и Бхагавад-гиты . Вышеупомянутые три писания обычно называют Прастхантрайи .
Адвайта Даршан
[ редактировать ]Адвайта (недуалистический) даршан постулирует существование только одной сущности, Брахмана . Он считает, что все различия в конечном итоге ложны, поскольку для дифференциации требуется более одного объекта. Эти различия, воспринимаемые эмпирически, наряду с различиями, изложенными в « Прастханатрае» , объясняются в рамках этой школы признанием относительной реальности ( вьявахарик сатта). [ 6 ] : 188 Одним из таких различий является различие между дживами , или душами, и Брахманом. Понимаемые через парадигму относительной реальности, дживы окутаны майей – авидьей , или невежеством – состоянием, в котором они не способны осознать свое единство с Брахманом. [ 6 ] : 189 В философии Адвайты природа Дживы описывается с помощью трех теорий или метафор: Пратибимба - вада (теория отражения) , Аваччеда-вада (теория ограничения) и Абхаса-вада (теория появления). [ 7 ] Согласно Пратибимба-ваде , джива состоит из отражения атмана , а зеркало, на котором происходит отражение, — это неведение ( авидья ). Эта метафора проясняет, что атман и джива не различимы, даже если они кажутся таковыми, точно так же, как отражение человека в зеркале кажется отличным от самого себя, но на самом деле идентично ему. Аваччеда-вада отрицает возможность отражения сознания и вместо этого понимает дживу как ограничение ( упадхи ) атмана . Оно ограничено и кажется отделенным от других «я» из-за невежества. [ 8 ]
Бхедхабхеда (Двайтадвайт) Даршан
[ редактировать ]Бхедхабхеда Даршан , основанный Нимбарком, утверждает, что дживы одновременно отличны и являются частью Брахмана, что является своего рода золотой серединой между крайностями Адвайты, полного единства, и Двайты, абсолютного различия. [ 9 ] Это понятие различия и в то же время неразличия обычно изображается посредством аналогии: точно так же, как лучи исходят от Солнца, но отличны от него в пространстве и времени, так и дживы являются частями целого, которое есть Брахман. Другая аналогия — это искры, вылетающие из огня. Искры, состоящие из того же вещества, что и огонь, неотличны ( абхеда ) от огня. Они также разные ( бхеда ), расположенные в другом месте от огня, из которого они возникли. Еще одна аналогия — океан и его волны, которая показывает, что хотя бхедабхеда даршан предполагает, что Брахман имеет части, а дживы являются частью Брахмана, это не означает, что дживы умаляют его совершенство, точно так же, как волны океана не умаляют его. количество воды, присутствующей в океане. [ 10 ]
Двайта Даршан
[ редактировать ]Основанный Мадхвой , Двайта (дуалистический) даршан отвергает адвайтское (недуалистическое) представление о единой конечной реальности. Он предлагает пять видов двойственности, наиболее фундаментальной из которых является двойственность между дживами и Ишварой . Душа или джива отличается от Бога или Ишвары из-за зависимости дживы от Ишвары ; это состояние является показателем вечного онтологического различия. [ 11 ] Уникальной для этой школы является идея иерархии душ, напоминающая о предопределении . Внутри системы некоторые души изначально и навечно предназначены для освобождения, другие — для ада, а третьи — для миграции через цикл рождения и смерти. [ 12 ] : 267 Именно в этом цикле дживы имеют возможность совершать положительные или отрицательные поступки ( кармы ) и предпринимать духовные усилия, чтобы освободиться от них, что известно как освобождение ( мокша ). [ 13 ]
Вишиштадвайта Даршан
[ редактировать ]Вишиштадвайта даршан , предложенный Рамануджей , поддерживает онтологическое различие между дживами и Богом. Однако, в отличие от Двайта Даршана, это различие носит оговорочный характер. Джива по - прежнему остается зависимой от Бога в своих качествах и воле. [ 14 ] : 234 Рамануджа использует учение о теле и душе ( шарира и шарири ), чтобы объяснить отношения между Богом и дживами . Дживы душа составляют тело Бога, а Бог — это джив . Используя эту доктрину, Рамануджа способен поддерживать онтологическое различие между Богом и дживами , при этом демонстрируя их квалифицированную недвойственность. [ 15 ]
Вишиштадвайта, как и другие даршаны , утверждает, что личность — это четан , сознательное существо, состоящее из сознания. [ 14 ] : 235 Школа предлагает множество опровержений концепции Адвайты, одно из которых касается того, как джива Адвайты , Брахман, может находиться в состоянии невежества. Вишиштадвайта Даршан утверждает, что если невежество не является качеством Брахмана, то понятие недвойственности противоречит. [ 16 ] Рамануджа сравнивает сознание дживы как атмана с отношениями между лампой и излучаемым ею светом: [ 17 ] : 235
Одна светящаяся субстанция существует как свет и как обладатель света... обладает светимостью, потому что освещает как свою собственную форму, так и форму других. Но оно ведет себя как качество этой светящейся субстанции... Точно так же «я» имеет форму сознания, но также имеет и качество сознания.
- Мелкоте об. 1: 89, 90, [ 17 ] : 235–236
В отличие от других школ, философия Вишиштадвайты предполагает, что мокша (освобождение) — это не только конец переселений дживы (перерождений), но также чувство блаженства и радости, обретаемые в созерцании Бога и жизни в преданности. Это включает воспевание ему хвалы и размышление о его качествах. [ 18 ]
Шуддхадвайта Даршан
[ редактировать ]Шуддадваита Даршан , предложенный Валлабхачарьей , имеет концепцию «нитья-самбандхи», что означает вечные отношения между дживой и Брахманом (Парабрахманом). природа Присущая дживе божественна, чиста и духовна. — Конечная цель дживы любовная преданность Кришне (Верховному Брахману), а освобождение достигается через божественную милость и принятие любовного предания дживы Кришне. Валлабхачарья использует аналогию между огнем и его искрами, где дживы — это искры, возникающие из Божьего огня, крошечные, но имеющие одну и ту же сущность. [ 19 ]
Ачинтья Бхеда Абхеда
[ редактировать ]Ачинтья Бхеда Абхеда , предложенная Чайтаньей Махапрабху, утверждает, что джива и Брахман одинаковы ( абхеда ) и различны ( бхеда ), и их отношения немыслимы в мыслях ( ачинтья ). [ 17 ] : 283 Джива Госвами , один из главных ученых школы Чайтанья-вайшнавов, предлагает определение личности, которое разделяет многие характеристики других школ, но четко соответствует позиции Бхедхабхеды, согласно которой джива является частью Брахмана:
Более того, он обладает внутренними характеристиками воспринимающего, действующего и качественного переживающего, и по своей собственной природе и во все времена он является неотъемлемой частью пребывающего в нем Господа.
— Джива Госвами, [ 17 ] : 287
Философия, предложенная Чайтаньей Махапрабху, признает, что джива осознает и обладает различными качествами. Оно не является ни богом, ни человеком, ни животным, оно отделено от чувств и ума. Оно неизменно, обладает сознанием и блаженством и пронизывает тело. Хотя для функционирования тела и ума требуется джива, осознание и существование дживы ни от чего не зависят. Госвами также описывает, что «в каждом теле есть разные личности , каждое из которых является неотъемлемой частью Господа». [ 5 ]
Акшар-Пурушоттам Даршан
[ редактировать ]Акшар -Пурушоттам Даршан , учение Сваминараяна в интерпретации БАПС , [ 20 ] сосредотачивается вокруг существования пяти вечных реальностей, как сказано в двух проповедях Сваминараяна, задокументированных в Вачанамруте , Гадхада 1.7 и Гадхада 3.10:
Пурушоттама Бхагаван , Акшарабрахман , майя , ишвара и джива – эти пять сущностей вечны. [ 21 ]
Из всех Вед, Пуран, Итихасы и Смрити я почерпнул принцип, согласно которому джива , майя , ишвара , Брахман и Парамешвара вечны. [ 21 ]
Джива . определяется как отдельная, индивидуальная душа, то есть конечное разумное существо Дживы связаны майей , которая скрывает их истинное «я», характеризующееся вечным существованием, сознанием и блаженством. Существует бесконечное количество джив . Они чрезвычайно тонкие, неделимые, непробиваемые, нестареющие и бессмертные. Находясь в сердце, джива пронизывает все тело своей способностью познавать ( гнаншакти ), оживляя его. Это форма знания ( гнансваруп ), а также знающий ( гната ). Джива кармы совершает добродетельные и безнравственные действия ( ) и испытывает плоды этих действий. Оно навечно связано майей ; в результате он блуждает в цикле рождения и смерти . Рождение – это когда джива обретает новое тело, а смерть – это когда она покидает свое тело. Подобно тому, как человек оставляет свою старую одежду и носит новую, джива отказывается от своего старого тела и обретает новое. [ 2 ]
Сходства с другими школами
[ редактировать ]Санкхья-йога
[ редактировать ]Между дживой и пурушей санкхья йоги - . имеется важное сходство Наиболее заметное сходство состоит в том, что и джива , и пуруша являются частью дуализма. [ 22 ] Точно так же, как дуализм санкхьи между пурушей и пракрити существует и , аналогичный дуализм между дживой и адживой в джайнизме. [ 23 ] : 77 Говорят , что и джива , и пуруша многочисленны. [ 23 ] : 73 В Санкхьякарике говорится: [ 24 ]
С момента рождения смерть и орудия жизни распределяются по отдельности; поскольку занятия не сразу универсальны; и поскольку качества влияют по-разному; проявляется множество душ (пуруша)
— (Самкхья карика, стих 18) ·
Соответственно, каждая джива , как и пуруша в санкхье, качественно отличается от другой дживы, так что каждую можно назвать «самим собой». [ 23 ] : 77
Ньяя Даршан
[ редактировать ]Философская школа ньяя также имеет сходство со школами Веданты в том, что существует вера в то, что джива вечна, испытывает плоды своих хороших и плохих поступков ( кармы ) и подвергается реинкарнации . Однако в отличие от других школ, где джива является источником сознания, в школе Ньяя сознание — это атрибут, который возникает только тогда, когда джива соединяется с разумом. Более того, школы ньяя считают, что освобождение — это полное отсутствие страданий, а не состояние блаженства и счастья. [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэтью Холл (2011). Растения как личности: философская ботаника . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 76. ИСБН 978-1-4384-3430-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Парамтаттвадас, Садху (17 августа 2017 г.). Введение в сваминараянскую индуистскую теологию . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107158672 . OCLC 964861190 .
- ^ «Кёльнское сканирование» .
- ^ Джонсон, WJ, 1951- (12 февраля 2009 г.). Словарь индуизма (Первое изд.). Оксфорд [Англия]. ISBN 9780198610250 . OCLC 244416793 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б «Бг. 2.22» . vedabase.io . Проверено 5 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тималсина, Станешвар (2014). Дасти, Мэтью; Брайант, Эдвин (ред.). «Я», причинность и действие в Адвайте Шанкары . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-992274-1 . OCLC 862077056 .
- ^ Мишра, Годабариша (2021). Недуализм: веданта и агамика (Адвайта в изложении Шанкары и Абхинавагупты) . Журнал Индийского совета философских исследований. п. 148.
- ^ Дойч, Элиот (февраль 1966 г.). «Международный философский ежеквартальный журнал: том 6, выпуск 1, 1966 г. Самость в Адвайта Веданте - Центр философской документации» . Международный философский ежеквартальный журнал . 6 (1): 10–11. дои : 10.5840/ipq19666118 . Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ Ранганатан, Шьям. «Индуистская философия» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ «Бхедабхеда Веданта | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 23 февраля 2023 г.
- ^ Стокер, Валерия. «Мадхва» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 27 ноября 2019 г. .
- ^ Бухта, Дэвид (2014). Дасти, Мэтью; Брайант, Эдвин (ред.). Зависимое влияние и иерархический детерминизм в теологии Мадхвы . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-992274-1 . OCLC 862077056 .
- ^ Мишра, RC (2013). Мокша и индуистское мировоззрение . Нью-Дели, Индия: Публикации SAGE. стр. 22–24.
- ^ Перейти обратно: а б Ганери, Мартин (26 ноября 2013 г.). Дасти, Мэтью; Брайант, Эдвин (ред.). Свободная воля, свобода действий и индивидуальность в Раманудже . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-992274-1 . OCLC 862077056 .
- ^ «Рамануджа | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Ранганатан, Шьям. «Рамануджа» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 29 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дасти, Мэтью Р., Брайант, Эдвин Ф. (2014). Свободная воля, свобода действий и индивидуальность в индийской философии . Упс США. ISBN 978-0-19-992275-8 . OCLC 852227561 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Вишиштадвайта | Индуистская философия | Британника» . www.britanica.com . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Барз, Ричард Кейт (1976). Секта Бхакти Валлабхачарьи . Томсон Пресс (Индия). стр. 66–69. ISBN 978-81-215-0576-5 .
- ^ Акшарананддас, Садху; Бхадрешдас, Садху (1 апреля 2016 г.). Брахмаджняна Сваминараяна как Акшарабрахма-Парабрахма-Даршанам (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199463749.003.0011 . ISBN 9780199086573 .
- ^ Перейти обратно: а б Сахаджананда, Свами, 1781–1830 (2014). Вачанамрут: духовные беседы Бхагвана Сваминараяна . Бочасанваси Шри Акшарпурушоттама Санстха. (Первое изд.). Ахмедабад. ISBN 9788175264311 . OCLC 820357402 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Джайнская философия | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гир, Николас Ф. (1995). «Ахимса, Самость и постмодернизм» . Международный философский ежеквартальный журнал . 35 (1): 71–86. дои : 10.5840/ipq199535160 . ISSN 0019-0365 .
- ^ Коулбрук, Генри Томас (1887). Санкхья карика: или Мемориальные стихи по философии санкхьи . Чаттерьеа. п. 68. ОСЛК 61647186 .
- ^ Мокерджи, Саткари (1997). Буддийская философия универсального потока . Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. Глава 8. ISBN 978-8120807372 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Наука эмоций» Бхагавана Даса.
- «Джива» - использование в Бхагавата Пуране.
- Термины «джива» и «душа» в западной и восточной философии и религии (на английском и чешском языках)