Нгай
Часть серии о |
Традиционные африканские религии |
---|
![]() |
Нгай (также называемый Мурунгу или Энкаи ) — монолитный Верховный Бог в духовности кикуйю ( или гикуйю) и близкородственных групп эмбу , меру и камба в Кении , а также масаи в Кении и Танзании . [1] Нгай — создатель вселенной и всего, что в ней. Считавшийся всемогущим Богом, [2] Кикую, Эмбу, Меру, Камба и масаи Кении поклонялись Нгаю, обращенному к горе Кириньяга ( гора Кения ), в то время как молитвы и ритуалы жертвоприношения коз совершались под священным деревом Мугумо (разновидность фигового дерева). Случаи, которые могут потребовать жертвоприношения или возлияния, включают время засухи ; эпидемии; во время посадки и сбора урожая ; и этапы человеческой жизни, такие как рождение, брак и смерть. [2] [3]
Нгай в поклонении Кикую, Эмбу, Меру и Камбе
[ редактировать ]Нгаи часто называли «Мвене Ньяга», что означает «Владелец ослепительного света». Кенийский антрополог , впоследствии президент , Джомо Кеньята отмечает, что: «В молитвах и жертвоприношениях гикуйю обращаются к Нгаю как к Мвене-Ньяге (обладателю сияния)». Далее он написал: «Это имя связано с Кири-Ньяга (название горы Кения на языке гикуйю), что означает: То, что обладает яркостью, или гора яркости». [4] [5]
Согласно мифу о сотворении Кикую , Нгай создал человечество , первого мужчину по имени Гикую и первую женщину по имени Мумби . Нгай создал гору «как место своего отдыха во время инспекционной поездки и как знак его чудес». [6] Гёкё и Мумби родили девять дочерей, которые стали истоками 9 кланов народа кикуйю. «Имена основных кланов: (1) Ачира; (2) Агачико; (3) Айриму; (4) Амбуи; (5) Ангару; (6) Анджиру; (7) Ангуи; (8) Этага; ( 9) Айтарандо». [6]
Нгай в поклонении масаи
[ редактировать ]Для масаи Нгай (также называемый Энгаи или Энкаи ) — андрогинный Верховный Творец , обладающий как мужским, так и женским началами. [7] Масаи называют исконное жилище Нгаи «Ол Дойньо Ленгаи», что буквально означает «Гора Бога», которая, по их мнению, находится в Северной Танзании. [7]
Имя Нгаи или Энкаи является синонимом слова « дождь ». [8]
В религии масаи Лайбон (множественное число: Лайбони ) выступает посредником между миром живых и Творцом. Они являются первосвященниками и прорицателями масаи. Помимо организации и проведения религиозных церемоний, включая жертвоприношения и возлияния, они также исцеляют живых, физически и духовно. [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кеньятта (1938), стр. 22-23, 41, 233
- ^ Jump up to: а б Миддлтон, Джон; Кершоу, Приветствую; Кикую и камба Кении: Восточно-Центральная Африка, Часть 5, Routledge (переиздание, 2017 г.), стр. 128, ISBN 9781315313115 [1] (получено 5 апреля 2019 г.)
- ^ Олни, Джеймс, Расскажи мне, Африка: подход к африканской литературе , Princeton University Press (2015), стр. 88, ISBN 9781400870592 , [2] Проверено 5 апреля 2019 г.)
- ^ Кеньята, Джомо , Лицом к горе Кения , «Концепция божества» (введение Б. Малиновского ), первоначально опубликовано Martin Secker & Warburg LTD , (1938), [в] South African History Online , стр. 233-234 (PDF: стр. 261–262), [3] (Проверено 5 апреля 2019 г.)
- ^ Кеньята, Джомо, «Лицом к горе Кения » (глава: «Концепция божества») [в] Бен-Йоканнан, Йосеф , Африканское происхождение основных «западных религий» , Black Classic Press (переиздание, 1991), ISBN 9780933121294 , стр. 42–49, [4] (Проверено 5 апреля 2019 г.)
- ^ Jump up to: а б Кеньятта, Джомо (1965). Лицом к горе Кения (2-е изд.). Винтажные книги. п. 175 . ISBN 0-394-70210-7 .
- ^ Jump up to: а б Асанте, Тысяча левитов ; Мазама, Мать; Энциклопедия африканской религии, Том 1 , SAGE (2009), [стр. 427, ISBN 9781412936361 (получено 18 марта 2020 г.) [5]
- ^ Бергманн, Сигурд ; Гертен, Дитер; Религия и опасное изменение окружающей среды: трансдисциплинарные взгляды на этику климата и устойчивого развития , LIT Verlag Münster (2010), с. 43, ISBN 9783643100931 (получено 18 марта 2020 г.) [6]
- ^ Асанте, Тысяча левитов; Мазама, Мать; Энциклопедия африканской религии, Том 1 , SAGE (2009), [стр. 428, ISBN 9781412936361 (получено 18 марта 2020 г.) [7]
Библиография
[ редактировать ]- Кеньята, Джомо, Лицом к горе Кения (введение Б. Малиновского ), первоначально опубликовано Martin Secker & Warburg LTD , (1938), [в] South African History Online , стр. 22–23, 41, 233-234, [8] ] (Проверено 5 апреля 2019 г.)
- Бен-Йоканнан, Йосеф , Африканское происхождение основных «западных религий» , Black Classic Press (переиздание, 1991), стр. 42–49, ISBN 9780933121294 [9] (Проверено 5 апреля 2019 г.)
- Миддлтон, Джон; Кершоу, Приветствую; Кикую и камба Кении: Восточно-Центральная Африка, Часть 5, Routledge (переиздание, 2017 г.), стр. 128, ISBN 9781315313115 [10] (получено 5 апреля 2019 г.)
- Кеньятта, Джомо (1965). Лицом к горе Кения (2-е изд.). Винтажные книги. п. 175
- Олни, Джеймс, Расскажи мне, Африка: подход к африканской литературе , Princeton University Press (2015), стр. 88, ISBN 9781400870592 , [11] Проверено 5 апреля 2019 г.)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дж. Н. ван Люйк, Традиционная медицина камба округа Мачакос, Кения, Том 2, Королевский тропический институт, факультет тропической гигиены, суб. Департамент тропического здоровья (1982), Университет Индианы