Jump to content

Джива

Джива ( санскрит : जीव , IAST : джива ), также называемый Дживатман , — это живое существо или любая сущность, наделенная жизненной силой в индуизме и джайнизме . [1] Само слово происходит от санскритского глагольного корня jīv , который переводится как «дышать» или «жить». [2] : 211  [3] Джива Бхагавад , как метафизическая сущность, была описана в различных писаниях, таких как -гита и Упанишады . Каждая подшкола Веданты описывает роль дживы вместе с другими метафизическими сущностями в различных качествах. Ближайшим переводом на английский язык и авраамическую философию будет душа .

Описано в Священных Писаниях

[ редактировать ]

Общей метафизической сущностью, обсуждаемой в священных писаниях (таких как Бхагавад-гита, Упанишады и Вачанамрут) семи школ Веданты, является джива или атман : душа или «я». [4]

Бхагавад Гита

[ редактировать ]

Глава 2 Бхагавад-гиты содержит стихи, описывающие дживу . Например, в главе 2, стихе 20 джива описывается как вечная и неразрушимая:

Он никогда не рождается и не умирает

Такого никогда не было и никогда больше не будет.

Это нерожденное, вечное, вечное, древнее

Оно не убивается в теле, которое убивают.

«Душа нерождена и вечна, вечна и первобытна. Она не убивается убийством тела».

Бхагавад Гита 2.20», [2] : 225 

Упанишады

[ редактировать ]

Кончик шарика — сто частей и сто штук. Эту часть живого существа следует понимать как бесконечную. 9 ॥ [1]

«Если бы кончик волоса разделить на сто частей и каждую часть разделить еще на 100 частей, это и будет измерением Дживы (души)». Шветашватара Упанишад (5.9)

Шветашватара -упанишада сравнивает дживу и Параматму с двумя дружелюбными птицами, сидящими на одном дереве:

Человек, погруженный в то же дерево, растерян и безудержно сетует. Когда человек видит другого человека, занятого служением Верховной Личности Бога, он освобождается от горя. 7 ॥ [2]

«Две птицы сидят на дереве (теле). Одна птица, джива, наслаждается плодами дерева, а другая, Параматма, наблюдает за дживой». Шветашватара Упанишад (4.7) [5]

Вачанамрут

[ редактировать ]

Сваминараян описал природу дживы в своей беседе в Вачанамрут Джеталпур 2:

Джива неразрезаема, непробиваема, бессмертна, сформирована из сознания и имеет размер атома. Вы также можете спросить: «Где обитает джива?» Ну, он находится в пространстве сердца и, находясь там, выполняет разные функции. Отсюда, когда он хочет видеть, он делает это глазами; когда он хочет слышать звуки, он делает это через уши; он улавливает все виды запахов через нос; вкус ощущается через язык; и через кожу оно испытывает удовольствия от всех ощущений. Кроме того, он думает умом, созерцает посредством читты [одной из внутренних способностей] и формирует убеждения посредством интеллекта [буддхи]. Таким образом, посредством десяти чувств и четырех внутренних способностей он воспринимает все объекты чувств [т. е. объекты чувственного восприятия». Оно пронизывает все тело с головы до пят, но отличается от него. Такова природа дживы.

Вачанамрут Джеталпур 2, : [2] : 211 

Веданта — одна из шести школ ( даршанам ) индуистской философии, и она содержит подшколы, верования которых заимствованы из Упанишад , Брахма-сутр и Бхагавад-гиты . Вышеупомянутые три писания обычно называют Прастхантрайи .

Адвайта Даршан

[ редактировать ]

Адвайта (недуалистический) даршан постулирует существование только одной сущности, Брахмана . Он считает, что все различия в конечном итоге ложны, поскольку для дифференциации требуется более одного объекта. Эти различия, воспринимаемые эмпирически, наряду с различиями, изложенными в « Прастханатрае» , объясняются в рамках этой школы признанием относительной реальности ( вьявахарик сатта). [6] : 188  Одним из таких различий является различие между дживами , или душами, и Брахманом. Понимаемые через парадигму относительной реальности, дживы окутаны майей – авидьей , или невежеством – состоянием, в котором они не способны осознать свое единство с Брахманом. [6] : 189  В философии Адвайты природа Дживы описывается с помощью трех теорий или метафор: Пратибимба - вада (теория отражения) , Аваччеда-вада (теория ограничения) и Абхаса-вада (теория появления). [7] Согласно Пратибимба-ваде , джива состоит из отражения атмана , а зеркало, на котором происходит отражение, — это неведение ( авидья ). Эта метафора проясняет, что атман и джива не различимы, даже если они кажутся таковыми, точно так же, как отражение человека в зеркале кажется отличным от самого себя, но на самом деле идентично ему. Аваччеда-вада отрицает возможность отражения сознания и вместо этого понимает дживу как ограничение ( упадхи ) атмана . Оно ограничено и кажется отделенным от других «я» из-за невежества. [8]

Бхедхабхеда (Двайтадвайт) Даршан

[ редактировать ]

Бхедхабхеда Даршан , основанный Нимбарком, утверждает, что дживы одновременно отличны и являются частью Брахмана, что является своего рода золотой серединой между крайностями Адвайты, полного единства, и Двайты, абсолютного различения. [9] Это понятие различия и в то же время неразличия обычно изображается посредством аналогии: точно так же, как лучи исходят от Солнца, но отличны от него в пространстве и времени, так и дживы являются частями целого, которое есть Брахман. Другая аналогия — это искры, вылетающие из огня. Искры, состоящие из того же вещества, что и огонь, неотличны ( абхеда ) от огня. Они также разные ( бхеда ), расположенные в другом месте от огня, из которого они возникли. Еще одна аналогия — океан и его волны, которая показывает, что хотя бхедабхеда даршан предполагает, что Брахман имеет части, а дживы являются частью Брахмана, это не означает, что дживы умаляют его совершенство, точно так же, как волны океана не умаляют его. количество воды, присутствующей в океане. [10]

Двайта Даршан

[ редактировать ]

Основанный Мадхвой , Двайта (дуалистический) даршан отвергает адвайтское (недуалистическое) представление о единой конечной реальности. Он выдвигает идею пяти видов двойственности, наиболее фундаментальной из которых является двойственность между дживами и Ишварой . Душа или джива отличается от Бога или Ишвары из-за зависимости дживы от Ишвары ; это состояние является показателем вечного онтологического различия. [11] Уникальной для этой школы является идея иерархии душ, напоминающая о предопределении . Внутри системы некоторые души изначально и навечно предназначены для освобождения, другие — для ада, а третьи — для миграции через цикл рождения и смерти. [12] : 267  Именно в этом цикле дживы имеют возможность совершать положительные или отрицательные поступки ( кармы ) и предпринимать духовные усилия, чтобы освободиться от них, что известно как освобождение ( мокша ). [13]

Вишиштадвайта Даршан

[ редактировать ]

Вишиштадвайта Даршан , предложенный Рамануджей , поддерживает онтологическое различие между дживами и Богом. Однако, в отличие от Двайта Даршана, это различие носит оговорочный характер. Джива по - прежнему остается зависимой от Бога в своих качествах и воле. [14] : 234  Рамануджа использует учение о теле и душе ( шарира и шарири ), чтобы объяснить отношения между Богом и дживами . Дживы душа составляют тело Бога, а Бог — это джив . Используя эту доктрину, Рамануджа способен поддерживать онтологическое различие между Богом и дживами , при этом демонстрируя их квалифицированную недвойственность. [15]

Вишиштадвайта, как и другие даршаны , утверждает, что личность — это четан , сознательное существо, состоящее из сознания. [14] : 235  Школа предлагает множество опровержений концепции Адвайты, одно из которых касается того, как джива Адвайты , Брахман, может находиться в состоянии невежества. Вишиштадвайта Даршан утверждает, что если невежество не является качеством Брахмана, то понятие недвойственности противоречит. [16] Рамануджа сравнивает сознание дживы как атмана с отношениями между лампой и излучаемым ею светом: [17] : 235 

Одна светящаяся субстанция существует как свет и как обладатель света... обладает светимостью, потому что освещает как свою собственную форму, так и форму других. Но оно ведет себя как качество этой светящейся субстанции... Точно так же «я» имеет форму сознания, но также имеет и качество сознания.

- Мелкоте об. 1: 89, 90, [17] : 235–236 

В отличие от других школ, философия Вишиштадвайты предполагает, что мокша (освобождение) — это не только конец переселений дживы (перерождений), но также чувство блаженства и радости, обретаемые в созерцании Бога и жизни в преданности. Это включает воспевание ему хвалы и размышление о его качествах. [18]

Шуддхадвайта Даршан

[ редактировать ]

Шуддадваита Даршан , предложенный Валлабхачарьей , имеет концепцию «нитья-самбандхи», что означает вечные отношения между дживой и Брахманом (Парабрахманом). природа Присущая дживе божественна, чиста и духовна. — Конечная цель дживы любовная преданность Кришне (Верховному Брахману), а освобождение достигается через божественную милость и принятие любовного предания дживы Кришне. Валлабхачарья использует аналогию между огнем и его искрами, где дживы — это искры, возникающие из Божьего огня, крошечные, но имеющие одну и ту же сущность. [19]

Ачинтья Бхеда Абхеда

[ редактировать ]

Ачинтья Бхеда Абхеда , предложенная Чайтаньей Махапрабху, утверждает, что джива и Брахман одинаковы ( абхеда ) и различны ( бхеда ), и их отношения немыслимы в мыслях ( ачинтья ). [17] : 283  Джива Госвами , один из главных ученых школы Чайтанья-вайшнавов, предлагает определение личности, которое разделяет многие характеристики других школ, но четко соответствует позиции Бхедхабхеды, согласно которой джива является частью Брахмана:

Более того, он обладает внутренними характеристиками воспринимающего, действующего и качественного переживающего, и по своей собственной природе и во все времена он является неотъемлемой частью пребывающего в нем Господа.

Джива Госвами, [17] : 287 

Философия, предложенная Чайтаньей Махапрабху, признает, что джива осознает и обладает различными качествами. Оно не является ни богом, ни человеком, ни животным, оно отделено от чувств и ума. Оно неизменно, обладает сознанием и блаженством и пронизывает тело. Хотя для функционирования тела и ума требуется джива, осознание и существование дживы ни от чего не зависят. Госвами также описывает, что «в каждом теле есть разные личности , каждое из которых является неотъемлемой частью Господа». [5]

Акшар-Пурушоттам Даршан

[ редактировать ]

Акшар -Пурушоттам Даршан , учение Сваминараяна в интерпретации БАПС , [20] сосредотачивается вокруг существования пяти вечных реальностей, как сказано в двух проповедях Сваминараяна, задокументированных в Вачанамруте , Гадхада 1.7 и Гадхада 3.10:

Пурушоттама Бхагаван , Акшарабрахман , майя , ишвара и джива – эти пять сущностей вечны. [21]

Из всех Вед, Пуран, Итихасы и Смрити я почерпнул принцип, согласно которому джива , майя , ишвара , Брахман и Парамешвара вечны. [21]

Джива . определяется как отдельная, индивидуальная душа, то есть конечное разумное существо Дживы связаны майей , которая скрывает их истинное «я», характеризующееся вечным существованием, сознанием и блаженством. Существует бесконечное количество джив . Они чрезвычайно тонкие, неделимые, непробиваемые, нестареющие и бессмертные. Находясь в сердце, джива пронизывает все тело своей способностью познавать ( гнаншакти ), оживляя его. Это форма знания ( гнансваруп ), а также знающий ( гната ). Джива кармы совершает добродетельные и безнравственные действия ( ) и испытывает плоды этих действий. Оно навечно связано майей ; в результате он блуждает в цикле рождения и смерти . Рождение – это когда джива обретает новое тело, а смерть – это когда она покидает свое тело. Подобно тому, как человек оставляет свою старую одежду и носит новую, джива отказывается от своего старого тела и обретает новое. [2]

Сходства с другими школами

[ редактировать ]

Самкхья Йога

[ редактировать ]

Между дживой и пурушей санкхья йоги - . имеется важное сходство Наиболее заметное сходство состоит в том, что и джива , и пуруша являются частью дуализма. [22] Точно так же, как дуализм санкхьи между пурушой и пракрити существует , аналогичный дуализм между дживой и адживой в джайнизме. [23] : 77  Говорят , что и джива , и пуруша многочисленны. [23] : 73  В Санкхьякарике говорится: [24]

С момента рождения смерть и орудия жизни распределяются по отдельности; поскольку занятия не сразу универсальны; и поскольку качества влияют по-разному; проявляется множество душ (пуруша)

(Самкхья карика, стих 18) ·

Соответственно, каждая джива , как и пуруша в санкхье, качественно отличается от другой дживы, так что каждую можно назвать «самим собой». [23] : 77 

Ньяя Даршан

[ редактировать ]

Философская школа ньяя также имеет сходство со школами Веданты, поскольку существует вера в то, что джива вечна, испытывает плоды своих хороших и плохих поступков ( кармы ) и подвергается реинкарнации . Однако в отличие от других школ, где источником сознания является джива, в школе Ньяя сознание — это атрибут, который возникает только тогда, когда джива соединяется с разумом. Более того, школы ньяя считают, что освобождение — это полное отсутствие страданий, а не состояние блаженства и счастья. [25]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мэтью Холл (2011). Растения как личности: философская ботаника . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 76. ИСБН  978-1-4384-3430-8 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Парамтаттвадас, Садху (17 августа 2017 г.). Введение в сваминараянскую индуистскую теологию . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781107158672 . OCLC   964861190 .
  3. ^ «Кёльнское сканирование» .
  4. ^ Джонсон, WJ, 1951- (12 февраля 2009 г.). Словарь индуизма (Первое изд.). Оксфорд [Англия]. ISBN  9780198610250 . OCLC   244416793 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  5. ^ Перейти обратно: а б «Бг. 2.22» . vedabase.io . Проверено 5 сентября 2019 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Тималсина, Станешвар (2014). Дасти, Мэтью; Брайант, Эдвин (ред.). «Я», причинность и действие в Адвайте Шанкары . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-992274-1 . OCLC   862077056 .
  7. ^ Мишра, Годабариша (2021). Недуализм: веданта и агамика (Адвайта в изложении Шанкары и Абхинавагупты) . Журнал Индийского совета философских исследований. п. 148.
  8. ^ Дойч, Элиот (февраль 1966 г.). «Международный философский ежеквартальный журнал: том 6, выпуск 1, 1966 г. Самость в Адвайта Веданте - Центр философской документации» . Международный философский ежеквартальный журнал . 6 (1): 10–11. дои : 10.5840/ipq19666118 . Проверено 6 марта 2023 г.
  9. ^ Ранганатан, Шьям. «Индуистская философия» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 1 декабря 2019 г.
  10. ^ «Бхедабхеда Веданта | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 23 февраля 2023 г.
  11. ^ Стокер, Валерия. «Мадхва» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 27 ноября 2019 г. .
  12. ^ Бухта, Дэвид (2014). Дасти, Мэтью; Брайант, Эдвин (ред.). Зависимое влияние и иерархический детерминизм в теологии Мадхвы . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-992274-1 . OCLC   862077056 .
  13. ^ Мишра, RC (2013). Мокша и индуистское мировоззрение . Нью-Дели, Индия: Публикации SAGE. стр. 22–24.
  14. ^ Перейти обратно: а б Ганери, Мартин (26 ноября 2013 г.). Дасти, Мэтью; Брайант, Эдвин (ред.). Свободная воля, свобода действий и индивидуальность в Раманудже . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-992274-1 . OCLC   862077056 .
  15. ^ «Рамануджа | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 24 февраля 2023 г.
  16. ^ Ранганатан, Шьям. «Рамануджа» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 29 ноября 2019 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Дасти, Мэтью Р., Брайант, Эдвин Ф. (2014). Свободная воля, свобода воли и индивидуальность в индийской философии . Упс США. ISBN  978-0-19-992275-8 . OCLC   852227561 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  18. ^ «Вишиштадвайта | Индуистская философия | Британника» . www.britanica.com . Проверено 3 марта 2023 г.
  19. ^ Барз, Ричард Кейт (1976). Секта Бхакти Валлабхачарьи . Томсон Пресс (Индия). стр. 66–69. ISBN  978-81-215-0576-5 .
  20. ^ Акшаранандас, Садху; Бхадрешдас, Садху (1 апреля 2016 г.). Брахмаджняна Сваминараяна как Акшарабрахма-Парабрахма-Даршанам (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199463749.003.0011 . ISBN  9780199086573 .
  21. ^ Перейти обратно: а б Сахаджананда, Свами, 1781–1830 (2014). Вачанамрут: духовные беседы Бхагвана Сваминараяна . Бочасанваси Шри Акшарпурушоттама Санстха. (Первое изд.). Ахмедабад. ISBN  9788175264311 . OCLC   820357402 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  22. ^ «Джайнская философия | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 18 февраля 2023 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Гир, Николас Ф. (1995). «Ахимса, Самость и постмодернизм» . Международный философский ежеквартальный журнал . 35 (1): 71–86. дои : 10.5840/ipq199535160 . ISSN   0019-0365 .
  24. ^ Коулбрук, Генри Томас (1887). Санкхья карика: или Мемориальные стихи по философии санкхьи . Чаттерьеа. п. 68. ОСЛК   61647186 .
  25. ^ Мокерджи, Саткари (1997). Буддийская философия универсального потока . Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. Глава 8. ISBN  978-8120807372 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8900307b5e14e255a277a142e597be81__1719994440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/81/8900307b5e14e255a277a142e597be81.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jiva - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)