Jump to content

Параматман

(Перенаправлено с Параматмы )

Параматман (санскрит: परमात्मन्, IAST : Параматман) или Параматма — это Абсолютный Атман , или высшее «Я», в различных философских теориях, таких как школы Веданты и йоги в индуистском богословии, а также в других индийских религиях, таких как сикхизм . Параматман — это «Изначальное Я» или «Запредельное Я», духовно тождественное абсолютной и окончательной реальности. Бессамостность — атрибут Параматмана , где всякая личность/индивидуальность исчезает. [1]

Этимология

[ редактировать ]

Основа слова paramātman ( [pɐɾɐmaːtmɐn] , его именительный падеж единственного числа — paramātmā — परमात्मा, произносится [pɐɾɐmaːtmaː] ) образована из двух слов: parama , означающего «высший» или «высший», и ātman , что означает индивидуальное «я».

Слово Атман обычно обозначает Индивидуальное Я, но под словом Параматман , которое также выражает Безграничную Жизнь, Безграничное Сознание, Безграничную Субстанцию ​​в Безграничном Пространстве, подразумевается Атман всех атманов , Высшее Я или Универсальное Я. Слово Атман , что буквально означает отсутствие тьмы или света. [ нужна ссылка ] , является ли Брахман тончайшим неразрушимым Божественным существованием. Слово Параматман относится к Создателю всего. [ нужна ссылка ]

Джайнизм

[ редактировать ]

В джайнизме каждый атман или индивидуальное «я» является потенциальным Параматманом или Богом, оба по сути одинаковы. Оно остается атманом только из-за своих связывающих кармических ограничений до тех пор, пока эти ограничения не будут устранены. Как Параматман , атман представляет собой высшую точку духовной эволюции. [2]

Несмотря на то, что джайнский мистицизм сосредоточен вокруг Атмана и Параматмана , поскольку он верит в существование души, в джайнизме, который не признает ни Вед авторитет , ни монизм , все просветленные души называются Параматманами и считаются богами. Джайнизм почитает душу каждого человека как своего вечного спасителя . [3] Поскольку Параматман джайнизма не способен создавать мир и управлять им, в нем нет места Богу как творцу и дарителю удачи. [4]

Индусы верят в единого Бога, которого называют Параматман , Парамешвар , Парабрахман , Пурушоттам и так далее. [5] [6] Хотя Бог един, Он проявляется в бесконечных формах, но это не следует путать с верой в существование множества Богов. [6]

Индусы концептуализируют Парабрахмана по-разному. В традиции Адвайта Веданты Ниргуна Брахман (Брахман без атрибутов) является Парабрахманом . В традициях Двайта- и Вишистадвайта-веданты Сагуна Брахман (Брахман с качествами) является Парабрахманом . В вайшнавизме, шиваизме и шактизме Вишну, Шива и Шакти соответственно являются Парабрахманами . Махаганапати считается Парабрахманом сектой Ганапатья. считает Картикею Парабрахманом Секта Картикеи .

Описание в Упанишадах

[ редактировать ]

Мудрец Брихадараньяка -упанишады IV.4.2, хотя и не использует слово Параматман , объясняет, что во время освобождения часть (аспект) Параматмана и часть (аспект) Дживы, главенствующей в правом глазу, становятся едиными с Параматман и Джива господствуют в сердце, тогда Джива не видит, не обоняет, не пробует на вкус, не говорит, не слышит, не чувствует, не прикасается и не знает; когда Параматман выходит, Главная Прана вслед за ним выходит , а за ней следует Низшая Прана. Параматман отправляется верхом на Дживе, следуя за сознанием и работой, знанием прошлой жизни или природными способностями. В Прашна Упанишаде IV.11 слово Атман не может относиться к Дживе, потому что Джива не может сама по себе отказаться от своего тела или понять авидью , поэтому оно относится к Параматману . [7] Джива достигает Мокши , когда она действительно знает, что Параматман , Асарира Праджнатман, тысячеголовый, правитель всего и превосходящий всех. [8] Таким образом, Параматман является одним из многих аспектов Брахмана и обладает всеми атрибутами Брахмана. [9] Атман (Дух) и Параматман (Бог) едины, некоторые говорят, что они различны, а также едины: они едины по отношению к Шакти , но различны по отношению к этой силе. [10]

Притча о двух птицах

[ редактировать ]

Слово Параматман можно найти не в Риг Веде , а в виде намека на Параматмана как Ишу . Такое различие проводится потому, что все его мантры в форме молитв обращены к богам. В его великом Гимне-Загадке (Сукта I.164) есть знаменитая мантра - RVI164.20, которая была открыта Риши Диргатамаахучатьяху и заимствована Мундака Упанишадой III.1.1-3, принадлежащей Атхарва Веде , чтобы сплести притчу о Две птицы:-Две птицы.

Две птицы с прекрасными крыльями, близкие товарищи, цепляются за одно общее дерево: из двух одна ест сладкие плоды с этого дерева; другой не ест, а наблюдает за своим товарищем. Личность — это птица, сидящая на общем дереве; но поскольку он не господин, он сбит с толку и печалится. Но когда он видит другого, который есть Господь и возлюбленный, он знает, что все есть Его величие, и его печаль уходит от него. Когда провидец видит Златоцветного, Создателя, Господа, Дух, который является источником Брахмана, тогда он становится знающим и стряхивает со своих крыльев грех и добродетель; чистый от всех пятен, он достигает высшей идентичности.

- Перевод Шри Ауробиндо стихов 1-3 Третьей Мундака-упанишады.

Ауробиндо делает Духа или Пурушу Источником всего, включая Брахмана . Он делает Пурушу более фундаментальным. Таким образом, ему не обязательно говорить, что Брахман является источником низшего Брахмана, и он также отвергает чувство Реальности, раскрывающееся в воображаемом и эмоциональном наращивании. [11]

Концепция двух душ

[ редактировать ]

Дуалистическая школа философии, инициированная Анандатиртхой, черпает свою поддержку из цитированного выше отрывка, а также из отрывка из Катха-упанишады I.3.1 более ранней Упанишады, в котором говорится о двух душах, которые вкушают плоды действий, и обе из которых обитают в в тайниках человеческого сердца и которые отличаются друг от друга как свет и тень, несущие в себе изъян – как можно считать, что Вселенская душа наслаждается плодами действия? Последователи Мадхвы черпают свою поддержку из Бхагавад-гиты XV.16, в которой говорится о двух личностях в этом мире, Изменчивом и Неизменном; Изменчивое — это все эти вещи, а Неизменяемое — это тот, кто существует на вершине их: одно — Дживатман, а другое — Параматман. [12] Дживатман — это чит , разумный, а Параматман — это Ишвара , оба имеют одинаковые атрибуты; они неразрывно присутствуют вместе на дереве, которое является ачитом , неодушевленным или грубым Авидья компонентом существования . Дживатман и Параматман оба сидят в сердце, первый движим тремя гунами природы и действиями, второй просто наблюдает, как бы одобряя действия первого. [13] Отношения между Параматмой, Универсальным Я, и атмой , Индивидуальным Я, сравниваются с обитающим в сердце Богом и душой. Параматман — один из многих аспектов Брахмана . Параматман находится в ядре каждой индивидуальной дживы в макрокосме . Упанишады действительно сравнивают Атмана и Параматмана с двумя птицами , сидящими, как друзья, на ветке дерева (теле), где Атман ест его плоды ( карма ), а Параматман лишь наблюдает за Атманом как свидетелем (сакшин) действий Своего друга.

В философии Адвайты индивидуальные души называются Дживатманами , а Высший Брахман — Параматманом . Дживатман Дживатман и Параматман становятся одним и тем же, когда достигает истинного знания Брахмана (санскрит Брахмаджняна ). В контексте Адвайты слово Параматман неизменно используется для обозначения Ниргуна Брахмана, а Ишвара и Бхагаван являются терминами, используемыми для обозначения Брахмана с качествами или Сагуна Брахмана . все еще существует тенденция Однако у Шанкары использовать термины Параматман и Ишвара взаимозаменяемо , даже когда он имеет в виду личные имена Ишвары, такие как Нараяна и Вишну. [14]

Брахман и Ишвара не являются синонимами, кажущееся сходство обусловлено схожими внешними атрибутами, воображаемыми в отношении впечатлений, которые вызывают эти два слова. Согласно Адвайте, Ишвара — это Брахман, связанный с майей в ее превосходном аспекте, поскольку в качестве эмпирической реальности он представляет собой определенный Брахман; Ишвара не имеет реальности отдельно от Брахмана. Шветашватара -упанишада разработала концепцию личного Бога. Катха Упанишада утверждает, что никогда ни один человек не был способен визуализировать Параматман посредством зрения, сердца, воображения или ума. Анандамайя-коша — это Ишвара Упанишад. Гаудапада называл двойственность майей , а недвойственность — единственной реальностью. Майя — это Космическое Незнание, в котором заключено множество субъектов и объектов, и поэтому Ишвара органически связан с миром. За пределами Праны или Ишвары находится состояние Бесконечного, безграничного Брахмана. [15] вот почему в Бхагавад-гите VII.24 Кришна говорит Арджуне: «Не зная Моей непревзойденной и неразрушимой высшей природы, невежественные люди верят, что Я принял конечную форму посредством рождения».

Что касается причины сансары , ее местонахождения и средств ее устранения, Ади Шанкара в своем «Вивекачудамани» .49. учит, что индивидуальное «я» в действительности является Параматманом , ассоциация индивидуального «я» с аджнаной , то есть с авидьей , которую он называет анатмабандхой , рабством анатмана или не-атмана, заставляет его отождествлять себя с грубыми, тонкими и причинными телами. и из этого возникает самсара, которая представляет собой форму наложения качеств сукхи , дуккхи и т. д. на самого себя, на атман . [16]

Вайшнавизм

[ редактировать ]

Параматман находится за пределами знания и невежества, лишен всех материальных качеств ( упадхи ). В главе 13 « Бхагавад-гиты» Параматман описывается как Кришна , обитающий в сердцах всех существ и в каждом атоме материи. Параматман также описывается в Бхагавад-гите (глава 9) как достойный бхакти (преданности) индивидуальных «я»:

Ибо Я на самом деле и тот, кто принимает, и Господь всех актов поклонения....Кто бы ни предложил Мне с преданностью хотя бы лист, цветок, плод или воду, Я принимаю значимое подношение от тех, чьи души действительно преданы. [17]

Он надзиратель и разрешатель их действий. [18] [19] Параматман отличается от пяти элементов ( панча махабхутас ), чувств , ума , прадханы и дживы . [20]

Вайшнавские секты утверждают, что достижение знания Брахмана и отождествление атмана с Брахманом является промежуточной стадией самореализации, и только бхакти-йога может привести к следующему шагу реализации Параматмана как внутреннего Бога, что в конечном итоге приведет к освобождению ( мукти ). Богоосознание.

Вишну, или божество качества благости в материальном мире, — это пуруша-аватара, известный как Кширодакашайи Вишну или Параматма . [1]

В Бенгалии вайшнав Кришна рассматривается как человек, наделенный своей сущностной сварупа-шакти ; он — Бхагават в полном проявлении, наделенный Дживасакти и Майасакти , он — Параматман и Брахман . Брахман , Параматман и Бхагаван — это три градации высшей реальности. [21]

Джива Госвами, учёный Гаудия-вайшнава, проводит различие между Брахманом , Параматманом и Бхагаваном , цитируя отрывок из «Бхагавата-пураны» (1.2.11): «Познавшие Абсолютную Реальность называют эту Реальность адвая-джняной , «недвойственной». сознание», которое обозначается как Брахман , Параматма или Бхагаван ». Он утверждает, что единая абсолютная реальность понимается по-разному в терминах трех концепций Брахмана , Параматмана и Бхагавана , в зависимости от того, кто осуществляет это представление: адвайтины понимают ее как «всепроникающего Брахмана »; йоги понимают его как Параматман ; и вайшнавы представляют его как Бхагавана , обладающего трансцендентной и нематериальной формой. Он утверждает, что Бхагаван является наиболее полной концепцией или проявлением Абсолютной Реальности, а два других зависят и основаны на ней, поэтому Брахман (который недифференцирован) и Параматман (как Высшая душа) считаются включенными в Бхагавана. . [22]

Время описано в « Бхагавата-пуране» :

Мой Господь, я считаю Вашу Светлость вечным временем, верховным повелителем, без начала и конца, всепроникающим. ... Вечное время является свидетелем всех наших действий, хороших и плохих, и поэтому результирующие реакции предназначаются Им. Бесполезно говорить, что мы не знаем, почему и за что страдаем. Мы можем забыть проступок, из-за которого можем пострадать в этот настоящий момент, но мы должны помнить, что Параматма — наш постоянный спутник, и поэтому Он знает все — прошлое, настоящее и будущее. А поскольку аспект Параматмы Господа Кришны определяет все действия и последствия, Он также является верховным контролирующим. Без Его разрешения ни одна травинка не может сдвинуться с места. [2]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Т. Депурукер (январь 2003 г.). Оккультный глоссарий: Сборник восточных и теософских терминов . Издательство Кессинджер. п. 130. ИСБН  9780766129757 .
  2. ^ Энциклопедия восточной философии , Издательство Global Vision, 2005, с. 245, ISBN  9788182201132
  3. ^ Селвин Герни Чемпион (январь 2003 г.), Великие религии мира: Антология священных текстов , Courier Dover Publications, стр. 149, ISBN  9780486427157
  4. ^ Арвинд Шарма (2001), Джайнский взгляд на философию религии , Мотилал Банарсидасс , стр. 4, ISBN  9788120817609
  5. ^ Парамтаттвадас, Свами (17 августа 2017 г.). Введение в сваминараянскую индуистскую теологию . Издательство Кембриджского университета. п. 129. ИСБН  978-1-107-15867-2 .
  6. ^ Jump up to: а б Розен, Стивен (2006). Основополагающий индуизм . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. стр. xiii–xiv. ISBN  0-275-99006-0 . OCLC   70775665 .
  7. ^ Баман Дас Басу (2007). Священные книги индусов, Том. 15. Часть(2) . Генезис Паблишинг (П) Лтд. 522 527. ISBN  9788130705293 .
  8. ^ БДБасу, СЦВасу (21 февраля 2024 г.). Брихадараньяка Упанишада . Генезис Паблишинг (П) Лтд. 130. ИСБН  9788130705569 .
  9. ^ Дханьяштакам . Миссия Чинмайя. ISBN  978-81-7597-125-7 . С комментариями Свами Техомаянанды.
  10. ^ Анни Вуд Безант (март 2003 г.). Журнал «Теософист», февраль-март 1909 г. Издательство Кессинджер. п. 553. ИСБН  9780766152595 .
  11. ^ Рай Дешпанде. «Притча о двух птицах» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2013 года.
  12. ^ Рамачандра Даттатрия Ранаде (1926). Конструктивный обзор философии Упанишад . Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван. п. 151 .
  13. ^ «Две птицы на дереве – Душа и Сверхдуша» .
  14. ^ Нельсон, Лэнс (2007). «Глава 13: Кришна в Адвайта Веданте: Верховный Брахман в человеческой форме». В Эдвине, Брайанте (ред.). Кришна: справочник . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 313. ИСБН  978-0-19-972431-4 . OCLC   181731713 .
  15. ^ Рамачандра Даттатрия Ранаде (1926). Конструктивный обзор философии Упанишад . Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван. стр. 189–197 .
  16. ^ Шри Чандрашекхара Бхарати из Шрингери (1973). Вивекачудамани Шри Шанкары . Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван. п. 65.
  17. ^ Майнор, Роберт (2007). «Глава 2: Кришна в Бхагавад-гите». В Брайанте, Эдвин (ред.). Кришна: справочник . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 84–85. ISBN  978-0-19-972431-4 . OCLC   181731713 .
  18. ^ Бхагавад Гита 13.23. Архивировано 12 марта 2007 г. в Wayback Machine.
  19. Бхагавата Пурана 7.14.38. Архивировано 12 марта 2007 г. в Wayback Machine.
  20. Бхагавата Пурана 3.28.41. Архивировано 17 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
  21. ^ Сандху Сантидев (2000). Традиции мистицизма в Бенгалии . Генезис Паблишинг (П) Лтд. 101. ИСБН  9788177550009 .
  22. ^ Даса, Сатьянараяна (2007). «Глава 16: Шесть сандарбх Дживы Госвами». В Эдвине, Брайанте (ред.). Кришна: справочник . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 377–379. ISBN  978-0-19-972431-4 . OCLC   181731713 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f9e9f1bd24de2d0d1e6d29f64aea7d60__1716800280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/60/f9e9f1bd24de2d0d1e6d29f64aea7d60.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Paramatman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)