Параматман
Параматман (санскрит: परमात्मन्, IAST : Параматман) или Параматма — это Абсолютный Атман , или высшее «Я», в различных философских теориях, таких как школы Веданты и йоги в индуистском богословии, а также в других индийских религиях, таких как сикхизм . Параматман — это «Изначальное Я» или «Запредельное Я», духовно тождественное абсолютной и окончательной реальности. Бессамостность — атрибут Параматмана , где всякая личность/индивидуальность исчезает. [1]
Этимология
[ редактировать ]Основа слова paramātman ( [pɐɾɐmaːtmɐn] , его именительный падеж единственного числа — paramātmā — परमात्मा, произносится [pɐɾɐmaːtmaː] ) образована из двух слов: parama , означающего «высший» или «высший», и ātman , что означает индивидуальное «я».
Слово Атман обычно обозначает Индивидуальное Я, но под словом Параматман , которое также выражает Безграничную Жизнь, Безграничное Сознание, Безграничную Субстанцию в Безграничном Пространстве, подразумевается Атман всех атманов , Высшее Я или Универсальное Я. Слово Атман , что буквально означает отсутствие тьмы или света. [ нужна ссылка ] , является ли Брахман тончайшим неразрушимым Божественным существованием. Слово Параматман относится к Создателю всего. [ нужна ссылка ]
Джайнизм
[ редактировать ]В джайнизме каждый атман или индивидуальное «я» является потенциальным Параматманом или Богом, оба по сути одинаковы. Оно остается атманом только из-за своих связывающих кармических ограничений до тех пор, пока эти ограничения не будут устранены. Как Параматман , атман представляет собой высшую точку духовной эволюции. [2]
Несмотря на то, что джайнский мистицизм сосредоточен вокруг Атмана и Параматмана , поскольку он верит в существование души, в джайнизме, который не признает ни Вед авторитет , ни монизм , все просветленные души называются Параматманами и считаются богами. Джайнизм почитает душу каждого человека как своего вечного спасителя . [3] Поскольку Параматман джайнизма не способен создавать мир и управлять им, в нем нет места Богу как творцу и дарителю удачи. [4]
буддизм
[ редактировать ]индуизм
[ редактировать ]Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Индусы верят в единого Бога, которого называют Параматман , Парамешвар , Парабрахман , Пурушоттам и так далее. [5] [6] Хотя Бог един, Он проявляется в бесконечных формах, но это не следует путать с верой в существование множества Богов. [6]
Индусы концептуализируют Парабрахмана по-разному. В традиции Адвайта Веданты Ниргуна Брахман (Брахман без атрибутов) является Парабрахманом . В традициях Двайта- и Вишистадвайта-веданты Сагуна Брахман (Брахман с качествами) является Парабрахманом . В вайшнавизме, шиваизме и шактизме Вишну, Шива и Шакти соответственно являются Парабрахманами . Махаганапати считается Парабрахманом сектой Ганапатья. считает Картикею Парабрахманом Секта Картикеи .
Описание в Упанишадах
[ редактировать ]Мудрец Брихадараньяка -упанишады IV.4.2, хотя и не использует слово Параматман , объясняет, что во время освобождения часть (аспект) Параматмана и часть (аспект) Дживы, главенствующей в правом глазу, становятся едиными с Параматман и Джива господствуют в сердце, тогда Джива не видит, не обоняет, не пробует на вкус, не говорит, не слышит, не чувствует, не прикасается и не знает; когда Параматман выходит, Главная Прана вслед за ним выходит , а за ней следует Низшая Прана. Параматман отправляется верхом на Дживе, следуя за сознанием и работой, знанием прошлой жизни или природными способностями. В Прашна Упанишаде IV.11 слово Атман не может относиться к Дживе, потому что Джива не может сама по себе отказаться от своего тела или понять авидью , поэтому оно относится к Параматману . [7] Джива достигает Мокши , когда она действительно знает, что Параматман , Асарира Праджнатман, тысячеголовый, правитель всего и превосходящий всех. [8] Таким образом, Параматман является одним из многих аспектов Брахмана и обладает всеми атрибутами Брахмана. [9] Атман (Дух) и Параматман (Бог) едины, некоторые говорят, что они различны, а также едины: они едины по отношению к Шакти , но различны по отношению к этой силе. [10]
Притча о двух птицах
[ редактировать ]Слово Параматман можно найти не в Риг Веде , а в виде намека на Параматмана как Ишу . Такое различие проводится потому, что все его мантры в форме молитв обращены к богам. В его великом Гимне-Загадке (Сукта I.164) есть знаменитая мантра - RVI164.20, которая была открыта Риши Диргатамаахучатьяху и заимствована Мундака Упанишадой III.1.1-3, принадлежащей Атхарва Веде , чтобы сплести притчу о Две птицы:-Две птицы.
Две птицы с прекрасными крыльями, близкие товарищи, цепляются за одно общее дерево: из двух одна ест сладкие плоды с этого дерева; другой не ест, а наблюдает за своим товарищем. Личность — это птица, сидящая на общем дереве; но поскольку он не господин, он сбит с толку и печалится. Но когда он видит другого, который есть Господь и возлюбленный, он знает, что все есть Его величие, и его печаль уходит от него. Когда провидец видит Златоцветного, Создателя, Господа, Дух, который является источником Брахмана, тогда он становится знающим и стряхивает со своих крыльев грех и добродетель; чистый от всех пятен, он достигает высшей идентичности.
- Перевод Шри Ауробиндо стихов 1-3 Третьей Мундака-упанишады.
Ауробиндо делает Духа или Пурушу Источником всего, включая Брахмана . Он делает Пурушу более фундаментальным. Таким образом, ему не обязательно говорить, что Брахман является источником низшего Брахмана, и он также отвергает чувство Реальности, раскрывающееся в воображаемом и эмоциональном наращивании. [11]
Концепция двух душ
[ редактировать ]Дуалистическая школа философии, инициированная Анандатиртхой, черпает свою поддержку из цитированного выше отрывка, а также из отрывка из Катха-упанишады I.3.1 более ранней Упанишады, в котором говорится о двух душах, которые вкушают плоды действий, и обе из которых обитают в в тайниках человеческого сердца и которые отличаются друг от друга как свет и тень, несущие в себе изъян – как можно считать, что Вселенская душа наслаждается плодами действия? Последователи Мадхвы черпают свою поддержку из Бхагавад-гиты XV.16, в которой говорится о двух личностях в этом мире, Изменчивом и Неизменном; Изменчивое — это все эти вещи, а Неизменяемое — это тот, кто существует на вершине их: одно — Дживатман, а другое — Параматман. [12] Дживатман — это чит , разумный, а Параматман — это Ишвара , оба имеют одинаковые атрибуты; они неразрывно присутствуют вместе на дереве, которое является ачитом , неодушевленным или грубым Авидья компонентом существования . Дживатман и Параматман оба сидят в сердце, первый движим тремя гунами природы и действиями, второй просто наблюдает, как бы одобряя действия первого. [13] Отношения между Параматмой, Универсальным Я, и атмой , Индивидуальным Я, сравниваются с обитающим в сердце Богом и душой. Параматман — один из многих аспектов Брахмана . Параматман находится в ядре каждой индивидуальной дживы в макрокосме . Упанишады действительно сравнивают Атмана и Параматмана с двумя птицами , сидящими, как друзья, на ветке дерева (теле), где Атман ест его плоды ( карма ), а Параматман лишь наблюдает за Атманом как свидетелем (сакшин) действий Своего друга.
Адвайта
[ редактировать ]В философии Адвайты индивидуальные души называются Дживатманами , а Высший Брахман — Параматманом . Дживатман Дживатман и Параматман становятся одним и тем же, когда достигает истинного знания Брахмана (санскрит Брахмаджняна ). В контексте Адвайты слово Параматман неизменно используется для обозначения Ниргуна Брахмана, а Ишвара и Бхагаван являются терминами, используемыми для обозначения Брахмана с качествами или Сагуна Брахмана . все еще существует тенденция Однако у Шанкары использовать термины Параматман и Ишвара взаимозаменяемо , даже когда он имеет в виду личные имена Ишвары, такие как Нараяна и Вишну. [14]
Брахман и Ишвара не являются синонимами, кажущееся сходство обусловлено схожими внешними атрибутами, воображаемыми в отношении впечатлений, которые вызывают эти два слова. Согласно Адвайте, Ишвара — это Брахман, связанный с майей в ее превосходном аспекте, поскольку в качестве эмпирической реальности он представляет собой определенный Брахман; Ишвара не имеет реальности отдельно от Брахмана. Шветашватара -упанишада разработала концепцию личного Бога. Катха Упанишада утверждает, что никогда ни один человек не был способен визуализировать Параматман посредством зрения, сердца, воображения или ума. Анандамайя-коша — это Ишвара Упанишад. Гаудапада называл двойственность майей , а недвойственность — единственной реальностью. Майя — это Космическое Незнание, в котором заключено множество субъектов и объектов, и поэтому Ишвара органически связан с миром. За пределами Праны или Ишвары находится состояние Бесконечного, безграничного Брахмана. [15] вот почему в Бхагавад-гите VII.24 Кришна говорит Арджуне: «Не зная Моей непревзойденной и неразрушимой высшей природы, невежественные люди верят, что Я принял конечную форму посредством рождения».
Что касается причины сансары , ее местонахождения и средств ее устранения, Ади Шанкара в своем «Вивекачудамани» .49. учит, что индивидуальное «я» в действительности является Параматманом , ассоциация индивидуального «я» с аджнаной , то есть с авидьей , которую он называет анатмабандхой , рабством анатмана или не-атмана, заставляет его отождествлять себя с грубыми, тонкими и причинными телами. и из этого возникает самсара, которая представляет собой форму наложения качеств сукхи , дуккхи и т. д. на самого себя, на атман . [16]
Вайшнавизм
[ редактировать ]Параматман находится за пределами знания и невежества, лишен всех материальных качеств ( упадхи ). В главе 13 « Бхагавад-гиты» Параматман описывается как Кришна , обитающий в сердцах всех существ и в каждом атоме материи. Параматман также описывается в Бхагавад-гите (глава 9) как достойный бхакти (преданности) индивидуальных «я»:
Ибо Я на самом деле и тот, кто принимает, и Господь всех актов поклонения....Кто бы ни предложил Мне с преданностью хотя бы лист, цветок, плод или воду, Я принимаю значимое подношение от тех, чьи души действительно преданы. [17]
Он надзиратель и разрешатель их действий. [18] [19] Параматман отличается от пяти элементов ( панча махабхутас ), чувств , ума , прадханы и дживы . [20]
Вайшнавские секты утверждают, что достижение знания Брахмана и отождествление атмана с Брахманом является промежуточной стадией самореализации, и только бхакти-йога может привести к следующему шагу реализации Параматмана как внутреннего Бога, что в конечном итоге приведет к освобождению ( мукти ). Богоосознание.
Вишну, или божество качества благости в материальном мире, — это пуруша-аватара, известный как Кширодакашайи Вишну или Параматма . [1]
В Бенгалии вайшнав Кришна рассматривается как человек, наделенный своей сущностной сварупа-шакти ; он — Бхагават в полном проявлении, наделенный Дживасакти и Майасакти , он — Параматман и Брахман . Брахман , Параматман и Бхагаван — это три градации высшей реальности. [21]
Джива Госвами, учёный Гаудия-вайшнава, проводит различие между Брахманом , Параматманом и Бхагаваном , цитируя отрывок из «Бхагавата-пураны» (1.2.11): «Познавшие Абсолютную Реальность называют эту Реальность адвая-джняной , «недвойственной». сознание», которое обозначается как Брахман , Параматма или Бхагаван ». Он утверждает, что единая абсолютная реальность понимается по-разному в терминах трех концепций Брахмана , Параматмана и Бхагавана , в зависимости от того, кто осуществляет это представление: адвайтины понимают ее как «всепроникающего Брахмана »; йоги понимают его как Параматман ; и вайшнавы представляют его как Бхагавана , обладающего трансцендентной и нематериальной формой. Он утверждает, что Бхагаван является наиболее полной концепцией или проявлением Абсолютной Реальности, а два других зависят и основаны на ней, поэтому Брахман (который недифференцирован) и Параматман (как Высшая душа) считаются включенными в Бхагавана. . [22]
Время
[ редактировать ]Время описано в « Бхагавата-пуране» :
Мой Господь, я считаю Вашу Светлость вечным временем, верховным повелителем, без начала и конца, всепроникающим. ... Вечное время является свидетелем всех наших действий, хороших и плохих, и поэтому результирующие реакции предназначаются Им. Бесполезно говорить, что мы не знаем, почему и за что страдаем. Мы можем забыть проступок, из-за которого можем пострадать в этот настоящий момент, но мы должны помнить, что Параматма — наш постоянный спутник, и поэтому Он знает все — прошлое, настоящее и будущее. А поскольку аспект Параматмы Господа Кришны определяет все действия и последствия, Он также является верховным контролирующим. Без Его разрешения ни одна травинка не может сдвинуться с места. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Т. Депурукер (январь 2003 г.). Оккультный глоссарий: Сборник восточных и теософских терминов . Издательство Кессинджер. п. 130. ИСБН 9780766129757 .
- ^ Энциклопедия восточной философии , Издательство Global Vision, 2005, с. 245, ISBN 9788182201132
- ^ Селвин Герни Чемпион (январь 2003 г.), Великие религии мира: Антология священных текстов , Courier Dover Publications, стр. 149, ISBN 9780486427157
- ^ Арвинд Шарма (2001), Джайнский взгляд на философию религии , Мотилал Банарсидасс , стр. 4, ISBN 9788120817609
- ^ Парамтаттвадас, Свами (17 августа 2017 г.). Введение в сваминараянскую индуистскую теологию . Издательство Кембриджского университета. п. 129. ИСБН 978-1-107-15867-2 .
- ^ Jump up to: а б Розен, Стивен (2006). Основополагающий индуизм . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. стр. xiii–xiv. ISBN 0-275-99006-0 . OCLC 70775665 .
- ^ Баман Дас Басу (2007). Священные книги индусов, Том. 15. Часть(2) . Генезис Паблишинг (П) Лтд. 522 527. ISBN 9788130705293 .
- ^ БДБасу, СЦВасу (21 февраля 2024 г.). Брихадараньяка Упанишада . Генезис Паблишинг (П) Лтд. 130. ИСБН 9788130705569 .
- ^ Дханьяштакам . Миссия Чинмайя. ISBN 978-81-7597-125-7 . С комментариями Свами Техомаянанды.
- ^ Анни Вуд Безант (март 2003 г.). Журнал «Теософист», февраль-март 1909 г. Издательство Кессинджер. п. 553. ИСБН 9780766152595 .
- ^ Рай Дешпанде. «Притча о двух птицах» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2013 года.
- ^ Рамачандра Даттатрия Ранаде (1926). Конструктивный обзор философии Упанишад . Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван. п. 151 .
- ^ «Две птицы на дереве – Душа и Сверхдуша» .
- ^ Нельсон, Лэнс (2007). «Глава 13: Кришна в Адвайта Веданте: Верховный Брахман в человеческой форме». В Эдвине, Брайанте (ред.). Кришна: справочник . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 313. ИСБН 978-0-19-972431-4 . OCLC 181731713 .
- ^ Рамачандра Даттатрия Ранаде (1926). Конструктивный обзор философии Упанишад . Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван. стр. 189–197 .
- ^ Шри Чандрашекхара Бхарати из Шрингери (1973). Вивекачудамани Шри Шанкары . Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван. п. 65.
- ^ Майнор, Роберт (2007). «Глава 2: Кришна в Бхагавад-гите». В Брайанте, Эдвин (ред.). Кришна: справочник . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 84–85. ISBN 978-0-19-972431-4 . OCLC 181731713 .
- ^ Бхагавад Гита 13.23. Архивировано 12 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- ↑ Бхагавата Пурана 7.14.38. Архивировано 12 марта 2007 г. в Wayback Machine.
- ↑ Бхагавата Пурана 3.28.41. Архивировано 17 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Сандху Сантидев (2000). Традиции мистицизма в Бенгалии . Генезис Паблишинг (П) Лтд. 101. ИСБН 9788177550009 .
- ^ Даса, Сатьянараяна (2007). «Глава 16: Шесть сандарбх Дживы Госвами». В Эдвине, Брайанте (ред.). Кришна: справочник . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 377–379. ISBN 978-0-19-972431-4 . OCLC 181731713 .